УДК 336. 7 ББК У65. 262. 1
Файзуллина А.И.
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В БАНКОВСКИХ УСЛУГАХ
Fayzullina A.I.
SATISFACTION OF THE POPULATION REQUIREMENTS IN BANK
Ключевые слова: банковская услуга, банковский продукт, сегментация, депозит, кредит, региональная банковская система, сберегательная активность, дистанционное банковское обслуживание, франшиза
Key words: bank service, bank product, segmentation, deposit, credit, regional bank system, savings activity, remote bank service, franchize
Аннотация
В статье исследуется тенденция развития рынка банковских услуг Республики Башкортостан, приводится анализ инфраструктуры банковской сети, обеспеченности населения банковскими услугами, сегментации клиентов банков. Особое внимание в статье уделено группе «безнадежных» клиентов (не особо интересующих коммерческие банки) - сельским жителям. Предложены мероприятия по повышению доступности банковских услуг для данной категории клиентов банков.
Abstract
This article explores the trend of the bank services market development in Republic of Bashkortostan, provides an analysis of the banking network infrastructure, the availability of banking services, segmentation of the banks clients. The special attention in article is given group of "hopeless" clients (not especially interesting commercial banks) - to rural residents. Suggested measures to increase the banking services availability to this category of the banks clients.
Структура региональной банковской системы РБ представляет собой двухуровневую систему, включающую в себя совокупность банков и небанковских кредитных организаций, а также обслуживающую ее инфраструктуру, которые функционируют на территории Республики Башкортостан. Интересы Банка России в республике представлены Национальным банком РБ, который, являясь территориальным учреждением ЦБ РФ, выполняет основные функции, общая группировка которых может быть представлена следующим образом:
1) технологические (основные) функции - функции по непосредственной реализации основных целей управления региональной банковской системой:
- совершенствование взаимодействия банковского сектора и региональной экономики, повышение эффективности банковских инвестиций в реальный сектор экономики, анализ и прогнозирование развития банковского сектора и экономических условий его функционирования;
- обеспечение экономики наличными и безналичными средствами платежа, обеспечение устойчивости рубля на территории региона путем рациональной организации денежного обращения и бесперебойного функционирования платежной системы;
- обеспечение устойчивости и ликвидности банковской системы, надзор и контроль за деятельностью кредитных организаций.
2) обеспечивающие - внутренние функции по созданию базовых условий для наилучшего исполнения Национальным банком технологических (основных) функций
(кадровое, программное, методическое, правовое, информационное, документационное обеспечение, безопасность и защита информации).
3) обслуживающие - внутренние функции по поддержанию жизнедеятельности и материально-техническому обеспечению Национального банка и всех его подразделений.
Укрупнено на территории РБ функционируют две группы кредитных организаций -банки прямо или опосредованно находящиеся под контролем исполнительных органов Республики Башкортостан, и банки, контролируемые частным капиталом.
Первая группа банков активно используется местными властями для реализации инвестиционных проектов, решения проблем поддержки местной промышленности и т. п. Наличие банка, подконтрольного исполнительным органам субъекта Федерации, облегчает властям решение многих экономических и социальных проблем - от кредитной поддержки системообразующих предприятий региона до стимулирования жилищного строительства.
В период кризиса банки, подконтрольные исполнительным органам, стали стабилизирующим фактором для региональной экономики, их участие в антикризисных программах существенно повысило результативность многих экономических и административных мер по выходу из кризиса. Но регулирование кредитных организаций, контролируемых правительствами субъектов Федерации, нормами общего банковского законодательства, ориентированного на регламентацию коммерческого сектора, искажает условия конкуренции на региональных банковских рынках. Эти банки имеют возможность использовать административный ресурс, склонны к оппортунистическому поведению, их подозревают (часто обоснованно) в преследовании нерыночных целей, участии в финансовых схемах и т.п., что, в свою очередь, отрицательно отражается на конкурентной среде и деловом климате в регионе.
