ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
67
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 3
УДК 316.334.52+331
М.Н. Макарова, Ю.В. Мамаева
МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Проанализированы миграционные процессы в Удмуртской Республике за последние годы, представлены результаты экспертного опроса по проблемам регулирования трудовой миграции на региональном уровне.
Ключевые слова: трудовая миграция, регион, механизмы регулирования, мигранты, трудовые ресурсы.
Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, но и как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Общественные перемены за последние два десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. Прежде всего это касается уроженцев бывших советских республик. Тяжелое экономическое положение в их странах вынуждает граждан приезжать на заработки в Россию, в том числе в Удмуртию.
Прошедший экономический кризис во многом повлиял на миграционные процессы в России, в том числе и в Удмуртии. С наступлением кризиса Россия ужесточила условия для трудовых мигрантов, сократив количество выдаваемых разрешений на работу почти вдвое. Поэтому резкое снижение количества трудовых мигрантов с 2009 г. очевидно. Последствия кризиса отразились и на миграционной ситуации 2010 г. Тем не менее, экономика Удмуртии восстановилась, возобновилось строительство, обстановка в республике стала стабильной и спокойной, а следовательно, благоприятной для трудовых мигрантов. В связи с этим количество мигрантов на территории Удмуртии возросло, начиная с 2011 г. Было проведено исследование - проанализирована статистика миграционной обстановки в Удмуртии за последние 3 года, была выявлена динамика миграционных процессов, причины и закономерности изменений основных миграционных показателей в Удмуртской Республике.
По данным Управления Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике, в 2009 и 2010 гг. наблюдается резкое снижение количества приезжих мигрантов, выданных разрешений на работу, иностранных граждан, работающих на территории республики. Это связано прежде всего с влиянием экономического кризиса на социально-экономическое положение Удмуртии, следствием которого явилось, например, сокращение строительства и, следовательно, строительных компаний, привлекающих иностранных работников.
Стабильным остается лишь половозрастной состав мигрантов (основная масса - мужчины в возрасте от 18 до 29 лет), а также страны, из которых приезжают иностранные граждане - Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Украина. Наибольшее количество мигрантов из Узбекистана связано с тяжелым экономическим положением в этой стране, с массовой безработицей. Неизменным с каждым годом остается преобладание строительных специальностей у иностранных граждан, прибывающих в целях осуществления трудовой деятельности.
В 2011 г., по сравнению с предыдущими годами, увеличилось количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет, уменьшилось количество снятых с миграционного учета. Значительно увеличилось и количество выданных разрешительных документов на трудовую деятельность. Резко возросло количество выданных патентов. С введением патента были созданы все необходимые правовые условия легального трудоустройства. За время существования понятия патента (с 1 июля 2010 г.) большая часть иностранных граждан, нелегально осуществляющих на территории Российской Федерации трудовую деятельность, воспользовались возможностью закрепить свой правовой статус путем получения данных документов. В 2011 г. было выдано 2077 патентов, что принесло в бюджет региона более 3 млн. руб. Таким образом, происходит легализация пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, мигранты становятся более защищенными в правовом отношении, пополняется бюджет субъекта Российской Федерации.
Из приведенных данных можно сделать вывод о возрастании экономической привлекательности региона. Об этом же свидетельствует увеличение по сравнению с предыдущим годом количества
оформленных разрешений на временное проживание и видов на жительство, что обусловлено значительным количеством лиц, проживающих по разрешению на временное проживание больше 1 года. Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, приобретших гражданство РФ, практически на уровне прошлого года.
С каждым годом увеличивается количество мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства, как результат, снижается количество судебных решений об административном выдворении из страны иностранных граждан, а также уменьшилось и количество уголовных дел, возбужденных против иностранных граждан.
Имеется ряд проблем, связанных с пребыванием в регионе иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе преобладание иммиграционных трудовых потоков из стран-государств СНГ, для которых характерны низкая квалификация; сложности социально-экономической адаптации иммигрантов (правовая безграмотность, незнание русского языка, традиций); сохранение тенденции к увеличению численности и повышению активности отдельных этнических групп (прежде всего, узбекской, азербайджанской, таджикской).
