Научная статья на тему 'Формирование системы рыночного ценообразования коммерческих банков в современных условиях'

Формирование системы рыночного ценообразования коммерческих банков в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / ПРОЦЕНТ / ТАРИФ / УСЛУГА / ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чхутиашвили Л. В.

В современных условиях процесс управления ценами на банковские услуги приобретает первостепенное значение для текущей оперативной деятельности коммерческого банка и для стратегии его дальнейшего функционирования. Посредством четкого учета собственных расходов на оказание различных видов банковских услуг и формирования обоснованных цен на них коммерческие банки получают возможность адекватно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Статья посвящена формированию системы рыночного ценообразования коммерческих банков в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы рыночного ценообразования коммерческих банков в современных условиях»

15 (39) - 2010

Финансовый менеджмент

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ*

л. в. чхутиашвили,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики

E-mail: [email protected] Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина

В современных условиях процесс управления ценами на банковские услуги приобретает первостепенное значение для текущей оперативной деятельности коммерческого банка и для стратегии его дальнейшего функционирования. Посредством четкого учета собственных расходов на оказание различных видов банковских услуг и формирования обоснованных цен на них коммерческие банки получают возможность адекватно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Статья посвящена формированию системы рыночного ценообразования коммерческих банков в современных условиях.

Ключевые слова: банк, процент, тариф, услуга, цена, ценообразование.

Факторы, оказывающие влияние на формирование цены банковской услуги. Анализ спроса в банковской сфере является задачей крайне сложной и дорогостоящей, так как предполагает изучение не просто двух совершенно разных совокупностей потенциальных клиентов — физических и юридических лиц, но и сегментный анализ по группам клиентов со схожими запросами. Отсюда насущной становится минимизация затрат на изучение и анализ спроса клиентуры. Финансируются подобные исследования только за счет тех (уже известных

* Окончание. Начало в журнале «Финансовая аналитика: проблемы и решения» № 14 (38) за 2010 г.

банку) групп потенциальных клиентов, возможные затраты которых могут оказаться наиболее близкими к набору ключевых компетенций данного учреждения, выраженных в:

— его филиальной структуре;

— имеющихся банковских технологиях;

— квалификации персонала;

— структуре денежных ресурсов.

Существенным фактором, облегчающим российским банкам изучение спроса и выбор маркетинговой стратегии, является то, что в этом можно опереться на опыт развитых стран, поскольку формирование отечественного банковского рынка во многом повторяет тенденции развития аналогичных зарубежных рынков. Так, в 2007—2008 гг. в Москве произошел давно предсказывавшийся экспертами взрывной рост масштаба операций потребительского кредитования на приобретение дорогостоящих товаров (автомобилей, компьютеров, бытовой техники и т. д.). Это было связано с тем, что некоторые отечественные банки смогли под эту давно известную по мировому опыту потребность создать свои, уникальные для российского рынка технологии и тут же вырвались в лидеры нового сегмента рынка.

Менее реальной представляется опора на зарубежный опыт при оценке такой важнейшей характеристики спроса, как его банковская эластичность — мера возможного сокращения спроса на услуги

конкретного банка при снижении конкурентами цен на такие же услуги.

При этом необходимо проводить грань между рыночной и банковской эластичностью. Если рыночная показывает количественное изменение спроса на банковские услуги при изменении цен в среднем по всем конкурентам, то банковская характеризует готовность клиентов перейти на обслуживание в конкурирующие кредитные организации в случае снижения ими цен на свои услуги.

Разграничение рыночной и банковской эластичности спроса важно потому, что позволяет точнее прогнозировать возможные последствия различного рода ценовых решений. Скажем, если рыночный спрос на банковские услуги эластичен, то снижение цен является решением рациональным, так как оно может привести к такому росту объема операций, что общая величина прибыли учреждения после снижения тарифов окажется больше, чем прежде.

Банк, как и любое коммерческое предприятие, должен получать прибыль. На рынке финансовых услуг существует жесткая конкуренция, и для успешной работы банки должны умело маневрировать, проводя гибкую политику. Для этого необходимо обладать точными данными о стоимости банковских операций. Какие же факторы влияют на ее формирование?

Цена банковской услуги, как и любая цена, состоит из себестоимости и надбавки, получаемой предприятием, а именно — прибыли. Себестоимость банковских услуг определяется совокупностью трудовых, материальных и денежных затрат, отличительной особенностью которых является постоянное выражение их в денежном измерении.

Поскольку коммерческие банки в основном предоставляют клиентам не отдельные виды, а целый комплекс услуг, бывает достаточно сложно определить структуру затрат. Это затрудняет оценку расходов, связанных с оказанием отдельно взятой услуги. В результате коммерческие банки очень часто ориентируются на определение общей прибыли и не обращают внимания на затраты по оказанию отдельных видов услуг. Поэтому часто цены на банковские услуги устанавливались и устанавливаются не на основе реальной стоимости, а при опоре лишь на существующий уровень цен банков-конкурентов или на значимость данной услуги для клиента, особенно если он является акционером банка.

