НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ
Ю. А. КАРМЫШЕВ
В статье раскрывается сущность и содержание регионального инновационного развития, предложен один из возможных вариантов создания системы управления региональным инновационным развитием в Тамбовской области, в основу которого положена концепция государственно-частного партнерства, рассмотрена проблема реорганизации в данном регионе системы долгосрочного прогнозирования с использованием такого современного инструмента, как дорожное картирование.
Ключевые слова: инструменты государственного управления, региональное инновационное развитие, государственно-частное партнерство, региональный инвестиционный фонд, региональный венчурный фонд, региональные технологические платформы, дорожное картирование.
В проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. в разделе «Инновационное государство» отмечается, что система государственного управления и предоставления государственных услуг населению должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития. В этой связи, с инновационным человеком и инновационным бизнесом должно взаимодействовать эффективное инновационное государство.
Модернизация будет проводиться по двум основным направлениям:
1. Повышение «инновационности» самого государства. В рамках этого направления будут реализованы меры по совершенствованию на основе использования современных технологий системы государственного управления, созданию в системе государственных закупок необходимых стимулов и механизмов, позволяющих увеличить долю закупаемой инновационной продукции, стимулированию инноваций в социальной сфере.
2. Повышение открытости государства, усиление его взаимодействия с институтами гражданского общества, бизнесом по вопросам стимулирования инновационного развития. Это направление включает в себя как целый ряд реформ по отдельным сферам регулирования (в частности, инновационный бизнес, инновационный человек, эффективная наука), так и усиление взаимодействия государства с гражданским обществом, частным бизнесом, создание эффективной системы
обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения, институтов гражданского общества. Это направление будет в основном реализовываться в рамках проводимых мероприятий по административной реформе [3].
Изложенное выше свидетельствует о том, что масштабность инновационной деятельности государства, его роль и ответственность в отборе и поддержке наиболее эффективных базисных инноваций в различных сферах общества на современном этапе значительно возрастают.
Существует три процесса, имеющие разное качество и в которых участвуют региональные инновационные подсистемы (РИПС) - функционирование, развитие и эволюция. Функционирование представляет собой текущую жизнедеятельность субъектов РИПС, процесс выпуска инновационной продукции и получения прибыли. В ходе развития происходит структурная перестройка РИПС, которая вносит определенные изменения в сложившийся порядок работы, разрушает старое, создавая новое, повышает адаптивные свойства субъектов подсистемы в меняющихся условиях внешней среды. Эволюция же РИПС часто не заметна, т. к. это процесс статистический, во многом случайный, он характеризуется отбором инновационно активных предприятий, которые конкурируют между собой за ограниченные ресурсы региональной экономики (как известно, подобная конкурентная борьба ве-
дется как между системами одного типа - конкурентами, так и между системами, относящимися к разным типам: одни отрасли подавляют другие, забирают у них ресурсы, что является следствием технологических прорывов, резкого переключения спроса и предложения на рынке качественно новых продуктов и т. д.). Поэтому игнорирование явления инновационной экономической эволюции пагубно сказывается на жизнеспособности РИПС в стратегической перспективе.
Степень предсказуемости эволюционных процессов частично определяется государственным регулированием экономики, основная роль которого заключается в формировании: нормативноправового поля инновационной деятельности РИПС, включающей в свой состав субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры; системы институтов поддержки инноваций и стабильных макроэкономических условий; в разработке программ развития и поддержки, а также в контроле выполнения инновационно-инвестиционных проектов и программ.
Таким образом, региональное инновационное развитие в нашем понимании - это управляемое эволюционное развитие субъектов РИПС, обусловленное ростом их инновационной активности. Это позволяет, в конечном счете, продуктивно и эффективно решать проблемы повышения конкурентоспособности и достижения сбалансированного и устойчивого состояния региональной экономики. При этом к средствам достижения роста инновационной активности мы относим достаточное обеспечение технологического развития, эффективную системную организацию научных исследований и разработок, качественное и своевременное обеспечение сферы НИОКР и технологических инноваций плюс стартовый механизм, запускающий всю эту систему в движение. Кстати, последнее, по сути, является первым условием.