Вторая группа - частные региональные банки. Они обслуживают главным образом местный малый и средний бизнес и предоставляют простые услуги жителям. Небольшие региональные банки, хорошо зная потребности своих клиентов и условия местных рынков, имеют возможность последовательно реализовывать в своей деятельности принцип клиентоориентированности.
Следует отметить, что развитие региональной банковской системы РБ на современном этапе наталкивается на очень серьезные проблемы.
Основная из них - неразвитость реального сектора экономики. Важно учитывать, что банк - это лишь обслуживающая структура. Первичен именно реальный сектор, и только если он будет стабильно и динамично развиваться, можно рассчитывать и на развитие региональной банковской системы.
Вторая проблема тесно взаимосвязана с первой - недостаточный уровень капитала у региональных банков. В проекте Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г., представленном Правительством РФ и Банком России, предусмотрено, что с 1 января 2012 г. размер собственных средств (капитала) для всех банков, устанавливается в размере не менее 180 млн. руб. Капитал банков должен быть реальным, сформированным за счет собственных средств акционеров и участников, причем структура собственников должна быть максимально прозрачна и ясна. В дальнейшем предполагается поэтапное увеличение требований к размеру собственных средств. Такое обязательное повышение размера собственных средств на практике, скорее всего, приведет к сокращению числа региональных банков.
Тормозит развитие региональной банковской системы и отсутствие единой, кардинально не меняющей своих положений в течение длительного времени, денежнокредитной и финансово-кредитной политики.
К основным показателям и критериям оценки банковской системы региона относятся: обеспеченность экономики региона услугами кредитных организаций; место региональной банковской системы в банковской системе РФ по основным банковским
показателям; место региональной банковской системы в банковской системе РФ по институциональной обеспеченности банковскими услугами; структура безналичных платежей; депозитное обслуживание; кредитование; ипотечное жилищное кредитование; процентная политика кредитных организаций; операции с иностранной валютой и т. д.
Совокупная картина деятельности банковского сектора может быть представлена следующим образом:
- в 2010 году отмечавшиеся в 2008-2009 годах в банковском секторе РБ негативные тенденции, обусловленные последствиями глобального кризиса, были переломлены;
- количество кредитных организаций, действующих на территории РБ за последние 4 года, имело тенденцию к сокращению (2010), однако к 2011 году ситуация изменилась, и их количество составляет на сегодняшний день 75 единиц, в том числе 11 региональных, 64 инорегиональных.
Для того, чтобы проанализировать основные показатели деятельности банковской системы Республики Башкортостан за последние 4 года, рассмотрим таблицу 1 .
Таким образом, положительная в целом тенденция основных показателей свидетельствует о сохранении финансовой устойчивости банковского сектора с 2010 года, отражением этого является восстановление объемов предоставляемых банковских услуг, прежде всего в сфере кредитования, кроме этого укрепляется доверие населения к банковскому сектору, увеличивается ресурсная база банков.
Негативные тенденции развития банковской системы РБ в 2008-2009гг., спровоцированные глобальным финансовым кризисом, были переломлены в 2010 году.
С 2010 года в условиях постепенного оживления экономики активизировался рост количества новых участников рынка банковских услуг, а также кредитных организаций, присутствующих в РБ. Такое увеличение привело к повышению уровня конкуренции, которая положительным образом влияет на расширение спектра банковских услуг, снижение стоимости услуг и на повышение качества предоставляемых продуктов и услуг.
Динамика развития банковской инфраструктуры Республики Башкортостан за I полугодие 2011 года показала, что улучшилась обеспеченность республики банковскими услугами: индекс институциональной обеспеченности банковскими услугами (по
методике Банка России) увеличился до 0,94 на 01. 07. 2011 против 0,93 на начало года.
