Научная статья на тему 'Оценка конкурентных позиции региональных коммерческих банков на рынке банковских услуг Республики Мордовия'

Оценка конкурентных позиции региональных коммерческих банков на рынке банковских услуг Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неретина Е. А., Солдатова Е. В.

На рынке банковских услуг Республики Мордовия наблюдается рост конкуренции как со стороны филиалов крупных столичных и региональных банков, так и банков с иностранным участием, которые приносят на рынок высокие стандарты банковского обслуживания, что существенно осложняет задачу региональных банков по удержанию своих рыночных позиций. Сокращение возможностей конкуренции ценовыми методами приводит к переключению внимания банков на качественные аспекты обслуживания клиентов. Оценка удовлетворенности розничных и корпоративных клиентов качеством обслуживания в банках выявила существенные возможности для региональных банков в большей ориентированности на потребности клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентных позиции региональных коммерческих банков на рынке банковских услуг Республики Мордовия»

оценка конкурентных позиции региональных коммерческих банков на рынке банковских услуг республики мордовия

Е.А. неретина, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга

Е.в. солдатова,

преподаватель кафедры маркетинга мордовский государственный университет им. н. П. огарева

Рынок банковских услуг представляет собой сферу формирования спроса и предложения на продукты и услуги банков. Исследование состояния данного рынка позволяет определить конкурентные преимущества банка, разработать маркетинговую стратегию его развития. Как правило, процесс исследования рынка включает в себя следующие составляющие:

• общую характеристику рынка банковских услуг;

• идентификацию основных потребителей банковских продуктов и услуг;

• анализ и оценку уровня конкуренции на рынке банковских услуг.

Коммерческие банки, действующие на рынке банковских услуг Республики Мордовия, представлены:

— региональными банками Республики Мордовия - АКБ «Актив Банк» (ОАО), АККСБ «КС Банк» (ОАО), АКБ «Мордовпромстройбанк» (ОАО);

— филиалами и представительствами крупных московских банков - Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России, ОАО «Возрождение»,

ОАО «Россельхозбанк», ОАО «ВТБ», ЗАО «Банк Русский Стандарт», КБ «ЭКСПОБАНК» (ООО), ЗАО «Русь-Банк»;

— филиалами банков с иностранным участием — ОАО «ИМПЭКСБАНК», ОАО «УРСА Банк»;

— представительствами региональных банков других регионов — АКБ «АК БАРС» Банк (ОАО), ЗАО «ФОРУС Банк».

За 2002 — 2006 гг. на рынке банковских услуг Республики Мордовия произошел значительный рост филиальной сети и банковской инфраструктуры в основном за счет внутренних подразделений банков — дополнительных офисов и банкоматов, открытых как в городах, так и районах республики. Самое большое количество точек продаж приходится на Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России и АККСБ «КС Банк» (табл. 1):

Благодаря политике экспансии банков Республики Мордовия, филиалов и представительств иногородних банков в города и районы республики растет обеспеченность региона банковскими услугами. Она почти приблизилась к среднероссийскому уровню (табл. 2).

Таблица 1

Состояние инфраструктуры рынка банковских услуг Республики мордовия на 01.01.2007

Банк Ф до ок Б пвн тсо

АКБ «Актив Банк» (ОАО) 2 11 - 9 3 -

АККСБ «КС Банк» (ОАО) 1 25 13 39 33 13

АКБ «Мордовпромстройбанк» (ОАО) 5 6 - 18 - -

Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России 5 15 93 22 50 -

ОАО «Возрождение» 1 1 2 1 10 -

ОАО «Импэксбанк» 1 1 1 4 24 -

Ф — филиалы, ДО — дополнительные офисы, ОК — операционные кассы, Б — банкоматы, ПВН — пункты выдачи наличных, ТСО — терминалы самообслуживания.

Таблица 2

Уровень обеспеченности организации и населения республики мордовия банковскими услугами

индекс Иа 1 января

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Институциональная насыщенность банковскими услугами (по численности населения) 0,86 0,96 0,88 0,90 1,09

Финансовая насыщенность банковскими услугами (по активам) н/д 0,64 0,88 1,18 0,87

Финансовая насыщенность (по кредитам) 0,46 0,85 0,87 1,35 0,98

Индекс развития сберегательного дела (вклады на душу населения к доходам) 0,75 0,76 0,80 0,84 0,88

Совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами н/д 0,79 0,86 1,04 0,95

Примечание: Россия = 1.

Совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами вырос с 0,79 в 2001 г. до 0,95 в 2005 г. Существенно повысилась финансовая насыщенность банковскими услугами (с 0,64 в 2002 г. до 0,87 в 2005 г.), прежде всего за счет кредитов, значительно увеличился индекс развития сберегательного дела (с 0,75 на 01.01.2002 до 0,88 на 01.01.2006).

Структура размещенных на территории республики коммерческих банков и их подразделений, а также объемы активов, контролируемых ими, свидетельствуют о преобладании на территории Республики Мордовия филиалов иногородних банков. Их доля в структуре совокупных активов банковского сектора Республики Мордовия на 01.01.2007 составила 70 %.

