Научная статья на тему 'Формирование системы контроля качества аудита в аудиторской организации'

Формирование системы контроля качества аудита в аудиторской организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1993
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашова Н. Г.

Статья посвящена формированию системы контроля качества в аудиторской организации. В статье сделана попытка раскрыть понятие «контроль качества аудита», назначение контроля качества аудита, сформулировать его принципы и процедуры. Разработано Типовое положение по внутреннему контролю качества в аудиторской организации, структурирующее и конкретизирующее процедуры контроля качества аудита. Сделан вывод о том, что внедрение Типового положения станет гарантией качественного аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы контроля качества аудита в аудиторской организации»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657.6

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА В АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н. Г. КОНДРАШОВА,

аспирантка кафедры аудита и контроля E-mail: nataljakond1771@mail. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья посвящена формированию системы контроля качества в аудиторской организации. В статье сделана попытка раскрыть понятие «контроль качества аудита», назначение контроля качества аудита, сформулировать его принципы и процедуры. Разработано Типовое положение по внутреннему контролю качества в аудиторской организации, структурирующее и конкретизирующее процедуры контроля качества аудита. Сделан вывод о том, что внедрение Типового положения станет гарантией качественного аудита.

Ключевые слова: контроль качества аудита, система контроля качества в аудиторской организации, процедуры контроля качества аудита.

Изменение нормативного регулирования аудиторской деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 № Э07-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [5] породило новые вопросы, касающиеся качества аудита, в частности организации системы внутреннего контроля качества в аудиторских организациях. Потребность в практических рекомендациях по формированию действенной системы контроля качества в аудиторской организации и определила актуальность этой статьи.

Такой аспект аудиторской деятельности, как качество аудита и его контроль, исследуется в трудах российских и зарубежных ученых: М. А. Азарской, С. М. Бычковой, Е. Н. Варламовой, А. В. Глущенко, Е. М. Гутцайта, Ю. А. Данилевского, И. Д. Деминой, Е. Ю. Итыгиловой, А. В. Крикунова, Т. И. Кришталевой, О. А. Мироновой, С. В. Панковой, В. И. Подольского, А. А. Савина, В. В. Скобары, В. П. Суйца, А. С. Худяковой, В.В. Панкова, А. Д. Шеремета, Р. Адамса, Э. А. Аренса, А. Монтгомери, Л. А. Бернстайна, Р. Доджа, Д. Р. Кармайкла, Дж. К. Робертсона и др.

Существует множество подходов к определению качества аудита. Большинство российских исследователей рассматривают его с позиции следования аудиторским стандартам, так как «стандарты аудита ограничивают саму возможность проведения некачественного аудита, поскольку, следуя им, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный набор аудиторских процедур, и его работу можно будет проверить, изучив его рабочие документы» [3, с. 108].

Другой подход к качеству аудита с позиции конечного потребителя находит отражение в

работе С. В. Панковой. Она определяет качество аудита как «обобщенный эффект аудиторской проверки, выраженный в степени соответствия мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности аудируемого лица» [8, с. 137]. Таким образом, она рассматривает понятие «качество аудита» с точки зрения удовлетворения потребностей заинтересованных пользователей в объективном выражении мнения аудитора по итогам аудиторской проверки.

А. В. Глущенко и А. С. Худякова определяют качество аудита как «соответствие выполняемых аудитором процессов, связанных с проведением проверки, требованиям пользователей информации, содержащейся в аудиторском заключении» [2, с. 21].

