Научная статья на тему 'Формирование системы государственного регулирования рынка труда для поддержки предпринимательства в мегаполисе'

Формирование системы государственного регулирования рынка труда для поддержки предпринимательства в мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / БЕЗРАБОТИЦА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратов Павел Борисович

В статье, подготовленной по материалам Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга, анализируются инновационные методы государственного регулирования и управления рынком труда в мегаполисе, направленные на обеспечение его сбалансированного развития в условиях инновационного роста в регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы государственного регулирования рынка труда для поддержки предпринимательства в мегаполисе»

Формирование системы государственного регулирования рынка труда для поддержки предпринимательства в мегаполисе

П. Б. Панкратов

председатель Комитета по занятости населения Правительства Санкт-Петербурга

Высокая инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга неизбежно порождает новое строительство и оснащение производственных площадей новой техникой и технологиями. Но делается это подчас без учета наличия и качественного состава свободной рабочей силы. В результате в последние годы экономика мегаполиса испытывает трудности в подборе кадров для замещения рабочих мест. Поэтому сегодня городу необходим единый координирующий орган, призванный соединить в систему отдельные элементы сферы труда и занятости, добиться сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Основная цель создания системы государственного регулирования рынка труда состоит в обеспечении динамичного баланса спроса рабочих мест и предложения рабочей силы. Ради достижения этой цели, направленной в конечном счете на формирование необходимой численности и качественного состава трудовых ресурсов, их эффективного распределения и использования в развивающейся экономике города, правительство Санкт-Петербурга стремится к максимальному упорядочению и координации всех процессов, происходящих на рынке труда, путем создания эффективной системы их мониторинга и регулирования.

Основными участниками процессов регулирования рынка труда наряду с правительством и Законодательным собранием Санкт-Петербурга являются представители трудящихся (профессиональные союзы) и предпринимателей (корпоративные союзы и ассоциации). Принимаемые ежегодно трехсторонние соглашения между этими партнерами позволяют существенно сглаживать имеющиеся противоречия, находить приемлемые пути решения социально-трудовых проблем. Дополнительными участниками рассматриваемых процессов регулирования выступают такие организации, как коммерческие биржи труда, профориентационные центры, правовые консультационные группы, обучающие центры и др.

В настоящее время Комитет по занятости является основным организатором и исполнителем мероприятий по поддержке предпринимателей в части формирования как спроса, так и предложения рабочей силы и осуществляет систематический мониторинг состояния рынка труда. Проведенный в апреле этого

< о

к <

3

С

^ со

X

С

ш I

со

X

ш

УДК 331.5 £

сг

года опрос 288 предприятий позволил объективно ш показать сегодняшнее состояние дел со структурой ¡3 персонала, с образовательным составом работающих ^ по видам экономической деятельности. Подробный ^ анализ результатов мониторинга дал богатый факти- < ческий материал, например, для обоснования необ- х ходимости привлечения иностранной рабочей силы ^ в экономику города с учетом существующей в ней 2 потребности как по количеству, так и по составу. ° Наиболее рациональным инструментом регулиро- о вания социально-экономических процессов в сфере со ответственности Комитета признаны отраслевые и ^ региональные программы развития, в том числе по =□ совершенствованию подготовки кадров в учебных за- § ведениях высшего, среднего и начального профобра- ^ зования; а также по содействию занятости населения, < совершенствованию рынка труда и — наиболее полная о по охвату решаемых проблем — программа социаль- ^ но-экономического развития Санкт-Петербурга.

В набор механизмов государственного регулирова- ^ ния включены такие мероприятия, как оценка состояния ^ и предстоящих изменений (прогноз) числа вакантных ^ рабочих мест и свободных рабочих рук (трудового ^ потенциала региона, возможного числа ищущих работу ^ граждан). При выявлении (в прогнозных расчетах) показателя трудоизбыточности (т. е. превышения числа ищущих работу граждан над числом вакантных рабочих мест) просчитываются возможности и изыскиваются пути привлечения инвестиций для создания новых рабочих мест; в случае выявления трудонедостаточности (т. е. превышения числа рабочих мест над числом ищущих работу граждан) изыскиваются пути пополнения трудового потенциала за счет как внутренних, так и внешних ресурсов территории.

