Научная статья на тему 'О ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ'

О ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / БАЗОВОЕ ДОВЕРИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / СИРОТЫ / ФОРСАЙТ-СЕССИЯ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Дарья Александровна, Казанцева Валерия Евгеньевна, Саутина Ксения Алексеевна, Горяченко Екатерина Андреевна

Яркий пример научной проблемы: противоречие между первичной и вторичной социализациями у детей, воспитывающихся в семьях и детских домах. Дети из семей проходят первичную социализацию дома посредством таких агентов социализации, как значимые взрослые, члены семьи. Воспитанники детских домов вынуждены социализироваться посредством институциональных агентов социализации - преподавателей и сверстников. Таким образом, дети из детских домов проходят только этап вторичной социализации. И прохождение этого этапа не всегда бывает удачным. Нередко детские дома своим воспитанникам прививают позицию сироты, заниженную самооценку, искажают понятие «забота». У детей появляется недоверие к миру. Воспитанникам социальных учреждений сложно формировать представление о своем будущем, ведь они не видят возможностей реализации своих целей, что мешает им полноценно социализироваться после выпуска. Отсутствие базовых навыков также отяжеляет адаптацию к социуму. Под базовыми навыками подразумевается недостаточный уровень знаний, навыков и умений в области самообслуживания, низкий уровень финансовой грамотности, отсутствие представления о нормальной модели семьи и брака. В статье представлены результаты исследования, проведенного посредством форсайт-сессии для изучения готовности выпускников социальных учреждений к самостоятельной жизни. Форсайт-сессия - это инновационный мозговой штурм, позволяющий максимально эффективно понять достоинства и недостатки прошлого и учесть это в создании новых технологий. Форсайт-сессия проводилась в двух учреждениях: КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Парус надежды”» и КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2 г. Владивостока». Всего в исследовании приняли участие 19 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. По завершении данной форсайт-сессии были сделаны выводы о несформированности образа будущего у воспитанников социальных учреждений, доминировании материальных ценностей над духовными, о превалировании преимущественно физиологических потребностей, неспособности и/или боязни подростков представить свое будущее, точно назвать свои желания и цели, наметить действия по их осуществлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова Дарья Александровна, Казанцева Валерия Евгеньевна, Саутина Ксения Алексеевна, Горяченко Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE READINESS OF GRADUATES OF SOCIAL CARE FACILITIES OF THE PRIMORSKY KRAI FOR INDEPENDENT LIVING

A striking example of a research focus: the contradiction between primary and secondary socialisation in children brought up in families and social care facilities. Children from families undergo primary socialisation at home through socialisation agents such as significant adults and family members. Orphans are forced to socialise through institutional agents of socialisation: teachers and peers. Thus, socialisation of children in social care facilities is limited to its secondary stage which is, at the same time, not always effective. Living in social care facilities often means that children are left with the feeling of being an orphan, low self-esteem, and a distorted concept of “care”. Children develop a sense of distrust and have vague ideas about their future as they do not see opportunities to achieve their goals. This is another factor that impedes socialisation once they graduate. A lack of basic skills also makes it difficult to adapt in society. Graduates have insufficient knowledge, skills and abilities when it comes to independent living skills, a low level of financial literacy, a lack of understanding of what a normal family and marriage are. The article presents the results of a study conducted through a foresight session to identify readiness of graduates of social care facilities for independent living. A foresight session is an innovative brainstorming session that provides information about pre-existing advantages and disadvantages. Then, this information lays the foundation for the development of new patterns and techniques. The foresight session revealed that children from social care facilities have a very vague image of their future. It is dominated by material values and physiological needs. The respondents are unable and/or fear to imagine their future, voice their goals and desires or draft a plan on how to implement them.

Текст научной работы на тему «О ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Комплексные исследования детства, 2022, т. 4, № 2 Comprehensive Child Studies, 2022, vol. 4, no. 2 _www.kid-journal.ru

'Щ) Check for updates Статьи

УДК 316.614 https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-83-93

О готовности выпускников социальных учреждений Приморского края к самостоятельной жизни

Д. А. Попова1, В. Е. Казанцева1, К. А. Саутина1, Е. А. Горяченкош

1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 690014, Россия, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41

Аннотация. Яркий пример научной проблемы: противоречие между первичной и вторичной социализациями у детей, воспитывающихся в семьях и детских домах. Дети из семей проходят первичную социализацию дома посредством таких агентов социализации, как значимые взрослые, члены семьи. Воспитанники детских домов вынуждены социализироваться посредством институциональных агентов социализации — преподавателей и сверстников. Таким образом, дети из детских домов проходят только этап вторичной социализации. И прохождение этого этапа не всегда бывает удачным. Нередко детские дома своим воспитанникам прививают позицию сироты, заниженную самооценку, искажают понятие «забота». У детей появляется недоверие к миру. Воспитанникам социальных учреждений сложно формировать представление о своем будущем, ведь они не видят возможностей реализации своих целей, что мешает им полноценно социализироваться после выпуска. Отсутствие базовых навыков также отяжеляет адаптацию к социуму. Под базовыми навыками подразумевается недостаточный уровень знаний, навыков и умений в области самообслуживания, низкий уровень финансовой грамотности, отсутствие представления о нормальной модели семьи и брака. В статье представлены результаты исследования, проведенного посредством форсайт-сессии для изучения готовности выпускников социальных учреждений к самостоятельной жизни. Форсайт-сессия — это инновационный мозговой штурм, позволяющий максимально эффективно понять достоинства и недостатки прошлого и учесть это в создании новых технологий. Форсайт-сессия проводилась в двух учреждениях: КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"» и КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2 г. Владивостока». Всего в исследовании приняли участие 19 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. По завершении данной форсайт-сессии были сделаны выводы о несформированности образа будущего у воспитанников социальных учреждений, доминировании материальных ценностей над духовными, о превалировании преимущественно физиологических потребностей, неспособности и/или боязни подростков представить свое будущее, точно назвать свои желания и цели, наметить действия по их осуществлению.

