Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 11 (80) Том 1. НОЯБРЬ 2024 г. УДК 37
Руфов Э.А.
студент 3 курса, ЗБНО-22с Педагогический институт
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
(г. Якутск, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация: в статье рассматривается использование игровых технологий для формирования самостоятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Целью исследования являлся анализ влияния игровых методов на развитие самостоятельности у данной категории учащихся. Результаты показывают, что игровые технологии могут эффективно способствовать формированию навыков самостоятельности, создавая условия для более активного и осознанного участия детей с ОВЗ в учебном процессе.
Ключевые слова: самостоятельность, младшие школьники, ОВЗ, игровые технологии, педагогическое исследование.
Введение.
Формирование самостоятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из ключевых задач современной педагогики, так как самостоятельность напрямую связана с успешной социализацией, адаптацией к учебной деятельности и последующей взрослой жизни. Самостоятельность, в данном случае, подразумевает способность ребёнка к организации и выполнению действий без постоянной внешней поддержки. Это качество особенно важно для детей с ОВЗ, которые часто сталкиваются с трудностями в социальной, учебной и бытовой сферах.
В педагогике и психологии установлено, что игра является естественной формой активности детей младшего возраста, способствующей развитию когнитивных, эмоциональных и социальных качеств. В процессе игры дети не только овладевают новыми знаниями, но и развивают такие важные для самостоятельности навыки, как инициатива, умение принимать решения, планировать и достигать поставленные цели. Для детей с ОВЗ игровые технологии приобретают особое значение, так как они обеспечивают адаптивный и комфортный способ обучения, способствуют снижению стресса и создают условия для постепенного развития самостоятельности.
Игровые технологии, направленные на развитие самостоятельности, могут включать различные ролевые игры, ситуации выбора, задания, требующие принятия решений, а также групповые формы активности, где дети учатся сотрудничать и взаимодействовать с окружающими. Такие формы работы позволяют детям с ОВЗ проявлять активность, что положительно сказывается на их уверенности в себе и помогает преодолевать ограничения, обусловленные особенностями здоровья.
Цель исследования — изучить влияние игровых технологий на формирование самостоятельности у младших школьников с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Изучить существующие методики развития самостоятельности у детей
с ОВЗ.
2. Определить роль игровых технологий в повышении самостоятельности у данной категории учащихся.
3. Разработать и апробировать комплекс игровых упражнений для формирования самостоятельности у младших школьников с ОВЗ.
Методология.
Объект исследования: младшие школьники с ОВЗ.
Предмет исследования: использование игровых технологий для формирования самостоятельности у детей с ОВЗ.
Методы исследования: В работе применялись методы педагогического эксперимента, анкетирования и наблюдения. Исследование проходило в несколько этапов:
1. На первом этапе был проведен анализ литературы и существующих методик по использованию игровых технологий для детей с ОВЗ.
2. На втором этапе была разработана серия игровых занятий, направленных на формирование у детей навыков самостоятельного действия.
3. На третьем этапе проведено апробирование данных занятий и анализ их эффективности.
Гипотеза исследования: использование игровых технологий способствует развитию самостоятельности у младших школьников с ОВЗ, так как игры создают благоприятную среду для обучения и стимулируют активное участие детей.
Основные результаты исследования.
Анализ литературы показал, что игровые технологии занимают важное место в образовательных методиках для детей с ОВЗ, так как способствуют развитию их познавательных и коммуникативных способностей. Игровая деятельность позволяет адаптировать учебный материал под возможности и потребности каждого ученика, делая процесс обучения более доступным и интересным.
Апробация разработанных игровых занятий выявила положительное влияние на формирование навыков самостоятельности. Ученики с ОВЗ постепенно начали проявлять больше инициативы в выполнении заданий, стремились решать задачи самостоятельно, а также активно взаимодействовали с одноклассниками. Игровые упражнения включали в себя ролевые игры, творческие задания и ситуационные задачи, требующие от детей принятия решений.
Результаты анкетирования педагогов и родителей подтвердили эффективность использования игровых технологий: более 80% опрошенных отметили положительные изменения в поведении и уровне самостоятельности
детей. Учителя также указали на улучшение настроения и вовлеченности детей с ОВЗ в учебный процесс при использовании игровых методик.
Обсуждение.
Результаты исследования показали, что игровые технологии являются эффективным средством формирования самостоятельности у младших школьников с ОВЗ. Игра предоставляет ребенку возможность проявить себя, преодолеть страх ошибок и активно участвовать в учебном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что игровые технологии являются эффективным средством для формирования самостоятельности у младших школьников с ОВЗ. Результаты апробации показали, что внедрение игр и игровых ситуаций в учебный процесс позволяет детям легче адаптироваться к задачам, требующим самостоятельного выполнения, а также способствует развитию у них навыков, необходимых для организации и планирования своей деятельности. Дети, участвующие в игровых упражнениях, демонстрировали больший интерес к выполнению заданий, больше уверенности в собственных силах и желание действовать без постоянного сопровождения взрослого.
Анализ анкетирования учителей и родителей подтвердил, что использование игровых технологий положительно сказалось на учебной мотивации, уровне активности и коммуникации детей с ОВЗ. Учителя отметили, что игровые технологии помогают не только улучшить учебные результаты, но и способствуют развитию личностных качеств, таких как инициативность, уверенность в себе, ответственность, что важно для социализации и будущей взрослой жизни этих детей.
В то же время исследование выявило необходимость тщательного подбора и адаптации игровых упражнений с учётом индивидуальных особенностей детей. Для обеспечения устойчивых результатов важно учитывать возможности каждого ребёнка, поддерживать позитивное эмоциональное
состояние в процессе игры и постепенно увеличивать уровень сложности заданий.
В заключение, данное исследование подчеркивает значимость использования игровых технологий для повышения уровня самостоятельности младших школьников с ОВЗ. Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке методических рекомендаций для учителей и педагогов-психологов, направленных на интеграцию игровых методов в повседневную педагогическую практику с целью эффективного развития самостоятельности у детей с особыми образовательными потребностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иванов П.А. Педагогические технологии в начальном образовании детей с ОВЗ. — М.: Педагогика, 2021;
2. Сидорова Н.В. Игровая деятельность как метод коррекционно-развивающего обучения. — СПб.: Издательство НИИ Педагогики, 2019;
3. Петрова Е.И. Адаптация игровых технологий для детей с особыми образовательными потребностями. — Новосибирск: Наука, 2020
Rufov E.A.
Northeastern Federal University (Yakutsk, Russia)
FORMATION OF INDEPENDENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES VIA GAMING TECHNOLOGIES
Abstract: the article discusses the use of gaming technologies for the formation of independence in younger schoolchildren with disabilities. The purpose of the study was to analyze the influence of game methods on the development of independence in this category of students. The results show that gaming technologies can effectively contribute to the formation of independence skills, creating conditions for more active and conscious participation of children with disabilities in the educational process.
Keywords: independence, primary school students, HIA, game technologies, pedagogical research.