Научная статья на тему 'Формирование системы контроля качества аудита в соответствии с национальными и международными стандартами аудиторской деятельности'

Формирование системы контроля качества аудита в соответствии с национальными и международными стандартами аудиторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1424
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА / УРОВНИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демина И. Д., Кришталева Т. И.

Качество аудиторской проверки одно из основных требований, предъявляемых к аудиторам пользователями аудиторских услуг. Системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям по качеству, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора. В статье рассматривается содержание внешнего и внутреннего контроля качества аудита в соответствии с национальными и международными стандартами аудиторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы контроля качества аудита в соответствии с национальными и международными стандартами аудиторской деятельности»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657.6

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ И МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. Д. ДЕМИНА,

доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] Т. И. КРИШТАЛЕВА,

доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации

Качество аудиторской проверки — одно из основных требований, предъявляемых к аудиторам пользователями аудиторских услуг. Системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям по качеству, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора. В статье рассматривается содержание внешнего и внутреннего контроля качества аудита в соответствии с национальными и международными стандартами аудиторской деятельности

Ключевые слова: аудит, внешний и внутренний контроль качества аудита, критерии качества, уровни контроля качества.

Аудит является инструментом по независимой оценке деятельности организации, гарантом получения достоверной инфор-

мации о ее финансовом состоянии. Но это возможно только при условии качественного проведения аудиторской проверки.

Качество аудиторской проверки — одно из основных требований, предъявляемых к аудиторам пользователями аудиторских услуг. Ведь недостатки и упущения в работе аудиторов сказываются на деятельности организаций, а также на престиже и доверии к работе аудиторов. Первым шагом к обеспечению качества работы аудиторов является включение в аудиторскую проверку процедур по контролю качества со стороны аудиторской организации, т. е. создание внутренней системы контроля качества.

Необходимость контроля качества в аудите связана с вероятностью того, что аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными, когда аудитор приходит к неточному выводу в

результате аудиторской проверки и представляет ошибочное заключение.

Возникновение этой ситуации связано с неверной оценкой величины аудиторского риска у аудируемого лица. В случае если аудитор не смог обнаружить существенные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности и составил положительное заключение, а аудируемое лицо впоследствии было оштрафовано, аудиторы могут быть привлечены к ответственности. Поэтому системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям по качеству, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора.

Контроль качества в аудите представляет собой систему организационных мер, методик и процедур, применяемых для проверки соблюдения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и других нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Контроль качества в аудите подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний контроль качества представляет собой систему организационных мер, методик и процедур, осуществляемых аудиторской организацией для проверки ее сотрудниками выполнения требований, предусмотренных нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также требований внутрифирменных правил и стандартов.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2008 № Э07-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности».

Внешний контроль представляет собой систему организационных мер, методик и процедур, осуществляемых государственными органами и общественными профессиональными объединениями аудиторов для проверки выполнения аудиторскими организациями федеральных правил (стандартов)

и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны проходить внешний контроль качества своей работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию, а также участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором требований Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации.

Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом, перечень типовых вопросов программы, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит финансовой

(бухгалтерской) отчетности организаций, осуществляется не реже одного раза в 5 лет, но не чаще одного раза в год.

Плановые внешние проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций, осуществляются:

1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в 3 года, но не чаще одного раза в год, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в 2 года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Основанием для проведения внешней внеплановой проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору, которые нарушают требования Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также Кодекса профессиональной этики аудиторов. При этом уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.

Контроль качества в аудите должен быть направлен на обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества. В настоящее время качество оказания аудиторских услуг определяется соблюдением аудиторской организацией федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Внутренний контроль качества в аудите основывается на системе проверки соблюдения стан-

дартов всех уровней на всех этапах аудиторской деятельности [3, с. 122].

Критериями качества в аудите являются соответствие положениям нормативных актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, выполнение правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок.

Для изучения и оценки внутреннего контроля качества в аудите используется Федеральное правило (стандарт) № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» (в редакции от 19.11.2008), Федеральное правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» (в редакции от 22.07.2008). Для внешнего контроля Минфином России разработан Федеральный стандарт аудиторской деятельности № 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» (утвержден приказом Минфина России от 24.02.2010 № 16н) [4]. Аудиторские правила (стандарты) определяют нормативные требования к качеству и надежности аудита, вследствие чего гарантируют определенный уровень результатов аудиторской проверки.