Сведения об авторах

Попова Дарья Александровна, e-mail: popovadasha200122@gmail.com

Казанцева Валерия Евгеньевна, e-mail: kazantseva valerochka@bk.ru

Саутина Ксения Алексеевна, e-mail: Sautina.ksyusha@mail.ru

Горяченко Екатерина Андреевна, SPIN-код: 5335-8180, ORCID: 0000-0002-4613-3971, e-mail: Egoryachenko@rambler.ru

Для цитирования:

Попова, Д. А., Казанцева, В. Е., Саутина, К. А., Горяченко, Е. А. (2022) О готовности выпускников социальных учреждений Приморского края к самостоятельной жизни. Комплексные исследования детства, т. 4, № 2, с. 83-93. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-83-93

Получена 29 марта 2022; прошла рецензирование 12 апреля 2022; принята 12 апреля 2022. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © Д. А. Попова, В. Е. Казанцева, К. А. Саутина, Е. А. Горяченко (2022). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Ключевые слова: социализация, первичная социализация, вторичная социализация, социальная адаптация, адекватная самооценка, базовое доверие, самостоятельная жизнь, сироты, форсайт-сессия, образ будущего

On the readiness of graduates of social care facilities of the Primorsky Krai for independent living

D. A. Popova1, V. E. Kasantseva1, K. A. Sautina1, E. A. Goryachenko™

1 Vladivostok State University of Economics and Service, 41 Gogolya Str., Vladivostok 690014, Russia

Abstract. A striking example of a research focus: the contradiction between primary and secondary socialisation in children brought up in families and social care facilities. Children from families undergo primary socialisation at home through socialisation agents such as significant adults and family members. Orphans are forced to socialise through institutional agents of socialisation: teachers and peers. Thus, socialisation of children in social care facilities is limited to its secondary stage which is, at the same time, not always effective. Living in social care facilities often means that children are left with the feeling of being an orphan, low self-esteem, and a distorted concept of "care'! Children develop a sense of distrust and have vague ideas about their future as they do not see opportunities to achieve their goals. This is another factor that impedes socialisation once they graduate. A lack of basic skills also makes it difficult to adapt in society. Graduates have insufficient knowledge, skills and abilities when it comes to independent living skills, a low level of financial literacy, a lack of understanding of what a normal family and marriage are. The article presents the results of a study conducted through a foresight session to identify readiness of graduates of social care facilities for independent living. A foresight session is an innovative brainstorming session that provides information about pre-existing advantages and disadvantages. Then, this information lays the foundation for the development of new patterns and techniques. The foresight session revealed that children from social care facilities have a very vague image of their future. It is dominated by material values and physiological needs. The respondents are unable and/or fear to imagine their future, voice their goals and desires or draft a plan on how to implement them.

Keywords: socialisation, primary socialisation, secondary socialisation, social adaptation, adequate self-esteem, basic trust, independent life, orphans, foresight session, image of the future

Authors

Daria A. Popova,

e-mail: popovadasha200122@gmail.com

Valeria E. Kasantseva,

e-mail: kazantseva valerochka@bk.ru

Ksenia A. Sautina,

e-mail: Sautina.ksyusha@mail.ru

Ekaterina A. Goryachenko, SPIN: 5335-8180, ORCID: 0000-0002-4613-3971, e-mail: Egoryachenko@rambler.ru For citation:

Popova, D. A., Kasantseva, V. E., Sautina, K. A., Goryachenko, E. A. (2022) On the readiness of graduates of social care facilities of the Primorsky Krai for independent living. Comprehensive Child Studies, vol. 4, no. 2, pp. 83-93. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-83-93

Received 29 March 2022; reviewed 12 April 2022; accepted 12 April 2022. Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © D. A. Popova, V. E. Kasantseva, K. A. Sautina, E. A. Goryachenko (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Введение

Актуальность. Известно, что выпускники детских домов имеют слабое представление о своем будущем по целому ряду причин, среди них наиболее существенной является низкий уровень социальной адаптации. Кроме того, часто проявляются недостаточный уровень знаний, навыков и умений в области самообслуживания, низкий уровень финансовой грамотности, отсутствие представления о нормальной модели семьи и брака, что, в конечном итоге, также является показателем слабой социальной адаптации. Однако данный этап адаптации возможно пройти достаточно быстро, что отражено в исследованиях ученых, изучавших

данную проблему и разработавших различные методики ее решения.