Анализ сложившейся ситуации показывает, что, с одной стороны, Удмуртия нуждается в рабочем потенциале, с другой - вынуждена бороться с незаконной трудовой миграцией. Оперативная и миграционная обстановка в республике стабильная, что является следствием тесного взаимодействия и целенаправленных совместных мероприятий заинтересованных ведомств по реализации миграционной политики. Анализ мониторинга показателей миграционной ситуации свидетельствует о незначительном влиянии внешней трудовой миграции на региональный и локальные рынки труда, так как основная масса иностранных граждан в силу их низкой квалификации задействуется на рабочих местах с тяжелыми условиями и низкой оплатой труда.
2011 г., как и предыдущие 6 лет (с момента создания территориальных органов ФМС России), внес ряд кардинальных изменений, связанных с основными направлениями деятельности миграционной службы.
Новое направление в деятельности миграционной службы - организация работы по линии содействия интеграции иностранных граждан. Задача органов власти республики - создание благоприятных условий для адаптации и интеграции иностранных граждан, преодоление дистанции, поддержка межэтнической и межкультурной толерантности среди мигрантов и принимающего населения.
Для выявления механизмов регулирования трудовой миграции в нашем регионе в апреле 2012 г. была проведена серия интервью с экспертами. Экспертами для опроса выступали сотрудники УФМС России по УР (начальник отдела по вопросам трудовой миграции, беженцев, вынужденных переселенцев и работе с соотечественниками, специалисты-эксперты), два сотрудника Министерства труда УР (начальник аналитического отдела и специалист-эксперт) и председатели трех национальных общественных организаций (диаспор) - Азербайджанской, Узбекской и Таджикской.
По словам экспертов, 83% мигрантов приезжают из ближнего зарубежья - Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан. Эти страны являются лидирующими по количеству приезжающих трудовых мигрантов уже на протяжении нескольких лет. Что касается дальнего зарубежья, основная организация, привлекающая работников из Вьетнама для торговли, - «Тройка-восток» (квота - в среднем 40 человек в год). Для сферы строительства мигрантов из Сербии, Черногории и Югославии нанимает фирма «Монтенегро-инжиниринг» (квота - примерно 70 человек в год). В отличие от 2008-2009 гг., в последние два года практически ни одна фирма не привлекает на работу граждан Турции.
Основные отрасли, в которых трудятся мигранты, - строительство, торговля (продавцы, экспедиторы, грузчики, подсобные рабочие), работы в заведениях общественного питания (кафе). В 2011 г. впервые много рабочих (более ста человек) получили разрешение на работу в промышленной области (обрабатывающее производство). В предыдущие годы цифра мигрантов, трудящихся в этой области, не превышала десяти человек.
Основными факторами, влияющими на трудовую миграцию, являются: нехватка собственных трудовых ресурсов, непрестижность рабочих профессий, низкая заработная плата по этим профессиям в сочетании с тяжелыми условиями труда. Это прежде всего касается сельского хозяйства и строительства. Также стоит отметить, что в регионе нет собственных специалистов по новым технологиям строительства (каркасно-бетонное монолитное строительство), поэтому требуется привлечение мигрантов из дальнего зарубежья, в том числе высококвалифицированных специалистов. В последнее время новые технологии строительства осваиваются и рабочими мигрантами из стран ближ-
него зарубежья. Объемы трудовой миграции также зависят от потребностей работодателей, на которые, в свою очередь, влияет увеличение объемов производства, строительства, оказания услуг.
Тяжелое экономическое положение в стране, безработица, нехватка денег вынуждают граждан соседних стран приезжать в Россию на заработки, чтобы прокормить свои семьи. Увеличение потоков мигрантов носит сезонный характер. В основном трудовые мигранты приезжают на сезонные работы с апреля по октябрь. Разрешение на работу выдается на год. Трудовой мигрант может проработать меньший срок, а может и продлить разрешение на работу по истечению его срока действия.
