Научная статья на тему 'О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ" И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ" И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Г.Г. Онищенко, Н.В. Шестопалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ" И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Проблемные статьи

С Г. Г. ОНИЩЕНКО, Н В ШЕСТОПАЛОВ, 2003 УДК 614.3/.4:342.4

Г. Г. Онищенко, Н. В. Шестопалов

О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ" И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Минздрав России. Москва

Принятие новой Конституции Российской Федерации потребовало пересмотра ряда положений в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения, а также устранения законодательных "пробелов", выявившихся в ходе реализации Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принятого в 1991 г.

Эта проблема была решена с осуществления разработки и принятия в 1999 г. новой редакции Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее — Закон).

Закон составляет основу санитарного законодательства и напраален на обеспечение санэпидблагополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отдельные статьи Закона нашли свое развитие в Федеральных законах "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (2000), "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (1998), "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (2001), "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (2001), в Трудовом кодексе Российской Федерации (2001), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях" (2001) и ряде других.

Санитарное законодательство в настоящее время включает в себя 11 федеральных законов, 165 региональных законов и свыше 3 тыс. санитарных правил и иных нормативных правовых актов.

Во многих регионах России Закон стал основой для разработки и принятия соответствующих управленческих решений, связанных с обеспечением санэпидблагополучия населения.

Показателями уровня санэпидблагополучия населения являются показатели, отражающие, с одной стороны, состояние здоровья (демографические показатели, заболеваемость, уровень физического развития, инвалидность), а с другой — состояние среды обитания населения (загрязнение воды, воздуха, пищевых продуктов, условия труда, быта, отдыха, воспитания и т. п.).

Анализируя практику применения Закона (с 1999 г.) с позиций изменения основных показателей состояния здоровья населения и окружающей среды, следует отметить, что Закон стал основой проведения комплекса мероприятий и координации деятельности федеральных, региональных и отраслевых структур по вопросам предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний.

Так, в 2001—2002 гг. отмечено снижение заболеваемости брюшным тифом, дизентерией, вирусным гепатитом, коклюшем, корью, краснухой и некоторыми другими заболеваниями.

В стране ликвидирован полиомиелит, что подтверждено решением специальной комиссии ВОЗ.

Заболеваемость корью в 2001 г. достигла самого низкого показателя за все время регистрации этой болезни — 1,41 на 100 тыс. населения. В 28 субъектах Российской Федерации корь вообще не регистрировалась, в 30 зарегистрировано от 1 до 4 случаев кори. В 2002 г. эта тенденция сохраняется. В настоящее время осуществляется реализация национальной программы ликвидации кори к 2010 г.

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 214 тыс. ВИЧ-инфицированных. В 2001 г. было выявлено максимальное за весь период регистрации число ВИЧ-инфицированных — 87 177 человек, что почти в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. Вместе с тем за 9 мес 2002 г. зарегистрировано 36 тыс. новых случаев заражения, что в 1,9 раза меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Важным направлением обеспечения санэпидблагополучия населения является разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения санэпидблагополучия населения. Так, в последние годы обеспечивалась реализация Федеральных целевых программ "Вакцинопрофилакти-ка", "Анти-ВИЧ/СП ИД", что позволило снизить либо уменьшить интенсивность распространения некоторых инфекционных болезней.

Во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях разработаны программы профилактики профессиональных заболеваний.

Проблема обеспечения качества и безопасности продуктов питания получила принципиально новое развитие в связи с введением в 2000 г. Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", основой которого является повышение ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов продукции за ее безопасность.

Удельный вес проб пищевых продуктов, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 1996 г. стабильно находится на уровне 7—8%, из них импортируемых было 4—5%.

В целом проведенные мероприятия в области надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов способствовали снижению количества вспышек острых кишечных инфекций и пищевых отравлений. Однако ситуация продолжает оста-

ваться напряженной, о чем свидетельствует недавний факт массового заболевания дизентерией населения Краснодарского края и ряда других регионов юга России, что было связано с выпуском и реализацией Кропоткинским молочным комбинатом некачественной молочной продукции.

Для большинства отраслей экономики по-прежнему характерны неудовлетворительные условия труда, высокий уровень профессиональной заболеваемости, несчастных случаев, потерь трудоспособности, смертности работников.

