Научная статья на тему 'Миграционные квоты и посредники: технологии теневых практик'

Миграционные квоты и посредники: технологии теневых практик Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КВОТА / ПОСРЕДНИК / МИГРАНТ / ТЕНЕВЫЕ ПРАКТИКИ / QUOTA / INTERMEDIARY / MIGRANT / SHADY PRACTICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Неделько Сергей Иванович, Пядухов Григорий Акимович, Живодрова Светлана Анатольевна

На примере трех регионов Поволжья – Республики Татарстан, Пензенской и Самарской областей – в статье анализируются наиболее распространенные практики посредников по теневому использованию миграционной квоты для иностранных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Most widespread practices of intermediaries in shadow usage of migration quota for foreign workers are analyzed in the article on the examples of three regions – Republic of Tatarstan, Penza and Samara regions.

Текст научной работы на тему «Миграционные квоты и посредники: технологии теневых практик»

Сергей НЕДЕЛЬКО, Григорий ПЯДУХОВ, Светлана ЖИВОДРОВА

МИГРАЦИОННЫЕ КВОТЫ И ПОСРЕДНИКИ: ТЕХНОЛОГИИ ТЕНЕВЫХ ПРАКТИК

На примере трех регионов Поволжья - Республики Татарстан, Пензенской и Самарской обл. в статье анализируются наиболее распространенные практики посредников по теневому использованию миграционной квоты для иностранных работников.

Most widespread practices of intermediaries in shadow usage of migration quota for foreign workers are analyzed in the article on the examples of three regions - Republic of Tatarstan, Penza and Samara regions.

Ключевые слова:

квота, посредник, мигрант, теневые практики; quota, intermediary, migrant, shady practices.

НЕДЕЛЬКО Сергей Иванович — к.и.н., доцент, заведующий кафедрой государственного управления и социологии региона ПензГУ

Sin-1947@ mail.ru

ПЯДУХОВ Григорий Акимович — к.и.н., доцент, преподаватель кафедры

государственного управления и социологии региона ПензГУ

pga 713@yandex.ru

ЖИВОДРОВА

Светлана Анатольевна — к.и.н., доцент кафедры

государственного управления и социологии региона ПензГУ

iivodrova@mail.ru

Специфика проблемы. Миграционные квоты являются важным инструментом государственного регулирования внешней трудовой миграции в Российскую Федерацию и представляют собою результат ежегодной процедуры по определению потребности в привлечении иностранных работников из стран безвизового и визового въезда в РФ. Процедура эта периодически подвергается критике в сред -ствах массовой информации, научных публикациях, приводятся примеры различных издержек, теневой роли всякого рода посредников. Нередки и огульные оценки, не подкрепленные детальным анализом реальной практики. В настоящей статье мы сосредото -чим внимание не на процедуре, которая, к слову, достаточно про зрачна и на ней, образно говоря, посредник «шубу не сошьет», хотя и может использовать для иных целей, о которых будет сказано позже. Предметом нашего анализа будет крайне слабо изученный вопрос о теневых платных услугах посредников по использованию возможностей миграционной квоты после ее получения работода -телем, т.е. по своеобразной «торговле возможностями квоты».

Отметим, что по закону обладатель квоты не имеет права пере -давать ее кому -либо. Большинство работодателей придерживается данной нормы, используют миграционную квоту только у себя на производстве и не занимаются теневыми практиками. В то же время часть получателей квоты с успехом используют ее для получе -ния незаконных доходов, создавая для этого множество теневых и вполне легальных вариантов. Подобные практики в основном свя заны с квотами для иностранных работников из стран безвизового въезда в РФ. Значительно реже это касается квот для работников из стран визового въезда в РФ. Модели, технологии теневых прак -тик формируются, прежде всего, в Москве и других мегаполисах, привлекающих мигрантов, а затем, как правило, тиражируются и адаптируются заинтересованными группами к условиям регионов страны, в т.ч. Республики Татарстан, Пензенской и Самарской обл.

