Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СЕНСОРНАЯ ЭКОЛОГИЯ / СЕНСОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПЕРЦЕПЦИЯ / ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич, Гуторова Нина Владимировна

Освещены концептуальные и методические аспекты формирования сенсорно-экологических представлений современных дошкольников. Сенсорно-экологические представления определены как когнитивная основа развития целостного отношения к сенсорно воспринимаемому миру, являющаяся системой образов, взглядов, в которых отражены выразительные особенности объектов, детерминирующие характер сенсорного восприятия. Конкретно-научный уровень работы обеспечивают: теория и практика экологического образования, целью которого провозглашается формирование экологической культуры подрастающего поколения (прежде всего - экологического сознания личности); теории развивающего обучения; современные теории и концепции сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В качестве первоочередного условия формирования сенсорно-экологических представлений дошкольников обозначено обеспечение диалогизма детей и природы на сенсорной основе. Подчеркнута необходимость организации взаимодействия дошкольников с представителями флоры и фауны, которые вызывают положительную эмоциональную реакцию. Спроектирован и реализован в форме познавательно-творческого проекта «Радужная неделя» целенаправленный педагогический процесс формирования сенсорно-экологических представлений дошкольников. С помощью SWOT-анализа выявлены положительные и отрицательные стороны реализованного педагогического процесса. Сделан вывод о значении формирования сенсорно-экологических представлений в контексте становления сенсорно-экологической культуры воспитанников. Результаты исследования могут использоваться воспитателями дошкольных образовательных организаций, педагогами-психологами для разработки методических материалов и рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич, Гуторова Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SENSORY-ECOLOGICAL REPRESENTATIONS AMONG MODERN PRESCHOOLERS

We consider the conceptual and methodological aspects of sensory-ecological representations formation of modern preschoolers. We define sensory-ecological representations as the cognitive basis for the development of a holistic attitude to the sensory-perceived world, which is a system of images, views that reflect the expressive features of objects that determine the nature of sensory perception. The concrete scientific level of work is provided by: the theory and practice of environmental education, the purpose of which is the formation of the ecological culture of the younger generation (first of all, the ecological consciousness of the individual); theories of developmental learning; modern theories and concepts of sensory education of preschool children. The dialogue of children and nature on a sensory basis is a primary condition for the formation of sensory-ecological representations of preschoolers. The interaction of preschoolers with representatives of flora and fauna, which cause a positive emotional reaction, is necessary. The purposeful pedagogical process of forming sensory-ecological representations of preschoolers was designed and implemented in the form of the cognitive and creative project “Rainbow Week”. SWOT-analysis shows beneficial and negative impacts of realized pedagogical process. The conclusion is made about the importance of the formation of sensory-ecological representations in the context of the formation of sensory-ecological culture of students. The results of the study can be used by educators of preschool educational organizations, teachers-psychologists to develop methodological materials and recommendations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Вопросы воспитания

УДК 373.24

DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-39-47

Поступила в редакцию / Received 11.01.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.02.2022 Принята к публикации / Accepted 14.03.2022

оригинальная статья

Формирование сенсорно-экологических представлений современных дошкольников

Алисов Евгений Анатольевич1 ® , Гуторова Нина Владимировна2

1 ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1 2МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 2» г. Курск 305035, Российская Федерация, г. Курск, ул. Овечкина, 2а

и AlisovE@mgpu.ru

Аннотация. Освещены концептуальные и методические аспекты формирования сенсорно-экологических представлений современных дошкольников. Сенсорно-экологические представления определены как когнитивная основа развития целостного отношения к сенсорно воспринимаемому миру, являющаяся системой образов, взглядов, в которых отражены выразительные особенности объектов, детерминирующие характер сенсорного восприятия. Конкретно-научный уровень работы обеспечивают: теория и практика экологического образования, целью которого провозглашается формирование экологической культуры подрастающего поколения (прежде всего - экологического сознания личности); теории развивающего обучения; современные теории и концепции сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В качестве первоочередного условия формирования сенсорно-экологических представлений дошкольников обозначено обеспечение диалогизма детей и природы на сенсорной основе. Подчеркнута необходимость организации взаимодействия дошкольников с представителями флоры и фауны, которые вызывают положительную эмоциональную реакцию. Спроектирован и реализован в форме познавательно-творческого проекта «Радужная неделя» целенаправленный педагогический процесс формирования сенсорно-экологических представлений дошкольников. С помощью SWOT-анализа выявлены положительные и отрицательные стороны реализованного педагогического процесса. Сделан вывод о значении формирования сенсорно-экологических представлений в контексте становления сенсорно-экологической культуры воспитанников. Результаты исследования могут использоваться воспитателями дошкольных образовательных организаций, педагогами-психологами для разработки методических материалов и рекомендаций.

