Научная статья на тему 'Формирование системы рыночного ценообразования коммерческих банков в современных условиях'

Формирование системы рыночного ценообразования коммерческих банков в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
884
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / ПРОЦЕНТ / ТАРИФ / УСЛУГА / ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чхутиашвили Л.В.

В современных условиях процесс управления ценами на банковские услуги приобретает первостепенное значение для текущей оперативной деятельности коммерческого банка и для стратегии его дальнейшего функционирования. Посредством четкого учета собственных расходов на оказание различных видов банковских услуг и формирования обоснованных цен на них коммерческие банки получают возможность адекватно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Статья посвящена формированию системы рыночного ценообразования коммерческих банков в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы рыночного ценообразования коммерческих банков в современных условиях»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

л. в. чхутиашвили,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики

E-mail: lela@email.ru Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина

В современных условиях процесс управления ценами на банковские услуги приобретает первостепенное значение для текущей оперативной деятельности коммерческого банка и для стратегии его дальнейшего функционирования. Посредством четкого учета собственных расходов на оказание различных видов банковских услуг и формирования обоснованных цен на них коммерческие банки получают возможность адекватно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Статья посвящена формированию системы рыночного ценообразования коммерческих банков в современных условиях.

Ключевые слова: банк, процент, тариф, услуга, цена, ценообразование.

Модернизация российской экономики требует поиска эффективных путей формирования цивилизованного рынка. Одним из основных условий решения этой проблемы является эффективное функционирование банковской системы. Ее основу составляют конкурентоспособные коммерческие кредитные учреждения, владеющие значительным арсеналом современных методов ведения банковского дела.

Эффективность функционирования коммерческих банков напрямую связана с проводимой ими политикой в области ценообразования. Посредством четкого учета собственных расходов на оказание различных видов банковских услуг и формирования обоснованных цен на них коммерческие банки получают возможность адекватно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. В современных условиях процесс управления ценами приобретает первостепенное значение для текущей оперативной

деятельности коммерческого банка, а зачастую и для стратегии его дальнейшего функционирования.

Развитие процессов в сфере ценообразования банковских услуг происходит последовательно — от учета инфляции до использования инструментария затратного и коммерческого ценообразования, основанных на учете ценности услуги и затрат банка на ее осуществление.

Несмотря на практический опыт, приобретенный российскими банками за время проведения реформ, фундамент системы рыночного конкурентного ценообразования закладывается слишком медленно, с оглядкой на методы, действовавшие в условиях централизованной экономики.

Теоретические и практические аспекты деятельности коммерческих банков в реалиях развития отечественной экономики, анализ возможностей использования адаптированных достижений западного опыта и инновационных методов ведения банковского дела, в том числе в области разработки и реализации инструментарно-методических средств ценовой политики, являются особенно актуальными в современных условиях.

Методология формирования цен на банковские услуги. Современная банковская система России создавалась в соответствии с представлениями, сложившимися в мировой практике.

Банковскую систему можно определить как кровеносную систему организма под названием экономика. По этой системе течет кровь—денежные потоки , которые питают экономику страны. Кредитные организации являются сосудами этой кровеносной системы. В случае возникновения задержек в сосу-

дах-банках организм, т. е. экономика страны, впадает в состояние коллапса. Это наглядно продемонстрировал финансовый кризис и 1998, и 2008 гг.

Финансовые посредники выполняют важную хозяйственную функцию, обеспечивая обществу механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала. Совокупность таких посредников, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма, образует банковскую систему, основная цель которой — обслуживание оборота денежного капитала в процессе производства и обращения товаров, осуществления хозяйственной деятельности.

Банк — это финансовое предприятие, которое аккумулирует свободные денежные средства, предоставляет их во временное пользование, выступает посредником во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, организациями или отдельными лицами и регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) наличных денег.

Определение функций отдельных банков и реализации их деятельности дается в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» и других законодательных актах.

Центральный банк РФ (Банк России) — самостоятельное учреждение, осуществляющее расходы за счет собственных доходов. Он является единственным банком России, который наделен правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Он исполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны и находится в собственности Российской Федерации.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и

юридических лиц; размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Банки, в свою очередь, подразделяются на универсальные и специализированные. Они могут представлять своим клиентам до 200 видов услуг. Их главные функции представлены на рис. 1.

