Научная статья на тему 'Трудовые мигранты в Иркутской области: динамика и структура в контексте меняющегося законодательства'

Трудовые мигранты в Иркутской области: динамика и структура в контексте меняющегося законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Екатерина Андреевна

Целью статьи является анализ ситуации в сфере внешней трудовой миграции в Иркутской области в 2003-2007 годах. Это важный и показательный период, принесший с собой заметные перемены как в динамике процесса, так и в его правовом регулировании. Он демонстрирует, как в результате либерализации миграционного законодательства резко выросло число легально работающих трудовых мигрантов из-за рубежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовые мигранты в Иркутской области: динамика и структура в контексте меняющегося законодательства»

4. Korean wave// Wikipedia - the free encyclopedia. [Электронный ресурс] / Wikipedia. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Korean_wave

5. «Han liu» dui wo guo qing shao niqn de ying xiang (Влияние «корейской волны» на молодежь Китая) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zhidao. baidu.com/question/7738182.html

6. Han guo mei ti yin han liu ying xiang zhong guo gao zhong sheng zui xi huan han guo (СМИ РК освещают влияние «корейской волны» на школьников старших классов)// [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.tianya.cn/new/ Publicforum/Content.asp?Key=0&flag=1&idArticle=135363&idWriter=0&strIte m=worldlook (30.12.2006)

7. Shin Eun-jin. New life for old beliefs// «JoongAng Daily» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://joongangdaily.joins.com/article/view.asp?aid=2692748 (03.03.2006)

8. «Han liu» dui wo guo qing shao niqn de ying xiang (Влияние «корейской волны» на молодежь Китая) // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://zhidao. baidu.com/question/7738182.html

9. Корейский полуостров и вызовы XXI в.: доклады, представленные на научной конференции кореистов. - Москва, 2002. - С. 132.

10. Choi Sang-Chin, Kim Kibum Chemyeon. Social Face in Korean Culture // Korea journal. - Summer 2004. - N. 2- P. 30-51.

Е.А. Игнатова

трудовые мигранты в иркутской области: динамика и структура в контексте меняющегося законодательства

Игнатова Екатерина Андреевна, специалист-эксперт отдела анализа, планирования и контроля УФМС России по Иркутской области.

Целью статьи является анализ ситуации в сфере внешней трудовой миграции в Иркутской области в 2003-2007 годах. Это важный и показательный период, принесший с собой заметные перемены как в динамике процесса, так и в его правовом регулировании. Он демонстрирует, как в

результате либерализации миграционного законодательства резко выросло число легально работающих трудовых мигрантов из-за рубежа.

Стратегически важным фактором социально-экономического, этнокультурного и политического развития современной России стала трудовая трансграничная миграция. Значение этого феномена для страны требует постоянного анализа, мониторинга и принятия управленческих и политических решений1. Это особенно важно потому, что мы имеем дело со стремительно развивающимся и динамично меняющимся процессом. Кроме того, миграционная ситуация в различных субъектах Федерации заметно, а иногда и радикально различается. Поэтому и необходим анализ ситуации как в отдельных регионах, так и на различных этапах процесса.

Целью статьи является анализ ситуации в сфере внешней трудовой миграции в Иркутской области в 2003-2007 годах. Это очень важный и показательный период, принесший с собой заметные перемены как в динамике процесса, так и в его правовом регулировании. Иркутская область в качестве региона с динамично развивающейся экономикой традиционно привлекает большое количество трудовых мигрантов. Поэтому изучение ситуации здесь необходимо и для понимания общероссийских процессов. Очень важно посмотреть, в частности, как изменения в миграционной политике отражаются на динамике миграционного процесса.

Иностранные работники въезжают в Российскую Федерацию как в визовом порядке (из стран старого зарубежья, Грузии и Туркменистана), так и в безвизовом (из стран СНГ). Поэтому на граждан дальнего и ближнего зарубежья распространяются разные процедуры оформления права на работу. В соответствии с действующим законодательством2, гражданин ближнего зарубежья имеет право сам оформить на себя «карточку на работу», в последующем найти работодателя и заключить трудовой договор. Граждане дальнего зарубежья не смогут въехать в страну с визой с целью «работа по найму» без оформившего на них приглашения работодателя. Конечно, можно въехать с целью в визе «туристическая», но легально работать в России не представится возможным.