Тем не менее с точки зрения сегодняшнего дня становится очевидным необходимость расчета за-

трат банка на оказание конкретных услуг. Основные параметры, которыми нужно руководствоваться при определении цены банковской услуги, приводятся в табл. 3.

Проанализировав данные табл. 3, можно заметить, что минимально возможная цена определяется себестоимостью услуги, а максимальная — наличием в ней конкретных уникальных достоинств по сравнению с услугами конкурентов.

Несмотря на то, что конкуренты дают средний уровень цен на услуги, невозможно согласиться с утверждением, что именно ему должен следовать банк при определении цены своей услуги. Это в большей степени зависит от стратегии, которой придерживается учреждение, а также от себестоимости услуги. Если у банка есть возможность получить соответствующую целям прибыль при гораздо более низкой себестоимости услуги, чем у конкурентов, необходимо использовать это преимущество для привлечения клиентов.

В п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) приведен следующий перечень элементов при формировании расходов:

— материальные затраты;

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация;

— прочие затраты.

К материальным затратам в коммерческом банке можно отнести расходы по содержанию зданий, охране, оплате услуг расчетно-кассовых центров, типографские, почтово-телеграфные, канцелярские, на электрическую энергию, приобретение сейфов, спецодежды.

При исчислении себестоимости трудовые затраты учитываются в пределах выплаченной заработной платы и приравненных к ней платежей.

Отчисления на социальные нужды включают в себя отчисления в Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ.

Таблица 3

Основные параметры, учитываемые при назначении цены на банковские услуги

Слишком низкая цена Возможная цена Слишком высокая цена

Получение прибыли невозможно Себестоимость услуги Цены конкурентов Уникальные достоинства услуги Формирование спроса невозможно

К амортизации относятся отчисления на полное восстановление основных фондов.

К элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком по обязательному страхованию имущества, учитываемого в составе производственных фондов; платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством; затраты на командировки; оплата услуг связи, вычислительных центров и т. п.

В соответствии с приведенной классификацией затрат можно рассмотреть их структуру в определенный момент времени. В подавляющем большинстве случаев наибольший удельный вес имеют расходы по выплате процентов по привлеченным средствам, а именно по депозитам и вкладам предприятий и организаций; по вкладам граждан; по кредитам, полученным от других банков.

Все остальные расходы варьируются в зависимости от конкретного банка, но они ничтожно малы в сравнении с расходами по выплате процентов по привлеченным денежным средствам. Проценты, в свою очередь, используются в качестве кредитных ресурсов. Вследствие этого представляется целесообразным акцентировать внимание прежде всего на определении цены кредитной услуги коммерческого банка.

Доходы банков от осуществления кредитных операций достигают 80—90 % от общей суммы доходов. В этом смысле единственный конкурент кредитных операций — валютные. Они приносят прибыль, особенно при высоких темпах инфляции, в результате спекуляций на валютных рынках.

Цена кредита, или процент, взимаемый банком за предоставление ссуды, имеет экономически обусловленные границы. Норма прибыли, получаемая банком по ссуде, выданной, например предприятию реального сектора, не может превышать норму прибыли, полученную последним в хозяйственной деятельности при использовании этого кредита. Ориентиром нижней границы в целом по банковской системе служит ставка Банка России, по которой он осуществляет рефинансирование коммерческих банков.

Рассмотрим основные факторы, которые влияют на формирование цены банковской услуги. Вследствие того, что наибольший вес в доходах коммерческих банков занимают проценты по предоставленным кредитам, будем рассматривать в качестве примера кредитную услугу.

Экономическая теория выделяет прежде всего основные ценообразующие факторы:

— стоимость привлеченных кредитных ресурсов;

— нормы обязательных резервов;

— порядок отнесения процентных расходов банка на себестоимость;

— действующий порядок налогообложения;

— общебанковские расходы;

— инфляция;

— банковские риски.

При рассмотрении процентной ставки рекомендуется использовать классификацию затрат, связанных с выдачей кредита, в соответствии с которой они делятся на две группы: обусловленные относительно объективными факторами и связанные с деятельностью самого кредитного учреждения.

В зависимости от условий формирования издержки банка группируют следующим образом:

— издержки, связанные с пассивными операциями, т. е. с условиями приобретения ресурсов на региональном, российском и мировом рынках. Эти условия определяются уровнями процентных ставок и установленными нормативами резервных отчислений по привлеченным ресурсам;

— расходы, связанные с отчислениями в общественные социальные фонды (налоги, относимые на расходы банка, и платежи во внебюджетные фонды, производные от фонда оплаты труда);

— расходы, практически полностью зависящие от качества управленческой деятельности самого банка (управленческие расходы, связанные с кредитованием, а также расходы на покрытие кредитного риска);

— расходы, влияющие на величину прибыли (выплаты дивидендов по вкладам в уставный капитал, налоговые платежи в бюджет за счет прибыли).