Технологии посредников . Проанализируем два распространенных варианта теневых практик по «торговле возможностями квоты» для иностранных работников, прибывающих из стран безвизового въезда в РФ.

Вариант № 1. Основные условия.

1. Работодатель (обозначим его работодатель «А») получил квоту с заведомо завышенной численностью, к примеру на 100 иностран -ных работников, имеет долгосрочные договорные обязательства, не требующие заявленного числа трудовых мигрантов.

2. Заинтересованное лицо (обозначим его работодатель «Б») не имеет квоты, располагает реальными договорными обязатель -

ствами, для выполнения которых при влекает местных работников, однако в силу возникших форс мажорных обстоя тельств вынужден искать дополнительную рабочую силу

3. Имеющийся у работодателя «А» резерв квоты, предположим в 50 чел., привязан к конкретным иностранным работникам. Они организованы в бригады, находятся, чаще всего, за пределами территории РФ, в стране выезда, и ждут «сигнала» от рабо тодателя «А». Порой они прибывают в регион РФ заблаговременно, но не оформ ляют официально разрешительные доку менты на право осуществления трудовой деятельности, связь с работодателем под держивают через посреднические звенья.

Примерная схема действий по варианту № 1.

1. Через связи в среде сотрудников органов исполнительной власти среднего звена, посреднические звенья и партнеров по бизнесу работодатель «А» сам лично либо через посредника выходит на рабо тодателя «Б» и предлагает услуги по пере распределению квоты.

2. После заключения сторонами устной договоренности по ключевым моментам сделки (число иностранных работников, оплата за оформление разрешительных документов, вопросы размещения, меди цинского обеспечения, общая сумма выплат по сделке) привлечение иностран ных работников к трудовой деятельности у работодателя «Б» можно условно разде лить на два этапа:

а) этап легального оформления трудо -вых мигрантов у работодателя «А». Все расходы на оформление, с соответствую щими процентными накрутками, несет работодатель «Б»;

б) этап переоформления трудовых мигрантов от работодателя «А» к рабо тодателю «Б». По истечении 2—3 недель работодатель «А» увольняет из своей орга низации необходимое число трудовых мигрантов, к примеру 50 чел., и письменно уведомляет об этом территориальное управление федеральной миграционной службы (УФМС) России. О факте расто -ржения трудовых отношений он извещает работодателя «Б», который переоформляет мигрантов в свою фирму (организацию, ИП), заключает с ними трудовые договора и в соответствии с законом направляет необходимые документы в УФМС субъ -екта РФ. Сотрудниками миграционной

службы вносятся необходимые изменения в разрешения на работу (пластиковые кар точки) иностранных работников. С этого момента они могут легально трудиться у работодателя «Б». После указанных про цедур участники сделки проводят взаимо расчеты по оговоренной схеме. Средняя «цена» за одного иностранного работника зависит от числа оформляемых на него документов и колеблется от 2 000—6 000 (при оформлении только разрешения на работу на срок 3 либо 12 месяцев) до 12 000—14 000 руб. (при оформлении пол -ного пакета документов: миграционный учет, разрешение на работу, медицинская справка). При этом принимаются во вни мание сроки пребывания иностранного работника, включение либо не включение в общую сумму госпошлины и т.д. В раз -ных регионах шкала цен несколько отли чается. В небольшой Пензенской обл. она примерно на 10% ниже, чем в Республике Татарстан и Самарской обл.

Вариант № 2. Основные условия.

1. Обладателем квоты (к примеру, на 50 чел.) является, как правило, индиви дуальный предприниматель. Обозначим его работодатель «А». Порой им высту пает выходец из постсоветских госу дарств, получивший гражданство РФ. Миграционную квоту он получает только с целью теневой «торговли» и личного обо гащения, в 90% случаев не имеет реаль -ных договорных обязательств по объектам заявленной трудовой деятельности.

