Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ'

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ДИДАКТИКА / МЛАДШИЕ УЧАЩИЕСЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горовая Валентина Владимировна

В данной работе рассматривается роль дидактической игры, как эффективное средство развития личности ребенка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо научить учащихся продуктивно осваивать знания, развивать самостоятельность и уверенность в себе. В учебном процессе, с применением игры, осуществляется организация и дисциплина школьников, формируются личностные качества, такие как настойчивость, аккуратность, вырабатывание привычки к труду, умению доводить любое начатое дело до конца. В настоящее время применяется такое направление в педагогической науки, как игровая педагогика, где игра является главным методом воспитания и обучения школьников младшего возраста. При этом игровая дидактика (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это продуктивный метод включения учащихся в учебный процесс, способ получения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.This work examines the role of didactic play as an effective means of developing a child's personality. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education, it is necessary to teach students to productively master knowledge, develop independence and self-confidence. In the educational process, with the use of the game, the organization and discipline of schoolchildren is carried out, personal qualities are formed, such as perseverance, accuracy, the development of habits for work, the ability to bring any business started to the end. Currently, such a direction in pedagogical science as play pedagogy is used, where play is the main method of upbringing and teaching young schoolchildren. At the same time, play didactics (play activity, play forms, techniques) is a productive method of involving students in the educational process, a way of obtaining an emotional response to educational influences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ»

УДК 37.013

Психолого-педагогические науки

Горовая Валентина Владимировна, обучающаяся 2 курса магистратуры направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», направленность подготовки «Математика в профессиональном образовании»

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ

КЛАССАХ

Аннотация: В данной работе рассматривается роль дидактической игры, как эффективное средство развития личности ребенка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо научить учащихся продуктивно осваивать знания, развивать самостоятельность и уверенность в себе. В учебном процессе, с применением игры, осуществляется организация и дисциплина школьников, формируются личностные качества, такие как настойчивость, аккуратность, вырабатывание привычки к труду, умению доводить любое начатое дело до конца.

В настоящее время применяется такое направление в педагогической науки, как игровая педагогика, где игра является главным методом воспитания и обучения школьников младшего возраста. При этом игровая дидактика (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это продуктивный метод включения учащихся в учебный процесс, способ получения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.

Ключевые слова: игровая дидактика, младшие учащиеся, учебный процесс, методика, игровые технологии.

Annotation: This work examines the role of didactic play as an effective means of developing a child's personality. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education, it is necessary to

teach students to productively master knowledge, develop independence and self-confidence. In the educational process, with the use of the game, the organization and discipline of schoolchildren is carried out, personal qualities are formed, such as perseverance, accuracy, the development of habits for work, the ability to bring any business started to the end. Currently, such a direction in pedagogical science as play pedagogy is used, where play is the main method of upbringing and teaching young schoolchildren. At the same time, play didactics (play activity, play forms, techniques) is a productive method of involving students in the educational process, a way of obtaining an emotional response to educational influences.

Key words: game didactics, younger students, educational process, methodology, gaming technologies.

В настоящее время учебный процесс нуждается в такой организации, которая обеспечила бы развитие индивидуального и творческого подхода к каждому школьнику, служила бы внедрению различных инновационных учебных программ, реализовала принципы гуманного подхода к детям и т.д. Во всех педагогических методиках, процесс обучения ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития школьника. Игровые формы, как методы активного обучения переводят учебный процесс познания в приятное, и при этом эффективное занятие. А при комплексном использовании различных методик, повышающих развитие творческого потенциала учащихся, можно добиться продуктивных результатов в поставленных целях.

Исследования института Министерства здравоохранения показали, что у младших школьников через 20-25 минут после начала урока начинает рассеиваться внимание, снижается работоспособность и ее качество, растёт двигательное беспокойство. Таким образом, рассмотрим применение дидактических игр на уроках математики в младших классах. Дидактические игры можно применять на разных этапах урока: в начале урока, во время повторения ранее изученной темы; также при изучении нового материала; и в

конце урока, во время закрепления новой темы, систематизации знаний учащихся.

Во время урока дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, так как через нее удается эффективнее достичь цели и задачи урока. Через игру эффективней достигаются взаимоотношения между педагогом и учащимися, так как позволяют раскрыть их личностные качества, лучшие стороны своего характера. Так же игра снимает психологическое утомление, мобилизует умственные усилия школьников, для развития у них навыков самодисциплины и организаторских способностей, создает эмоционально расслабленную и радостную обстановку на уроке. Игровая дидактика позволяет ученикам, классифицировать предметы, по тем или иным признакам, сравнивать и сопоставлять их, развивать

В игре учащийся сравнивает, сопоставляет, производит доступный ему анализ и синтез, развивает такие психические функции, как память, внимание, углубляет сообразительность, речь, силу воли.

