Научная статья на тему 'Анализ и обобщение исторических аспектов развития аудита в России'

Анализ и обобщение исторических аспектов развития аудита в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АУДИТА / АУДИТ В РОССИИ / ЭТАПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ АУДИТА В РОССИИ / HISTORY OF THE AUDIT / AUDIT IN RUSSIA / THE STAGES OF STANDARDIZATION OF AUDIT IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименов Д.М.

Аудит в своей современной форме появился в России сравнительно недавно, но за последние два десятилетия были сделаны значительные шаги в области нормативного регулирования аудиторской деятельности. В результате в России, где исторически было обусловлено главенствование института ревизии, объективная потребность в аудите позволила за непродолжительный период времени пройти значительный путь от полного отсутствия не только законодательных актов, регулирующих порядок предоставления аудиторских услуг, но и опыта проведения аудиторских проверок, до системы аудиторских стандартов, охватывающей широкий спектр объектов и инструментов аудита, а так же системы контроля аудиторской деятельности, включающей в себя государственные структуры и аудиторские саморегулируемые организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND SUMMARY OF THE HISTORICAL ASPECTS OF THE AUDIT IN RUSSIA

Audit in its present form appeared in Russia recently, but over the last two decades have been made considerable steps in the field of regulatory auditing. As a result, in Russia, where historically was due headship of institute of revision, objective requirement for audit allows in a short period of time pass a long way from the complete absence not only of legislation regulating the procedure of provision of audit services, but also the experience of audit, to a system of auditing standards, covering a wide range of audit facilities and audit tools, as well as the control system of auditing, which includes government agencies and auditing self-regulatory organizations.

Текст научной работы на тему «Анализ и обобщение исторических аспектов развития аудита в России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ

Д.М. Пименов,

соискатель кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России, старший эксперт ЭКЦ ГУ МВД России по г. Москве Научный руководитель: Суглобов Александр Евгеньевич, доктор экономических наук, профессор Научная специальность 08.00.12 - бухгалтерский учет, статистика

Аннотация. Аудит в своей современной форме появился в России сравнительно недавно, но за последние два десятилетия были сделаны значительные шаги в области нормативного регулирования аудиторской деятельности. В результате в России, где исторически было обусловлено главенствование института ревизии, объективная потребность в аудите позволила за непродолжительный период времени пройти значительный путь от полного отсутствия не только законодательных актов, регулирующих порядок предоставления аудиторских услуг, но и опыта проведения аудиторских проверок, до системы аудиторских стандартов, охватывающей широкий спектр объектов и инструментов аудита, а так же системы контроля аудиторской деятельности, включающей в себя государственные структуры и аудиторские саморегулируемые организации.

Ключевые слова: история аудита, аудит в России, этапы стандартизации аудита в России

ANALYSIS AND SUMMARY OF THE HISTORICAL ASPECTS OF THE AUDIT IN RUSSIA

D.M. Pimenov,

the seeker of the department offinance and economic analysis of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, senior court expert Forensic Science Center of the Moscow Department

of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Annotation. Audit in its present form appeared in Russia recently, but over the last two decades have been made considerable steps in the field of regulatory auditing. As a result, in Russia, where historically was due headship of institute of revision, objective requirement for audit allows in a short period of time pass a long way from the complete absence not only of legislation regulating the procedure of provision of audit services, but also the experience of audit, to a system of auditing standards, covering a wide range of audit facilities and audit tools, as well as the control system of auditing, which includes government agencies and auditing self-regulatory organizations.

Keywords: history of the audit, the audit in Russia, the stages of standardization of audit in Russia

В России неоднократно происходили попытки создания института аудиторской деятельности. Впервые звание аудитора в России было введено приказом Петра I в 1716 г. На примере Польши институт аудиторов был создан в армии, где они занимались расследованием имущественных споров. В воинском уставе и табеле о рангах аудиторское звание было приравнено к воинским чинам и представляло высшие ревизионные военные суды России. По своему характеру должность аудитора отличалась от аналогичной должности в Западной Европе, так как в России аудиторами назывались юристы,

совмещающие в своей деятельности функции делопроизводителя, секретаря и прокурора[4].

