МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, подозрительна.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный, целью которого стала проверка эффективности комплекса тренинговых занятий, направленных на формирование адекватной самооценки старших подростков, позволяющей субъекту относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Методики контрольного обследования совпадали с методиками констатирующего этапа эксперимента.
Так, повторное прохождение методик показало, что у некоторых испытуемых экспериментальной группы была выявлена динамика уровня сформированности адекватной самооценки.
Как показали результаты методик, из 15 человек в контрольной группе было выявлено 4 испытуемых (26,6 %) с высоким уровнем самооценки, 9 испытуемых (60%) со средним уровнем и 2 подростка (13,4%) с низким уровнем самооценки.
В экспериментальной группе из 15 испытуемых у 1 подростка (6,7%) обнаружен высокий уровень самооценки, у 12 испытуемых (80%) средний уровень и 2 детей (13,3 %) низкий уровень самооценки.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: предложенный нами комплекс тренинговых занятий способствовал формированию адекватной самооценки детей старшего подросткового возраста, что, конечно, не может в дальнейшем не сказаться на их успешной адаптации и социализации, активности, направленной на различные виды деятельности, а также на межличностных контактах, направленных на познание других и себя в процессе общения. Список использованной литературы:
1. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] /Р. Берне. - М.: 1986. - 23 с.
2. Захарова, А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки /[Текст] А.В. Захарова. - Таллин. - 2006. -41 с.
3. Сидоренко, Е. В. Влияние тренинга [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб., 2013. - 82 с.
© Орлова Т А., 2016
УДК 159.9
Пирмагомедова Эльмира Абудиновна,
канд.психол.наук, ст.преподаватель каф. педагогики и психологии ФГОБОУ ВПО «ДГПУ», г.Дербент, РФ Азизова Саима Альбертовна студентка магистратуры 2 года обучения, факультет дошкольного образования, ФГОБОУ ВПО «ДГПУ», г. Махачкала, РФ E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
В статье раскрыто общее понятие ценностей и основные подходы к изучению ценностных приоритетов. Рассмотренная классификация ценностных приоритетов современной молодежи в системе профессиональной подготовки. Показаны профессиональные подходы формирования специфических ценностных приоритетов молодого поколения.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Ценности, ценностные приоритеты, ценностные ориентации, духовность, нравственные качества, личностные приоритеты.
В современном научном знании накоплен значительный опыт, создающий предпосылки для исследования воспитания ценностно-целевых приоритетов формирования у молодежи средних профессиональных учебных заведений. Проблема патриотических ценностей рассматривается в трудах Аристотеля, В.И.Бакштановского, Н.А.Бердяева, Д.Дидро, Дж.Дьюи, О.Г.Дробницкого, И.Канта, М.С.Кагана, В.Момова, Платона, В.П.Тугаринова, В.Франкла и др.
Ценность формирования патриотических убеждений молодого поколения отмечена в трудах отечественных, русских и зарубежных В.Г. Белинский, К.А. Гельвеций, Н.А. Добролюбов, А.П. Куницын, Л. И. Лепелетье, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, И.М. Ястребцов и мн. др.).
Большое внимание уделено изучению воспитательного потенциала программы гражданско-патриотического воспитания как фактора профессионально-личностного становления молодежи, которая призвана развивать и воспитывать чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. [5, с. 4]
В настоящее время широко используются системный, профессионально - деятельностный, профессионально - личностный, технологический и другие подходы. Идея системного и целевого подхода в воспитательной работе нашла свое решение в исследованиях Ю.К. Бабанского, Т.А. Ильиной, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой и других. На основе деятельностного подхода проведено исследования В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и других.
Однако, анализ научно-исследовательской литературы позволяет сделать вывод о том, что недостаточно изучены возможности ценностно-целевых приоритетов патриотического воспитания студентов в процессе общественно-педагогической деятельности в условиях средних профессиональных учебных заведений. [5,с. 9 ]
Интеграция патриотизма в образовательный процесс среднего специального учебного заведения основывается на системе сформировавшейся на протяжении многих веков истории нашего народа, национальной культуры патриотизма и пространства её ценностей, идеалов, смыслов, символов, традиций, инноваций, стереотипов, образов и т.д. Особое значение уделяется формированию высших патриотических идеалов и ценностно-целевых приоритетов патриотического воспитания, интегрирующих пространство и сотрудничество «студент - преподаватель - училище - общество - государство» педагогическими средствами.
Современная модель и система патриотического воспитания в среднем специальном учебном заведении представляет собой ряд ценностно-целевых приоритетов:
1) экзистенциальные ценности (человек и его жизнь, свобода, выбор, мир);
2) семейные ценности (семья и её традиции, дом, родители);
3) нравственные ценности (любовь, добро, совесть, долг);
4) познавательные ценности (истина, знание, мудрость);
5) национальные ценности (родная земля, родной язык, национальная история, национальная культура);
6) государственные ценности (Отечество, гражданственность, патриотизм);
7) профессиональные ценности (профессия, ответственность, труд).
