УДК 336.58
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Л. Н. рощина,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и финансов E-mail: lidia. roschina@yandex. ru. Ростовский международный институт экономики и управления
В статье исследуются приоритетные цели и направления, формы и инструментарий государственного финансирования инновационной деятельности в РФ и ее субъектах с учетом особенностей и специфики региональных условий. Рассматриваются возможности некоторых государственных институтов поддержки инновационных процессов.
Ключевые слова: государственное финансирование, инвестиционная политика, инновационная деятельность, региональные особенности, инвестиционный фонд, особые экономические зоны, банк развития.
Для перехода на инновационную модель развития государство как макрорегулятор экономической динамики воздействует на инновационную деятельность субъектов, в том числе посредством коррекции инструментов и направлений государственной инвестиционной политики.
Научно обоснованная инвестиционная политика в условиях общероссийской модернизации способна выступать важнейшим рычагом влияния как на экономику страны в целом, так и на инновационную деятельность ее хозяйствующих субъектов, прежде всего - в промышленности.
Ориентированная на инновации, инвестиционная политика государства включает комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для субъектов хозяйствования,
инициирующих инновационные проекты государственного значения. Ее целями являются:
- оживление инновационной деятельности в реальном секторе экономики;
- повышение эффективности производства;
- решение социальных проблем.
Эта политика определяет:
- задачи и направления инновационной деятельности в государстве;
- формы государственного управления инновационной деятельностью.
В соответствии с этим ключевые цели государственной инвестиционной политики в сфере инноваций предполагают:
- мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для инновационной деятельности;
- преодоление спада инвестиционной активности в инновационной сфере (особенно в промышленном секторе);
- привлечение инвестиций в социально значимые инновационные проекты из различных источников, включая иностранные инвестиции;
- поддержку малого и среднего инновационно активного предпринимательства;
- совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инновационных проектов государственного значения;
- обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложе-
ний в инновационные проекты в реальном секторе экономики.
Поскольку инвестиционная политика в инновационной сфере направлена на активное привлечение также инвестиций частных инвесторов и юридических лиц, принципиально важным становится разработка действенных мер по следующим направлениям:
1) организация благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов;
2) увеличение прибыльности и минимизация рисков инновационных проектов социально-экономической направленности.
К числу таких мер можно отнести:
- определение приоритетов в инновационной и, как следствие - в инвестиционной деятельности;
- оптимизация затрат на государственные программы, предусматривающие осуществление крупных инновационных проектов;
- расширение прав предприятий-инноваторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений;
- относительное сокращение бюджетного финансирования инноваций и увеличение объемов их негосударственного инвестирования;
- повышение эффективности капитальных вложений в инновационные проекты и сокращение сроков окупаемости затрат.
Эффективная инвестиционная политика на региональном уровне призвана активизировать инновационную деятельность как в масштабе всей территории, так и отдельных предприятий. Стоит отметить тот факт, что до 2000 г. политика в области финансирования инноваций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы. Регулирование инновационной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования инновационной деятельности.
Участниками реализации инновационной политики регионов наряду с государственными структурами являются:
- банки;
- финансовые компании;
- финансово-промышленные группы;
- страховые и инвестиционные фонды.
В отличие от предпринимательского сектора государству, создающему условия для осуществления инновационной деятельности в регионах страны, важно непосредственно участвовать в ее процессе:
- быть организатором инновационной деятельности;
- разделить первоначальные риски разработки и создания инновационной продукции совместно с инвестором;
- внедрять в инновационный процесс различного рода стимулы, включая налоговые.
В данном контексте следует отметить практически полное отсутствие налоговых льгот для реального сектора экономики, использующего объекты интеллектуальной собственности и результаты НИ-ОКР как продукты инновационной деятельности. Хотя в этом направлении и наметились некоторые подвижки.
Так, с 01.01.2008 от налогов освобождены не только НИОКР, выполненные за счет бюджетных средств и внебюджетного финансирования. На согласовании находится проект поправки в Налоговый кодекс РФ, также имеющий прямое отношение к частному бизнесу. Там идет речь об ускоренном коэффициенте, повышающем списание расходов на НИОКР.