По оценкам экспертов Федеральной антимонопольной службы (ФАС), рынок банковских услуг Республики Мордовия отличается высоким уровнем концентрации на значимых сегментах (индекс концентрации (CR3) >70 %, индекс Герфиндаля-Гиршмана (НН1) >2000). Значительную долю на

рынке занимает Мордовское отделение Сбербанка России — 56,5 % по вкладам населения, 61,2 % от общей суммы средств на расчетных и текущих счетах юридических лиц, 55,3 % кредитных вложений банков региона, в том числе 77 % в сегменте потребительского кредитования. В последнее время в республике активизировали свою деятельность филиалы и представительства московских и других региональных банков, в том числе с участием иностранного капитала, проводя агрессивную политику в сфере привлечения вкладов населения, потребительского кредитования, а также кредитования средних и малых предприятий.

Участники банковского рынка РМ предоставляют своим клиентам широкий спектр финансовых услуг и предлагают современные банковские продукты, учитывающие специфику целевых категорий клиентов. Возрастает интенсивность конкуренции, так как 90 % ассортимента банковских продуктов и услуг характеризуется незначительной степенью дифференциации (рис. 1).

Степень дифференциации продуктов и услуг

-1—I-

Низкая ! ! Высокая

Операции по текущему счету,

Физические платежи за коммунальные услуги,

« о оплата обучения, услуг связи,

К <и лица кредитование на неотложные

нужды

2

а о Расчетно-кассовое обслуживание

В Юридические в валюте РФ, система

ев лица электронных платежей «Клиент -

Банк», инкассация

Ипотечное кредитование, пластиковые карты, операции с драгоценными металлами

Услуги на рынке ценных бумаг, целевое кредитование, автоматизированные системы обслуживания

рис. 1. Степень дифференциации ассортимента банковских продуктов и услуг по категориям клиентов на рынке Республики Мордовия

Ассортиментный ряд банковских продуктов включает очень близкие по потребительским характеристикам продукты и услуги — диверсифицированные кредитные и депозитные предложения физическим лицам, кредитные линии и расчетные счета юридическим лицам и предпринимателям и т. д. Региональным банкам Республики Мордовия приходится проводить достаточно гибкую политику для удержания и роста конкурентных позиций на рынке.

Несмотря на то, что региональные банки были образованы примерно в одно и то же время — в начале 90-х гг. XX в., они имели разные стартовые условия. АКБ «Мордовпромстройбанк» был создан 13.11.1990 на основе Мордовского республиканского управления Промстройбанка СССР, сохранив при этом клиентскую базу и квалифицированный персонал. С 1980 по 1988 г. в структуру Мордовского управления Промстройбанка входило госуправление и три отделения, численность служащих составляла 147 человек. К концу 1980-х гг. количество клиентов насчитывало 436, ссудных счетов — 286, объем краткосрочных кредитных вложений — 88 млн руб., количество финансируемых сделок — 460, объем финансирования — 350 млн руб.

АКБ «Актив Банк» создан на основе филиала АКБ «Финист Банк» 14.10.1993 В 1999 г. к нему присоединились ТОО «Лисмакомбанк» и коммерческий банк пенсионного финансирования «Мордовия». Целями создания банка являлись поддержка и развитие малого и среднего бизнеса, оказание услуг населению, кредитование различных отраслей промышленности, осуществление внешнеэкономической деятельности. В капитале банка принимает участие Правительство Республики Мордовия в лице Фонда имущества РМ.

АККСБ «КС Банк» начинал свою деятельность «с нуля». Он был создан на базе объединения капиталов 10 экономически и юридически независимых предприятий и организаций 13.04.1992. На начальной стадии концепция развития банка была ориентирована на обслуживание всех структур и

клиентов Госстраха в г. Саранске: страховые суммы выплачивались через АККСБ «КС Банк», а получатели крупных сумм становились вкладчиками банка.

Представленные банки (АКБ «Мордовпромс-тройбанк», АКБ «Актив Банк», АККСБ «КС Банк») являются самостоятельными банками Республики Мордовия. Они придерживаются в своей деятельности стратегии универсализма, предлагая широкий спектр услуг корпоративным и частным клиентам, ориентированный на различные сегменты рынка.

До 2000 г. в связи с отсутствием в России системы федерального казначейства коммерческие банки привлекались к обслуживанию счетов бюджетов различных уровней, получая доступ к потокам фактически бесплатных финансовых ресурсов. Введение с 2000 г. казначейского метода исполнения бюджетов сузило возможности уполномоченных банков. Произошел переход в их деятельности от обслуживания бюджетных счетов к участию в республиканских программах социально-экономического развития и инвестиционных проектах, содействующих развитию реального сектора экономики, в том числе путем обслуживания фонда льготного кредитования АПК и др. (табл. 3).

Наиболее активное участие в выдаче инвестиционных кредитов принимает Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России в силу значительных объемов долгосрочных и более дешевых ресурсов. На долю региональных банков РМ приходится незначительная часть бюджетных средств.

Основной категорией клиентов региональных банков являются корпоративные и частные клиенты (табл. 4).

Несмотря на рост интенсивности конкуренции на республиканском рынке банковских услуг, региональным банкам удается пополнять свою клиентскую базу за счет привлечения новых клиентов. В этом плане особенно отличается АККСБ «КС Банк»: за 2001—2005 гг. количество его корпоративных клиентов увеличилось в 1,83 раза, розничных — в 12,22 раза.

Таблица 3

Доля банков в сегменте обслуживания региональных и местных органов власти Республики мордовия, %

Банк На 1 января

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

АКБ «Актив Банк» (ОАО) 2,24 0,002 0,02 2,74 0,00

АККСБ «КС Банк» (ОАО) 0,17 0,63 0,33 0,17 0,00

АКБ «Мордовпромстройбанк» (ОАО) 0,15 2,81 22,48 0,00 0,00

Региональные банки всего 2,56 3,44 22,83 2,91 0,00

Филиалы иногородних банков 97,44 96,56 77,17 97,09 100

Объем сегмента 100 100 100 100 100

Таблица 4

Клиентская база региональных банков Республики Мордовия

Категория клиентов на 1 января

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

АКБ «Актив Банк» (ОАО)

Юридические лица, ед. 2 101 2 561 3 019 3 186 3 336

Физические лица (чел.) 1 613 2 192 5 281 7 364 14 075

АККСБ «КС Банк» (ОАО)

Юридические лица, ед. 1 861 1 978 2 356 2 968 3 400

Физические лица (чел.) 8 181 1 4567 38 796 66 114 100 000

АКБ «Мордовпромстройбанк» (ОАО)

Юридические лица, ед. 1 300 1 486 1 500 1 500 1 500

Физические лица, (чел.) н/д 8 000 13 000 н/д 18 000

Результаты мониторинга, проведенного Национальным банком РМ во втором квартале 2006 г. среди 145 предприятий и организаций нефинансового сектора экономики региона, свидетельствуют о высокой деловой репутации банков республики (рис. 2).

Среди коммерческих банков, расположенных в регионе, предприятия более часто использовали услуги местных банков и их филиалов, чем филиалов коммерческих банков других регионов. К услугам банков других регионов никогда не обращались 77,8 % предприятий и организаций, большинство из них (99,3 %) продолжало работать с теми банками, с которыми они сотрудничали ранее.

Среди факторов, определивших решение предприятий и организаций сохранить неизменным состав коммерческих банков, с которыми они взаимодействовали, наиболее значительными были: опыт сотрудничества (77 % респондентов), уверенность в их финансовом положении (53 %), удобное расположение (45 %), знакомство с руководителями (33 %), уровень квалификации персонала (28 %) (рис. 3).

Развитие и модернизация ведущих отраслей Республики Мордовия и, как следствие, повышение деловой активности предприятий и организаций способствуют росту спроса на банковские услуги. Результаты мониторинга свидетельствуют о высокой потребности предприятий и организаций в банковских услугах (лишь 9,8 % из них отметили низкую потребность в банковских продуктах и услугах).

Среди факторов, которые способствовали увеличению использования банковских услуг, респондентами были отмечены: деятельность предприятия (30,1 % респондентов), уверенность в банке (18,2 %), ставки по кредитам (14,7 %), льготы банка предприятию (12,2 %), набор услуг банка (8,7 %). К факторам, которые привели к уменьшению спроса на банковские услуги, были отнесены: наличие других источников средств, процедуры оформления и ставки по кредитам (рис. 4).

Коммерческие банки, действующие на территории республики, предоставляют широкий перечень продуктов и услуг корпоративным клиентам (рис. 5). Из набора услуг, предлагаемых банками

Местные (региональные) коммерческие банки Филиалы местных (региональных) коммерческих банков Филиалы коммерческих банков из других регионов Российские коммерческие банки в других регионах Иностранные коммерческие банки

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 □ Часто обращались □ Редко обращались □ Никогда не обращались □ Хотели бы сотрудничать

1-1-1-г

Рис. 2. Предпочтения корпоративных клиентов при выборе коммерческого банка на рынке Республики Мордовия, в %

Наличие опыта сотрудничества Уверенность в финансовом положении Удобное расположение Знакомство с руководителями Уровень квалификации персонала Применение компьютерных технологий Предложение новыхвидов услуг Изменение условий оказания услуг Требование головной компании предприятия Рекомендации партнеров предприятия Наличие у банка опыта внешнеэкономических связей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участие в капитале

-+-

-+-

10 20

30

40

50

60

70

80

—I-

90 100

□ Факторы, определившие изменение состава коммерческих банков

□ Факторы, определившие решение сохранить состав коммерческих банков

Рис. 3. Факторы, оказывающие влияние на выбор корпоративными клиентами коммерческого банка

на рынке Республики Мордовия, в %

Деятельность предприятия Уверенность в банке Ставки по кредитам в банке Уровень тарифов банка Процедуры оформления Набор услуг банка Запросы на информацию Льготы банка предприятию Налогообложение Ставки по депозитам в Другие источники средств

0

20

40

60

80

100%

□ Увеличили □ Не изменили □ Уменьшили □ Не влияли

Рис. 4. Степень влияния факторов, определяющих спрос корпоративных клиентов на банковские услуги, в %

0

10

20

30

40

50

60

70

80

г

90

100%

□ Инкассация

□ Расчетное обслуживание

□ Проектное финансирование

□ Услуги по внешнеэкономическим операциям

□ Депозиты

□ По выпуску ценных бумаг

□ Технологии удаленного доступа

□ Лизинг

□ Форфейтинг

□ Консалтинговые

□ Кассовое обслуживание

□ Кредитование

□ Услуги по кредитованию персонала предприятия

□ Услуги по операциям с иностранной валютой

□ Пластиковые карты

□ По купле-продаже ценных бумаг

□ Доверительное управление

□ Факторинг

Ш Гарантии (поручительства)

□ Информационно-аналитические

Рис. 5. Предпочтения корпоративных клиентов при выборе банковских продуктов и услуг на рынке Республики Мордовия, в %

0

корпоративным клиентам, наиболее востребованными являются расчетное (97,9 % респондентов) и кассовое обслуживание (75,2 %), в меньшей степени используются услуги инкассации (37,2 %) и кредитование (31,7 %).

Недостаточное распространение получили пластиковые карты (8,3 % респондентов), технологии удаленного доступа (4,8 %), а также информационно-аналитические услуги (4,1 %). Таким образом, вероятность отказа корпоративных клиентов от приобретения целого ряда услуг значительна и коммерческим банкам республики еще предстоит сформировать надежный спрос на них. В то же время от таких ключевых услуг, как кредитование и расчетно-кассовое обслуживание, клиенты, по существу, отказаться не в состоянии.

В соответствии с законодательством РФ все предприятия и организации, независимо от их организационно-правой формы, обязаны хранить денежные средства на счетах в банках. Тарифы банков на расчетно-кассовое обслуживание находятся в относительно одинаковом диапазоне, поэтому формирование ресурсов банков за счет средств юридических лиц определяется рамками устоявшихся клиентских отношений с корпоративными клиентами, имеющими временно свободные денежные средства (строительный комплекс, машиностроение, электроэнергетика, переработка сельскохозяйственной продукции), что в значительной степени зависит от деловой активности клиента (табл. 5).

Данные таблицы свидетельствуют о том, что средства на расчетных счетах предприятий и организаций на 01.01.2007 были в основном сосредоточены в Мордовском отделении № 8589 Сбербанка России (61,17 % рынка). Отношения банка с клиентами строятся на индивидуальной основе. При обслуживании крупных клиентов банком применяются льготы за расчетно-кассовое обслуживание и устанавливаются льготные процентные ставки при кредитовании. Кроме того, банк в последнее время начал активно проникать в сегмент малого бизнеса (численность корпоративных клиентов на 01.01.2006 составила 6 246, субъектов малого предпринимательства — 4 268). Доля региональных банков в данном сегменте рынка в течение последних трех лет не превышает 16 %.

Наиболее динамично развивающимся сегментом обслуживания корпоративных клиентов сегодня являются депозиты юридических лиц. Значительная величина депозитов предприятий и организаций сосредоточена в самостоятельных банках региона, проводящих более гибкую политику привлечения ресурсов. В общем объеме депозитов юридических лиц, размещенных в кредитных организациях, на долю республиканских банков приходится почти 60 % (табл. 6).

Лидирующие позиции на протяжении последних четырех лет занимает ОАО АКБ «Мордов-промстройбанк». При проведении депозитной политики данный банк ориентируется, прежде всего,

Таблица 5

Доля банков в сегменте расчетно-кассового обслуживания предприятий и организаций Республики Мордовия, %

Банк на 1 января

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

АКБ «Актив Банк» (ОАО) 15,06 15,10 13,20 15,83 11,01

АККСБ «КС Банк» (ОАО) 13,97 13,08 7,51 10,02 13,90

АКБ «Мордовпромстройбанк» (ОАО) 30,87 25,89 6,09 12,81 13,92

Региональные банки всего 59,90 54,07 26,80 38,66 38,83

Филиалы иногородних банков 40,10 45,93 73,20 61,34 61,17

Объем сегмента 100 100 100 100 100

Темп роста сегмента, % н/д 198,28 272,74 110,75 82,51

Банк на 1 января

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

АКБ «Актив Банк» (ОАО) 34,13 10,37 20,46 19,11 6,10

АККСБ «КС Банк» (ОАО) 26,16 36,09 14,40 25,84 25,45

АКБ «Мордовпромстройбанк» (ОАО) 35,93 52,81 47,39 29,92 26,87

Региональные банки всего 99,85 98,69 82,16 74,92 58,42

Филиалы иногородних банков 0,18 1,31 17,84 25,08 41,58

Объем регионального рынка 100 100 100 100 100

Темп роста сегмента 66,75 120,17 247,23 252,43 173,89

Таблица 6

Доля банков на региональном рынке депозитов юридических лиц Республики Мордовия, %

на депозиты юридических лиц, выпуск векселей и депозитных сертификатов (68,9 % в привлеченных ресурсах), используя индивидуальные гибкие схемы начисления процентов.

Однако в целом депозиты юридических лиц занимают незначительную долю в совокупных ресурсах банков региона — 1,5 %. Мониторинг показал, что депозиты используют лишь 4,8 % опрошенных предприятий, в одном банке — 2,8 %, а не планируют использовать их в течение ближайшего года — 18,6 %. Низкий спрос со стороны предприятий и организаций на данный банковский продукт связан с тем, что в условиях модернизации аграрно-промышленного комплекса республики, достаточно длительного производственного цикла в отраслях машиностроения, периодического возникновения кассовых разрывов в части поступления денежных средств от потребителей предприятия и организации не имеют возможности осуществлять долгосрочное размещение денежных средств в банковском секторе. Среднее значение выявленных в ходе мониторинга сроков депозитов предприятий и организаций составило 7 месяцев, хотя уровень заявленных предприятиями процентных ставок практически совпадает с предложенным банками.

Одним из ключевых направлений деятельности коммерческих банков РМ является предоставление кредитов юридическим лицам, которые составляют 81 % работающих активов банков, в том числе 72,1 % — кредиты нефинансовому сектору экономики. Коммерческие банки предлагают юридическим лицам как стандартные кредитные продукты

— срочные ссуды, кредитные линии, овердрафтное кредитование, вексельное кредитование, так и проектное финансирование, ипотечное кредитование, факторинг, лизинг и выдачу гарантий (рис. 6).

Анализ спроса предприятий и организаций нефинансового сектора экономики на кредитные продукты по результатам мониторинга показывает, что наиболее востребованными из них являются разовое кредитование (отметили 21,4 % респондентов), кредитная линия (14,5 %), наименее востребованными — овердрафт (4,8 %), вексельное кредитование (3,4 %), с использованием других ценных бумаг (0,7 %), ипотечное кредитование (1,4 %), услуги по кредитованию персонала предприятия (9 %).

Наибольшими возможностями широкого участия в кредитовании реального сектора экономики располагают филиалы иногородних банков благодаря притоку более «масштабных» и дешевых ресурсов из головных банков. Более низкий уровень участия региональных банков в процессе кредитования реального сектора экономики объясняется недостаточным размером собственного капитала и ограниченным объемом долгосрочных ресурсов. Предприятия и организации все реже обращаются за кредитами в коммерческие банки других регионов, которые не присутствуют на местном рынке (табл. 7).

Лидером среди региональных банков в данном сегменте банковского рынка региона является АКБ «Мордовпромстройбанк», деятельность которого изначально ориентирована, прежде всего, на удовлетворение потребностей корпоративных заем-

Проектное финансирование Услуги по кредитованию персонала предприятия

Ипотечное

С использованием других ценных бумаг Вексельное Овердрафт Кредитная линия Разовое Кредитование

□ Использовали

—I—

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—I—

20

—I—

30

—I—

40

—I—

50

—I—

60

—I—

70

—I—

80

—I—

90

100

□ Хотели бы получать

Рис. 6. Предпочтения предприятий и организаций при выборе кредитных продуктов на рынке Республики Мордовия, %

0

Таблица 7

Доля банков на рынке кредитования юридических лиц Республики Мордовия, %

Банк Иа 1 января

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

АКБ «Актив Банк» (ОАО) 9,10 9,75 4,44 7,42 5,53

АККСБ «КС Банк» (ОАО) 7,67 12,92 8,59 10,93 9,96

АКБ «Мордовпромстройбанк» (ОАО) 13,90 17,15 10,78 12,85 9,42

Региональные банки всего 30,21 40,34 23,60 30,00 24,91

Филиалы иногородних банков 44,54 48,28 68,30 64,35 68,68

Банки других регионов, не имеющих филиалов в регионе 25,23 11,38 8,10 5,65 6,41

Объем сегмента 100 100 100 100 100

Темп роста сегмента 193,33 104,92 184,10 136,77 172,45

щиков. Значительную долю кредитного портфеля банка составляют кредиты промышленности (более 30 %), торговле и сфере обслуживания (более 20 %), сельскому хозяйству (около 10 %). Ориентация АКБ «Мордовпромстройбанк» в кредитной политике на крупных корпоративных клиентов предопределяет то, что на его долю приходится преобладающая часть крупных кредитов, выдаваемых региональными банками РМ.

АКБ «Актив Банк» кредитует преимущественно торговлю (15 %), строительство (15 %) и сельское хозяйство (9 %), хотя в последнее время банк пересмотрел свою кредитную политику в пользу кредитования банков (более 20 %) и активизации работы с населением (рост за последние пять лет с 5 до 8 %).

Приоритетными отраслями для кредитования АККСБ «КС Банк» являются торговля (22,5 %) и население, доля которого в кредитном портфеле за последние пять лет значительно увеличилась (с 8 до 22 %), а доля промышленности сократилась (с 22 до 14,7 %).

За последние годы региональные банки значительно расширили свою деятельность по предоставлению кредитов долгосрочного характера нефинансовым предприятиям. Доля кредитов со сроком более трех лет в совокупном кредитном портфеле региональных банков выросла с 0,60 % в 2002 г. до 9,12 % в 2006 г.

В реализации Республиканской целевой программы развития на 2001—2005 гг. региональные банки участвовали в осуществлении 15 инвестиционных проектов. АКБ «Актив Банк», располагающий наибольшим уставным капиталом и пассивами, участвовал в наиболее крупном инвестиционном проекте стоимостью 161 847,2 тыс. руб. (66,67 % от совокупных инвестиций региональных банков), АККСБ «КС Банк» в проектах на сумму 70 914,2 тыс. руб. (29,21 %), АКБ «Мордовпромс-тройбанк» — на 10 000 тыс. руб. (4,12 %). Существен-

ную конкуренцию региональным банкам в данном сегменте составляет Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России. В инвестиционные проекты предприятий и организаций на 01.01.2006 им было вложено более 2 млрд руб., что составляет 60 % суммы долгосрочных кредитов, выделенных банками, действующими на территории региона.

Однако, несмотря на значительные темпы роста услуг кредитования коммерческих банков, круг компаний, имеющих возможность на регулярной основе использовать банковские кредиты для финансирования инвестиционных потребностей, все еще узок. Объемы, сроки и условия кредитования банками не удовлетворяют потребности агентов рынка. Так, согласно результатам мониторинга, проведенного Национальным банком Республики Мордовия, потребность в кредитах испытывает каждое четвертое предприятие, почти половина из них — в долгосрочных ресурсах. Повышенные риски, сопровождающие инвестиционное кредитование, вынуждают банки предъявлять к заемщикам жесткие требования к залоговому обеспечению, к качеству предъявляемых бизнес-планов, оценке платежеспособности. В связи с этим большое количество предприятий, испытывающих потребность в дополнительном финансировании, пока не могут этим воспользоваться, что в свою очередь является препятствием к расширению кредитных операций. Средний уровень заявленных предприятиями максимально возможных для них ставок составил по краткосрочным кредитам — 13,3 %, по долгосрочным — 13,5 %, что ниже уровня, устанавливаемого банками. Сравнение средних процентных ставок по кредитам, предоставленным банками Мордовии, и сложившимся уровнем ставок в целом по России показывает, что в течение 2001—2005 гг. уровень цен на кредиты в регионе стабильно оставался более высоким, чем в целом по стране (рис. 7).

В 2005 г. по инициативе Министерства экономики Республики Мордовия создана автономная

30 20 10 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005

♦ Ставка по кредитам юридическим лицам в РМ,% годовых —■— Ставка по кредитам юридическим лицам по РФ, % годовых —Л—Рентабельность промышленности РМ, %

Рис. 7. Стоимость кредитных услуг и рентабельность промышленности Республики Мордовия в 2000 — 2005 гг.

некоммерческая организация «Инвестиционная корпорация Мордовии», главным направлением деятельности которой является использование механизма консорциальных кредитов, что в будущем позволит расширить участие региональных банков в кредитовании корпораций путем объединения своих ресурсов.

Концентрация активов в Сбербанке и высокий уровень конкуренции в сегментах обслуживания крупных корпоративных клиентов побуждают банки активизировать свою деятельность в сфере обслуживания малого бизнеса и населения. Основная доля кредитов, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, приходится на предприятия розничной торговли и обслуживания. Кредиты данной сфере традиционно составляют значительную долю в структуре совокупного кредитного портфеля ряда банков: в АККСБ «КС Банк» — 22,5 %, АКБ «Актив Банк» — 15 %, АКБ «Мордовпромстройбанк» — 27,2 %.

АКБ «Актив Банк» и АКБ «Мордовпромстрой-банк» сотрудничают с 2004 г. с ОАО «Российский банк развития» в качестве уполномоченных банков в рамках реализации Программы Правительства РФ по кредитованию субъектов малого предпринимательства с использованием двухуровнего механизма кредитования.

В последнее время все больше проявляется тенденция взаимодействия с предприятиями малого бизнеса РМ филиалов крупных российских банков и дочерних подразделений иностранных банков (Мордовское отделение Сбербанка России, ОАО «Россельхозбанк», ОАО «ВТБ 24», специализирующийся на обслуживании частных клиентов малого бизнеса, ОАО «Урса банк», ОАО «Экспо-банк» и др.), которые создали специальные программы по работе с малым бизнесом (в том числе беззалоговые кредиты, кредитование с участием уполномоченной организации) и начинают активно осваивать эту нишу. Кроме того, также наблю-

дается активизация деятельности в сфере малого бизнеса лизинговых компаний («Росагролизинг», ЗАО «ВКМ-Лизинг», ООО «Республиканская лизинговая компания «Мордовия-Лизинг», ООО «МПСБ-Лизинг») и центров микрокредитования (Фонд развития венчурного финансирования малого бизнеса в научно-технической сфере, ООО «Дом малого бизнеса», потребительские кооперативы).

Региональные банки также начали активно развивать розничный бизнес. Популярным и востребованным финансовым продуктом у населения республики являются банковские вклады. Более динамичное привлечение средств на счета физических лиц было в основном обусловлено ростом реальных денежных доходов населения, введением системы страхования вкладов населения. Кроме того, расширение рынка депозитов населения частично обеспечивается трансформацией «матрасных» сбережений в банковские вклады (динамика вкладов в 2001—2004 гг. превышала динамику доходов населения), что свидетельствует о росте доверия населения к банкам (табл. 8). Растет конкуренция между банками, и укрепляются позиции региональных банков на рынке частных вкладов: их доля за последние 5 лет выросла почти в 2 раза.

Одновременно наблюдается сокращение доли Мордовского отделения Сбербанка России с 73,76 % в 2002 г. до 56,54 % в 2006 г., происходящее вследствие ускоренного развития розничного бизнеса другими банками в равных конкурентных условиях. Доля филиалов иногородних банков за тот же период выросла с 5,17 до 6,06 %. Лидирующие позиции среди региональных банков (и вторую после Сбербанка позицию) занимает АККСБ «КС Банк», демонстрируя самые высокие темпы роста вкладов населения благодаря грамотной депозитной политике и широкой продуктовой линейке вкладов.

Региональные банки устанавливают пониженную планку минимальных взносов срочных

Таблица 8

Доля банков на региональном рынке вкладов населения Республики Мордовия, %

Банк Иа 1 января

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

АКБ «Актив Банк» (ОАО) 4,03 5,36 5,77 6,69 8,88

АККСБ «КС Банк» (ОАО) 7,13 11,47 14,55 16,20 16,25

АКБ Мордовпромстройбанк» (ОАО) 9,12 10,68 11,60 11,44 12,27

Региональные банки всего 21,07 27,80 32,10 34,43 37,40

Филиалы иногородних банков 78,93 72,20 67,9 65,57 62,60

В том числе: — Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России 73,76 68,60 63,12 59,71 56,54

— другие филиалы 5,17 3,60 4,78 5,86 6,06

Объем сегмента 100 100 100 100 100

Темп роста сегмента 146,25 144,37 131,05 136,51 144,41

вкладов, учитывая относительно невысокий уровень доходов населения в регионе (АКБ «Актив Банк» - 200 руб., АККСБ «КС Банк», АКБ «Мор-довпромстройбанк» — 500 руб., для сравнения — Сбербанк России, ОАО «Импексбанк», ОАО «Возрождение» — 1 000 руб.).