2. Заинтересованное в получении ино -странных работников лицо (обозначим его работодатель «Б») не имеет квоты, но располагает объемами работ, договор ными обязательствами и нуждается в при влечении дополнительной рабочей силы.

3. Работодатель «А» в зависимости от спроса на иностранных работников может «передать» всех 50 чел. одному работода -телю, либо дробно разным работодате -лям.

Примерная схема действий «торговца квотами» по варианту № 2.

1. Через свои связи, в т.ч. среди членов национальных диаспор, работодатель «А» сам лично либо через помощника посредника связывается с работодателем «Б» и предлагает услуги по перераспреде лению квоты.

2. После заключения устной договорен ности по сделке, ее цене и числе переда ваемых иностранных работников (пред

положим, 25 чел.), работодатель «А» при -ступает к процедуре их легального оформ -ления в своей организации. Через некото -рое время (2—3 недели) под благовидным предлогом он увольняет всех 25 чел., о чем письменно уведомляет территориальное УФМС России.

3. Трудовые мигранты, получившие раз -решительные документы, через посред -ника — помощника работодателя «А», передаются работодателю «Б», который оформляет их в свою организацию для работы по установленной законом проце дуре. Сотрудники миграционной службы после получения от работодателя «Б» необходимых документов вносят соот ветствующие изменения в разрешения на работу (пластиковые карточки) иностран ных работников, которые отныне могут легально трудиться у работодателя «Б». Затем участники сделки проводят взаимо -расчеты по обговоренной схеме. Суммы выплат формируются на основе расце -нок, существующих на теневом рынке за подобные услуги, и включают плату за каждого оформленного работника.

4. Работодатель «А» ищет новые возмож -ности «передачи продажи» оставшихся по квоте 25 иностранных работников другим работодателям.

Рассмотрим еще один вариант, но уже связанный с использованием возможно стей миграционной квоты для иностран ных работников из стран визового въезда в РФ.

Предположим, что два работодателя (обозначим их «А» и «Б»), договорились дополнительно заработать на нелегальном использовании иностранных работников, привлеченных по квоте из страны дальнего зарубежья. Каждый из работодателей, сво -евременно выполнив все предписанные законом процедуры, получает, к примеру, разрешение на привлечение и использо -вание 50 иностранных работников. Затем они оформляют в установленном порядке все необходимые документы для их при -бытия и трудовой деятельности. Однако работодатель «Б» приглашает в РФ не 50, а 40 иностранных граждан (законом это не запрещено). Примерно через месяц после начала работы под благовидным предло -гом работодатель «А» расторгает договора с иностранными работниками, и каждый из 50 чел. оказывается перед выбором — выезжать на родину без денег или попы -таться найти новую возможность зара -

ботка. Работодатель «А», выступая уже в роли посредника, предлагает им помощь в трудоустройстве к работодателю «Б», кото рый при беседе с иностранцами выдви гает условие, что договора будут оформ лены только с 10 работниками, т.к. у него имеется общая квота на 50 иностранных работников, из которых 40 уже наняты. Оставшимся без дела 40 мигрантам он предлагает работать без оформления, т.е. нелегально. Получив согласие, он орга -низует работу в 3 смены таким образом, чтобы в дневную смену всегда работали 50 чел., с которыми оформлены трудовые договора (из них 40 — привлеченные рабо -тодателем «Б» по квоте и 10 — перешед -шие от предпринимателя «А»). Нелегалы при этом загружаются работой на этом же объекте, но в закрытых подвальных либо иных помещениях. Возникает вопрос, какой интерес у участников столь сомни тельной сделки? Ответ простой — в получении весомых материальных выгод. Один получает денежные выплаты за посредни -ческую услугу по поставке дешевой ино -странной рабочей силы. Другой участник получает еще большую выгоду от исполь -зования труда нелегальных мигрантов. Нередко организаторы подобных сделок ведут совместный бизнес и получают зна чительную выгоду от практикуемых мани пуляций.