Е. Б. Щетинина в своей статье пишет, что организуемое общение с педагогом и детьми в реабилитационном центре в будущем распространится на другие социальные сферы и поможет выпускнику быть социально адаптированным в любом обществе, так как он освоит разнообразные приемы коммуникации (Щетинина 2017, 25). Первичная социализация, может быть, отчасти, заменена в социальных учреждениях вторичной. Щетинина обращает внимание на то, что реабилитационный центр базируется на системе разновозрастных групп, где изначально педагоги показывают ребенку, что его принимают, что он может быть самим собой, а также преподаватели и воспитатели

обращают особое внимание на то, чтобы ребенок нашел общий язык с другими детьми. После этого система разновозрастных групп «работает сама собой», ведь всем детям, попавшим в центр по тем или иным обстоятельствам, необходима помощь и общение, и дети в тесном контакте с педагогами и другими детьми меняются и адаптируются в новом для них социуме. Речь в статье идет именно о социальной адаптации не во внешнем мире по достижению совершеннолетия, а о приспособлении к новому коллективу при попадании в новый социум. То есть при желании ребенка и активной работе педагогов уже в социальном учреждении подросток может сформировать базовые социальные навыки, необходимые для успешной адаптации после выпуска.

О важности педагогического коллектива в процессе социализации пишет также Т. В. Бондарева (Бондарева 2017, 68). Она рассматривает социальную адаптацию воспитанников детских домов через работу социального педагога и утверждает, что, попадая в социальное учреждение, ребенок утрачивает родственные связи, на него перестают влиять те факторы, которые влияют на социализацию обычных детей. Таким образом, задача социального педагога — помочь подросткам получить необходимый жизненный опыт путем занятия их видами деятельности из различных сфер, а также привить такое качество, как самостоятельность, которое будет проявляться как в стандартных, так и экстремальных ситуациях.

В. В. Герцик (Герцик 2019, 179) рассматривает проявление иждивенческой позиции сироты в результате искажения понятия «забота» («возможность для развития личности через социальное действие; взаимообмен заботы основан на социальных отношениях, объединении чувств и действий» (Аванесян 2014, 48)), в результате чего забота становится «дезадаптирующей». Она негативно влияет на подростка, противоречит его потребностям, игнорирует специфику развития конкретной личности и мешает личностному росту: «пагубный характер забота приобретает, если она по уровню интенсивности не соответствует потребности лица, которому она оказывается, то есть является или чрезмерной или недостаточной» (Расчетина 1998). В таком случае забота начинает отрицательно сказываться на ребенке, превращая его в полностью зависимого от взрослого. Ребенок не формирует навык принятия решений, что приводит к трудностям в социальной сфере как в процессе становления личности на этапе взросления, так и в самостоятельной жизни.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в государственных учреждениях, сталкиваются и с другой проблемой, более существенной и глубинной, но изученной гораздо меньше, — проблемой низкой самооценки, неуверенности в себе, неопытности во взаимодействии с обществом и отсутствия доверия к другим людям. Исследователи выделяют ряд факторов, препятствующих успешной социальной адаптации детей-сирот — это специфика формирования личности, усвоения норм и ценностей неуверенность в будущем, отсутствие поддерживающего окружения и др.

Однако некоторые авторы, например Р. Х. Ай-магамбетова, М. П. Асылбекова (Аймагамбето-ва, Асылбекова 2018, 54) видят факторы, которые способствуют социализации ребенка в условиях его воспитания в социальном учреждении:

• «по мере взросления подросток убеждается, что он может рассчитывать только на свои собственные силы, в результате чего складывается понимание того, что помощи ждать не от кого. Это стимулирует проявление собственной активности, что является положительным аспектом адаптации;

• выпускник не ждет, что кто-то придет и решит его проблемы, он знает, что его жизнь зависит только от него самого;

• опыт проживания в большом коллективе сопряжен с согласованием своих интересов с интересами большинства».

Целью статьи выступает выявление проблем, связанных с социальной адаптацией выпускников организаций для детей-сирот, и оценка степени их готовности к самостоятельной жизни.

Для сбора данных была использована образовательная форсайт-сессия «Мой мир будущего» в КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды"» (далее «Парус надежды») 12.10.2020, а также в КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2 г. Владивостока» (далее «Детский дом № 2») 07.12.2020. Она проводилась с подростками 12-17 лет.

Для форсайта были выбраны эти учреждения, так как одной из задач исследования было сравнение ответов детей из разных типов учреждений. В «Парус надежды» воспитанники попадают на определенный срок. Подростки получают медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую, правовую и иные виды помощи, после чего они могут вернуться в семью. В детском же доме дети живут на полном обе-

спечении государства вследствие потери семьи (смерть родителей или лишение родителей родительских прав) и находятся в учреждении вплоть до достижения ими совершеннолетия (или до усыновления/взятия их под опеку).

Форсайт-сессия состояла из трех блоков. В первом блоке перед подростками стояла задача максимально подробно расписать свое видение самостоятельной жизни после выпуска из школы/колледжа. Необходимо было обозначить свои желания, отметить, какие вопросы придется решать по достижении совершеннолетия. Для исследователей эта информация была необходима, чтобы понимать реальные потребности подростков, их представления о самостоятельной жизни.

На втором этапе воспитанников попросили написать, как, по их мнению, они смогут добиться поставленных в первом блоке целей. Акцент был сделан именно на тех действиях, которые подростки могут реализовать уже сейчас, чтобы в будущем исполнить свои мечты и желания. Для исследователей данный этап дает информацию о том, насколько дети могут отследить причинно-следственную связь в схеме «действие — результат». Также это задание позволило оценить степень адекватности восприятия мира и понимания различных процессов детьми, оставшимися без родительского попечения.