Таблица 1 - Основные показатели деятельности банковской системы Республики Башкортостан
Наименование показателя 2008 2009 2010 2011
Количество кредитных организаций, действующих на территории республики (Количество уникальных банковских брендов: несколько филиалов одного банка считались за один), ед. 65 72 69 75
В том числе республиканских, ед 11 11 11 11
Количество учреждений банков в расчете на 1 млн. жителей, ед 301 312
Отношение кредитов экономике к ВРП,% 29,8 32,8 34,2 40,0
Место Республики Башкортостан в банковском секторе РФ по общему количеству банковских подразделений, действующих на территории региона 6 7 7 6
Место РБ в ПФО по общему количеству банковских подразделений, действующих на - 2 2 2
территории региона
Место РБ в банковском секторе РФ по кредитам и прочим размещенным средствам, предоставленным нефинансовым предприятиям, организациям и физическим лицам 15 15 14
Место РБ в банковском секторе РФ по вкладам физических лиц - 11 13 13
Место РБ в банковском секторе РФ по количеству эмитированных банковских карт - 5 5 6
Общее количество открытых счетов кредитными организациями 10951213 12124979 13052114 14193369
Количество эмитированных карт (КО, зарегистрированных в РБ), тыс. ед. 2505,4 4019,9 3054,0 3361,3
Количество электронных терминалов (зарегистрированных в РБ), ед. 1415 1943 1225 1874
Количество банкоматов (зарегистрированных в РБ) 1283 1879 1780 2038
Вклады физических лиц, млн. руб. 75118,8 82041,2 99925,1 133291,2
Задолженность по кредитам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, млн. руб 80525,8 101996,1 160935,5 205496,8
Задолженность по кредитам физическим лицам, млн. руб 51 496,8 70246,6 81961,9 90731,4
Просроченные кредиты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, млн. руб 906,4 2261,9 15905,6 15113,0
Просроченные кредиты физическим лицам, млн руб 607,5 953,3 4987,7 5838,2
Задолженность по жилищным кредитам, млн. руб. 15265,7 29988,4 26760,1 28822,1
Средневзвешенные процентные ставки по ипотечным жилищным кредитам в рублях, % 12,6 15,1 14,7 13,2
Средневзвешенные процентные ставки по депозитам и вкладам 6,5 9,7 7,7 4,7
Средневзвешенные процентные ставки по предоставленным кредитам 15,2 22 18,0 17,5
Участниками рынка банковских услуг Республики Башкортостан являются 77 кредитных организаций, в том числе 11 региональных, 66 инорегиональных банков, имеющих в республике свои филиалы, операционные и кредитно-кассовые офисы, представительства (таблица 2).
Таблица 2 - Структура банковской сети на территории Республики Башкортостан по видам подразделений_____________________________________________________________________
Показатели 01. 07. 2011 01. 01. 2011 Изменения за I полугодие 2011г.
Головные офисы 11 11 0
Филиалы кредитных организаций Республики Башкортостан 0 0 0
Филиалы кредитных организаций других регионов 53 53 0
- в том числе, филиалы Сбербанка 17 17 0
Показатели 01. 07. 2011 01. 01. 2011 Изменения за I полугодие 2011г.
Представительства 27 27 0
Дополнительные офисы 663 653 +10
Операционные офисы 81 55 +26
Операционные кассы 427 435 -8
Кредитно-кассовые офисы 42 34 +8
Передвижные пункты кассового обслуживания 18 18 0
Итого 1322 1286 +36
Подразделения банков действуют в 54 муниципальных образованиях Республики Башкортостан, в том числе в 21 городском округе и поселении. Стоит отметить, что обеспеченность жителей городов республики банковскими структурными подразделениями выше обеспеченности жителей сельских районов (3 тыс. человек на 1 подразделение в городе при 3,2 тыс. человек в сельской местности). В целом уровень обеспеченности остается стабильным и превышает общероссийский - в республике на каждые 100 тыс. человек населения приходится в среднем 31 подразделение банка, средний общероссийский показатель составляет 30 подразделений на 100 тыс. человек.
