Научная статья на тему 'Формирование самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта'

Формирование самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / SELF-EDUCATION / PEDAGOGICAL CULTURE / SELF-EDUCATION CULTURE / FORMATION / TEACHER OF MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыганова Елена Александровна

В статье рассматривается понятие "самообразовательная культура педагога-музыканта", выявляет-ся ее компонентный состав, определяются последовательные этапы и предлагаются пути форми-рования самообразовательной культуры педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дыганова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-EDUCATION CULTURE OF THE FUTURE MUSIC TEACHER

The author of the article examines the main concept "self-education culture of the future music teacher". She discovers its component composition, determines the consistent stages, and offers the ways of forma-tion of self-education culture of the future music teacher.

Текст научной работы на тему «Формирование самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №3(25)

УДК 37.026.032:78

ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

© Е.А.Дыганова

В статье рассматривается понятие "самообразовательная культура педагога-музыканта", выявляется ее компонентный состав, определяются последовательные этапы и предлагаются пути формирования самообразовательной культуры педагога-музыканта.

Ключевые слова: самообразование, педагогическая культура, самообразовательная культура, формирование, педагог-музыкант.

Современное общество в области образования ориентировано на профессионально компетентного, мобильного, творчески активного и социально ответственного учителя, готового к самостоятельному принятию решений, способного к самосовершенствованию своей личности и самообразовательной деятельности. В настоящее время педагогическая наука разрабатывает новые формы, технологии формирования профессионализма учителя, где базовым критерием оценки качества образования принят компетент-ностный подход, который нашел свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования нового поколения. В основе компе-тентностного подхода лежит принцип самообразования, позволяющий личности непрерывно преобразовывать собственную жизнь и профессиональную деятельность.

Первыми теорию процесса самообразования и механизм самообразовательной деятельности обосновали такие зарубежные гуманисты и педагоги, как П.П.Верджерио, Я.А.Коменский, Д.Локк, М.З.Монтень, Томас Мор, которые высказали идеи о необходимости комбинирования источников знания.

В российской теории и практике самообразования в ХУШ-Х1Х веках были обоснованы перспективные идеи, среди которых нами обнаружено: выделение максимального времени для самообучения, начитанность и широкая образованность, самостоятельность в отборе книжного материала. Начало XX века в России характеризуется повышенным вниманием к проблеме самообразования. Большой вклад в развитие данной проблемы внесли отечественные исследователи: П.П.Блонский, Н.П.Иорданский,

Н.К.Крупская, Н.В.Чехов, С.Т.Шацкий и др. В этот период особое внимание уделялось изданию специальных сборников, энциклопедий, научнопопулярных изданий, позволяющих системно осуществлять самообразование.

Проблема самообразования личности на протяжении длительного времени является актуальной, что объясняется научной глубиной и емкостью данного направления. В последние десятилетия особый интерес вызывают исследования процесса самообразования, условий развития са-моразвивающейся личности, путей и средств управления и самоуправления познавательной деятельностью, уровней развития различных формирований, которые образуются у индивида в самостоятельном познавательном процессе и т.д.

В научной литературе понятие "самообразование" рассматривается как непрерывное образование личности, которое трактуется педагога-ми-учеными по-разному:

1. Как познавательная деятельность;

2. Как целенаправленный, систематический познавательный процесс;

3. Как высшая форма самовыражения личности;

4. Как способ организации субъектом познавательного процесса;

5. Как средство поиска и освоения социального опыта.

Проведенный анализ научных подходов позволил нам выделить общие положения, характерные для самообразования:

• инициативность субъекта;

• самостоятельное овладение знаниями;

• дополнительный характер образования по отношению к основному образованию;

• целенаправленность данного процесса;

• систематичность;

• высший уровень образовательной деятельности.

Основываясь на изучении научной литературы по проблеме, сравнительном анализе и выделенных общих положениях, мы предлагаем в качестве рабочего следующее определение: "Самообразование - это систематическая, целенаправленная познавательная деятельность субъекта на основе сформировавшихся мотивов и доб-

ровольных побуждений, способствующая развитию личностных качеств, осуществляемая в учебное и свободное время".

Разработка проблемы профессионально-педагогического самообразования обогатилась в последние десятилетия достаточным числом исследований (Е.Д.Бездениско, И.О.Ганченко, Г.И.Гу-сев, Ю.Н.Кулюткин, Н.В.Кузьмина, М.В.Нико-лаева, Г.С.Сухобская и др.). Перечисленные ученые-педагоги рассматривают педагогическое самообразование как целенаправленную самостоятельную деятельность учителей (или студентов педвуза) по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагоги-ческих и методических знаний и их творческому использованию в соответствии с характером выполняемой работы [1: 9].

