Научная статья на тему 'Формирование рынка сельскохозяйственной продукции'

Формирование рынка сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1277
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / САХАР / САХАР-СЫРЕЦ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калиничева Е.Ю.

Рассмотрены особенности формирования рынка продовольственных товаров, условия для повышения конкурентоспособности отечественного сахарного рынка и наполнения его емкости за счет сахара, вырабатываемого из отечественного сырья, т.е. сахарной свеклы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование рынка сельскохозяйственной продукции»

РАЗВИТИЕ АПК

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Е. Ю. КАЛИНИЧЕВА, кандидат экономических наук, доценткафедры бухгалтерского учета и аудита Е-таН:1еп-каИп'1сЬеу@таН.ги Орловский государственный аграрный университет

Рассмотрены особенности формирования рынка продовольственных товаров, условия для повышения конкурентоспособности отечественного сахарного рынка и наполнения его емкости за счет сахара, вырабатываемого из отечественного сырья, т. е. сахарной свеклы.

Ключевые слова: рынок, продукты питания, конкурентоспособность, сахар, сахар-сырец.

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется в целях повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основными задачами при этом являются:

• увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции — сырья и продовольствия — на внутреннем рынке;

• сглаживание сезонных колебаний цен и создание условий для увеличения экспорта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• развитие товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

Потребительский рынок продовольственных товаров по отраслевому признаку подразделяется на рынок хлеба и хлебобулочных изделий, рынок плодов и овощей, рынок сахара и кондитерских изделий, рынок мяса и мясопродуктов, рынок молока и молокопродуктов и др., каждый из которых специфичен и имеет место в любом хозяйствую-

щем субъекте. Кроме того, продовольственный рынок выполняет ряд дополнительных функций: складирование, хранение, транспортировка, маркетинговый анализ. Одной из наиболее важных особенностей аграрного рынка, оказывающей огромное влияние на формирование конкуренции на этом рынке, является тот факт, что этот рынок считается одним из приоритетных с точки зрения государства. С этим рынком тесно связаны такие понятия, как «продовольственная безопасность страны» и «уровень социальной защищенности населения». Это заставляет смотреть на этотрынок не только с точки зрения экономической эффективности, но и с учетом политико-экономической и социально-экономической целесообразности его деятельности. Несмотря на то, что в России мало опыта в механизмах протекционистской политики, государство стремится поддержать интересы отечественных товаропроизводителей, и в частности сахаропроизводителей. Механизм государственной поддержки с помощью тарифов или нетарифных мер достаточно сложен, поэтому необходимо время для того, чтобы применять предоставленные законом возможности и добиваться поставленной цели. Вместе с тем сложность регулирования заключается в значительном количестве составляющих, формирующих рынок продовольствия. Наличие таких субъектов, как крупнотоварные фермерские и личные подсобные хозяйства, предприятия перерабатывающей промышленности и торговли, предполагает множественность направлений регулирования, построения соответствующей модели взаимоотношений между ними, аследова-

тельно, и множество направлений регулирования. Министерство сельского хозяйства РФ приняло отраслевую целевую программу «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 2010—2012 годы», в которой четко предусмотрены наиболее важные направления государственной поддержки, в частности:

• компенсация части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям сахарной свеклы в размерах, обеспечивающих равные конкурентные условия в сравнении с производством других, более рентабельных, культур (на приобретение минеральных удобрений — 6 017 млн руб., на приобретение средств химической защиты — 4081,8 млн руб.);

• компенсация части затрат по кредитам, используемым для приобретения специализированной сельскохозяйственной техники и технологического оборудования сахарных и семенных заводов (развитие материально-технической базы свекловодческих хозяйств и приобретение специализированной техники — 302,8 млн руб.). Центральной проблемой продовольственного

рынка России является увеличение отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, улучшение их ассортимента и повышение качества при снижении затрат на производство и доставку потребителям.

Большую роль в конкурентной борьбе на рынке играет переработка продуктов питания, что требует развития пищевой промышленности. Это вызывает снижение доли сельского хозяйства в цене продуктов питания и снижение ее роли на этом рынке. Одна из основных проблем, от которой зависят воспроизводство и доходность как сельскохозяйственного производства, так и сахарной промышленности — повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Этот показатель выступает главным условием успешной конкуренции предприятий на рынке. С одной стороны, конкуренция представляется эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка. С другой стороны, это реализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за рынки ее сбыта в целях получения более высоких доходов.

