Научная статья на тему 'Особенности определения себестоимости банковских продуктов малого и среднего бизнеса в условиях применения метода АВС'

Особенности определения себестоимости банковских продуктов малого и среднего бизнеса в условиях применения метода АВС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1162
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ / МЕТОД АВС / ДРАЙВЕРЫ ЗАТРАТ / ОБЩЕБАНКОВСКИЕ РАСХОДЫ / BANKING PRODUCT / ABC METHOD / COST DRIVERS / COSTS / BANKING COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волчков А. Ю.

В статье исследован терминологический аппарат, применяемый для определения банковского продукта как объекта бухгалтерского учета. Охарактеризованы виды банковских продуктов как объектов бухгалтерского учета. Даны рекомендации по внедрению метода АВС для исчисления банковских продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COST PRICE ESTIMATION OF BANKING PRODUCTS FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FRAMEWORK OF ABC METHOD

The paper investigates the terminological apparatus used to define a banking product as a cost object in accounting. The types of banking products are described as cost objects. The author suggests to apply ABC method for cost estimation of banking products.

Текст научной работы на тему «Особенности определения себестоимости банковских продуктов малого и среднего бизнеса в условиях применения метода АВС»

УДК 338.512:336.7 А.Ю. Волчков

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АВС

В статье исследован терминологический аппарат, применяемый для определения банковского продукта как объекта бухгалтерского учета. Охарактеризованы виды банковских продуктов как объектов бухгалтерского учета. Даны рекомендации по внедрению метода АВС для исчисления банковских продуктов.

Ключевые слова: банковский продукт, метод АВС, драйверы затрат, общебанковские расходы.

А.Уи. УоМкоу

COST PRICE ESTIMATION OF BANKING PRODUCTS FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FRAMEWORK OF ABC METHOD

The paper investigates the terminological apparatus used to define a banking product as a cost object in accounting. The types of banking products are described as cost objects. The author suggests to apply ABC method for cost estimation of banking products.

The Key words: banking product, ABC method, cost drivers, costs, banking costs.

Повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг и обеспечение конкурентоспособности российских банков зависит от стратегии ценообразования, которая базируется на определении оптимальной себестоимости банковских продуктов.

Анализ исследовательской литературы и практики банковского дела показал, что до настоящего времени не существует единства в отношении терминов «банковский продукт», «банковская услуга», «банковский товар». Большинство понятий используются во многих различных значениях, что затрудняет их использование и влечет недопонимание предмета банковских договоров.

Так, рассматривая понятие «банковский товар», следует отметить, что оно отсутствует не только в экономической литературе, но и не используется в практике, хотя банки фактически производят и продают банковские продукты и услуги в товарной форме. Этот факт без специальных доказательств признается теорией и практикой через использование экономических инструментов системы товарно-денежных отношений - таких как рынок, спрос, предложение, цена, стоимость, издержки производства, расходы, доходы банка, прибыль, убыток.

Что же касается понятий «банковская услуга» и «банковский продукт», то они имеют большое сходство, поскольку призваны удовлетворять потребности клиента и способствовать получению прибыли. Однако в банковской практике существует три научных подхода к формулировке понятий «банковская услуга» и «банковский продукт»:

- «денежный» (О. И. Лаврушин, О .Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко [9], В. И. Букато, Ю. В. Головин, Ю .И. Львов [3]),

- маркетинговый (Е.А. Уткин [16], С. А. Гурьянов [7]),

- клиентский подход (Ю.И. Коробов [8], Ю.С. Мас-ленченков [11], А.П. Мирецкий [12]).