До 2000 г. регион Санкт-Петербурга был трудоизбыточным: уровень регистрируемой безработицы превышал 4%. Однако начиная с 2001 г. экономика города стала ощущать последовательно нарастающую нехватку кадров: уровень безработицы упал в 2007 г. до 0,5%, а число единовременно находящихся в банке Службы занятости вакансий поднялось до 80 тыс. единиц.

Итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга в 2007 г. свидетельствуют о росте объемов производства, работ и услуг по основным видам экономической деятельности. Эти достижения не могли состояться без улучшения состава и роста численности работающих. Численность занятых в экономике Санкт-Петербурга по сравнению с прошлым годом увеличилась на 72 тыс. человек и составила в 2007 г. 2654 тыс. человек, 79% из которых имеют высшее, среднее и начальное профессиональное образование. Уровень занятости населения (в возрасте 15-72 лет) вырос по сравнению с 2006 г. с 69 до 71%. Общая численность безработных (в соответствии с методологией МОТ) в мегаполисе на конец 2007 г. составила 56,0 тыс. человек. Уровень общей

< безработицы, рассчитанный как отношение общей о численности безработных к численности экономически □ активного населения, не превышал 2,1%.

к Развитию рынка труда способствовало расширение

^ и совершенствование услуг, предоставляемых Госу-

о дарственной службой занятости населения гражданам

ш и работодателям. Всего в Службу занятости в 2007 г

х обратились за оказанием услуг в поиске подходящей

« работы, за консультацией и информацией 1,3 млн человек. В свою очередь за информацией о положении

х на рынке труда обратились 49,2 тыс. работодателей.

ш Численность граждан, посетивших Службу занятости

< с просьбой о помощи в поиске работы, составила за ^ 2007 г 223,5 тыс. человек (аналогичный показатель за ш 2006 г был превышен на 30%). При содействии Служив бы занятости на заявленные предприятиями вакансии ш в 2007 г. были трудоустроены 181,2 тыс. человек (на ^ 20% больше, чем в 2006 г.).

Задача Комитета заключается в организации ра-

< боты по формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов города, обеспечению,

^ в первоочередном порядке, текущей и перспективной

5 потребности в рабочей силе крупных инновационных

° проектов и инновационно ориентированных предпри-

о ятий. Приоритетными, с точки зрения обеспечения

го экономики городатрудовыми ресурсами, для Службы занятости являются также национальные и крупные

□= инвестиционные проекты.

о Поначалу Служба занятости пыталась восполнять

^ дефицит кадров путем привлечения дополнительных

< контингентов из числа неработающих: уволенных в

со

о запас военнослужащих и членов их семей, выпускников ^ профобразовательных заведений, матерей, воспитыва-^ ющих малолетнихдетей, лиц предпенсионного и пенси-^ онного возраста. Но сегодня эти резервы практически ^ исчерпаны, и наряду с повышением эффективности ^ использования собственных трудовых ресурсов город ^ вынужден искать новые источники рабочей силы вне ^ своей территории. Таких источников два.

Первый — это привлечение в экономику города свободных трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов Северо-Запада (а теперь и регионов Центрального федерального округа). В рамках пилотного проекта «Работа в Санкт-Петербурге», запущенного Комитетом по занятости в 2007 г., проводится системная работа по привлечению региональных трудовых мигрантов, которая предполагает проведение информационных кампаний и выездных ярмарок вакансий в других регионах России. В 2007-2008 гг. Комитет принял участие в ярмарках вакансий, организованных Государственными службами занятости населения Архангельска, Великого Новгорода, Сыктывкара, Медвежьегорска, а также самостоятельно осуществил такие мероприятия в Петрозаводске и Вологде. В этом году наряду с городами Северо-Запада России задействованы и города Центрального федерального округа (Ярославль, Смоленск, Владимир, Иваново).

