Научная статья на тему 'Формирование рынка миграционных посреднических услуг (на примере Самарской области)'

Формирование рынка миграционных посреднических услуг (на примере Самарской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
618
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОКУЛЬТУРНЫЕ МИГРАНТЫ / ПРИНИМАЮЩЕЕ СООБЩЕСТВО / СУБЪЕКТЫ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / MIGRANTS / RECEIVING COMMUNITY / INTERMEDIARY SERVICE PROVIDER / ETHNIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаметшина Наталья Семеновна

В статье анализируется деятельность государственных и коммерческих субъектов посреднических услуг в сфере миграции. Рассмотрен спектр посреднических услуг, предоставляемых мигрантам представителями общин, диаспор и национально-культурными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERMEDIARY SERVICE MARKET IN THE FIELD OF MIGRATION (ON THE EXAMPLE OF THE SAMARA REGION)

The article analyzes the activities of state and commercial intermediary service providers in the field of migration. The author reviews range of services provided to migrants by representatives of diasporas, local communities and ethnic-cultural organizations.

Текст научной работы на тему «Формирование рынка миграционных посреднических услуг (на примере Самарской области)»

УДК 325.1

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА МИГРАЦИОННЫХ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2013 Н.С. Мухаметшина

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Поступила в редакцию 20.09.2013

В статье анализируется деятельность государственных и коммерческих субъектов посреднических услуг в сфере миграции. Рассмотрен спектр посреднических услуг, предоставляемых мигрантам представителями общин, диаспор и национально-культурными организациями.

Ключевые слова: инокультурные мигранты, принимающее сообщество, субъекты посреднических услуг, национально-культурные организации.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда: проект «Социальные практики субъектов миграционных услуг: интеграционный и дезин-теграционный потенциал в регионах» (грант № 11-03-00748а). Научный руководитель -ГА. Пядухов.

В постсоветский период на жизнедеятельность российского общества оказывает влияние комплекс амбивалентных процессов объективного и субъективного характера. Несомненно, что к числу актуальнейших социальных процессов относится миграция населения, оказывающая заметное влияние на экономическую активность, на социально-политическую атмосферу страны в целом и отдельных регионов в частности. Самарская область относится к числу миграционно привлекательных субъектов Российской Федерации. Речь идет прежде всего о внешней миграции, хотя до 2011 года в регионе отмечалось положительное сальдо и межрегиональной, внутренней миграции. Тренды внешней миграции, как и в целом в Волго-Уральский регион, -это постсоветские государства Закавказья (Армения, Азербайджан), Средней Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия) и Казахстан.

На протяжении всего постсоветского периода наблюдается тенденция сокращения численности россиян, Самарская область в этом плане не является исключением. По данным органов государственной статистики, единственным источником, частично замещающим естественную убыль населения, остается положительный миграционный прирост. Он формируется за счет межрегиональной миграции и миграции с зарубежными странами. Так, в 2008 г. миграционный прирост составил 9018 человек, в 2009 г. - 7665 человек, в 2010 г. - 5597 человек, в 2011 г. - 7240 человек, в 2012 г. - 4372 человека1. При этом 75 % - 88% миграционного прироста приходилось на государства Закавказья, Средней Азии и Казахстан2.

Мухаметшина Наталья Семеновна, доктор политических наук, профессор кафедры политологии, социологии и права. E-mail: nmukhametshina@mail.ru

Сравнение результатов переписей населения 1989 г. и 2010 г. показывает увеличение численности и удельного веса представителей кавказских (в том числе северокавказских) и среднеазиатских народов в населении Самарской области. За 21 год (1989-2010 гг.), то есть фактически за постсоветский период, численность этой группы в населении области увеличилась в 2,9 раза (до 67 тысяч человек), удельный вес - в 2,9 раза (до 2,0%)3.

Значительны объемы трудовой внешней миграции в Самарскую область. За последние шесть лет (2007-2012 гг.) территориальным органом Федеральной миграционной службы на миграционный учет было поставлено без малого 1 млн. 300 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, подавляющее большинство которых являются представителями кавказских и среднеазиатских этносов4. В первом полугодии 2013 г. на миграционный учет поставлено свыше 121,6 тыс. человек. При этом следует иметь в виду, что часть трудовых мигрантов продолжают использовать практики нелегального пребывания на территории субъектов РФ. С учетом 67 тысяч представителей кавказских и среднеазиатских этносов, ставших постоянными жителями области и гражданами Российской Федерации сравнительно недавно, для трехмиллионного населения Самарской области присутствие инокультурных мигрантов - явление весьма заметное.

Объемы внешней трудовой миграции и потребности экономики способствовали возникновению и развитию региональных рынков миграционных посреднических услуг. В последние годы просматриваются признаки зарождающихся межрегиональных рынков посреднических услуг, являющихся вторичными по отношению

к рынку труда в целом. На примере Самарской области можно охарактеризовать структуру посреднических услуг, систематизировать и описать субъекты этого сегмента рынка труда, выделить наиболее типичные проблемы, в том числе проблемы взаимодействия принимающего населения и инокультурных (им)мигрантов5.

К субъектам посреднических миграционных услуг следует отнести:

- частные коммерческие организации, оказывающие услуги трудовым мигрантам;

- некоммерческие организации, специализирующиеся на работе с трудовыми мигрантами;

- национально-культурные объединения;

- интегрированные и имеющие российское гражданство представители стран-доноров;

- работодатели из общин диаспор, использующие наемный труд мигрантов;

- работодатели из числа местного населения, использующие наемный труд мигрантов;

- родственники, земляки и знакомые мигрантов из общин диаспор;

- отдельные представители общин диаспор, являющиеся сотрудниками коммерческих кадровых агентств, юридических консультаций, государственных и муниципальных предприятий, оказывающих платные услуги иностранным гражданам.

Существенный вопрос, имеющий не только правовой, но и социально-политический аспект, вызывающий большой общественный резонанс, -это вопрос о легитимности посреднической деятельности перечисленных субъектов. Уровень развития регионального рынка миграционных посреднических услуг не позволяет однозначно ответить на него и отнести деятельность каждого из перечисленных субъектов к легальному либо нелегальному варианту. Очевидно, что речь может идти о преобладании легальных или нелегальных, теневых практик.

К субъектам, ориентированным на легальность и легитимность посреднических услуг, следует отнести специализированные коммерческие и некоммерческие организации, национально-культурные объединения. К числу преимущественно нелегальных (теневых) следует отнести такие субъекты, как работодатели из общин диаспор и местного населения, использующие наемный труд мигрантов. Часть услуг, в зависимости от ситуации, может предоставляться легально. Например, в случае оформления и получения квоты на использование иностранной рабочей силы посреднические услуги по оформлению всех необходимых разрешительных документов работодатель может взять на себя. Однако процедуру квотирования «обходят» большинство мелких и даже средних предпринимателей, так как только устойчиво работающие экономичес-

кие субъекты могут подавать заявки на иностранную рабочую силу на год вперед, что требуется по действующему законодательству.

Преимущественно нелегально, то есть без соответствующих разрешений, уплаты налогов, оказывают миграционные услуги родственники, земляки и знакомые мигрантов из общин диаспор, используя различные связи, деловые контакты. Среди интегрированных и имеющих российское гражданство представителей стран-доноров, по нашим наблюдениям, преобладают нелегальные способы оказания миграционных услуг. Сложнее определить характер услуг, предоставляемых мигрантам такими субъектами, как представители общин диаспор, являющиеся сотрудниками коммерческих кадровых агентств, юридических консультаций, государственных и муниципальных предприятий, оказывающих платные услуги иностранным гражданам. Часть из них использует служебное положение вполне легально, особенно если речь идет о родственниках и знакомых, другие используют его для личного приработка.

Однако и в первой группе (легальные субъекты) контролирующие инстанции в лице сотрудников Управления Федеральной миграционной службы и прокуратуры регулярно обнаруживают ситуации незаконного использования труда мигрантов-иностранцев. Следовательно, легализация деятельности самой организации, оказывающей услуги трудовым мигрантам-иностранцам, не гарантирует клиентам легального правового статуса.

Особо отметим такие разновидности посреднической деятельности и, соответственно, посредников, как сдача мигрантам жилья и прописка на своей жилплощади. Этими специфическими услугами занимаются представители местного населения. Как правило, жилье сдается неофициально, без уплаты налогов с прибыли. В последние годы появилась услуга по прописке, которая является обязательным требованием российского миграционного законодательства. Некоторые предприимчивые граждане превратили прописку в своеобразный бизнес, получивший название «резиновый адрес». Например, в одном из частных домов Железнодорожного района Самары в течение последних 5 лет женщина прописала около 35000 человек. Только в 2012 г. в Самарской области правоохранители нашли 77 «резиновых» адресов. В отношении организаторов таких квартир возбуждены уголовные дела по статье «Организация незаконной миграции». 67 дел отправили в суд6.