Однако в тот период отсутствовала общественная внутренняя потребность в возникновении и развитии аудита, а введенный директивно он постепенно терял свое первоначальное назначение. В 1867 г., с введением военно-судебной реформы, должность аудитора в армии была упразднена.

В дальнейшем было предпринято еще несколько попыток создания института аудита в России, так в 1891 был проведен 1 съезд счетоводов, на котором объявили об открытии Общества счетоводов. Его

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

первостепенной задачей стало образование группы «присяжных счетоводов», которым поручались ревизии различных счетоводств, экспертиза и организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях. Но это начинание не нашло понимания и поддержки в профессиональной среде. Основным препятствием стало неприятие требования конфиденциальности (аудитор не может сообщать об обнаруженных нарушениях никому, кроме клиента) и самой сути отношений между организацией и аудитором (аудитор не только проверяет финансовые документы, но и описывает в акте обнаруженные недостатки и нарушения)[14]. По этой и ряду других причин, проект об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов так и не был утвержден Государственным Советом.

Следующий раз вопрос о создании Института бухгалтеров поднимался 1909 году, но он также не был доведен до логического конца.

Очередная попытка развития аудиторской деятельности была предпринята уже в Советском Союзе, в годы НЭПа, когда в 1925 г. при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции СССР создается Институт государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ). Институт создавался в целях содействия и правильной постановки счетоводства и отчетности в государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предприятиях и государственных учреждени-ях[5]. Таким образом, задачи данного учреждения определялись как содействие правильной постановке учета в стране и проведению экспертиз по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности по требованию государственных органов. Деятельность института носила замкнутый характер, поскольку весь накопленный в процессе работы материал представлялся в виде заключений и докладов в Центральные бюро ИГБЭ, а затем отправлялся в хранилища. Соответственно все обнаруженные недочеты и достижения в области постановки учета и отчетности не публиковались.

Кроме того, необходимо понимать, что при командно-административной системе, характеризующейся, в основном государственной формой собственности, потребность в независимом финансовом контроле отсутствовала и к 1930 году вследствие непонимания обществом и чиновниками того, что такое аудит и коммерческая тайна, независимые проверки - прообраз аудиторских - перестали существовать.

В результате в советской России вместо аудита получил развитие институт ревизии, направленный на поиск упущений и злоупотреблений в финансо-

во-хозяйственной деятельности предприятий, а так же ошибок и отступлений в отчетности, и, как следствие, выявление и наказание виновных. При этом необходимо отметить заслуги советских исследователей теории и практики проведения ревизий, поскольку именно ими в значительной степени были созданы методическая основа и инструментарий контрольных мероприятий, которые по настоящее время используется в ходе аудиторских проверок.

Окончательно вопрос о необходимости создания института аудита в России встал с началом рыночных преобразований конца 80-х годов XX века, сопровождающихся реорганизацией государственных предприятий в коммерческие структуры многообразных форм собственности.

Начало было положено специальным постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1987 г. «О создании советской аудиторской организации» (на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР). Создается акционерное общество «Инаудит» по оказанию аудиторских и консультационных услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям[5].

Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 г. Одной из причин необходимости их появления стало мощнейшее развитие внешнеторговых взаимоотношений. Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранных инвестиций. Их привлечение требовало гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. А самым простым и в тоже время надежным способом получения достоверной информации является проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость аудита стала объективной реальностью.

На первых этапах становления аудита в России полностью отсутствовало его нормативное регулирование. И лишь в конце 1993 г. указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), которыми детально регламентировалась деятельность аудиторов. Основой для их разработки послужил материал, изложенный в международных стандартах аудиторской деятельности. В результате особенностью получившихся правил (стандартов) стала их схожесть с МСА по идеям и по структуре^]. Предполагалось, что данные документы будут иметь временный характер и просуществуют

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

недолго (на самом деле эти правила действовали почти восемь лет), что в результате привело к отсутствию их правового статуса, вызванного пробелом в законодательной базе в аспекте вопросов раскрытия информации о том, какой именно государственный или общественный орган вправе разрабатывать и утверждать правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Временные правила сыграли важную роль в становлении аудита в России, однако в последствии уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставая по ряду существенных позиций от реальной жизни. Возникла необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудита[3].