Для осуществления внутреннего контроля качества аудита также могут использоваться Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол от 26.11.2009 № 80), Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол от 21—22.10.2003 № 18). Они носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам в определении основных процедур внутреннего контроля качества аудиторских услуг, призванных обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К основным задачам контроля качества аудиторской деятельности относятся предупреждение неверной оценки аудиторского риска, несоблюдения критериев качества аудита, а также интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора. Качество в аудите

является обобщенным результатом аудиторской проверки. Мнение аудитора, выраженное в аудиторском заключении, должно отвечать следующим требованиям:

— полнота—количество информации в заключении должно быть минимальным, но достаточным для оценки состояния субъекта и принятия решения пользователем;

— точность — выводы аудитора должны объективно отражать реальную степень соответствия отчетности фактическому наличию имущества, обязательств и финансовых результатов;

— полезность — аудиторское заключение касается только существенных вопросов финансово-хозяйственной деятельности;

— оперативность — заключение должно быть подготовлено к установленному сроку;

— доступность — мнение аудитора представляется в виде, не нуждающемся в дополнительном раскрытии [1, с. 66].

Внутренний текущий контроль качества работы должен быть направлен на достоверность оценки системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска в ходе планирования аудиторской проверки, выполняется ли работа в соответствии с планом и программой аудита, документируются ли надлежащим образом результаты проверок, все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли свое отражение в выводах аудитора, корректно ли применены аудиторские процедуры, правильно ли распространены результаты выборочных проверок на генеральные совокупности, вытекают ли сформированные аудитором выводы из полученных им результатов [2, с. 351].

Координацию деятельности профессиональных организаций в области бухгалтерского учета и аудита на международном уровне осуществляет неправительственное профессиональное объединение аудиторов и бухгалтеров — Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants — IFAC).

Миссия МФБ, изложенная в ее конституции, заключается во «всемирном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии, руководствующейся гармонизированными стандартами с целью предоставления услуг высокого качества в интересах общества».

В рамках этой миссии одним из приоритетных направлений деятельности МФБ является содействие предоставлению качественных услуг всеми представителями бухгалтерской профессии, а также непрерывное совершенствование качества аудита. С этой целью МФБ проводится работа по разработке и опубликованию стандартов и положений в области обеспечения качества профессиональных аудиторских услуг.

Основополагающим документом в системе стандартов по обеспечению качества профессиональных аудиторских услуг является Положение об обязательствах организаций — членов МФБ 1 «Обеспечение качества» (Statement of membership obligations 1 Quality assurance), принятое Советом МФБ.

Следует отметить, что в период с 1999 по 2004 г. требования по организации контроля качества деятельности аудиторских фирм со стороны профессиональных объединений (саморегулируемых организаций) регламентировались Положением по международной профессиональной практике 1 «Обеспечение уверенности в качестве профессиональных услуг» (International professional practice statement 1 Assuring the quality of professional services), которое с введением в действие Положения об обязательствах организаций — членов МФБ 1 «Обеспечение качества» утратило силу, однако сыграло немаловажную роль в работе МФБ по повышению качества аудиторской деятельности.

Согласно Положению об обязательствах организаций — членов МФБ 1 «Обеспечение качества» контроль качества аудита должен быть реализован на трех уровнях: профессиональное аудиторское объединение, аудиторская организация, аудиторское задание.

Положение об обязательствах организаций — членов МФБ 1 «Обеспечение качества» устанавливает требования по организации контроля качества аудита только в отношении профессиональных аудиторских объединений.

Указанные организации—члены МФБ должны обеспечивать соответствие уровня услуг всеобщему стандарту качества, подвергать обязательному контролю качество своей работы с помощью внешних проверяющих [1, c. 67—69].

Разработка стандартов и практических рекомендаций по обеспечению качества аудита на

уровне аудиторской организации находится в компетенции Совета по международным стандартам аудита и уверенности (СМСАУ) МФБ. В рамках этой деятельности СМСАУ МФБ приняты следующие документы:

1. Международный стандарт по контролю качества 1 «Контроль качества для фирм, которые проводят аудит и обзорные проверки отчетной финансовой информации и выполняют другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам» (International standard on quality control 1 Quality control for firms that perform audits and reviews of historical financial information, and other assurance and related services engagements) — регламентирует вопросы организации контроля качества на уровне аудиторской фирмы.