По существующему законодательству, разрешение на работу оформляется на один год. В случае если иностранный гражданин в течение месяца после оформления разрешения на работу, не представил медицинские справки о том, что он не болеет ВИЧ, сифилисом, лепрой и другими болезнями в территориальное УФМС России, его «карточка на работу» аннулируется3.

Существует несколько источников официальных данных о трудовых мигрантах: информационно-статистические материалы ФМС России, МВД РФ, ФСБ России. Каждый из этих информационных массивов содержит уникальную информацию, однако их комплексное изучение пока затрудне-

но. Поэтому в этой статье используются преимущественно данные ФМС России и УФМС России по Иркутской области. Автор считает их наиболее полными, объективно отражающими количество и структуру официально работающих иностранных граждан, так как каждый въехавший в область на работу иностранец должен получить здесь разрешение на работу.

Данные пограничной службы ФСБ России менее надежны для анализа данной проблематики. Они фиксируют только тех граждан стран дальнего зарубежья, прибывающих в визовом порядке, чья официальная цель приезда декларирована как «работа по найму». Но, как показала практика, большинство гастарбайтеров из стран СНГ целью приезда указывают «частная», а не «работа». Поэтому большая часть приезжающих с целью работы иностранцев остается в тени пограничной статистики.

По статистике УФМС России по Иркутской области, в течение всего рассматриваемого периода наблюдался неуклонный рост числа официально зарегистрированных иностранных рабочих (Рис. 1)4.

Рис. 1 Численность официально работающей ИРС в Иркутской области (2003-2007гг.)

Это свидетельствует о росте спроса на иностранную рабочую силу, связанную с высокими темпами роста экономики области. Однако скачок численности, наблюдаемый в 2007 году, только этим объяснить невозможно. Он связан, прежде всего, со вступлением в силу Федерального Закона №189 от 5 ноября 2006 года. Законом были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в части увеличения штрафных санкций за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, правил пребывания, проживания в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников)5.

В результате, в Иркутской области, как и во всех субъектах Российской Федерации, наметилась устойчивая тенденция к увеличению использования иностранной рабочей силы на законных основаниях. Значительно возросло количество иностранных граждан, желающих легализовать статус трудового мигранта, работодателям стало невыгодно использовать нелегальных работников в связи с увеличением штрафных санкций до 800 тысяч рублей.

Скорее всего, этот фактор сыграл решающую роль и в изменении страновой структуры официально зарегистрированной иностранной рабочей силы. До введения нового законодательства численно преобладали выходцы из стран старого зарубежья. Численность работников из стран СНГ составляла: в 2003 г. - 1 305, в 2004 г. - 1 069, 2005 г. - 2 377, в 2006 году

- 2 337 человек. Однако в 2007 году это число выросло до 25 604 человек6. Выросло не только число зарегистрированных работников, но и в пользу стран СНГ изменилась структура.

Произошли серьезные изменения в официально заявленной цели пребывания в области. Если в предыдущие годы преобладала формулировка «частный визит», то с 2007 года резко увеличилось число тех, кто заявил целью приезда «трудовую деятельность». Ясно, что благодаря либерализации миграционного законодательства наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции. Связано это с тем, что новый порядок оформления разрешения на работу для иностранного гражданина существенно облегчил и удешевил эту процедуру.

Основными поставщиками трудовых мигрантов для Иркутской области традиционно являются Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, КНР, Украина. Если до 2007 года на первом месте стоял Китай, то сейчас его оттеснили государства Центральной Азии. И в 2007 году доля в общем числе официально занятых иностранцев составляла: Узбекистан - 27,6%, Таджикистан - 22,4%, Кыргызстан - 20,9%, КНР - 18,6%. Возможно, конечно, что если бы не существовало института квотирования рабочей силы, то граждан из КНР было бы больше.