По данным Госкомстата России, в Российской Федерации доля работников, занятых во вредных условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составила 21,7% общей численности работающих в промышленности, 10,1% — в строительстве, 12,4% — на транспорте, 2,6% — в связи. Около половины работающих во вредных и опасных условиях труда — женщины. К 2001 г. в стране практически каждый шестой работал в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

По сведениям Федеральной инспекции труда, в 2001 г. в Российской Федерации в результате несчастных случаев на производстве погибли 6153 человека (за 9 мес 2002 г. — 3884 человека).

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации санэпидобстановка остается неблагополучной.

Среди причин, оказывающих негативное влияния на состояние здоровья населения, существенную роль (до 20% и более) играет экологическая составляющая. Все больше появляется доказательств вклада загрязнений окружающей среды в рост заболеваемости и сокращение продолжительности жизни.

Проблема обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и безопасного рекреационного водопользования продолжает оставаться актуальной.

В 2001 г. увеличилось количество вспышек кишечных инфекционных заболеваний, связанных с употреблением недоброкачественной питьевой воды (Кемеровская, Омская, Сахалинская области, Ставропольский край, республики Удмуртия, Саха (Якутия)).

В Казани в результате купания детей в водоеме, в который попали сточные воды во время аварии на канализационном коллекторе, заболели холерой 52 человека.

В отдельных регионах установлена корреляционная связь между качеством потребляемой воды и здоровьем населения (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Калмыкия, Свердловская, Ростовская, Кемеровская, Курганская и другие области).

Повышенные концентрации алюминия в питьевой воде определяются в воде в Мурманской, Ярославской, Кировской и Калининградской областей, что повышает риск заболеваний центральной нервной системы.

В Республике Мордовия, Ленинградской, Нижегородской и ряде других областей в питьевой воде повышено содержание фтора, что увеличивает риск заболевания флюорозом.

Система социально-гигиенического мониторинга позволяет не только получить полную и объективную характеристику состояния здоровья на-

селения и среды его обитания, но и выявить влияние факторов среды обитания на заболеваемость.

Во многих регионах России система социально-гигиенического мониторинга позволяла провести ранжирование территорий по степени напряженности санитарно-эпидемиологической ситуации, выделить приоритетные проблемы, наметить мероприятия по устранению выявленных негативных тенденций в состоянии среды обитания человека и общественного здоровья.

Так, в Волгограде установлена зависимость заболеваемости бронхиальной астмой от состояния загрязнения атмосферного воздуха. В Оренбургской области повышенная заболеваемость органов дыхания напрямую связана с загрязнением атмосферного воздуха пылью, окислами серы, азота, углерода, фенолом. В крупных промышленных городах Красноярского края (Норильск, Красноярск, Лесосибирск, Ачинск, Назарово, Канск, Минусинск), на долю которых приходится 94% объемов всех выбросов загрязняющих веществ, население в большей степени подвержено возникновению заболеваний органов дыхания, эндокринной системы, онкологических и других заболеваний.

Подобного рода примеры есть практически во всех субъектах Российской Федерации.

Государственной санитарно-эпидемиологической службой (ГСЭС) проводится большая работа по информированию населения о санэпидобста-новке на территориях.

Благодаря этому обращения граждан в различные органы по вопросам обеспечения прав на благоприятную среду обитания и охрану здоровья существенно повысились.

Так, количество заявлений и обращений в учреждения санэпидслужбы Нижегородской области составило в 1998 г. 46, а за 9 мес 2002 г. — 101.

Одним из направлений деятельности по обеспечению санэпидблагополучия населения является осуществление надзора за санитарным состоянием объектов, соблюдением требований санитарных правил и нормативов.

Основными причинами нарушений санитарного законодательства являются несоблюдение требований санитарных правил и нормативов при производстве и реализации продукции, проведении режимных требований в детских и подростковых учреждениях, несоблюдение правил эксплуатации водопроводных сооружений, а также загрязнение атмосферного воздуха вредными выбросами, включая загрязнение воздуха автотранспортом, загрязнение почв и водных объектов сбросами и отходами производства и потребления.

Ежегодно на виновных лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) накладывается более 250 тыс. штрафов на сумму около 300 млн рублей.