Однако дальнейшее улучшение обеспеченности населения республики банковскими услугами будет происходить не столько за счет расширения банковской сети, сколько за счет развития современных инновационных технологий дистанционного банковского обслуживания.
Современные технологии разработки банковских продуктов предполагают ориентацию на спрос потребителя, то есть процессу разработки банковской услуги, продукту должен предшествовать процесс анализа рынка банковских услуг и его потребителей.
Для того, чтобы определиться, в каком направлении банковская система региона должна развиваться, необходимо провести сегментацию потребителей банковских услуг по различным критериям.
Для этого воспользуемся результатами опроса общественного мнения «МегаФОМ», проведенного в марте 2011 года в 74 субъектах РФ среди 54400 человек, статистическая погрешность составляла не более 1,0%. Этот опрос позволил ответить на такие вопросы, как:
- динамика ситуации использования банковских услуг;
- «перспективные» клиенты: на кого ориентироваться в новых условиях;
- как работать с «безнадежными» клиентами.
Динамика ситуации использования основных банковских услуг представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Ситуация использования основных банковских услуг
Показатели 2010 2011
Вклады «Стабильность»
Счет в Сбербанке 20% 20%
Счет в другом банке 3% 3%
Депозит в Сбербанке 2% 2%
Депозит в другом банке 1% 1%
Кредиты «Оживление»
Кредит в банке 8% 10%
Кредит в магазине 5% 5%
Автокредит 1% 1%
Ипотечный кредит 1% 1%
Показатели 2010 2011
Кредит на образование 0,1% 0,2%
Платежные карты «Рост»
Пластиковая карта для зарплаты/пенсия/стипендия 32% 35%
Дебетовая карта 3% 5%
Кредитная карта 2% 2%
Далее, в таблице 4 приведена краткая характеристика пользователей основных банковских услуг (физические лица).
Таблица 4 - Краткая характеристика пользователей основных банковских услуг (физические лица)________________________________________________________________________
1. Пользователи депозитов в коммерческих банках: - средний возраст 31-45 лет; - имеют высшее образование; - склонны к сбережению; - руководители и специалисты; - почти все имеют интернет; - география: Москва и миллионники; - 18% пользуются интернет-банком.
2. Пользователи кредитов в коммерческих банках: - возраст: ипотека - молодежь до 30 лет (40%); ипотека и автокредит - 31-45 лет; потребительские кредиты - в равной степени по всем возрастам;
- образование: потребительские кредиты - среднее образование; ипотека и автокредит - высшее образование;
- доход: ипотека и автокредит - самые обеспеченные слои населения;
- занятость: ипотека и автокредит - руководители и специалисты; потребительские кредиты - рабочие.
3. Пользователи платежных карт: - возраст: дебетовые карты - молодежь; кредитные карты - средний возраст;
- образование: зарплатные карты - среднее специальное; дебетовые и кредитные - высшее;
- доход: кредитные карты - самые обеспеченные слои населения;
- занятость: кредитные карты - специалисты; зарплатные - много рабочих;
4. «Безнадежные» клиенты (традиционно не интересуют коммерческий банк):
- пенсионеры: хранят деньги под подушкой или в Сбербанке.
- сельские жители: бедные и не включенные в финансовые услуги
- «зарплатники»: пользуются банкоматом только для снятия денег;
- студенты: пока не имеют достаточных денежных средств, чтобы пользоваться банковскими услугами.
Таким образом, анализ показывает, что в развитии региональной банковской системы необходимо делать упор на все потребительские группы, однако к ним должен быть применен дифференцированный подход к предложению банковских услуг и продуктов с учетом их характеристик.
Особого внимания требует группа «безнадежных» клиентов. Причиной того, что эта группа не особо интересует банки, является низкий уровень пользования финансовыми инструментами. Это является следствием, во-первых, низкого уровня доходов, во-вторых, низкого уровня финансовой грамотности, а в-третьих, удаленного доступа к банковским услугам. Это значит, что банки в принципе могут работать с этой группой, но с несколько иным подходом.
Определенное влияние на формирование уровня сберегательной активности оказывает также уровень урбанизации регионов. Как правило, чем большая часть населения проживает в крупных городах (свыше 100 тыс. жителей), тем выше уровень сберегательной активности населения, что связано как с более высоким уровнем занятости и доходов, так и с более развитой банковской инфраструктурой. Республика Башкортостан характеризуется относительно низким удельным весом жителей крупных городов: 41,7% против 47,7% в целом по Российской Федерации и 64,3% в Приволжском федеральном округе на 1 января 2009 года. Следовательно, мы не должны концентрировать банковские услуги только в крупных городах республики. А для того, чтобы определиться с приоритетными задачами развития банковской системы РБ, проведем анализ поведения сельских жителей - пользователей банковских услуг Республики Башкортостан. Для этого воспользуемся результатами анкетного опроса, проведенного Национальным банком РБ во II квартале 2011 года (опрошено 661 человек из 52 муниципальных района РБ). Основной целью проведения опроса было определение факторов и мотивации населения, влияющих на использование банковских (финансовых) услуг в сельской местности.
Из числа опрошенных 63,1% составили женщины и 36,9% мужчины. Больший процент респондентов представляли возраст от 36 до 45 лет (33,7%). Сельское население достаточно осведомлено о местах расположения банковских офисов - только 2,1% респондентов не знают расположение ближайших отделений банка. Основными целями посещения отделений банков сельскими жителями являются:
- погашение кредита (36,4%);
- оплата налогов и коммунальных услуг (35,0%);
- пополнение вклада (14,5%);
- прочие разовые платежи - штрафы, госпошлины и др. (7,9%);
- снятие наличности с зарплатной или пенсионной карты (4,7%).
Более половины сельских жителей (50,2%) предпочитают пользоваться услугами почтовых отделений при осуществлении платежей за газ, электричество, телефон, погашение кредита, оплата налогов, штрафов и госпошлин, 40,3% - услугами банковских отделений, 3,7% - платежными терминалами, 3,6% - банкоматами. Интернет-банкинг и мобильный банкинг не популярны среди сельских жителей. Однако об их существовании известно около 60% сельских жителей, проявляется заинтересованность в использовании современных способов получения банковских услуг, среди которых дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Среди факторов, ограничивающих использование ДБО, является отсутствие доступа к сети интернет, недоверие к безналичным платежам, отсутствие практических навыков. Свое желание открыть банковскую карту с возможностью осуществления регулярных платежей через интернет высказали 31,3% респондентов, а 39,4% пока не определились с такой необходимостью. Это означает, что в лучшем случае около 70% сельских жителей могли бы полноценно получать основные банковские услуги через банковские карты.
Основной причиной, по которой сельские жители не видят необходимости открывать банковскую карту, является отсутствие доступа в селе к сети интернет, отсутствие банкоматов, а также домашнего персонального компьютера (31,4 %).
Уфимцы уже давно не испытывают проблем с доступом к интернету. В столице Башкирии действует порядка десяти интернет-провайдеров. Образовалась хорошая конкурентная среда. В итоге скорость доступа к сети постоянно растет, а цены снижаются.
Однако в целом по Башкирии ситуация на рынке интернет-услуг не такая радужная. В отдаленных районах республики услуги доступа к интернету предоставляет всего один интернет-провайдер - «Башинформсвязь». Причем жители отдаленных сел и деревень постоянно жалуются на низкие скорости. Сельский житель хорошенько подумает, прежде чем решится выкладывать хотя бы 200 рублей в месяц на интернет, скорость которого оставляет желать лучшего... (4).
В качестве главной причины отсутствия интереса к использованию платежных терминалов, банкоматов и интернета для осуществления регулярных платежей было названо неумение пользоваться устройствами либо неудобство их использования (43,4% из числа жителей села, которые не пользуются безналичными каналами осуществления платежей). Что касается кредитных услуг коммерческих банков, то 40,7% респондентов отметили наличие определенных ограничивающих факторов, не позволяющих им получить банковские кредиты (в частности - низкие официальные доходы, высокие проценты и комиссии, отсутствие поручителей, сложность процедуры оформления). Существенными причинами, по которым сельское население не имеет возможности хранить деньги в банковских вкладах, были названы: отсутствие излишних денежных средств, отсутствие доверия к кредитным организациям, сомнения в сохранности банковских сбережений.
Таким образом, проведенный анализ позволяет определить следующие основные направления работы с сельскими потребителями банковских услуг:
- проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения сел (о существующих банковских продуктах и услугах, о новых технологиях проведения платежей, о финансовых взаимотношениях клиентов и кредитных организаций, о системе страхования вкладов и т. д);
- проведение разъяснительной работы по практическому использованию банкоматов, терминалов, интернет-банкинга, мобильного-банкинга и т. д;
- активизация работ операторов интернет-связи по увеличению охвата интернетом сельских районов Республики Башкортостан;
- осуществление совместных ко-брендинговых проектов с операторами сотовой связи для развития мобильного банкинга;
- предоставление микрокредитов (до зарплаты);
- дальнейшее развитие приоритеных национальных проектов в области АПК, обеспечение большей доступности образовательных кредитов для студентов, обучающихся по сельскохозяйственным специальностям. На территории РБ в настоящее время в эксперименте по предоставлению образовательных кредитов принимают участие две кредитные организации (Башкирское отделение № 8598 Сбербанка России и ОАО «ПромТрансБанк») и три государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования (Уфимский государственный авиационный технический университет, Башкирский государственный аграрный университет, Уфимская государственная академия экономики и сервиса). По состоянию на 1 ноября 2010 года в рамках эксперимента открыто 6 кредитных линий на сумму около 1,3 млн. рублей. Для повышения эффективности данного направления требуется расширение числа государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования -участников эксперимента и проведение информационной кампании об условиях его реализации. Учитывая важность повышения качества образования для банковского сообщества республики, кредитным организациям необходимо также более активно взаимодействовать с субъектами образовательной деятельности;
- повышение доступности кредитных средств для субъектов малого и среднего бизнеса в сельской местности;
- развитие банкоматной и терминальной сети в сельской местности в тех районах, где создание и содержание банковских офисов являются нерентабельными.
Одним из относительно новых направлений работы коммерческих банков является кредит на покупку франшизы. Такую банковскую услугу на сегодняшний день практикует Сбербанк России. От 100 тысяч до 3 млн. рублей может получить предприниматель без опыта работы, если выберет одну из франшиз, предложенных Сбербанком. При этом не требуется залог, но нужно поручительство физического лица, а также документ, подтверждающий согласие франчайзера на работу с предпринимателем и отсутствие у заемщика предпринимательской деятельности в течение 90 дней. Основные из имеющихся в списке Сбербанка франшиз относятся к сфере услуг. Предполагается, что данная банковская услуга могла бы иметь интерес как для городских потребителей, так и для сельских жителей.
В целом, необходимо отметить, что Республика Башкортостан обладает достаточно высоким потенциалом в плане развития экономики и банковского сектора, к конкурентным преимуществам Республики Башкортостан относятся:
- уникальная природно-сырьевая база;
- развитый промышленный потенциал;
- высококвалифицированные кадры;
- выгодное транспортно-географическое положение;
- широкий спектр экономических преференций для инвесторов.
Эти факторы необходимо учитывать, поскольку уникальность региона накладывает свой отпечаток на развитие рынка банковских услуг.