В рамках третьего блока форсайт-технологии детям было предложено расписать свои месячные расходы после выпуска из школы/колледжа, при условии, что их бюджет будет составлять 20 000 рублей. Это очень ценная информация для исследования, потому что задание позволяет определить уровень финансовой грамотности подростков, выявить слабые и сильные стороны в их знании повседневных затрат, с которыми они должны столкнуться в самостоятельной жизни, понимания современных цен на те или иные продукты или услуги.

В «Парусе надежды» форсайт-сессия проходила в свободное время, во второй половине дня. Некоторые подростки изначально высказали свое недовольство по этому поводу, аргументировав это тем, что форсайт-сессия лишает их времени на собственные хобби, например, игру в футбол. Однако спустя 10-15 минут после начала диалога с ведущим и модераторами сессии ребята заинтересовались предлагаемыми им заданиями и в итоге из 11 пришедших подростков 10 остались до конца форсайта. Вероятно, это также связано с тем, что воспитанники «Паруса», как правило, находятся в учреждении от нескольких дней до нескольких

месяцев. Большую часть жизни они провели вне стен реабилитационного центра. Они живут в «открытом мире», коммуницируют с разными людьми. Они накопили достаточный социальный опыт, поэтому появление исследователей — новых людей в «Парусе надежды» вызывало у них интерес и приятные эмоции.

В Детском доме № 2 воспитанников пригласили поучаствовать в форсайт-сессии во время уроков, и это, как выяснилось впоследствии, оказалось стратегически неверным решением. Некоторые дети не хотели пропускать любимые предметы, а те, кто остались только, чтобы не идти на уроки, потеряли какую-либо заинтересованность к мероприятию сразу после звонка, завершающего последний урок. Таким образом, из первоначально пришедших 15 подростков завершили форсайт-сессию только 9, но и их внимание было значительно рассеянно. В ходе проведения форсайта было принято решение пропустить второй этап, сразу перейдя к третьему.

В целом ребята из Детского дома № 2 проявили слабую заинтересованность в своем будущем: не смогли сформулировать свою цель на будущее, не видели смысла прилагать усилия для реализации целей из-за отсутствия уверенности в себе и завтрашнем дне. В ходе общей беседы ребята неохотно высказывали свои мысли, так как в большей степени были сконцентрированы на общении друг с другом. Это, возможно, связано с тем, что воспитанники детского дома № 2 — устоявшийся коллектив, не привыкший впускать новых людей в свой круг. Подростки живут вместе много лет, мало коммуницируют с людьми вне их учреждения и школы, с трудом доверяют незнакомцам.

Но нельзя не отметить, что по завершении форсайт-сессии трое подростков изъявили желание остаться и поговорить в более приватной обстановке с организаторами форсайта. Подросткам было легче довериться модераторам наедине, когда их сверстники ушли. Немаловажным фактором стала схожесть интересов подростков и организаторов сессии. В одном из случаев воспитанница детского дома проявляла себя достаточно скромно на протяжении всего форсайта, однако в приватной беседе выяснилось, что она профессионально занимается музыкой и вокалом. Когда девочка осознала, что ее жизнью интересуются, она стала куда смелее и инициативнее, а когда все вышли из аудитории, она почувствовала себя настолько комфортно, что смогла спеть дуэтом с одной из модераторов, что окончательно раскрепостило ее и позволило активно включиться в разговор и задавать

интересующие ее вопросы. Стоит отметить, что задержавшиеся после сессии воспитанники — подростки 15-16 лет, через несколько месяцев должны были сдавать ОГЭ и планировали поступать в колледжи. Ребята ожидали от организаторов форсайта поддержки, просили совета, задавали вопросы об экзаменах, поступлении, подготовке к вступительным экзаменам в музыкальный и художественный колледжи. То есть можно сделать вывод, что на пороге выпуска из детского дома воспитанники становятся более осознанными в вопросах организации своего будущего. Также ребята отзываются на проявленное к ним внимание и доброту.

В ходе проведенных форсайт-сессий были получены данные, которые позволяют сделать вывод, что для воспитанников из «Паруса надежды» и Детского дома № 2 характерны одни

и те же потребности. Во время проведения первого этапа подростки индивидуально писали о своих потребностях, после чего всей командой распределяли потребности по категориям.

Как видно из таблицы 1, описания потребностей детей из Детского дома № 2 менее информативны, чем описания детей из «Паруса надежды». Так, например, воспитанники из «Паруса надежды» называют большее количество профессий, делая акцент на рабочих специальностях (табл. 1).

Кроме того, у детей из «Паруса надежды» больше опыта в общении в открытом социуме: они недавно попали в социальное учреждение, у них больше контактов с внешним миром, они с удовольствием общаются с новыми людьми. В то время как ребята из детского дома, находясь

Табл. 1. 1 этап. Как вы видите свои задачи после окончания учебного заведения и какие мечты хотели бы реализовать?

Потребности Парус надежды Детский дом № 2

«Работа» «Устроится на работу»; «пойти на работу»; «работать спецназом»; «помогать на дому поваром»; «выступать на танцах»; «работать строителем»; «быть почтальоном»; «работать и играть на компьютером и пользоваться интернетом»; «работать на дому»; «открыть кафе»; «открыть бизнес на дому»; «быть поваром кондитером»; «самореализация в профессии». «Создавать качественный контент»; «пойти работать на графического дизайнера»; «хорошая работа (битмейкер)».

«Семья» «Женится»; «найти девушку»; «богатого мужа»; «обзавестись семьей»; «семья»; «выйти замуж»; «завести семью»; «жить один»; «хочу домой»; «чтоб мама и папа жили всегда»; «хорошего парня»; «кошку»; «вырастить здоровых, физически и психически детей»; «жить в любви и защите»; «хочу стафа»; «чтобы была счастливая семья и быть счастливой»; «хочу бабу». «Просто хорошее будущее, спокойное и безпроблемное»; «семья» (2 человека); «сестра-близнец»; «друзья»; «счастье» (2 человека).

«Учеба, образование, саморазвитие» «Поступить на кого-нибудь»; «выучить испанский»; «выучить многие иностранные языки»; «начать саморазвитие»; «поступить в колледж на повара кондитера»; «пойти в военное училище»; «сдать на права»; «поступить на повара»; «сдать ЕГЭ и поступить в хороший вуз»; «закончить курсы маникюра»; «права на мотоцикл». «Ходить в церковь»; «сочинять книги и стихотворения»; «обрести душевное спокойствие»; «становление в социуме»; «реализоваться в музыкальной сфере». «Учиться в ПКК»; «поступить в музыкальный колледж»; «бариста»; «не хачю учится»; «хачю не здавать огэ». «Я хочу чтоб можно было не ходить в школу»; «хочу чтобы школу закрыли на карантин и отменили экзамены»; «чтобы отменили огэ, егэ»; «чтобы зарплата стоила 200+»; «учиться на графического дизайнера»; «поступить в ВУЗ»; «поступить в худож-й колледж»; «инвестировать в образование, не ЖАЛЕЯ СРЕДСТВ»; «научиться хорошо рисовать и работать с программами на пк»; «счастье и диплом».

Таблица 1. Продолжение

«Покупки, недвижимость, материальное благо» «Машину»; «квартиру»; «коттедж»; «квартиру»; «пуму или лошадь»; «собаку»; «айфон»; «квартиру в посёлке на острове русский»; «машину черный ягуар или спортивную»; «коттедж с бассейном»; «купить самолет»; «мотоцикл»; «пантеру»; «тортик»; «дом»; «айфон 11»; «громадный торт»; «купить машину» (2 человека); «купить дом в 2 этажа»; «спортивный мотоцикл»; «Феррари». «Чтобы айфон стоил 10000 рублей»; «чтобы недвижимость стала дешевле»; «я хочу чтоб были дешёвые квартиры»; «я хочу чтоб машины были дешёвые и чтоб в 16 выдавали бесплатно квартиры»; «чтобы авто стоили дешевле»; «я хочу чтобы мопеды были по 200 кубических см»; «2 этажный дом»; «Лос-Аджелес»; «деньги» (4 человека); «дом»; «катер»; «квартира»; «Х1АОМ1 REDMI 15»; «mersedes»; «машины».

Tab. 1. Stage 1. What is your to-do list once you graduate and what dreams would you like to realize?

Needs Parus Nadezhdi (Sails of Hope) Rehabilitation Centre Social Care Facility for Orphans No 2

Job "Get a job"; "find work"; "work in special forces', "help at home as a cook"; "perform as a dancer"; "work as a builder"; "become a postman"; "work and play on the computer and use the Internet"; "work from home"; "open a café"; "start a business at home"; "become a pastry chef"; "professional fulfillment". "Create quality content"; "work as a graphic designer"; "a good job (beatmaker)".

Family "Marry a woman"; "find a girlfriend"; "rich husband"; "start a family"; "a family"; "marry a man"; "start a family"; "live alone"; "I want to go home"; "so that mom and dad live forever"; "a good guy"; "a cat"; "raise physically and mentally healthy children"; "to live in love and protection"; "I want a Staffy"; "to have a happy family and be happy"; "I want a woman". "Just a good future, calm and problemfree"; "family" (2 people); "a twin sister"; "friends"; "happiness" (2 people).

Study, education, personal development "Enter some university programme"; "learn Spanish"; "learn many foreign languages"; "start personal development"; "go to a vocational school to become a pastry chef"; "go to a military school"; "get a driving license"; "become a chef"; "pass the Unified State Exam and enter a good university"; "finish manicure courses"; "a motorcycle driving license". "Go to church"; "compose books and poems"; "gain peace of mind"; "become someone in society"; "to find fulfillment in the field of music." "Study at Primorsky Polytechnical Vocational School"; "enter a music vocational school"; "a barista"; "I wanna not study"; "I wanna not take Basic State Examination". "I want to be able not to go to school"; "I want the school to close down because of the quarantine and exams to be cancelled"; "cancel Basic State Exam and Unified State Exam"; "so that the salary is worth 200+"; "study to become a graphic designer"; "enter a university"; "go to an art vocational school"; "invest in education WITH NO EXPENSE SPARED"; "learn to paint well and work with programmes on a PC"; "happiness and a diploma".

Shopping, real estate, wealth "A car"; "an apartment"; "a detached house"; "an apartment"; "a puma or a horse"; "a dog"; "an iPhone"; "an apartment in the village on the Russky Island"; "a black Jaguar or a sports car"; "a detached house with a pool"; "buy a plane"; "a motorcycle"; "a panther"; "a cake"; "a house"; "iPhone 11"; "a huge cake"; "buy a car" (2 people); "buy a house with 2 floors"; "a sports bike"; "a Ferrari". "So that an iPhone costs 10,000 rubles"; "so that real estate is cheaper"; "I want apartments to cost cheap"; "I want cars to be cheap and I want them to give apartments for free when I am 16"; "so that cars are cheaper"; "I want motor scooters to be 200 cc"; "a two-storey house"; "Los Angeles"; "money" (4 people); "a house"; "a boat"; "a flat"; "XIAOMI REDMI 15"; "a Mercedes"; "cars".

в своей социальной группе, крайне неохотно идут на контакт и делятся своими мыслями.

Следует отметить, что были выявлены и отличные друг от друга потребности. У детей из «Паруса надежды» были выявлены потребности, которые не были обнаружены у воспитанников Детского дома № 2. Они представлены в таблице 2.

Можно предположить, что эти потребности испытывают и дети из Детского дома № 2, но, как было сказано выше, модераторам так и не удалось до конца расположить к себе воспитанников детского дома, «раскрыть» детей, поэтому они не были откровенны и, вероятно, не озвучили многие свои потребности.

Табл. 2. Характерные потребности, «Парус надежды»

«Путешествие» «Прыгнуть с парашюта»; «съездить на Мальдивы»; «погулять с друзьями и дрейфовать»; «увидеть дельфина в море»; «прыгнуть с парашюта»; «полетать на воздушном шаре»; «начать путешествие»; «путешествовать по миру»; «гулять в парке».

«Выпуск из паруса» «Хочу домой»; «выйти из паруса»; «выйти из паруса на волю»; «хочу домой»; «хочу сбежать из этого дерьма».

Table 2. Characteristic needs: Parus Nadezhdi (Sails of Hope) Rehabilitation Centre

Travelling "A parachute jump"; "go to the Maldives"; "walk with friends and drift"; "see a dolphin in the sea"; "do a parachute jump"; "fly in a balloon"; "start a journey"; "travel around the world"; "walk in the park".

Graduation from Parus Nadezhdi "I want to go home"; "get out of Parus"; "get out of Parus and get freedom"; "I want to go home"; "I want to get out of this shit".

Подростки уходили от ответа, делали все «для галочки», специально писали слова с ошибками, все переводили в шутку и много смеялись. Вероятно, это было ни что иное, как один из видов психологической защиты — «засмеивание» ситуации.

Стоит также отметить, что в ходе личных диалогов выяснилось, что воспитанники «Паруса надежды» много жалуются на свое учреждение — им претят рамки, правила, ограничения и вообще условия жизни в центре — большинство подростков хотели скорее закончить реабилитацию и вернуться к привычной жизни. Тогда как подростки из Детского дома № 2 с теплотой отзывались о своем «доме», воспитателях, с положительным оттенком говорили об условиях своей жизни. Как было сказано выше, это может быть связано с разным сроком пребывания детей в учреждениях и опривычи-ванием институциональной заботы.

Характерные потребности детей из Детского дома № 2, не упомянутые в «Парусе надежды», были распределены подростками по следующим категориям:

• Счастье;

• Потребности;

• СОУ1<1-19;

• Права (имелись в виду водительские права);

• Страна;

• Спорт;

• Кино;

• Всё good.

Интересно, что воспитанники Детского дома № 2 много говорили о глобальных потребностях, а не своих личных, например: «я хочу чтоб не было коронавируса» (4 человека написали об этом); «чтобы люди не болели раком»; «чтобы было лекарство от covid-19»; «я хочу чтобы не было войны»; «хочу чтоб в России стали помогать бездомным»; «чтоб в России не было наркотиков»; «мир во всем мире»; «чтобы в России продвинулся спорт».

Однако были и совсем нелепые потребности: «права с 5 лет», «права с 10 лет» (чтобы водительские права выдавались с данного возраста), «чтоб ДПС не было». Или потребности, несвязанные напрямую с будущим подростка: «чтоб люди не смотрели аниме», «чтобы сериал "Каха и Серго" не заканчивался», «чтобы коха и серго выпускали серии чаще».

Был также один мальчик 13 лет, все ответы которого представляли собой полностью бессмысленные фразы «а магу планиравать всо так что это пайму толька я адин» или исключительно

физиологические потребности, написанные через «хачю»: «Хачю торт, хачю пянсе, хачю лето, хачу жрать, спать».

Несколько подростков, которых так и не удалось заинтересовать, писали о том, что их все устраивает, и они ничего не хотят: «ничего не хачю»; «хачю ничего» (2 человека); «никто ничего»; «мне все вкатывает».

Также в детском доме были ребята, проявляющие симпатии друг к другу, и тогда они писали в потребностях имена своих возлюбленных: «Ева», «Света». Писали также о друзьях и счастье.

Второй этап по способу достижения целей удалось провести только в «Парусе надежды». Воспитанники Детского дома № 2 не проявили какой-либо заинтересованности и всячески избегали этой темы, говоря, что «и так нормально», «мне больше ничего не нужно», «а зачем? я все равно через 2 года умру». Модераторы пробовали по-разному включать детей в процесс: изначально поиграли в подвижные игры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на сплочение, познакомились, призывали ходить, смотреть результаты друг друга, дискутировать, пробовали разные виды вопросов и обсуждений на каждом этапе, но воспитанники детского дома так и не включились в активную деятельность.

