Научная статья на тему 'Развитие предпринимательской инициативы безработных граждан в Санкт-Петербурге'

Развитие предпринимательской инициативы безработных граждан в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / БЕЗРАБОТНЫЕ ГРАЖДАНЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА / КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратов П.Б.

Анализируется опыт оказания комплексной поддержки предпринимательской инициативы безработных граждан в рамках выполнения программ содействия занятости населения г. Санкт-Петербурга, реализуемых Комитетом по труду и занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательской инициативы безработных граждан в Санкт-Петербурге»

мистов или оператор индивидуальных туристических туров. Другая проблема — неповоротливость самих вузов в организации технического обеспечения для студенческих фирм, бухгалтерская отчетность, бюрократические проволочки... Но это не должно останавливать начинающих предпринимателей. Пусть они

получат свой первый опыт в вузе, без серьезного отрыва от учебы. Этому должны содействовать сами вузы, преподаватели, университетские менеджеры: заниматься этой проблематикой, учить молодежь грамотному планированию, экономическому мышлению, эффективному менеджменту.

Редакция журнала благодарит В. И. Катенева за интервью и надеется на дальнейшее развитие сотрудничества

Развитие предпринимательской инициативы безработных граждан в Санкт-Петербурге

Unemployed citizens entrepreneurship initiative development in Saint-Petersburg

П. Б. Панкратов

Председатель Комитета по труду и занятости населения г Санкт-Петербурга 190000, Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 7

P. B. Pankratov

190000, 8а1т^егэЬигд, и1. Са!егпауа, 7

Анализируется опыт оказания комплексной поддержки предпринимательской инициативы безработных граждан в рамках выполнения программ содействия занятости населения r. Санкт-Петербурга, реализуемых Комитетом по труду и занятости населения.

The article analyses the experience of unemployed citizens entrepreneurship initiative complex support within the framework of Saint-Petersburg population employment programs, implemented by Labor and Employment Committee.

Ключевые слова: предпринимательство, государственная услуга, безработные граждане, предпринимательская инициатива, Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, программа поддержки предпринимательской инициативы безработных граждан Keywords: entrepreneurship, government service, unemployed citizens, entrepreneurship initiative, Saint-Petersburg Committee on labor and employment, unemployed citizens entrepreneur initiative support program

Политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], является частью общей государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской

< >

УДК 331.5(470.23-25)

Федерации, местного самоуправления и направленных на создание эффективного организационно-хозяйственного механизма формирования и устойчивого развития цивилизованного предпринимательства.

Среди основных целей государственного регулирования предпринимательской деятельности в России определена цель обеспечения занятости и развития самозанятости населения, что приобрело особую актуальность в условиях нынешнего глобального экономического кризиса.

В г. Санкт-Петербурге в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами основными проводниками политики государственной поддержки предпринимательства выступают Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга и Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга.

Надо отметить, что Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга является крупнейшим и наиболее инициативным посредником по найму рабочей силы для организаций различных форм собственности, в том числе и для предпринимательских структур. Комитет оказывает широкий спектр государственных услуг трудоспособному населению и работодателям по обеспечению занятости граждан [2]:

1. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

2. Информирование о положении на рынке труда в Санкт-Петербурге.

3. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

4. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

5. Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.

6. Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Итоги выполнения мероприятий «Программы содействия занятости населения Санкт-Петербурга

на 2008-2010 гг.» за 2008 г.

Запланировано Выполнено

Сдерживать общую безработицу в экономике на уровне, не превышающем 2,2% Уровень общей безработицы за 2008 г. оценивался в размере 2,0% по отношению к экономически активному населению

Сдерживать регистрируемую безработицу Уровень регистрируемой безработицы составил 0,53% по отношению к экономически активному населению

Обеспечить сбор и предоставление безработным и ищущим работу гражданам информацию на базе не менее 315,0 тыс. единиц вакансий Число вакансий составило 335,6 тыс. единиц, или 106,5% годового ориентира

Оказать содействие в трудоустройстве 180 тыс. безработным и ищущим работу гражданам, включая получивших информацию из числа неопределенного круга лиц Нашли работу 214,4 тыс. человек, или 119,1% годового ориентира

Оказать услуги по профессиональной ориентации 92 тыс. безработных граждан Проведено мероприятий с охватом 96,8 тыс. человек из различных групп нуждающихся в помощи граждан, или 105,2% годового ориентира