Специалисты относят к издержкам кредитных организаций, которые вызваны объективными факторами, расходы, отнесенные в первую, четвертую и вторую (в части налогов, относимых на расходы банка) группы. К затратам, вызванным преимущественно субъективными факторами (т. е. зависящим от деятельности самого кредитного учреждения), относят расходы третьей группы и частично второй (в части платежей, производных от размера фонда оплаты труда).

Другие эксперты, рассматривая формирование процентной ставки за пользование кредитом, выделяют ценообразующие факторы, почти идентичные тем, что были выделены первыми, за некоторым

исключением. Основными факторами, по их мнению, являются:

— затраты на привлечение ресурсов;

— «неработающие» активы;

— общебанковские расходы;

— инфляция;

— риски.

При этом «неработающие» активы включают в себя денежные средства в кассе банка, на корреспондентском и резервном счетах в Центральном банке РФ, иммобилизованные средства и недвижимость.

Однако в отличие от других эти специалисты не выделяют в качестве одного из основных цено-образуюших факторов налоговые платежи. Ставка налогообложения коммерческих банков есть лишь один из многих факторов, определяющих величину процентной ставки, поэтому количественные соотношения изменений в ставках налога и ставках процента могут не только не совпадать, но и вообще не наблюдаться.

Таким образом, с учетом изложенных позиций можно выделить следующие основные факторы, оказывающие влияние на формирование цены банковской услуги, в первую очередь кредитной:

— стоимость привлеченных денежных средств;

— «неработающие» активы банков (денежные средства в кассе банка, на корреспондентских счетах, фонды обязательных резервов в Центральном банке РФ, недвижимость и иммобилизованные средства);

— общебанковские расходы, определяющие внутреннюю стоимость банковских услуг и входящие в цену услуги через коэффициент внутренней стоимости;

— инфляция;

— банковские риски.

Рассмотренные факторы формирования цен в своей совокупности применимы ко всем видам банковских услуг. В зависимости от вида будет лишь возрастать или снижаться значимость влияния того или иного фактора на формирование цены услуги.

Ценовая политика банка и ее реализация в пластиковом бизнесе. В современной экономической литературе под ценовой политикой фирмы традиционно понимают деятельность руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары. Деятельность эта осуществляется в русле общей стратегии фирмы и должна быть направлена на достижение перспективных целей.

Основные принципы формирования ценовой политики любого коммерческого банка обязательно должны найти свое отражение в стратегии развития банка. А сама ценовая политика проводится исходя из рентабельности операций и оценки рыночных условий и отражает как региональные различия, так и особенности проводимых операций с основными категориями клиентов.

Особенности реализации ценовой политики банка определяются его организационной структурой, которая предполагает возможность централизованного установления предельных значений тарифов на услуги и процентных ставок по вкладным и кредитным операциям. В связи с этим следует отметить возможность регулирования процентных ставок по привлечению и размещению средств юридических лиц.

Основным инструментом реализации ценовой политики в подразделениях является организация тарифной работы. Под ней понимается комплекс стратегических и тактических мероприятий, проводимых в соответствии с изменением рынка и финансового состояния коммерческого банка.

Кредитная организация должна поставить перед собой несколько важных задач на кратко-, средне- и долгосрочную перспективы. При этом первостепенная забота — увеличение клиентской базы за счет привлечения в целевой рынок операций банка как можно больше клиентов. Отсутствие ценовой дискриминации и конкурентоспособные тарифы позволяют постоянно увеличивать клиентскую базу как за счет крупных, так и за счет мелких организаций. Безусловно, важное место отводится эксклюзивному подходу к отдельным VIP-клиентам. Они получают услуги по ценам, отличающимся от рекламируемых. Как показывает практика, подобная дифференциация оправданна, и удержание значимых клиентов формирует имидж надежного банка.

Актуальным представляется более подробно рассмотреть реализацию ценовой политики коммерческого банка в области эмиссии пластиковых карт, ведь операции с ними относятся к числу наиболее доходных видов деятельности кредитных учреждений.

Банковская карта — персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, услуг и получения наличных денежных средств.

Доходность системы банковских карт — это отношение всех доходов ко всем расходам некапитального характера, полученных и произведенных

при использовании системы банковских карт за единицу времени.

К расходам некапитального характера относятся именно те, которые ложатся на себестоимость системы банковских карт, т. е. прямые и косвенные траты, возникающие при ежедневной эксплуатации системы. Именно они определяют конкретную сумму затрат за определенный период. На практике для расчетов себестоимости и рентабельности наиболее подходят временные интервалы в один, три, шесть и 12 месяцев.

