Научная статья на тему 'Формирование себестоимости розничного банковского продукта'

Формирование себестоимости розничного банковского продукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ / РОЗНИЧНЫЕ БАНКИ / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарян Кирилл Владимирович

The author suggests methodology for the buildup of production cost of a retail banking product, examines the principles of splitting the expenses to staff members and the formation of a cost value for a staff member. The method can be used for cost estimating in banking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The buildup of production cost of a retail banking product

The author suggests methodology for the buildup of production cost of a retail banking product, examines the principles of splitting the expenses to staff members and the formation of a cost value for a staff member. The method can be used for cost estimating in banking.

Текст научной работы на тему «Формирование себестоимости розничного банковского продукта»

К. В. ЗАХАРЯН*

Кирилл Владимирович Захарян — аспирант кафедры финансов СПбГУЭФ.

В 2004 г. закончил СПбГУЭФ.

В настоящее время — начальник отдела бизнес-планирования и экономического анализа Управления по координации розничного бизнеса ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад».

Автор 9 публикаций.

Область научной специализации: финансовый менеджмент.

^ ^ ^

ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ РОЗНИЧНОГО БАНКОВСКОГО ПРОДУКТА**

Большинство банков находятся в стадии разработки системы управленческого учета и бюджетирования. В статье предложена методика формирования себестоимости, которая может быть успешно применена для оценки затрат в банковском производстве после реорганизации таких систем внутреннего управления.

Под себестоимостью банковского продукта, услуги в экономической литературе понимаются выраженные в денежной форме затраты банка на создание и реализацию продукта или услуги [1].

Особенности технологии оказания банком какой-либо услуги определяются как ее содержанием, так и организационной структурой банка. Причем в создании конкретного банковского продукта или услуги могут

принимать участие отделы разных управлений. Их можно подразделить на: операционные, обслуживающие подразделения, общебанковские, административные и прочие подразделения.

Для выявления затрат, связанных с теми или иными услугами, необходимо перейти к рассмотрению технологического процесса создания отдельно взятого банковского продукта или услуги. Пример процесса предоставления услуги посредством банкомата приведен на рис. 1 [см.: 2].

В данном примере технологического процесса задействованы многие банковские подразделения, которые выполняют определенные функции и операции. Анализ их участия в процессе создания банковской услуги или продукта необходим для точного разнесения затрат, определения производственной себестоимости банковского продукта.

Производственная себестоимость включает основные статьи затрат, связанные с приобретением или арендой банкоматов, компьютерной техники, специализированного программного обеспечения, а также расходы на сопровождение техники и программного обеспечения.

Следующим этапом определим полную себестоимость, которая состоит из производственной себестоимости и внереализационных расходов, возникающих в процессе функционирования подразделений, которые участвуют в технологическом процессе и процессе реализации банковской услуги или продукта. В нашем примере это может быть хозяйственное и экономическое управление, управление рекламы и др.

Расходы, связанные с деятельностью этих подразделений, также необходимо учитывать в определении полной себестоимости банковской услуги.

Таким образом, технологический процесс формирования продукта или услуги определяет некий формат затрат банка, играя роль внутреннего фактора, влияющего на себестоимость продукта или услуги. При этом банк может оптимизировать затраты путем внесения корректив в технологический процесс. Например, банк может уменьшить себестоимость продукта или услуги либо:

— оптимизируя производственную цепочку, в частности организацию выдачи кредита, внедрение новых технологий, что ведет к сокращению персонала и времени обработки кредитной заявки;

— сокращая внереализационные расходы банка.

* © К. В. Захарян, 2009

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора М. В. Романовского.

Внутрибанковские процедуры:

- учет;

- определение остатка;

- выверка;

- корректировка

Операционное подразделение 1 . Управление по работе с 1 | пластиковыми картами |

1 1 Обслуживающие подразделения Управление | информационных технологий | Г 1 | Бухгалтерия ^

| Предоставление услуги ~1 клиенту

| Банкомат. Клиентский I . интерфейс |

Сеть I

| Компьютерная обработка

РИС. 1. Процесс предоставления услуги посредством банкомата.