Основное отличие специализированных банков заключается в предоставлении ими очень узкого спектра финансовых услуг своим клиентам, т. е. специализация банка на определенном виде услуг, которая бывает функциональной, отраслевой, клиентской, территориальной. Пример специализации приведен в табл. 1.

На современном этапе развития банковской системы России необходимо отметить тенденцию перехода рынка производителя (банк) в рынок потребителя (клиент). Появление такой тенденции закономерно, а ускоривший ее импульс связан с последствиями кризиса 2008 г., который показал значимость характера отношений между клиентом и банком и необходимость переориентации рынка банковских услуг на наиболее полное удовлетворение потребностей клиента.

Рис. 1. Функции коммерческого банка

Таблица 1

Специализация АКБ «Московский Индустриальный банк» (ОАО)

Перечень услуг для юридических лиц Перечень услуг для физических лиц

Расчетное обслуживание: — открытие и ведение счетов; — расчеты; — документарные операции (аккредитивы); — помощь в розыске не поступивших в пункт назначения денежных средств, а также платежных документов клиентов; — консультационные услуги по всем видам расчетов, оформлению платежных документов и другим вопросам; депозитарные услуги Вкладные операции — широкий спектр вкладов в рублях и иностранной валюте

Системы «Банк — клиент» и «Интернет-банк»: Денежные переводы (в том числе по системам Western Union и

— дистанционное расчетное обслуживание и обеспечение справочной информацией; — автоматическая голосовая система, позволяющая с любого кнопочного телефона получить информацию о своих счетах при сохранении полной конфиденциальности Анелик): —оперативный перевод денег в любую точку мира; —проведение налоговых и других платежей, возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг, услуг телефонной связи, цифрового телевидения, доступа в Интернет

Кассовое обслуживание: — прием и пересчет денег в рублях; — пересчет и зачисление на счет клиента инкассированных денежных средств не позднее следующего рабочего дня; — выдача наличных в рублях по денежным чекам, а также в рублях и иностранной валюте — на командировочные расходы Услуги физическим лицам: — дорожные чеки — удобная форма расчетов и хранения денежных средств, принятая во всем мире; — кредитование, — кредитные карты с льготным периодом кредитования, — инкассо, — индивидуальные сейфы, — страхование и др.

Инкассация и доставка денежных средств и ценностей: Пластиковые карты:

— инкассация наличных денежных средств в кассе клиента; — доставка наличности в кассу предприятия; — доставка разменной монеты требуемого достоинства в обмен на банкноты в согласованное с клиентом время — оплата покупок в России и за рубежом в магазинах, сервисных центрах и сети Интернет; — бронирование номеров в гостиницах; оплата аренды автомобиля без внесения залога; — получение наличных через глобальную сеть банкоматов и пунктов выдачи наличных в любой стране мира

Кредитование: — сверхкороткое, кратко-, средне- и долгосрочное; — определение оптимального комплекса услуг, условий кредитования и установление лимитов заемщикам; — кредиты на организацию и развитие бизнеса, экспортно-импортное, торговое и проектное финансирование; — предоставление банковских гарантий Кассовое обслуживание: — покупка, продажа, обмен иностранной валюты; — пересчет и проверка денежных знаков; операции с дорожными чеками; — продажа монет; — переводы без открытия счета

Лизинговые операции — сохранение оборотного капитала и кредитных линий организации Индивидуальные сейфы — сохранность ценностей с гарантией полной безопасности

Аккредитив — принимаемое банком по поручению плательщика условное денежное обязательство произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи

Корпоративные банковские карты — универсальный помощник для безналичной оплаты командировочных и представительских расходов в России и за рубежом

Эквайринг позволяет предприятиям торговли и сервиса принимать в качестве оплаты за товары и услуги банковские карты

Зарплатный проект значительно упрощает процесс выплаты заработной платы и позволяет предприятию: — избежать излишних административных затрат и рисков, связанных с получением, доставкой, хранением и распределением наличных денежных средств; — установить банкомат на территории предприятия; — сэкономить рабочее время сотрудников; — обеспечить конфиденциальность информации о заработной плате

Страхование: — имущества организаций и предприятий; — транспорта; — сотрудников организаций по программам добровольного медицинского страхования

Коммерческие банки в рыночной экономике — это по существу те же субъекты предпринимательства в особой, денежно-кредитной сфере хозяйственной деятельности. На принципах свободной купли-продажи они привлекают ресурсы (формируют пассивы) и размещают их по тем или другим назначениям (формируют активы), руководствуясь ценами и критериями роста своих прибылей, капиталов и повышения престижа, укрепления надежности.

