Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство: формы, методы, потенциал развития'

Государственно-частное партнерство: формы, методы, потенциал развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3119
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШЭКОНОМБАНК / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД РФ / КОНЦЕССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашников А.А.

В статье рассмотрены сущность и особенности государственно-частного партнерства, обоснована необходимость его развития как механизма финансового обеспечения инвестиционной деятельности. Дана классификация форм и инструментов государственно-частного партнерства. Выявлены основные проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнерства, и рассмотрены возможности по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калашников А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство: формы, методы, потенциал развития»

УДК 631.16

ГОСУдАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО:

формы, методы, потенциал развития

а. А. КАЛАШНИКОВ,

генеральный директор ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей», соискатель кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности Е-mail: kalashnikov1313@yandex. га Волгоградский государственный университет

В статье рассмотрены сущность и особенности государственно-частного партнерства, обоснована необходимость его развития как механизма финансового обеспечения инвестиционной деятельности. Дана классификация форм и инструментов государственно-частного партнерства. Выявлены основные проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнерства, и рассмотрены возможности по их устранению.

Ключевые слова: Внешэкономбанк, венчурное финансирование, государственно-частное партнерство, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, Инвестиционный фонд РФ, концессия.

Государственно-частное партнерство: формы, методы, потенциал развития. В России в условиях модернизации экономики возникла необходимость в развитии инноваций, преодолении технологического отставания с целью выхода на принципиально новый уровень решения вопросов инфраструктурного развития.

Россия должна следовать примеру развитых государств, которые в посткризисных условиях объединяют усилия государства и частного бизнеса.

В экономике ряда развитых и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. В данном контексте понимается партнерство государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП).

В экономической литературе существует множество различных определений ГЧП. Наиболее общее из них дано Всемирным банком: ГЧП — это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования.

Применительно к российской практике экспертное сообщество выработало следующее определение: ГЧП представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно-значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности [2].

Таким образом, с одной стороны, оно способствует более эффективному решению задач, стоящих перед государством, а с другой стороны, как форма взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества между государством и бизнесом является эффективным инструментом стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности.

К настоящему времени в экономической науке проведено достаточно большое количество исследований ГЧП. Рассматриваются вопросы становления и практического опыта реализации,

модели и формы ГЧП, определяются новые сферы использования и др.

Несмотря на важность развития ГЧП как важнейшего механизма финансового обеспечения инвестиционной деятельности, внедрение его в российскую практику идет медленно. Это обусловлено в первую очередь несовершенством законодательной и нормативной базы.

Можно выделить следующие препятствия для развития ГЧП:

• правовые ограничения. В настоящее время российское законодательство в этой сфере еще несовершенно: отсутствует единая концепция ГЧП, нет согласованности в терминологии, касающейся этого вопроса между региональным и федеральным законодательством, регулирующим отдельные стороны ГЧП, Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О Концессионных соглашениях» не в полной мере защищает интересы кредиторов и частных инвесторов;

• ограничения организационного и экономического характера. К ним можно отнести наличие низкоквалифицированных работников в сфере управления механизмами ГЧП и слаборазвитое взаимодействие с инвесторами по вопросам принятия решений по ГЧП;

• ограничения нематериального характера — взаимное доверие, справедливое распределение рисков между участниками.

Государство является партнером частным инвесторам по следующим доминирующим причинам: а) неспособность удовлетворить растущие потребности в инвестициях только за счет государственного бюджета; б) низкая эффективность расходования выделяемых государственных средств. При этом государство выступает в роли специфического субъекта этих отношений.

Главной особенностью ГЧП, по мнению ученых, является обилие самых различных форм, в которых ГЧП находит свое проявление.

В работах, посвященных ГЧП, понятия «формы ГЧП» и «инструменты ГЧП» идентичны. На взгляд авторов, эти понятия необходимо разделять, поскольку между ними существуют различия.

Формы ГЧП — отношения организационно-правового характера между сторонами ГЧП, которые возникают непосредственно в процессе реализации совместных проектов (рис. 1).

Инструменты ГЧП — это институты государственной поддержки (государственное финанси-

рование, государственные гарантии) ГЧП-проектов, применение которых возможно независимо от применяемой формы ГЧП.

Наиболее распространена следующая классификация форм ГЧП.

В соответствии с законодательством Российской Федерации выделяются следующие формы ГЧП (рис. 2).