Продолжая эту мысль, подчеркнем, что важной содержательной стороной регионального инновационного развития является особая инновационная направленность целей, путей их достижения, особая инновационная «настройка» механизма управления. Причем за прилагательным «особая» скрывается преимущественная ориентация предприятий на комплексное использование инноваций в производстве новых товаров и услуг, специфическая для каждого региона трансформация пропорций между отраслями промышленности и отдельными производствами внутри этих отраслей, перераспределение форм и методов регулирования по результативности воздействия. При этом резко возрастает значение интеллекту-
альных, предпринимательских, технологических, инвестиционных, информационных ресурсов в совокупности научно-воспроизводственных процессов, что требует использования инструментов стратегического и инновационного менеджмента, особого благоприятного режима для «взращивания» предпринимательского слоя, формирования полноценного инновационно-инвестиционного ресурса, оживления инновационной деятельности во всех звеньях региональной экономики.
В качестве детерминант регионального инновационного развития, определяющих соответствующие траектории деятельности предприятий в различных отраслях региональной экономики и сферах деятельности, выступают, прежде всего, разнообразные ресурсы с совокупностью новых свойств. Среди них следует отметить такие, как новая техника и технические системы, новые технологии, организация и мотивация труда и производства в различных формах, новая квалификация наемного труда и управления, инвестиции, предпринимательство .
Региональное инновационное развитие предполагает безусловную коммерциализацию и диффузию инноваций как качественно новых результатов научных исследований и разработок, воплощенных в виде новых или существенно усовершенствованных технических изделий, наукоемких технологий и услуг. Это возможно только в том случае, когда сформирован региональный рынок инновационных товаров и услуг, который является отражением инновационно ориентированного вектора в социально-экономическом развитии региона и повышении эффективности инновационного процесса. Это достигается в результате решения комплекса взаимосвязанных задач, к числу которых следует отнести:
1) переориентацию отраслевой структуры регионального производства на развитие наукоемких отраслей промышленности;
2) обновление технологического базиса регионального развития за счет отечественных разработок и адаптированных зарубежных наукоемких технологий;
3) формирование и развитие региональной инновационной подсистемы и ее важнейшего элемента - инновационной инфраструктуры;
4) оптимизацию управления инновационным циклом по всем фазам и стадиям с целью минимизации времени выхода инновационного товара на рынок инноваций и исключения технологических разрывов, но не в ущерб качественной составляющей;
5) интеграцию науки, бизнеса (производства) и государства на базе создания новых организаци-
онных форм (государственно-частного партнерства, региональных инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов и т. п.);
6) стимулирование развития малого инновационного предпринимательства;
7) существенное повышение уровня материально-технического и опытно-экспериментального обеспечения научных исследований и разработок с целью преодоления процесса «утечки мозгов»;
8) создание фондов инноваций в различных отраслях региональной экономики.
Наконец, следует подчеркнуть, что региональное инновационное развитие - это не «поток» законопроектов, постановлений и распоряжений, а в первую очередь, предсказуемость внешней и внутренней среды, правовая защищенность, система партнерских отношений, учет объективных интересов основных сторон по поводу выработки и принятия государственных решений, касающихся предпринимательской среды и инвестиционного климата, ориентированных на инновационную деятельность. При этом региональные органы власти вправе применять свое видение реализации стратегии и политики инновационного развития в рамках единого правового поля с соблюдением общегосударственных интересов и без нанесения прямого или косвенного ущерба другим регионам, связанной с созданием РИПС.
В Тамбовской области система управления инновационным развитием, с нашей точки зрения, находится в стадии формирования. В 2005 г. принят областной закон «О Программе развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области». Реализация Программы позволяет создать необходимые условия поэтапного достижения стратегической цели научно-технической политики развития области -создание конкурентоспособного научно-промышленного комплекса для обеспечения устойчивого и экологически безопасного экономического роста, бюджетной обеспеченности и эффективной занятости населения.
