Научная статья на тему 'Формирование системы инновационного развития региона'

Формирование системы инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуськова Н.Д., Неретина Е.А.

Обоснована необходимость формирования системы инновационного развития региона в условиях модернизации российской экономики. По мнению авторов, для ее разработки потребуется решение следующего блока задач: проектирование системы управления инновационным развитием; создание центров развития современных технологий; создание подсистемы технологического форсайта; финансово-экономическое обеспечение субъектов региональной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гуськова Н.Д., Неретина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы инновационного развития региона»

7 (190) - 2011

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 332.1:001.895

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Н.Д. ГУСЬКОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента E-mail: econauka@yandex.ru

Е. А. НЕРЕТИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга E-mail: econauka@yandex.ru Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

Обоснована необходимость формирования системы инновационного развития региона в условиях модернизации российской экономики. По мнению авторов, для ее разработки потребуется решение следующего блока задач: проектирование системы управления инновационным развитием; создание центров развития современных технологий; создание подсистемы технологического фор-сайта;финансово-экономическое обеспечение субъектов региональной инновационной системы.

Ключевые слова: система, инновационное развитие, регион, управление, проектирование, проект, технологии.

Переход российской экономики на инновационный тип развития диктует необходимость глубоких научно-технических и социально-экономических преобразований в регионах страны.

Республика Мордовия обладает значительными производственно-экономическим и научным потенциалами. Основными составляющими промышленного комплекса являются машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов и пищевая промышленность. Мордовия сохраняет устойчивые позиции в России и на международном рынке в области производства источ-

ников света, силовой полупроводниковой техники, электроники, экскаваторов, железнодорожных вагонов, резинотехнических изделий, кабельной продукции, продукции нефтехимического машиностроения. Достигнутые результаты в значительной степени обусловлены имеющимся в республике качественным человеческим капиталом.

Несмотря на наметившиеся в последние годы позитивные тенденции, в Республике Мордовия имеется ряд нерешенных проблем, в числе которых недостаточные темпы производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, снижение степени ее новизны. Относительно низкая инновационная активность организаций республики объясняется нехваткой инвестиционных ресурсов, направляемых в сферу научных исследований и в коммерциализацию инноваций. Остается невысокой доля затрат на технологические инновации в общем объеме реализованной продукции инновационно активных предприятий. Снижается также доля продукции со значительными технологическими изменениями и вновь внедренной продукции в общем объеме инновационной продукции. Наблюдается отток высококвалифицированных специалистов из научно-исследовательской сферы в другие отрасли экономики.

В Республике Мордовия отсутствуют четкая политика и стратегия инновационных преобразований, не создан благоприятный инновационный климат для разработки инноваций, слаба взаимосвязь фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок; отсутствуют отработанные схемы поиска идей, инкубации научно-технических разработок и их последующей коммерциализации. Слабо развита также межотраслевая и междисциплинарная кооперация ученых и производственников при решении комплексных научно-технических проблем; отсутствует интегрированная система информационного обеспечения инновационной деятельности: не сформированы база и банк данных коллективного использования научно-технических разработок; не отработаны механизмы межотраслевого и межрегионального обмена научно-технической информацией. В республике не сформирована замкнутая система научно-воспроизводственного и инвестиционно-инновационного циклов (научные исследования, разработки, выпуск продукции, коммерциализация научного продукта, возмещение затрат инвесторов, расширение инновационной деятельности).

Решение обозначенных проблем требует разработки адекватной системы научно-инновационного развития Республики Мордовия. Для формирования данной системы необходима реализация следующих блоков задач:

• построение эффективного управления региональной инновационной системой;

• создание в Республике Мордовия центров развития современных технологий в рамках подсисте-

Информационная подсистема

мы организационно-технической поддержки научно-технических проектов; разработка подсистемы прогнозирования научно-технического и инновационного развития Республики Мордовия (технологический форсайт); развитие системы финансово-экономического обеспече-

Подсистема произ

водственно-технологической поддержки

Подсистема серти фикации инноваци' онных разработок

Подсистема координации и регулирования

ния субъектов региональной инновационной системы.

Построение системы эффективного управления инновационной деятельностью необходимо для активизации инновационной деятельности предприятий и организаций республики. Для решения этой задачи следует провести сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики организации стимулирования и развития инновационной деятельности на региональном уровне, выявить основные факторы, влияющие на повышение эффективности региональной инновационной системы.

Результаты анализа могут быть использованы для выбора модели управления региональной инновационной системой с учетом форм организации науки и научного обслуживания, взаимосвязей их с производством на различных этапах инновационного процесса. Кроме того, для построения эффективной системы управления инновационной деятельностью необходимо сформировать нормативно-правовую базу ее регулирования.

Региональная инновационная системадолжна включать в себя следующие ключевые подсистемы (см. рисунок).

С помощью информационной подсистемы будет обеспечиваться доступ к банкам и базам данных для всех заинтересованных в инновационных разработках лиц.