В правоохранительные органы по фактам нарушения законодательства передается от 1,5 до 2 тыс. дел. В 2001 г. в связи с наличием грубых нарушений санитарного законодательства было вынесено более 125 тыс. постановлений о приостановлении эксплуатации объектов, в 96% случаев эксплуатация была приостановлена. В 2001 г. было предложено временно отстранить от работы более 181 тыс. человек.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52—ФЗ "О санитарно-эпидемио-

логическом благополучии населения" ГСЭС Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих Госсанэпиднадзор в Российской Федерации.

Кроме учреждений, подведомственных Минздраву России, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52—ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в систему ГСЭС Российской Федерации включены органы и учреждения ГСЭС министерств и ведомств (МПС России, Минобороны России, ФСБ России, ФПС России и др.).

Это позволило проводить единую государственную политику в области обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

На учете в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) состоит 1,7 млн объектов, ежегодно выполняется более 80 млн лабораторных исследований, проводится около миллиона обследований объектов.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52—ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" финансирование ГСЭС Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета; средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг; средств, получаемых от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения дополнительно понесенных расходов на проведение санитарно-про-тивоэпидемических (профилактических) мероприятий; средств, получаемых от издательской деятельности; добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц; других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Федеральным бюджетом на 2002 г. на финансирование учреждений ГСЭС Российской Федерации предусмотрено выделить 3 847 382,2 тыс. рублей, что обеспечивает только 90% средств, необходимых для финансирования заработной платы (с начислениями), и лишь от 2 до 5% расходов по другим статьям расходов.

Недостаток финансирования приводит к необходимости сокращения ЦГСЭН и специалистов в этой области, а также числа обследований, что сказывается на эффективности работы службы и санитарно-эпидемиологическом состоянии регионов.

Таким образом, анализ практики применения Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52—ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" показал, что реализация федерального закона не в полной мере обеспечивает реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Тем не менее с принятием Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52—ФЗ "О санитарно-эпиде-миологическом благополучии населения" деятельность органов государственной власти и управления, ГСЭС страны, организаций, всего населения приобрела мощную, долговременную юридическую поддержку, базу для реализации эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья населения Российской Федерации.

Вместе с тем для решения всех задач, определенных Законом необходима дальнейшая работа по его совершенствованию, принятию ряда нормативных правовых актов, направленных на создание механизма реализации ряда статей Закона, а также на совершенствование других законодательных актов, связанных с обеспечением санэпидблагополучия населения.

По совершенствованию Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предлагается следующее:

Необходимо совершенствование критериев определения некоторых используемых в Законе понятий, размытость которых препятствует проведению предупредительных мероприятий. В частности, понятие "массовые неинфекционные заболевания (отравления)" не основано на количественных критериях, что по существу не позволяет использовать предусмотренные законом меры по приостановке эксплуатации машин и технологических агрегатов, объектов, неудовлетворительных в санитарном отношении.

Важным направлением развития Закона следует считать применение риска развития заболеваний у населения, проживающего на загрязненных территориях и работающего в условиях производственно-профессиональной нагрузки вредными производственными факторами, и вытекающих отсюда расчетов режимов жизнедеятельности, труда, основанных на принципе защиты временем.

Несовершенна законодательная база, регламентирующая осуществление государственного сани-тарно-карантинного контроля за пассажирскими и грузовыми поездами в пунктах пропуска через Государственную границу. Решение данной проблемы видится в разработке федерального закона с унификацией требований для всех министерств и ведомств, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор на Государственной границе Российской Федерации.

В развитие Закона с целью уменьшения административного давления на предпринимателей и в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в настоящее время рассматриваются возможности использования практики страхования ответственности товаропроизводителей, продавцов и исполнителей за качество производимой (продаваемой) продукции, выполнения работ (услуг). При этом предполагается, что страхование, с одной стороны, обеспечит защиту потребителей от недобросовестных производителей и продавцов, а с другой — существенно уменьшит количество "контактов" предпринимателей с учреждениями ГСЭС Российской Федерации.

Принятие Федерального закона "Об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании" позволит существенно снизить административную нагрузку на предпринимателей, освободит учреждения ГСЭС Российской Федерации от излишних надзорных функций.