В современных условиях особенно необходимо стимулирование реального сектора экономики в процессе его перехода на «инновационные рельсы». Одним из действенных методов в данном направлении может стать снижение налогового бремени на предпринимателей, ориентированных на инновации. В частности, целесообразно применение следующих льгот:
- снижение НДС для производителей, занимающихся выпуском высокотехнологичной и инновационной продукции;
- введение единой ставки ЕСН для таких предприятий;
- освобождение от земельного налога научных и инновационных организаций на участки, которые используются ими для научной деятельности [2].
Очевидно, что государственная инвестиционная политика в отношении поддержки инновационной деятельности в каждом регионе имеет свои особенности, определяемые специфическими региональными детерминантами. В их числе следующие факторы:
- экономическая, социальная и инновационная политика, осуществляемая в том или ином регионе;
- институциональная и информационная инфраструктуры инновационной деятельности;
- структурно-функциональные и параметрические характеристики наличного производственного, кадрового и инновационного потенциала;
- природно-климатические условия и оснащенность энергосырьевыми ресурсами;
- географическое и геополитическое положение региона;
- экологическая и демографическая ситуация;
- привлекательность региона для иностранных инвестиций и др.
В целом, оценивая текущее состояние инновационной сферы регионов России и программные документы их стратегического развития, следует отметить, что адекватной методологически выверенной программы инновационного развития у регионов по-прежнему не существует. Это объясняется низкой эффективностью отечественной национальной инновационной системы по следующим направлениям:
- государственное регулирование;
- неразвитость венчурного предпринимательства и других форм взаимодействия формируемых в регионах инновационных систем;
- высокие административные барьеры;
- слабая взаимосвязь науки и промышленного сектора;
- неразвитая материально-техническая база;
- ограничения в достижении целевых ориентиров социально-экономического развития [4].
Цели и задачи региональной инвестиционной политики в сфере инноваций, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать. Однако существуют общие генерализированные цели и задачи инновационно ориентированной инвестиционной политики:
- расширение объема и повышение эффективности инвестиций в инновационные проекты за счет совершенствования их структуры;
- приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
- превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инновационной активности, в средство управления структурной модернизацией экономики;
- создание благоприятного инвестиционного
климата в регионе как предпосылки инновационного и в целом экономического роста.
Существенная дифференциация регионов России по показателям социально-экономического развития напрямую сопряжена с фиксируемыми реальной практикой различиями (а в некоторых случаях - диаметрально противоположными тенденциями) в использовании и наращивании их инновационного потенциала. Если в Южном федеральном округе удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, с 2005 по 2010 г. сократился с 9,2 до 7,2 % (при этом в Краснодарском крае этот показатель изменился с 2,9 до 6,8 %), то в Оренбургской области он увеличился с 7,2 до 17 %, в Красноярском крае - с 5,3 до 14 % [6].
Несмотря на так называемый эффект базы (когда быстрый рост показателей отчасти объясняется их изначальным низким уровнем), можно говорить о безусловной важности эффективного государственного регионального управления инновационным развитием, дополняющего и усиливающего государственные меры федерального уровня.
Это формирует новые требования к качеству управления региональным инновационным развитием в условиях достаточно жестких ограничений государственной финансовой поддержки инноваций в большинстве субъектов Российской Федерации. Данное обстоятельство актуализирует также уточнение факторов и поиск дополнительных источников инновационного развития территориальных экономических систем, в числе которых важная роль принадлежит стимулирующей функции государства в поддержке различных форм инновационного взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса.
Представляется, что привлечение инвестиций для финансирования инновационных проектов на региональном уровне целесообразно проводить с учетом следующих факторов:
- оценка собственного инвестиционного потенциала, фокусируемого на осуществление инновационных проектов, сильных и слабых сторон региона;
- формирование и реализация стратегии инновационного регионального развития (создание региональной инновационной системы);
- разработка целевых комплексных программ, реализующих круг маркетинговых, организационно-технических и других мер по привлечению инвестиций в инновационную сферу региона. В целевых комплексных программах может быть отражена система
программных мероприятий (например, создание бизнес-карты инноваций, которая содержит информацию об инновационном потенциале региона в целом и его отдельных территориальных образований);
- формирование банка данных производственных мощностей - свободных и предлагаемых для включения в инновационный процесс, неэффективно используемых, а также имущества для передачи в лизинг;
- разработка программ по стимулированию к инновационному развитию отдельных территорий путем открытия зон инновационного предпринимательства, а также мер по снижению незавершенного строительства;
- формирование бизнес-профилей инновационных проектов по отдельным отраслям и предприятиям.