2. Международный стандарт аудита 220R «Контроль качества аудита отчетной финансовой информации» (International standard on auditing 220R Quality control for audits of historical financial information)—регламентирует вопросы организации контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания.

Рассмотрим подробно все три уровня контроля качества аудита согласно Положению об обязательствах организаций — членов МФБ 1 «Обеспечение качества».

Из Положения об обязательствах организаций — членов МФБ 1 «Обеспечение качества» следует, что профессиональные объединения (первый уровень) МФБ в целях надлежащего контроля качества деятельности своих членов должны разработать и принять стандарты и рекомендации по контролю качества и руководство по проведению внешней проверки качества аудита.

В соответствии с официально утвержденным профессиональным аудиторским объединением Руководством по проведению проверки качества аудита осуществляется внешний контроль качества работы аудиторских фирм.

Объектом программы проверки качества может выступать аудиторская фирма или партнер (аудитор). В случае когда объектом внешней проверки качества является деятельность партнера, необходимо получить подтверждение того, что осуществляется контроль за деятельностью партнера, партнер соблюдает требования системы контроля качества, стандартов и нормативных актов.

Если в качестве объекта проверки качества выступает аудиторская фирма, то программа должна быть разработана так, чтобы обеспечить разумную уверенность, что аудиторская фирма придерживается требований профессиональных стандартов и нормативных актов, установила необходимую систему контроля качества аудита и следует ей.

Исходя из данного критерия, следует, что выбор аудиторской фирмы для проверки может быть основан на временном подходе либо на подходе, основанном на риске. Если профессиональное объединение выбрало временной подход, то необходимо принять во внимание качество и эффективность программы внутренней проверки качества на аудиторской фирме и установить максимальный период проверки, который определяется решением профессионального объединения.

Тем же профессиональным объединениям, применяющим подход, основанный на риске, следует принимать во внимание различные факторы риска (например, количество клиентов, результаты предыдущих проверок, количество общественно значимых компаний).

Профессиональное объединение должно установить критерии отбора аудиторских проверок для включения их в программу внешней проверки качества. Из Положения об обязательствах организаций — членов МФБ 1 «Обеспечение качества» следует, что проверке качества могут подлежать только те проверки, которые были завершены в течение периода проверки. Также, если аудиторское заключение было выдано в течение периода, в котором проводилась проверка качества, результаты этого аудита должны быть включены в объем проверки.

Члены группы по проверке качества должны обладать профессиональной компетентностью. Группа по проверке качества должна документально оформить полученные доказательства. Руководитель рабочей группы по проверке качества должен предоставить ее членам рекомендации по составлению, оформлению и хранению документации. После завершения проверки качества профессиональное объединение должно определить сроки хранения документации.

По результатам проверки качества руководитель группы, назначенной на данную проверку, должен представить отчет в письменной форме.

Форма отчета должна быть установлена профессиональным объединением.

После проверки качества проверенная аудиторская фирма должна представить своевременный письменный ответ на рекомендации и выводы, которые были сделаны в отчете по результатам проверки качества. Далее из Положения об обязательствах организаций—членов МФБ 1 «Обеспечение качества» следует, что профессиональное объединение должно подготовить и опубликовать ежегодный отчет с обобщением результатов реализации программы проверки и направить копию этого отчета регулирующему органу власти.

Следующим этапом выступают дисциплинарные и корректирующие меры по результатам внешней проверки качества. Профессиональное объединение должно проанализировать отчет по каждой проверке. В случае если отчет содержит неудовлетворительные выводы, профессиональное объединение может потребовать от члена объединения представления соответствующих разъяснений и перечень планируемых корректирующих мероприятий. Профессиональное объединение может:

— предъявить требование о принятии мер по устранению недостатков, выявленных по результатам проверки качества;

— инициировать проведение ускоренной (внеплановой) проверки качества;

— предъявить требование о повышении уровня профессиональной подготовки.

Также в полномочия профессионального объединения входят различные формы дисциплинарного воздействия, а именно: штрафы, прекращение или приостановление членства в профессиональном объединении, предупреждение, выговор и исключение из членов профессионального общества.

Профессиональное объединение должно оказывать содействие своим членам как в понимании целей контроля качества, так и во внедрении и поддержании надлежащей системы контроля качества.

Профессиональное объединение может оказывать содействие в следующих формах:

— разработка рекомендаций по программам непрерывного профессионального развития (НПР) и, собственно, предоставление программ НИР;

— предоставление рекомендаций по программам эффективных внутренних проверок качества;

— внедрение на добровольной основе программ проверок качества, дающих возможность аудиторским фирмам сформировать собственное мнение о политике и процедурах контроля качества.