Существуют различные методы расчета себестоимости системы банковских карт, например через произведенные затраты на:

— выплату заработной платы сотрудникам;

— амортизационные отчисления;

— обеспечение процессинга и технической поддержки;

— проведение инкассации;

— аренду канала связи;

— пересчет купюр работниками кассы;

— арендные платежи за место установки банкомата и др.

Иным путем является применение методики расчета накладных расходов организации на одного среднестатистического сотрудника и приведение показателя к числу работников, обслуживающих систему банковских карт. Но будет правильнее рассчитывать базовые экономические показатели всеми возможными и доступными методами для получения более всесторонней оценки.

Доходы, получаемые учреждением в системе банковских карт, делятся на прямые и косвенные. Последними считаются те, которые получены в результате опосредованных операций банка, в которых принимает участие (делает свой вклад) система банковских карт.

Прямые доходы банк получает в виде процента от денежного оборота, комиссии от покупки в магазине, от снятия наличности клиентом через банкомат, за конвертацию валют и т. д. Доходы в карточном бизнесе делятся на операционные и связанные с привлечением и использованием денежных ресурсов, размещенных клиентами на различных счетах.

На более развитых рынках объем вложенных в карточный бизнес ресурсов превышает объем привлечения, так как картпрограммы состоят в основном из кредитных карт. К тому же ресурсные доходы составляют очень часто более половины всех доходов картпрограмм.

На отечественном «дебетном» рынке ситуация прямо противоположная — «привлеченка» домини-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рует. Ценность операционных доходов выше, чем ценность процентных. Операционный доход — это непосредственная продажа услуг без процентных рисков. Процентный же доход — это всегда кредитный риск, а привлечение ресурсов само по себе отнюдь не означает для банка заработок. Работа с ресурсами может при определенных условиях обернуться и потерями. В современной зарубежной практике идеальным между процентным и операционным (неторговым) доходом считается соотношение 50: 50. В российской практике доля операционного дохода всегда ниже и составляет в лучшем случае 30 %. Остальные 70 % приходятся на вмененный доход от использования привлеченных ресурсов.

Во многих коммерческих банках также существует картпрограмма, получившая название «зарплатный» проект. Это не только перечисление денег на пластиковые карты, а целый комплекс услуг, оказываемых фирме и ее работникам. На базе карточных технологий предприятия хотят наладить учет рабочего времени, организовать сеть приема пластиковых карт внутри фирмы и т. д.

Если раньше клиенты завлекались в зарплатные проекты только бесплатным выпуском и обслуживанием пластиковых карт, то сейчас этого мало. Предприятия стали намного требовательнее. Помимо «штатных» функций карт, они хотят бесплатной выдачи наличных в любых банкоматах, дисконтных программ и льготного кредитования для своих сотрудников, внедрения систем электронных платежей между банком и фирмой; желают получить на свою территорию банкомат, а также мечтают об индивидуальных зарплатных картах с имиджевым дизайном предприятия. Дабы не растерять клиентуру, банку приходится воплощать эти мечты в реальность.

Однако в понимании банка успешный зарплатный проект — это обеспечение необходимого сервиса не предприятию, а его работникам. Поэтому основное направление развития таких проектов связано с дальнейшим расширением комплекса услуг владельцам пластиковых карт. В этом заключается смысл пластиковых карт вообще — избавить человека от необходимости оперировать наличными деньгами, сделать его расчеты простыми и удобными.

Реализация зарплатных проектов является перспективной для банков при условии расширения функциональных возможностей карт, например предложения клиентам различных дисконтно-бо-нусных схем на предприятиях торговли и сервиса.

Один из возможных путей к стимулированию держателей карт — проводить безналичные операции, а не только снимать наличные в банкоматах, что положительным образом сказывается на доходности таких проектов для банка.

Например, «зарплатники» Московского Индустриального банка (ОАО) могут через банкоматы оплачивать услуги сотовых операторов, Интернета, коммунальные услуги, погашать кредиты и просто пополнять баланс карты. Кроме того, наличие «зарплатной» карты дает возможность получения льготного кредитования и подключения к огромному количеству дополнительных услуг (SMS-сервис, дистанционное банковское обслуживание и т. д.). Тем же клиентам, которым интересны вкладные операции, предлагается услуга «СКС-депозит». Суть ее в том, что при заключении одного дополнительного соглашения к договору на обслуживание карточного счета указанная сумма или процент от суммы заработной платы в автоматическом режиме будет поступать на счет вклада, выбранного клиентом, освобождая его от посещения банка.

Заключение. Катастрофы банков — неизбежная реальность во всем мире. Главная причина, приводящая к этому банки, — это, говоря языком медицины, развитие их внутренних болезней. Ими поражены и многие кредитные учреждения России, где в силу сочетания ряда условий складывается особенно невыгодная ситуация. Среди неблагоприятных условий, в которых работают отечественные банки, можно выделить следующие.