Двойственность природы коммерческого банка заключается в том, что, с одной стороны, это финансовый посредник (спекулянт), аккумулирующий денежные ресурсы и предлагающий их в ссуды, а с другой — предприятие, способное создавать банковские продукты. При этом банк всегда выступает как социальный институт, исходя из его роли и функций в экономике страны.

Банковский продукт — это функционально обособленная система отношений между кредитной организацией и клиентом по поводу оказания услуги на основе проведения банковских операций с использованием банковских документов и технологий.

Банковская услуга — нематериальный процесс выполнения банковской операции (комплекса операций), результатом которого является удовлетворение потребностей клиента.

Банковская операция — система (последовательность) действий, предусмотренных законодательством, которую обязана совершать кредитная организация для качественного исполнения своих обязательств перед клиентами по поводу предоставления банковского продукта.

Банковские операции характеризуют как внутренние отношения между конкретными работниками банка, так и внешние — между работниками банка и клиентами. Таким образом, целесообразно дифференцировать банковские операции на открытые, связанные с внешними отношениями, и закрытые, осуществляемые внутри банка.

Учитывая, что в основе банковской услуги лежит банковская операция, целесообразно также дифференцировать и бан-

ковские услуги. Закрытая (внутренняя) услуга может продвигать банковский продукт как до подразделений, которые в дальнейшем посредством оказания открытой (внешней) услуги доведут банковский продукт до клиента, так и до подразделений, которые потребляют данный продукт внутри банка (например, аналитический отчет о состоянии рынка драгоценных металлов может быть и продан клиенту, и использован управлением по работе с розничными клиентами). Подобная дифференциация очень важна для формирования цены банковского продукта и трансферт-цены.

Банковский сервис является совокупностью открытых услуг по обслуживанию стандартизированного банковского продукта для неперсонализирован-ного клиента в рамках реализации инновационных подходов в банковской сфере на основе использования унифицированных процессов обработки информации и единой технологии совершения операций в условиях функционирования централизованной автоматизированной банковской системы, приносящей банку инновационный доход.

Важнейшим элементом банковского сервиса является построение системы персональных коммуникаций с клиентом на основе современных информационных и коммуникационных технологий, в том числе внедрения системы управления взаимоотношениями с клиентами, которая обеспечивает функции автоматического интеллектуального маркетинга (CRM-технологии). С названными понятиями можно представить в целом современный механизм банковского производства в виде схемы (рис. 2).

банк

Подразделение 2 внедрение продукта

ШЩ

* CRM-система управления взаимоотношениями с клиентами.

Рис. 2. Механизм банковского производства

Банковская система, являясь частью сферы денежно-кредитных отношений, должна определять виды продуктов, предлагаемых клиентам, их количество, распределение между членами общества. Цикличность экономического развития оказывает непосредственное воздействие на эффективность банковского производства, изменение подходов к ценообразованию в зависимости от спроса на банковские продукты и услуги.

Кроме того, при рассмотрении банка как специфического предприятия необходимо обратить внимание на терминологию, используемую в тех случаях, когда мы говорим о ценообразовании в коммерческих банках.

Понятийный ряд применительно к ценообразованию в коммерческих банках несколько расширен по сравнению со всеми остальными небанковскими организациями. Обращаясь к количественной характеристике банковской услуги, далеко не всегда мы говорим лишь о понятии «цена», ибо последняя принимает и иные формы.

В повседневной практике в коммерческих банках специалисты преимущественно оперируют понятиями «ставка», «норма», «тариф», «котировка», «расценка», «комиссия», «процент». Так, если процент по банковской ссуде составляет 13 % годовых, то мы понимаем, что речь идет о цене услуги банка в размере 13 % годовых.

