Научная статья на тему 'Формирование самооценки у детей старшего подросткового возраста посредством тренинга'

Формирование самооценки у детей старшего подросткового возраста посредством тренинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1784
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА / ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА / АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлова Татьяна Александровна

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности самооценки у детей старшего подросткового возраста, теоретически и экспериментально обоснована эффективность реализации комплекса тренинговых занятий в формировании адекватной самооценки у детей данного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Орлова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование самооценки у детей старшего подросткового возраста посредством тренинга»

множество творческих заданий, которые помогут ребёнку полностью раскрыть свой потенциал. Главной задачей современного педагога - воспитателя остаётся научить ребёнка творчески мыслить. Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2009.

2. Андреев, В.И. Жизнь как авантюра творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 188 с.

3. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников // В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, М.: Просвещение, 2008. - 196 с.

4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -240 с.

5. Троицкая И.Ю., Рогожина Е.Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования /И.Ю. Троицкая, Е.Н. Рогожина //Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Арзамас: АФ ННГУ, 2015. - С. 127-132.

© Троицкая И.Ю., Макарова Ю.В., Кузьмакова К.Н., 2016

УДК: 615.851-053.6

Орлова Татьяна Александровна студентка ИГПИ им. П. П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО "ТюмГУ",

г. Ишим, РФ E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА

Аннотация

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности самооценки у детей старшего подросткового возраста, теоретически и экспериментально обоснована эффективность реализации комплекса тренинговых занятий в формировании адекватной самооценки у детей данного возраста.

Ключевые слова

Самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка, адекватная самооценка,

старший подростковый возраст, тренинг.

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок [2, с. 23]. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Вообще, проблема личности подростка является одной из наиболее востребованных как в отечественной, так и в зарубежной психологии. К исследованию различных ее проявлений обращались ведущие отечественные и зарубежные ученые-психологи (Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, К. Юнг, Р.Б. Кеттелл, Г. Оллпорт и др.). При этом значительное внимание уделялось рассмотрению самооценки как важнейшего личностного образования.

Очень важно формировать у ребёнка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценить свои действия, так как это является основой самоконтроля и самооценки в жизни. От особенностей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

самооценки зависят особенности многих чувств, отношений личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки собственных возможностей - важное звено в воспитании подрастающего поколения.

Самооценка у детей подросткового возраста функционирует в разных формах, видах, на разных уровнях организованности как развивающая система. Ее структура представлена двумя компонентами -когнитивным и эмоциональным. Когнитивный компонент отражает знания подростка о себе разной степени оформленности и обобщенности - от элементарных представлений до концептуально-понятийных; эмоциональный - отношение ребенка к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намеченных целей [1, с. 41].

Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр.

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка - формирование у него потребности в самопознании.

Из всех психологических методов развития личности, использующих игру как основной инструмент воздействия, наиболее целесообразным является тренинг.

Тренинг - это вид группового и индивидуального обучения [3, с. 82]. Он позволяет подростку в безопасной обстановке и в игровой форме получить знания, развить умения и навыки, которые он сможет применять в повседневной жизни. В игре подростку будет проще раскрыться и воздействие со стороны психолога встретит меньшее сопротивление.

Кроме того, тренинг имеет еще одну положительную сторону - это групповой метод работы. Ведь в данном случае, нас интересует не только самооценка подростка, но и ее влияние на поведение и общение детей.

Так, с целью выявления возможностей тренинговых занятий в формировании адекватной самооценки, нами было организовано опытно-экспериментальное исследование на базе МАОУ СОШ N° 31 города Ишима. В исследовании приняли участие 30 учащихся старшего подросткового возраста 9 «В» 9 «Г» классов (14-15 лет).

Формирующий эксперимент проходил 4 недели, по 2 занятия в неделю.

Длительность одного занятия - 45 минут.

Всего было проведено 16 тренинговых занятий.

Результаты исследования по методикам диагностики (методика Т. Дембо-С.Л. Рубинштейн; методика «Самооценка личности старшеклассника»; методика «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой) на констатирующем этапе оказались следующими: с высоким уровнем самооценки было выявлено 3 испытуемых экспериментальной группы (20%), в контрольной группе также 3 испытуемых (20%). Подросток с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для него присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Средний уровень самооценки был обнаружен у 7 испытуемых экспериментальной группы (46,6%) и у 9 испытуемых (60%) контрольной группы. Подросток с адекватной самооценкой чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства. Вера в успех помогает не акцентировать внимание на приходящих неудачах и ошибках.

Низкий уровень самооценки был выявлен у 5 испытуемых экспериментальной группы (33,4%) и у 3 испытуемых (20%) контрольной группы. Подросток с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей, идет у них на поводу. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои

неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, подозрительна.

После формирующего эксперимента был проведен контрольный, целью которого стала проверка эффективности комплекса тренинговых занятий, направленных на формирование адекватной самооценки старших подростков, позволяющей субъекту относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Методики контрольного обследования совпадали с методиками констатирующего этапа эксперимента.

Так, повторное прохождение методик показало, что у некоторых испытуемых экспериментальной группы была выявлена динамика уровня сформированности адекватной самооценки.

Как показали результаты методик, из 15 человек в контрольной группе было выявлено 4 испытуемых (26,6 %) с высоким уровнем самооценки, 9 испытуемых (60%) со средним уровнем и 2 подростка (13,4%) с низким уровнем самооценки.

В экспериментальной группе из 15 испытуемых у 1 подростка (6,7%) обнаружен высокий уровень самооценки, у 12 испытуемых (80%) средний уровень и 2 детей (13,3 %) низкий уровень самооценки.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: предложенный нами комплекс тренинговых занятий способствовал формированию адекватной самооценки детей старшего подросткового возраста, что, конечно, не может в дальнейшем не сказаться на их успешной адаптации и социализации, активности, направленной на различные виды деятельности, а также на межличностных контактах, направленных на познание других и себя в процессе общения. Список использованной литературы:

1. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] /Р. Берне. - М.: 1986. - 23 с.

2. Захарова, А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки /[Текст] А.В. Захарова. - Таллин. - 2006. -41 с.

3. Сидоренко, Е. В. Влияние тренинга [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб., 2013. - 82 с.

© Орлова Т А., 2016

УДК 159.9

Пирмагомедова Эльмира Абудиновна,

канд.психол.наук, ст.преподаватель каф. педагогики и психологии ФГОБОУ ВПО «ДГПУ», г.Дербент, РФ Азизова Саима Альбертовна студентка магистратуры 2 года обучения, факультет дошкольного образования, ФГОБОУ ВПО «ДГПУ», г. Махачкала, РФ E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация

В статье раскрыто общее понятие ценностей и основные подходы к изучению ценностных приоритетов. Рассмотренная классификация ценностных приоритетов современной молодежи в системе профессиональной подготовки. Показаны профессиональные подходы формирования специфических ценностных приоритетов молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.