В России также существуют следующие инструменты ГЧП:

1) Инвестиционный фонд РФ. Финансирование за счет Инвестиционного фонда РФ возможно в отношении проектов по созданию и (или) развитию объектов капитального строительства транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение (общая стоимость — не менее 5 млрд руб.) и долю финансирования частного инвестора не менее 25 % или имеющие региональное (межрегиональное) значение (общая стоимость — не менее 500 млн руб.) и долю финансирования инвестора не менее 50 % [6].

Инвестиционный фонд РФ направлен на комплексное промышленное и инфраструктурное развитие. В основу предоставления средств Инвестиционного фонда РФ заложен принцип проектного финансирования, что, на взгляд автора, выгодно отличает данный механизм предоставления государственных средств от ассигнований в рамках долгосрочных целевых программ, целью которых может являться, например, создание конкретного объекта.

Ни один из существующих механизмов бюджетного инвестирования не предусматривает проектного финансирования. Между тем именно в рамках такого подхода можно эффективно и грамотно прогнозировать риски и управлять ими, оценивать эффекты от создания объектов капитального строительства;

2) ОАО «Российская венчурная компания». Основной целью ОАО «Российская венчурная компания» являются стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Компания исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляются государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института

Рис. 1. Классификация форм государственно-частного партнерства

Рис. 2. Формы государственно-частного партнерства, применяемые в России НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации [4, с. 10];

3) Внешэкономбанк. Внешэкономбанк представляет собой один из ключевых институтов, позволяющих реализовать инвестиционные проекты в рамках ГЧП. Одной из функций, реализуемых Внешэкономбанком, является участие в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях ГЧП. Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе в целях реализации инвестиционного проекта устанавливается в размере 1 млрд руб., или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд руб. [7].

В отличие от коммерческих банков у Внешэкономбанка отсутствует цель получения прибыли. Приоритетным направлением деятельности выступает финансовое содействие социально-экономическому развитию РФ. По указанной причине процентная ставка Банка существенно ниже рыночной, а сроки кредитования рассчитаны на долгосрочные периоды окупаемости инвестиционных проектов (согласно Инвестиционному меморандуму — более 5 лет). Следует отметить и другое отличие. Поскольку Внешэкономбанк не является коммерческим, на него не распространяются нормативные ограничения Банка России по обязательному резервированию денежных средств в случае финансирования проектов с недостаточным обеспечением по кредиту. Это означает, что Внешэкономбанк может кредитовать и довольно рискованные с точки зрения коммерческого банка проекты, если их реализация соответствует социально-экономическим приоритетам России. В то же время возможно совместное участие в таких проектах и Внешэкономбанка, и коммерческих банков, которым Внешэкономбанк поможет минимизировать финансовые риски.

Получение средств Внешэкономбанка может стать отдельным альтернативным механизмом возвратного финансирования ГЧП-проекта в случае, если попытка получить государственное финансирование по линии федеральных целевых программ или Инвестиционного фонда РФ по каким-либо причинам не увенчалась успехом. Также Внешэкономбанк может выступить в качестве дополнительного источника средств для финансирования объектов инфраструктуры либо в качестве инвестиционного консультанта в случае успешного прохождения проектом процедуры конкурсного

отбора в Инвестиционном фонде РФ. Таким образом, Внешэкономбанк является основой системы финансовой поддержки ГЧП-проектов, особенно в тех случаях, когда частные коммерческие банки не могут участвовать в таких проектах из-за нормативных ограничений или финансовых рисков.

Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов в порядке и на условиях, устанавливаемых Меморандумом о финансовой политике и внутренними документами Внешэкономбанка, путем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• предоставления кредитов, займов, осуществления лизинговых операций и финансирования на возвратной основе в иных формах в рамках Федерального закона от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития» (в ред. от 25.06.2012);

• выдачи гарантий и поручительств, в том числе экспортных гарантий (за исключением такой выдачи физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей);

• участия в уставных капиталах хозяйственных обществ;

• страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков в порядке, установленном Правительством РФ;

• экспертизы инвестиционных проектов, консультационной деятельности (на комиссионной основе).

Формирование адекватной современным условиям экономической базы посредством создания условий и возможностей для реализации инвестиционных проектов будет являться основой для развития инвестиционной деятельности в целом.

На взгляд автора, это может выражаться в расширении различных льгот преимущественно с государственными гарантиями (налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов), что будет гарантировать восстребо-ванность продукции и возврат вложенного капитала. При этом государство может стать полноценным участником и осуществлять контроль и регулирование в управлении проектом.