Свои предпочтения клиенты отдают рублевым вкладам, доля которых в совокупных вкладах населения в банках за последние пять лет выросла с 87,4 до 94,1 %. Валютная структура депозитов во многом определяется динамикой курса доллара и евро на валютном рынке. По мнению экспертов, рублевые вклады в ближайшие годы останутся наиболее востребованными.

Если рассматривать динамику депозитов в зависимости от сроков размещения, то наибольший рост демонстрируют депозиты со сроком от 1 года до 3 лет, тогда как остальные сохраняются приблизительно на одном уровне. Процентные ставки только по «длинным» депозитам позволяют уберечь накопления от продолжающей оставаться высокой инфляции, краткосрочные депозиты в реальном исчислении убыточны.

В последнее время банки активно пересматривают свою процентную политику в сторону уменьшения ставок. Участники рынка прогнозируют дальнейшее падение ставок по банковским вкладам, что связано как с макроэкономической ситуацией, так и с политикой Банка России по снижению ставки рефинансирования. Вместе с тем именно поэтому банковские вклады становятся все менее привлекательными для сбережения денежных средств, так как уже сейчас доходность по ним находится на уровне инфляции. Определенное влияние на политику процентных ставок банков оказывает ситуация на рынке потребительского кредитования. Усиление конкуренции на данном сегменте рынка вынуждает банки снижать процен-

тные ставки по кредитам и как следствие — сокращать издержки на привлечение ресурсов.

Кроме того, в последнее время в регионе активизировали свою деятельность финансовые организации, предлагающие альтернативные варианты инвестирования (ИК «Финам», страховые компании «Росгосстрах-Поволжье», «Альфа-страхование», негосударственные пенсионные фонды «Социум», «БСБ-Фонд», кредитные кооперативы — ПКВК «Взаимность» и др.). Поэтому банки расширяют перечень инвестиционных продуктов и услуг для населения, предлагая брокерские услуги (Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России, АККСБ «КС Банк», АКБ «Актив Банк») и монеты из драгоценных металлов, используемые для коллекционных и накопительных целей (Мордовское отделение Сбербанка России № 8589, АККСБ «КС Банк»). В качестве перспективного продукта АККСБ «КС Банк» планирует предложить своим клиентам «металлические» счета. По данным АККСБ «КС Банк», среди клиентов, имеющих брокерские счета, преобладают люди, рассматривающие данную услугу в качестве долгосрочного способа вложения денег (80 % владельцев брокерских счетов).

Самым динамичным сегментом розничного рынка является кредитование населения. Рост популярности кредитов на товары длительного пользования связан с повышением уровня жизни населения республики, возможностью удовлетворить отложенный спрос, ранее требовавший длительного накопления средств.

В настоящее время можно выделить три относительно независимых сегмента рынка розничного кредитования:

1) потребительское кредитование, включающее кредиты на неотложные нужды и на приобретение товаров длительного пользования;

Таблица 11

Сведения об операциях, совершенных на территории Республики Мордовия и за ее пределами держателями пластиковых карт, в 2002 — 2006 г.

Показатель На 1 января

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Физические Количество карт, тыс. ед. 17,2 39,5 65,7 97,1 145,8

лица Темп роста, % 322,19 229,48 166, 54 147, 78 150, 17

Всего операций (включая за рубежом), млн руб. 90,2 401,0 624,1 1 145,0 1 864,1

В том числе:

— по получению наличных, % 94,96 99,22 98,90 98,41 98,84

— по оплате товаров и услуг, % 5,04 0,78 1,10 1,59 1,16

Количество карт, тыс. ед. 0,092 0,130 0,166 0,152 0.157

Темп роста, % 153,33 141,30 127,69 91,57 103,29

Юридические Всего операций (включая за рубежом), млн руб. 5,4 13,7 24,8 16,3 20,7

лица В том числе:

— по получению наличных, % 93,14 98,46 95,14 93,46 92,44

— по оплате товаров и услуг, % 6,86 1,54 4,86 6,54 7,56

Лидером по эмиссии пластиковых карт в республике является АККСБ «КС Банк», занимая 49,08 % регионального рынка (доля АКБ «Актив Банк» — 5,10 % рынка, АКБ «Мордовпромстройбанк» — 10,60 %, Мордовское отделение Сбербанка России — 23,98 %). По данным Росбизнесконсалтинга (РБК) по итогам 2005 г., АККСБ «КС Банк» был признан лидером по реализации проекта пластиковых карт среди банков Поволжья. На 01.01.2007 владельцами пластиковых карт банка стало около 40 тыс. чел. (для сравнения: по ПФО: Саровбизнесбанк — 18 тыс. чел., Краснодарбанк — 15,7 тыс. чел.).

АККСБ «КС Банк» остается лидером по приему платежей населения (76 % рынка), постоянно расширяя перечень платежей (более 40) и внедряя новые технологии их приема (автоматизированная программа «Город», обеспечивающая получение информации о текущей задолженности клиента по различным услугам на сайте системы в сети Интернет, оплату услуг без заполнения квитанций).