Более широкий подход к понятию «качество аудита» предложен С. М. Бычковой и Е. Ю. Итыги-ловой. Он содержит ряд позиций, определяющих качество аудита [1, ^ 7—9]:

1) качество аудиторских услуг и качество аудиторского заключения является прямым результатом профессиональной компетентности и опыта аудитора;

2) качество в аудите определяется рейтингом аудиторской фирмы, который учитывает такие позиции, как, например, конкурентные преимущества, показатели финансовой деятельности, продолжительность работы на рынке аудиторских услуг, опыт и квалификация аудиторов, количество клиентов, размер компании;

3) качество аудита—это соответствие требованиям аудиторских стандартов и других нормативных актов по аудиторской деятельности;

4) измерение качества с позиции оказанной аудиторской услуги;

5) качество аудита определяется сочетанием соответствия одновременно затрат и стоимости;

6) качество аудита как результат участия потребителя в оценке качества аудиторской проверки;

7) качество — это соответствие скрытым потребностям клиентов.

Иными словами, качество аудита представляется как соответствие требованиям нормативных актов, потребностям пользователей, затрат и стоимости, является результатом профессиональной

компетентности и опыта аудитора, определяется рейтингом аудиторской организации.

В. В. Панков и Н. В. Акаемова [7, с. 8] предлагают ограничиться в рассмотрении понятия «качество аудита» наиболее существенными функциями, представляя качество аудита как:

— соответствие ожиданиям основных групп пользователей, предполагающее, что результаты аудита должны обеспечить необходимый уровень уверенности всех заинтересованных пользователей в достоверности аудируемой отчетности;

— соблюдение профессиональных стандартов аудита и норм аудиторской этики — аудит должен проводиться строго в соответствии с принятыми стандартами и нормами аудита, с соблюдением необходимых общепринятых или утвержденных административно методик осуществления проверки, а также Кодекса профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол № 4).

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» уточнил терминологию, определения и содержание соответствующих ключевых понятий. Он разграничил понятия «аудит» и «аудиторская деятельность», определив аудит как один из видов услуг, составляющих наряду с другими аудиторскими услугами содержание аудиторской деятельности. Поэтому, говоря о качестве аудита, имеют в виду качество содержания аудиторской деятельности. Если объединить имеющиеся подходы, то под качеством аудита (аудиторской деятельности) следует понимать обеспечение разумной уверенности в том, что аудиторская деятельность осуществляется с соблюдением нормативных актов, профессиональных стандартов аудита, норм аудиторской этики и в соответствии с ожиданиями основных групп пользователей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» «аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». Для достижения поставленной цели, обеспечения объективного независимого профессионального мнения аудитора и осуществляется контроль качества аудиторской деятельности.

Необходимость контроля качества аудита связана также с тем, что некоторые аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными. «Несостоятельность аудита — это ситуация, когда аудитор приходит к неточному выводу в результате аудиторской проверки и представляет ошибочное заключение» [9, с. 38]. Вместе с тем собственники, инвесторы, кредиторы доверяют аудиторскому заключению, и от него во многом зависят их управленческие решения. В случае некачественного аудита эти решения будут ошибочными, и уровень доверия к мнению аудитора резко снизится.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 3033595 / ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» приводит следующее определение контроля качества услуги — это «совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги и сравнения полученных результатов с установленными требованиями» [4]. Поэтому понятие «контроль качества аудита» можно определить как совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторских организаций установленным требованиям.

На уровне аудиторской организации целью контроля качества следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторской организации установленным требованиям. Эти требования устанавливает система стандартизации по организации и технологии проведения аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг в российской аудиторской организации, в которую входят федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов (СРО), внутренние стандарты. При этом:

— федеральные стандарты аудиторской деятельности формулируют единые базовые требования к порядку оказания аудиторских услуг, к их качеству и надежности;

— стандарты СРО устанавливают дополнительные требования, обязательные для применения всеми членами данного СРО;

— внутренние стандарты детализируют и регламентируют единые и дополнительные требования к оказанию аудиторских услуг.

Таким образом, назначение контроля качества аудита состоит в следующем:

1) обеспечении объективного независимого профессионального мнения аудитора;

2) предупреждении несостоятельности аудита;

3) обеспечении необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента;

4) обеспечении соответствия деятельности аудиторской организации установленным требованиям.