Большой пространственный разброс сельскохозяйственного производства вместе со сосре-

доточением основных потребителей продуктов в городах создает неравные возможности для конкуренции. Наличие малодоступного для дальнего производителя рынка создает объективную необходимость в посреднике. Поэтому конкурентные преимущества на рынке получают те, кто расположен ближе к рынкам сбыта, а также те регионы, где лучше развита инфраструктура производства. Это такие преимущества, которые не имеют тесной связи с деятельностью собственно производителя, но от них в большой степени зависит эффективность сельскохозяйственного производства. Порой развитие инфраструктуры оказывает такое сильное влияние, что объективные слабости превращаются в конкурентные преимущества.

Рынок продовольственных товаров все больше распадается на два самостоятельных сегмента. Во-первых, это продукция собственно сельского хозяйства, которая поступает в перерабатывающую промышленность и торговлю, а во-вторых, это конечный рынок продовольственных товаров, выраженный в оптовой и розничной торговле продуктами питания. В первом случае структура рынка более конкурентна, когда отдельные производители и даже их объединения не могут влиять на рыночные цены и практически не имеют надежды достичь этого. На этом рынке действует целый ряд факторов, способствующий поддержанию данной структуры и высокой конкурентности этого сектора:

• большое число конкурентов (невозможность концентрации производства);

• относительно стабильное положение спроса, что ведет к усилению борьбы за выживание;

• высокий уровень постоянных издержек в отрасли в виде специфических капиталов, что затрудняет переориентацию производства;

• высокая стандартизированность продукции;

• равная возможность доступа к достижениям научно-технического прогресса в пределах региона;

• многообразие конкурентов (субъектов производства и товаров-субститутов) в других регионах, что вносит элемент неопределенности;

• высокая значимость для общества продовольственного рынка (не допускается снижение производства, что ведет к постоянной конкурентной борьбе на этом рынке).

Другое дело — рынок непосредственно продовольственных товаров. В зависимости от вида продукта, степени монополизированности рынка он может иметь вид монополистической конку-

ренции, олигополии и даже монополии, чаще выраженной в виде государственной, но не всегда. Например, в Японии государство монополизировало импортриса, атакже, фактически контролирует внутренние закупки этого продукта. Конкурентная борьба на этом рынке идет с использованием всего арсенала средств ценовой и неценовой конкуренции, с практикой вытеснения конкурентов с рынка. В этом случае может произойти и вытеснение с рынка непосредственно сельскохозяйственных производителей, которые поставляли «неудачникам» продовольствие, но иногда они могут продолжать работать на «победителей». Первое чаще происходит при подавляющей конкуренции со стороны импорта. Особенностью России на данном этапе является слабое развитие эффективной внутренней конкуренции при нарастающем давлении со стороны иностранных производителей. Резко увеличившаяся конкуренция на рынке продовольственных товаров заставляет производителей стимулировать спрос на продукты питания, что в свою очередь сказывается на особенностях конкурентной борьбы на этом рынке.

Рыночный механизм продовольственного рынка, основанный на учете спроса на продукты питания и их предложения, развития конкуренции между потребителями и производителями, призван активизировать сельскохозяйственное производство и производство перерабатывающих предприятий, коммерческо-предприниматель-скую деятельность для удовлетворения реальных потребителей в продовольствии. Несмотря на это, основная масса российских сельскохозяйственных товаропроизводителей не конкурируют между собой и не являются монополистами, но они вынуждены функционировать в монополизированной среде переработчиков и торговли [2].

Отличительной чертой агропродовольствен-ного рынка является и спрос. На продукты первой необходимости наблюдается запаздывание реакции потребителей на изменение цен, поскольку после повышения цен покупатели продолжают покупать товар в прежних количествах до того момента, пока не найдут аналога. Факторы, определяющие спрос на продукты питания, практически совпадают с факторами спроса на другие товары. Однако степень их значимости и приоритетность специфичны. Основным, наиболее значимым фактором является цена данного товара, а затем уже и денежный доход покупателя. При этом индивидуальный спрос характеризуется индивидуальным доходом, а совокупный спрос характеризуется совокупным

или средним доходом. Далее приоритет отдают потребительским вкусам и предпочтениям покупателей, составу семьи, уровню жизни.

Особое место среди инструментов, регулирующих процессы развития продовольственного рынка, принадлежит ценовой политике, которая служит основой принятия решений относительно цены продажи по каждой конкретной сделке. Применение высоких цен на территориальном рынке продовольственных товаров делает его более привлекательным для новых хозяйствующих субъектов и ведет к росту конкуренции. Низкие цены стимулируют спрос покупателей. Однако выбор ценовой политики зависит от особенностей территории, тенденций и психологии потребительского поведения, специфики реализуемой продукции [1]. Зависимость же спроса на продукты питания первой необходимости от цены в целом сравнительно низка. По дорогостоящим (деликатесным) товарам эластичность спроса велика, а по товарам первой необходимости практически равна нулю. Основным фактором, влияющим на ценовую эластичность спроса продуктов питания, является доля расходов на данный продукт в общих расходах потребителя. Чем она выше, тем выше эластичность спроса.