Проблемы реализации Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" связаны с вступлением в действие других федеральных законов.

С момента вступления в силу нового КОАП РФ при реализации Закона появились существенные трудности, вызванные отменой ст. 55 Закона, которая предусматривала административную ответст-

венность за нарушение санитарного законодательства.

До введения нового КОАП РФ административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагались должностными лицами, которые осуществляли ГСЭН, и составляли протоколы о нарушениях.

С введением в действие КОАП РФ согласно подпункту 1 п. 2 ст. 28.3 право составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства получили должностные лица органов внутренних дел (милиции), однако решение по этим протоколам принимают должностные лица ГСЭС России (ст. 23.13 КОАП РФ), а именно ст. ст. 6.3, 6.6, 6.7, ч. 2 ст. 7.8, ст. 8.2. ст. 8.5, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2. ст. 14.4 КОАП РФ. При этом протоколы о нарушениях данных статей составляются сотрудниками органов внутренних дел (милиции), не имеющими специальных знаний и квалификации в области установления нарушений санитарных правил. В связи с этим увеличивается объем работы по рассмотрению данных протоколов у должностных лиц ГСЭС. Все это, а также слабое взаимодействие между органами внутренних дел (милиции) и ГСЭС приводит к осложнению практики применения Закона.

Кроме того, проверяют объекты торговли, общественного питания также специалисты Государственного ветеринарного надзора. Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекции), экологи. При этом следует отметить, что во всех случаях проверяется выполнение требований санитарных норм и правил, так как специальных требований к объектам торговли, общественного питания, разработанных этими ведомствами, нет.

Таким образом, ряд положений КОАП содержит нормы, определяющие дублирование функций ГСЭН другими ведомствами. Решение данной проблемы видится в разработке специального федерального закона о государственном надзоре (контроле) в Российской Федерации.

Статьей 23.13 КОАП РФ установлена компетенция органов службы и дан исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных от имени ГСЭС рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать по ним решения. В этом перечне упущены должностные лица, которые, согласно Закону, обладали полномочиями рассматривать дела о нарушениях санитарного законодательства, а именно выпало самое "работающее звено" — заместители главных государственных санитарных врачей городов, районов, а также округов в городах федерального значения, по существенно осложнило работу по пресечению административных правонарушений.

Для изменения данной ситуации необходимо внести изменения в пункт 3 части 2 ст. 23.13 КОАП РФ, изложив эту часть в редакции: "главные государственные санитарные врачи городов, районов, округов в городах федерального значения и их заместители".

Введение в действие Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в соответствии с которым плановые мероприятия по контролю за деятельностью указанных лиц, включая и санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), осущест-

вляют должностные лица не чаще одного раза в 2 года, приводит к тому, что на объектах, связанных с изготовлением пищевых продуктов, создается угроза возникновения массовых заболеваний.

В настоящее время Государственной Думой принят Федеральный закон "Об основах технического регулирования в Российской Федерации".

Принятие этого законопроекта создает ряд предпосылок для ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации в стране.

Так, федеральный закон не предусматривает участия органов и учреждений ГСЭС Российской Федерации в экспертизе технических регламентов.

Вывод экспертизы за пределы профессионального круга специалистов при условии того, что разработать технический регламент может любое (в том числе не заинтересованное в сохранении и укреплении здоровья) лицо, создает чрезвычайно опасный прецедент.

Вызывает также обеспокоенность предлагаемая система обязательного подтверждения соответствия. Фактически закон не предлагает надежного механизма защиты потребителя от продукции, опасной для жизни, здоровья. Производителю (продавцу) предлагается самому сформировать доказательную базу безопасности.

В то же время подтверждение соответствия показателям, соблюдение которых является основой обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, является исключительно ответственной функцией, погрешности в выполнении которой могут повлечь серьезные последствия, связанные с возникновением вспышек инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, массовых неинфекционных заболеваний.

Проводимые в настоящее время санитарно-эпидемиологические экспертизы и выдаваемые по их результатам ЦГСЭН заключения подтверждают не только безопасность самой продукции, но и условий, в которых осуществляется ее производство и реализация. Указанный порядок действует многие годы и полностью доказал свою эффективность.