В числе активно применяемых в настоящее время инструментов государственной инвестиционной политики для финансирования государственно значимых инновационных проектов можно выделить:
- концессионные соглашения;
- Инвестиционный фонд РФ;
- особые экономические зоны;
- Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ).
Структурно-функциональные взаимосвязи данных инструментов особенно наглядно проявляются при финансировании социально значимых инновационных проектов, что обеспечивает надежность механизма реализации государственной инвестиционной политики в сфере инноваций. Так, на основе концессионных соглашений могут финансироваться проекты из Инвестиционного фонда РФ, при этом Банк развития и внешнеэкономической деятельности также может содействовать реализации данного проекта. При этом каждый из этих инструментов относится к механизму государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере.
Концессии дают возможность привлечь частный капитал в строительство важных объектов инфраструктуры:
- автомобильные дороги;
- морские и речные порты;
- аэродромы.
Федеральный закон от 21.07.2005 N° 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»:
- регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений;
- устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
В соответствии с типовым соглашением, утвержденным Правительством РФ, составляются концессионные соглашения конкретных объектов. Большинство типовых соглашений уже утверждено Правительством Российской Федерации [3].
Одним из инструментов активной государственной инвестиционной политики в сфере инноваций (особенно в условиях финансово-экономического кризиса 2008 г.) стал Инвестиционный фонд РФ, созданный для развития инфраструктуры, интенсификации структурных преобразований и диверсификации российской экономики. Инновационные проекты, софинансируемые из Инвестиционного фонда РФ (Инвестфонд), реализуются на основе механизмов государственно-частного партнерства, в рамках которых государство и частный бизнес осуществляют совместную реализацию инвестиционных проектов.
Изначально минимальная стоимость проектов, претендующих на получение средств из Инвестфон-да, не должна была находиться ниже уровня 5 млрд руб. Однако в недавнем времени эта величина была значительно уменьшена - до 500 млн руб. Это связано с тем, что раньше поддержку получали проекты только федерального значения. После изменения правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ такую поддержку смогли получить менее масштабные проекты регионального уровня (рентабельность заявленных проектов должна быть в границах от 4 до 11 %).
В последние годы экспортные, инвестиционные и инфраструктурные секторы давали значительную часть экономического роста РФ. Поэтому государство заинтересовано в мониторинге реализации крупных инновационных проектов, социально значимых в разных экономических условиях. Это подтверждается развитием в этих сферах механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).
Особенности государственно-частных парт-нерств по сравнению с другими механизмами государственного участия в финансировании проектов состоят в том, что их участники:
- преследуют различные цели;
- решают свои задачи;
- имеют различные мотивации.
Государство заинтересовано в росте объемов и
улучшении качества предоставляемых услуг инфра-
структурных и социально ориентированных отраслей населению и экономическим агентам. Интересы же бизнеса состоят в стабильном получении прибыли, причем стратегически мыслящего бизнеса -в устойчивости получения доходов, которые в последнее время все более рассматриваются им в качестве возможного дополнительного источника финансирования инноваций.
Но поскольку обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом, такое взаимодействие является реальной возможностью выхода на мировые рынки капиталов, активизации привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Особое значение механизм ГЧП имеет для экономик регионов, где на его основе происходит развитие местных рынков. Поэтому в России, как и в большинстве стран Европы, эти проекты преобладают в инфраструктурной сфере регионов (см. таблицу).
Как показывает анализ приведенных в таблице данных, частные инвестиции в большинстве случаев превышают 50 %, что свидетельствует о высокой привлекательности таких проектов. Важную роль в финансировании проектов играет также Инвестфонд. Необходимый объем государственной поддержки определяется путем проведения ревизии
заявленных к реализации инновационных проектов. При этом выбираются те из них, которые отвечают определенным требованиям:
- находятся на стадии строительства;
- имеют большое значение для экономики;
- имеют минимальные корпоративные и отраслевые риски реализации.
Проведение ревизии значимых инновационных проектов должно сопровождаться разработкой индивидуального дизайна дополнительной государственной финансовой поддержки с точечным использованием следующих инструментов:
- государственный заказ;
- выкуп жилья у застройщиков;
- налоговые льготы;
- кредиты госбанков;
- взносы в уставный капитал;
- субсидирование процентных ставок по кредитам;
- гарантии по кредитам [1].