Финансирование научных проектов осуществляется на субсидиарной основе через Программу развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тамбовской области. Основным направлением реализации Программы стала поддержка ученых, занимающихся исследованиями по приоритетным направлениям развития научно-технической и инновационной системы области, посредством проведения регионального конкурса, путем привлечения финансовых ресурсов из федерального бюджета - со стороны Российского фонда фундаментальных исследова-
ний (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Основные направления совместной деятельности РФФИ и руководства региона сводятся к следующим:
- рациональное природопользование и устойчивое социально-экономическое развитие региона;
- топливо и энергетика: новые энергосберегающие технологии и материалы, нетрадиционные источники энергии;
- технические и технологические разработки в интересах развития базовых отраслей региона;
- моделирование социально-экономических процессов в регионе;
- современные системы управления жизненным циклом и информационная поддержка наукоемкого производства;
- информационная система поддержки научных, научно-производственных и образовательных процессов в регионе;
- информационно-телекоммуникационные системы;
- индустрия наносистем и материалов;
- безопасность и качество сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов, улучшение качества жизни и здоровья населения;
- научные основы создания высокоэффективных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
- инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности;
- выявление тенденций и динамики изменения рынка образовательных услуг области с учетом демографических изменений.
В регионе создан и работает региональный Совет по проведению экспертизы проектов и программ по приоритетным направлениям научнотехнической и инновационной деятельности в Тамбовской области. В его состав входят ученые, работающие в области фундаментальных и прикладных наук по приоритетным направлениям инновационного развития.
В мае 2007 г. между администрацией области и РГНФ было подписано Соглашение о проведении совместных конкурсов гуманитарных исследований в интересах Тамбовской области.
Решением регионального Совета по проведению экспертизы проектов и программ были утверждены 14 проектов в рамках конкурса «Центральная Россия», которые впоследствии были утверждены к финансированию и на совете РФФИ. Ряд проектов представляет основу для создания перспективных промышленных технологий, новых материалов и услуг.
Краткий обзор современной ситуации в области научного и инновационного развития в регионе позволяет нам предложить один из возможных подходов к формированию системы управления региональным инновационным раз-
витием в Тамбовской области, который позволяет концентрировать ресурсы региона и бизнеса для реализации стратегических целей перехода к экономике, основанной на знаниях и инновациях (рис. 1).
Предложения на рассмотрение проектов законов
Глава администрации области
Тамбовская Рекомендации Комитет по науке и инно-
областная вационной политике при
дума Главе администрации
Утверждение законов, программ по научнотехнической и инновационной политике (нормативно-правовое обеспечение)
Рекомендации,
экспертиза
Проекты законов, постановлений, распоряжений
Совет по проведению экспертизы проектов и программ по научно-технической и инновационной деятельности
Рекомендации
Организационнометодическое обеспечение
Ресурсное обеспечение
Региональный Региональный Региональный конкурс
инвестиционный венчурный грантов РФФИ и
фонд фонд РГНФ
Дорожные карты, прогнозы программы, проекты
Ключевые институты инновационного развития
Рис. 1. Укрупненная система управления региональным инновационным развитием в Тамбовской области
В основу функционирования данной системы управления положена концепция государственночастного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере. При этом можно выделить шесть признаков, характерных для проектов ГЧП в инновационной сфере, а именно:
- стороны партнерства представлены государственным и частным сектором экономики;
- взаимоотношения сторон государственночастного партнерства зафиксированы в офици-
альных документах (договорах, соглашениях, программах и др.);
- взаимоотношения сторон государственночастного партнерства носят партнерский, то есть равноправный характер;
- стороны государственно-частного партнерства имеют общие цели и четко определенный государственный интерес;
- стороны государственно-частного партнерства объединяют свои вклады для достижения общих целей;
- стороны государственно-частного партнерства распределяют между собой расходы и риски, а также участвуют в использовании полученных результатов.
Данные признаки позволяют нам сделать вывод о том, что ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и областей научных исследований. Данный альянс предполагает различные формы взаимодействия предприятий частного сектора и государственных институтов, имеющих целью привлечение частных ресурсов и экспертных возможностей для содействия в оказании услуг государственного сектора.
Проекты ГЧП в инновационной сфере имеют долгосрочный характер и сочетают инновационную активность, предпринимательскую динамичность и стабильность государственного сектора. Их реализация предполагает четкое разграничение сфер влияния и роли государства и бизнеса.
В частности, взаимоотношения государства и бизнеса в данном случае предстают не в рамках принципов либерализма, согласно которым государство ограничивается установлением правил хозяйствования, и не в рамках жесткого государственного администрирования, а как взаимодействие равноправных экономических партнеров, строящих свои взаимоотношения на основе взаимной выгоды.