Государственное регулирование аудиторской деятельности и правовых основ организации аудита в России получило развитие в связи с принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»[8].

Принятый закон «Об аудиторской деятельности» внес серьезные изменения в целый ряд положений, установленных Временными правилами, практически не изменив определение аудиторской деятельности, Закон иначе устанавливает цели аудита. Если Временными правилами цель определялась как установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, Законом же предусмотрено, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации[3]. Данная трактовка в большей степени соответствует международному пониманию аудита.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» также устанавливает перечень услуг, сопутствующих аудиту, что отчасти снимает вопрос о том, какие виды деятельности непосредственно связаны с аудитом, а какие не могут осуществляться аудиторскими организациями. Кроме того, в данном Законе отсутствует вариант проведения обязательного аудита по поручению органов дознания.

С принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был устранен правовой вакуум в отношении аудиторских стандартов: федеральные правила, стандарты аудиторской деятельности должны разрабатываться уполномоченным федеральным органом

государственного регулирования аудиторской деятельности и утверждаться Правительством Российской Федерации.

В последующем Правительством Российской Федерации было принято постановление «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 6 февраля 2002 г. № 80, в котором Министерство финансов Российской Федерации определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. Кроме того, в рамках вышеуказанного нормативного акта Министерству финансов Российской Федерации поручено обеспечить разработку и представление в установленном порядке до 1 августа 2002 г. в Правительство Российской Федерации проекты федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Основными функциями Министерства финансов Российской Федерации как уполномоченного федерального органа стали:

• издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

• организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

• организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

• контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;

• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление инфор-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

мации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

• аккредитация профессиональных аудиторских объединений[1].

В течение периода действия Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Министерством Финансов было разработано и утверждено Правительством Российской Федерации 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности, из которых на настоящий момент действуют 29.

К концу 2008 года созрела объективная потребность в совершенствовании действующей на тот момент системы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. В результате очередным шагом на пути совершенствования законодательства России в области аудиторской деятельности стало принятие Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Главное изменение, которое предлагал данный Закон, - отмена с 1 января 2010 г. государственного лицензирования аудиторской деятельности. Индивидуальные аудиторы и аудиторские компании в течение 2009 г. должны были объединиться в саморегулируемые организации, которые и стали основными контролерами в этой сфере.

При этом государство сохраняло за собой рычаги контроля, но взаимодействуя уже не со всеми участниками рынка, а с объединениями аудиторов.

К функциям уполномоченного федерального органа, через который осуществляется регулирование аудиторской деятельности стало относиться следующее:

• выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

• нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской дея-

тельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

• ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

• анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации[2].

Кроме того, представители уполномоченного федерального органа должны были входить в совет по аудиторской деятельности - специально созданный институт по обеспечению общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Таким образом, получалась двухзвенная система контроля, которая позволяла освободить государственные органы от ряда функций, а профессиональное сообщество - от избыточного административного давления[7].

Также в результате работы над новым Законом были уточнены формулировки и ликвидированы возможности для разночтений. В частности, в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» прямо говорится, что основой для разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности являются международные стандарты аудита[7].

Таким образом, за последние два десятилетия Россия сделала значительные шаги в области стандартизации аудиторской деятельности. Анализ составляющих данных шагов нормативного регулирования аудита представлен в таблице 1.

Таблица 1. Исторические аспекты анализа нормативных документов аудиторской деятельности в Российской Федерации в разрезе этапов.