Обычно поток мигрантов увеличивается с апреля, в этом году поток увеличился уже с начала февраля. В основном это произошло из-за ухудшения обстановки в тех странах, откуда приезжают мигранты (в основном в Узбекистане и Таджикистане). По словам лидеров диаспор, все билеты из Узбекистана в Россию раскуплены до 24 июня.
В 2007 г., когда началось квотирование, количество трудовых мигрантов было очень высокое. В 2009 г. под воздействием экономического кризиса резко сократились объемы строительства, соответственно сократилось и количество трудовых мигрантов. За последние 2 года количество квот почти не менялось, хотя заявок работодателей примерно в два раза больше, чем выделенных квот. Это связано прежде всего с тем, что работодатели подают больше заявок, чем им требуется рабочих. Правительственная комиссия рассматривает и анализирует каждую заявку, удовлетворяя в среднем 60% поданных заявок.
Основная проблема адаптации мигрантов - незнание языка. Сейчас в университетах нашего города существуют платные курсы русского языка для мигрантов.
Два года назад в учебный план Ижевского юридического института, где проводят бесплатные консультации для всех нуждающихся в правовой поддержке, был введен спецкурс «Особенности оказания юридической помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и вынужденным переселенцам». Проблемные лекции читают специалисты УФМС, поэтому у студентов есть возможность усвоить не только теорию, но и практику применения законодательства. Студенты Удмуртии решили помочь детям мигрантов преодолеть языковой барьер: объединили усилия юридической клиники, студентов филологического факультета УдГУ и сотрудников библиотеки имени Пастухова. В библиотеке в прошлом году были организованы курсы русского языка. Студентами УдГУ проводились бесплатные занятия со школьниками из Узбекистана и Таджикистана по специально разработанным индивидуальным программам. Их работа оказалась востребованной, получила положительные отзывы школьников и учителей. В ближайшее время планируется организовать подобные курсы и для взрослых.
Для того чтобы на законных основаниях зачислить детей-иностранцев в школу или детский сад, достаточно иметь разрешение на временное проживание на территории РФ. Отсутствие гражданства не может стать препятствием для поступления молодого человека в вуз или колледж. Но мигранты могут обучаться только на платной основе.
Получение гражданства - достаточно длительный процесс. До девяноста дней мигрант может находиться на территории нашей страны без регистрации, потом необходимо оформить разрешение на временное проживание (действительно в течение трех лет); следующий этап - вид на жительство (выдается на пять лет, но может быть продлен при необходимости) и только потом наступает процедура оформления гражданства. Российским законодательством предусмотрена и упрощенная процедура получения гражданства, например, в том случае, если иностранец состоит в браке с гражданином России не менее трех лет; если хотя бы один из родителей является гражданином РФ и проживает на территории России.
Необходимо учитывать, что препятствием для получения гражданства могут стать не только непогашенная судимость или отсутствие законного источника средств к существованию, но и предоставление заведомо ложных сведений и поддельных документов.
Многие работодатели предпочитают привлекать на работу именно трудовых мигрантов, потому что мигранты согласны на низкую заработную плату, готовы работать по 12, даже по 16 часов в сутки, в отличие от стандартного восьмичасового рабочего дня, к которому привыкли местные граждане. Кроме того, иностранные граждане не злоупотребляют алкоголем, следовательно, всегда выполняют работу в срок, более ответственно относятся к работе. С экономической точки зрения работодателям выгодно привлекать на работу именно мигрантов, прежде всего из-за низкой заработной платы, на которую согласны мигранты. Имеются и отрицательные стороны, которые влияют на экономику
страны - уход от налогов, выплата «серой» заработной платы, нарушение законодательства. Чаще всего мигранты совершают административные правонарушения.