Главной целью ГЧП в области науки и инноваций является определение и реализация стратегии и научно-инновационной политики, направленных на проведение новых фундаментальных и прикладных исследований, создание, освоение в производстве и продвижение на рынок новых видов товаров и услуг в интересах общества в целом, национальных производителей и научного сообщества. При этом ГЧП преследует следующие подцели:
- преодоление за счет частных инвестиций дефицита бюджетного финансирования инновационных проектов;
- повышение эффективности инновационных проектов за счет привлечения компетенций и методов управления из частного сектора, оптимизации затрат и коммерциализации разработок;
- оптимизация распределения рисков и снижение государственных расходов, связанных с гарантиями инноваций.
Таким образом, ГЧП является одним из эффективных инструментов государственного управления региональным инновационным развитием, направленным на ускоренное развитие экономики региона.
В предложенной системе управления (рис. 1) основными субъектами управления инновационным развитием являются органы государственной законодательной и исполнительной власти, частные и государственные нефинансовые предприятия, производящие товары и услуги, финансово-кредитные организации, государственные и частные научные организации, входящие в состав наукограда, научно-производственных кластеров, технопарка и предлагаемых региональных технологических платформ. Объектами управления инновационным развитием являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и их результаты, реализуемые в рамках дорожного картирования, инновационных программ и проектов.
Соответственно ГЧП охватывает взаимодействие участвующих в инновационном процессе субъектов на всех стадиях и во всех областях НИОКР и инноваций, которое находит свое практическое применение в следующем:
- формы и способы организации НИОКР и инноваций и их включение в экономический оборот;
- экономические и управленческие отношения, возникающие между наукой, органами государственной власти и предприятиями, производящими товары и услуги в научной и инновационной деятельности;
- финансовое и иное ресурсное обеспечение научной и инновационной деятельности;
- стимулирование и мотивация деятельности в научной и инновационной сферах.
Опираясь на опыт формирования механизма управления региональным инновационным развитием, изложенный в работах [1; 2; 5], заострим внимание на двух его важных составляющих, которые оказывают существенное влияние на эффективное использование инновационного потенциала и повышение качества управления региональным инновационным развитием.
Организационно-распорядительные механизмы управления региональным инновационным развитием, учитывая заметное усиление внимания органов государственной власти к проблемам инновационной деятельности, призваны обеспечить реализацию федеральных законодательных актов и идей, заложенных в проекте Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2020 г.
При переходе к экономике инновационного типа организационно-распорядительные механизмы должны обеспечивать поддержку процессов разработки научно-технической продукции и внедрения полученных результатов в хозяйственную практику. Законодательное обеспечение инновационной дея-
тельности должно сопровождаться установлением обоснованных и долговременных правил, отношений между участниками инновационного и инвестиционного процесса.
Финансово-экономические механизмы управления региональным инновационным развитием способны обеспечивать государственную финансовую поддержку субъектов инновационной деятельности, которая большей частью проводится за счет средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств с максимально возможным привлечением средств федерального и местных бюджетов, а также средств частных инвесторов.
Эффективным механизмом финансирования инновационных проектов для Тамбовской области может стать совместное инвестирование из средств областного бюджета, федеральных и региональных фондов (под сниженный кредитный процент), а также кредитных средств коммерческих банков или других инвесторов (под действующую процентную ставку).
Региональный инвестиционный фонд является одной из структурных составляющих системы управления региональным инновационным развитием Тамбовской области. Региональный инвестиционный фонд в принципе представляет собой новый инструмент поддержки проектов ГЧП в России, являющийся специфическим механизмом финансовой поддержки региональных инициатив по привлечению инвестиций с участием средств федерального бюджета. Такой инструмент государственной поддержки разработан Минрегионом России в соответствии с поручением, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1189, для расширения использования механизмов ГЧП на региональном уровне.
Постановлением Правительства РФ № 880 от 30 октября 2010 г. утверждены Правила, регламентирующие новый подход к предоставлению субсидий за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации при условии создания в субъектах РФ региональных инвестиционных фондов. Указанные Правила вступили в силу с 1 января 2013 г. В целях оказания методологической поддержки Минрегионом России утверждено Примерное положение о региональном инвестиционном фонде (приказ от 27 мая 2011 г. № 254), которым рекомендуется руководствоваться при разработке соответствующих проектов нормативных актов субъектов РФ, а также регламент работы Комиссии, уполномоченной за проведение отбора инвестиционных проектов.
Отбор инновационных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за
счет средств регионального инвестиционного фонда, будет осуществляться Советом по проведению экспертизы проектов и программ по научнотехнической и инновационной деятельности в соответствии со следующими принципами:
- обеспечение равных условий доступа к процедуре предоставления бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда;
- безубыточность проектов;
- разделение рисков государства и инвесторов;
- учет государственных и частных интересов;
- эффективность использования средств федерального и регионального бюджетов;
- прозрачность процедуры предоставления государственной поддержки.
Мы полагаем, что институт регионального инвестиционного фонда станет одним из важнейших инструментов синхронизации коммерческих и инфраструктурных инновационных проектов, консолидации усилий власти и бизнеса, направленных на региональное инновационное развитие, что в конечном итоге позволит повысить уровень жизни населения.
Следует отметить, что в целях создания благоприятного инвестиционного климата и совершенствования механизмов стимулирования спроса на инновационную продукцию, создаваемую в рамках региональных инновационно-инвестиционных проектов, в 2011-2013 гг. в Тамбовской области разработаны новые региональные законодательные акты в сфере государственно-частного партнерства, в частности:
1. Закон Тамбовской области от 07.10.2011 № 59-З «Об участии Тамбовской области в проектах государственно-частного партнерства».
2. Закон области от 28.02.2013 № 243-3 «Об Инвестиционном фонде Тамбовской области» [7].
Наряду с этим, современная региональная экономика требует масштабного привлечения в сферу инноваций венчурного капитала. Включение государства в процесс формирования и использования венчурного капитала направлено на изменение соотношения «риск-доходность» для частных инвесторов, демонстрацию собственного риска и готовность распределения риска с частными инвесторами, а также на создание условий для извлечения венчурными инвесторами более высокого дохода по сравнению с традиционным бизнесом.
Основными задачами регионального венчурного фонда в сфере прикладной науки являются поддержка инициативных прикладных исследований государственных организаций, частных компаний и фирм на основе формирования внебюджетных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования
НИОКР, а также содействие изобретательской деятельности на уровне физических лиц и поддержка создания и развития негосударственных научных организаций.
И наконец, обратим внимание на проблему реорганизации в Тамбовской области системы долгосрочного прогнозирования, современными инструментами которой являются дорожное картирование и региональный форсайт, и переориентации ее с обслуживания бюджета на поиск «окон возможностей» для экономики региона. Долгосрочное прогнозирование играет важную роль в функционировании системы управления региональным инновационным развитием наряду с формированием механизма определения приоритетов и целей инновационной политики региона.
В основе дорожного картирования в регионе лежат потребности человека, удовлетворяемые при помощи различных технологий. Эти технологии, наряду с организациями, их разрабатывающими и использующими, образуют региональные технологические платформы. Следовательно, в качестве инструмента управления региональной технологической платформой «Создание комплексных технологических систем по производству, хранению и переработке овощной продукции, обеспечивающих получение высококачественных и экологически чистых овощей» в рамках наукограда Мичуринск, предложенной нами в научной статье [4], выступает дорожное картирование.
В нашей стране дорожное картирование, как отмечает К. Л. Лидин [6], пока не очень распространенный инструмент планирования. Поэтому как таковые унифицированные алгоритмы формирования дорожных карт в полной мере еще не сформированы, структура и форма данного документа жестко не заданы, а весь процесс картирования отличается высокой степенью творчества.
Дорожная карта в принципе представляет собой наглядное отображение пошагового сценария развития определенного объекта - отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, экономических, социальных и других целей. Сам процесс формирования дорожных карт получил название «дорожное картирование», а объект, эволюция которого представляется на карте - объектом дорожного картирования.
В общем случае дорожные карты нацелены на информационную поддержку процесса принятия управленческих решений по развитию объекта картирования. Но существуют специфические цели,
которые выделяются некоторыми учеными, а именно: решение проблемы объекта (это локальные дорожные карты) или инновационное развитие объекта (эти дорожные карты носят, как правило, более масштабный, междисциплинарный характер).