Второй уровень контроля качества аудита согласно Положению об обязательствах организаций — членов МФБ 1 «Обеспечение качества» касается внутреннего контроля качества аудита.

Международный стандарт по контролю качества 1 «Контроль качества для фирм, которые проводят аудит и обзорные проверки отчетной финансовой информации и выполняют другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам» устанавливает основные принципы и процедуры организации системы контроля качества аудита, обзорных проверок отчетной финансовой информации и других заданий по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам.

Следуя требованиям, указанным в данном стандарте по контролю качества, аудиторская фирма должна установить систему контроля качества аудита, предназначенную для обеспечения разумной уверенности в том, что сама аудиторская фирма, как и ее персонал, соблюдает профессиональные стандарты, нормативные акты, а подготовленный отчет полностью соответствует положению дел у фирмы-клиента.

Система контроля качества аудита включает политику и процедуры контроля качества аудита. Следовательно, характер политики и процедур, применяемых аудиторской фирмой, зависит от различных факторов, например аффилированности фирмы, ее размера.

Согласно требованиям стандарта по контролю качества 1 «Контроль качества для фирм, которые проводят аудит и обзорные проверки отчетной финансовой информации и выполняют другие задания по обеспечению уверенности и сопутствующим услугам» у аудиторской фирмы имеются следующие элементы системы контроля качества: ответственность руководства за обеспечение качества внутри фирмы, этические требования, принятие клиента и продолжение сотрудничества с ним, а также принятие конкретных заданий, трудовые ресурсы, выполнение задания и мониторинг.

До сведения сотрудников аудиторской фирмы должны быть доведены политика и процедуры контроля качества аудита. Это раскрывает цели,

для которых они разработаны, и, что немаловажно, персональную ответственность сотрудников за соблюдение качества аудита. Обязательно должна существовать обратная связь между руководством и сотрудниками аудиторской фирмы.

Исходя из имеющихся элементов системы контроля качества, рассмотрим каждый из них более подробно.

Основная ответственность за внутрифирменную систему контроля качества аудита возлагается на руководство аудиторской фирмы. Действия руководства должны быть направлены на поощрение качественной работы. Руководство аудиторской фирмы должно уделить внимание тому, чтобы ее бизнес-стратегия была направлена на обеспечение внутрифирменного качества на все выполняемые задания. Сотрудники, на которых руководство аудиторской фирмы возложило ответственность за внутрифирменную систему контроля качества, должны обладать достаточным опытом и соответствующими навыками и необходимыми полномочиями.

Аудиторская фирма должна установить политику и процедуры принятия клиента и продолжения сотрудничества с ним, а также по принятию конкретных заданий. В данной ситуации аудиторская фирма может установить порядочность клиента и отсутствие информации о его нечестных действиях, следование фирмы этическим требованиям, компетентность специалистов аудиторской фирмы, их необходимое количество.

Анализируя данную информацию, аудиторская фирма может принять решение о заключении договора с новым клиентом, продолжении сотрудничества с существующим или о выполнении нового задания для этого клиента.

Аудиторская фирма должна установить политику и процедуры, предназначенные для обеспечения разумной уверенности в том, что у нее имеется достаточное количество сотрудников с необходимыми навыками, компетентностью и приверженность этическим принципам. Необходимо разрабатывать соответствующие требования к подбору кадров, оценке профессиональных способностей и квалификационных требований, критерии продвижения по службе, поощрения и оценки потребностей в персонале.

Следующий элемент системы контроля качества — это выполнение задания. Политика

обеспечения качества аудиторского задания предусматривает применение стандартов аудиторской работы в ходе выполнения задания, понимание аудиторской группой целей предстоящей работы, осуществление надзора за выполнением задания, подготовку и обучение сотрудников фирмы, подготовку обзора выполненной работы, изложение существенных суждений, сделанных аудиторской группой, документальное оформление работы аудиторов, а также сроков проведения и объема обзорной проверки.