Очное участие в ярмарках приняло 21 предприятие Санкт-Петербурга, заочное — более 120, в том числе такие крупнейшие компании города, как ОАО «Силовые машины ЛМЗ в Санкт-Петербурге», ОАО «Прядильно-ни-точный комбинат им. С. М. Кирова», ЗАО «Ленпродмаш», ЗАО «Лендорстрой», ОАО «Усть-Ижорский фанерный комбинат», ЗАО «Домостроительный комбинат „Блок"»,

000 «Ниссан МануфекчурингРус», ООО «Лентелефон-строй», ОАО «Автопарк № 1 Спецтранс», Октябрьская железная дорога, фабрика «Жиллетт». Численность посетителей ярмарок составила более 5000 человек.

Проведение выездных ярмарок вакансий планируется ежеквартально. Информацию о них можно

найти на сайте Комитета и в средствах массовой

1

информации. В 2007 г. были заключены соглашения о межтерриториальном распределении избыточной рабочей силы с рядом регионов РФ: Республиками Саха (Якутия), Карелия, Башкортостан и Дагестан, Хабаровским краем, Ульяновской, Астраханской, Ростовской областями, Ямало-Ненецким автономным округом.

Вторым источником рабочей силы может служить привлечение на предприятия города иностранных трудовых мигрантов. Либерализация законодательства об иностранных трудовых мигрантах, осуществленная в начале

2007 г., позволила в том же году привлечь в экономику города в 2,3 раза больше трудовых мигрантов (прежде всего из стран СНГ), чем в 2006 г. Предполагается, что в

2008 г. таким образом можно будет пополнить «запасы» рабочей силы более чем на 100 тыс. человек.

Постановлением губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко создана Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Санкт-Петербурге и утверждено положение о ней. Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга определен уполномоченным органом по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот для Санкт-Петербурга.

Комитетом была организована деятельность 20 консультационных пунктов по вопросам внешней трудовой миграции, где получили помощь представители 7207 предприятий Санкт-Петербурга и 2091 иностранный гражданин. В феврале 2007 г. был открыт общегородской Консультационный центр, призванный содействовать трудоустройству на предприятия города работников из ближнего и дальнего зарубежья (в счет установленной квоты), жителей Северо-Западного федерального округа и других регионов Российской Федерации. Использование в Консультационном центре современных технологий позволяет обеспечить прием до 60 тыс. человек в год.

В арсенал средств государственного регулирования и поддержки предпринимательства на рынке труда входит и информирование работодателей (предпринимателей) о состоянии рынка труда. При этом сведения о текущем состоянии рынка труда (об изменении численности и состава работающих по видам занятости, численности, составе и движении ищущих работу граждан, а также зарегистрированных в качестве безработных, о мерах социальной поддержки безработных и т. д.) обновляются один раз в месяц. Ознакомиться с этими данными могут все желающие. Информация публикуется в СМИ, представлена на интернет-сайте Комитета, ее можно получить в любом районном центре занятости. Информируя предпринимателей о различных аспектах функционирования рынка труда, Комитет дает им возможность лучше ориентироваться в деловой обстановке, находить решения по проблемам, связанным с оплатой труда, свободной рабочей силой, профессионально-квалификационным составом ищущих работу граждан и другими аспектами спроса и предложения.

Существенную помощь в деле ускорения подбора кадров оказывают предпринимателям систематически организуемые ярмарки вакансий рабочих и учебных мест в Санкт-Петербурге (только в 2007 г. их было проведено более 40). Особой популярностью как у работодателей, так и у тех, кто нуждается в трудоустройстве, пользуются ярмарки инвестиционных проектов.

По эффективности результатов не отстают от ярмарок и гарантированные собеседования работодателей с ищущими работу гражданами, которые проводятся еженедельно непосредственно в районных центрах занятости.

В практику Службы занятости вошли и такие мероприятия, как целевой, «точечный» подбор кадров для крупных инвестиционных и национальных проектов на основе договоров о сотрудничестве. Примером может служить соглашение с автосборочным предприятием «Ниссан».