Ключевые слова: экологическое образование; экологическая культура; сенсорная экология; сенсорно-экологические представления; перцепция; визуальное восприятие; проектная деятельность; природосообразность

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Алисов Е.А., Гуторова Н.В. Формирование сенсорно-экологических представлений современных дошкольников // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 1. С. 39-47. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-39-47

© Алисов Е.А., Гуторова Н.В., 2022

original article

Formation of sensory-ecological representations

among modern preschoolers

Evgenii A. Alisov1 ® , Nina V. Gutorova2

1Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystveny Dr., Moscow 129226, Russian Federation

2Kindergarten of Care and Recovery no. 2 2a Ovechkina St., Kursk 305035, Russian Federation

^ AlisovE@mgpu.ru

Abstract. We consider the conceptual and methodological aspects of sensory-ecological representations formation of modern preschoolers. We define sensory-ecological representations as the cognitive basis for the development of a holistic attitude to the sensory-perceived world, which is a system of images, views that reflect the expressive features of objects that determine the nature of sensory perception. The concrete scientific level of work is provided by: the theory and practice of environmental education, the purpose of which is the formation of the ecological culture of the younger generation (first of all, the ecological consciousness of the individual); theories of developmental learning; modern theories and concepts of sensory education of preschool children. The dialogue of children and nature on a sensory basis is a primary condition for the formation of sensory-ecological representations of preschoolers. The interaction of preschoolers with representatives of flora and fauna, which cause a positive emotional reaction, is necessary. The purposeful pedagogical process of forming sensory-ecological representations of preschoolers was designed and implemented in the form of the cognitive and creative project "Rainbow Week". SWOT-analysis shows beneficial and negative impacts of realized pedagogical process. The conclusion is made about the importance of the formation of sensory-ecological representations in the context of the formation of sensory-ecological culture of students. The results of the study can be used by educators of preschool educational organizations, teachers-psychologists to develop methodological materials and recommendations.

Keywords: ecological education; ecological culture; sensory ecology; sensory-ecological representations; perception; visual perception; project activity; environmental conformity

There is no conflict of interests

For citation: Alisov E.A., Gutorova N.V. Formation of sensory-ecological representations among modern preschoolers. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 1, pp. 39-47. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-39-47

ВВЕДЕНИЕ

Экологическое образование в XXI в. выступает направляющей линией становления современной образовательной системы, доминирующей сферой в формировании экологической культуры [1]. Ядром экологической культуры является экологическое сознание. Формирование экологического сознания личности подразумевает решение трех основных задач: 1) развитие адекватных экологических представлений; 2) формирование отношения к природе; 3) формирование системы умений, навыков и стратегий взаимодействия с природой. Заостряя внимание на

развитии экологических представлений, следует отметить, что система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы между человеком и природой и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

На сегодняшний день на Земле практически не осталось абсолютно нетронутых уголков первозданной природы. Понимая категорию ограниченных возможностей в широком лексическом значении, можно констатировать, что современный (прежде всего городской) ребенок рискует оказаться в ситуации ограничения возможностей пол-

ноценных контактов с окружающей природной средой, полномасштабной инициации инфокоммуникационных каналов взаимодействия, развития адекватных экологических представлений личности. Во избежание подобных негативных проявлений ограничения возможностей в процессе личностного развития особо актуализируется необходимость технологического обеспечения диалогизма личности и мира природы на сенсорной основе [2].

Сенсорную экологию рассматривают как составную часть физиологической экологии, связанную с изучением принципов формирования сенсорных способностей организма в различных экологических условиях и оценкой экологического «благополучия» информационного поля внешней среды. Возможности удовлетворения физиологических потребностей организмов благодаря информационным импульсам из окружающего мира имеют огромное значение. Однако узкобиологическое толкование задач сенсорной экологии не позволит взглянуть на обозначаемые вопросы шире: изучить особенности взаимодействия многообразия психического содержания личности и многообразия природного содержания мира. Поэтому следует взять, создать более лабильные ориентиры, в том числе и для направлений развития сенсорной экологии, которые позволили бы отыскать личности адекватное место в современном мире, соответствующее - жизнеутверждающее - поведение [3].