Дата Наименование события Группа Название Документ, регламентирующий событие

1-ый этап

22.12.93 Опубликован Закон «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации («Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации»)» Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263

09.02.96 Опубликован РСА «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 09.02.1996, протокол № 1

25.12.96 Опубликован РСА «Аудиторская выборка» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.1996, протокол № 6

Опубликован РСА «Аудиторские доказательства»

Опубликован РСА «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности»

Опубликован РСА «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Продолжение табл. 1

Опубликован РСА «Документирование аудита»

Опубликован РСА «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»

Опубликован РСА «Использование работы эксперта»

Опубликован РСА «Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности»

Опубликован РСА «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита»

Опубликован РСА «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита»

Опубликован РСА «Планирование аудита»

22.01.98 Опубликован РСА «Образование аудитора» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 22.01.1998, протокол № 2

Опубликован РСА «Аналитические процедуры»

Опубликован РСА «Аудит в условиях компьютерной обработки данных»

Опубликован РСА «Существенность и аудиторский риск»

15.07.98 Опубликован РСА «Внутрифирменный контроль качества аудита» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 15.07.1998, протокол № 4

Опубликован РСА «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»

Опубликован РСА «Применимость допущения непрерывности деятельности»

Опубликован РСА «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»

Опубликован РСА «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта»

18.03.99 Опубликован РСА «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18.03.1999 , протокол № 2

Опубликован РСА «Общение с руководством экономического субъекта»

Опубликован РСА «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним»

27.04.99 Опубликован РСА «Изучение и использование работы внутреннего аудита» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27.04.1999, протокол № 3

Опубликован РСА «Понимание деятельности экономического субъекта»

Опубликован РСА «Использование работы другой аудиторской организации»

20.08.99 Опубликован РСА «Проверка прогнозной финансовой информации» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.08.1999, протокол № 5

Опубликован РСА «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете»

Опубликован РСА «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность»

Опубликован РСА «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»

20.10.99 Опубликован РСА «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999, протокол № 6

Опубликован РСА «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг»

Опубликован РСА «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов»

Опубликован РСА «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.07.00 Опубликован РСА «Проведение аудита с помощью компьютеров» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол № 1

Опубликован РСА «Оценка риска и внутренний контроль, характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Продолжение табл. 1

Опубликован РСА «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами»

Опубликован РСА «Особенности аудита малых экономических субъектов»

2-ой этап

07.08.01 Опубликован Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ ФЗ от 07.08.2001 № 119-ФЗ

26.11.01 Утратил силу пункт 19, внесены изменения в пункт 20 Закон «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации («Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации»)» Указ Президента РФ от 26.11.2001 № 1360

13.12.01 Утратил силу Закон «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации («Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации»)» Указ Президента РФ от 13.12.2001 № 1459

14.12.01 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ ФЗ от 14.12.2001 № 164-ФЗ

30.12.01 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ ФЗ от 30.12.2001 № 196-ФЗ

23.09.02 Опубликован ПСАД № 1 «Цель, основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696

Опубликован ПСАД № 2 «Документирование аудита»

Опубликован ПСАД № 3 «Планирование аудита»

Опубликован ПСАД № 4 «Существенность в аудите»

Опубликован ПСАД № 5 «Адиторские доказательства»

Опубликован ПСАД № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»

Утратил силу РСА «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», его заменил ПСАД № 1 Фактически утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696

Утратил силу РСА «Документирование аудита», его заменил ПСАД № 2

Утратил силу РСА «Планирование аудита», его заменил ПСАД № 3

Утратил силу РСА «Существенность и аудиторский риск (в части вопросов существенности)», его заменил ПСАД № 4

Утратил силу РСА «Аудиторские доказательства», его заменил ПСАД № 5

Утратил силу РСА «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности», его заменил ПСАД № 6

04.07.03 Опубликован ПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 № 405

Опубликован ПСАД № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»

Опубликован ПСАД № 9 «Аффилированные лица»

Опубликован ПСАД № 10 «События после отчетной даты»

Опубликован ПСАД № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»