Региональная инновационная система

Подсистема экспертизы инновационных проектов будет предназначена для качественного проведения различных видов независимых оценок.

Подсистема технологического форсайта будет обеспечивать прогнозирование научно-технического и инновационного развития.

Подсистема нормативно-правового регулирования инновационных процессов должна включать в себя законодательные и нормативные акты, способствующие активизации инновационной деятельности.

В рамках подсистемы финансово-экономического обеспечения инновационной деятельности должны решаться задачи поиска и мобилизации финансовых ресурсов, их инвестирования в инновационные проекты.

Подсистема кадрового обеспечения процессов инновационного проектирования предназначена для формирования команды профессиональных инновационных менеджеров.

В рамках подсистемы рыночного продвижения и коммерциализации разработок будут осуществляться маркетинговая, рекламная и выставочная деятельность, патентование, лицензирование и защита прав на объекты интеллектуальной собственности.

Подсистема координации и регулирования необходима для координации и регулирования инновационных процессов и взаимодействия их участников.

Подсистема сертификации инновационных разработок необходима для сертификации инновационных разработок и оказания услуг в области метрологии, сертификации и контроля качества.

Подсистема производственно-технологической поддержки процессов инновационного проектирования и создания наукоемкой продукции, технологий и услуг предназначена для их практического освоения в производстве.

Экономическое развитие Республики Мордовия в ближайшее десятилетие будет определяться формированием высотехнологической базы, предназначенной для модернизации производства и создания конкурентоспособной продукции. В связи с этим в Республике Мордовия необходимо создать центры развития современных технологий в рамках подсистемы организационно-технической поддержки научно-технических проектов.

В республике имеются все предпосылки для развития современных технологий, и создан значительный задел для инновационного прорыва. Это ряд центров, которые могут выполнять роль

организационно-технической поддержки научно-технических проектов. К ним относятся:

• Инжиниринго-консалтинговый центр (ИКЦ) с представительствами в каждом районе республики;

• Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере;

• Республиканский бизнес-инкубатор;

• Информационный центр обработки данных и управления регионом;

• другие научно-инновационные предприятия и организации.

Важную роль в инновационном развитии республики играет Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, получивший в 2010г. статус национального исследовательского университета, имеющий перспективные фундаментальные и прикладные разработки, готовые к коммерциализации и продвижению на рынок. Университет осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также в области управления и коммерциализации научных разработок.

Важнейшим центром развития современных технологий будет строящийся в Республике Мордовия технопарк федерального значения, который создается по решению Правительства Российской Федерации. Он будет специализироваться на разработке новых технологий в области электроники, приборостроения, светотехники, а также новых материалов, оптики и информатики. Центры развития современных технологий, выступая инструментом формирования инновационной экономики, способствуют ускорению социально-экономического развития региона. Предприятия республики также заинтересованы в собственных научных разработках, обеспечивающих экономическую эффективность их деятельности. Они могут взаимодействовать и обмениваться опытом с другими участниками инновационных структур региона. Центры развития современных технологий обеспечат динамичное развитие региона за счет:

• стимулирования развития инновационных секторов экономики;

• диверсификации производства;

• развития сети предприятий малого и среднего инновационного бизнеса;

• привлечения инвестиций из различных источников финансирования;

• развития межрегиональных и международных связей.

Создаваемые центры развития современных технологий не только окажут положительное влияние на обеспечение высоких и устойчивых темпов развития экономики, повысят инвестиционную привлекательность региона, но и будут способствовать росту объемов экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, увеличению роста валового регионального продукта и уровня занятости населения.

В целях повышения эффективности научно-технической и инновационной политики государства необходимо использовать метод технологического форсайта, который апробирован в ведущих промышленно развитых странах. Западноевропейские страны придерживаются селективной стратегии научно-технического развития, определяя для себя приоритетные научные направления инновационного характера, разработка которых позволяет эффективно использовать имеющиеся финансовые и интеллектуальные ресурсы и тем самым расширять и укреплять свои позиции на мировых рынках технологий в условияхглобализации [1].

На региональном уровне этот метод может быть использован для разработки долгосрочных прогнозов научно-технического и инновационного развития территории, определения приоритетов государственного финансирования новых направлений НИОКР, а также в качестве механизма определения необходимых институциональных изменений в сфере НИОКР и формирования региональной инновационной системы. Использование данного подхода будет способствовать укреплению контактов государственного сектора, частного бизнеса и общества в целом, а также выработке решений в области инновационного развития страны.

Использование технологического форсайта позволит органам государственной и муниципальной власти систематически определять:

• перспективные технологии и рынки на ближайшие 10—20 лет;

• направления сотрудничества «бизнес-государство» в области создания конкурентоспособных инноваций;

• новые возможности региона в целях повышения уровня и качества жизни населения, ускорения экономического роста и сохранения его конкурентоспособности. Отличительная особенность технологического

форсайта — определение не конкретных технологий, а направлений развития, многовариантность сценариев, непрерывность этапов программы «предвидения» во времени. В ходе совместной

работы по методу «форсайт» различных субъектов региона происходит отход от линейной модели организации инновационного процесса. Для успешного его применения необходимо сформулировать цели и задачи, определить кадровые и финансовые ресурсы, соответствующее организационное и информационное обеспечение.