Результаты второго блока при работе с «Парусом надежды» представлены в таблице 3. Для каждой потребности, написанной в первом блоке, воспитанники подбирали соответствующие действия по достижению. Например, «купить машину (потребность) — устроиться на работу (действие)».

Таким образом, можно отследить, что наиболее полное представление о том, что нужно для достижения целей, подростки имеют только в сфере образования. В остальных сферах жизни их понимания действий достаточно примитивны: «накопить денег» для того, чтобы купить квартиру. Но как накопить денег — представление крайне смутное. Или «купить путёвку»,

Табл. 3. 2 этап «Парус надежды». Способы достижения целей, поставленных в 1 этапе

Потребности Способы достижения

«Работа» «Иметь престижную работу»; «найти работу»; «выучиться»; «работать»; «найти работу, чтобы зарабатывать деньги».

«Семья» «Любить жену»; «заботиться о парне»; «родить детей»; «есть парень, сделать свадьбу»; «взять в жены невесту»; «покупать квартиру или жить с родителями».

«Учеба, саморазвитие» «Пойти закончить колледж на повара кондитера»; «нужен репетитор или курсы»; «сдать на права» (2 человека); «выучиться на профессию» (3 человека); «обучиться в школе или колледже»; «курсы»; «репетиторство»; «выучить информатику»; «выучить языки»; «сдать ОГЭ и ЕГЭ»; «сдать экзамены»; «собрать документы на колледж и работу»; «закончить колледж».

«Хобби,спорт» «Заниматься танцами»; «заниматься спортом»; «заниматься музыкой»; «никого не слушать».

«Накопить, ответственность» «Накопить денег»; «накопить»; «я хочу работать и заработать деньги»; «заработать деньги».

«Душа» «Обрести уверенность в себе»; «сильного, заботливого, любящего мужа»; «пройти курс реабилитации с психологом»; «взять и купить стафа»; «чтобы быть счастливой, надо чтобы близкий человек был рядом».

«Купить» «Купить путевку»; «сходить в магазин»; «подарить кольцо»; «любить».

«Быт» «Попасть на море на самолете»; «бассейн»; «купить землю»; «построить гараж для машины и мотоцикла»; «построить кошачий уголок»; «построить дом».

Примечание: в примерах сохранена орфография респондентов.

Table 3. Stage 2: Parus Nadezhdi (Sails of Hope) Rehabilitation Centre. Ways to achieve the goals set at stage 1

Needs Ways to achieve

Job "Have a prestigious job"; "find a job"; "study"; "work"; "find a job to make money".

Family "Love your wife"; "take care of the boyfriend"; "give birth to children"; "I have a boyfriend, make a wedding"; "marry a bride"; "buy an apartment or live with parents".

Study, education, personal development "Go to college to get trained as a pastry chef"; "I need a tutor or courses"; "get a driving license" (2 people); "study to get a profession" (3 people); "go to school or vocational school"; "courses"; "tutoring"; "learn computer science"; arn languages"; "to pass the Basic State Examination and the Unified State Examination"; "pass exams"; "prepare documents for the vocational school and work"; "finish the vocational school".

Hobby, sports "Take dance classes"; "do sports"; "play music"; "not to listen to anyone".

Accumulate, responsibility "Save money"; "I want to work and earn money"; "earn money".

Soul "Gain confidence"; "a strong, caring, loving husband"; "take a rehabilitation course with a psychologist"; "not to waste time and buy a staffy"; "to be happy you need to have a loved one near you".

To buy "Buy a ticket"; "go to the store"; "give a ring"; "be in love".

Living conditions "Get to the sea by plane"; "swimming pool"; "buy land"; "build a garage for a car and a motorcycle"; "build a cat house"; "build a house".

Note: the spelling of the respondents is preserved in the examples.

чтобы съездить на Мальдивы. Но на какие деньги ее купить, где она вообще приобретается, как устроиться на работу и на какую, чтобы можно было оплачивать такие недешевые покупки — понимания этих вопросов у подростков нет. К похожим выводам приходит и И. Б. Те-решкина, и М. С. Шляхто (Терешкина, Шляхто 2017, 145) в результате их комплексного исследования, включающего проективный рассказ «Мое будущее» (метод мотивационной индукции Ж. Нюттена; методика цветовых метафор И. Л. Соломина). Они констатируют, что у воспитанников детских домов при наличии образа цели отсутствует образ действия по ее достижению, а также присутствует смысловая несогласованность для образа будущего.

Заключение

Подводя итоги исследования, можно сказать, что форсайт-технология, использованная для сбора данных о потребностях воспитанников социальных учреждений, показала себя как

не самая подходящая форма работы с подростками. Плюсами этого метода являются:

• возможность одновременного сбора данных у нескольких десятков человек,

• небольшое количество организаторов при количестве участников, превышающих число исследователей в 3-5 раз,

• возможность получить больше информации, нежели чем участники напишут самостоятельно в ходе диалога модератора и команды.

Однако есть и существенные минусы:

• нежелание участников включаться в работу,

• скованность воспитанников, их недоверие организаторам,

• неискренние, сухие, общие и абстрактные ответы вследствие вышеперечисленных факторов,

• ограниченность времени сессии рамками школы/социального учреждения.