Организовать профессиональное обучение 3351 безработных граждан Приступили к профессиональному обучению 3388 человек, или 104,1% годового ориентира

Обеспечить временное трудоустройство 239 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (ИТПР) Трудоустроено на временные работы 281 граждан ИТПР, или 117,6% годового ориентира

Организовать трудоустройство на временные работы 7694 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет Трудоустроено на временные работы 9871 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, или 128,3% годового ориентира

Организовать временное трудоустройство 106 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет — выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые Трудоустроено 112 таких выпускников, или 105,7% годового ориентира

Организовать участие в общественных работах в течение 2008 г. 623 безработных граждан Численность безработных граждан, участвующих в общественных работах в 2008 г., составила 915 человек, или 146,9% годового ориентира

Оказать консультационно-организационные услуги по самозанятости 7 тыс. человек Численность безработных граждан, обратившихся за предоставлением государственной услуги по содействию самозанятости, составила 8312 человек, или 118,7% годового ориентира

Оказать услуги по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда более 500,0 тыс. человек Численность граждан и работодателей, получивших государственные услуги по информированию, составила 712 тыс. лиц

<

сг

с

>

0

1

О

V

со

< >

7. Организация проведения оплачиваемых общественных работ.

8. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников общеобразовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

9. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.

10. Содействие самозанятости безработных граждан.

11. Содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.

12. Выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Уже в начале рецессии в 2008 г. Комитетом по труду

и занятости населения была разработана и утверж-

дена Программа содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг., предусматривающая решение широкого круга вопросов, в числе которых содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых кадров; поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан; профессиональная ориентация, психологическая поддержка, социальная адаптация; профессиональное обучение; социальная поддержка безработных граждан и пр.

В табл. 1 представлены итоги исполнения Программы в 2008 г.

Как видно из приведенных данных, даже в условиях экономического кризиса Служба занятости г. Санкт-Петербурга выполнила свои обязательства перед безработными гражданами полностью и в срок.

Комитет по труду и занятости населения (Служба занятости населения), начиная с 1994 г., в рамках программ содействия занятости населения Санкт-Петербурга, осуществляет содействие самозанятости безработных граждан в качестве одного из важнейших направлений развития предпринимательства в городе.

Итоги оказания комплексной поддержки предпринимательской инициативы безработных граждан в 1994-2008 гг.

Наименование ^\^параметров Год Количество созданных субъектов предпринимательства Количество созданных рабочих мест Расходы службы занятости, тыс. руб.

1994 21 39 96,0

1995 38 145 90,6

1996 97 199 428,7

1997 223 409 1995,0

1998 230 359 2046,0

1999 259 360 2003,0

2000 363 411 3493,0

2001 252 293 4529,0

2002 152 193 1489,4

2003 117 165 1489,4

2004 104 157 1631,4

2005 99 135 1033,2

2006 87 128 1073,3

2007 83 113 2088,0

2008 84 111 2875,3

Итого за период 1994-2008 гг. 2209 3217 26 361,3

Поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан охватывает все этапы работы от начального консультирования по основам предпринимательства, составлению бизнес-планов до оказания финансовой помощи на регистрацию субъекта предпринимательства.

Содействие в организации собственного дела гражданам, признанным в установленном порядке безработными, включает в себя следующие мероприятия:

• проведение профессионально-ориентационного консультирования, тестирования на психофизиологическую готовность к самостоятельному виду занятости, включая психологические аспекты выбора формы ведения бизнеса;

• проведение организационно-консультационных семинаров по вопросам предпринимательства;

• оказание финансовой помощи на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.

За период 1994-2008 гг. был накоплен существенный опыт оказания комплексной поддержки предпринимательской инициативы безработных граждан. При содействии службы занятости создано более 2200 субъектов предпринимательства, на которых организовано 3217 рабочих мест. В табл. 2 представлена динамика параметров реализации программ поддержки предпринимательской инициативы безработных граждан.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.07.2005 г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан» [2], в расходы по содействию предприни-

мательской инициативы безработных граждан включаются затраты на:

• подготовку и издание справочно-информационных материалов для информирования о возможностях организации самозанятости безработных граждан, изготовление наглядной информации, приобретение учебных пособий;

• предоставление организационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам организации самозанятости (проведение тестирования, содействие в подготовке бизнес-планов, проведение экспертизы, предоставление возможности по использованию каналов связи и средств оргтехники);

• оказание финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости, в том числе на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов.