Работая с валютой, мы обращаем внимание на действующие курсы иностранной валюты по отношению к национальной: курс Банка России, курс покупки и курс продажи валюты коммерческим банком.

Цена услуги банка по инкассированию денежных средств и ценностей (инкассация) — это тариф на услуги инкассации. А цена драгоценных металлов: золота, серебра, платины и палладия, установленная Банком России в качестве ориентира при совершении сделок покупки-продажи, — это котировка.

Рассуждая о проблемах определения нормы процента, Дж. Р. Хикс отмечал: «Процент—это цена, и как всякая другая цена, должна определяться с позиций внутренне взаимозависимой системы цен. Проблема не состоит в том, чтобы определить норму процента in vacuo (лат. «в пустом пространстве»), — существует общая проблема определения цены в экономике, где практикуются заимствование и кредитование и где, таким образом, норма процента служит составляющей общей системы цен».

Во всех перечисленных примерах цена, приобретая различные формы, тем не менее остается

все тем же мерилом банковской услуги, отражая затраты на ее осуществление; ценность для потребителя; отношение к ценам на аналогичные услуги банков-конкурентов и прочее.

Таким образом, существенные этимологические различия в словах, понятийно близких к слову «цена» («ставка», «тариф», «котировка», «расценка», «комиссия»), формируют определенную специфику ценообразования в коммерческих банках.

Ценовые стратегии и методы ценообразования.

Функционирование любого коммерческого банка происходит в рамках принятой руководством стратегии. Однако ценообразование на банковские продукты имеет свои особенности, вызванные разновидностями банковских услуг. Несмотря на это, в ценообразовании используются типичные ценовые стратегии с учетом специфики банковских услуг.

Ценовые стратегии фирмы — это определение (выбор) фирмой из всех возможных направлений действий в области главного ценообразования, обеспечивающего достижение поставленной цели в каждом конкретном месте и в конкретный временной отрезок.

Руководство банка выбирает одну основную и (или) несколько альтернативных стратегий ценообразования в зависимости от рейтинга самого банка, размера контролируемого им рынка и конкретной ситуации экономико-политической конъюнктуры. Иными словами, в зависимости от необходимости достижения конкретной цели в определенный момент времени банк может использовать ту или иную стратегию. При этом необходимо четко представлять, что у коммерческого банка могут быть различные цели, которые изменяются в зависимости от фактора времени, конъюнктуры рынка банковских услуг и финансового состояния самого учреждения. Среди целей основными могут быть такие, как максимизация текущей прибыли, удержание позиций на рынке, лидерство в качестве продуктов.

В зависимости от применяемого подхода выделяют разнообразные виды и группы ценовых стратегий (табл. 2).

В рамках данных стратегий рассматриваются и ценовые политики. Например, в рамках стратегии «ассоциированного рынка» разрабатываются такие виды политики: политика льготных, гибких (эластичных), конкурентных или неокругленных цен; политика массовых закупок. В рамках стратегии «лидера» применяются виды политики: «снятия сливок», дискриминационных, единых или престижных цен.

Таблица 2

Основные ценовые стратегии банков

Цена услуги по сравнению с ценой услуги аналога Цена услуги по сравнению с ценой услуги-аналога

Ниже Примерно одинаковая Выше

Ниже Демпинг Латентный демпинг Ориентация на определенный рыночный сегмент

Одинаковая или выше Стратегия вхождения в рынок Стратегия «ассоциированного рынка» Стратегия «лидера»

Ценовые стратегии можно также разделить на три большие группы: дифференцированное, конкурентное и ассортиментное ценообразование.

В стратегиях дифференцированного ценообразования один и тот же продукт реализуется различным группам потребителей по разным ценам. При этом цена может меняться как в зависимости от сегмента рынка (например, индивидуальные и корпоративные заемщики; клиенты, различающиеся уровнем кредитоспособности), так и во времени (например, от фазы цикла, сезона).

К группе стратегий конкурентного ценообразования относятся те стратегии, при использовании которых банки устанавливают цены в зависимости от своего положения на рынке. Примером может служить попытка проникновения на рынок или захвата как можно большей его части, когда используются заниженные цены. Сюда же относятся и географические стратегии банковского ценообразования, когда цены банковских услуг в разных регионах различаются в зависимости от степени развития местной кредитно-финансовой сферы, возможностей проникновения на рынок других банков, а также от получения потребителями услуг извне.

В группе ассортиментных ценовых стратегий в качестве критерия выделяют взаимозависимость цен на различные виды услуг. Пример — приобретение определенного пакета услуг банка может обойтись клиенту дешевле, чем их раздельная покупка. Возможно также предоставление банком дешевых или даже бесплатных продуктов и услуг, если в результате клиенту придется воспользоваться и другими услугами банка.

Таким образом, стоимость банковских услуг складывается под влиянием примерно тех же це-нообразующих факторов, что и на внебанковских (товарных и т. п.) рынках.

Ценовые стратегии рассматривают в качестве проводника ценовой политики фирмы, входящей наряду с другими элементами в комплекс марке-

тинга. Ценовые стратегии являются неотъемлемой частью стратегий разработки товара, его качества, распространения и продвижения. Это вытекает из того, что все элементы комплекса маркетинга связаны между собой. Необходимо подчеркнуть, что рассматриваемые ценовые стратегии относятся к предприятиям, производящим различные товары, а не к банкам. Тем не менее их необходимо рассмотреть.

Ценовые стратегии рассматриваются по отдельности и включают в себя стратегии:

— высоких цен;

— средних цен;

— низких цен;

— целевых цен;

— неизменных цен;

— изменяющихся цен;

— льготных цен;

— цен на товары, взаимосвязанные с точки зрения издержек производства;

— цен относительно отражения в них качества товара;

— цен и репутации фирмы;

— цен в зависимости от предназначения товара;

— традиционных шкал цен на товары различной классности и их учета при производстве товаров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— неокругленных цен;

— гибких цен;

— цен, учитывающих географический фактор;

— скидок с цен;

— дискриминационных цен;

— смешанные маркетинговые.

Таким образом, существуют различные точки зрения на рассматриваемые ценовые стратегии. Представляется правильным использовать для целей ценообразования в банковской сфере не какую-то отдельную из приведенных позиций, а их комбинацию.

Существуют различные методы определения цен. Одни эксперты при рассмотрении методов ценообразования в банках приводят следующую классификацию:

— метод «средние издержки плюс прибыль»;

— на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

— на основе ощущаемой ценности продукта;

— на основе уровня текущих рыночных ставок;

— на основе взаимоотношений с клиентурой;

— с целью проникновения на рынок;

— скользящее ценообразование.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Другие, рассматривая методы в общем смысле, без учета конкретной сферы экономики, разделяют их на затратные, рыночные и эконометрические.

Третьи классифицируют такие методы определения цен:

— на основе издержек производства;

— с ориентацией на ощущаемую потребителем ценностную значимость товара;

— с ориентацией на конкуренцию;

— на основе нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка;

— параметрические;

— метод статистических игр.

Из рассмотренных классификаций последние две относятся к методам ценообразования на товары в общеэкономическом смысле. Первая же приводится касательно банковской сферы. Эта систематизация является «смазанной», поскольку метод ценообразования с целью проникновения на рынок относится к ценовым стратегиям, но никак не к методам ценообразования. Методы «средние издержки плюс прибыль» и на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, приведенные в той же классификации, представляют собой разновидности одного и того же метода, а именно — «издержки плюс», при котором цена определяется путем суммирования затрат и прибыли.

С учетом всех обстоятельств и рассмотренных выше классификаций, по мнению автора, представляется оптимальным следующее разделение методов ценообразования.

1. Затратные методы:

— на основе определения полных затрат;

— на основе определения прямых затрат;

— на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

2. Рыночные методы:

— с ориентацией на ощущаемую потребителем ценностную значимость товара;

— с ориентацией на конкуренцию (на уровне текущих рыночных ставок);

— с ориентацией на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.

3. Эконометрические методы.

Рассмотрим более подробно эту классификацию.

Затратные методы ценообразования.

Метод, основанный на определении полных затрат. При его использовании определяются полные затраты на производство определенного продукта (товара, услуги) и прибавляется сумма

прибыли, которую желает получить производитель. При этом в расчет принимаются как переменные, так и постоянные расходы.

Метод, основанный на определении прямых затрат. Его сущность состоит в суммировании прямых затрат на производство товара и прибыли. Постоянные затраты в расчет не принимаются.

Метод определения цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Цена устанавливается таким образом, чтобы она обеспечивала получение определенного размера прибыли.

Упомянутые методы имеют свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам в первую очередь можно отнести простоту расчета цены при условии доступности информации о затратах. К минусам — то, что эти методы не учитывают спроса на банковские услуги, чувствительности клиентов к уровням устанавливаемых цен и цен банков-конкурентов.

Рыночные методы ценообразования.

Определение цен с ориентацией на ощущаемую потребителем ценностную значимость товара. В расчет принимаются не затраты, связанные с оказанием услуги, а восприятие ее клиентом. Применяя этот метод ценообразования, банки часто исходят из того, что ценность продукта для клиента нужно не просто констатировать, а всячески подчеркивать и создавать у потребителя соответствующее представление о том, что без услуги такого качества, оказываемой конкретным банком, ему просто не обойтись. При определении цены банки должны соотнести свои услуги с услугами, оказываемыми банками-конкурентами относительно их цен и качества.

Определение цен с ориентацией на конкуренцию. Используя данный метод, банки ориентируются на цены, действующие на рынке. Это часто бывает связано с невозможностью четко определить собственные затраты на оказание какой-либо конкретной услуги. В большинстве случаев так ведут себя банки, которые не являются лидерами на рынке. При этом они не меняют своих цен до тех пор, пока их не изменят конкуренты. Причем зачастую это происходит в условиях изменения собственных затрат на оказание услуг.

Определение цен с ориентацией на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка. В этом случае банк должен определить цель, которую он хочет достичь, оказывая конкретную услугу. Потом, оценив свои возможности, он определяет предполагаемый объем продаж, затраты, связанные с оказанием данного объема услуг. Впоследствии с учетом рыночной

конъюнктуры и существующего на рынке спроса на эту услугу банк может выбрать оптимальное соотношение «цена — объем продаж» и установить окончательную цену на свою услугу.

Эконометрические методы ценообразования.

Среди данных методов ценообразования можно выделить методы удельных показателей, корреляционно-регрессионного анализа, экспертных оценок и др. Они практически не используются в банковском ценообразовании, за исключением метода экспертных оценок.

Из всех перечисленных методов банковского ценообразования в нашей стране наибольшее распространение получило определение цен с ориентацией на конкуренцию. Установление цен на основе издержек производства коммерческие банки также используют, но в основном крупные. Причем во многих случаях это делают для выявления ориентира в сложившемся на рынке положении дел. Использование метода является возможным лишь при наличии четкого разделения затрат и расходов коммерческого банка по видам операций.

По результатам проведенного автором социологического исследования стало известно, что многие коммерческие банки определяют цены на свои услуги простыми способами, не уделяя этому должного внимания. Например, устанавливают цены путем прибавления нескольких процентов к стоимости привлеченных ими денежных средств, которые используются в дальнейшем в качестве кредитных ресурсов, или на уровне текущих рыночных ставок — в качестве комиссионного вознаграждения. Также ориентиром служат тарифы на услуги, оказываемые Центральным банком РФ, ставка Libor и др.

Кроме того, как уже отмечалось, инсайдеры и другие аффилированные юридические и физические лица имели и имеют возможность получать банковские услуги (в первую очередь кредитные) по заниженным или нулевым ставкам процента и без обеспечения полученных кредитов или каких-либо

гарантий. Помимо этого недостаточно точно учитываются или совсем не идут в расчет возможные риски, присущие тем или иным операциям. Это наглядно продемонстрировал кризис 2008 г.

Подводя итог изложенному, можно отметить, что в Российской Федерации доминирующим методом ценообразования в банковской сфере является определение цен с ориентацией на конкуренцию. К специфическим можно отнести метод определения цен на основе ощущаемой потребителем ценностной значимости товара и эконометрические методы ценообразования.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1.

4. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ.

5. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2003. № 177-ФЗ.

6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99): приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

9. URL: http://europa.eu.int.

10. URL: http://www.bankpravo.ru.

11. URL: http://www.cbr.ru.

(Окончание следует)

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

7х"

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.