Методология технологического форсайта включает в себя «ядро» из конкретных технологий (метод Дельфи, сценарии, «мозговые штурмы», международные сопоставления) и «мягкую» оболочку (стратегические цели и задачи, мотивы, управленческие навыки, способность к выработке общих позиций и т.д.). Для эффективной организации и систематической работы в рамках процесса «форсайта» необходима соответствующая организационная структура в рамках региональной инновационной системы, ответственная заданное направление деятельности.

Приоритеты «технологического форсайта» будут определять направления государственного финансирования НИОКР.

Для активизации инновационной деятельности должен быть сформирован механизм государственной поддержки проектов, который будет охватывать весь процесс выполнения работ: инициирование, анализ и отбор проектов для финансирования (кредитования); разработку по каждому проекту индивидуальной схемы финансирования, перечисление средств и обеспечение гарантий; мониторинг проектов и оценку эффективности их реализации.

В рамках государственной поддержки разработок и инновационных проектов должен быть создан механизм стимулирования привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Для повышения конкурентоспособности региональной экономики помимо масштабных инвестиций необходимо своевременное выявление технологических возможностей и угроз, определение научных и технологических приоритетов в целях создания потенциальных точек роста новых эффективных технологий [2]. На основе данных технологического форсайта могут быть разработаны подпрограммы по перспективным направлениям научно-технического и инновационного развития Республики Мордовия.

Формирование и развитие системы финансово-экономического обеспечения субъектов региональной инновационной деятельности потребует диверсификации источников финансирования. В качестве источников финансовых ресурсов можно использовать:

• собственные средства субъектов научно-технической и инновационной деятельности;

• средства федерального бюджета, предусмотренные государственными программами поддержки инновационного бизнеса;

• средства бюджета Республики Мордовия в форме грантовой поддержки научно-исследовательской деятельности, региональных госзаказов на инновационную продукцию, поддержки патентов;

• средства, выделяемые на софинансирование проектов совместного конкурса Правительства Республики Мордовия и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), а также поддержку регионального отделения всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР);

• средства Фонда содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего бизнеса Республики Мордовия;

• частно-государственные средства Фонда смешанных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства и закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Региональный фонд венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия»;

• средства коммерческих, инвестиционных и ипотечных банков, инвестиционных компаний и фондов, частных инвесторов, страховых организаций и иных внебюджетных источников;

• средства зарубежных инвесторов и международных финансовых организаций и фондов (в том числе частных инвесторов).

Для мобилизации источников финансирования и финансового обеспечения инновационных проектов и разработок необходима координация вложений организаций и привлекаемых в республику инвесторов. На базе системы поддержки инноваций должна быть обеспечена «сквозная» финансово-экономическая поддержка субъектов инновационной деятельности. Кроме того, необходимо сконцентрировать усилия на развитии кооперации государственных и негосударственных организаций, предоставляющих в пользование различные виды материально-технических средств, необходимых для проведения НИОКР, создания опытных образцов новой продукции, а также организаций, оказывающих услуги по коммерциализации и инжинирингу инноваций.

Прямое привлечение потенциальных инвесторов и отраслевых корпораций к финансированию инновационных проектов, их финансовое

продвижение возможны также через проведение венчурных ярмарок, государственных конкурсов, публикаций в специализированных изданиях и интернет-ресурсах, организацию презентационных сессий проектов в рамках межрегиональных и международных научно-практических конференций.

Таким образом формирование системы инновационного развития региона позволит:

• увеличить количество наукоемких инновационных проектов, ежегодно реализуемых в Республике Мордовия;

• повысить долю инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции;

• повысить долю средств республиканского бюджета, ежегодно направляемых на поддержку разработки и реализации перспективных научно-инновационных проектов, в общем объеме расходной части бюджета Республики Мордовия;

• увеличить долю затрат на выполнение исследований и разработок, приобретение объектов интеллектуальной собственности и прочих затрат на технологические инновации в общем объеме затрат предприятий и организаций республики;

• увеличить долю научно-исследовательских и инновационных проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития науки и техники Республики Мордовия в общем объеме реализованных инновационных проектов;

• повысить долю организаций, осуществляющих технологические и организационные инновационные изменения, в общем числе хозяйствующих субъектов в отчетном году;

• увеличить долю нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок;

• обеспечить прирост числа малых инновационных предприятий;

• увеличить объем инвестиций из фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в высокотехнологичные проекты предприятий.

Список литературы

1. Инновационный менеджмент: многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие / В. М. Аношин, A.A. Дагаевидр. М.: Дело, 2007.

2. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование / под. ред. В. Ю. Яковца. М.: изд-во РАГС, 2000.

3. Мильнер Б. Управление интеллектуальными ресурсами // Вопросы экономики. 2008. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.