Процедура квотирования . Вернемся к вопросу о возможностях использования посредниками процедуры формирования заявок на миграционную квоту. Мы уже отмечали, что она прозрачна и минимизи рует всякого рода злоупотребления. К тому же заявку на квоту работодатели подают в электронной форме, через соответствую -щий электронный портал региональных министерств труда. На наш взгляд, дело не в самой процедуре (при всей ее относи тельной тяжеловесности и растянутости по времени), а в возможностях прохождения через этапы данной процедуры заявок на миграционную квоту тех работодателей, которые систематически используют всю квоту либо ее часть для теневых сделок, о которых мы писали выше. Выявить таких работодателей вполне возможно в рамках конкретного региона, где, как правило, все на виду и известно, кто и чем занима ется. К сожалению, это не всегда делается, поэтому на рынке теневых миграционных услуг, помимо новых участников, из года в год появляются одни и те же «торговцы

квотой» либо их подставные лица, полу чившие квоту.

Подобные факты невольно наводят на мысль о заинтересованности в сложив шейся ситуации определенной группы лиц, выстроивших теневую цепочку про движения заявок нужных работодате лей. Состав группы, вероятно, может включать предпринимателя заявителя на квоту (теневого «торговца квотой»), посредника, представляющего интересы заявителя, а также чиновника, обеспечи вающего прохождение всех этапов рас смотрения нужной заявки. Возможны и другие варианты. В большинстве случаев центральной фигурой такой группы будет предприниматель работодатель, освоив ший роль посредника торговца возмож ностями миграционной квоты.

Противодействие Вряд ли можно серьезно говорить об эффективной борьбе с теневыми посредниками без изменения подхода к решению назревших проблем в управлении внешней трудовой мигра -цией в Россию, в т.ч. в совершенствовании механизма квотирования. Здесь нужны усилия различных ведомств и многих спе циалистов. Тем не менее вполне возможно более действенное использование имею -щихся ресурсов, прежде всего правопри -менительной практики, продуманного применения санкций, предусмотрен ных Кодексом РФ об административных правонарушениях (КОАП) и Уголовным кодексом РФ.

На наш взгляд, понизить градус актив ности не только «торговцев квотой», но и других посредников могла бы четкая фик сация в статьях 18.15, 18.16, 18.17 КОАП градаций административных штрафов за 1 е, 2 е и З е правонарушение, налагае мых на граждан, должностных и юриди -ческих лиц за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской

Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства и за другие противоправ ные действия, предусмотренных указан ными статьями. К примеру, за 1- е право -нарушение виновное юридическое лицо могло бы наказываться штрафом в раз мере 25 тыс. руб. за 1 иностранного работ ника; за 2 - е правонарушение — 50 тыс.; за 3 - е — 100 тыс. руб. за одного иностранного работника с последующей передачей дела из административного производства в уго ловное за регулярное умышленное нарушение законодательства. Градация штра -фов должна быть введена также для граж дан и должностных лиц. Действующая в настоящее время редакция указанных ста тей не содержит предлагаемых градаций и создает возможности произвольного определения размера штрафа в пределах установленной его минимальной и макси мальной границы и тем самым мотивирует коррупцию, нивелирует роль права.

Нуждаются в более активном при -менении и санкции, предусмотренные статьями Уголовного кодекса РФ о тор говле людьми, использовании рабского труда (ст. 127.1, 127.2.). Отдельные при -знаки подобных преступлений в той или иной мере присутствуют в действиях предпринимателей посредников, тор гующих возможностями миграционной квоты.

Учитывая потребность российской эко номики в притоке рабочей силы извне, необходимо корректировать и последо-вательно реализовывать государствен ную миграционную политику, не допу ская перекосов и злоупотреблений в этой сфере.

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 11-03-00748а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.