Контроль качества аудита на уровне аудиторской организации представлен системой контроля качества в аудиторской организации. Необходимость создания системы контроля качества в аудиторской организации обусловлена требованиями Международного стандарта контроля качества 1 «Контроль качества в фирмах, выполняющих аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения по выражению уверенности и сопутствующим услугам» и российским аналогом этого стандарта — Правилом (стандартом) (далее — ПСАД) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»: «аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий)...». Эта система выполняет управленческую функцию контроля качества, и для успешного функционирования аудиторской организации очень важно, чтобы эта функция реализовывалась эффективно, экономично и охватывала всю деятельность снизу доверху.

При организации системы внутреннего контроля качества в аудиторской организации необходимо руководствоваться требованиями Международного стандарта контроля качества 1, Международного стандарта аудита 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности», ПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», ПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» [6].

Практическое формирование системы контроля качества в аудиторской организации будет заключаться в разработке принципов и процедур контроля качества аудита, их непрерывном анализе и оценке. В создании и надежном функцио-

нировании системы обеспечения качества аудита ведущая роль отводится руководству аудиторской организации. Оно должно определить и утвердить основополагающие принципы и процедуры контроля, возложить на конкретных сотрудников контрольные функции.

Для разработки этих принципов и процедур следует обратиться к ПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», которым предусмотрено, что «система контроля качества услуг аудиторской организации должна установить принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:

а) обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;

б) этические требования;

в) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;

г) кадровая работа;

д) выполнение задания;

е) мониторинг.

Принципы и процедуры контроля качества услуг должны быть документально оформлены и доведены до сведения работников аудиторской организации».

Принципы — это основные, исходные положения. В таблице представлены принципы, которые обеспечат успешное функционирование системы контроля качества аудита в аудиторской организации.

Для соблюдения вышеуказанных принципов необходимо разработать конкретные процедуры. Процедура — это установленный порядок ведения, рассмотрения какого-либо дела [10, с. 1075].

Конкретная реализация и содержание процедур контроля качества аудита на уровне аудиторской организации зависят от различных факторов (объема и характера деятельности конкретной аудиторской организации, ее функционально-организационной структуры, соотношения затрат и выгод при применении процедур системы внутреннего контроля качества и др.) и существенно варьируются в разных аудиторских организациях.

Особенностью создания системы внутреннего контроля качества в малых аудиторских организациях является ограниченность финансовых и трудовых ресурсов. Для таких организаций особенно актуальна экономическая эффективность применяемой системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг, обеспечивающая получение очевидных преимуществ при разум-

Принципы контроля качества аудита в аудиторской организации

Принцип Характеристика

Ориентация деятельности на повышение качества Ориентация деятельности на повышение качества зависит от четких, последовательных и постоянных действий руководства аудиторской организации, делающих акцент на политике и процедурах контроля качества аудита и требующих выполнения работы в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями регулирующих органов и законодательства. Такие действия могут передаваться в процессе обучения, встреч, переговоров и отражены во внутренней документации аудиторской организации. Этот принцип направлен на развитие конкурентных преимуществ организации

Ответственность Аудитор за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность

С балансированно сть Аудитору нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Контрольные обязанности должны иметь соответствующий объем прав и возможностей

Своевременное сообщение об отклонениях Предполагает, что информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки

Системность При проведении контроля все аспекты деятельности рассматриваются полностью во взаимосвязи

Разделение обязанностей Распределение функций между сотрудниками в аудиторской организации

Соблюдение норм аудиторской этики Соблюдение этических принципов, определенных в Кодексе этики аудиторов России, Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012, протокол № 6)

ных затратах. Поэтому для организации системы контроля качества в малых и средних аудиторских организациях может быть разработано ведущим аудитором по методологии аудита и утверждено руководителем Типовое положение по внутреннему контролю качества в аудиторской организации. Разделы Типового положения должны содержать вышеперечисленные элементы системы контроля качества и соответствующие процедуры. Предполагается, что Типовое положение станет обязательным внутренним документом после его утверждения руководителем аудиторской организации. Оно содержит практические рекомендации по организации системы контроля качества в малых и средних аудиторских организациях.