В игровой дидактике используется широкий и разнообразный запас игр. «Игра способствует созданию у младших школьников основные представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, круге», способствует закреплению устных приёмов вычислений, развивает память и другие мыслительные способности детей». Но в выборе игры должно учитываться соблюдение основных условий, таких как: соответствие и доступность возрастным возможностям учеников, взаимодействие учебно - воспитательным целям урока (развивающие сенсорное воспитание, словесные игры, формирующие математические представления и т.д) [3].

Так же игровая дидактика позволяет проводить групповую работу на уроках, которая весьма привлекает младших учащихся. Но неумение действовать их совместно, а также медленный темп работы, может привести к неудачным последствиям использования этой формы обучения. Между тем

групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения, использование которой несёт в себе черты инновационного обучения. Так как самостоятельное получение знаний учащимися в результате поисковой деятельности, приводит к: глубокому пониманию учебного материала, познавательной активности и творческой самостоятельности; меняется характер взаимоотношений между учениками (укрепляется дружба и сплоченность класса, меняется отношение к школе); вырабатывается самокритичность и самоконтроль, оценивание своих возможностей; приобретаются навыки для коллективного общения такие как откровенность, такт, умение прислушиваться к позиции других детей [1].

На разных этапах учебного процесса, может использоваться множество игровых технологий:

- на уроке обобщения и повторения, изученных тем применяются игры-соревнования «Самый умный» или «Продолжи». Перед проведением подобных игр, предпочтительно заранее подготовить вопросы, требующие краткого ответа.

- на уроке, во время решения разнообразных задач и примеров, учащихся класса распределяют на команды и в виде соревнования, проводиться решение заданий. Команда, решившая большее количество заданий поощряется (символическими презентами, хорошими отметками).

- так же школьникам нравиться блиц-турнир, где учащиеся или по очереди или по желанию, как можно быстрее, заканчивают фразу учителя.

- на уроке-закрепление изученного материала, можно провести аукцион знаний. Учитель по порядку выставляет карточки (лоты) с рисунками различных математических величин - скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра и площади геометрических фигур и т.д.

В учебной программе учителю необходимо проводить работу, учитывая возрастные особенности младших школьников и содержание учебной программы, на закрепление таблицы умножения. В игровой дидактике данные упражнения различаются по содержанию и сложности заданий, а так же

направленны не только на изучение таблицы умножения и применению ее практически, но и развитию активно мыслить [2].

Упражнения, на закрепление таблицы умножения, должны состоять из заданий на нахождение периметра и площади геометрических фигур, в решении математических и логических задач. Например:

Игра «Пропускаем!»

Учитель дает задание учащимся, называть по порядку числа, например, от 10 до 40, а на числа, которые делятся на 7, они произносят «Пропускаем!». Данные, пропущенные числа записываются на доске: 14, 21, 28, 35. Затем с каждым числом, записанным в ряд, учащиеся составляют примеры: 14:7=2, 28:7=4 и т.д.

Игра «Бесконечная цепочка»

Заранее готовятся карточки с примерами, подбираются они так, чтобы в ответе предыдущего примера заключалось начало следующего. Класс делиться на равные группы, которая получает такую карточку. Побеждает та группа, которая решит такую цепочку верно и быстрее всех.

6х4 24 : 3 8 : 2 4х9 36 : 6

6х3 18 : 63х4 12:2

Таким образом, основная цель игровой дидактики - стимулировать интерес учащихся к учёбе, тем самым повысив эффективность такого обучения. В процессе игры у школьников развивается внимание, умение сосредотачиваться, желание мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям, применение их на практике. Для учителя такой урок, возможность лучше узнать и увидеть учеников в неформальной обстановке, оценить их индивидуальные особенности, с другой стороны, это возможность творческого подхода к работе, осуществление иного методического подхода к изучению математики. И особенно важно, что игра стимулирует учащегося лучше запомнить и освоить изучаемый материал, при этом трудности умственной работы он преодолевает легче, не замечая, что его учат.

Библиографический список:

1. М. А. Данилова. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы соврем. Дидактики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: «Просвещение», 2002. - 303 с.

2. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики. - М.: Новая школа 1996.

3. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб.: Пособие для студентов пед. колледжей./ Подласый, И.П - М,Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-400с.: ил.

4. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. /Скаткин, М.Н. - М, 2001. - 32- 45с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.