Также отметим важность сформированности у педагога некоторых профессионально важных качеств. К ним относятся:
- достаточный уровень развития речевой культуры;
- осознанный интерес к людям и работе с ними;
- наличие потребности в конструктивном профессиональном общении [10, с. 101];
- гибкость мышления, позволяющая изменять речевые воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей студентов;
- способность поддерживать обратную связь во взаимодействии с другими участниками педагогического процесса [11, с. 34];
- умение прогнозировать различные ситуации, могущие возникнуть по ходу осуществления профессионально-педагогической деятельности в смешанном и дистанционном форматах [3, с. 51];
- развитое чувство эмпатии;
- способность к импровизациям, умение применять весь спектр средств воздействия [8, с. 346].
Таким образом, отметим, что образовательный процесс, осуществляемый в пространстве современной высшей школы, характеризуется рядом черт, не находивших столь яркого выражения на предыдущих этапах её развития. Более того, на сегодняшний день мы с определённой долей уверенности можем говорить о его новой архитектуре.
Подобные трансформации не могли не повлиять на характер общения между участниками образовательного процесса.
Это, последнее, представляет собой основной инструмент внешней реализации профессионально-педагогической деятельности современного преподавателя высшей школы. Достаточный уровень развития данной характеристики позволяет успешно решать одну из ключевых задач, стоящих перед ним. Эта задача заключается в утверждении себя как авторитетного
Библиографический список
участника педагогического процесса. В свою очередь, в полной мере сформированный авторитет обеспечивает доверие со стороны обучающихся, а также формирование у них устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.
Современным педагогам известны организационная, информационно-обучающая, конструктивная, контрольно-оценочная, коммуникативно-стимулирующая и эмоционально-коррегирующая функции оптимального педагогического общения.
По ходу реализации профессионально-педагогической деятельности в условиях современной высшей школы педагог может существенно повысить эффективность своего взаимодействия с обучаемыми. Для этого ему следует уделять повышенное внимание ряду её аспектов. Например, большое значение имеет способность преподавателя владеть устной речью и голосом. Кроме того, установлению оптимального педагогического общения с высокой вероятностью будет способствовать широкое применение в профессионально-педагогической деятельности ряда коммуникативных приёмов.
Так как современные педагоги, осуществляющие профессиональную деятельность по программам ВО, зачастую вынуждены работать в условиях дистанционной или гибридной форм обучения, необходимой чертой их профессионального портрета является наличие системы знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективное педагогическое общение на занятиях, проводимых в дистанционном формате.
Уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что именно во время общения, конструктивного взаимодействия лучше раскрывается и развивается человеческий потенциал студенческой молодёжи, тем самым развиваются так называемые «гибкие навыки» будущих специалистов.
Важна также сформированность у педагога некоторых профессионально значимых качеств.
1. Ахаян А.А., Батракова И.С., Боровик Л.К. и др. Проектирование инвариантных модулей образовательных программ магистратуры по направлению «Образование и педагогические науки». Санкт-Петербург: Астерион, 2022; Ч. 1.
2. Султанбаева К.И. Современные образовательные технологии в образовательном процессе высшей школы. Вестник Тувинского государственного университета. 2016; № 4 (31): 20-25.
3. Куджиева О.А. Развитие коммуникативной компетенции как часть профессиональной подготовки студентов вуза. Проблемы преподавания профессионально ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной научно-практической конференции. Рязань: Концепция, 2016: 50-54.
4. Бугреева А.С. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 5-8.
5. Коренев А.А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении. Rhema. 2018; № 2: 112-127.
6. Волков Д.А. Будущее рождается в диалоге. СоциоДиггер. 2021; Т. 2; № 9 (14): 60-67.
7. Добрых А.В. Проблемы и перспективы реализации православных миссионерских и социально-культурно-просветительских стратегий, ориентированных на трансляцию современной молодёжи социальных терминальных ценностей высшего порядка (опыт осмысления ряда современных научных подходов). Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 21-25.
8. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
9. Каримов РР, Каримова Г.Ю. Особенности проведения лекционных занятий с применением дистанционных образовательных технологий. E-Scio. 2022; № 7 (70): 172-176.
10. Ярычев Н.У. Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России. Кисловодск: Магистр, 2015.
11. Кантышева А.А. Необходимость изменения методов обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе в связи с цифровой трансформацией образования. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 32-35.
12. Лапшин В.А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2013.
References
1. Ahayan A.A., Batrakova I.S., Borovik L.K. i dr. Proektirovanie invariantnyh modulej obrazovatel'nyh programm magistratury po napravleniyu «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki». Sankt-Peterburg: Asterion, 2022; Ch. 1.
2. Sultanbaeva K.I. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. VestnikTuvinskogogosudarstvennogouniversiteta. 2016; № 4 (31): 20-25.
3. Kudzhieva O.A. Razvitie kommunikativnoj kompetencii kak chast' professional'noj podgotovki studentov vuza. Problemy prepodavaniya professional'no orientirovannogo inostrannogoyazyka v vuze: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ryazan': Koncepciya, 2016: 50-54.
4. Bugreeva A.S. Problemy realizacii 'effektivnoj obratnoj svyazi kak instrumenta motivacii v obuchenii inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 5-8.
5. Korenev A.A. Obratnaya svyaz' v obuchenii i pedagogicheskom obschenii. Rhema. 2018; № 2: 112-127.
6. Volkov D.A. Buduschee rozhdaetsya v dialoge. SocioDigger. 2021; T. 2; № 9 (14): 60-67.
7. Dobryh A.V. Problemy i perspektivy realizacii pravoslavnyh missionerskih i social'no-kul'turno-prosvetitel'skih strategij, orientirovannyh na translyaciyu sovremennoj molodezhi social'nyh terminal'nyh cennostej vysshego poryadka (opyt osmysleniya ryada sovremennyh nauchnyh podhodov). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 21-25.
8. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.
9. Karimov R.R., Karimova G.Yu. Osobennosti provedeniya lekcionnyh zanyatij s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. E-Scio. 2022; № 7 (70): 172-176.
10. Yarychev N.U. Dialog pokolenij v kul'turno-civilizacionnoj sisteme sovremennoj Rossii. Kislovodsk: Magistr, 2015.
11. Kantysheva A.A. Neobhodimost' izmeneniya metodov obucheniya grammatike anglijskogo yazyka v neyazykovom vuze v svyazi s cifrovoj transformaciej obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 32-35.
12. Lapshin V.A. Chelovecheskij potencial molodezhi kak istochnik sociokul'turnyh izmenenij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2013.
Статья поступила в редакцию 31.05.23
УДК 37.018.1
lohvidov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Essentuki Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia), E-mail: [email protected] Kozlova N.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Essentuki Branch of Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia), E-mail: nadin240680@rambler. ru
FORMATION OF FAMILY VALUES AMONG THE CHILDREN OF THE ORPHANAGE. The article is dedicated to the problem of forming family values among the pupils of the orphanage. The inability to establish strong and warm relationships with other people, communication problems and low self-esteem are not uncommon manifestations of the problem. This aspect can be dangerous both for the child himself and for the people around him. Children from orphanages, in most cases,
have never seen a real family, do not know how to express their emotions and feelings, and, more importantly, do not know how to understand them in other people. These children do not have the opportunity to learn how to establish and maintain relationships that are necessary for their future life: family, friendship, professional. This can lead to increased problems in communicating with other people, as well as to the possibility of developing emotional and psychological illnesses. Modern orphanages are designed to provide the best conditions for raising a child. In such homes, children face all sorts of problems that may affect their psychological characteristics in the future. Psychological characteristics of orphans may be different: to experience a feeling of insecurity, loneliness and lack of love and care. Children may suffer from socialization problems resulting in a lack of skills to interact with other people. They may have increased levels of stress and depression. An important aspect of a child's development is the assimilation of family values. However, orphans do not have any knowledge of what a family is and how to build one. The lack of knowledge about family values and a low level of social responsibility leads to the fact that children do not know how to communicate with other people and how to solve problems within the family. In turn, it leads to an increase in dysfunctional families. One of the main factors causing the lack of knowledge about family values in children is the lack of an example of a real family, since in most cases, a child, by decision of the authorities, is removed from the family due to the immoral behavior of the parents. Living for a long time in such an environment with a child, an incorrect foundation is laid about what a family should be like, since he perceives this as the norm. Orphanages can be a temporary shelter during a difficult period in a child's life. It can hardly be argued that they are better than street life in a dangerous environment. However, the time spent in the orphanage is very often not perceived by the child as normal, which will help him adapt to life in the future. To solve the above-mentioned problem, a comprehensive solution is required. On the basis of the State Institution "Children's Home No. 35" in the city of Essentuki, the researchers conduct a study to test a project aimed at developing family values.
Key words: teachers, formation, family values, project, orphanage, orphans, social responsibility, approbation, education
В.В. Иохеидое, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный институт (филиал) в г. Ессентуки, г. Ессентуки,
E-mail: [email protected]
Н.А. Козлова, канд. ист. наук, доц., Ставропольский государственный институт (филиал) в г. Ессентуки, г. Ессентуки,
E-mail: nadin240680@rambler. ru
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Статья посвящена формированию семейных ценностей у воспитанников детского дома. Неспособность установить крепкие и теплые отношения с другими людьми, проблемы в общении и низкая самооценка являются нередкими проявлениями рассматриваемой нами проблемы. К тому же данный аспект может быть опасен как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. Воспитанники детских домов в большинстве случаев никогда не видели настоящей семьи, не знают, как выражать свои эмоции и чувства и, что еще более важно, не знают, как понимать их у других людей. Эти дети не имеют возможности научиться, как устанавливать и поддерживать отношения, которые необходимы для их будущей жизни: семейные, дружеские, профессиональные. Это, в свою очередь, может привести к увеличению проблем в общении с другими людьми, а также к возможности развития эмоциональных и психологических заболеваний. Современные детские дома предназначены для того, чтобы предоставить лучшие условия для воспитания ребенка. В таких домах дети сталкиваются с разного рода проблемами, которые могут повлиять на их психологические особенности в будущем. Психологические особенности детей-сирот могут быть различными: они могут испытывать чувство неуверенности, одиночества и недостатка любви и заботы. Дети могут страдать от проблем социализации, что приводит к отсутствию навыков взаимодействия с другими людьми. Кроме того, у них может быть повышенный уровень стресса и депрессии. Важным аспектом развития ребенка является усвоение семейных ценностей. Тем не менее дети-сироты не имеют никаких знаний о том, что такое семья и как ее строить. Отсутствие знаний о семейных ценностях и низкий уровень социальной ответственности приводит к тому, что дети не знают, как общаться с другими людьми и как решать проблемы в рамках семьи, что, в свою очередь, приводит к увеличению неблагополучных семей. Одним из главных факторов, вызывающих отсутствие знаний о семейных ценностях у детей, выступает отсутствие примера настоящей семьи, поскольку в большинстве случаев, ребенок, по решению органов изымается из семьи по причине аморального поведения родителей. При проживании в течение долгого времени в такой обстановке у ребенка закладывается неверное представление о том, какой должна быть семья, поскольку он воспринимает это за норму Детские дома могут быть временным приютом в трудный период жизни ребенка. Едва ли можно поспорить о том, что они лучше, чем уличная жизнь в опасном окружении. Однако время, проведенное в детском доме, очень часто не воспринимается ребенком как нормальное, которое поможет ему в будущем адаптироваться в жизни. Чтобы решить вышеуказанную проблему требуется комплексное решение. Мы провели на базе ГКУ «Детский дом № 35» города Ессентуки исследование по апробации проекта, направленного на формирование семейных ценностей.