Анализ сфер занятости мигрантов в Иркутской области свидетельствует, что основными отраслями занятости, привлекающими гастарбайтеров, являются строительство, тяжелые работы в промышленности и сельском хозяйстве, низко квалифицированные и малопрестижные виды общественного обслуживания. Необходимо отметить, что сложилась четкая специализация трудовых мигрантов из отдельных стран в определенных отраслях занятости. Выходцы из Китая - это, в основном, овощеводы, строители и автомеханики. Рабочие из Украины заняты в старательских артелях. На тяжелых работах в промышленности используют труд выходцев из Узбекистана и Таджикистана. Стоит отметить тот факт, что в 2007 году на стройках Иркутска впервые стали использовать работников из Монголии.

Среди иностранных работников преобладают люди с низкой и средней квалификацией труда, что соответствует структуре потребности в рабочей силе предприятий и организаций. Гендерный состав гастарбайтеров на протяжении многих лет достаточно стабилен - большая часть среди них мужчины. Это связано с особенностями занятости иностранных работников, основная часть которых трудится на физически тяжелых работах.

В основном, иностранные работники сосредоточены в крупных городах области - Иркутске, Братске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Черемхово, Усть-Илимске, Усть-Куте, а также в Бодайбинском районе. Очевидно, что в этих районах сложилось самое лучшее соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Приезжающие на работу иностранные граждане находят ее через миграционные биржи, сложившиеся теневые институты посредничества в сфере трудоустройства мигрантов, но, в основном, через родственников и друзей. Автор согласна с мнением Елены Тюрюкановой: «В целом через теневую инфраструктуру трудовой миграции проходит более 90% потока. Государственные каналы трудовой миграции и официально действующие сервисы (в том числе и негосударственные) в сумме «обслуживают» не более 5%»7.

В те же миграционные биржи потенциальных работников приводят родственники или знакомые, которые ранее пользовались их услугами. Эти негосударственные учреждения оказывают юридические услуги в вопросах трудовой миграции как работодателям, так и трудовым мигрантам. Комплекс их услуг включает: подбор работников за рубежом; помощь в постановке на миграционный учет; оформление всех необходимых разрешительных документов (разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешений на работу); помощь в медицинском освидетельствовании; юридические консультации; решение вопросов по жилищному обустройству; обеспечение безопасных условий труда и медицинское страхование; отслеживание деятельности трудовых мигрантов; своевременный выезд мигрантов в страну проживания. В Иркутской области, по данным УФМС России по Иркутской области, осуществляют такую деятельность 10 структур.

В настоящее время на территории области разворачиваются масштабные инновационные проекты в строительстве. В условиях дефицита на низко квалифицированную рабочую силу, выполняющую работу в экстремальных условиях, без привлечения иностранной рабочей силы не обойтись. По мнению большинства работодателей Иркутской области, производительность труда такой рабочей силы в несколько раз (в среднем от 5 до 8 раз) выше отечественной (ОАО «Востсибстрой», ОАО «Труд-Байкал»). В ряде случаев иностранная рабочая сила привносит некоторые новые технологические решения и культуру выполнения ряда работ8.

Основными причинами привлечения иностранных работников является отсутствие аналогичной рабочей силы на рынке труда области. Несмотря на то, что предложение рабочей силы превышает спрос, существует несоответствие профессионального состава безработных реальным потребностям рынка. Не обеспеченная в полном объеме потребность в высококвалифицированных рабочих профессиях пополняется за счет иностранных работников.

Регулирующим механизмом по привлечению иностранной рабочей силы является с 2003 года система квот, устанавливающая количество вакансий на региональном рынке труда, для занятия их привлекаемыми иностранными работниками по предварительной заявке от местных работодателей.