Указанный федеральный закон в части, касающейся государственного надзора (контроля), не будет способствовать упорядочению этой деятельности. Закон не учитывает множества аспектов деятельности по осуществлению ГСЭН, не устанавливает цели создания надзорных органов, их наименование, сферу компетенции, не определяет правового поля, на котором государственный надзорный орган должен действовать.

Надзор от имени государства должны осуществлять лица, имеющие специальную подготовку, а материально-технические возможности органов и учреждений, осуществляющих государственный надзор, должны обеспечивать получение объективной информации о качестве и безопасности продукции.

В целом все отношения в сфере государственного регулирования предпринимательской и иной деятельности должны регулироваться специальным федеральным законом о государственном надзоре (контроле) в Российской Федерации. В этот федеральный закон следует включить положения, предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134—ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (над-

зора)". Федеральным законом "Об основах технического регулирования в Российской Федерации", иных федеральных законов, регулирующих вопросы государственного надзора (контроля).

С учетом вышеизложенного в целях улучшения состояния здоровья населения Российской Федерации, повышения качества и эффективности ГСЭН необходимо:

Рассмотреть вопрос о дальнейшем укреплении системы ГСЭС Российской Федерации путем закрепления за нею функций по координации деятельности министерств, ведомств в области обеспечения санэпидблагополучия населения.

Ускорить принятие законодательных актов, регламентирующих обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, в первую очередь Федерального закона "О питьевой воде и питьевом водоснабжении".

При рассмотрении проекта Федерального закона "Об основах технического регулирования", других законопроектов, затрагивающих вопросы обеспечения санэпидблагополучия населения предусмотреть в качестве основного приоритета законодательную защиту прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Ускорить разработку и принятие проектов Федеральных законов "Об обеспечении экологической безопасности автотранспорта", "Об охране почв", "О санитарной охране территорий и об ограничительных мероприятиях (карантине)".

Внести изменения и дополнения в ст. 23.13 КОАП Российской Федерации в части расширения перечня лиц, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях.

Внести изменения в ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в части изменения сроков проведения плановых мероприятий по контролю.

Подготовить и представить на рассмотрение Федерального собрания Российской Федерации

проект Федерального закона "О государственном надзоре (контроле) в Российской Федерации".

Подготовить и представить на рассмотрение Федерального собрания Российской Федерации проект Федерального закона "Об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании".

Разработать и утвердить федеральную целевую программу развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Принять дополнительные меры по упорядочению государственного надзора (контроля) на потребительском рынке, предусмотрев уточнение функций надзорных и контрольных органов, оптимизацию их численности, концентрацию надзора в области обеспечения санэпидблагополучия населения в системе учреждений ГСЭС Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

Принять региональные законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о питьевой воде и питьевом водоснабжении, о мерах по профилактике заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, о качестве и безопасности пищевых продуктов и другие законы в области обеспечения санэпидблагополучия населения.

Разработать региональные программы обеспечения санэпидблагополучия, предусмотрев меры, направленные на обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, пищевыми продуктами, создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания, предупреждение массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения;

Оказывать необходимую организационную и материальную помощь учреждениям ГСЭС Российской Федерации, включая меры социальной защиты специалистов и работников ЦГСЭН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 26.11.02

Гигиена окружающей среды и населенных мест

® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2003 УДК 614.777(470-25)

И. А. Клименко, В. А. Поляков, Л. Г. Соколовский, О. И. Аксенова, О. Ю Скворцова, С. Е. Охрименко

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ ВОД НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО И РАДИОНУКЛИДНОГО СОСТАВА)

Всероссийский научно-исследовательский институт гидрогеологии и инженерной геологии, п. Зеленый Московской обл.; Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве

Под влиянием интенсивной антропогенной деятельности существенно изменяются все компоненты окружающей среды, включая нарушения природных условий химического и изотопного равновесия водных систем. Поверхностные и подземные воды не только используются для технического и питьевого водоснабжения, но и определяют возможности инженерно-хозяйственного освоения

столичного региона. Техногенез существенно влияет на количественные и качественные показатели водных объектов, в том числе и на их радиационную безопасность. Особое внимание следует уделять микробиологическому загрязнению, наличие которого резко снижает ценность водных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.