В пределах «денежного» подхода справедливо определяется то, что банк необходимо рассматривать как специфическое предприятие, производящее продукт,

который существенно отличается от продукта сферы материального производства. При этом представители такого подхода определяют, что под банковским продуктом понимают товар особенного рода в виде денег и платежных средств, это есть денежные средства и ценные бумаги, что продаются или предоставляются их владельцами на определенный срок. Однако такой подход не позволяет сделать вывод относительно четкого разграничения понятия услуги и операции. Однако под банковской услугой некоторые научные работники в пределах данной концепции понимают услуги денежного характера или услуги, что обеспечивают «перемещение денег из счета на счет и создание денежных фондов» [10].

«Денежный» подход в определении банковского продукта исключает такие сферы деятельности банка, как хранение ценностей, информационное обслуживание и тому подобное, т.е. использование данного подхода сужает сферу деятельности банка. С другой стороны, возникает неопределенность границ денежной сферы, в которой функционируют банки. Денежный характер банковского продукта и банковской услуги является лишь одним из существующих признаков. Вследствие этого возникает неопределенность относительно объема понятия «услуги денежного характера». В этом случае возникает вопрос - какие же услуги нельзя назвать денежными? В связи с этим справедливыми являются сомнения относительно характеристики банковского продукта как денег, платежных средств и услуг денежного характера [6].

В рамках маркетингового подхода доминируют две концепции. В соответствии с первой имеет место понятие «банковская услуга», которое достаточно полно характеризуют предмет деятельности банка. Согласно второй концепции понятия «банковская услуга» и «банковский продукт» являются синонимами. Е.А. Уткин предлагает такое определение: «Банковский продукт (услуга) - это различные действия на финансовом рынке, денежные операции, что осуществляются коммер-

ческими банками за определенную плату по доверенности и в интересах собственных клиентов, а также действия, которые имеют целью усовершенствования и повышения эффективности банковского предпринимательства (например, усовершенствование организационной структуры)» [16]. Положение и методы теории маркетинга автоматически переносятся на исследование в сфере банковской деятельности, т.е. понятие банковского дела привязывается к существующим подходам теории маркетинга без учета специфики деятельности банка. Вследствие этого сторонники данной кон -цепции термины «банковская услуга» и «банковский продукт» не разграничивают.

Сторонники клиентского подхода в вышеуказанных терминах акцентируют именно клиента, который и является критерием, позволяющим выявить отличия между ними. Считается, что объектом купли-продажи на банковском рынке являются не деньги, а банковские услуги, которые отображают отношения между производителем и потребителем. Банковские услуги являются результатом, т.е. следствием осуществления банковских операций. Но в пределах этого подхода не существует единой точки зрения относительно толкования понятия «банковский продукт». Если некоторые ученые экономисты используют данный термин как синоним банковской услуги или комплекс (пакет) взаимосвязанных услуг [8, с. 14], то другие характеризуют банковский продукт как конкретный способ, которым банк намеревается предоставлять собственные услуги, при этом банковский продукт и банковская услуга находятся в иерархическом единстве [11].

С учетом представленных подходов считаем целесообразным применять единый термин «банковский продукт по оказанию услуг», которым оперируют на практике сами кредитные организации.

При этом его основные специфичные черты заключаются в следующем:

- неосязаемость, обусловливающая сложность демонстрирования банковской услуги клиентам банка, а именно невозможность материального ощущения и оценки их до момента получения результатов их предоставления. Однако повышение степени осязаемости банковских услуг возможно на этапе продвижения и сбыта банковской продукции (услуг) путем рекламы;

- неотделимость процесса создания и оказания банковской услуги, поскольку банковская услуга производится только в момент ее востребования;

- несовпадение во времени процесса создания и востребования банковской услуги;

- непостоянство качества банковских услуг;

- неотделимость банковских услуг от квалификации людей, их представляющих;

- высокая степень индивидуализации банковской услуги в соответствии с требованиями клиента, что делает невозможным массовое производство многих видов банковских услуг;

- несохраняемость оказания банковских услуг, по -скольку они, как правило, не могут быть отложены или предоставлены на длительный срок. Если спрос на эти услуги становится больше предложения, то на это нельзя среагировать, как в промышленности, взяв товар со склада. Аналогично, если мощности по производству банков-

ских услуг значительно превосходят спрос на них, то издержки в этом случае общественно необходимы.