Продовольственный рынок тесно связан с аграрным сектором экономики как с сельскохозяйственным производством (молоко, овощи, фрукты), так и с продуктами его переработки (мясо, колбасы, кисломолочные продукты, соки, хлеб и хлебобулочные продукты и др.). Особенностью функционирования товарного предложения продуктов питания является цена. С повышением закупочных цен повышается объем производства, а рост цен розничной торговли ведет к увеличению поставок продовольствия на рынок. Продовольственный рынок характеризуется совокупностью рыночных сегментов, которые можно разделить на четыре крупные группы: сельскохозяйственные товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, предприятия торговли и конечные потребители. Анализ составляющих структуры розничных цен по отдельным группам товаров представлен в табл. 1.

Анализ влияния на формирование розничной цены трех основных составляющих технологической цепочки (сельскохозяйственные предприятия, перерабатывающие предприятия пищевой промышленности и организации сферы обращения) показал, что по большинству обследованных видов продовольственных товаров доля отдельных

Таблица 1

Анализ составляющих структуры розничных цен по отдельным группам товаров в 2006 и 2008гг., %

Вид товаров Стоимость сырья и основных материалов Расходы на производство Оборот сферы обращения Средние цены на отдельные продовольственные товары за декабрь, руб.

2006 г. 2008 г. 2006 г. 2008 г. 2006 г. 2008 г. 2006 г. 2008 г.

Говядина (кроме бескост- 52,9 51,7 7,9 9,1 28,6 27,0 142,81 188,60

ного мяса)

Свинина (кроме бескост- 48,9 51,0 8,4 7,0 30,5 31,8 142,00 197,90

ного мяса)

Мясо птицы 36,6 46,6 23,7 23,6 25,3 23,9 79,86 102,00

Колбаса вареная высшего 52,1 45,3 14,4 14,8 18,9 24,2 161,40 219,30

сорта

Хлеб пшеничный из муки 27,6 27,3 41,4 39,5 17,5 18,4 18,38 28,17

1—2 сортов

Хлеб пшеничный из муки 26,7 25,0 39,0 34,9 17,7 20,2 25,37 39,49

высшего сорта

Хлеб из ржаной и ржано- 29,4 24,2 39,2 37,5 19,1 25,0 16,55 27,07

пшеничнои муки

Мука пшеничная высшего 37,6 34,4 10,1 10,1 46,5 47,7 13,64 21,63

сорта

Сахар-песок из сахарной 38,7 34,2 21,8 20,3 32,7 38,8 22,69 25,07

свеклы отечественной

Молоко цельное пастери- 41,0 41,4 25,8 24,8 23,0 21,9 18,03 26,18

зованное

Яйцо столовое 30,7 35,0 24,4 23,7 33,0 25,8 27,63 39,03

составляющих структуры розничных цен в 2008 г. сопоставима с показателями 2006 г., что в значительной степени объясняется сопоставимостью темпов роста отпускных цен на сельскохозяйственную продукцию и готовую пищевую продукцию с темпами роста розничных цен. В то же время на такие товары, как колбаса вареная высшего сорта, хлеб из ржаной и ржано-пшеничной муки, сахар-песок из отечественной сахарной свеклы, отмечается существенное увеличение доли организаций сферы обращения. Однако минимальный прирост цен характерен для сахара-песка из отечественной сахарной свеклы (10,5%). Далее целесообразно проанализировать объем продажи продукции на рынке (табл. 2).

Анализ данных табл. 2 свидетельствует о том, что за исследуемый период наблюдается постепен-

Динамика потребления осг

ное увеличение объема потребления по всем группам товаров. Однако наибольшее значение приходится на такие товары, как мясо и птица, — 92,8 %, масло растительное — 2,2 раза, яйца птицы — 54,6 %. Объемы же потребления сахара и хлебопродуктов колеблется по годам, но в сравнении с 2000 г. возросли лишь на 12,5 %и10,1 % соответственно.

В России производится достаточно большой перечень необходимых продуктов питания. Однако из-за низкой конкурентоспособности некоторые из них не всегда находят рынок сбыта. В то же время большинство отечественных продуктов по причине высокой себестоимости неконкурентоспособны в сравнении с западными аналогами. В результате на отечественный рынок стали поступать невостребованные в странах-экспортерах некачественные продукты питания.