На сегодняшний день рынок труда, по мнению экспертов, можно назвать стихийным. В то же время рынок иностранной рабочей силы не оказывает значительного влияния на состояние безработицы в Удмуртии. Так, например, количество трудовых мигрантов составляет примерно 4,5 тыс. человек, тогда как общее количество трудоустроенных граждан в регионе - около 750 тыс. человек. Поэтому доля мигрантов на рынке труда Удмуртии невелика. В пределах 5 тыс. иностранных граждан, официально получивших разрешение на работу в этом году - это норма для Удмуртии, которая вполне удовлетворяет потребности нашего региона в иностранной рабочей силе. По сравнению с 2010 г. в 2011 г. количество трудовых мигрантов значительно увеличилось, однако за последние 5-6 лет оно не превышало норму, поэтому можно сказать, что ситуация с трудовыми мигрантами в Удмуртии относительно стабильная и спокойная.
«Лично моё мнение - трудовые мигранты Удмуртии нужны. Ведь они занимают отдельную нишу, которую не займут граждане нашей страны. Для всех работодателей в приоритете всегда граждане России, поэтому трудовых мигрантов привлекают на те рабочие места, на которые нет желающих среди наших соотечественников. По закону работодатель сначала должен подать заявку в центр занятости, и только если среди российских граждан не будет желающих на данную вакансию, тогда работодатель может подать заявку в миграционную службу для привлечения иностранных граждан. Именно поэтому я считаю, что иностранная рабочая сила никак не влияет на безработицу в Удмуртии».
С момента создания УФМС России по Удмуртской Республике была поставлена задача выверить статистику иностранных граждан, поставленных на миграционный учет, и тех, кто фактически находился на территории республики. Эти цифры явно расходились между собой. Хотя в целом миграционная ситуация была спокойной, статистика показывала, что в Удмуртии незначительная часть мигрантов проживает нелегально. Это подтвердили данные миграционного учета 2007-2008 гг., когда таким учетом было охвачено от 22 до 24 тыс. иностранцев. В дальнейшем их количество было стабильным, таким оно и остается до настоящего времени. Удмуртия - небольшой регион, рынок труда ограничен. Тем не менее строго контролируется поток приезжающих, проводится еженедельный мониторинг лиц, находящихся на территории республики.
С большим интересом к нашему региону относились граждане Китая, Вьетнама, Таджикистана, Туркмении. Они вели активную торговлю на Восточном рынке Ижевска, при этом не платили налоги. В свое время руководство ФМС России поставило перед региональными управлениями задачу пресечь их деятельность. Работа в этом направлении была проделана большая. Сотрудники УФМС совместно с республиканскими МФД и ФСБ провели серию рейдов, в ходе которых выявляли нарушителей законодательства. Помимо этого сотрудники УФМС встречались с представителями китайской диаспоры, бизнесменами, которые знают русский язык, разъясняли им требования миграционного законодательства. Приходилось применять к нарушителям меры административного воздействия, вплоть до выдворения за пределы РФ. Раньше в торговле были заняты более 70 граждан Китая. В основном они приезжали из Екатеринбурга и Уфы, пытаясь организовать в Ижевске свой бизнес, причем не всегда законными способами. После общения с сотрудниками УФМС основная масса граждан Китая выехала с территории Удмуртии. В настоящее время здесь осталось 13 человек, которые уважают наши законы, работают в сфере нефтедобычи, торговли и автотехобслуживания.
Все случаи административных наказаний имеются в автоматизированной базе данных. Сотрудники УФМС сверяются по ней, и если выясняется, что иностранный гражданин более двух раз привлекался к административной ответственности, такой нарушитель выдворяется за пределы нашей республики, а затем и страны. Налажено тесное взаимодействие с органами судебной власти, а также с руководителями национально-культурных объединений. Сотрудники УФМС регулярно приезжают в центр временного содержания иностранных граждан с руководителями национальных диаспор, беседуют с гражданами, которые туда помещены, разъясняют им причину задержания и выдворения, требования законодательства.
«Сами мигранты признаются: сегодня ситуация в России сильно изменилась, с российскими законами нужно считаться». О том, что процесс «исправления» идет, можно судить по числу иностранных граждан, которых помещают в учреждения спецсодержания. Если в 2006-2007 гг. их было 100-110 человек, то за последние два года - 75-80.
Среди сотрудников УФМС есть мнения, что следует требовать с иностранцев справку о состоянии здоровья не только при получении разрешения на работу, но и при получении патента. Также считается, что регулировать этот вопрос должны работодатели иностранца. Нанимая его на работу, они вправе самостоятельно потребовать у него справку об отсутствии социально значимых заболеваний, ведь в их интересах иметь дело со здоровым человеком.
При подаче документов на получение разрешения на временное проживание (РВП) и вида на жительство наличие разрешения на работу или патента играет большую роль. Помимо этого важно отсутствие у иностранного гражданина административных наказаний. Если он получал наказания два раза и более, РВП и вид на жительство не выдаются, а разрешение на работу, если оно есть, аннулируется. Это ещё один рычаг в наведении порядка на рынке труда.
Недавно начальнику УФМС России по УР поступило предложение от одного из предпринимателей нашей республики, который желает открыть агентство занятости для трудовых мигрантов. Фактически речь идет о цивилизованном посредничестве в сфере занятости иностранцев. Нелегальные посредники давно процветают на рынке труда. Так называемые «серые бригадиры» регулируют потоки людей по своим «серым» схемам: обманывают мигрантов, не несут за них никакой ответственности. А вот открытых, официально зарегистрированных частных агентств занятости иностранных работников или лизинговых организаций на территории республики не было. Поэтому предложение предпринимателя было интересно для УФМС, но с условием: фирма отвечает за каждого иностранного гражданина, которого привлекает как работодатель. Обязательно наличие контракта с ним, фирма несет ответственность за его проживание, питание, медицинское обслуживание, полноценный заработок. На рынке занятости должна быть альтернатива «серым бригадирам».
Организованного привлечения трудящихся-мигрантов на уровне частных агентств занятости на территории Удмуртской Республики нет, поэтому процедура организованного набора иностранной рабочей силы, по мнению специалистов, достаточно актуальна в настоящее время, так как это означает прежде всего легальное положение мигрантов, защиту прав иностранных граждан.
В настоящее время, считают эксперты, назрела необходимость перехода к организованному набору и привлечению иностранной рабочей силы. Иностранный гражданин еще до пересечения границы должен знать, куда едет и на каких условиях. Работодатель также должен обладать полной информацией и знать, кто будет у него работать и за кого он будет нести ответственность. В частности, миграционные биржи труда (частные агентства занятости) способны предоставить актуальную и достоверную информацию работодателям и иностранным гражданам о вакантных рабочих местах на основе фактических данных, размещенных в автоматизированной системе миграционной биржи; обеспечивать взаимодействие всех заинтересованных лиц; направлять государственным органам власти необходимую статистическую информацию; оказывать квалифицированную помощь иностранным гражданам (трудящимся-мигрантам) в подготовке первичных документов (в том числе составление и подписание трудовых договоров); осуществлять системный и систематический мониторинг пребывания трудящихся мигрантов в РФ, их правовую защиту.
Одной из проблем является недостаточная юридическая грамотность самих работодателей. Принимая мигранта на работу, работодатели часто не до конца осознают всю ответственность, которая на них ложится, и часто пытаются уйти от этой ответственности, нарушая законодательство. Мигрант в таком случае с одной стороны, не защищен законодательством, а с другой - сам является нарушителем. Мигрант, не адаптировавшийся в чужой стране, - существо пассивное, и поэтому часто становится жертвой недобросовестных работодателей. В других регионах работодатели в этом плане более цивилизованы.
Количество трудовых мигрантов в Удмуртии, конечно, намного меньше, чем в крупных регионах нашей страны. Однако в подгруппе регионов, в которую входит Удмуртия (это Кировская область, Республика Марий-Эл, Ульяновская область), наша республика занимает второе место по количеству трудовых мигрантов. Особенностью миграции в Удмуртию также является сезонность.
В других крупных регионах - более широкий состав стран, из которых приезжают мигранты. В других регионах есть трудовые мигранты из Турции, Китая. В нашем регионе преобладают строительные специальности, в отличие, например, от южных регионов России, где мигранты чаще всего работают в отрасли сельского хозяйства. Ещё одной особенностью является низкое количество нелегальных мигрантов. «Это связано прежде всего с тем, что республика небольшая, нелегалам сложно здесь затеряться и спрятаться от миграционной службы, поэтому таких мигрантов легко выявить».
В нашем регионе часто работодателями мигрантов выступают их же соотечественники. Только в сфере строительства почти все работодатели местные. В остальных сферах - торговле, системе общественного питания, сельском хозяйстве работодателями являются граждане ближнего зарубежья.
В Удмуртии отношение населения к мигрантам относительно спокойное, гораздо менее негативное, по сравнению с крупными регионами, например с Московской областью. «Негативное отношение к мигрантам в Удмуртии связано прежде всего с психологией населения, которое привыкло жить изолированно. Для них любой “чужак” - как враг. Среди населения также существует мнение, что мигранты “отбирают ” рабочие места у местных граждан. Это мнение абсолютно ошибочно, ведь мигранты занимают особую нишу, на которую не претендуют местные жители. Несмотря на это, в основном местные жители относятся к мигрантам спокойно, никаких острых проблем и конфликтов нет».
В 2010 г. произошло важное нововведение - наравне с разрешениями на работу мигрант может получить патент. Патент - упрощенное разрешение на работу, позволяющее работать у физических лиц. Мигранты, получающие патент, не проходят медосмотр, оплачивают фиксированный авансовый платеж (одна тысяча в месяц).
Ещё одно значительное изменение - увеличение высококвалифицированных специалистов. В 2011 г. на территории Удмуртии работал лишь один высококвалифицированный специалист, а по состоянию на апрель 2012 г. в Удмуртии - 17 таких специалистов. Доход таких граждан составляет более двух миллионов рублей в год. Разрешение на работу таким мигрантам дается не на год, а на три года. Они могут в упрощенном порядке получить вид на жительство, имеют различные льготы. Сейчас миграционная политика региона ориентирована на привлечение большего количества таких специалистов, для них даже не выделяется определенная квота, то есть количество въезжающих специалистов не ограничено. Существует специальный приказ, в котором перечислены те специальности, на которые не распространяется квота. Среди них инженерно-технические специальности, руководящие или имеющие какую-либо узконаправленную специфику.
В 2011 г. был предложен проект изменения процедуры утверждения квот. Одним из предложений является введение дополнительного запаса квот в определенном процентном соотношении для возможности дополнительного перераспределения квот. Появилась новая концепция миграционной политики до 2025 г.
«Численность населения трудоспособного возраста сокращается, поэтому без трудовых мигрантов никак не обойтись. Нужно учитывать это в государственной политике, разрабатывать какие-то планы, программы, ориентированные на контингент мигрантов. Всё зависит от того, как будет развиваться экономика, возможно, потребность в мигрантах возрастет, но точно не снизится. Могу точно сказать, что трудовые мигранты эффективны для экономики страны».
«У нас в регионе отрицательное миграционное сальдо. Мы не перекрываем миграционный отток миграционным приростом. Выезжают в основном квалифицированные специалисты, а въезжают низкоквалифицированные. Тем не менее, я считаю, что нашему региону мигранты нужны, мы в какой-то степени зависим от них. Но в приоритете должна быть внутренняя миграция, было бы хорошо вернуть к нам в Удмуртию специалистов, которые мигрировали в другие регионы нашей страны, либо привлекать больше высококвалифицированных специалистов из других регионов или из других стран».
Нужно решать проблему с адаптацией трудовых мигрантов, им необходимо интегрироваться, учить язык, традиции, законы. «Пока процесс идет обратный. Мы больше адаптируемся к ним, чем они к нам».
Необходимо, считают эксперты, создание специальных центров, которые будут помогать мигрантам адаптироваться, изучать язык, законы, традиции. По закону создание таких центров должно осуществляться, но на практике этот закон пока никак не реализуется. По словам лидера Удмуртской республиканской общественной организации «Узбекский национальный центр социальной поддержки и развития культуры “Азия Плюс”», сейчас на территории Удмуртской Республики находятся порядка 3000 граждан Узбекистана, которые в основном работают на объектах строительства в Ижевске, Завьяловском, Якшур-Бодьинском районах. Численность национально-культурного объединения около 1200 человек, из которых 120 граждан Российской Федерации, выходцев из Узбекистана, порядка 50 человек имеют РВП.
В Узбекистане очень плохая экономическая обстановка, безработица, количество населения с каждым годом растет, поэтому люди вынуждены ехать на заработки в Россию, чтобы прокормить свои семьи. В связи с этим мигранты из Узбекистана часто приезжают не только на сезонные работы, но и на круглый год, например, работают на зимних стройках.
«Узбеки - народ очень трудолюбивый и работящий, строительством многие занимаются сран-ней молодости, поэтому в этом деле узбеки могут быть очень полезны. Поэтому в Удмуртии почти все узбекские мигранты работают на стройках. Многие не могут найти работу по специальности, поэтому на стройках часто приходится трудиться даже мигрантам с высшим образованием».
По словам лидера таджикской диаспоры (общественного центра «Орион-Тадж»), на сегодняшний день на территории Удмуртской Республики находятся порядка 2800-3000 граждан Таджикистана, которые в основном работают на объектах строительства в г. Ижевске, а также занимаются оптовой торговлей. Постоянная численность национально-культурного объединения около 550 человек, из которых все выходцы из Таджикистана проживают продолжительное время на территории Удмуртской Республики, из них 90% имеют гражданство Российской Федерации, 10% РВП. В течение летнего сезона из Таджикистана прибывают около 1500 человек на сезонные временные работы. Иностранные работники, имеющие патент, заняты в частном строительстве, а также работают водителями, женщины в основном - помощницами домохозяек, няни. Прибывшие работают сезонно от 6 до 8 месяцев. Одной из задач объединения является социальная защита мигрантов, оказание психологической помощи соотечественникам.
Ещё одна региональная общественная организация - Азербайджанский общественный центр Удмуртии «Достлуг». С момента образования организация заняла достойное место среди других национальных объединений Удмуртской Республики, активно участвует в общественно-политической жизни республики и имеет десятки благодарственных писем и дипломов от руководства Удмуртской Республики. Организация «Достлуг» укрепляет дружбу между народами, защищает права и интересы азербайджанцев в Удмуртской Республике, поднимает имидж Азербайджана, что неоднократно отмечалось в СМИ Удмуртии и Азербайджана. В последние годы в Удмуртию приезжает очень мало мигрантов из Азербайджана. Это связано с тем, что в Азербайджане происходит экономический подъем, обстановка улучшилась, появилось много рабочих мест.
«Мигранты очень редко приезжают сюда поодиночке. В основном они едут по несколько человек, и приезжают к кому-то, например, у них здесь есть друзья или родственники, которые уже работают здесь, и могут помочь им устроиться на работу, подыскать жилье».
Бывают случаи, когда мигрант на протяжении нескольких лет регулярно ездит на заработки в Удмуртию, а потом получает разрешение на временное проживание, перевозит сюда свою семью. Лидеры диаспор считают, что без мигрантов Удмуртии не обойтись. На сегодняшний день есть строительные компании, которые предпочитают нанимать на работу только мигрантов, ведь они работают более ответственно и более качественно. Когда мигрант приезжает на заработки в Удмуртию, в первую очередь он обращается за помощью в диаспору. Диаспора помогает мигрантам адаптироваться в чужой стране, в диаспоре есть переводчики, которые помогают мигрантам общаться с работодателями, обращаться в миграционную службу, оформлять документы.
Впоследствии, если у мигранта возникают проблемы, например, ему не выплачивают заработную плату, нарушают его права, диаспора помогает решить такие проблемы и защитить юридические права трудового мигранта. Диаспора никогда не бросает своих соотечественников, оставляет свои координаты, чтобы в любое время мигрант мог обратиться за помощью в диаспору. Если диаспора не может помочь, юристы диаспоры обращаются в Министерство национальной политики УР, в Правительство УР, в Федеральную миграционную службу, с которыми диаспоры активно сотрудничают. Диаспоры сотрудничают и с работодателями.
Узбекская диаспора, например, планирует открыть «биржу» для трудовых мигрантов, чтобы помогать им трудоустроиться, а также специальный центр, помогающий мигрантам с жильем.
В последнее время ситуация в Удмуртии более спокойная, реже возникают конфликтные ситуации мигранта с работодателем.
«Сейчас трудовые мигранты более грамотны в юридическом вопросе, не устраиваются на работу без заключения договора. Раньше часто были случаи, когда недобросовестные работодатели обманывали мигрантов, обещали заключить договор, но не делали этого, а потом просто не выпла-
чивали заработную плату. В последние годы у мигрантов возникала проблема из-за отсутствия страхового полиса, им приходилось выплачивать штрафы».
В последние годы миграционная политика улучшилась, государство стало уделять много внимания мигрантам, трудовые мигранты теперь защищены законодательством. Принимаются меры для уменьшения количества нелегальных мигрантов. Например, ввели большие штрафы для работодателей, которые нанимают мигрантов без официального разрешения на работу или патента. Раньше ответственность за это лежала только на самом мигранте, а сейчас она возлагается и на работодателя. Очень выгодным с экономической точки зрения, как для государства так и для мигранта стало введение патентов.
На сегодняшний день круг специальностей, на которые могут устроиться трудовые мигранты, очень узок. Необходимо расширить этот круг специальностей, ввести дополнительные квоты. «Нужно создать все условия для привлечения трудовых мигрантов в Удмуртию».
Итак, в целях сохранения стабильной миграционной обстановки в регионе, повышения эффективности борьбы с незаконной трудовой миграцией УФМС России по Удмуртской Республике необходимо решить следующие задачи.
Прежде всего, это совершенствование работы и повышение качества предоставляемых государственных услуг по исполнению государственных функций в сфере миграции, в том числе оказываемых в электронном виде по заявлениям граждан, поступающих с единого портала государственных и муниципальных услуг.
Возникает необходимость активного сотрудничества с представителями национальных диаспор и религиозных объединений в целях профилактики правонарушений, понижения уровня криминализации в среде мигрантов, предупреждения нелегальной миграции, интеграции иностранных мигрантов в российское общество и повышения эффективности противодействия проявлению национального и религиозного экстремизма, доведения до их сведения информации об изменениях в миграционном законодательстве.
Поступила в редакцию 27.08.12
M.N. Makarova, Yu. V. Mamaeva
Mechanisms of regulation of labor migration at regional level: expert opinions
In this article, the migration processes in the Udmurt Republic in recent years are considered, the results of the expert survey on labor migration at the regional level are presented.
Keywords: labor migration, region, mechanisms of regulation, migrant-workers, manpower resources.
Макарова Марина Николаевна, доктор социологических наук, доцент E-mail: mmn@uni.udm.ru
Мамаева Юлия Викторовна, магистрантка E-mail: koshka90-90@mail.ru
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)
Makarova M.N., doctor of sociology, associate professor
Mamayeva Yu.V., undergraduate E-mail: koshka90-90@mail.ru
Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: mmn@uni.udm.ru