Ключевые слова: преподаватели, формирование, семейные ценности, проект, детский дом, дети-сироты, социальная ответственность, апробация, воспитание
Актуальность исследования и ее проблема состоят в том, что отсутствуют знания о семейных ценностях среди воспитывающихся в детских домах. Воспитанники не знают, как правильно обращаться, как заботиться о семье и как развивать духовную связь с близкими. Чтобы решить проблему мы провели на базе ГКУ «Детский дом № 35» города Ессентуки исследование по апробации проекта, направленного на формирование семейных ценностей. В проекте мы соединили теорию и практику - применение метода посева растения, в нашем случае - пшеница и ухода за ней. Проект как метод формирования семейных ценностей у детей-сирот имеет несколько преимуществ. Во-первых, позволяет детям получить первоначальные представления о семейных ценностях, таких как уход за близкими и ответственность за наш мир. Во-вторых, занятия посевом и уходом за растениями помогают им научиться работать в команде, сохранять терпение, приучают к дисциплине. В качестве объекта исследования нами были взяты двое воспитанников детского дома. Во время посева испытуемые получили по маленькому контейнеру с землей и зернышком пшеницы. Ребятам объяснили, что они должны заботиться о своем растении: поливать, удобрять и присматривать за ним каждый день. Этот процесс узкой связи с природой и заботы за растением поможет им наладить эмоциональную связь с чем-то, что растет и живет Ребята в процессе исследования начали задумываться о том, как они могут применить свой опыт заботы в различных аспектах своей жизни и изменения своего отношения к семейным ценностям [9].
Важно отметить, что применение метода посева и ухода за растениями не только способствует формированию семейных ценностей, но и имеет связь с современным трендом в образовании - STEAM-идеологией. Научно-технический подход к данному методу может помочь детям научиться лучше понимать, как устроены растения, что в дальнейшем вызовет интерес к научной деятельности. Проект по выращиванию и уходу за пшеницей стал символиче-
ским образом возрождения и укрепления связи с семьей. Испытуемые стали более заботливы по отношению к сверстникам и педагогам, стали проявлять более глубокие чувства, начали применять полученные знания в реальной жизни.
Цель статьи заключается в достижении положительной динамики по формированию семейных ценностей среди воспитанников детского дома.
Основные задачи статьи определяются следующим образом:
- создать рабочую группу на базе детского дома, состоящую из преподавателей кафедры общей педагогики и педагогических технологий и кафедры специального и инклюзивного образования Филиала СГПИ в г Ессентуки;
- разработать и апробировать проект, направленный на формирование семейных ценностей;
- осуществление взаимодействия педагогов детского дома и преподавателей Филиала СГПИ в г. Ессентуки.
Методы исследования в процессе написания данной статьи состояли в теоретических (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практических (беседа с воспитанниками детского дома, разработка проекта, направленного на формирование семейных ценностей) аспектах.
Научная новизна статьи определяется разработкой и внедрением проекта, апробированного в процессе проведения исследования и рекомендованного кафедрой с целью формирования семейных ценностей у воспитанников детского дома.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении значимости семейных ценностей для воспитанников детского дома посредством исследования теоретической базы рассматриваемой нами проблемы.
Практическая значимость нам видится в дальнейшем практическом применении разработанного проекта в детских домах, расположенных на территории Ставропольского края.
Для решения вышеуказанной проблемы нами было проведено исследование по апробации научно-познавательного проекта, направленного на формирование семейных ценностей, приобщение к бережному отношению внутри семьи. Проект был апробирован базе ГКУ «Детский дом № 35» города Ессентуки. В качестве объекта исследования нами были взяты двое воспитанников детского дома. Первый мальчик - Андрей (имя изменено), 12 лет с ЗПР, который учится в 3 классе коррекционной школы, хотя должен переходить в 6 класс, он несколько раз оставался на второй год и до сих пор не умеет писать и читать. В возрасте 11 лет был изъят из семьи алкоголиков вместе с двумя братьями. Условия жизни в их доме были непригодны для детей, у них отсутствовали игрушки и какие-либо развивающие игры, из всех развлечений был футбол. Братья в раннем возрасте приобрели вредные привычки, поскольку это поощрялось со стороны родителей. При попадании в детский дом все из них испытывали никотиновую зависимость. Однако при всем этом Андрей отзывается о семье очень тепло, в какой-то степени хочет гордиться матерью и отцом, хотя сам понимает, что не за что. Поэтому он выдумывает истории про успешную карьеру родителей и огромный дом с большим количеством развлечений.
Это привело к тому, что он не смог научиться основным навыкам ухода за собой и общению с другими людьми. Кроме того, у мальчика отсутствует положительный образ мужчины, который мог бы быть для него примером, выбирающим правильное поведение.
В своем мире он завышает свое мнение о себе и считает, что он обладает необычайными способностями и может все, что захочет. У него отсутствуют моральные ориентиры, из-за чего он не может отличить правильное поведение от неправильного.
В школе и детском доме Андрей проявляет агрессивность при неудачах, что вызывает у педагогов и других детей страх и непонимание. Он не может контролировать свои эмоции и действия, что ведет к конфликтам с другими детьми. Мальчик не понимает, что его поведение не является нормой для общества и должно быть изменено.
У детей с ЗПР намного раньше наступает половозрелость, и для них «отношения» считаются невероятным достижением. Так и в случае Андрея, который гордится вниманием со стороны девушек и всеми способами старается его получить. Конечно, такое поведение вызвано недостатком внимания со стороны матери, но на вопросы о его понимании семьи не может ответить даже односложными фразами.
Второго мальчика зовут Миша (имя изменено), ему тоже 12 лет, переходит в 6 класс, он - полный сирота. Когда ему было 8 лет, его родители развелись, и он остался жить с отцом, о котором отзывается очень тепло. Мать вела неправильный образ жизни. Возможно, употребляла запрещенные препараты, поскольку, по рассказам Миши, поведение в некоторые дни у нее было крайне
Библиографический список
неадекватным. Препараты могли вызвать невротическую депрессию, из-за чего мать Миши решила покончить жизнь самоубийством. О матери Миша практически ничего не рассказывает, не так, как об отце. Папа для него был авторитетом, и при воспоминаниях о нем испытывает теплые чувства, однако отчасти из-за отца у мальчика образовались психологические травмы. Миша рассказывал, как папа говорил ему, что если он будет гулять до ночи, то он умрет. Так, в один из поздних вечеров Миша пытался попасть в квартиру, но не мог поскольку изнутри в замочной скважине был ключ. На его крики никто не реагировал, после чего он забрался в квартиру через окно.
Мальчика можно охарактеризовать как доброго, активного, любознательного, с очень хорошими умственными данными. Он с легкостью решает логические задачи, играет в шахматы и быстро собирает пазлы до 600 деталей. Однако очень замкнут в себе. В будущем хочет связать свою жизнь с 1Т-сферой.
Андрей и Миша начали узнавать о семейных ценностях благодаря проводимому нами исследованию с разработкой проекта, направленного на формирование семейных ценностей, по выращиванию пшеницы. Ребята в процессе участия узнали следующее: чтобы вырастить пшеницу, необходимо дать ей любовь и заботу, а затем получить от плоды своего труда. Им было дано задание вырастить пшеницу. Кроме того, проектирование и осуществление плана ухода за растением помогло научиться ответственности и терпению.
Через приложение усилий в выращивании пшеницы Андрей и Миша стали осознавать значимость семейных ценностей. Они понимали, что, как пшеница, любая семья нуждается в заботе и внимании, чтобы процветать и расти. Ребята узнали о том, что забота о людях, объединенных родственными узами, оказывает благотворное влияние на развитие личности. Семья - это особое место, где забота и любовь вознаграждаются заботой и любовью в ответ.
Проект по выращиванию пшеницы стал одним из мероприятий курса по семейным ценностям, который был разработан для реабилитации аморального поведения воспитанников детского дома. Вместо того чтобы накапливать злость, дети научились выражать свои эмоции, решать конфликты и взаимодействовать с другими людьми, находя совместимый мир между личными желаниями, интересами и благами семьи.