Для более качественного проведения форсайт-сессии необходимо выбирать свободное

время участников, ни в коем случае не заставлять подростков принимать участие в мероприятии без их желания. Лучше заходить к воспитанникам через площадки самого социального учреждения, а не через школу, в этом случае дети чувствуют себя свободнее и привычнее. В школе дети чувствуют себя под контролем, скованные строгими взглядами учителей, и постоянно ожидают оценки своих мыслей и высказываний. В рамках проведенных форсайт-сессий воспитатели и учителя не участвовали в мероприятии и это кажется наиболее успешным вариантом проведения — дети все же больше сосредоточены на новых людях и вовлечены в предлагаемые активности.

Как показал опыт приватных разговоров после форсайт-сессий между участниками и организаторами, индивидуальная беседа обладает огромным эвристическим потенциалом. Однако, к сожалению, индивидуальные беседы отнимают гораздо больше времени и их, зачастую, бывает тяжело организовать.

Говоря о результатах форсайта, можно сделать вывод о несформированности образа будущего у воспитанников социальных учреждений, доминировании материальных ценностей над духовными, о превалировании преимущественно физиологических потребностей, неспособности и/или боязни подростков представить свое будущее, точно назвать свои желания

и цели и наметить действия по их осуществлению.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential

Вклад авторов

Е. А. Горяченко осуществляла разработку программы исследования и методическое руководство сбором и анализом данных.

Д. А. Попова, В. Е. Казанцева и К. А. Саутина осуществляли сбор эмпирических данных и их анализ.

Author Contributions

E. A. Goryachenko developed the research roadmap and methodological guidance for data collection and analysis.

D. A. Popova, V. E. Kazantseva and K. A. Sautina collected empirical data and analysed them.

Литература

Аванесян, И. Д. (2014) Педагогика общей заботы — ресурс воспитания XXI века. Непрерывное образование: XXI век, № 1 (5), с. 48-59.

Аймагамбетова, Р. Х., Асылбекова, М. П. (2018) Особенности социализации выпускников детских домов к жизнедеятельности в современном обществе. Социальные отношения, № 1 (24), с. 54-56.

Бондарева, Т. В. (2017) Решение проблем социальной адаптации детей-сирот в контексте профессиональной деятельности социального педагога. Академия профессионального образования, № 3, с. 68-71.

Герцик, В. В. (2019) Технологии, основанные на отношениях заботы и педагогической поддержки в постинтернатном сопровождении детей-сирот. Мир науки, культуры, образования, № 5 (78), с. 179-180. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00073

Расчетина, С. А. (1998) Социальная педагогика — развивающаяся область образования. Псков: Псковский государственный педагогический университет им. С. М. Кирова, 170 с.

Терешкина, И. Б., Шляхто, М. С. (2017) Образ будущего у воспитанников детских домов. В кн.: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 145-153.

Щетинина, Е. Б. (2017) Особенности адаптации ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в условиях социально-реабилитационного центра. Вестник Саратовского областного института развития образования, № 4 (12), с. 25-29.

References

Ajmagambetova, R. Kh., Asylbekova, M. P. (2018) Osobennosti sotsializatsii vypusknikov detskikh domov k zhiznedeyatel'nosti v sovremennom obshchestve [The socialisation features of orphanage graduates to life in a modern society]. Sotsial'nyye otnosheniya — Social Relations, no. 1 (24), pp. 54-56. (In Russian)

Avanesyan, I. D. (2014) Pedagogika obshchej zaboty — resurs vospitaniya XXI veka [The pedagogy of common care as an educational resource of the XXI century]. Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek — Lifelong Education: 21st Century, no. 1 (5), pp. 48-59. (In Russian) Bondareva, T. V. (2017) Resheniye problem sotsial'noj adaptatsii detej-sirot v kontekste professional'noj deyatel'nosti sotsial'nogo pedagoga [The solving of the problems of social adaptation of orphans in the context of a professional activity of a social teacher]. Akademiya professional'nogo obrazovaniya — Academy of Professional Education, no. 3, pp. 68-71. (In Russian) Gertsik, V. V. (2019) Tekhnologii, osnovannyye na otnosheniyakh zaboty i pedagogicheskoj podderzhki v postinternatnom soprovozhdenii detej-sirot [Echnologies of pedagogical support based on the attitude of care in the postboarding support of orphans]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya — The World of Science, Culture, Education, no. 5(78), pp. 179-180. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00073 (In Russian) Raschetina, S. A. (1998) Sotsial'naya pedagogika — razvivayushchayasya oblast' obrazovaniya [Social pedagogy is a developing field of education]. Pskov: Pskov State Pedagogical University named after S. M. Kirova Publ., 170 p. (In Russian)

Shchetinina, E. B. (2017) Osobennosti adaptatsii rebenka, popavshego v trudnuyu zhiznennuyu situatsiyu, v usloviyakh sotsial'no-reabilitatsionnogo tsentra [Peculiarities of social adaptation of a child suffering to a difficult life situation in conditions of social rehabilitation center]. VestnikSaratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya, no. 4 (12), pp. 25-29. (In Russian) Tereshkina, I. B., Shlyakhto, M. S. (2017) Obraz budushchego u vospitannikov detskikh domov [The image of the future for the children of orphanages]. In: Integrativnyjpodkhod kpsikhologii cheloveka i sotsial'nomu vzaimodejstviyu lyudej: Vektory razvitiya sovremennoj psikhologicheskoj nauki. Materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Integrative approach to human psychology and social interaction of people: Vectors of development of modern psychological science. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 145-153. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.