Для организации бухгалтерского учета банковских продуктов по оказанию услуг необходимо их классифицировать в соответствии с потребностями клиентов [14]. В соответствии с существующей классификацией банковских услуг нами была разработана группировка банковских продуктов по оказанию услуг малого и среднего бизнеса на базе ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» (табл. 1).

Представленный в табл. 1 перечень банковских продуктов не является закрытым, и банки постоянно производят оценку тех услуг, которые, по их мнению, требуются малым предприятиям.

Постепенное повышение конкуренции на рынке банковских продуктов по оказанию услуг повлекло за собой снижение уровня процентных ставок, которые ограничивают маржу банков сверху. Одновременное увеличение стоимости привлеченных ресурсов и умень -шение их доступности стало ограничивать маржу банков снизу Все это привело к необходимости повышения банками эффективности использования ограниченной маржи, т.е. к необходимости снижения издержек.

Основой цены на банковские продукты по оказанию услуг является их себестоимость. Следует отметить, что вопросам определения себестоимости банковского продукта уделено достаточно внимания [4; 5; 13]. Однако в существующих научных работах порядок формирования себестоимости банковских продуктов по оказанию услуг исследован фрагментарно, что не позволяет оптимизировать затраты на осуществление банковской деятельности. Так, в частности, в экономической литературе под себестоимостью банковского продукта [5, с. 15] понимают стоимостную оценку расходов банка, связанных с технологией создания и реализации данного продукта.

По мнению А.А. Козлова и А.О. Хмелева, без точных знаний о ресурсопотреблении именно по каждому банковскому продукту невозможно определить коммерческую эффективность всего банка и, соответственно, наработать и реализовать обоснованные управленческие решения. Современные стандарты ведения бизнеса и управления предусматривают, что экономи-че-скую эффективность, а соответственно, и себестоимость нужно рассчитывать по каждому коммерческому продукту банка [17].

Поэтому для определения себестоимости банковских продуктов по оказанию услуг необходимы подробные данные обо всех расходах на базе детализированной структуры технологического процесса в банке, ориентированной на выявление взаимосвязанных действий сотрудников в процессе ежедневной их деятельности для формирования информационных потоков общебанковских расходов. Порядок формирования информационных потоков о таких расходах, как показали исследования, представлен в положениях американского стандарта по управленческому учету БМД № 4 NN «Внедрение менеджмента бизнес-процессов для совершенствования продуктов и услуг» [1; 2; 15], который ориентирован на выделение бизнес-процесса как материального воплощения потока информации в компании, направленного на создание ценности для потребителей.

Т а б л и ц а 1

Классификация банковских продуктов по оказанию услуг малого и среднего бизнеса, влияющая

на организацию их учета

Классификационные группы банковских продуктов

Предоставляемые с целью получения клиентами дополнительных доходов Предоставляемые с целью мобилизации клиентами ресурсов Способствующие осуществлению клиентами расчетов Обеспечивающие хранение ценностей клиентов Прочие

Депозитные продукты и векселя (дополнительный доход за счет размещения средств в финансовые инструменты): - стандартный депозит; - депозитная линия; - дисконтный вексель; - депозит с правом досрочного расторжения Кредитные продукты: - овердрафт; - факторинг; - форфейтинг; - микрокредит; - миникредит Продукты расчетно-кассового обслуживания: - открытие расчетного счета; - тарифные планы; - безналичные расчеты; - интернет-клиент (РС -banking, Telehyone-banking, Internet-banking, Video-banking); - кассовое обслуживание; - валютный контроль; - центр телефонного обслуживания Продукты, в основе которых лежат услуги: - по аренде сейфов и индивидуальных банковских ячеек; - депозитария; - реестродержателя Продукты, в основе которых лежат: - услуги по купле-продаже валюты (конверсионные услуги); - услуги по купле-продаже драгоценных металлов; - консультационные и информационные услуги; - гарантийные услуги; - комплексные индивидуальные продукты (Private banking)