Таблица 2

ных видов продовольствия

Группы продукции Год Темп роста, %

2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Мясо и птица, тыс. т 2 865 3 896 4 490 4 804 4 910 5 152 5 523 192,8

Масло животное, тыс. т 388 448 471 476 492 493 508 130,9

Масла растительные, тыс. т 571 811 900 1 013 1 078 1 175 1 268 2,2 раз

Яйцо птицы, млрд шт. 21,6 25,6 25,8 28,2 31,3 32,2 33,4 154,6

Сахар, тыс. т 2 623 2 932 2736 2 984 2 924 2 980 2 950 112,5

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа), млнт 12,9 13,9 13,6 13,8 14,4 14,5 14,2 110,1

Весьма примечательным признаком состояния агропромышленного комплекса в 1990-егг. стало создание агропромышленного рынка, отражающего специфику функционирования агропромышленного производства. Исследование теоретических концепций зарубежного и отечественного опыта организации продовольственного рынка позволяет выдвинуть ряд принципиальных положений, которых необходимо придерживаться:

• основные поставщики товаров на рынок продовольствия и сырья — отечественные товаропроизводители;

• импорт недостающего продовольствия и сырья — такое же закономерное явление, как и развитые торговые отношения между странами мира.

• меры государственного регулирования рынка продовольствия и сырья должны опираться на обоснованный экономический прогноз развития сельскохозяйственного товарного производства.

Кроме того, должны быть разработаны условия взаимодействия внутреннего и внешних аграрных рынков, сохраняющих продовольственную безопасность страны. К примеру, по такому стратегически важному продукту питания, как сахар, соотношение между собственным производством и импортом резко изменилось после 1990 г. Негативные тенденции, сложившиеся в экономике, и в частности в свеклосахарном производстве, привели к резкому импорту сахара-сырца и сахара белого. За последнее десятилетие Россия стала одним из самых крупных импортеров сахара, тем самым поддерживая сахаропроизводителей других стран. Положение усугубляется еще и тем, что мировые цены на сахар белый, и особенно на тростниковый сахар-сырец, постоянно снижаются.

Значительно сократились объемы продажи сахара-рафинада колотого, сахара-рафинада сувенирного (сахарные головки), сахара-рафинада быстрорастворимого, а также пищевые сахаро-содержащие концентраты отечественного производства: различные компоты, кисели, заварные кремы, сахар с добавлением крахмала, пектина, ванильный сахар. Производство перечисленных продуктов из отечественного сахара делает их неконкурентоспособными из-за высокой стоимости исходного компонента — свекловичного сахара. И это следствие не только низкой покупательной способности населения. Согласно требованиям

рецептуры, для производства большинства сахаро-содержащих продуктов, в первую очередь детского питания, требуется рафинированный сахар-песок, производство которого из свекловичного сахара на рафинадных заводах просто нерентабельно.

Поэтому государственный протекционизм для российских сахаропроизводителей, защита их интересов от импорта, таможенная защита свеклосахарного производства играют важную роль в сохранении отечественной сахарной промышленности. Однако повышать конкурентоспособность сахара следует не искусственно, а через внедрение современных технологий выращивания сахарной свеклы, ее переработки, ценообразования, совершенствование взаимоотношений между производителями сырья и сахарными заводами. Необходимо привлекать инвестиции для реконструкции сахарных заводов, чтобы они участвовали в организации и развитии сырьевой базы для своего производства и создавали конкуренцию между производителями сахарной свеклы.

В течение последнего десятилетия процессы реформирования многоукладной аграрной экономики и изменения в АПК шли ускоренными темпами. Они сопровождались как глубоким сокращением ресурсного потенциала сельских товаропроизводителей, так и усилением деградации почвенного потенциала и усугубляющимися экологическими проблемами. Подобные негативные явления имели место и в экономике региона. В последнее время постепенно набирают темпы и позитивные процессы. Сохраняющее в последнее время высокую рентабельность растениеводство привлекает инвесторов, возрастают инвестиции в переработку сельскохозяйственной продукции, создаются благоприятные экономические условия для повышения конкурентоспособности отечественного свеклосахарного подкомплекса, развития отечественного сахарного рынка и наполнения емкости рынка за счет сахара, вырабатываемого из отечественного сырья, т. е. сахарной свеклы.

Список литературы

1. Зинчук Г. М. Определение стратегии развития продовольственного рынка // Достижения науки и техники АПК, 2007. №4. С. 36-38.

2. УшачевИ. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации // АПК: экономика, управление, 2009, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.