Обосновывая процесс трансформации экологии из дисциплины биологического цикла образования современного человека в особое отношение личности к миру, следует сфокусировать научный взгляд на локальных аспектах такой трансформации. Поиск «информационной среды», удовлетворяющей потребности в притоке сигналов окружающей среды, с одной стороны, - обосновывается чисто физиологически; с другой - это начало начал для процесса психического развития личности вообще [4]. Потому нельзя умалять роли всех каналов поступления информации о мире на любом этапе развития личности, важно актуализировать образовательные тенденции гармонизации взаимо-

действия личности, прежде всего, с сенсорно воспринимаемой средой [5]. Сегодня сенсорная экология должна выйти за рамки научного направления физиологии органов чувств, став основой природосообразного определения особого культурного феномена личности в текущем столетии.

Дошкольный возраст в контексте экологического воспитания характеризуется как сензитивный; дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования необходимых знаний, умений, положительного отношения к окружающей среде [6], дошкольники усваивают экологические знания пока еще на уровне представлений.

На современном этапе развития системы экологического образования актуальным и необходимым видится формирование, в частности, сенсорно-экологических представлений личности. Сенсорно-экологические представления выступают когнитивной основой развития целостного отношения к сенсорно воспринимаемому миру и являются системой образов, взглядов, в которых отражены выразительные особенности объектов, определяющие характер сенсорного восприятия.

На фоне сложной эпидемиологической ситуации, когда взаимодействие ребенка с живой природой оказывается затрудненным и ограниченным [7], вопрос развития экологических представлений вообще и сенсорно-экологических в частности предстает как особо актуальный. Его решение в отношении детей дошкольного возраста будет иметь свои специфические (как концептуальные, так и методические) особенности.

Цели работы:

- спроектировать и реализовать в форме познавательно-творческого проекта целенаправленный педагогический процесс формирования сенсорно-экологических представлений дошкольников;

- выявить с помощью SWOT-анализа положительные и отрицательные стороны реализованного педагогического процесса формирования сенсорно-экологических представлений дошкольников, на основе которых сделать выводы о его значении в контексте становления сенсорно-экологической культуры воспитанников.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первоочередным условием формирования сенсорно-экологических представлений дошкольников является обеспечение диало-гизма детей и природы на сенсорной основе. Абстрагируясь от буквального понимания значения диалогизма в речевом взаимодействии мыслящих субъектов, можно говорить о реалиях диалога личности и природного мира. При этом актуализируется способность личности понимать «ответы, голос, язык природы». Исходным же рубежом контакта личности и мира природы является сенсорное взаимодействие. При этом на первый план выходят психореабилитационные, здо-ровьесберегающие аспекты обозначенной формы взаимодействия. Таким образом, организация диалогизма как формы взаимодействия личности и природы подразумевает качественно иной уровень понимания феномена диалогового взаимодействия, благодаря возможности трактовки своеобразных «ответов» природного мира на вопросы личности.

В процессе развития сенсорно-экологических представлений будет задействован перцептивный канал формирования отношения к окружающему миру. В педагогическом процессе необходимо использовать аттракционные возможности природных объектов, то есть подбирать для демонстрации дошкольникам или процесса их взаимодействия с живыми существами таких представителей флоры и фауны, которые вызывают положительную эмоциональную реакцию.

Педагогу целесообразно также акцентировать внимание старших дошкольников на соответствующих свойствах животных и растений («Посмотрите, какие у него...»). Можно давать своеобразные творческие задания, например, такое: «По дороге в детский сад постарайтесь заметить, на чем остановился ваш взгляд, на какие здания, деревья, а может быть, животных вам хотелось посмотреть подольше; возможно, что-то красивое даже заставило вас любоваться им? А, может, что-то, наоборот, отталкивало ваш взгляд, казалось неприглядным? На что, вообще, вы обратили внимание?» Необходимо стараться задействовать при этом сенсорную систему ребенка (например: «Посмотрите!»).