Рассмотрим разделы Типового положения и соответствующие процедуры.

1. Общие положения

Целью Типового положения являются создание и эффективное функционирование системы внутреннего контроля качества аудиторской организации, предусмотренной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», международными стандартами аудита, федеральными стандартами аудиторской деятельности и Кодексом этики аудиторов России (далее — «законодательство по аудиту»).

Сфера применения. Типовое положение носит рекомендательный характер и направлено на оказание помощи аудиторским организациям при применении ПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» и ПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Основные понятия, используемые в настоящем Положении, следует трактовать исходя из понятий, установленных законодательством по аудиту.

2. Обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией

Процедура 1. Назначение сотрудника, ответственного за систему управления качеством аудита организации (контролер качества) и наделение его соответствующими полномочиями. В его функции входят разработка, обновление и контроль за соб-

людением внутренних аудиторских стандартов, а также контроль за ходом выполнения заданий и планов, оценка качества рабочих документов, отчетов и заключений для аудируемых лиц. Контролер качества отчитывается перед руководителем организации.

Процедура 2. Утверждение внутренних стандартов.

Процедура 3. Назначение руководителя и членов группы для проведения аудиторской проверки и оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом учитываются:

— понимание и практический опыт в выполнении заданий, аналогичных по характеру и сложности, приобретаемые посредством обучения и в процессе предыдущей деятельности;

—знание положений профессиональных стандартов, требований нормативных правовых актов;

— необходимые технические знания, в том числе конкретных информационных технологий;

— понимание специфики соответствующего вида экономической деятельности клиента;

— способность формировать профессиональное суждение;

— владение вопросами, связанными с процедурами контроля качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;

— планируемые сроки проведения аудиторской проверки или выполнения иного аудиторского задания;

— возможность возникновения ситуаций, связанных с нарушением принципа независимости.

Процедура 4. Периодическая (не реже одного раза в 3 года) смена руководителя аудиторской проверки, которой подвергается финансовая (бухгалтерская) отчетность конкретного аудируемого лица.

Процедура 5. Назначение работников, ответственных за проведение консультаций, в том числе отвечающих за:

— проведение консультаций по видам экономической деятельности, где существуют особые требования к ведению бухгалтерского учета, проведению аудита или составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— направление запросов в органы государственной власти;

— ведение информационной базы (библиотеки), имеющей отношение к особым областям аудита.

Процедура 6. Утверждение должностных инструкций, определяющих квалификационные требования для работников всех уровней.

Процедура 7. Утверждение методических указаний о форме, содержании и системе хранения рабочих документов. Определение сотрудников с соответствующими полномочиями, ответственных за поддержание электронного и бумажного архивов, порядка доступа к документам, находящимся в архиве.

Процедура 8. Утверждение графика оказания аудиторских услуг с учетом условий заключенных договоров на оказание аудиторских услуг.

Процедура 9. Рассмотрение важных вопросов в области бухгалтерского учета и аудита, оценка их важности, внесение изменений в общий план и программу аудита.

Процедура 10. Устранение расхождений в профессиональных суждениях сотрудников.

Процедура 11. Наложение на сотрудника взысканий вплоть до расторжения трудового договора.

Процедура 12. Поощрение сотрудников.

Процедура 13. Тестирование системы внутреннего контроля качества работы организации с целью определения эффективности ее работы.

3. Соблюдение этических требований сотрудниками организации

Процедура 1. Информирование сотрудников о требованиях независимости, честности, объективности, профессиональной компетентности и конфиденциальности, а также о нормах профессионального поведения, установленных в аудиторской организации при приеме на работу. Составляется письменное подтверждение независимости аудитора.