Продукты, основу которых составляют: - услуги доверительного управления денежными средствами и имуществом; - услуги по организации выпуска корпоративных ценных бумаг; - услуги по купле-продаже ценных бумаг кредитной организации Продукты, основу которых составляют услуги эмиссионного посредничества - андеррайтинговые услуги Продукты, в основе которых лежат услуги по инкассации средств клиентов

Эмиссия платежных документов: векселей, расчетных чеков

Лизинг Аккредитивы Персональный менеджер

Реализация залогового имущества

Консалтинг

Резервирование счета

Money back

В Положении № 4 NN также отмечается, что существует ряд устойчивых параметров, по которым можно отделить один бизнес-процесс от другого. В частности, к ним относятся:

- четко определенный «владелец процесса», т.е. лицо, несущее ответственность за адекватное функционирование бизнес-процесса;

- четко определенные границы процесса, т.е. последовательное описание видов деятельности и подпроцессов, входящих в него;

- формализованная технология осуществления, т.е. графическое или текстовое описание всех существенных параметров - видов деятельности и подпроцессов, «владельцев процессов», исходных и конечных продуктов, методов контроля. Иногда этот документ назы -вают картой процесса;

- методы контроля - набор показателей и процедур их оценки и анализа с определением контрольных точек процесса, в которых будет производиться сбор данных;

- система показателей эффективности функционирования бизнес-процесса (выделяют пять основных типов таких показателей: соответствие техническим условиям, длительности бизнес-процесса с момента заявки на его результат до получения результата, уровень обслуживания, надежность процесса, т.е. его повторяемость без сбоев, и затраты на его выполнение);

- контроль отклонений в ходе функционирования бизнес-процесса - система мониторинга бизнес-процесса, сигнализирующая об отклонениях в его работе и необходимых корректировочных действиях.

Нормы данного стандарта положены в основу методики АВС, которая применительно к банкам обеспечивает решение следующих задач (табл. 2).

При определении себестоимости банковских продуктов по оказанию услуг основные положения метода АВС должны заключаться в следующем:

1. Описывается организационно-штатная структура банка с указанием должностей его сотрудников.

2. Определяются функции каждого сотрудника банка по выполняемым ими банковским операциям, связанными с проверкой документов для заключения договоров на оказание услуг малому и среднему бизнесу, введение данных в программу операционного дня, обработку транзакций. Поскольку любая банковская операция сопряжена с затратами рабочего времени сотрудника и использованием оборудования, то выполняемые функции имеют денежную оценку.

3. Осуществляется распределение функциональных обязанностей между сотрудниками банка на основе специальной формы, в которой фиксируются затраты рабочего времени каждого сотрудника на выполнение конкретной функции.

4. Организуется учет затрат на содержание персонала кредитной организации с целью их включения в себестоимость каждой функциональной обязанности в разрезе банковских продуктов. К таким затратам следует отнести: затраты на заработную плату персонала, страховые взносы, начисляемые на заработную плату, содержание рабочих мест персонала.

5. Определяются драйверы затрат, на основании которых производится перенос затрат по содержанию персонала на себестоимость каждой функциональной обязанности.

6. Производится расчет по распределению себестоимости функциональных обязанностей на себестоимость банковских продуктов.

Что касается описания организационно-штатной структуры банка, то определяются состав и иерархия

подразделений, а также состав штатных должностей подразделений.

Функции сотрудников банка, связанные с созданием банковских продуктов, устанавливаются путем применения метода декомпозиции. Согласно данному методу выделяются крупные функции, которые затем детализируются. При этом функции должны рассматриваться как в разрезе структуры подразделений, так и в процессе создания банковского продукта.