В рамках организованного целенаправленного педагогического процесса формирования сенсорно-экологических представлений дошкольников был реализован познавательно-творческий проект «Радужная неделя».

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Образовательная область: познание.

Основной вид деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная.

Области интеграции: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

По форме реализации: групповой.

Методы организации: беседы познавательного характера, игры, рассматривание иллюстраций, наблюдения, чтение произведений художественной литературы.

Участники проекта: дети, воспитатель, педагог-психолог, родители.

Возраст детей: 1,5-3 года.

База реализации проекта: МКДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 2» г. Курск.

Цель проекта: повысить уровень сенсорно-экологических представлений дошкольников (на основе полномасштабного задействования цвета).

Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать цветоощущения дошкольников;

- активизировать словарный запас дошкольников;

- формировать умение различать и называть цвета.

Развивающие:

- развивать любознательность, познавательные психические процессы (внимание, мышление, память, воображение) при совместной и индивидуальной деятельности;

- развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к окружающей природе;

- вызывать у детей положительные эмоции, обогащать впечатления, пробуждать интерес к игровой деятельности.

Планируемый результат:

Для детей:

- повышение уровня сенсорно-экологических представлений об основных цветах;

- эмоциональное благополучие детей в детском саду.

Для педагога:

- повышение уровня педагогической компетентности;

- повышение качества работы с детьми и родителями;

- обогащение пространственно-предметного компонента образовательной среды дошкольной образовательной организации наглядно-дидактическим материалом.

Для родителей:

- установление партнерских отношений родителей и педагогов, родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта;

- развитие умения подбирать интересный познавательный и наглядный материал;

- развитие творческих способностей;

- формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

- педагогическое просвещение.

В соответствии с замыслом проекта с родителями дошкольников была достигнута договоренность о том, что каждый новый день недели они одевают детей в одежду преимущественно определенного цвета (конкретного, которому будет посвящен день в детском саду).

Этапы реализации проекта: подготовительный, практический, аналитический.

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе с детьми и родителями проводилась работа по следующим направлениям.

1. Подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала.

2. Знакомство детей с произведениями художественной литературы.

3. Разработка плана проведения «Радужной недели».

4. Распределение ролей, обязанностей.

5. Подборка сценариев и игр.

6. Создание фотоальбома «Цвета радуги вокруг нас».

Практический этап.

При реализации практического этапа познавательно-творческого проекта «Радужная неделя» был применен комплекс методов и средств организации видов детской деятельности. К числу примененных методов относятся: наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, развивающие игры, моделирование, беседа. В качестве примененных педагогических средств выступили: фотографии из познавательных книг и детских иллюстрированных энциклопедий; книги: С.Я. Маршак «Разноцветная книга», Т. Крылова «Разноцветная поляна», И. Зиедонис «Разноцветные сказки», С. Могилевская «Семь разноцветных сказок», «Цветные уроки с мамонтенком»; мультфильмы: «Петух и краски», «Похитители красок», «Белочка и краски» (Уроки тетушки Совы), «Цветик-семицветик».

Формой организации педагогического процесса стали занятия «Сказочные разноцветные путешествия».

На практическом этапе реализации проекта была сделана установка на поддержание в детях детской творческой инициативы, что очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Были созданы условия для свободного выбора детьми вида деятельности и участников совместной деятельности. При реализации проекта в качестве направления поддержки детской инициативы была задействована инициатива как целеполагание, то есть все дети, участвующие в проекте, были включены в разные виды продуктивной деятельности. Познавательная инициатива была реализована детьми во время игр, занимательных бесед и познавательных наблюдений, отгадывания загадок, чтения сказок и т. д.

Приведем примеры конспектов проведенных занятий.

Занятие «В гостях у зайки» (посвященное желтому цвету).

Цель занятия: повысить уровень сенсорно-экологических представлений дошкольников об объектах желтого цвета.

Задачи занятия:

- формирование умения различать и называть цвета;

- развитие саморегуляции воспитанников в процессе прослушивания музыкальных произведений;

- формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- активизация словарного запаса дошкольников;

- формирование навыков связной речи;

- обучение детей правильно держать кисточку, проводить прямую линию, обмакивать кисточку в краску по мере необходимости, развитие мелкой моторики руки;

- развитие внимания, самостоятельности, интереса к творчеству;

- воспитание доброты, эмоционально-положительного отношения к объектам живой природы.