С 2008 г. внедрен Административный регламент по предоставлению государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.06.2008 г. № 281н [3]. Итоги реализации программы «Содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности» в 2008 г. представлены в табл. 3.

Данные по социально-демографическому составу безработных граждан, открывших собственное дело, сведены в табл. 4.

Надо отметить, что современная ситуация характеризуется уменьшением количества создаваемых субъектов предпринимательства, что объясняется нестабильной финансовой ситуацией и рецессией в стране. Однако, даже в этих условиях, отмечается

Итоги реализации программы «Содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности» в 2008 г.

№ п/п Наименование показателей Единица измерения Всего

Численность граждан, получивших помощь в организации предпринимательской деятельности в виде:

1. Консультации Услуги 8312

2. Финансовая помощь (компенсационные выплаты) Человек 48

Численность граждан

1. Занявшихся индивидуальной предпринимательской деятельностью Человек 62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Открывших малые предприятия Человек 22

3. Общее количество созданных рабочих мест, включая рабочие места для самих граждан, открывших малые предприятия, фермерские хозяйства и занявшихся самозанятостью Единиц 111

Взаимодействие с различными организациями (учебными, СД, бизнес-центрами, бизнес-инкубаторами, технопарками и другими)

1. Количество организаций, с которыми взаимодействуют органы по вопросам занятости Единиц 1

2. Число граждан, направленных органами по вопросам занятости в эти организации для получения организационно-консультационных услуг Человек 281

3. Средства федерального бюджета, израсходованные на содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности Всего: Из них Тыс. руб. 2875,3

4. На компенсационные выплаты Тыс. руб. 100,8

5. Средства федерального бюджета, израсходованные на оплату услуг, оказываемых учебными, социально-деловыми центрами и т. п. Тыс. руб. 2774,5

6. Средний размер финансовой помощи (компенсационные выплаты) на одного безработного Тыс. руб. 2,1

< сг

П

>

0

1

О

К

со

< >

Таблица 4

Социально-демографический состав безработных граждан, зарегистрировавших предпринимательскую деятельность

№ п/п Состав безработных граждан 2008 г., чел.

Образование

1. Высшее профессиональное 58

2. Среднее профессиональное 22

3. Среднее общее 3

4. Начальное профессиональное 1

Пол

1. Мужской 29

2. Женский 55

Возраст

1. До 29 лет 15

2. От 30 до 58 (для женщин до 53) 69

увеличение заинтересованности граждан, относящихся к категории молодежи в возрасте до 29 лет, в открытии собственного дела. В составе безработных граждан, зарегистрировавших бизнес, преобладают люди с высоким образовательным цензом (69%) и женщины (65,5%).

Важной формой действенной поддержки развития городского малого и среднего бизнеса является проведение ярмарок вакансий для безработных и ищущих работу граждан. Такие ярмарки регулярно проводятся Комитетом по труду и занятости совместно с Фондом развития малого и среднего бизнеса с 2002 г. Характеристика эффективности проведенных ярмарок представлена в табл. 5.

В процессе работы ярмарок безработным и гражданам, ищущим работу, предлагается:

I

• автоматизированный специализированный банк вакансий в малом и среднем бизнесе, а также общегородской банк вакансий;

• консультации специалистов по профориентации и профессиональному обучению безработных граждан;

• индивидуальные консультации специалистов Комитета и Фонда развития бизнеса по вопросам организации и регистрации собственного дела;

• гарантированные собеседования с представителями предприятий-работодателей.

В процессе проведения ярмарок вакансий основной акцент делается на возможность непосредственного контакта граждан с представителями предприятий малого и среднего бизнеса. В работе ярмарок принимают участие работодатели, заинтересованные в

Статистическая характеристика ярмарок вакансий в малом и среднем бизнесе для безработных и ищущих работу граждан в 2002-2008 гг.

^^^^^^Количество Год Количество посетителей ярмарок Количество работодателей-участников

2002 2295 —

2003 3083 58

2004 3613 58

2005 3115 59

2006 3114 66

2007 3215 73

2008 4168 98

Итого 22 603 412

найме персонала. Численность работодателей от года к году увеличивается. Опрос посетителей и работодателей — участников ярмарок подтверждает актуальность и эффективность подобных мероприятий.