Аудиторская фирма должна установить политику и процедуры для обеспечения разумной уверенности в том, что: проводятся соответствующие консультации по сложным или спорным вопросам; имеются необходимые профессиональные ресурсы для проведения консультаций; документируются характер и суть проведенных консультаций. Лицам, обратившимся за консультацией, необходимо представить интересующую их информацию. В случае когда в аудиторской фирме не имеются необходимые ресурсы для оказания консультаций своим сотрудникам, можно воспользоваться услугами сторонней консультационной службы. В аудиторской фирме должны быть разработаны необходимые политика и процедуры для проведения обзорных проверок выполнения задания. Что касается обзорной проверки, то для нее должны быть заранее определены: характер, сроки и объем, критерии отбора сотрудников, требования к документальному оформлению.

Последним элементом системы контроля качества выступает мониторинг. В аудиторской фирме на лиц, обладающих соответствующим опытом и полномочиями, возлагается ответственность за процесс мониторинга. В процессе мониторинга нужно оценить следующее:

— разработана ли и внедрена ли система контроля качества;

— соблюдаются ли требования профессиональных стандартов и нормативных актов;

— применяются ли необходимые политика и процедуры контроля качества аудиторской фирмы.

Аудиторская фирма должна информировать партнеров о недостатках, выявленных в результате процедур мониторинга, и о рекомендациях по их устранению. В случае если результаты процедур мониторинга свидетельствуют о том, что отчет не

соответствует положению дел фирмы-клиента, аудиторская фирма должна определить свои дальнейшие действия и рассмотреть необходимость обращения за юридической консультацией. Как минимум один раз в год аудиторская фирма должна сообщать о результатах мониторинга системы контроля качества своему руководству.

Необходимо упомянуть о возможных жалобах и обвинениях, предъявленных как со стороны персонала аудиторской фирмы, так и со стороны клиентов и третьих лиц. Надзор за расследованием возлагается на партнера фирмы, не принимавшего участия в выполнении задания, по которому получены жалобы или предъявлены обвинения. По получении определенных результатов следует предпринять соответствующие действия.

Вся полученная информация должна быть документирована. Сроки хранения определяются на основании временных ограничений, установленных процедурами внутреннего мониторинга, или в соответствии с требованиями нормативных актов.

Третий уровень контроля качества аудита согласно Положению об обязательствах организаций — членов МФБ 1 «Обеспечение качества» касается контроля качества отдельного аудиторского задания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международный стандарт аудита от 15.06.2005 № 220R «Контроль качества аудита отчетной финансовой информации» регламентирует процедуры контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания. Обязанности по реализации процедур контроля качества в ходе выполнения каждой аудиторской проверки возлагаются на членов аудиторской группы. Также в обязанности членов группы входят: предоставление информации о соблюдении требования независимости; следование внутрифирменной системе контроля качества.

Аудиторская фирма должна рассматривать цель качества, исходя из профессионализма, навыков и компетентности, делегирования полномочий, консультирования, принятия и сохранения клиентов, мониторинга и т. п.

Процедуры контроля качества на уровне отдельного аудиторского задания должны применяться:

— при руководстве выполнением задания;

— при принятии клиента и продолжении сотрудничества с ним;

— при назначении аудиторской группы на выполнение задания;

— при выполнении задания;

— при мониторинге выполнения аудиторского задания.

Данные элементы контроля качества на уровне отдельного задания перекликаются с элементами внутреннего контроля качества аудита в аудиторской фирме.

Руководство аудиторской фирмы должно быть уверено, что процедуры контроля качества доведены до персонала, понятны всем и применяются на практике.

Работники аудиторской фирмы, наделенные контрольными функциями, анализируют компетентность ассистентов с уверенностью, что работа ими выполняется добросовестно и на достаточном профессиональном уровне. Руководство фирмы обязано информировать ассистентов о бизнесе клиента, обязанностях ассистентов, целях выполняемых ими процедур, возможных проблемах в области учета и аудита.

Аудитор с целью информирования ассистентов составляет сметы затрат времени, общий план и программы аудита.

Работа ассистентов проверяется специалистами по следующим направлениям:

— документальное оформление процедур и их результатов;

— корректировка и выполнение общего плана и программы аудита;

— достижение целей аудиторских процедур;

— внесение поправок в финансовую отчетность субъекта по результатам аудита;

— соответствие выводов результатам проверки и мнению аудитора.

Список литературы

1. Архазова З. П. Международные стандарты аудита (МСА) : учеб.-метод. комплекс. М. : Изд. Центр ЕАОИ, 2008.

2. Кочинев Ю. Ю. Аудит: теория и практика. СПб. : Питер, 2008.

3. Мерзликина Е. М., Никольская Ю. П. Аудит: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2009.

4. Сайт Минфина России - http://www. minfin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.