Материалы: игрушка бибабо заяц, альбомные листы с заготовкой (солнышко без лучиков), гуашь желтого цвета, кисти, салфетки, бантики желтого цвета, атласные ленты желтого цвета, игрушки и предметы желтого цвета, музыкальные произведения («Веселый паровозик» и звуки природы).

Ход занятия.

Воспитатель: «Сегодня вместе с паровозиком мы поедем в гости. Давайте угадаем, к кому мы сегодня поедем в гости:

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

Конечно, это зайчик, зайчик-побегайчик. Поедем к нему в гости? Тогда скорее по вагонам и в путь. Ту-ту!»

Игра «Паровозик».

Ход игры: взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя)» и т. д. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имити-

руя движения паровоза («Чух-чух, у-у-у!»), побуждает детей повторить их (под детскую песенку «Веселый паровозик»).

По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, к какому пушистому, красивому зайке Ушастику мы приехали в гости. Но почему-то зайка грустный, один-одинешенек, да еще и мокрый. Наверное, это мы про него стишок знаем (стихотворение А. Барто «Зайка»):

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок».

Воспитатель: «Ребята, совсем промок зайка, ушки опустил, замерз. Хорошо бы ему согреться, и обсохнуть? Как вы думаете, что ему поможет?»

Дети: «Солнышко!»

Пальчиковая гимнастика (пальчики сжимаем в кулачок и разжимаем).

Воспитатель:

«Солнышко, солнышко,

Ты не спи за тучей!

Солнышко, солнышко,

Покажись нам лучше!

Из-за тучки появись!

Нам скорее улыбнись!

По тебе мы все скучаем!

Поскорее к нам явись!

А под этим солнышком мы не согреемся (воспитатель показывает на заготовку), лучики у него потерялись. Давайте что-то делать. Может, нарисуем лучики, станет солнышко теплое, зайка наш и согреется. У нас солнышко какого цвета?»

Дети: «Желтого».

Воспитатель:

«Краска желтая, помогай нам!

Кисть я в краску обмакну

Луч от солнца проведу!»

Самостоятельная работа детей под звуки природы.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие красивые рисунки у нас получились. Зайка наш согрелся и высох под вашими солнышками.

Давайте подберем нашему зайке подарки -гостинцы. Поищите вокруг предметы такого же цвета, что и бантик у зайки. Молодцы, дети, столько предметов желтого цвета нашли: это и кубик, и мячик, и книжка!

Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали? Что вам понравилось? Что не понравилось? Чем бы хотелось заняться в следующий раз? Спасибо. Сегодня мы с вами ходили в гости к зайке. Мы много играли, искали предметы желтого цвета, даже солнышко нарисовали зайчику. А теперь нам пора домой, в детский садик. Скорее делаем паровозик и поехали: «Ту-ту!» (под песенку «Веселый паровозик»).

До свидания, ребята, до новой встречи!»

Методические установки, приведенные к занятию, посвященному желтому цвету, остаются действенными и в отношении занятий, посвященным другим цветам; изменяется лишь содержательное наполнение, зависящее от того, о каком цвете идет речь. Так, например, для синего цвета оно может быть следующим.

Зайчик: «Дети, ко мне в гости пришла тучка, но она почему-то грустная. Давайте узнаем, почему тучка грустная?»

Детская песенка «Тучка». Дети повторяют движения за воспитателем.

Воспитатель: «Зайчик, посмотри, дождик прошел, выглянуло солнышко, и тучка превратилась в радостное облачко (картинка солнышка и радостного облачка). Дети, давайте сядем за столы и соберем нашему облачку друзей (разрезные картинки) под песенку «Выглянуло солнышко».

Пальчиковая гимнастика (пальчики в кулачок; выставить вверх указательный и средний пальцы, шевелить ими в стороны и вперед).

Воспитатель:

«Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит других зайчат».

Дети собирают разрезные картинки радостного облака.

Воспитатель: «Какие вы молодцы, сколько теперь друзей у нашего облачка! Наш зайка любит переодеваться, у него даже есть бан-

тик синего цвета (как цвет облачка!). Давайте подберем нашему зайке подарки - гостинцы. Поищите вокруг предметы такого же цвета, что и бантик у зайки. Молодцы, дети, столько предметов синего цвета нашли!».