Во-первых, коммерческий банк относится к наиболее сложному типу организационно-экономических и социальных систем. С одной стороны, это специфическое кредитно-финансовое учреждение, которое должно постоянно обновлять используемые информационные технологии для повышения качества операций на рынке банковских услуг. С другой стороны, банк обладает основными признаками производственной системы, ориентированной на массовое обслуживание клиентов. Здесь важны не только качество услуг, которое благодаря современным технологиям можно сделать очень высоким, но и трудоемкость, а также себестоимость основных операций. От качества функционирования этой системы зависят прибыль и другие результаты.

Функционирование обеих систем обеспечивает еще одна — социальная. Банк — живой организм, который состоит из отдельных работников, свойства и качества которых, казалось бы, должны суммироваться в общий результат. Однако итог

деятельности банка — это не просто совокупность свойств и качеств его сотрудников. Социальная система, вбирая в себя элементы, приобретает и новые свойства, возникающие в процессе взаимодействия элементов. А свойства могут быть направлены и не на пользу, хотя никто из работников в отдельности или руководителей зла своему банку не желает.

Во-вторых, объективные условия для возникновения «болезней» российских банков создал их стремительный рост. В жизни (не только в живой природе) наблюдается обратная зависимость между скоростью роста системы и ее качеством, выражающаяся, например, в надежности или прочности конструкции. Правда, медленно развивающиеся системы необязательно оказываются качественными, но это уже иной вопрос.

Самым старым нашим коммерческим банкам немного лет от роду, а размеры их впечатляют. У многих российских кредитных организаций нет настоящего прочного фундамента. Даже те коммерческие банки, которые возникли на месте бывших государственных, сегодня являются молодыми рыночными структурами. Причем в новую экономику они принесли с собой не только старые полезные связи и возможности, но и некоторый старый багаж трудностей, от которых не всегда просто избавиться. Так что отечественные коммерческие банки — молодые рыночные структуры независимо от истории их создания, и нам предстоит еще быть свидетелями внезапного падения не одного их них. Однако неожиданным такое падение будет лишь для публики и некоторых работников этих банков. На самом деле в скрытых формах движение к таким катастрофам идет, непрерывно ускоряясь. Такова плата за быстрое и некачественное строительство.

Есть и третья причина, о которой неприятно говорить и которая имеет типично российский характер. Это неблагоприятная атмосфера, создаваемая нашим слишком сильным в административном отношении государством вокруг коммерческих банков. Но если два указанных выше аспекта следует признать результатом объективных трудностей, то к третьему этого отнести нельзя.

Очевиден парадокс: государство, объявившее о своей приверженности курсу рыночных реформ, сдерживает развитие банков — важнейшего рыночного механизма, который является наиболее ценным достижением на пути к реальным рыночным отношениям. Такая позиция противоречит национальным интересам России и в перспективе

выигрышной быть не может, хотя и способна усугубить и без того немалые проблемы банков.

Если вернуться к первой проблеме, то очевидно, что ее одной вполне достаточно для возникновения многих других «болезней» коммерческих банков, поскольку недомогания — естественный спутник любой действующей системы.

Помимо названных есть еще специфические банковские болячки. Они обусловлены особенностями кредитных учреждений, взаимодействием внутренних систем и структур, применяемых ими методов управления и даже имиджем и положением банков в российском обществе.

Названные три группы недугов образуют достаточно мощный букет. Абсолютно здоровых банков, естественно, нет и быть не может. Вместе с тем из болезней не стоит делать трагедию. Надо постоянно или периодически заниматься диагностикой и вовремя проводить квалифицированное лечение. Конечно, здесь есть проблема — кому и как лечить? Правильно ее понять — значит сделать важный шаг к излечению.

Развитие банка должно опираться на решение и других фундаментальных, чрезвычайно важных задач:

1) взаимоотношения между банками и государственной властью;

2) антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере;

3) банк и собственность;

4) взаимодействие коммерческих банков с Центральным банком РФ;

5) направления банковской политики;

6) кадровый потенциал кредитных организаций;

7) научные основы банковской деятельности. Во всяком государстве прежде всего создаются правовые основы банковской деятельности. При этом очень важно, чтобы законы работали. В жизни, однако, это положение реализуется не полностью: Центральный банк РФ не до конца решает свою главную задачу — обеспечение устойчивости рубля; коммерческие банки в нарушение закона зависимы от органов власти в принятии решений, связанных с проведением банковских операций. Нормально банки могут развиваться, если в стране создано прочное денежное обращение и функционирует стабильная политическая государственная власть, юридически и экономически не ущемляющая интересов национального хозяйства.

Коммерческие банки нуждаются в развитии деловой активности. Со стороны государственных структур им необходима значительная поддержка,

не только административная, но и главным образом экономическая.