Особенности педагогического самообразования в современных условиях заключаются в самостоятельном овладении совокупностью педагогических ценностей, технологий, опытом творчества. Его содержание образуют психолого-педагоги-ческие и специальные знания, творческое изучение опыта других людей, поиск новых методических идей, способов и приемов работы, анализ и обобщение собственного опыта с позиции современных требований, высокоэффективное, творческое решение профессионально-педагогических задач с опорой на рекомендации науки и эффективной педагогической практики [2: 13].

В широком диапазоне различных направлений педагогического самообразования выделяются основные и побочные. Исследователь Г.С. Закиров к основным направлениям педагогического самообразования относит:

1) педагогическое самообразование, направленное на углубленное изучение психологопедагогических дисциплин, передового педагогического опыта, анализ поведения школьников, самосовершенствование педагогических качеств;

2) специальное (профессиональное) самообразование, побуждаемое желанием студентов лучше познать отдельные учебные дисциплины по профилю обучения, расширить и углубить свои знания и навыки в избранной области науки;

3) общее самообразование, направленное на расширение культурного кругозора;

4) политическое самообразование, вызванное участием молодежи в общественно-политической жизни, усилением внимания к современным событиям, повышением интересов студентов к общественным наукам.

В качестве побочных направлений автор выделяет:

1) самообразование, обусловленное стремлением развить художественные, музыкальные, спортивные и другие способности;

2) самообразование, связанное с развитием интереса к любительским занятиям.

3) самообразование, вызванное желанием самовоспитания [3: і37-і38].

Самообразовательная культура педагога-музыканта является многосоставной структурой, для характеристики которой необходимо рассмотрение сопряженных понятий "культура" и "педагогическая культура".

В современных научных источниках существует огромное количество определений феномена культуры, исследователи насчитывают более 500 определений данного понятия, при этом ни одно из них не является исчерпывающим, поскольку данное сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие предполагает собственную трактовку в различных отраслях знания.

С точки зрения философии образования, культура является сферой духовной жизни людей, включающей в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения.

В педагогике "культура" употребляется в сочетании "культура личности" и определяется как уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и т.д. [4: і 04].

Длительное время в научной литературе педагогическая культура трактовалась как совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, как педагогическая грамотность и образованность. Разработка проблемы педагогической культуры в работах С.И. Архангельского,

А.В.Барабанщикова, Е.В.Бондаревской, И.Ф.Иса-евой, В.А.Сластенина и других исследователей обогатила педагогическую науку.

В настоящее время понятие "педагогическая культура" рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности. В частности, исследователь В.Д.Симоненко определяет ее как "интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентно-

сти педагога и цель его профессионального самосовершенствования" [5: 20-2і].

Результатом изучения и анализа основных понятий нашего исследования явилось следующее базовое определение: самообразовательная культура педагога-музыканта - это синтез высокого уровня научной организации умственного труда и процесса развития личности педагога-музыканта, достигаемый посредством самообразования.

В нашем понимании самообразовательная культура педагога-музыканта является ведущим показателем профессиональной компетентности, а самообразование - условием и способом формирования данного показателя.

В соответствии с представленной выше классификацией Г.С.Закирова мы относим музыкально-педагогическое самообразование к основному профессиональному педагогическому самообразованию, которое включает два направления: музыкальное и педагогическое.

Самообразование педагога-музыканта,

включающее общеобразовательное, психологопедагогическое, методическое, музыкальное и специальное направления, характеризуется широким "образовательным полем" и выполняет следующие функции:

• компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения;

• дополняет, углубляет, расширяет, систематизирует базовое общее, профессиональное и специальное образование;

• помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности;

• способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности;

• является средством самопознания и самосовершенствования.

Направления самообразования педагога-музыканта, их состав и цели представлены в нижеследующей таблице.

Таблица і.

разовательные умения сти

Психолого- педагогиче- ское Информация по педагогике и психологии; педагогические умения и навыки; самообразовательные умения Дополнение и углубление педагогического образования

Методиче- ское Методическая информация; самообразовательные умения Углубление, уточнение методики преподавания; поиск новых методик

Музыкальное Нотная и текстовая информация; общие музыкальные и специальные умения и навыки; самообразовательные умения Музыкальный кругозор; дополнение и углубление музыкального образования

Специальное Основная и дополнительная информация по специальности; специальные умения и навыки; самообразовательные умения Дополнение и углубление специального образования

Наряду с представленной структурой самообразования педагога-музыканта, нами выявлены основные его источники, к которым мы отнесли профессиональную, методическую, специальную и дополнительную литературу в печатных изданиях; нотные материалы; электронные ресурсы; аудио- и видеозаписи; посещение специальных занятий, курсов, семинаров, конференций, концертов, мастер-классов, тематических выставок; общение с коллегами и т.д.

Под формированием самообразовательной культуры в условиях учебного процесса в вузе мы понимаем диалектический процесс, в котором взаимодействуют следующие факторы: учебная и дополнительная информация; формы, методы, средства обучения и самообразования; средства коммуникации и их характер; личности преподавателя и студента.

Следуя логике формирования, мы выделили три этапа данного процесса: подготовительный, организационный и этап реализации.

Структура самообразования педагога-музыканта

Направления самообразования Состав Цели

Общеобразо- вательное Общеобразовательная информация; информация, имеющая педагогическую ценность; общие умения и навыки; самооб- Широкая эрудиция, педагогическая установка на восприятие и оценку информации с целью ее применения в профессиональной деятельно-

На первом - подготовительном - этапе преподавателем диагностируется личность студента-будущего педагога-музыканта по следующим показателям: мотивы поступления в педагогический вуз, уровень общеобразовательной и музыкальной подготовки, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, индивидуальные особенности, личностная самооценка. Проведенное изучение и определение стартового уровня подготовки студентов позволяет преподавателю составить индивидуальную программу самообразования будущего педагога-музыканта.

Второй - организационный этап. На данном этапе реализуется индивидуальная программа студента по самообразованию: педагог предлагает различные виды и формы самообразования, в которых осуществляется работа по формированию опыта самообразовательной деятельности. Самообразование студента на этом этапе базируется на поддержке и содействии педагога.

Третий - этап реализации - направлен на формирование и регулирование взаимосвязей самообразования и профессионального практического опыта, то есть фактического функционирования самообразования. На данном этапе отсутствует непосредственное педагогическое руководство, весь процесс от целеполагания до оценивания результатов самообразования осуществляется самостоятельно.

Известно, что продуктивная самообразовательная деятельность будущего педагога-музы-канта возможна лишь при условии достаточной готовности к ней. Под готовностью студента к музыкально-педагогическому самообразованию мы понимаем овладение им всеми содержательными компонентами самообразовательной деятельности:

і) ценностно-мотивационный компонент

- система педагогических ценностей, личностных смыслов, мотивов, интересов, потребностей специалиста, которая способствует развитию музыкально-педагогического самообразования, а также формируют личностно-ценностную установку педагога-музыканта.

Показатели:

■ осознание требований современного времени и педагогической профессии;

■ потребность в профессиональном и индивидуальном саморазвитии;

■ интерес и потребность в общих, психоло-го-педагогических, музыкальных, специальных знаниях;

■ потребности в освоении новых идей и новаторского опыта в области музыки и педагогики;

■ необходимость владения методами научного познания (анализа, оценки и обобщения результатов собственной работы);

■ стремление состояться в профессии и завоевать авторитет.

2) когнитивно-операционный компонент -базовая культура личности; достаточное количество профессиональных и специальных знаний и умений их применять (факты, понятия, категории, законы, теории, методы, технологии и пр.); умения выбирать источники познания и формы самообразовательной деятельности; дополнительные знания по музыкальной и педагогической наукам, полученные преимущественно в самообразовательной деятельности.

Показатели:

■ достаточный уровень педагогических, музыкальных и специальных базовых знаний;

■ умения целеполагания, которые предполагают действия по вычленению главного в информационном материале и действия по определению и формулировке основной задачи работы;

■ исполнительские умения, такие как: работа с источниками информации, владение мыслительными операциями по выделению существенных признаков, распределение данных по группам, определение основных результатов работы, т.е. действия по анализу, сравнению, абстракции, конкретизации, синтезу, обобщению и классификации;

■ оценочные умения, в составе которых действия по обоснованию значимости информации, оцениванию информационного материала;

■ педагогические умения, в составе которых рассматриваются умения определять, находить условия решения и решать педагогические задачи в конкретной ситуации;

■ музыкальные умения, в составе которых владение музыкально-исполнительским анализом музыкальных произведений, умения интерпретации музыкально-поэтического материала, умения осуществлять репетиционный процесс, специально-исполнительские умения и навыки.

3) контрольно-рефлексивный компонент -владение системой контрольно-рефлексивных операций, таких как самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокоррекция своей познавательной деятельности.

Показатели:

■ умения самоконтроля и оценки своей деятельности;

■ владение способами саморегуляции.