Для проведения этой работы создаются специальные межведомственные комиссии (МВК). В их состав входят представители федеральных ведомств (Управление ФМС России по Иркутской области, ФСБ, УФНС России, Управление федеральной государственной службы занятости населения по Иркутской области, Территориальный орган Роспотребнадзора), областных объединений профсоюзов и работодателей, администрации области (департамента правоохранительной и оборонной работы, комитета экономического анализа и прогнозирования, главного управления сельского хозяйства, департамента региональных ресурсов, комитета по жилищной политике), органов местного самоуправления. Основными задачами МВК являются:

- определение приоритетных направлений деятельности в сфере миграции, требующих совместных действий заинтересованных органов власти, органов местного самоуправления;

- формирование организационных планов по реализации мероприятий в области регулирования миграционных процессов, в том числе внешней трудовой миграции;

- согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу.

Главным принципом при формировании предложений по квоте является обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие вакантных и вновь создаваемых рабочих мест.

По решению Межведомственной комиссии по вопросам миграции подготавливаются и направляются в Минздравсоцразвития РФ обоснованные предложения по размеру квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Иркутской области.

Ежегодный рекомендованный межведомственной комиссией размер квоты является согласованным решением, учитывающим: сложившуюся на региональном рынке труда ситуацию, тенденции развития экономики области, главным образом, строительной отрасли, возможности работодателей по обустройству привлекаемых граждан и обеспечению законности условий пребывания иностранных работников на территории Иркутской области.

Работа комиссии усиливает государственное регулирование процессов привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Иркутской области и способствует упорядочению трудовой деятельности.

Произошедшие изменения в миграционном законодательстве9 показали наметившуюся тенденцию к созданию благоприятных условий для желающих легально осуществлять трудовую деятельность иностранных граждан. Эти новации призваны создать в стране цивилизованный рынок рабочей силы, защитив внутренний трудовой рынок от наплыва нелегальных мигрантов, а также от недобросовестных работодателей.

Под действие нового законодательства попадают только те иностранцы, которые только что прибыли, или те, которые находились в России на законных основаниях ранее. Остальным иностранным гражданам, работавшим и находившимся на территории РФ незаконно, нужно выезжать, чтобы вернувшись, легально оформить свой правовой статус. В УФМС России по Иркутской области поступило и поступает много обращений от иностранных граждан, желающих получить разрешение на работу, но которые хотели бы избежать выезда. Возможно, параллельно с принятием этих законов целесообразно было бы провести «амнистию» для данной категории лиц.

Действующее миграционное законодательство несовершенно из-за непродуманности механизмов его реализации. Для поддержания баланса трудовых ресурсов необходимо совершенствовать правовые механизмы применения квотирования в зависимости от профессии, квалификации иностранных граждан с учетом региональных особенностей и потребностей рынка труда. Необходимо разработать систему расчета потребностей в иностранной рабочей силе по отраслям экономики.

Социально-экономическое благополучие Иркутской области во многом зависит от внешней трудовой миграции. Трудовые мигранты не только улучшают структуру занятости в области, но и помогают осваивать новые территории и их природные ресурсы, осуществлять прогрессивные структурные изменения в экономике.

Примечания

1. Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспекти-

вы»/ Материалы круглого стола. Российская академия наук. Институт международных экономических и политических исследований. Москва, 2005; Современные проблемы миграции в России/ Материалы общероссийской научной конференции. Москва-Руза, 2003.

2. В частности, это Федеральный Закон №110 «О внесении изменений в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

3. Постановление правительства РФ №681 от 15 ноября 2006 г. «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».

4. Статистические материалы УФМС России по Иркутской области за 12 месяцев 2007 года.

5. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесли изменения в ст.18.8. (добавили 2 часть), 18.9. (добавили 4 часть), 18.10. (удалили 2 часть), добавили статьи 18.15. 1, 2, 3 части, 18.16. 1, 2 части, 18.17. 1, 2, 3 части, 19.27. 1, 2 части.

6. Статистические материалы УФМС России по Иркутской области за 12 месяцев 2007 года.

7. Тюрюканова Е. В. Трудовая миграция в Россию // Демоскоп Weekly. 2008, № 315-316. (demoscopeweekly.ru)

8. Переписка УФМС России по Иркутской области с ФМС России.

9. С 15 января 2007 года вступили в силу Законы № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», №110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.