Важным шагом в поддержке предпринимательской инициативы безработных граждан представляется реализация специальной программы «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса», утвержденной распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 24.06.2009 г. № 422-р, разработанной в соответствии с Планом мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг., утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 г. № 1423.

Участниками программы могут стать начинающие предприниматели:

• зарегистрированные в Санкт-Петербурге и осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Санкт-Петербурга менее одного года с момента государственной регистрации;

• не имеющие просроченной задолженности по налогам и иным платежам перед бюджетами всех уровней.

Участниками программы не могут быть организации, осуществляющие в качестве основного следующие виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД):

• производство напитков (код ОКВЭД 15.9, за исключением кода ОКВЭД 15.98);

• производство табачных изделий (код ОКВЭД 16);

• финансовая деятельность (код ОКВЭД с 65 по 67 включительно);

• операции с недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70);

• аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования (код ОКВЭД 71);

• деятельность общественных объединений (код ОКВЭД 91);

• деятельность по организации азартных игр (код ОКВЭД 92.71).

Для участия в программе начинающие предприниматели должны обратиться в уполномоченную Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли организацию — СПб ГУ «Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр» или в Дом предпринимателя.

Механизм реализации специальной программы представлен на рис. 1.

<

сг

с

>

0

1

О

V

со

Для того чтобы принять участие в программе, потенциальный участник — субъект малого предпринимательства (СМП) должен предоставить документы, подтверждающие статус начинающего СМП и соответствие его статуса условиям Программы. Для этого в уполномоченную организацию начинающим СМП должны быть представлены следующие документы:

• анкета руководителей юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• копия полученной в текущем году выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), содержащей сведения об основном виде экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД);

• копии документов, подтверждающих назначение на должность руководителя начинающего СМП (для юридических лиц);

• справки о средней численности работников начинающего СМП за период осуществления хозяйственной деятельности с учетом всех его работников;

• копия справки об отсутствии задолженности по налогам и иным платежам перед бюджетами всех уровней, выдаваемой соответствующей инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по Санкт-Петербургу;

• копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

• копия документа, подтверждающего размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за период осуществления хозяйственной деятельности с отметкой соответствующей инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Санкт-Петербургу;

• расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности.

Заявка на получение субсидии и полный комплект документов, после проверки на комплектность и правильность заполнения, передаются уполномоченной организацией Координатору Программы.

Обязательным условием для участия в Программе является прохождение краткосрочного обучения. На этой стадии уполномоченная организация при условии подтверждения статуса начинающего СМП и соответствия его условиям Программы направляет представителя начинающего СМП на краткосрочное обучение и консультирование по подготовке им заявки на получение субсидии, а также следующих обязательных документов:

• бизнес-проект, определяющий состав, содержание, финансово-экономические параметры (включая со-

Рис. 1. Механизм реализации специальной программы «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства

на создание собственного бизнеса»

поставимую оценку затрат и результатов, эффективность использования, окупаемость вложений по проекту), технологии, способы, сроки и особенности реализации проекта создания собственного бизнеса;

• копии действующих контрактов (договоров) и проектов контрактов (договоров), необходимых для реализации бизнес-проекта;

• смета расходов бизнес-плана;

• заявка на предоставление субсидий;

• акт о целевом использовании субсидий;

• договор на получение субсидий;

• акт об исполнении обязательств по договору;

• счет на предоставление субсидий. Оформленные документы начинающий СМП направляет в уполномоченную организацию. Поступившая заявка и комплект документов в срок не более 20 рабочих дней рассматриваются Комиссией по решению вопросов предоставления субсидий и, в случае положительного решения Комиссии, направляются Координатору Программы, который, на основании положительного решения Комиссии, заключает договор с начинающим СМП и, после проверки всех предоставленных документов и подписания акта исполнения обязательств по договору, перечисляет субсидию начинающему СМП на его расчетный счет.

На этой стадии начинающий СМП реализует проект создания и развития собственного бизнеса и направляет в уполномоченную организацию акт о целевом использовании полученной субсидии, а также копии

платежных, финансовых и бухгалтерских документов, подтверждающих освоение средств субсидии.

В течение срока действия договора Координатор Программы имеет право проводить проверку выполнения условий предоставления субсидий и их целевого использования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа дает возможность одному начинающему СМП получить субсидии в размере 70% затрат, но не более 300 тыс. руб. Остальные 30% затрат должны быть оплачены самим предпринимателем и отражены в представленной смете расходов бизнес-проекта.

