Лукьянович А.К. ©
Аспирант, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается возможность применения во внеурочной деятельности конструктора LEGO Education. Анализируется возможность использования конструкторов LEGO как средства развития различных компонентов регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, образовательная робототехника, регулятивные учебные действия.
Keywords: after-hour activities, educational robotics, educational regulatory action.
Введение федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения повлекло за собой координальную смену образовательной парадигмы. Теперь на первый план ставится личность учащегося, а приобретаемые им знания, умения и навыки лишь должны способствовать его социализации и адаптации его в окружающем его мире. Необходимо научить ребенка учиться, самостоятельно получать опыт, на котором и будут базироваться его первые шаги в дальнейшей жизни. Исходя из этого, целью современного образования является формирование ряда универсальных учебных действий (УУД), которые и способствуют всестороннему развитию личности ребенка. В ФГОС выделены следующие виды УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Несомненно, освоение каждого из вышеперечисленных универсальных действий в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Но для нас отдельный интерес представляют регулятивные УУД, т.к. именно они представляют собой основу способности ребенка к самоорганизации своей учебной деятельности. В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.[1]
В связи с введенными изменениями возникает ряд вопросов. Как именно формировать регулятивные УУД у младших школьников? Какие из способов будут наиболее успешны? Какие методы воздействия подойдут для развития младших школьников? Во ФГОС НОО второго поколения большое внимание уделяется внеурочной деятельности.
Г. И. Щукина считает, что цели учебной деятельности не всегда и не для каждого ученика выступают как личностно-значимые. Запросы и потребности школьников выходят за пределы учения. Цели внеучебной деятельности не противостоят учебным, что плодотворно сказывается на формировании активной позиции ребенка. [2] На наш взгляд, наиболее успешное формирование всех видов регулятивных УУД у младших школьников будет происходить именно в процессе внеурочной деятельности.
© Лукьянович А.К., 2012 г.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Помимо этого необходимо различать понятия результата и эффекта внеурочной деятельности. Как отмечает Д.В. Григорьев, воспитательный результат понимается как духовно-нравственное приобретение ребенка. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - приобретенное знание, пережитое ощущение, формирование компетентности. В нашем случае усвоение регулятивных учебных действий я вляется воспитательным эффектом внеурочной деятельности.
Существует множество видов внеурочной деятельности:
1. Игровая (игра с ролевым акцентом, социально-моделирующая игра, игра с деловым акцентом);
2. Познавательная (беседы, предметные факультативы, олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб, исследовательские проекты, школьный музей-клуб);
3. Проблемно-ценностное общение (беседы, дебаты, диспуты, дискуссия с участием внешних экспертов);
4. Досугово-развлекательная деятельность (культпоходы, концерты, инсценировки, «огоньки»);
5. Художественное творчество (занятия объединений художественного творчества, выставки, фестивали, спектакли);
6. Социальное творчество (социальная проба, КТД, социально-образовательный проект);
7. Трудовая деятельность (занятия по конструированию, кружки технического творчества и домашних ремесел, сюжетно-ролевые игры, производственные бригады);
8. Спортивно-оздоровительная деятельность (спортивные секции, беседы о ЗОЖ, оздоровительные процедуры, спортивные турниры);
9. Туристско-краеведческая деятельность (экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок, туристический поход, клуб, экспедиция, школьный музей).[3]
Безусловно, формирование отдельно взятых компонентов регулятивных учебных действий может быть эффектом любого из вышеперечисленных видов внеурочной деятельности. Но, некоторые из них можно использовать как средство развития всех составляющих регулятивных УУД. Таким примером может служить кружок «образовательная робототехника» в начальной школе, который приобретает все большую популярность среди школьников всех возрастов. В августе 2010г. Министерством образования и науки Челябинской области было составлено информационное письмо, обращающее внимание руководителей образовательных учреждений на необходимость активизации работы по встраиванию робототехники в образовательный процесс.
Под образовательной робототехникой понимается средство обучения, состоящее из программируемого конструктора LEGO Education серий WeDo, RCZ, NXT и набора деталей LEGO. [4] К каждому набору производителем разработан ряд методических рекомендаций по сборке простейших моделей. Используя их, учитель или руководитель кружка может организовать занятия на различную тематику: «физические явления», «простейшие механизмы», «животные разных стран», «различные виды транспорта» и т.д.
С помощью конструкторов учитель может не только формировать навыки программирования, конструирования и моделирования, но и необходимые в дальнейшем обучении универсальные учебные действия. Система занятий должна быть разработана так, чтобы учитель мог отслеживать развитие каждого из видов регулятивных учебных действий.
На сегодняшний вопрос о введении робототехники в учебный процесс требует углубленного и подробного изучения. В будущем для успешной работы кружков «Образовательная робототехника» в начальной школе необходимо решить ряд проблем:
• Недостаточно представлено методическое обеспечение занятий с конструкторами.
• Острая необходимость в повышении квалификации педагогов.
Литература
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 406 с. — (Стандарты второго поколения).
2. Щукина Г.И. проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [сост. Д.В. Григорьев]. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
4. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / [В.Н. Халамов (рук.) и др.]. — Челябинск: Взгляд, 2011. — 96 с.: ил.