При этом большую помощь в оптимизации технологического процесса призван оказать метод формирования себестоимости продуктов посредством разложения технологии производства и реализации банковского продукта на отдельные технологические операции, которые выполняются различными сотрудниками подразделения.

В целях распределения технологии на технологические операции может быть произведена стандартизация рабочих мест по категориям. Рассмотрим примерную структуру категорий рабочих мест (КРМ) сотрудников подразделения.

На примере подразделения розничного бизнеса филиала рассмотрим принципы разнесения расходов на рабочие места. В таблице представлены категории затрат и соответствующие рабочие места.

Таблица

Виды затрат по категориям рабочих мест

Наименование КРМ Формируемые затраты

Управляющий филиалом Общефилиальные

Главный бухгалтер Общефилиальные

Начальник допофиса/агентства Общефилиальные

Руководитель подразделения розничного бизнеса (РБ) Затраты РБ

Сотрудник экономического подразделения РБ Затраты РБ

Руководитель учетно-операционного подразделения РБ Затраты РБ

Сотрудник учетно-операционного подразделения РБ Затраты РБ

Оператор РБ Затраты РБ

Инспектор последующего контроля Общефилиальные

Руководитель кассового подразделения филиала Общефилиальные

Заведующий кассой пересчета Общефилиальные

Кассир РБ Затраты РБ

Оператор сейфинга Затраты РБ

Администратор ИВС Общефилиальные

Специалист по защите банковской информации Общефилиальные

Юрисконсульт Общефилиальные

Управляющий делами Общефилиальные

Делопроизводитель Общефилиальные

Вспомогательный персонал Общефилиальные

Для каждого рабочего места, занимаемого сотрудником банка, устанавливаются следующие параметры: 1) стоимость содержания площади рабочих мест (расходы по аренде земли, арендная плата в части зданий, амортизация по собственным или арендованным зданиям, ремонт собственных или арендованных основных фондов части зданий, содержание помещений (отопление, водоснабжение и проч.), оплата за

охрану; абонентская плата за телефоны, прямые провода, оплата междугородных и международных переговоров);

2) стоимость содержания оборудования рабочих мест (арендная плата в части прочего оборудования и мебели; амортизационные отчисления в части вычислительной техники, прочего оборудования и мебели; амортизационные отчисления по нематериальным активам; ремонт собственных фондов в части вычислительной техники, прочего оборудования и мебели; текущий ремонт инвентаря в части вычислительной техники, прочего оборудования и мебели);

3) стоимость приобретения материальных запасов для оборудования рабочего места (приобретение, износ материальных запасов в части вычислительной техники, прочего оборудования и техники);

4) стоимость приобретения расходных материалов (расходы по приобретению и изготовлению бланков и материалов для работы с клиентурой, типографские расходы, канцелярские расходы);

5) часть разнесенных на данное рабочее место общих расходов филиала (арендная плата, амортизационные отчисления, расходы на содержание и ремонт автотранспорта; расходы по перевозке, пересылке, упаковке ценностей и банковских документов; почтово-телеграфные расходы, плата за специальные средства связи и за мобильную связь, расходы по подписке и информационному обслуживанию подразделения (филиала), плата за радиоточку, стоимость спецодежды, командировочные расходы, представительские расходы);

6) расходы на оплату труда сотрудника, обслуживающего рабочее место (заработная плата сотрудника, начисления на заработную плату сотрудника).

Предложенная группировка расходов позволяет установить нормы затрат по каждой КРМ. В результате разнесения затрат филиала на каждую КРМ формируется себестоимость рабочего места (СРМ) — это стоимость содержания рабочего места сотрудника, включая затраты на оплату труда (вместе с начислениями на заработную плату) данного сотрудника. Сумма затрат в разрезе КРМ должна давать в итоге общие затраты

филиала.

Таким образом, исходя из предложенной структуры КРМ, на уровне филиала сформированы два вида затрат по принадлежности: общефилиальные затраты и затраты розничного бизнеса.