Сегодня коммерческие банки обслуживают клиентуру, доставшуюся им «по наследству». Наряду с прочными в финансовом отношении предприятиями существуют слабые хозяйства с низким уровнем кредитоспособности. Кредитные отношения с такого рода хозяйственными организациями сопряжены с повышенным риском. Прежде всего есть категория дешевых кредитов. Организационно в таких случаях коммерческий банк кредитует предприятия по сниженной процентной ставке, а государство (бюджет) компенсирует ему разницу между низким уровнем процента, который могут платить предприятия, и ссудным процентом, который складывается на рынке.

Возможен и другой вариант: бюджет передает коммерческому банку определенные ресурсы, предназначенные для специальных инвестиционных кредитов. В первом случае государство компенсирует банку плату за кредит, во втором дает деньги.

В каждом из этих случаев речь идет о специально утверждаемой государством программе (национальной или региональной), которая финансируется банками, получающими соответствующую правительственную поддержку. Никто не остается внакладе: национальное хозяйство получает дополнительный импульс для развития жизненно необходимых отраслей, а коммерческие банки не только не теряют своего интереса, но и, напротив, получив дополнительные гарантии государства, с большей охотой взаимодействуют с подобными клиентами.

В нормальной экономической ситуации (а в условиях инфляции — особенно) банки осторожно относятся к потребностям бюджета, ограниченно участвуют в кредитовании его расходов. Банковское содействие государственным программам развития экономики страны осуществляется не путем огульного кредитования большей части расходов госбюджета и его колоссального дефицита, а посредством приобретения ценных бумаг и других обязательств государства, а также на основе кредита, его срочности и платности, при поиске источников для компенсации снижения доходности коммерческого банка.

Важным инструментом стимулирования банковской деятельности всегда являлась налоговая политика. В целом она должна исходить из тех же принципов, которые заложены в систему взимания налогов со всех других типов предприятий. Усиленный налоговый пресс, направленный на сокраще-

ние прибыли банка, в конечном счете скажется на развитии деятельности предприятий.

Рациональной в этой связи была бы дифференциация ставок налогообложения применительно к отдельным банкам, особенно на первом этапе их деятельности. Значительная экономическая поддержка может быть оказана также посредством освобождения от налогов прибыли, направляемой на расширение деятельности, приобретение оборудования, инвестиций в производство, а также путем пересмотра положений, регламентирующих перечень расходов, относимых на издержки банка. В условиях резкого обострения проблемы обновления основных фондов в народном хозяйстве целесообразно продление льгот, установленных для предприятий, организаций в части погашения инновационных кредитов из прибыли до налогообложения.

Наконец, в современных условиях банки особенно нуждаются в прямых государственных инновационных программах, предусматривающих развитие банковского дела, в том числе посредством разработки и внедрения в практику новых научных рекомендаций, отвечающих потребностям развития рынка.

Разумеется, банки несут свою ответственность перед государством. Их вкладом в экономику является ускорение производства посредством денежно-кредитных инструментов. Перед законом банки в ответе прежде всего по двум направлениям: во-первых, они должны держать обязательные резервы в Банке России, иметь свой страховой и резервный фонды, соблюдать установленные экономические нормативы; во-вторых, они обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов. Здесь нет места иллюзиям: во всем мире за банками организован довольно жесткий контроль.

Важно, однако, чтобы центральные органы не мешали коммерческим учреждениям, обслуживающим народное хозяйство, выполнять свои операции, не вмешивались административно. Между тем попытка командовать кредитными учреждениями не изжила себя. И речь здесь не идет о мелочной опеке, которая исходит от Банка России. Неустойчивость его поведения, частая смена важнейших экономических нормативов приводят к финансовым потерям коммерческих банков, делают нетвердой их денежно-кредитную политику. А они нуждаются в равных условиях при покупке централизованных ресурсов посредством создания системы кредитования.

Неуверенность Центрального банка РФ проявляется не только на уровне взаимоотношений с деловыми банками, но и на макроуровне, его денежная (эмиссионная) политика грозит свести на нет усилия по преодолению торможения общественного развития и дестабилизировать экономику. За все годы, прошедшие с начала реконструкции в России производственных отношений, общество так и не увидело жесткой линии государственного банка по предотвращению инфляции, не услышало слов протеста против затратной политики государства, оказывающего на него политическое давление как на эмиссионный центр, призванный укреплять денежное обращение. Создается впечатление, что Центральный банк РФ так и не освободился от своего положения младшего брата, которому можно в любой момент приказать выполнять политику центра, даже если она не соответствует интересам укрепления денежного обращения.

Вторая проблема, которая заслуживает обстоятельного анализа, это антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере. В условиях переходного периода важнейшим элементом экономической политики должно быть дальнейшее разрушение монополизма, разгосударствление собственности на банковский капитал. Несмотря на мероприятия, проведенные в течение двух этапов банковской реформы, реорганизация банковской системы в полной степени не завершена.