Успешная реализация государственной политики по развитию предпринимательской инициативы безработных занимает важное место в ряду антикризисных мер, направленных на обеспечение занятости населения в период экономического кризиса, и в условиях мегаполиса способствует профилактике социальной напряженности. Итоги эффективного выполнения программ занятости в значительной степени определяются результативностью взаимодействия сотрудников службы занятости с работодателями и гражданами, ищущими работу и признанными в установленном порядке безработными, а также степенью их удовлетворенности полнотой и качеством предоставления государственных услуг.

Анализ результатов опросов, проведенных в 19 Санкт-Петербургских государственных учреждениях Центров занятости населения районов Санкт-Петербурга, в которых приняло участие 24 348 граждан, показывает, что 98,5% опрошенных граждан удовлетворены качеством

и полнотой предоставления государственных услуг. Результаты опросов используются для дальнейшего совершенствования деятельности центров занятости населения и повышения качества и доступности предоставляемых услуг.

Литература

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Официальный сайт http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/ кот гап.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального ^ развития Российской Федерации от 29.07.2005 г. № 485 ^ «Об утверждении Положения о порядке финансирования ^ мероприятий по содействию занятости населения и со- со циальной поддержке безработных граждан». 2

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального Е; развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития х России) от 16 июня 2008 г. № 281н г. «Об утверждении х Административного регламента предоставления госу- ^ дарственной услуги по содействию самозанятости без- 5 работных граждан». °

5. Закон Санкт-Петербурга от 11 июня 2008 г. № 342-56 0 «О разграничении полномочий органов государственной ^ власти Санкт-Петербурга в области содействия занятости 3 населения в Санкт-Петербурге». 5

ш

П

К

УДК 338.43:331.5

Стратегическое управление рынком сельского труда в условиях экономической нестабильности

Agricultural labor market strategic management in the conditions of economic instability

И. И. Лоор

председатель Алтайского краевого Законодательного собрания, кандидат экономических наук 656049, г Барнаул, пр. Ленина, д. 59

I. I. Loor

656049, Barnaul, pr. Lenina, 59

В статье, на примере Алтайского края, рассматриваются основные направления стратегического управления рынком труда в сельской местности в условиях экономической нестабильности.

The article reviews basic directions of labor market in the rural area strategic management in the conditions of economic instability as exemplified by Altaiskiy krai region.

Ключевые слова: рынок сельского труда, качество трудовых ресурсов, качество жизни в сельской местности, альтернативная занятость

Keywords: agricultural labor market, labor resources quality, life quality in rural area, alternative employment

Как и всякий вид человеческой деятельности, рынок труда требует соответствующего управления. В условиях административно-директивной экономики управление рынком труда осуществлялось на основе общесоюзных социальных нормативов и межотраслевого баланса экономики. При этом рынок сельского труда не рассматривался ни как объект планирования, ни как объект управления.

Переход к рыночно регулируемой экономике, кардинальные изменения, произошедшие в системе со-

циально-экономических отношений, экономическая нестабильность, обусловленная в том числе кризисными явлениями в экономике, выявили уязвимость рынка труда сельских территорий. Отсутствие стратегического подхода к управлению этим рынком повлекло за собой комплекс негативных факторов:

• произошло снижение качества трудовых ресурсов, что проявилось в старении трудоспособного населения, ухудшении здоровья людей, снижении общего уровня и качества образования;

• труд в аграрной сфере не является престижным у молодежи, что вызвано отсутствием у молодых людей жизненной цели и нравственных ориентиров в результате разрушения традиционного уклада жизни, недостаточным обеспечением села объектами социальной и инженерной инфраструктуры, а также крайне низким уровнем заработной платы в сельском хозяйстве по сравнению с другими отраслями экономики [1];

• продолжающееся сокращение числа рабочих мест в сельском хозяйстве, закрытие и свертывание деятельности многих объектов социально-трудовой сферы на селе, а также производственных предприятий привело к росту сельской безработицы, уровень которой несопоставим с размерами спада производства, а также стихийному переливу рабочей силы в личные подсобные и домашние хозяйства.

Все это неминуемо приводит к оттоку молодежи, а также наиболее образованных и квалифицированных кадров, из сельского хозяйства в другие сектора экономики или к переезду в города. В то же время у остающегося на селе населения происходит значительное снижение мотивации к высокопроизводительному и качественному труду. В данном контексте показательными являются результаты анализа кадро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.