Например, налоговые льготы существуют в 71 субъекте РФ, и более чем в половине из них есть более или менее развитое инвестиционное законодательство. Но развитие ГЧП происходит далеко не во всех даже передовых в плане инвестиционного законодательства регионах. Важно, как инвестиционное законодательство применяется региональными властями.

Оно будет не только регулировать инвестиционную деятельность, но и являться гарантом для субъектов инвестиционной деятельности в обеспечении равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласности в обсуждении инвестиционных проектов, праве обжалования в суде решения и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, защите капитальных вложений.

Наиболее принципиальным условием является преодоление противоречий между общественными и частными интересами в ГЧП. Еще одно необходимое условие, выполнение которого требует достаточно длительного времени и системных усилий государства, — создание институциональной среды ГЧП.

Многое в становлении и развитии ГЧП определяется наличием соответствующей институциональной среды для решения стоящих перед государством задач, выполнение которых требует достаточно длительного времени и системных усилий

При этом речь идет не только о проявлении политической воли на высшем уровне, но и о создании политического обеспечения в нижних слоях общества путем подготовки общественного мнения к использованию приватизационных механизмов в сфере социальной и производственной инфраструктуры. Вот почему роль государства должна состоять не только в финансировании проектов из бюджета, но и в стимулировании притока инвестиций из иных источников.

Так, на вопрос респондентов, какая именно государственная поддержка ГЧП-проектам необходима в первую очередь, получены следующие ответы.

На 1-м месте при определении наиболее значимой формы государственной поддержки проектам ГЧП находится гарантия спроса/тарифное регулирование (22 %), на 2-м — регулирование финансовых инструментов и финансовых институтов для привлечения и поддержки частного инвестирования (20 %), на 3-м — финансовая поддержка (19 %). Затем следуют инициатива по проекту (16 %), юридическая поддержка (13 %) и общее руководство/управление (5 %).

Особый интерес представляют такие формы государственной поддержки, как субсидирование процентной ставки и налоговые льготы, а также

отработка механизма инвестирования частных инвестиций в публичные проекты [2].

Соответственно, был сделан вывод, что в регионах государственные служащие в первую очередь рассчитывают на государственную финансовую поддержку проектов ГЧП и явно недооценивают важность управления проектами и компетентности партнеров в организации взаимодействия государства и бизнеса.

Наиболее привлекательным источником финансирования, по мнению респондентов (рис. 3), являются российские фонды, затем следуют российские государственные банки. Следующие четыре категории попадают в интервал 4—5. Иностранный капитал получил средний балл 3,5. Некоторые респонденты в графе «Другое» отмечали привлекательность таких источников, как совместный капитал (консолидированный бюджет) кластерных объединений предприятий, включающий банковский капитал, капитал российских фондов и частный капитал, а также личный капитал [2].

Напрашивается вывод о том, что государство должно стимулировать негосударственные финансовые институты, располагающие основной долей инвестиционных ресурсов страны, к более активному участию в проектах ГЧП.

Непременными условиями успешной реализации планов ГЧП являются институциональные факторы:

• разработка соответствующего законодательства;

• обеспечение прозрачности деятельности частных компаний на объектах государственной и муниципальной собственности;

• выработка четких рекомендаций и инструкций;

• строгое следование государства постулатам объявленной политики и принципам ГЧП;

• стабильность общей политической обстановки.

Российские фонды Российские государственные банки Российские коммерческие банки Российский частный капитал

Иностранные фонды Иностранные коммерческие банки

Иностранный частный капитал

Другое

0 1 2 3 4 5 Рис. 3. Распределение баллов привлекательности источников финансирования

Мировая практика применения механизма ГЧП показывает необходимость формирования специальной законодательной базы для успешной реализации крупных инвестиционных проектов.

Так, по мнению некоторых авторов, ее формирование на основе принципов национального и международного права может стать условием для стабильного развития ГЧП в инновационном секторе с привлечением не только отечественного, но и иностранного капитала [8, с. 14].

В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой широко распространено привлечение различных финансовых институтов для предоставления кредитных средств на реализацию проектов ГЧП.

Во Франции, например, популярностью пользуется создание целевых компаний с долевым участием государства и бизнеса. В Англии, наоборот, предпочтение отдается контрактным концессионным схемам. Существующий опыт свидетельствует, что в мировой практике чаще встречаются именно концессионные методы реализации проектов ГЧП [5].