Необходимо и далее реформировать банки-гиганты с централизацией управления, слабой хозрасчетной самостоятельностью низовых кредитных учреждений, сдерживающих банковский прогресс и в конечном счете упраздняющих конкуренцию в банковском деле. Целесообразно было бы преобразовать такие банки-гиганты в специальные структуры, действующие в виде государственных фондов поддержки хозяйств в переходный период. Не выступая против крупных банковских структур вообще, важно заметить, что их существование возможно только при условии полной хозрасчетной самостоятельности их подразделений. Наиболее емкими по степени регулирования денежного оборота должны выступать средние банки, обладающие равными возможностями при формировании материальной базы, покупке ресурсов в долг и т. п.

Рыночная экономика может развиваться в полной мере на основе многообразных по своей деятельности банков (деловых, сберегательных, ипотечных, обществ взаимного кредита, кредитной кооперации и пр.). С другой стороны, в перспекти-

ФИНДНСОВДЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

ве банки в интересах повышения эффективности своей деятельности могут функционировать как группы, объединяющие страховые, аудиторские, информационные общества, биржи, лизинговые и факторинговые компании.

Во всех этих случаях представляется, что сфера государственного участия в банковском деле должна быть сохранена, однако в основном она должна быть сконцентрирована на формировании банковских структур, обеспечивающих реализацию госпрограмм.

В целом же принципиально важно, чтобы банк как коммерческое предприятие функционировал на базе разнообразных форм собственности, где каждая из них равноправна по отношению друг к другу как на стадии открытия кредитных учреждений, так и в процессе их работы. Поэтому в стране могут развиваться самые разнообразные типы банков. Акционирование их капитала, однако, должно пойти более высокими темпами, создавая большую заинтересованность в повышении результатов банковской деятельности. Концептуально также важно, чтобы были созданы экономические условия для привлечения иностранного банковского капитала, формирования совместных банковских структур, свободных банковских зон, которые не только содействуют развитию регионов, но и снижают бремя государственных расходов, создают стабильный канал валютных поступлений, расширяют ссудный фонд.

Существенной задачей является дальнейшее развитие структуры собственности в банковском деле. Видимо, в перспективе необходимо пойти по пути снижения доли государственной собственности (в прямой и скрытой формах), дальнейшей диверсификации форм собственности (образование коммунальных, частных и др. банков), внедрения смешанной формы собственности республик на банковский капитал и повышения доли мелких акционеров в уставных капиталах.

Важно, чтобы с учетом развития конкуренции и в интересах своей большей стабильности банки признали целесообразным создать на консолидированной основе фонды поддержки — как на уровне экономического региона, так и в целом. Перспективными в этом смысле становятся банковские союзы, Лига коммерческих банков России, координирующие реализацию программ общебанковского характера, исследующие перспективу развития финансовых продуктов.

Однако при этом существенно, чтобы создание банковских объединений не приводило к усиле-

нию монополистических тенденций, а в большей степени содействовало объединению усилий для сохранения единства экономики страны в интересах создания благоприятных условий для развития предпринимательства. Можно согласиться с тем, что банковские союзы во многом могли бы способствовать решению крупных проблем развития банковского дела, в том числе приданию ему современного облика и интеграции в мировое сообщество.

Определенные изменения необходимо осуществить и в банковской (кредитной) политике. К сожалению, она в нынешнем виде пока не оказывает своего стабилизирующего воздействия на денежное обращение и в значительной мере направлена на обслуживание расходов бюджета и его огромного дефицита. На сегодня продолжается бюджетная эмиссия, насыщающая хозяйственный оборот лишними деньгами, не имеющими материального обеспечения. Если не приостановить работу печатного станка, это может привести к возникновению новых диспропорций в общественном развитии.

Впрочем, программа оздоровления кредита должна состоять не только из запретительных мер, которые имеют отношение главным образом к кредитованию бюджетных потребностей. Касательно кредитной политики в целом, в ней должны быть смещены акценты. Дело в том, что современная концепция кредитования, к сожалению, исповедует исключительно идею всемерного сокращения кредитных вложений, поскольку, по мнению эмиссионных банков, вхождение дополнительных платежных средств в хозяйственный оборот посредством кредита только усиливает инфляционные тенденции. Однако ограничение кредита одновременно сказывается на развитии предпринимательской деятельности как фактора насыщения рынка товарами. Получается, что жесткая кредитная политика действует лишь в одном направлении: она ограничивает поступление платежных средств, но сдерживает при этом рост товарного производства и обращения.

Видимо, сокращать необходимо не кредиты, направляемые на развитие предпринимательства, а ссуды, обслуживающие бюджетные потребности. В целом необходима не столько жесткая кредитная рестрикция, сколько перегруппировка форм, в том числе развитие коммерческого кредита, кредитов населению на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности.