Процедура 2. Информирование сотрудников об ответственности за нарушение требований этических принципов при приеме на работу.

Процедура 3. Нарушение требований этических и профессиональных принципов влечет за собой наложение взысканий.

4. Принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процедура 1. Составление списка клиентов, которым оказываются аудиторские услуги.

Процедура 2. Введение внутренних стандартов, устанавливающих методы взаимодействия с потенциальным аудируемым лицом, к которым относятся:

— стандартизированные формы, используемые при оценке независимости потенциального клиента и анализе рисков;

— стандартные формы писем-запросов руководству потенциального аудируемого лица, банкам, обслуживающим аудируемое лицо, предшествующему аудитору, представителям финансовых и деловых кругов для получения информации, относящейся к потенциальному клиенту, в том числе относительно честности руководства, причин замены аудитора и т. п.;

— формы документального закрепления выводов по результатам проведенной оценки.

Процедура 3. Проведение переговоров с уполномоченными представителями потенциального клиента, которому ранее аудиторские услуги не оказывались. Эти переговоры осуществляются руководителем (или уполномоченным им сотрудником) организации с целью:

— подтверждения факта понимания потенциальным клиентом целей, задач и содержания услуг;

— определения соответствия характера услуг, необходимых потенциальному клиенту, перечню сопутствующих аудиту услуг, установленному законодательством;

— выяснения условий и особенностей финансово-хозяйственной деятельности потенциального клиента;

— выявления фактов, способных оказать влияние на независимость аудиторской организации и ее сотрудников;

— анализа особенностей контактов с организациями, ранее оказывавшими потенциальному клиенту аудиторские услуги;

— определения возможностей аудиторской организации оказывать аудиторские услуги конкретному клиенту, т. е. выявления наличия достаточного количества сотрудников, обладающих необходимой квалификацией для оказания аудиторских услуг, приемлемости для обеих сторон сроков, а также принципиальной целесообразности оказания услуг;

— выявления обстоятельств, которые могут оказать влияние на качество оказания аудиторских

услуг (например, заведомое ограничение потенциальным клиентом объема предоставляемой информации).

Процедура 4. Составление анкеты клиента.

5. Кадровая работа

Процедура 1. Прием на работу сотрудников осуществляется в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.

Процедура 2. Постоянное повышение сотрудниками образовательного уровня путем самообразования, повышения квалификации как в порядке, установленном действующим законодательством РФ, так и в инициативном порядке.

Процедура 3. Ежегодное прохождение повышения квалификации (продолжительность курса — не менее 40 ч в год) в порядке, установленном действующим законодательством, за счет средств аудиторской организации сотрудниками, имеющими квалификационные аттестаты аудиторов и профессиональных бухгалтеров.

6. Выполнение задания

Процедура 1. Составление графика оказания аудиторских услуг руководителем и членами группы по проведению аудиторской проверки в соответствии с условиями заключенных договоров.

Процедура 2. Согласование условий заключения типового договора на аудиторскую проверку с руководством аудируемого лица.

Процедура 3. Оформление письма-обязательства о согласии на проведение аудита.

Процедура 4. Проведение аудита.

Процедура 5. Возложение на руководителя аудиторской проверки обязанностей по:

— обеспечению практического применения принципов и подходов организации к осуществлению аудита в соответствии с требованиями внутренних стандартов;

— оформлению документов, отражающих взаимодействие с клиентами;

— составлению программы аудита;

— осуществлению планирования аудита;

— доведению до сведения руководителя организации основных результатов оказания аудиторских услуг.

На руководителя аудиторской проверки возлагается также контроль за своевременностью,

полнотой и качеством аудиторских работ на всех этапах аудита.

Процедура 6. Члены рабочей группы и привлеченные специалисты выполняют процедуры, предусмотренные программой аудита по соответствующим разделам, осуществляют сбор аудиторских доказательств и готовят рабочие документы. Они также информируют руководителя проверки о выявленных недостатках, влияющих на достоверность тестируемых показателей, согласовывают достаточность собранных доказательств.