Аналитический этап.

На аналитическом этапе был проведен SWOT-анализ проекта (табл. 1).

По результатам SWOT-анализа были составлены методические рекомендации педагогам и родителям. В целом результаты итоговой диагностики уровня сенсорно-экологических представлений дошкольников после реализации познавательно-творческого проекта показали, что распределение уровней имеет тенденцию к уменьшению низкого уровня и увеличению количества исследуемых с высоким уровнем сенсорно-экологических представлений. Полученные результаты дают основание сделать вывод об эффективности реализации организованного целенаправленного педагогического процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, эффективность процесса формирования сенсорно-экологических представлений будет потенциально способствовать становлению отдельной составляющей экологической культуры личности -культуры сенсорно-экологической. Сенсорно-экологическая культура отражает важнейший аспект взаимоотношений личности и окружающей среды в процессе непосредственного сенсорного восприятия мира; данный аспект показателен интеграцией, обусловленной синтетическим, структурным сенсорным восприятием по всем каналам -через все органы чувств - поступления информации о внешнем мире в совокупности. При обязательном условии такого единства возникают, в частности, конкретные образы, продукты духовного отношения личности к окружающей среде. Значимым признаком сенсорно-экологической культуры становится когерентность, отражающая степень согласованности взаимодействия личности и среды по различным сенсорным каналам. Признак когерентности может быть использован в характеристике явления по критерию «гармоничное - негармоничное», что актуализирует экологическую компоненту феномена

Таблица 1

SWOT-анализ проекта по формированию сенсорно-экологических представлений дошкольников

Table 1

SWOT-analysis of the project on formation of sensory-environmental representations among preschoolers

Факторы Factors Положительные стороны Positive sides Отрицательные стороны Negative sides

Внешние факторы (детский сад) External factors (kindergarten) Сильные стороны (S) 1. Опытные педагоги, способные работать в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. 2. Эффективные методы и приемы взаимодействия. 3. Внедрение современных образовательных технологий (здоровьесберегающих). 4. Пополнение наглядно-дидактического материала. 5. Повышение уровня педагогической компетентности воспитателей. 6. Повышение качества работы с детьми и родителями Strengths (S) 1. Experienced teachers who can work according to educational standard. 2. Effective methods and techniques of interaction. 3. Modern educational technologies (healthy-saving). 4. Replenishment of visual and didactic material. 5. Increasing the level of pedagogical competence of educators. 6. Improving the quality of work with children and parents Слабые стороны (W) 1. Педагоги не в полной мере ознакомлены с методикой сенсорного воспитания. 2. Несистематическое включение элементов сенсорного воспитания в непосредственно образовательную деятельность. 3. Скудная материально-техническая база по сенсорному воспитанию Weaknesses (W) 1. Teachers are not fully knowledgeable of the methods for sensory education. 2. Non-systematic inclusion of elements of sensory education in directly educational activities. 3. Scarce material and technical base on sensory education

Внутренние факторы (семья) Internal factors (family) Возможности (О) 1. Формирование у всех участников образовательных отношений базовых знаний и умений в рамках проекта. 2. Развитие творческих способностей родителей. 3. Организация занятости детей вне детского сада. 4. Сплочение родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта. 5. Установление партнерских отношений родителей и педагогов. 6. Педагогическое просвещение родителей Opportunities (O) 1. Formation of basic knowledge and skills among all participants of educational relations in the project. 2. Development of creative abilities of parents. 3. Organization of activities among children outside kindergarten. 4. Uniting parents and children in organizing joint activities in the project. 5. Building partnerships between parents and educators. 6. Pedagogic education of parents Угрозы (Т) 1. Включение в процесс не всех родителей. 2. Нет полноценной поддержки от родителей. 3. Родители не в полной мере ознакомлены с методикой сенсорного воспитания. 4. Перегруженность детей Threats (T) 1. Not all parents are included in the process. 2. There is no full support from parents. 3. Parents are not fully knowledgeable of the methods for sensory education. 4. Overload of children

сенсорно-экологической культуры, ведь «все экологическое» по своей сути уже представляет некую гармонию. «Взращивание» сенсорно-экологической культуры каждой личности должно способствовать оптимизации, легкости и естественности (сообразно с физиологическими потребностями) формирования информационной среды по сенсорным каналам; прогнозировать, предотвращать и не допускать пагубного влияния человека на природные объекты, значимые как источники поступления сенсорной информации (ви-

зуальных картин, звуков, запахов); реализо-вывать приемы комфортизации, оптимизации окружающего жизненного пространства с целью создания адекватного для формирования естественного поведения образа внешней среды.