Имеются и другие государственные инструменты и технологии поддержки инновационной деятельности хозяйствующего субъекта, выбор которых определяется приоритетностью и спецификой проекта в контексте перспективных целей социально-экономического развития.
Общая стоимость Источник финансирования, %
Проект проекта, млрд руб. Инвестиционный Региональный Частные
(в ценах 2010-2015 гг.) фонд РФ бюджет инвестиции
Строительство автомобильной доро- 99,952 32 17 51
ги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге
Строительство Орловского тоннеля под 31,673 33 32 35
Невой в рамках развития Волго-Балтийс-
кого водного пути
Строительство нового выхода на 17,257 58 0 42
Московскую кольцевую автодорогу с федеральной автомобильной дороги М1 (Беларусь) Москва-Минск
Строительство скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 54,933 47 0 53
15-58-й км
Комплексное развитие Нижнего Приан- 213,915 16 0 84
гарья
Строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических 130,297 29 0 71
заводов в Нижнекамске
Создание транспортной инфраструктуры 167,774 13 0 87
для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области
Крупнейшие российские проекты ГЧП, предполагаемые к реализации в 2010-2015 гг. [7]
На примере Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) можно говорить о том, что руководством страны большой акцент делается на финансовой государственной поддержке социально значимых и приоритетных, определяемых спецификой региона инновационных проектов. Речь идет о следующих сферах:
- нефтедобыча;
- инфраструктура;
- туризм и рекреация;
- формирование торгово-логистического кластера в регионе.
В границах СКФО предполагается создание особой экономической зоны, что будет благоприятно влиять на формирование привлекательного инвестиционного имиджа региона для частных инвестиций, в том числе иностранных.
В настоящее время в России существуют особые экономические зоны (ОЭЗ) четырех типов:
- технико-внедренческие;
- промышленно-производственные;
- портовые;
- туристско-рекреационные.
Основными функциями Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами являются:
- оказание государственных услуг и осуществление правоприменительных функций в сфере управления ОЭЗ;
- контроль за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Важным институтом поддержки инновационной ориентированной инвестиционной деятельности в России является также Банк развития и внешнеэкономической деятельности - государственная корпорация, созданная в 2007 г. на основе Внешэкономбанка для решения следующих задач:
- инвестирование в приоритетные отрасли экономики;
- содействие привлечению иностранных инвестиций;
- осуществление финансовой поддержки экспортно-импортной политики России [5].
Основными приоритетными сферами деятельности для Банка развития и внешнеэкономической деятельности являются:
- развитие несырьевых отраслей и наукоемкой промышленности;
- стимулирование инноваций;
- осуществление проектов в особых экономических зонах;
- экспорт высокотехнологичной продукции;
- поддержка малого и среднего бизнеса.
Однако создание Банка развития и внешнеэкономической деятельности не стало окончательным решением инновационных проблем России. Это связано с рядом особенностей:
- Банк развития и внешнеэкономической деятельности не располагает значительными инвестиционными ресурсами;
- не предусматривается принцип согласования решений по горизонтали и вертикали государства, если подразумеваются долгосрочные и масштабные программы инновационного развития страны.
Но самой важной проблемой является несовершенство механизма определения приоритетов и выбора конкретных инновационных проектов: выбор строится не на прозрачной и системной основе, гарантирующей баланс интересов различных отраслей экономики, регионов, а по усмотрению Правительства Российской Федерации.
В то же время эффективное использование финансового потенциала рассмотренных государственных инструментов поддержки и стимулирования инновационной деятельности выступает важной составляющей адаптирующейся к различным макроэкономическим условиям государственной инвестиционной политики.
Список литературы
1. Доклад на VI Красноярском экономическом форуме. 2009. URL: http://krasnoforum. ru.
2. Матвеева Л. Г., Чернова О. А. и др. Современные тенденции инновационного развития региональных экономических систем. Таганрог: Изд. ТТИ ЮФУ. 2010.
3. Сулакшин С. С., ВилисовМ. В. и др. Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд: восстановление монетизации и инвестиционная подкачка развития экономики России // Научный эксперт. 2008. № 3.
4. Формирование регионального модуля национальной инновационной системы / под общей ред. Матвеевой Л. Г., Федосовой Т. В. Таганрог: Изд. ТТИ ЮФУ. 2009.
5. URL: http://www. rbc. ru/companies/ vnesheconombank. shtml/.
6. URL: http://www. gks. ru.
7. URL: http://ppp-russia. ru/projects/viewlist/.