Масштабы миграции в регион, необходимость постоянно отслеживать изменения в миграционном законодательстве актуализировали посреднические услуги как для мигрантов - ино-

странцев, так и для использующих их труд работодателей. В последнее время в Самарской области предоставлением посреднических услуг в сфере миграции как перспективным и прибыльным направлением начали заниматься коммерческие организации юридического профиля, а также государственные организации правового и медицинского профиля. Как правило, такие организации специализируются на определенных услугах. Появились организации, предлагающие весь пакет необходимых трудовому мигранту услуг. Например, на сайтах юридического бюро «Визит центр» и компании «МИКОМ. Трудовая миграция» помимо всего спектра посреднических услуг правового характера предлагается такая услуга, как организация медицинского освиде-тельствования7. Эти же две организации резервируют определенное число квот на разрешения трудовой деятельности, подавая соответствующие заявки в министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

Приход на рынок посреднических миграционных услуг юридических компаний дополнил традиционный перечень услуг новыми для региона видами. Наиболее востребованным, судя по рекламе посреднических организаций, является аутстаффинг. Аутстаффинг - это юридический перевод сотрудника в штат сторонней организации, выполняющей функции работодателя, при котором сотрудник продолжает работать на прежнем месте. Например, эту услугу предоставляет самарским работодателям ООО «ППФ-Групп»: «В рамках аутстаффинга мы предоставляем получение разрешений на работу и привлечение иностранных сотрудников. Наиболее востребованы услуги аутстаффинга при трудоустройстве иностранных рабочих. Аутстаффинг - это одна из самых удобных схем приема на работу иностранного персонала в случае, если вы желаете избежать сложностей оформления документов на иностранных работников или хотите принять работников на короткий срок. Мы оказываем правовую помощь в оформлении и легализации иностранных работников»8.

Услуги по аутстаффингу предлагает посредническая компания «МИКОМ. Трудовая миграция». На сайте компании представлена довольно подробная схема вывода иностранного персонала за штат (аутстаффинг), расчет стоимости услуги, которая зависит от заработной платы работников. Посредническими компаниями предлагается такая услуга, как лизинг рабочей силы, то есть предоставление своих работников на достаточно длительный срок (до 3 месяцев) другим организациям. Например, лизинг иностранного персонала предлагает на своем сайте ООО «Статус. Трудовая миграция». Еще одна зарегистрированная в Самарской области посред-

ническая компания - ООО «ПСМ-Групп» -предлагает клиентам-работодателям обе услуги9. Из других источников нам удалось выяснить, что «ПСМ-Групп» использует для этих целей не только местный персонал, но и трудовых мигрантов-иностранцев, в основном выходцев из Узбекистана.

Топонимическим признаком рынка, в том числе рынка труда, является реклама. Посреднические услуги мы рассматриваем как специфический сегмент рынка труда, а рекрутирование клиентов с помощью рекламы можно рассматривать как один из критериев развитости этого рынка. Легальные субъекты миграционных услуг размещают рекламу в Интернете, как правило, на собственных сайтах. Такого рода рекламой пользуются, например, ФГУП «ПВС», ООО «ПСМ-Групп», ООО «Статус. Трудовая миграция», ООО «ППФ-Групп», ООО Центр практических кадровых технологий «Инсайт», юридическое бюро «Визит центр», компания «МИКОМ. Трудовая миграция». На сайтах этих коммерческих посреднических организаций представлены адреса, телефоны, подробный перечень услуг, в некоторых случаях - расценки. Например, на сайте юридического бюро «Визит центр» стоимость услуг представлена очень подробно. Нелегальные посредники и посреднические услуги также не обходятся без рекламы. В этих случаях реклама не предстает на общее обозрение, имеет, как правило, вербальный характер, передается из уст в уста, по «своим», через «знакомых».

Отмечается постепенное перераспределение рынка посреднических услуг между субъектами, оказывающими эти услуги трудовым мигрантам. На первоначальном этапе (конец 1990-х гг. - середина первого десятилетия 2000-х гг.) на рынке посреднических услуг явно преобладали посредники из общин диаспор. Контакты выстраивались по родственным, земляческим признакам, «по знакомству»; практически все услуги и посредники оказывались вне легального поля, при этом активно использовались «услуги» сотрудников правоохранительных структур, в том числе миграционной службы; УФМС как государственная структура акцентировала внимание на фискально-контрольной функции. После введения в действие новых нормативных актов, регулирующих внешнюю трудовую миграцию (январь 2007 г.), усилилась роль государственных структур, прежде всего УФМС; сократились возможности посредников из общин диаспор, но их мигран-тская клиентура по-прежнему обширна. В 2010 г. Федеральная миграционная служба инициировала создание федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый центр» (ФГУП «ПВС») и филиалов в субъектах. По за-

мыслу посреднические услуги, в частности выдача патентов на право заниматься трудовой деятельностью мигрантам-иностранцам, оказываются на коммерческой основе, но под контролем государства. Примерно в это же время на региональном рынке миграционных посреднических услуг появляются коммерческие организации юридического профиля. Перечисленные субъекты посреднических услуг довольно активно вытесняют посредников из общин диаспор и иных «частников».