По заказу предприятий проводится подготовка кадров из числа безработных. Только в 2007 г. после соответствующего профобучения были трудоустроены свыше 3 тыс. человек.

Вся профориентационная работа в Службе занятости с ищущими работу взрослыми, школьниками и студентами давно проходит под девизом «Хочу, могу, надо». В 2007 г. такая услуга была оказана почти 100 тыс. человек.

Дальнейший вектор развития регулирующей и посреднической роли Службы занятости на рынке труда обозначила разработанная Комитетом Программа содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг., цель которой заключается в повышении эффективности обеспечения экономики города необходимыми кадрами, а горожан — подходящей работой и гарантированной государством защитой от безработицы. Ожидается, что реализация Программы будет способствовать максимальной координации спроса и предложения на рынке труда.

По имеющимся оценкам, в среднесрочной перспективе в Службу занятости за содействием в трудоустройстве будут обращаться не менее 250-300 тыс. граждан в год, что составляет примерно 40-45% от общего числа ищущих работу в целом по городу (в 2007 г. — 32,4 %). Необходимо и далее развивать и укреплять контакты Службы занятости с работодателями путем улучшения качества предоставляемых услуг тщательного подбора персонала по заявкам предприятий и организаций, что в конечном итоге позволит к 2010 г. расширить сбор сведений о вакантных рабочих местах до 60% всех появляющихся в экономике в течение года вакансий (в 2007 г. этот показатель составил 47%), включая вакан-

Т. Д. Маслова

начальник отдела научной политики и инноваций в науке и образовании Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга, доктор экономических наук, профессор

сии для специалистов высокой квалификации, а также < редких и новейших профессий. о Наращивание масштабов сбора вакансий, предо- □ ставления услуг по профессиональной ориентации, к содействия гражданам в поиске подходящей работы ^ будет способствовать ускорению трудоустройства о незанятого населения и оптимизации помощи рабо- щ тодателям в подборе необходимых кадров, снижению х дефицита рабочей силы на городском рынке труда. « В 2008-2010 гг. Служба занятости будет содейство- ^ вать в трудоустройстве от 180 до 250 тыс. человек х в год, или 35—40% от всех принятых на работу в ш течение года (в 2007 г. — 28,5%). < В новых условиях меры государственного регули- ^ рования должны в минимальной степени стеснять ры- ^ ночные отношения, предоставлять большую свободу ш предпринимательству, одновременно повышая его от- ш ветственность за соблюдение законов и правопоряд- ^ ка. С этой целью по решению правительства города ^ Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга, < получивший в апреле 2008 г. дополнительные функции по комплексному решению текущих проблем рынка ^ труда, приступил к разработке Концепции государс- 5 твенной политики в сфере труда и занятости насе- ° ления города, в которой будут намечены основные о пути совершенствования системы государственного го регулирования и мер государственной поддержки развития рынка труда, включая подготовку и оптимальное □= приложение профессиональных навыков специалис- д тов, создание, подбор и рациональное использование ^ рабочих мест, содействие в найме работников. < Результатом проведения такой политики должна 0 стать действенная система формирования необходи- ^ мой численности и качественного состава трудовых ^ ресурсов, их эффективного распределения и исполь- ^ зования для обеспечения запланированного социаль- ^ но-экономического развития Санкт-Петербурга, что ^ позволит обеспечить сбалансированность спроса и ^ предложения на рынке труда мегаполиса. К

Россия вступила на инновационный путь развития экономики, что в условиях глобализации и перехода к информационному обществу является безальтернативным шагом. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, выступая на V Красноярском экономическом форуме с экономической программой развития страны на ближайшие 4-5 лет, заявил: «Мы должны наращивать поддержку фундаментальной науки, одновременно совершенствуя и организацию этой науки. Должны реализовывать мегапроекты на прорывных

Потенциал

научно-образовательно-инновационного комплекса Санкт-Петербурга и перспективы его развития

УДК 332.02:37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.