Утратил силу РСА «Внутрифирменный контроль качества аудита», его заменил ПСАД № 7 Фактически утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.07.2003 № 405

Утратил силу РСА «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», его заменил ПСАД № 8

Утратил силу РСА «Существенность и аудиторский риск (в части вопросов оценки рисков)», его заменил ПСАД № 8

Утратил силу РСА «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита», его заменил ПСАД № 9

Утратил силу РСА «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности», его заменил ПСАД № 10

Утратил силу РСА «Применимость допущения непрерывности деятельности», его заменил ПСАД № 11

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Продолжение табл. 1

07.10.04 Опубликован ПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита» Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 № 532

Опубликован ПСАД № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»

Опубликован ПСАД № 14 «Учет требований нормативно правовых актов российской федерации в ходе ?улита»

Опубликован ПСАД № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»

Опубликован ПСАД № 16 «Аудиторская выборка»

Изменен ПСАД № 1 «Цель, основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»

Изменен ПСАД № 2 «Документирование аудита»

Изменен ПСАД № 3 «Планирование аудита»

Изменен ПСАД № 4 «Существенность в аудите»

Изменен ПСАД № 5 «Аудиторские доказательства»

Изменен ПСАД № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»

Утратил силу РСА «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», его заменил ПСАД № 12 Фактически утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 532

Утратил силу РСА «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», его заменил ПСАД № 12

Утратил силу РСА «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», его заменил ПСАД № 13

Утратил силу РСА «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита», его заменил ПСАД № 14

Утратил силу РСА «Понимание деятельности экономического субъекта», его заменил ПСАД № 15

Утратил силу РСА «Аудиторская выборка», его заменил ПСАД №16

30.12.04 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ ФЗ от 30.12.2004 № 219-ФЗ

16.04.05 Опубликован ПСАД № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях» Постановление Правительства РФ от 16.04.2005 № 228

Опубликован ПСАД № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»

Опубликован ПСАД № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»

Опубликован ПСАД № 20 «Аналитические процедуры»

Опубликован ПСАД № 21 «Особенности аудита оценочных значений»

Опубликован ПСАД № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»

Опубликован ПСАД № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица»

Утратил силу РСА «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», его заменил ПСАД № 19 Фактически утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.04.2005 № 228

Утратил силу РСА «Аналитические процедуры», его заменил ПСАД № 20

Утратил силу РСА «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», его заменил ПСАД № 21

Утратил силу РСА «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», его заменил ПСАД № 22

Утратил силу РСА «Общение с руководством экономического субъекта», его заменил ПСАД № 22

Утратил силу РСА «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта», его заменил ПСАД № 23

02.02.06 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ ФЗ от 02.02.2006 № 19-ФЗ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Продолжение табл. 1

25.08.06 Опубликован ПСАД № 24 «Основные принципы Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» Постановление Правительства РФ от 25.08.2006 № 523

Опубликован ПСАД № 25 «Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация»

Опубликован ПСАД № 26 «Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности»

Опубликован ПСАД № 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность»

Опубликован ПСАД № 28 «Использование результатов работы другого аудитора»

Опубликован ПСАД № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»

Опубликован ПСАД № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»

Опубликован ПСАД № 31 «Компиляция финансовой информации»

Утратил силу РСА «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним», его заменил ПСАД № 24 Фактически утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 25.08.2006 № 523

Утратил силу РСА «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность», его заменил ПСАЛ № 27

Утратил силу РСА «Использование работы другой аудиторской организации», его заменил ПСАД № 28

Утратил силу РСА «Изучение и использование работы внутреннего аудита», его заменил ПСАД № 29

03.11.06 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ ФЗ от 03.11.2006 № 183-ФЗ

22.07.08 Опубликован ПСАД № 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта» Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 557

Опубликован ПСАД № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»

Опубликован ПСАД № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»

Изменен ПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»

Утратил силу РСА «Использование работы эксперта», его заменил ПСАД № 32 Фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 557

19.11.08 Изменен ПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 863

Изменен ПСАД № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», переименован в «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»