В условиях, когда у населения республики преобладает потребительский тип поведения и более половины граждан проживает в населенных пунктах, удаленных от крупных городов, наиболее перспективным направлением развития розничного банковского бизнеса является переход от предложения населению отдельных продуктов и услуг к формированию комплексной модели взаимодействия с клиентами, что позволит существенно расширить круг потребителей банковских услуг. Внедрение новых банковских продуктов, сочетающих в себе одновременно вклад (депозит) в один период времени и кредит в другой период времени должно сформировать у населения стимулы к отходу от потребительского типа поведения и к переходу к увеличению средств, сберегаемых на специальных депозитах, которые в дальнейшем предоставят их владельцам привлекательные условия кредитования или другие привилегии (целевые накопительные вклады на обучение, депозиты в рамках системы жилищных строительных сбережений, депозитные продукты, комбинированные со страховыми и инвестиционными продуктами).
Библиографический список:
1. Белоглазова, Г.Н. Стратегия развития регионального сегмента банковской системы [Текст] / Г.Н. Белоглазова // Банковское дело. - 2011. - №2. - С. 35
2. Ганеев, Р.Ш., Смирнова, О.Г., Хафизова, Г.Э., Ваисова, Р.М., Новоселова, А. А, Пушина, Е.А. О состоянии и тенденциях развития экономики и денежно-кредитной сферы Республики Башкортостан в I полугодии 2011 года [Текст] / РШ. Ганеев, О.Г. Смирнова, Г.Э. Хафизова, Р.М. Ваисова, А.А. Новоселова, Е.А. Пушина // Вестник Национального банка РБ. - 2011. - №11 (305). - С. 5-12.
3. Варганов, Г. В зоне доступности [Текст] / Г.В. Варганова // Новая экономическая газета, 27 апреля 2010 г.
4. Габидуллин, Н.В. Способы повышения доступности банковских услуг [Текст] / Н.В. Габидуллин // Вестник Национального банка РБ. - 2011. - № 11 (305). - С. 37-40.
5. Гарипов, Г.В. Разработка инфраструктуры небанковских платежных агентов для повышения доступности финансовых услуг [Текст] / Г.В. Гарипов // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - №3 (3). - С. 12-28.
6. Зайцев, О. Банковские услуги для неимущих [Текст] / О. Зайцев // Банковская практика. - 2008 - №2.
7. Имангулов, Р. Банковский десант высадился в Хайбуллах [Электронный ресурс] / Р. Имангулов // Хайбуллинский вестник. 07. 07. 2011, www. haib-vestnik. ru
8. Колоколова, Е. Жители отдаленных районов Башкирии страдают из-за некачественного интернета [Электронный ресурс] / Е. Колоколова // Общественная электронная газета, 16. 06. 2011, http://www. i-gazeta. com/news/dokole/14075. html
9. Курманова, Л. Р. Инновационное развитие банковских услуг [Текст] / Л. Р. Курманова // Вестник Академии наук РБ. - 2008 г. - №2 : Т. 13. - С. 38-43.
10. Повышение доступности финансовых услуг. [Текст] / Концепция развития финансового рынка России до 2020 года. Ассоциация региональных банков России, 2008.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. №2136-р. «Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. »
12. Сагитдинов, М.Ш. Управление региональной банковской системой: методология, методика и практика [Текст] / М.Ш. Сагитдинов. Т. I. - Уфа, 2000.
13. Скрипченко, Э., Нарушевич, Т. [Электронный ресурс] Бизнес в кредит. 15. 08. 2011. www. akorb. ru (Ассоциация кредитных организаций Республики Башкортостан).
14. Файзуллина, А.И., Файзуллин, Т.Ф. Региональная банковская система и ее роль в решении социальных проблем [Текст] / А.И. Файзуллина, Т.Ф, Файзуллин. - Уфа: Гилем, 2010.
15. www. bashstat. ru (Сайт Территориального органа службы государственной статистики по Республике Башкортостан)
16. www. franshiza. ru (Портал о франчайзинге)
17. www. cbr. ru (Сайт Центрального банка РФ)