УДК 372 Гусарова Елена Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного института культуры
Соколова Екатерина Алексеевна
аспирант
Краснодарского государственного института культуры
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация:
В статье представлены педагогические условия и современные технологии, направленные на реализацию задачи формирования самостоятельности дошкольника в условиях детского образовательного учреждения. Проведен анализ внедрения технологии формирования зоны ближайшего развития, способствующей эффективному развитию личности дошкольника.
Ключевые слова:
самостоятельность, ответственность, дошкольники, педагогическая технология, зона ближайшего развития.
Gusarova Elena Nikolayevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Krasnodar State Institute of Culture
Sokolova Ekaterina Alekseyevna
PhD student, Krasnodar State Institute of Culture
DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Summary:
The article deals with the educational conditions and the modern technologies focused on implementation of the task of preschooler's independence development in the conditions of children's educational institutions. The authors analyse introduction of the technology of proximal development zone supporting efficient personal development of preschoolers.
Keywords:
independence, responsibility, preschoolers, pedagogical technology, zone of proximal development.
В связи с введением стандартов в дошкольные образовательные организации РФ повысилось внимание педагогической общественности к процессу формирования самостоятельности у дошкольников как необходимого компонента для дальнейшего успешного обучения и воспитания личности.
В ряде педагогических исследований самостоятельность как качество личности связывают с такими аспектами, как ответственность, умение формулировать свои мысли, инициативность, умение заниматься совместной деятельностью, рассматриваются вопросы становления самостоятельности в процессе ведущей деятельности. Причем авторы подчеркивают, что участие взрослых в деятельности детей побуждает их не только подражать, но и проникаться ценностным отношением к деятельности, понимать ее значимость [1].
Так, в работах А.В. Брушлинского предпринята попытка определения системы параметров ответственности и формирования на ее основе ответственного поведения [2]. В исследовании Н.А. Рыжовой [3] показано, что формирование самостоятельности происходит в процессе поступательного освоения ребенком разных видов деятельности. Д.И. Фельдштейном особенности дошкольного возраста характеризуются как осознание становления личности, желание ребенка активно влиять на ситуацию, овладение опытом взаимодействия. Л.С. Выготским было введено понятие «зона ближайшего развития», определяющее уровень развития личности ребенка, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым [4].
Таким образом, готовность к самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста формируется при условии управления взрослыми различными видами их деятельности. Еще одним фактором формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста является создание зоны ближайшего развития, когда внимание воспитателя и родителей обращено на направленность детской деятельности, а в группе созданы условия для всех видов труда и занятий детей.
Целенаправленное формирование самостоятельности необходимо начинать в условиях учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения. Для решения данной задачи мы предлагаем идею разработки педагогических технологий, способствующих процессу формированию личности детей старшего дошкольного возраста. Нами разработана и экспериментально проверена технология формирования зоны ближайшего развития, являющаяся основой формирования такого качества личности дошкольника, как самостоятельность.
Технологию формирования зоны ближайшего развития у детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как комплекс форм, методов, приемов воспитания и обучения, представленный в системе, что позволяет многократно воспроизводить ее разными педагогами в разных условиях образовательного пространства. Мы выделили три технологических блока: специально организованное обучение педагогов, совместная взросло-детская деятельность, свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Работу с педагогами дошкольных учреждений можно представить в виде технологической карты, которая включает в себя смысловое объединение трех модулей: формирование у детей представлений о выполняемой деятельности, развитие практических навыков проявления самостоятельного поведения в совместной взросло-детской деятельности, осознанное самостоятельное использование детьми накопленного опыта в процессе собственной деятельности. Процесс формирования навыков самостоятельного поведения у старших дошкольников опирается на педагогический опыт работы: выбор образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта, повторение образца, выработка виртуального стереотипа, ощущение социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях, сформированность личностной (утилитарной) мотивации [5].
Основными составляющими для формирования навыков самостоятельного поведения у старших дошкольников стали проблемные ситуации. Три основных компонента, обязательных для любого типа проблемных ситуаций: потребность (необходимость) в новом способе действия; неизвестное, которое должно быть найдено и которое всегда характеризуется какой-либо степенью обобщения; возможности ребенка - наличие знаний и умений, необходимых для активного поиска.