Изменен ПСАД № 9 «Аффилированные лица», переименован в «Связанные стороны»

Утратил силу ПСАД № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»

Изменен ПСАД № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»

3-ий этап

30.12.08 Опубликован Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ ФЗ от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Продолжение табл. 1

01.01.09 Утратили силу статьи 1-14, статьи 17-18, статьи 20-22 Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ ФЗ от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ

01.01.10 Утратили силу пункт 3 статьи 15, статья 16, статья 19 Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ ФЗ от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24.02.10 Опубликован ФСАД 4/2010 «Принцип осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» Приказ Минфина России от 24.02.2010 № 16н

20.05.10 Опубликован ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» Приказ Минфина России от 20.05.2010 № 46н

Опубликован ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»

Опубликован ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении»

01.07.10 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ ФЗ от 01.07.2010 № 136-ФЗ

02.08.10 Утратил силу ПСАД № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 586

Изменен ПСАД № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»

Изменен ПСАД № 21 «Особенности аудита оценочных значений»

Изменен ПСАД № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»

17.08.10 Опубликован ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» Приказ Минфина России от 17.08.2010 № 90н

Опубликован ФСАД 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»

13.12.10 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ ФЗ от 13.12.2010 № 358-ФЗ

28.12.10 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ ФЗ от 28.12.2010 № 400-ФЗ

01.01.11 Утратил силу Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ ФЗ от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ

27.01.11 Изменен ПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» Постановление Правительства РФ от 27.01.2011 № 30

Утратил силу ПСАД № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»

Утратил силу ПСАД № 14 «Учет требований нормативно правовых актов российской федерации в ходе аудита»

Изменен ПСАД № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»

04.05.11 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ

01.07.11 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-ФЗ ФЗ от 01.07.2011 № 169-ФЗ

11.07.11 Рекомендован к использованию РСА «Проверка прогнозной финансовой информации» Решение Совета по аудиторской деятельности от 11.07.2011, протокол № 1

Рекомендован к использованию РСА «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям»

Рекомендован к использованию РСА «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Продолжение табл. 1

11.07.11 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-Ф3 ФЗ от 11.07.2011 № 200-ФЗ

16.08.11 Опубликован ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства» Приказ Минфина России от 16 августа 2011 г. № 99н

Опубликован ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам»

Опубликован ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности»

Изменен ФСАД 5/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита

21.11.11 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-Ф3 ФЗ от 21.11.2011 № 327-ФЗ

22.12.11 Утратил силу ПСАД № 5 «Адиторские доказательства» Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1095

02.07.13 Изменен Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08 № 307-Ф3 ФЗ от 02.07.2013 № 185-ФЗ

Ретроспективный анализ истории нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации позволяет выделить несколько основных этапов, характеризующихся разным уровнем государственных органов ответственных за разработку и утверждение стандартов. На разных стадиях за это были ответственны Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Правительство РФ и Министерство Финансов РФ. Стандарты, принятые на начальных этапах, частично обновлялись, но при этом в настоящее время действуют стандарты всех трех этапов. В результате сейчас существует система аудиторских стандартов, включающая в себя ряд несистематизированных, разнонаправленных документов, различающихся как по форме, так и актуальности современным реалиям.

На настоящий момент в отечественную систему аудиторских стандартов входят 10 правил (стандартов) аудиторской деятельности, принятых Комиссией по аудиту при Президенте РФ в период 1996 г. по 2002 г.; 29 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, принятых Правительством РФ в период с 2002 г. по 2010 г., и 9 Федеральных стандартов аудиторской, деятельности принятых Минфином России в период с 2010 г. по настоящее время.

Количественный и качественный состав системы нормативного регулирования аудита выделен нами в разрезе этапов стандартизации и выглядит следующим образом (табл. 2):

Таблица 2. Анализ системы стандартов в разрезе этапов стандартизации.