Выполнение каждой функции делегировано сотрудникам определенных подразделений. Соответственно, расходы на каждую функцию рассчитываются из расходов, отнесенных на сотрудника, и доли времени, которое сотрудник потратил на выполнение данной функции. Необходимо получить распределение бизнес- и обслуживающих функций между сотрудниками банка, которые их выполняют.

С учетом того, что в традиционном бухгалтерском и управленческом учете формируется часть информации для системы АВС, требуется создать учетно-информационную базу об общебанковских расходах на содержание рабочих мест административно-управленческого персонала: стоимость труда, оборудования, производственно-хозяйственных площадей, оборудования и площадей, совместно используемых группой персонала или в целом всем персоналом [15]. Эта информация необходима для оптимального распределения ресур -сов предприятия по видам его деятельности.

Предлагаемая нами методика создания такой информационной базы предполагает выполнение следующей последовательности действий.

На первом этапе на основе использования сведений из поэтажного плана всех зданий предприятия, штатного расписания, должностных инструкций персонала, инвентарных описей сооружений и оборудования с планом его размещения в производственных помещениях, характеристики информационного обеспечения кредитной организации с указанием количества компьютеров устанавливаются связи между ними в отношении каждого сотрудника банка и определяются пропорции их потребления.

Так, по результатам проведенного обследования штатного расписания ОАО «Банк Экспресс-Волга» предлагается для оценки содержания рабочих мест

административно-управленческого персонала сгруппировать административно-управленческие места в основные и вспомогательные. При этом выделены рабочие места основного административно-управленческого персонала и вспомогательного административно-управленческого персонала, поскольку вспомогательные административно-управленческие места, как правило, необходимы для оказания услуг основным административно-управленческим местам, то они распределены пропорционально времени выполнения тех или иных работ.

На втором этапе подробно раскрывается содержание функциональных обязанностей основного административно-управленческого и вспомогательного управленческого персонала с указанием времени выполнения этих функций. Для этого рекомендуем ежемесячно сотрудниками банка заполнять специальную форму, в которой указывается, какую часть своего рабочего времени каждый сотрудник потратил на выполнение той или иной функции за месяц.

На третьем этапе детализируются затраты по каждой функции, выполняемой сотрудниками банка, что представляет собой сложную комплексную задачу Основная сложность состоит в большом разнообразии статей расходов и необходимости детализации затрат для возможности отнесения к той или иной функции.

Поскольку одним из видов общебанковских затрат на содержание рабочего места основного админист-

Т а б л и ц а 2

Результаты применения метода АВС при исчислении себестоимости банковских продуктов по оказанию услуг

Задачи Содержание Результат внедрения

1. Контроль доходности банковских продуктов в точках продаж В головном офисе банка необходимо на ежемесячной основе проводить мониторинг себестоимости и доходности банковских продуктов в каждой точке продаж Контроль финансовых результатов сбытовой сети не только по агрегированным показателям доходов и расходов на статьях ОПУ, но и путем выявления убыточных или недостаточно доходных продуктов в каждой точке продаж

2. Определение производственной себестоимости каждого банковского продукта По каждому банковскому продукту необходимо выявить структуру фактической себестоимости -стоимость процессов, связанных с затратами труда основного и обслуживающего персонала, прямые переменные и условно-постоянные материальнотехнические затраты, услуги сторонних организаций Снижение издержек наиболее затратных процессов, связанных с продажей и сопровождением продуктов, передача части затрат на аут -сорсинг, проведение последующего мониторинга результатов оптимизации затрат

3. Перенос затрат на филиалы и точки продаж Руководители филиалов, дополнительных офисов и других точек продаж должны понимать, в какой степени их доходы компенсируют штабные затраты головного офиса. Это требует разработки методики переноса штабных затрат головного офиса на филиалы и другие точки продаж Стоимость переносимых на филиал расходов будет соответствовать стоимости соответствующих процессов штабных подразделений головного офиса, связанных с обслуживанием и управлением конкретным филиалом

ративно-управленческого персонала являются расходы по функциональным обязанностям, выполняемым вспомогательными административно-управленческими сотрудниками для основного административно-управленческого персонала, то часть накладных расходов на их содержание подлежит распределению на рабочие места основного АУП пропорционально затраченному времени. Время на решение этой проблемы вспомогательным персоналом определено в процентах, распределено и включено в стоимость содержания рабочих мест основного административно-управленческого персонала.