Тем не менее, по мнению экспертов, в настоящее время на региональном уровне преобладают нелегальные посреднические миграционные услуги. Это мнение разделяют и на официальном уровне. Например, в интервью журналу «Российская миграция - Поволжье» директор Самарского филиала ФГУП «Паспортно-визовый сервис» Е. Стрельченко роль теневого рынка посреднических услуг определил так: «Я бы хотел «забрать» 100 процентов этого рынка. Это нереально, это мечта, но мы к этому будем стремиться»; «Я думаю, процентов на 60 имеем право. Скажем так, контрольный пакет - 51 процент должен быть за государством»10.

О серьезности ситуации на рынке миграционных услуг свидетельствует, в частности, следующее Обращение, размещенное в мае 2012 г. на сайтах УФМС по Самарской области и Дома дружбы народов:

«Уважаемые граждане! УФМС России по Самарской области будет вам признательно за информирование руководства Управления о фактах вмешательства третьих лиц в процесс оформления документов, удостоверяющих личность, а также о фактах незаконного посредничества в области миграционного законодательства»11.

Наметившееся перераспределение влияния между субъектами на рынке миграционных посреднических услуг усиливает конкуренцию, которая изначально сопровождала процесс формирования этого сегмента рынка труда. Так, один из экспертов охарактеризовал ситуацию следующим образом:

«Оказание услуг априори предполагает доходы. Следовательно, конкуренция проявляется в

стремлении оказать услуги большему количеству клиентов. Конкуренция также проявляется в обеспечении наибольшего уровня доверия клиентов, исключении мошеннических манипуляций. Распространение информации среди мигрантов о возможностях и деловой репутации посредников -такое тоже есть» (Стрельченко Е.В.)12.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время часть рынка посреднических услуг в определенной степени напрямую (УФМС и аффилированные структуры) либо косвенно (через легальные коммерческие организации) контролируется государством; наметилась тенденция к расширению и усилению государственного контроля.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подсчитано по данным «Самарастата»//Ь^р: www.samarastat.ru

2 Подсчитано по данным «Самарастата»//Ь^р: www.samarastat.ru

3 Подсчитано по: demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac (дата обращения апрель 2013 г.). Рассчитано от общей численности населения. Органы госстатистики указывают удельный вес русских и других этнических групп от числа указавших национальную принадлежность.

4 Подсчитано по справочным материалам УФМС по Самарской области (архив автора).

5 Мухаметшина Н.С. Проблемы интеграции мигрантов в региональный социум // Известия Самарского научного РАН. 2013. Т.15. №1. С.138-142.

6 http;//www.samara.ru/read/46460. Дата обращения 25. 02. 13 г.

7 http://www.visitcentre.ru; http://www.mikom.su

8 http;//www.ppf63.ru/node/14.

9 http://www.2737555.ru/work_ticket.html; http:// samara.psmgroup.ru; http;//www.visitcrntre.ru/kontaktyi

10 В этом же сюжете приведена ссылка на подобное интервью с директором нижегородского филиала ФГУП «ПВС», в котором последний сообщает о намерениях «забрать» у теневых посредников «хотя бы 10 процентов» // «Российская миграция - Поволжье». 2012. №2-3. С.18.

11 http://www.ufms63.ru/news/topic_118.

12 Интервью выполнено в ходе реализации проекта «Социальные практики субъектов миграционных услуг: интеграционный и дезинтеграционный потенциал в регионах», июль 2012 г.

DEVELOPMENT OF INTERMEDIARY SERVICE MARKET IN THE FIELD OF MIGRATION

(ON THE EXAMPLE OF THE SAMARA REGION)

© 2013 N.S. Mukhametshina

Samara State Architecture and Civil Building University

The article analyzes the activities of state and commercial intermediary service providers in the field of migration. The author reviews range of services provided to migrants by representatives of diasporas, local communities and ethnic-cultural organizations.

Key words: migrants, receiving community, intermediary service provider, ethnic organizations.

Natalia Mukhametshina, Doctor of Political Sciences, Professor, Department of Politology, Sociology and Law. E-mail: nmukhametshina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.