Усиление конкуренции на региональном рынке приводит к тому, что ключевым фактором, определяющим жизнеспособность банка, становится качество продуктов и способность наиболее полно удовлетворять потребности своих клиентов.

В ходе мониторинга, проведенного Национальным банком РМ среди предприятий региона, высокий уровень банковского обслуживания отметили 38,8 % респондентов, высокое качество услуг — 35 %. При этом определяющими факторами высоких оценок стали: оперативность обслуживания, достаточно удобный режим работы, вежливость персонала (рис. 8).

Наиболее существенными аспектами, снижающими качество обслуживания корпоративных клиентов, являются сложные и длительные процедуры оформления документации (отметили 90 % респондентов), отсутствие ориентированности на отраслевую специфику и потребности предприятия, гибкости в оказании услуг (40, 50 и 50 % соот-

Быстрота решений Оперативность обслуживания Вежливость персонала Удобные и понятные процедуры оформления Удобный режим работы Возможность переговоров с руководством банка Гибкость в оказании услуг Анализ потребностей предприятия Учет специфики отрасли Сложные и длительные процедуры оформления

10

20

30

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

60

70

80

90

100%

□ Да - для всех И Да - для части □ Не отметили

Рис. 8. Качественные характеристики представления банковских услуг корпоративным клиентам

0

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

29

28 (316) - 2008

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100% □ Полностью согласен □ Согласен □ Нейтрален □ Не согласен □ Абсолютно не согласен

рис. 9. Оценка физическими лицами уровня обслуживания и качества услуг банка

Офисы банка расположены удобно В офисах красиво и удобно, сотрудники выглядят опрятно Сотрудники вежливы и внимательны к вам Сотрудники хорошо объясняют у слуги банка Обслуживание в банке не занимает много времени В СМИ достаточно информации об услугах банка

ветственно). Кроме того, не всегда предоставляется возможность согласовывать условия обслуживания с руководством банка (54 % респондентов).

Опрос, проведенный нами среди клиентов-фи-зических лиц относительно качества банковского обслуживания в одном из региональных банков (приняли участие 190 респондентов в пяти отделениях г. Саранска и шести районных отделениях) в марте 2006 г., позволил получить следующие результаты (рис. 9).

В целом качество обслуживания розничными клиентами банка оценивается достаточно высоко. В основном недовольство респондентов связано с неудобным расположением части подразделений банка, сложными и длительными процедурами обслуживания и недостаточной информацией об услугах банка.

Результаты оценки рыночных позиций, занимаемых региональными банками, свидетельствуют о том, что им удается удерживать и наращивать свою долю в сегменте вкладов населения путем установления пониженных минимальных взносов и проведения активной депозитной политики. АККСБ «КС Банк» является лидером в таких сегментах, как пластиковые карточки и платежи населения, благодаря использованию современных информационных технологий в процессе обслуживания клиентов и расширению точек продаж. Несмотря на высокую репутацию среди предприятий и организаций республики, региональным банкам не удается добиться ведущих позиций в основных сегментах корпоративного рынка (расчетно-кассовое обслуживание и кредитование). Данная ситуация связана с концентрацией спроса корпоративных клиентов в Мордовском отделении Сбербанка России благодаря долгосрочным и «масштабным» ресурсам, а также использованию комплексного обслуживания. Следовательно, основной акцент в конкурентной борьбе банков смещается на розничный сегмент.

Кроме этого, одной из тенденций развития регионального рынка банковских услуг является активизация компаний, предлагающих альтернативные банковским продукты и услуги (страховые, инвестиционные, лизинговые). Это значительно расширяет возможности выбора продуктов и услуг для корпоративных и розничных клиентов, что в свою очередь может привести к ухудшению рыночных позиций региональных банков. Оценка удовлетворенности как розничных, так и корпоративных клиентов качеством обслуживания в банках выявила существенные возможности для региональных банков в большей ориентированности на потребности клиентов.

литература

1. Бояркина О. И. Роль Сбербанка России в развитии экономики / Актуальные проблемы качественного экономического роста: материалы Всерос. науч. -практ. конф. (г. Саранск, 20 — 21 окт. 2005 г.): в 2 т. Т. 2. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2005. — 160 с.

2. Мехряков В. Д. О некоторых аспектах регулирования конкурентных отношений на рынке банковских услуг // Банковское дело. 2003. № 12. - С. 25 - 28.

3. Мониторинг спроса предприятий нефинансового сектора экономики на банковские услуги / Национальный банк Республики Мордовия, Саранск, 2006. - 13 с.

4. Никонова И. А., Шамгунов Р. Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка / И. А. Никонова, Р. Н. Шамгунов. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. — 304 с.

5. Отчеты о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2002 — 2006 гг. /www. cbr. ru.

6. ПортерМ. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер; Пер. с анг. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 453 с.

7. Синки Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг / Джозеф Син-ки-мл.; пер. с анг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 1 018 с.

8. Тренькин А. П. Участие кредитных организаций Республики Мордовия в инвестиционном процессе // Деньги и кредит. 2005. № 11. — С. 61 — 63.

9. Сайт ОАО АКБ «Мордовпромстройбанк» www. mpsb. ru.

10. Сайт ОАО АКБ «Актив Банк» www. aktivbank. ru.

11. Сайт ОАО АККСБ «КС Банк» www. ks-bank. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.