Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В МОСКВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В МОСКВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н.Н. Филатов, А.В. Иваненко, В.И. Хизгияев, С.Г. Сафонкина, Е.В. Иродова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В МОСКВЕ»

Практика санитарно-эпидемиологической службы

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2003 УДК 614.3/.4.003.1

Н. Н. Филатов, А. В. Иваненко, В. И. Хизгияев, С. Г. Сафонкина, Е. В. Иродова

ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В МОСКВЕ

Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве

Учреждения санитарно-эпидемиологической службы на протяжении последних десятилетий одновременно с функциями осуществления Госсанэпиднадзора (ГСЭН) предоставляли гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам платные работы и услуги |2]. К их числу относилось проведение занятий по сани-тарно-техническому минимуму, санитарно-гигиенических, санитарно-бактериологических и токсикологических анализов, исследований по определению вредного влияния на работающих физических факторов, работы по профилактической дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Несмотря на монопольное выполнение учреждениями Службы вышеуказанных работ и услуг, объемы финансовых средств, поступающих от их выполнения, были незначительны и несопоставимы с размерами бюджетных средств, выделяемых на их содержание. Даже учреждения и подразделения дезинфекционного профиля содержались в основном за счет бюджетных средств.

В перестроечный период в связи с созданием в стране многочисленных подконтрольных Службе негосударственных объектов, а также из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования, в том числе и перебоев в финансировании учреждений Службы, развитие платной деятельности учреждениями Службы стало чрезвычайно актуальной проблемой.

Законом РСФСР от 19.04.91 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (I] финансирование госсанэпидслужбы (ГСЭС) наряду с Республиканским бюджетом предусматривалось и за счет внебюджетных средств, поступающих в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР.

Положением о государственной санитарно-эпиде-миологической службе от 01.07.91 [5] было определено, что дополнительными источниками финансирования учреждений Службы являются средства, поступающие за выполнение платных услуг и работ по договорам с предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями.

В соответствии с вышеизложенным, а также с учетом значимости проведения платных работ и услуг Госкомитет СЭН Российской Федерации принял приказы (от 23.02.92 № 15, от 07.09.93 № 91, от 07.08.96 № 125), согласно которым Службой приняты меры по совершенствованию оказываемых платных работ и услуг и расширению их перечня. Благодаря этим приказам в условиях экономического кризиса и недостаточности бюджетного финансирования объем проступающих в Службу внебюджетных средств возрос до размеров бюджетного финансирования, а в последние годы превысил его более чем в 4 раза. Внебюджетные средства способствовали сохранению кадрового потенциала и значительному улучшению материально-технической базы Службы.

Развитию платной деятельности способствовало и то, что в принимаемых в различное время положениях о ГСЭС наряду с ее главной функцией — осуществление ГСЭН определены и иные ее задачи и функции. Так, в соответствии с Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе № 554 [3] задачи и функции Службы, изложенные в пунктах 13, 14 и 15, можно условно разделить на 3 группы: общего и органи-

зационного характера; платные работы и услуги; Госсанэпиднадзор. Или же по источникам финансирования: из федерального бюджета; из бюджетов субъектов Российской Федерации; за счет средств, поступающих за выполнение платных работ и услуг.

Принятые законодательные акты в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, сертификации продукции и услуг, лицензирования отдельных видов деятельности способствовали расширению осуществляемых Службой платных работ и услуг.

Согласно этим законам, органы исполнительной власти, экологического контроля, природопользования, сертификации и лицензирования предъявляют гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам требования о предоставлении им заключения Центра ГСЭН (ЦГСЭН) о соответствии осуществляемой ими деятельности, выполняемой работы, услуги, а также поставляемой, производимой и реализуемой продукции санитарным правилам.

ЦГСЭН для выдачи такого заключения необходимо было вне основного плана осуществлять обследования объектов, проводить исследования, испытания, измерения, на выполнение которых Служба не располагала дополнительными финансовыми средствами и осуществляла их по договорам за счет средств граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. По своей сути в то время создавалась основа для организации и проведения контрольных мероприятий по инициативе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Однако осуществление Службой платных работ и услуг имеет и отрицательные стороны, основными из которых следует считать:

— совмещение одним государственным учреждением функций ГСЭН и выполнения платных работ и услуг негативно сказывается на качестве и полноте осуществления надзорно-контрольных функций. Формально выполняются не только надзорно-контрольные функции, но и сами платные работы и услуги. Так, несмотря на увеличение поступающих внебюджетных средств, объемы лабораторных и инструментальных исследований, испытаний, измерений в Службе выросли незначительно;