Процедура 7. На основе собранных доказательств и подготовленных рабочих документов составляется перечень выявленных проблем («Результаты проверки»). Кроме того, формулируются замечания для включения в отчет аудитора и краткие выводы по итогам аудита каждого раздела.

Порядок и форма доведения информации, полученной по результатам аудита, до уполномоченных лиц клиента устанавливаются условиями конкретных договоров.

Процедура 8. Представление клиенту итоговых документов по результатам оказания аудиторских услуг (аудиторского заключения, письменной информации руководству экономического субъекта по результатам аудита и т. п.).

7. Мониторинг

Процедура 1. Контролером качества проводится текущий анализ системы контроля качества аудиторской деятельности организации, в том числе:

—соответствия внутренних стандартов ПСАД;

— выполнения работниками профессиональных требований;

— приема на работу новых сотрудников;

— повышения квалификации сотрудников;

— поручения заданий сотрудникам;

— выполнения порученных заданий сотрудниками;

— оформления рабочих документов аудитора;

— подготовки итоговых документов по результатам оказания аудиторских услуг;

— оценки потенциальных клиентов;

— привлечения внешних консультантов и экспертов.

Процедура 2. В случае выявления фактов нарушений требований системы внутреннего контроля качества анализируются причины, обус-

ловившие их возникновение. При установлении вины конкретного сотрудника в выявленных нарушениях результаты проведенного анализа доводятся до его сведения и сведения руководителя организации.

Процедура 3. Руководителем организации ежегодно осуществляется тестирование системы внутреннего контроля качества работы организации с целью определения эффективности ее работы.

Процедура 4. Внесение изменения и уточнений в случае обнаружения недостаточной проработанности отдельных приемов и методов системы внутреннего контроля качества.

В ходе функционирования системы контроля качества в аудиторской организации анализ качества работы проводится не реже одного раза в год. По результатам контроля руководитель организации определяет корректирующие воздействия, в качестве которых можно использовать:

— совершенствование средств контроля;

—разработку регламентирующих документов;

—дополнительное обучение контролера

качества;

— наказание за невыполнение внутренних регламентов (выговор, отстранение от выполнения задания, лишение премии и др.).

Таким образом, правильно организованная система контроля качества аудита в аудиторской организации позволит экономично и целенаправленно решать сложные вопросы, связанные с организацией работы сотрудников и обработкой информации, обеспечит всестороннее удовлетворение требований потребителей аудиторских услуг, приемлемых расходов для обеспечения качества аудита. Внедрение этого Типового положения по внутреннему контролю качества в деятельность аудиторских организаций обеспечит разумную уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят

аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги с соблюдением нормативных правовых актов РФ, профессиональных стандартов аудита, норм аудиторской этики и в соответствии с ожиданиями основных групп пользователей, т. е. станет гарантией качественного аудита.

Список литературы

1. Бычкова С. М., Итыгилова Е. Ю. Контроль качества аудита. М.: Эксмо, 2008.

2. Глущенко А. В., Худякова А. С. Система обеспечения качества аудита // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 6 (156).

3. Маренков Н. Л., Веселова Т. П. Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах. М.: Едиториал, 2003.

4. Межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95 / ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»: постановление Госстандарта России от 12.03.1996 № 164.

5. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

6. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

7. Панков В. В., Акаемова Н. В., Кожухов В. Л. Обеспечение качества аудита: институциональный подход // Аудиторские ведомости. 2011. № 2.

8. Панкова С. В. Сущность аудита и подходы к определению его качества // Вестник Оренбургского государственного университета. 2002. № 2.

9. Смекалов П. В., Терехов A.A., Терехов М. А. Теория и практика аудита: учеб. пособие. СПб.: СПбГАУ; АОЗТ «Балтийский аудит», 1995.

10. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.