стандартизированный. Для оценки себестоимости таких продуктов в качестве базы для распределения расходов можно принимать количество заключенных договоров либо технологических операций в рамках договора. При расчете себестоимости дилинговых продуктов можно принимать допущение о равнозначности осуществляемых операций по данному типу продукта. Поэтому основным фактором распределения расходов принимается количество проведенных операций.

В данной методике драйверы затрат определены по всем группам банковских продуктов по оказанию услуг малому и среднему бизнесу, что представлено в табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Рекомендованные драйверы затрат в разрезе банковских продуктов по оказанию услуг

малому и среднему бизнесу

Банковский продукт Банковские продукты по оказанию услуг Драйвер затрат (база для распределения)

Кредитные продукты - Овердрафт; - факторинг; - форфейтинг; - микрокредит; - миникредит Временной интервал создания продукта

Депозитные продукты и векселя - Стандартный депозит; - депозитная линия; - дисконтный вексель; - депозит с правом досрочного расторжения Количество банковских операций по депозитному договору и векселю

Конверсионные продукты Наличные валютно-обменные продукты Количество проведенных банковских операций по продукту

Безналичные: кассовые, срочные

Клиентские валютные счета Ведение текущего валютного счета

Кассовые Кассовое обслуживание клиента Количество обработанных документов. Количество банковских операций по одному расчетному документу

Расчетное обслуживание Ведение и обслуживание расчетных (текущих) счетов

Интернет-клиент (РС-banking, Telehyone-banking, Internet-banking, Video-banking) Money back Количество обращений на сайт Количество обращений на сайт

Центр телефонного обслуживания Количество телефонных звонков

Фондовые продукты Посреднические Временной интервал создания продукта

Трастовые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Депозитарные Количество проведенных банковских операций

Доверительное управление Временной интервал создания продукта

Услуги по реализации залогового имущества Временной интервал создания продукта

Консалтинговый продукт - Изготовление «ключа от бизнеса»; - бухгалтерское сопровождение бизнеса; - юридическое сопровождение бизнеса Временной интервал создания продукта

Следует отметить, что около 50% расходов нельзя отнести конкретно к какому-либо подразделению, так как они носят общебанковский характер. В таком случае в экономической литературе предлагается ввести и использовать классификацию затрат на прослеживаемые и непрослеживаемые.

На наш взгляд, подходить к выбору базы для распределения расходов необходимо индивидуально по каждому типу и группе продуктов с учетом уровня сложности их создания. Так, при создании кредитных продуктов неправильно считать все рабочие этапы равнозначными по степени сложности производимых операций, важности принимаемых решений и времени на их выполнение. Поэтому по нашему мнению, для калькуляции себестоимости кредитных продуктов в качестве базы для распределения расходов необходимо прежде всего учитывать фактор времени. И наоборот, создание депозитных продуктов - процесс технологически несложный и

Представленная методика применима для любого универсального банка в качестве базовой методики расчета себестоимости банковских продуктов.

1. Аверчев И.В. Положения по управленческому учету IMA. Инструменты и методы внедрения интегрированных систем управления эффективностью // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2005. № 10.

2. Аверчев И.В. Положения по управленческому учету IMA. Краткий обзор // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2005. № 6.

3. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Буркин М. Определение себестоимости и установление тарифов на банковские услуги // Банковские технологии. 2001. № 5.