Таким образом, в России, где исторически было обусловлено главенствование института ревизии, объективная потребность в аудите позволила за непродолжительный период времени пройти значительный путь от полного отсутствия не только законодательных актов, регулирующих порядок предоставления аудиторских услуг, но и опыта проведения аудиторских проверок, до системы аудиторских стандартов, охватывающей широкий спектр объектов и инструментов аудита, а также системы контроля аудиторской деятельности, включающей в себя государственные структуры и аудиторские саморегулируемые организации.

Основой подобного успеха послужили наработки в области теории и практики проведения ревизий, сформировавшиеся в Советский период и ставшие методической основой контрольных мероприятий, применяемых в ходе аудиторских проверок. Кроме того, отечественная система аудиторских стандартов строилась на примере международного опыта, а создаваемые аудиторские стандарты разрабатывались на основе международных стандартов аудита.

При этом, как отмечалось выше, существующая на настоящий момент система аудиторских стандартов в России, несовершенна и включает в себя ряд несистематизированных, разнонаправленных документов, различающихся как по форме, так и актуальности применения. Эта система требует не только выборочного пересмотра отдельных стандартов, но и четкой структуризации, что в свою очередь говорит о незавершенности процесса эволюции аудита в Российской Федерации.

Этапы Продолжительность периода Полное и сокращенное название принятых стандартов Количество принятых стандартов Нормативный документ, утвердивший принятие стандартов Количество стандартов каждого этапа, действующих в настоящее время

I 09.02.1996 -23.09.2002 Правило (стандарт) аудиторской деятельности (РСА) 38 Протокол комиссии по аудиту при Президенте РФ 10

II 23.09.2002 -24.02.2010 Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ПСАЛ) 34 Постановление Правительства РФ 29

III 24.02.2010 - н.в. Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД) 9 Приказ Минфина России 9

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Литература

1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».

3. ГригоренкоМ.А. Возникновение и основные этапы эволюции аудиторской деятельности в мировой и отечественной практике // Учет и статистика. 2011. № 24 (58).

4. Макоед И.А., Пупко Г.М. Аудит: в 2ч. Ч.1. Мн.: НИУ, 2009. 227с.;

5. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие. Мн.: ООО Мисанта, 2004. 429 с.

6. Ремизов Н.А. Из истории российского аудита // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2000. № 9 (58).

7. Самойлов Е.А. Новый закон об аудиторской деятельности // Налоговая политика и практика. 2009. № 2.

8. Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. М.: Экономист, 2007. 256 с.

9. Суглобов А.Е. Роль международных стандартов в становлении российского аудита // Международный бухгалтерский учет. 2004. № 4. С. 3-7.

10. Суглобов А.Е. Стандартизация аудиторской деятельности в России // Международный бухгалтерский учет. 2006. № 3. С. 18-20.

11. Суглобов А.Е. Проблемы и тенденции внедрения Международных стандартов аудита в России // Закон и право. 2004. № 7. С. 59-61.

12. Суглобов А.Е., Бобошко В.И., Ладнюк И.А. Состояние и проблемы адаптации международных стандартов аудита в России // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 2. С. 20-31.

13. Суглобов А.Е., Орлова Е.А. Концептуальные основы стандартизации аудиторской деятельности в России и значение аудита в этом процессе // Управленческий учет. 2013. № 3. С. 87-95.

14. Тютюрюков В.Н. Международные стандарты аудита: Учебник / В.Н. Тютюрюков. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2009. 200 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕДИНОИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА МВД РОССИИ В ЦЕЛЯХ ПРИНЯТИЯ ОПЕРАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ

РЕШЕНИЙ

О.С. Правосуд,

соискатель кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России, заместитель начальника Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России Научная специальность: 08.00.12 - бухгалтерский учет, статистика Научный руководитель: доктор экономических наук,

профессор Суглобов А.Е. E-mail: pos64@mail.ru

Аннотация. В статье обобщены понятия термина «недвижимое имущество»; доказана необходимость использования единой информационной системы учета и контроля недвижимого имущества в целях принятия оперативных решений на всех уровнях управления МВД РФ.

Ключевые слова: недвижимое имущество, система учета и контроля, информационная система

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.