Отметим также, что отечественная теория менеджмента пока не относит дорожные карты к инструментам стратегического управления, считая их лишь удобным и наглядным способом графической интерпретации вариантов развития объекта картирования, который облегчает понимание ситуации и помогает принимать необходимые решения.
Сущность дорожного картирования как инструмента стратегического управления региональной технологической платформой может быть представлена, с нашей точки зрения, совокупностью следующих аспектов:
1. Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития объекта управления и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое - настоящее - будущее».
2. Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную рентабельность, а также выбирать оптимальные пути с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.
3. Дорожное картирование опирается на сбор экспертной информации о продукте, технологии, отрасли и т. д., позволяющей прогнозировать варианты их будущего состояния.
4. Результатом изысканий в области дорожного картирования становится план-сценарий развития объекта управления с учетом альтернативных путей и возможной «расшивки» потенциальных узких мест.
5. Обычно дорожная карта представляется в форме графической схемы, алгоритма, отображающего важнейшие шаги и ожидаемые результаты этих шагов в «узлах». «Узел» карты - это этап развития объекта управления и одновременно пункт принятия управленческих решений, а отрезки между «узлами» - эти причинно-следственные связи между ними. Также на этой схеме могут отображаться необходимые инвестиции, возможные риски и отдача.
6. Все дорожные карты являются достаточно дорогим инструментом планирования, так как составление и реализация любого долгосрочного плана всегда связаны с рисками самой различной природы. Кроме того, для создания дорожной карты необходимо формирование целой рабочей группы, в которую должны входить специалисты самого разнообразного профиля - футурологи, ученые, фи-
нансисты, технологи, социологи, маркетологи и многие другие, причем, в зависимости от масштаба объекта картирования, количество специалистов может существенно различаться.
7. Дорожная карта является интерактивным инструментом, позволяющим немедленно вносить какие-либо изменения и уточнять сценарии развития объекта.
Таким образом, дорожная карта представляет собой инструмент государственного планирования технологического развития, наглядно отображающий программу долгосрочного развития
отдельной технологии или группы технологий, что существенно облегчает процесс принятия управленческих решений. На дорожной карте начальные и конечные точки обычно представляют моменты, в которых технология будет реализована в конечный продукт.
Методика формирования дорожной карты как нового полноценного инструмента управления, позволяющего наделить концепцию региональной технологической платформы наглядностью, прозрачностью, гибкостью и вариативностью, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Методика формирования дорожной карты
№ этапа Наименование этапа Основное содержание этапа
1 Подготовка исследования Определение необходимости проведения исследования - дорожного картирования. Определение решаемой посредством технологического картирования проблемы или реализуемой при его помощи возможности. Формирование списка субъектов, заинтересованных в проведении этого исследования, а именно, представителей государства, науки и бизнеса. Оценка степени заинтересованности каждого субъекта в формировании дорожной карты. Формирование единого руководства исследованием. Составление дорожной карты является весьма дорогим мероприятием и требует значительного времени, поэтому необходим руководящий орган исследования. Постановка целей исследования и оценка времени, необходимого для его проведения. Определение необходимых объемов финансирования
2 Разработка дорожной карты Определение человеческих потребностей и продуктов, их удовлетворяющих, а также технологий их производства, представляющих наибольший интерес в обозримом будущем. На этом шаге возможно использование сценариев технологического развития. Дорожная карта может рассматривать несколько технологий и компонентов в зависимости от сложности продукта. Определение ключевых качеств, характеристик, которыми должны обладать продукты и технологии. Проверка соответствия технологических характеристик продукта целям исследования и соотнесение их с выделенными атрибутами. Определение технологических альтернатив и временных сроков их развития. Сложная цель может потребовать определенных прорывов в нескольких технологиях, или же технология может оказывать влияние на достижение нескольких целей. Для каждой из обозначенных технологических альтернатив дорожная карта определяет временной период «созревания» этой технологии и ее вклад в достижение поставленной цели картирования. Когда параллельно рассматривается несколько технологических альтернатив, на дорожной карте должны быть определены так называемые точки принятия решения, когда необходимо решить, стоит ли и дальше рассматривать эту альтернативу. Выработка рекомендаций по перспективным технологическим альтернативам. Выбор наиболее перспективных технологических альтернатив осуществляется на основании оценки их стоимости, сроков разработки, производительности и иных рыночных и нерыночных факторов. Определение ресурсного обеспечения реализации дорожной карты. Необходимо определить потребность в материальных, кадровых, интеллектуальных, временных и прочих ресурсах. Подготовка итогового отчета по формированию дорожной карты и графическое представление результатов исследования - отражение на графе узлов, структуры их взаимосвязей и характеристик путей между узлами, включая, возможное запаздывание, затраты, неопределенности, риски и т. п. В отчетном документе по дорожным картам должно содержаться достаточно информации для осуществления технологического выбора и принятия инвестиционных решений
3 Реализация дорожной карты Экспертиза и утверждение дорожной карты. Для того, чтобы дорожная карта действительно была объективной и реализуемой, необходима ее оценка широким кругом экспертов от государства, науки и бизнеса, поэтому отчет по дорожной карте должен быть распространен среди представителей указанных аудиторий, которые могут оценить документ и предложить определенные коррективы. Разработка и выполнение плана реализации дорожной карты. План реализации должен включать в себя рекомендации по инвестиционным решениям, указывать необходимые средства и временные рамки их реализации. Контроль реализации дорожной карты. Обратная связь. Необходимыми условиями успешной реализации дорожной карты является оценка промежуточных результатов, ее актуализация и модернизация, пересмотр и обновление, внесение корректив
В заключение отметим, что дорожная карта относится к «мягким» инструментам прогнозирования и государственного управления развитием инновационных технологий. Она не лишена недостатков, в частности, она достаточно дорога, сложна, поскольку требует углубленной экспертизы и достаточно длительного времени на разработку, что делает ее неприменимой или ограниченно применимой для динамично развивающихся технологических областей. Однако использование данного механизма позволит сосредоточить усилия региональных органов власти на согласованном развитии отечественной науки, технологий и техники, на укреплении и реализации научно-технического и инновационного потенциала.
Иначе говоря, дорожное картирование поможет ученым замкнуть инновационную цепочку высокотехнологического продукта. В целом можно отметить, что дорожные карты в области прикладных наук и инженерных разработок могут способствовать снижению риска капиталовложений на финишной стадии выхода нового продукта на рынок. Другой возможный эффект заключается в том, что дорожная карта разъяснит органам государственной власти целесообразность финансовой поддержки данного направления прикладных исследований и разработок.
Прогностические возможности дорожного картирования могут быть применены в процессе формирования приоритетов региональной научно-технической и инновационной политики в той или иной сфере, а также в ходе планирования мероприятий по ее реализации.
Литература
1. Аксенова Ж. Н., Емельянова Е. А. Механизмы и инструменты управления региональным инновационным развитием // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. иЯЬ: http://www.science-education.ru
2. Афонасова М. А. Инновационная модернизация российской экономики: региональный аспект. Томск, 2009.
3. Инновационная Россия-2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Проект) // Инновационные регионы. Справочный бюллетень. М., 2011. Вып. 2.
4. Кармышев Ю. А. Перспективные институты развития в инновационной подсистеме региона-реципиента // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 7.
5. Костров А. В. Особенности формирования сис-
темы венчурного финансирования и развитие механизмов государственной поддержки инновационного предпринимательства в городе Москве: доклад на Пятом всерос. форуме. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. URL: http://
www.nisse.ru
6. Лидин К. Л. Многообразие построения дорожных карт. 200б. URL: http://www.virtass.ru
7. URL: http://www.invest-tambovregion.ru
* * *
NEW TOOLS IN SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION OF REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT
Yu. A. Karmyshev
In article the essence and the content of regional innovative development are revealed, one of possible options of creation of a control system by regional innovative development in the Tambov region, in the basis of which the concept of state-private partnership is put, is offered, the reorganization problem in this region of system of long-term forecasting with use of such modern tool, as road mapping is considered.
Key words: instruments of public administration, regional innovative development, state-private partnership, regional investment fund, regional venture fund, regional technological platforms, road mapping.