Сенсорно-экологическая культура позволит личности устанавливать природо- и культуросообразные ориентиры для жизнедеятельности в «искусственном» мире - продукте, творении человеческих рук.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алисов Е.А. Формирование экологически безопасной разноуровневой образовательной среды. Курск: Региональный открытый социальный институт, 2010. 168 с.

2. Габбасова С.А. Экологическое воспитание дошкольников // Проблемы педагогики. 2016. № 1 (12). С. 21-25.

3. Сеина С.А., Алисов Е.А. Сенсорно-перцептивная модальность воспитанников как фактор проектирования экологически безопасной образовательной среды дошкольной образовательной организации // Человеческий капитал. 2019. № S12-2(132). С. 493-500.

4. Богословская О.Н. Экологический компонент в сенсорном воспитании дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 273.

5. Соловьева О.Н. Сенсорное развитие дошкольников // Наука и современность. 2012. № 17. С. 138-142.

6. Алисов Е.А., Микляева Н.В., Маринюк А.А., Якушева С.Д. Закономерности и принципы организации территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 2 (24). С. 24-31.

7. Актуальный взгляд на природу и пути преодоления жизненных трудностей / авт.-сост. Л.Е. Адамова, Н.Н. Азарнов, А.Н. Азарнова, Е.А. Алисов и др. М.: Спутник, 2021. 311 с. DOI 10.25633/5847-1

REFERENCES

1. Alisov E.A. Formation of an environmentally safe multi-level educational environment. Kursk, Regional Open Social Institute Publ., 2010, 168 p. (In Russian).

2. Gabbasova S.A. Ecological education of preschoolers. Problemypedagogiki, 2016, no. 1 (12), pp. 21-25. (In Russian).

3. Seina S.A., Alisov E.A. Sensory-perceptual modality of pupils as factor of design of environmentally safe educational environment of pre-school educational organization. Chelovecheskiy kapital = Human Capital, 2019, no. S12-2(132), pp. 493-500. (In Russian).

4. Bogoslovskaya O.N. Ecological component in sensory education of preschoolers. Vospitanie i obuchenie detey mladshego vozrasta = Early Childhood Care and Education, 2017, no. 6, p. 273. (In Russian).

5. Soloveva O.N. Sensory development of preschoolers. Nauka i sovremennost' = Science and Contemporary World, 2012, no. 17, pp. 138-142. (In Russian).

6. Alisov E.A., Miklyaeva N.V., Marinyuk A.A., Yakusheva S.D. Regularities and principles of organizing territorial (multi-level) educational complexes. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya = Vestnik of Moscow City University. Series «Pedagogy and Psychology», 2013, no. 2 (24), pp. 24-31. (In Russian).

7. Azarnov N.N., Azarnova A.N., Alisov E.A. et al., compilers. Current Statement on Nature and Ways to Overcome Life's Difficulties. Moscow, Sputnik Publ., 2021, 311 p. (In Russian). DOI 10.25633/5847-1

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Алисов Евгений Анатольевич - доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. Е-mail: AlisovE@mgpu.ru ORCГО: https://orcid.org/QQQ0-QQQ1-9335-8172 Вклад в статью: общая концепция статьи, написание и оформление статьи.

Гуторова Нина Владимировна - педагог-психолог. Детский сад присмотра и оздоровления № 2, г. Курск, Российская Федерация. Е-mail: ОиШгоуа. 1977@mail.ru ORCГО: https://orcid.org/QQQQ-QQQ3-3646-Q685 Вклад в статью: разработка познавательно-творческого проекта, написание статьи.

Evgenii A Alisov - Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. Е-mail: AlisovE@mgpu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9335-8172 Contribution: main study conception, article writing and design.

Nina V. Gutorova - Educational Psychologist. Kindergarten of Care and Recovery no. 2, Kursk, Russian Federation. Е-mail: Gutorova. 1977@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3646-0685 Contribution: educational and creative project development, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.