— выполнение платных работ и услуг в основное, "бюджетное", время и, как правило, теми же специалистами, которые осуществляют на подконтрольном объекте ГСЭН;

— отсутствие системы аккредитации организаций ограничивают возможность создания конкурентных условий в осуществлении платных работ и услуг, что стало одним из значительных "административных барьеров" на предпринимательскую деятельность в стране. Вследствие этого требует решения вопрос о создании аккредитованных организаций, наделенных функцией осуществления экспертной деятельности путем проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, а также иных функций, не запрещенных действующим законодательством.

Кроме того, выполнение учреждениями Службы платных работ и услуг ошибочно рассматривается гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами и органами исполнительной власти всех

уровней как составная часть осуществляемого Службой ГСЭН, что тоже приводит к дискредитации последнего. Вместе с тем статьей 47 Федерального закона № 52-ФЗ [12| закреплено, что финансирование ГСЭС наряду с другими источниками предусматривает и средства, поступающие за выполнение работ и оказание услуг по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Принятые в развитие данной статьи закона приказы Минздрава России [5, 9] направлены на упорядоченное их осуществление и в первую очередь дифференцированно от проводимого ГСЭН.

В последние годы принимаются меры по дебюрократизации экономики. Так, программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу [10] предусматривает сокращение контрольных функций государственных органов, в том числе "установление исчерпывающего перечня органов государственного контроля (надзора); устранение излишнего административного регулирования предпринимательской деятельности отдельными государственными органами, в частности ГСЭН; установление обязанности контролирующего органа, проводящего проверку, запрашивать в иных контролирующих органах результаты проверок за последний год, а также обязанности предоставлять такую информацию в сочетании с ограничениями на право повторного запроса той же информации у проверяемого хозяйствующего субъекта".

Уже принят ряд законодательных и нормативных документов, направленных на дебюрократизацию экономики. В числе главных из них Федеральный закон от 08.08.01 № 134-ФЭ [ 131, которым определено, что в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более 1 раза в 2 года. Последствия этой нормы могут в дальнейшем негативно сказаться на формировании структуры и штатной численности учреждений Службы.

Вышеуказанным законом [13] определены также принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в числе которых "недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю".

В рамках принимаемых мер по дебюрократизации экономики подготовлен проект Федерального закона "Об основах технического регулирования в Российской Федерации", в котором одними из основных принципов технического регулирования в России определены недопустимость совмещения в одной организации функции органа государственного контроля (надзора) и органа по подтверждению соответствия, а также внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора).

Исходя из изложенного, следует предположить, что в связи с ограничением финансирования Службы, а также жестким регламентированием частоты проведения проверок подконтрольных объектов необходимо пересмотреть штатную численность и структуру учреждений Службы.

Таким образом, посредством выполнения платных работ и услуг учреждениями Службы сформирован "новый" вид услуги — санитарно-эпидемиологические услуги. Эти услуги в рыночных условиях хозяйствования будут востребованы постоянно. На совершенствование их качества направлены приказы Минздрава России [6—8] и санитарные правила СП 1.1.1058—01 [11], регламентирующие организацию и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выпол-

нением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Востребованность сформированных Службой санитарно-эпидемиологических услуг подтверждается и основным принципом защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) — добросовестно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Л итература

1. Закон РСФСР от 19.04.91 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". — М., 1991.

2. Постановление Правительства РСФСР от 28.10.80 № 510 "О специальных средствах учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах". — М., 1980.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологиче-ской службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании". — М., 2000.

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 1 июля 1991 г. № 375 "Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе". — М., 1991.

5. Приказ Министерства здравоохранения России от 31.12.99 № 474 "О перечне платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации". — М., 1999.

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2000 № 299 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций". — М., 2000.

7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.08.2001 № 326 "О порядке проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок". — М., 2001.

8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.08.2001 № 325 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции". — М., 2001.

9. Приказ Министерства здравоохранения России от 18.03.2002 № 85 "О работах и услугах, оказываемых учреждениями госсанэпидслужбы России по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами". — М., 2002.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы). - М., 2001.

11. Санитарные правила СП 1.1.1058—01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением са-нитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". — М., 2001.

12. Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". - М., 1999.

13. Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". — М., 2001.

Поступила 29.11.02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.