Исследуя процесс формирования самообразовательной культуры будущего педагога-

музыканта, мы рассматриваем обучение и самообразование студентов не изолированно друг от

друга, а как постепенный переход обучения в самообразовательную деятельность. Данный процесс осуществляется посредством взаимодействия субъектов образовательной деятельности, где основным условием является организация педагогом методики обучения своему предмету таким образом, чтобы она способствовала выработке у будущего педагога-музыканта самообразовательных умений, соответствующих определенным выше компонентам самообразовательной деятельности.

В таблице 2 представлены выделенные уровни готовности к самообразовательной деятельности и их показатели.

Таблица 2.

тов; наличие познавательного интереса к другим сферам, не связанным с будущей профессией, самообразова-__________ние имеет креативный характер________

Процесс формирования самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта осуществляется в различных видах деятельности: учебной управляемой и самостоятельной, коммуникативной, творческой, научно-исследовательской и др. Среди перечисленных видов особое внимание заслуживают творческий и научно-исследовательский вид, которые позволяют студенту находиться в ситуации научного поиска ответов на определенные или возникающие вопросы, которые стимулируют познавательные потребности, стремление к самообразованию и формируют готовность и опыт его осуществления.

Примерами, где используются выделенные виды деятельности, могут служить задания на овладение методикой ведения записей содержания прорабатываемых источников (план, конспект, тезисы, цитирование), подготовка аннотации на рекомендованное или самостоятельно подобранное музыкальное произведение, подготовка реферата или научного доклада, подготовка концертного выступления, показательного урока или репетиции, курсовая работа, научная статья и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно заметить, что, на каком бы уровне ни осуществлялась самообразовательная деятельность будущего педагога-музыканта, консультационная помощь и моральная поддержка педагога выступают как необходимые условия закрепления положительного отношения к профессии и формирующейся самообразовательной культуры.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы по проблеме позволил нам содержательно раскрыть и дать определение понятию самообразовательной культуры педагога-музы-канта; определить компонентный состав самообразовательной культуры; выделить последовательные этапы формирования самообразовательной культуры педагога-музыканта: подготовительный, организационный и этап реализации; обозначить содержательные компоненты самообразовательной деятельности и их показатели; определить уровни готовности к самообразовательной деятельности и их показатели.

Основываясь на научных выводах, мы пришли к заключению, что формирование самообразовательной культуры будущего педагога-музы-канта - это сложный процесс, который протекает под влиянием многих факторов. Эффективность данного процесса зависит от системно организованной деятельности студентов и преподавате-

Уровни готовности и их показатели

Уровни Уровневые показатели

Низкий Мотивы самообразования в основном стихийны; отсутствует связь личных потребностей в самообразовании с профессиональным образованием; знания по предметам носят изолированный характер; умения работать с источниками информации не систематизированы; отсутствуют организационные умения; самообразование носит репродуктивный характер

Средний Понимание необходимой связи самообразования с личными и профессиональными интересами; наличие сформированного познавательного профессионального интереса; знания по предметам систематизированы, но межпредметные связи неосознанны; наличие самообразовательных умений работы с основными и дополнительными источниками информации; удовлетворительное развитие организационных умений; отсутствие познавательного интереса к другим сферам, не связанными с будущей профессией; самообразование носит интерпретирующий характер

Высокий Глубокое понимание личностью необходимости руководствоваться в самообразовании личностными, профессиональными и социально значимыми целями; умения четко формулировать эти цели; стремление достичь их оптимальным способом; умение рационального применения различных источников информации в своей деятельности и оптимальное управление процессом самообразования от планирования до осуществления замыслов и самоконтроля получаемых результа-

лей, где ведущая роль принадлежит творческому и научно-исследовательскому видам.

1. Гусев Г.И. Подготовка студентов к педагогическому самообразованию в процессе их самостоятельной работы по педагогике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1974. - 23 с.

2. Бездениско Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя: ав-

тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Дону, 2007. - 26 с.

3. Закиров Г.С. Организация самообразования учащейся молодежи. - 2-е изд., дополн. - Казань: КГПУ, 2000. - 165 с.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 256 с.

5. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособ. для студентов педагогических вузов / под ред.

В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 368 с.

FORMATION OF SELF-EDUCATION CULTURE OF THE FUTURE MUSIC TEACHER

E.A.Dyganova

The author of the article examines the main concept "self-education culture of the future music teacher". She discovers its component composition, determines the consistent stages, and offers the ways of formation of self-education culture of the future music teacher.

Key words: self-education, pedagogical culture, self-education culture, formation, teacher of music.

Дыганова Елена Александровна - доцент кафедры музыкального искусства Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: dirigerdea@mail.ru

Поступила в редакцию 02.03.20И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.