Рассмотренные проблемы не исчерпывают всех аспектов развития банков в современных усло-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

виях. Самого пристального внимания заслуживают также вопросы взаимодействия банка с клиентами, организации денежных платежей, укрепления кадрового потенциала и управления ценами на банковские услуги. Только при комплексном решении задач можно надеяться на то, что российские банки смогут стать действительно коммерческими предприятиями.

Основными направлениями совершенствования деятельности кредитных учреждений должны стать развитие банков в регионах, усиление специализации по разным продуктам и отдельным сегментам рынка, расширение круга и снижение себестоимости услуг, освоение новых технологий. Следует отметить, что наиболее дальновидные кредитные организации готовятся к тому, чтобы необходимость широкой диверсификации не застала их врасплох, и активно разрабатывают новые банковские продукты.

Несомненно, в основе успешной банковской бизнес-стратегии на региональном рынке финансовых услуг лежат добросовестная деятельность, формирование пакета выгодных предложений, активная и эффективная коммуникационная политика по продвижению филиалов банка и его продуктов.

Если говорить об усилении роли клиенто-ориентированного подхода на рынке розничных услуг, то классическое представительство (филиал) должно обладать несколькими обязательными характеристиками, которые призваны обеспечить поток клиентов, а значит, ликвидность филиала. Розничные офисы должны открываться в местах с наибольшей посещаемостью — чаще всего в первой линии домов; кроме того, желательно наличие витрины и места для автостоянки. Такое расположение дает наибольший эффект для привлечения и удержания клиентов.

С каждым годом все шире распространяется другая форма организации продаж розничных услуг — офисы самообслуживания. Как правило, это информационный терминал, дающий информацию по всем видам услуг банка и предлагаемым в данном офисе, а также банкомат с увеличенным количеством полезных функций, и место консультанта. Роль последнего заключается в помощи клиенту при проведении новых для него операций или в более подробном объяснении тарифов и т. п.

Достижение конкурентных преимуществ на рынке розничных услуг возможно за счет улучшения качественных характеристик услуг, полноты продуктового ряда, приближения инфраструктуры банка к

пользователям. На основе унификации стандартов и технологий продаж будет целенаправленно внедряться система предоставления услуг физическим лицам по принципу «одного окна», позволяющая клиенту в одной точке обслуживания совершить максимально возможное число банковских операций.

Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сегодня предлагаются российским клиентам, с тем, который характерен для банков развитых стран (по разным оценкам, клиенты получают там от нескольких сотен до нескольких тысяч видов услуг), можно представить, сколь масштабную работу предстоит развернуть кредитным учреждениям для совершенствования деятельности по мере становления развитого рынка.

Банки, которые сформируют инновационные продукты, пользующиеся спросом у реального сектора, получат дополнительные конкурентные преимущества, смогут участвовать в доле прибыли предприятий, полученной вследствие технического перевооружения и значительного расширения набора конкурентоспособной продукции, т. е. в повышении капитализации банковского бизнеса.

Конкурентоспособность банковских услуг — это рост качества и снижение ставок, норм, тарифов, котировок, расценок, комиссии, процентов на них. Но стремиться минимизировать расходы — не значит действовать в ущерб интересам дела, лишь бы избежать затрат. Эту задачу следует решать, отыскивая оптимально возможное соотношение доходов и расходов. Вариантов тут несколько:

— прямое снижение издержек производства за счет поиска внутренних ресурсов (например, сокращение управленческих расходов и штатов, снижение материальных затрат, повышение производительности труда и т. п.);

— относительное снижение издержек банка за счет увеличения ассортимента банковских услуг и развитие филиальных сетей;

— проведение грамотных маркетинговых исследований для формирования конкурентоспособных предложений;

— установление приказом руководителя компании жесткой финансовой дисциплины, когда решение о расходах принимает одно лицо (или несколько ответственных лиц);

— переход на дистанционное обслуживание клиентов.

Применяемая банком методика управления затратами в первую очередь должна быть нацелена на обеспечение надежности и обоснованности управленческих решений, позволяющих собс-

ФИНДНСОВДЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

твенникам и менеджменту эффективно управлять развивающимся бизнесом банка. Основой для планирования и управления затратами банка на снижение себестоимости услуг и оптимизацию организационной структуры, технологических процессов (связанных как с оказанием услуг, так и с внутрибанковскими бизнес-процессами) может выступать только адекватная оперативная отчетность о себестоимости банковских продуктов. Главным критерием целесообразности планируемых или производимых затрат является их окупаемость в форме дополнительно обеспеченной прибыли или предотвращенных убытков.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1.

4. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ.

5. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2003. № 177-ФЗ.

6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

9. URL: http://europa.eu.int.

10. URL: http://www.bankpravo.ru.

11. URL: http://www.cbr.ru.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.