5. Валенцева Н. Оценка себестоимости банковских продуктов // Вестник Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. 2004. № 8.

6. Головин Ю.В. Банки и банковские операции в России: учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Гурьянов С.А. Маркетинг банковских услуг. URL: http:// www.marketing.spb.ru/read/m15/index.htm.

8. Коробов Ю.И. Банковская конкуренция на современ-ном этапе // Банковское дело. 2010. № 11.

9. Лаврушин О.И., Афанасьева О.Н., Корниенко С.Л. Современные системы кредитования. М.: КНОРУС, 2007.

10. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000.

11. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент банка. М.: ЮНИТИ, 2003.

12. Мирецкий А.П. Конкурентная позиция банка: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 1999.

13. Ольхова Р.Г. Оценка рентабельности банка // Банковские услуги. 2001. №7.

14. Оробинский С.С. Модель Кано: банковские продукты и потребности клиентов // Банковское дело. 2009. № 4.

15. Стандарт ЭМЛ №4 ВВ «Классификация затрат на содержание рабочих мест АУП».

16. Уткин Э.А. Банковский маркетинг: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1995.

17. Хмелев А .О., Козлов А.А. Организационные риски // Аналитический банковский журнал. 2005. № 7 - 9.

УДК 657.1 С.В. Козельская

ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАТРАТ В ОТЧЕТНОСТИ

В настоящее время в российском законодательстве практически не решены вопросы отчетности по результатам природоохранной деятельности. Как статистическая, так и бухгалтерская отчетности не обладают достаточной информационной базой для принятия решений в области охраны окружающей среды. В статье представлена форма бухгалтерской экологической отчетности, использование которой даст возможность провести всесторонний анализ природоохранных мероприятий.

Ключевые слова: бухгалтерская отчетность, экологические затраты, охрана окружающей среды, природопользование, природные ресурсы.

S.V. Kozelskaya

FEATURES OF REFLECTION OF ECOLOGICAL COSTS IN THE REPORTING

Today questions of the reporting by results of the nature protection activity practically aren't solved in the Russian legislation. Both the statistical, and accounting reporting don't have the sufficient information base for decision-making in the field of the environmental protection. The form of the accounting ecological reporting is presented in the article. The use of the form will give the chance to analyze of the environmental measures thoroughly.

The key words: accounting reporting, environmental costs, environmental protection, nature management, natural resources.

Каждое предприятие отчитывается перед контролирующими органами по результатам хозяйственной деятельности. Считается, что основными результативными показателями считаются финансовые. Несмотря на то что деятельность практически каждого пред -приятия наносит вред окружающей среде, решение финансовых вопросов выдвигается на первый план. Но перспективы развития предприятия, в том числе фи -нансовое положение, зависят не только от грамотного оборота денежных средств, но и от эффективности проведения природоохранных мероприятий.

На данный момент практически не решены вопросы отчетности природопользования в российском законодательстве. Для обеспечения равновесия, предотвращения негативных последствий антропогенного влияния, восстановления и воспроизводства компонентов окружающей среды, снижения нанесенного ей ущерба необходим комплекс природоохранных мероприятий, предусматривающий значительный объем затрат на их реализацию [2, с. 111 - 115]. В бухгалтерской отчетности, выделяя экологические аспекты, возможно определить объем инвестиций экологического характера, а

также достигнутый эколого-экономический эффект (например, объем сэкономленных средств в результате применения энергосберегающих технологий). Предоставление максимально полной и достоверной информации повышает общественное сознание, а также побуждает организации стремиться проводить природоохранные мероприятия.

В настоящее время предусмотрен ряд форм статистической отчетности в области природопользования:

- 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах»;

- 12-ЛХ «Сведения о защите лесов»;

- 1-ЛХ «Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении»;

- 1-РЛХ (Чернобыль) «Сведения о лесовосстановлении и лесоразведении на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению»;

- 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;

- 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.