Базой нашего исследования стали дошкольные образовательные организации (ДОО) города Краснодара, в которых были обследованы дети старшего дошкольного возраста (91 ребенок) и воспитатели (72 сотрудника экспериментальных детских садов: № 185, 191, 200 города Краснодара). Осуществлен анализ нормативных документов, годовых и календарных планов воспитателей ДОО.
Нами было проведено анкетирование воспитателей, ориентированное на исследование уровней сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, проявляющихся в практике дошкольных образовательных учреждений. Результаты опроса и анализа планов работы показали, что все педагоги признают необходимость воспитания у детей самостоятельности, но лишь 10 % уделяют этим аспектам внимание в процессе реальной педагогической деятельности.
Авторами проведена апробация педагогической технологии формирования зоны ближайшего развития у детей старшего дошкольного возраста. Технологический алгоритм представлял собой целенаправленную реализацию последовательных этапов на основе подготовки воспитателей к организации процесса формирования самостоятельности у детей в различных видах совместной деятельности. Содержание данного процесса мы представили в виде перспективного плана работы с педагогическим коллективом, который предполагает совершенствование теоретической и практической подготовки воспитателей: подбор методической литературы по проблеме, консультации и семинары-практикумы, консультации по проведению диагностики уровней сформированности самостоятельности у детей, создание банка передового практического опыта по формированию самостоятельности у старших дошкольников, круглый стол, обсуждение реализации разработанной технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Важными задачами реализации технологии стали: изучение возможностей формулирования педагогом целей работы, выявление особенностей выбора и решения проблемных ситуаций, изучение возможностей формирования творческих компонент в процессе профессионального образования, создание банка данных проблемных ситуаций, которые позволяют в дальнейшем получать положительные результаты [6].
Работа с педагогическим коллективом по вопросам формирования самостоятельности у старших дошкольников проводилась в рамках повышения квалификации и включала цикл лекций, теоретико-практических семинаров, а также инновационную деятельность воспитателей.
В процессе работы был отмечен интерес педагогического коллектива к изучаемой проблеме. Анализ деятельности детей позволил выявить повышение у них уровней самостоятельности: формирование более устойчивой мотивации, осознанность ориентировки в ситуациях, снижение негативного отношения к процессу и результату деятельности, усиление потребности помогать друг другу.
Таким образом, успешность формирования самостоятельности будет зависеть от реализации специально разработанных педагогических действий, предполагающих поэтапное включение в образовательный процесс дошкольного учреждения таких технологических приемов, связанных
с созданием зоны ближайшего развития, как: формирование у детей представлений об ответственности за результаты выполняемой деятельности; освоение в совместной деятельности практических навыков проявления самостоятельного поведения; осознанное самостоятельное использование накопленного опыта ответственного поведения в процессе собственной деятельности.
Перспективы дальнейших исследований проблемы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста мы видим в разработке коррекционных технологий, в совершенствовании содержания и условий внедрения технологии формирования зоны ближайшего развития в реальную деятельность детского дошкольного учреждения, а также в разработке принципов непрерывного образования, определяющих связь личностных качеств с обучением в начальной школе.
Ссылки:
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000.
2. Брушлинский А.В. К проблеме субъекта в психологической науке // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
3. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М., 2003.
4. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1996.
5. Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008 ; Ее же. Изучение ответственности детей дошкольного возраста в теории и практике образования // Мир детства и образование. Магнитогорск, 2007. С. 89-92.
6. Гусарова Е.Н. Методология исследования личностно-творческих компонент профессионального становления специалистов социономической сферы // Социально-гуманитарный вестник: Образование, наука, культура в эпоху глобализации. Краснодар, 2010. С. 28-30.
References:
1. Belkin, AS 2000, Fundamentals age pedagogy, Moscow.
2. Brushlinskiy, AV 1995, 'On the problem of the subject in psychological science', Humanistic problems of psychological theory, Moscow.
3. Ryzhova, NA 2003, Learning Environment preschools, Moscow.
4. Semeniuk, LM 1996, Readings in psychology, Moscow.
5. Dankova, EN 2008, Pedagogical technology of formation of responsibility among preschool children, PhD thesis abstract, Chelyabinsk; Dankova, EN 2007, 'The study of the responsibility of preschool children in the theory and practice of education', The world of childhood and education, Magnitogorsk, p. 89-92.
6. Gusarova, EN 2010, 'The methodology of the study of personality and creative component of professional development specialists socionomic sphere', Socially-humanitarian Gazette: Education, science and culture in the era of globalization, Krasnodar, p. 28-30.