Следующим этапом, для более обоснованного распределения затрат, является разделение затрат общебанковских подразделений, которые занимаются обслуживанием корпоративного, розничного бизнеса и других видов бизнеса. К таким подразделениям можно отнести: банковских технологов, программистов, специалистов по рискам и т. д.

Самой сложной проблемой при распределении общебанковских и общефилиальных затрат между корпоративным и розничным бизнесом является определение базы их распределения. В качестве последней могут выступать:

— общие доходы, принесенные корпоративным и розничным бизнесом соответственно;

— прямые затраты, отнесенные на корпоративный и розничный бизнес;

— метод коэффициентов.

В основе определения этих коэффициентов могут находиться:

— площадь (арендная плата), занимаемая розничными и корпоративными подразделениями соответственно;

— фонд оплаты труда по направлениям бизнеса;

— фонд рабочего времени по направлениям бизнеса и т. п.

Рассмотрим модель расчета себестоимости банковского продукта через систему технологических и элементарных операций.

Каждый банковский продукт состоит из набора определенных операций, причем ряд операций дублируется при производстве однородных продуктов. Например, при выдаче ипотечного кредита, при котором будет оформляться залог квартиры, и выдаче потребительского (необеспеченного) кредита будут производиться одинаковые технологические операции (ТО): подписание договора, перевод денежных средств на счет и другие сходные бизнес-процессы.

Технологические операции, в свою очередь, состоят из элементарных операций (ЭО). Так, например, выдачу потребительского кредита можно разложить на следующие операции: прием документов, проверка документов, ввод в АРМ. Очевидно, что все указанные элементарные операции будет производить сотрудник учетно-операционного подразделения розничного бизнеса. Таким образом, каждую элементарную операцию можно закрепить за соответствующей категорией рабочего места.

Ниже представлена схема структуры банковского продукта на соответствующие технологические и элементарные операции (рис. 2):

БАНКОВСКИМ ПРОДУКТ

Технологическая операция (ТО)1

Технологическая операция (ТО)2

Технологическая операция (ТО)3

Технологическая операция (ТО)4

Элементарная операция КРМ1

Элементарная операция КРМ2

Элементарная операция КРМ3

Рис. 2. Структура банковского продукта.

Причем необходимо заметить, что для каждой элементарной операции может быть определено нормативное время, которое рассчитывается при помощи стандартных методов хронометража, применяемых на предприятиях любой сферы, при оценке длительности технологических процессов.

Ранее мы определили, каким образом может быть рассчитана себестоимость КРМ. Разделив месячную стоимость содержания категории рабочего места на месячный фонд рабочего времени по данной КРМ, мы получим стоимость минуты работы специалиста данной категории. В результате несложных расчетов мы можем получить затраты, произведенные на каждую технологическую операцию.

Следует обратить внимание, что в процессе формирования себестоимости КРМ учитывались лишь прямые затраты на КРМ, общефилиальные затраты, однако если рассматривать расходы банка в целом, то необходимо еще определить, что делать с общебанковскими затратами и их немаловажной составляющей — расходами на содержание аппарата Правления и его инфраструктуру. Представляется, что в целях определения себестоимости банковского продукта общебанковские расходы должны быть разнесены пропорционально количеству проведенных технологических операций, однако могут быть использованы и другие базы распределения, например пропорциональное распределение доле затрат, сформированных по ЭО. В нашей модели считаем целесообразным остановиться на разнесении расходов пропорционально количеству ТО.

Открытым остается вопрос о необходимости исключения из разносимых таким образом общебанковских расходов затрат на аппарат Правления и его инфраструктуру. Поскольку если не будет произведено нивелирование данного фактора, то картина доходности банковского продукта и целого вида бизнеса может быть существенно искажена.

ЛИТЕРАТУРА

1 Новашина Т. С., Карасева Т. В. Управление затратами банка. М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2005. 152 с

2 Кузнецов В. А., Калистратов Н. В., Пухов А. В. Банковский розничный бизнес. М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2006. 424 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.