Концессии являются наиболее прогрессивной и комплексной формой ГЧП. Во-первых, в отличие от других форм они всегда носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает полной свободой в принятии управленческих решений, что также отличает их, например, от смешанных предприятий. В-третьих, у государства в рамках концессионного договора и публично-правовых норм остается в целом достаточно много рычагов воздействия на концессионера при возникновении необходимости защиты общественных интересов [1].

Как подчеркивает ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН В. Варнавский, концессионные проекты имеют несколько характерных особенностей. Во-первых, они осуществляются под постоянным и неусыпным контролем государства за качеством, безопасностью и тарифной политикой. А во-вторых, проекты ограничены во времени и пространстве, поскольку контракт заключается на определенный срок и касается только одного отдельно взятого, оговоренного сторонами объекта. Такие ограничения позволяют государству эффективно предоставлять качественные социальные услуги населению по приемлемой цене. Однако если власть выставит слишком жесткие тарифные или эксплуатационные условия, предприниматели вряд ли заинтересуются

подобными проектами, ведь риск возврата вложенных средств и получения прибыли может оказаться слишком большим [5].

По мнению адвоката Московской городской коллегии адвокатов А. Петровой, значительное распространение концессионных контрактных форм ГЧП связано с желанием государства сохранить за собой возможность единолично принимать решение об изменении условий проекта или отстранении частного инвестора от проекта. Эту возможность оно имеет в случае контракта и теряет при создании совместной целевой компании с долевым участием партнеров.

На федеральном уровне 17.07.2009 подписано первое концессионное соглашение между ОАО «Главная дорога» и Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) по реализации проекта «Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск». Срок действия концессионного соглашения составляет 30 лет, общая стоимость строительства автодороги — 25,7 млрд руб. Из них 11 млрд будет выделено из средств Инвестиционного фонда РФ, а оставшаяся часть привлечена концессионером.

Наиболее эффективным источником привлечения средств для их дальнейшего инвестирования в проекты ГЧП являются фонды постприватизационной поддержки, основной особенностью которых является гибридный механизм финансирования (за счет средств бизнеса, бюджета, заемных средств, средств некоммерческих структур, спонсоров). Используемые при этом различные гибридные разновидности схем финансирования зависят от структуры и схемы реализации проектов ГЧП, объема использования государственных средств, направляемых на создание различных форм ГЧП [8, с. 16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проекты ГЧП прежде всего направлены на обеспечение наиболее эффективного использования бюджетных и иных ресурсов государственного сектора.

Через механизм ГЧП эффективность рыночных механизмов и элементов трансформируется в выгоды для государства и общества. Мировой опыт подтверждает, что ГЧП при условии их правильной организации отличаются большей эффективностью по сравнению с традиционной системой государственных закупок.

Для развития ГЧП необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, устранить

проблемы в законодательстве, создать условия, регулирующие взаимодействие участников ГЧП, расширить программы образования ГЧП с целью повышении квалификации кадров, работающих в сфере управления проектами ГЧП.

Список литературы

1. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

2. Воротников А. М. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 2 (43). URL: http://www. dpr. ru/journal/journal_41_15 .htm.

3. Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы / под общ. ред. А. А. Зверева. М.: ООО «Фирма А-ФОРТ-ЮГ», 2009.

4. Короли и «капуста». URL: http://www. www. profile. ru/items_9969.

5. Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 (ред. от 30.01.2013).

6. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»: распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-з (в ред. от 15.07.2010).

7. Ястребов О. А. Опыт и перспективы использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере развития инфраструктуры субъектами Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33) . URL: http://www. m-economy. ru/art. php?nArtId=3001.

8. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7.

При поддержке

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ

Гк.

социальные

проекты

основл

РОСТЛ

ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

WWW.OSNOVAROSTA.RU

Генеральные информационные партнеры

&banhimj газета .ru

Информационные партнеры

Генеральный отраслевой партнер

BRffliPITV |зксгПЕРТрд|

фи нам

ф московский

КЛУБ МОЛОДЫХ Ы ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

fromhizo.ru и

ОПОРА-КРЕДИТ

СТАРТАПАФИША

миг.

И&М1.Ч fjgj ¡53 News |

КЛ^рК i* ФАКТОРИНГ ПРС УСПИ^ЕИЗКЕМЕЛЕКДНАЛ

ftjs™ iiBWff

^^ ФАРВАТЕР JJJJLJJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.