Таким образом, можно сделать выводы, о том, что проведенное нами исследование с применением проекта по выращиванию пшеницы оказало положительное влияние на воспитанников детского дома. Дети стали более ответственными и терпеливыми, научились лучше понимать и описывать свои чувства. Они стали осознавать ту значимость, которую имеют семейные ценности, и сумели ответить на вопрос о том, почему семья является важным и ценным аспектом в жизни каждого из нас. Разработанный проект помогает развивать ощущение ответственности и прививает любовь и уважение к жизни.
1. Бунятова А.Р Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Успехи современного естествознания. 2010; № 6: 85-88.
2. Виноградова Г.А., Бобкова Т.С. Проблемы формирования семейных ролей у детей, оставшихся без попечения родителей. Вестник Самарской гуманитарной академии. 2010; № 1: 3-8.
3. Гибадуллин Н.В. Анализ опыта работы государственных образовательных и социальных учреждений с замещающими семьями по формированию семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 6: 933.
4. Думрауф Ю.А. Использование ролевой игры-тренинга «Семейный совет» в работе с выпускниками детского дома для формирования у них семейных ценностей. Смальта. 2014; № 1: 52-54.
5. Сальникова О.Е., Заславская О.В. Формирование родительских навыков у детей-сирот в системе их духовно-нравственного воспитания. Грани познания. 2012; № 3 (17): 46-48.
6. Свиридова О.А. Использование социально-педагогических технологий в формировании семейных ценностей у детей-сирот. Молодой ученый. 2017; № 8 (142): 366-368.
7. Уленгова РБ. Формирование семейных ценностей у детей-сирот средствами арт-педагогики в условиях детского дома. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2008.
8. Федоренко С.С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2014.
9. Щекина О.А. Теоретические обоснование формирования семейных ценностей у школьников. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: методическое пособие. Санкт-Петербург: ВВМ, 2015.
References
1. Bunyatova A.R. Rol' skazki v formirovanii duhovno-nravstvennyh cennostej u detej doshkol'nogo vozrasta. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2010; № 6: 85-88.
2. Vinogradova G.A., Bobkova T.S. Problemy formirovaniya semejnyh rolej u detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Vestnik Samarskojgumanitarnojakademii. 2010; № 1: 3-8.
3. Gibadullin N.V. Analiz opyta raboty gosudarstvennyh obrazovatel'nyh i social'nyh uchrezhdenij s zameschayuschimi sem'yami po formirovaniyu semejnyh cennostej u detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 6: 933.
4. Dumrauf Yu.A. Ispol'zovanie rolevoj igry-treninga «Cemejnyj sovet» v rabote s vypusknikami detskogo doma dlya formirovaniya u nih semejnyh cennostej. Smal'ta. 2014; № 1: 52-54.
5. Sal'nikova O.E., Zaslavskaya O.V. Formirovanie roditel'skih navykov u detej-sirot v sisteme ih duhovno-nravstvennogo vospitaniya. Grani poznaniya. 2012; № 3 (17): 46-48.
6. Sviridova O.A. Ispol'zovanie social'no-pedagogicheskih tehnologij v formirovanii semejnyh cennostej u detej-sirot. Molodoj uchenyj. 2017; № 8 (142): 366-368.
7. Ulengova R.B. Formirovanie semejnyh cennostej u detej-sirot sredstvami art-pedagogiki v usloviyah detskogo doma. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2008.
8. Fedorenko S.S. Model' formirovaniya semejnyh cennostej u detej i podrostkov. Model' formirovaniya semejnyh cennostej u detej i podrostkov: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2014.
9. Schekina O.A. Teoreticheskie obosnovanie formirovaniya semejnyh cennostej u shkol'nikov. Formirovanie semejnyh cennostej u detej srednego shkol'nogo vozrasta sredstvami obrazovatel'noj deyatel'nosti: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: VVM, 2015.
Статья поступила в редакцию 01.06.23