В целях привития у молодежи патриотических ценностей можно проводить различные мероприятия. Принципы воспитательного процесса в патриотическом направлении - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации данного процесса. Они отражают специфику процесса патриотического воспитания Принципы, на которые опираются ценностно-целевые приоритеты патриотического воспитания в целом, составляют систему. . [6, с. 145]
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
Патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и плюрализма, формирование многопартийной системы вносят свои коррективы и представляют определенные трудности в понимании современной молодежи сущности патриотизма, его ценностно-целевых приоритетов. Следует признать и тот неоспоримый факт, что современная молодежь не прошла той уникальной школы патриотического воспитания, которая выпала на долю нынешнего старшего поколения. Поэтому возникает необходимость осуществления патриотического воспитания молодежи на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у молодого поколения правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.
Следует признать и реалии глобальной современности: наблюдается крайне нежелательное вторжение в менталитет молодежи ценностей западной культуры, способствующие, к сожалению, ослаблению чувства патриотизма и национальных духовных ценностей. [2, с. 123] В сознании молодого поколения, особенно в молодежной субкультуре, все больше оседает апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, безответственность и немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к обществу и социальным институтам, что являются крайне нежелательными факторами со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Более того, молодежь все больше уходит в виртуальный мир Интернета, игр-симуляторов реальной жизни. Получается так, что значительная часть информации, находящейся в открытом доступе в Интернете, иногда наносит непоправимый вред патриотическому воспитанию юношества. В результате, практически на второй план отходит прогнозирование позитивных патриотических движений и процессов, принятие опережающих контрмер на негативные процессы в сознании молодого поколения, продуктивной патриотической деятельности в жизни подрастающего поколения.
Все отчетливее в сознании граждан проявляются патриотические идеи, обусловленные новым характером отношений, новыми целями и новым содержанием общественно значимой деятельности. Укрепляется мнение о том, что только совместными усилиями можно вывести страну из кризиса.
В психологическом словаре ценности трактуются как продукт активной деятельности человека, направленной на трансформацию личностных смыслов-ориентаций, причем этот процесс тесно связано с чувственно - эмоциональной и мотивационно - поведенческой сферами лица.[4, с. 5] Ценностями могут считаться предметы и их свойства, а также парадигм. В ином психологическом словаре ценность определяется как любой - любой предмет, в том числе и идеальный, что имеет жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слои, население, человечества). В широком понимании ценностями считают не только абстрактно привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В узком смысле ценности отождествляются с духовными идеями, которые выражаются понятием высокой степени обобщения. Ценности рассматриваются как форма отношений между субъектом и объектом, которая допускает сознательное воспроизведение субъектом ценностных качеств объекта. При этом учитывается, что ценности имеют способность приобретать значимость в общественной жизни и практике человека. . [1, с. 245]
Приоритетными для современной молодежи являются общечеловеческие, профессиональные, материальные, статусные ценностные ориентации и ориентации самосовершенствования. У первокурсников ценности имеют преимущественно общечеловеческий идеализированный характер.
Сравнительный анализ основных жизненных и профессиональных ценностей современных студентов в зависимости от пола и места проживания показал, что существенных различий в жизненных ценностях не обнаружено. Юноши и девушки, проживающие в сельской местности, менее, по сравнению с городскими, ориентируются на профессиональные ценности.
Ценности - это духовные феномены, имеющие личностный смысл и представляют собой ориентиры человеческого поведения и основы в формировании жизненных, профессиональных установок.
Итак, ценностные приоритеты молодежи средних профессиональных учебных заведений - это такие
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
социальные ценности, которые выступают для них, в первую очередь, в качестве стратегических целей его деятельности, занимают определяющее ступень мотивационно-регулятивной системе поведения и профессиональной деятельности и влияют на содержание и направленность его потребностей, мотивов и интересов.
Список использованной литературы
1. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - Второй уд., Расш., Наст. доп. - Ростов н \ Д, 1999.
2. Психология /Под ред. А.А. Крылова. - М., 1999
3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: пер.с нем. /Общ. ред. и предислов. А.Ф.Зотова. - М., 1998.
4. Ткачева Н.А. История развития ценностей .-Х., 2004.
5. Худоерова Н.М. Ценностно-целевые приоритеты патриотического воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений РТ. Автореферат. - Д., 2013
6. Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодёжи в новых обшественно-экономических условиях. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. -192 с.
© Пирмагомедова Э.А., Азизова С.А., 2016
УДК: 615.851-053.6
Филипенко Ксения Петровна
студентка ИГПИ им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО "ТюмГУ",
г. Ишим, РФ E-mail: [email protected]
ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье изложены теоретические и методические основы использования тренинговых занятий в снижении уровня тревожности у старших подростков.
Приводятся цифровые данные, подтверждающие эффективность использования тренинговых занятий в нормализации эмоциональных состояний у старших подростков.
Ключевые слова
Тревожность, школьная тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность,
старший подростковый возраст, тренинг.
Тревожность - главная проблема психологии. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в сондромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Тревожность - не только как одно из основных свойств личности, но и фактор, определяющий ее развитие [1, с. 43]. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Особенно тревожность ярко выражена в старшем подростковом возрасте, ведь подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами.
Старший подростковый возраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью (14-17 лет) [2, с. 34]. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения,