Научная статья на тему 'Формирование регулярной пространственно-планировочной структуры Ростова-на-Дону в середине XVIII - начале XIX в'

Формирование регулярной пространственно-планировочной структуры Ростова-на-Дону в середине XVIII - начале XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
587
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯРНЫЙ ГОРОД / АНСАМБЛЬ / ЖИЛОЙ КВАРТАЛ / ЗДАНИЕ / REGULAR CITY / ENSEMBLE / RESIDENTIAL AREA / BUILDING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Токарев Артур Георгиевич

Регулярное градостроительство России подробно изучалось во многих исследованиях предшествующих лет. Градостроительство г. Ростова-на-Дону этого периода остается недостаточно изученным. Данное исследование имеет целью, во-первых, выявить особенности формирования пространственно-планировочной структуры г. Ростова-на-Дону в середине XVIII начале XIX в., во-вторых, сформировать историко-теоретическую платформу для анализа влияния регулярной планировочной структуры на процессы формирования городского центра в XIX первой половине XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A REGULAR SPACE-PLANNING STRUCTURE OF ROSTOV-ON-DON IN THE MIDDLE OF THE XVIIITH - AT THE BEGINNING OF THE XIXTH CENTURIES

Formation of a space-planning structure of Rostov-on-Don took place in the middle of the XVIIIth at the beginning of the XIXth centuries in the period of an active process of fulfillment of regular principles in Russian city-planning. These processes had as common features, typical for Russian city-planning as a whole, as well as their own features. A military settlement founded in the middle of the XVIIIth century Fortress of St. Dimitri Rostovsky having passed three evolution stages had turned into a trading town by the middle of the XIXth century.

Текст научной работы на тему «Формирование регулярной пространственно-планировочной структуры Ростова-на-Дону в середине XVIII - начале XIX в»

УДК 72.03(470.61)

ТОКАРЕВ АРТУР ГЕОРГИЕВИЧ, канд. архит., tokarev69@inbox. ru Институт архитектуры и искусств Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 39

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ

РОСТОВА-НА-ДОНУ

В СЕРЕДИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX В.

Регулярное градостроительство России подробно изучалось во многих исследованиях предшествующих лет. Градостроительство г. Ростова-на-Дону этого периода остается недостаточно изученным. Данное исследование имеет целью, во-первых, выявить особенности формирования пространственно-планировочной структуры г. Ростова-на-Дону в середине XVIII - начале XIX в., во-вторых, сформировать историко-теоретическую платформу для анализа влияния регулярной планировочной структуры на процессы формирования городского центра в XIX - первой половине XX в.

Ключевые слова: регулярный город, ансамбль, жилой квартал, здание.

TOKAREV, ARTHUR GEORGIYEVICH, Cand. of arch. sc., tokarev69@inbox. ru

Institute of Architecture and Arts, Southern Federal University, 39 Budennovskiy lane, Rostov-on-Don, 344000, Russia

FORMATION OF A REGULAR SPACE-PLANNING STRUCTURE OF ROSTOV-ON-DON IN THE MIDDLE OF THE XVIIIth - AT THE BEGINNING OF THE XIXth CENTURIES

Formation of a space-planning structure of Rostov-on-Don took place in the middle of the XVIIIth - at the beginning of the XIXth centuries in the period of an active process of fulfillment of regular principles in Russian city-planning. These processes had as common features, typical for Russian city-planning as a whole, as well as their own features. A military settlement founded in the middle of the XVIIIth century - Fortress of St. Dimitri Rostovsky - having passed three evolution stages had turned into a trading town by the middle of the XIXth century.

Keywords: regular city, ensemble, residential area, building.

Становление г. Ростова-на-Дону находилось в тесной связи с ходом общеисторических процессов, происходивших в государстве и русском градостроительстве XVIII - первой трети XIX в. Период регулярного градостроительства в России подробно проанализирован во множестве научных трудов предшествующих лет. Анализ истории формирования пространственно-планировочной структуры Ростова, выявление на фоне общероссийских закономерностей особенностей этого процесса на юге России являются целью исследования.

В середине XVIII - начале XIX в., в период создания мощного абсолютистского государства, регулярность как организационно-правовое понятие

© А.Г. Токарев, 2011

явилось наиболее целесообразным и эффективным «способом упорядочения государственных институтов и всей системы управления, непосредственно затронувших архитектуру и градостроительство» [1, с. 67; 2, с. 24].

Регулярный город формировался как целостное, художественно организованное в пространстве единство, как единый ансамбль. При этом на него распространялись те же законы, что и на любое другое произведение зодчества [3, с. 71]. Так, И. Бецкой в «Записке о восстановлении Твери» 1763 г. отмечает: «... город в большом есть то же самое, что и в малом...» [4, с. 140]. Этот принцип стал одной из важнейших составляющих проектного метода Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В результате русским классицизмом были выработаны «типы пространственных структур, распространившиеся и на отдельные комплексы, и на целые города» [2, с. 22].

Одним из основополагающих принципов регулярного градостроительства стала строгая иерархия, распространяющаяся на все пространственные уровни и на все элементы городской структуры. Иерархичность предполагала последовательное соподчинение второстепенных элементов структуры города главным - элементов нижних пространственных уровней (здания и квартала) элементам верхнего пространственного уровня (города). Здание или ансамбль занимают «строго определенное положение в системе, основанной на последовательном подчинении второстепенных частей главным, менее значительных - более значительным» [5, с. 19; 6, с. 136]. Для регулярного градостроительства характерна такая совокупность требований к организации здания и квартала, при которой их пространственно-планировочная и композиционная структуры формируются исходя из структуры города. Построение частного в таком случае зависит от структуры общего, от места и роли объекта в системе города, в системе ансамбля.

Формирование структуры города происходило от его центра, главного ансамбля, масштаб которого соответствовал значению города и являлся определяющим при проектировании целого. Стало обязательным иерархическое соподчинение частей города в последовательности от центра к периферии [4, с. 151; 7, с. 12]. От центра происходило и композиционное развитие плана города [8, с. 134].

В создаваемой государственной иерархической системе отношению «главное - второстепенное» соответствовало отношение «общественное - частное». В реальном пространстве города этим отношениям соответствовало отношение «внешнее - внутреннее» [9, с. 241]. В иерархии городских пространств главным является внешнее парадное пространство города, второстепенным - внутреннее, утилитарное пространство. Парадное пространство улиц и площадей противопоставляется утилитарному внутриквартальному [5, с. 12; 10, с. 12].

Так, для планировочной структуры здания характерна дифференциация помещений на главные - парадные и второстепенные - жилые и хозяйственные помещения, обращенные во внутриквартальное пространство [11, с. 93, 96; 12, с. 5]. Дифференцировалось и оформление фасадов - главный фасад всегда расположен в сторону улицы, более рациональное оформление получали боковые и внутриквартальные фасады зданий [12, с. 5; 5, с. 248].

В планировочной структуре квартала здания, как правило, выносятся на красную линию улицы, а хозяйственные постройки - во внутриквартальное утилитарное пространство. Принцип фронтального расположения застройки по периметру квартала - наиболее эффективный способ дифференцировать городское пространство.

Системой кварталов формировался район города, имевший свое место в городской иерархии и свой локальный центр, который, в свою очередь, входил в общую систему, связанную с главным общественным центром города. Каждое пространственное образование, являясь подсистемой для системы более высокого уровня, обладало структурой, идентичной общей системе расселения.

В иерархических отношениях находились и пространственные связи городской структуры - от второстепенных улиц к проспектам и к главной магистрали города с главной площадью [8, с. 142]. Иерархия распространялась на улицы и проспекты в зависимости от их назначения и места в городской структуре [4, с. 141; 13, с. 125]. Градостроительная значимость улиц и проспектов определялась их шириной и масштабом застройки - по нарастающей от периферии к центру.

В иерархических отношениях находилась не только система городских пространств, но и композиционная система ансамблей и отдельных зданий. Здесь иерархичность также сказывалась в последовательном подчинении второстепенных осей и частей композиции главной, центральной, что придавало цельность сооружениям. Основным средством гармонизации пластических форм служит симметрия. Отсюда статичность и фронтальность композиций [14, с. 46]. Композиция здания и ансамбля строится в расчете на восприятие в основном с одной, главной, точки зрения [5, с. 12, 17]. Фронтальность композиций в регулярном градостроительстве «предполагает наличие противопоставленного остальным главного фасада» [5, с. 248]. Осевые построения и симметрия господствуют и в пространственно-планировочных композициях [15, с. 246].

Таким образом, всей системой планировочных приемов и средств выразительности достигалась целостность, единство городского ансамбля. Ведущим принципом, исходя из которого формировалась планировочная структура города и средства архитектурной выразительности, являлась иерархическая зависимость отдельного объекта (квартала, здания и его деталей) от структуры города.

Формирование пространственно-планировочной структуры г. Ростова-на-Дону происходило в период активной реализации в русском градостроительстве регулярных принципов. Период XVIII - первой трети XIX в. ознаменовался значительным расширением государственных границ, появлением новых городов и экономическим освоением новых территорий. В различных регионах России эти процессы имели как общие закономерности, так и свои особенности.

Происходило целенаправленное расширение всей системы расселения государства [16]. Градостроительное освоение новых территорий коснулось северо-запада (основание Петербурга), юга и востока России. В течение XVIII в. укрепленные поселения - города-крепости и города-заводы - форми-

ровались в Северном Причерноморье, на Урале, в Западной и Восточной Сибири [4, с. 99].

Регулярность, ставшая нормой с начала XVIII в., особенно целенаправленно внедрялась в крепостное строительство [17, с. 58, 59; 11, с. 42]. На опыте строительства Петербурга и многочисленных городов-крепостей происходило освоение и отработка принципов регулярного градостроительства, наиболее полно воплотившихся в последней четверти XVIII в. во всеобщей реконструкции русских городов [18, с. 17; 2, с. 25, 29, 102, 103; 29, с. 148].

Структура городов-крепостей состояла, как правило, из двух основных взаимосвязанных элементов - непосредственно крепости и прилегающего к ней форштадта (солдатской или казачьей слободы), обнесенного ретраншементом. Оба этих элемента имели строго регулярную планировку [2, с. 276]. Регулярность распространялась не только на фортификационные сооружения, но и на всю селитебную зону, определяя как правильные очертания кварталов, так и дворовых участков [18, с. 10].

Это в полной мере относится и к учрежденной в 1761 г. на южной границе России крепости св. Димитрия Ростовского (впоследствии г. Ростова-на-Дону). Стратегический и экономический факторы имели первостепенное значение в процессе появления и развития Ростова, как и других приграничных городов [19]. Выбор места для строительства крепости (1744-1745 гг.) и учреждение Темерницкой таможни (1749 г.) явились следствием проводимой политики по укреплению границ государства, заселению и экономическому освоению юга России.

Факт появления Темерницкой таможни и образовавшегося при ней поселения раньше начала строительства крепости (1761 г.) существенно повлиял, на наш взгляд, на оценку градостроительного значения последней в некоторых исследованиях [20, с. 32; 21]. Появление таможни в этом месте было обусловлено предстоящим строительством крепости. Экономическому развитию региона закономерно предшествовали военные мероприятия по закреплению на новых территориях.

Самой крепости, как и месту под ее строительство, придавалось особое значение, что отразилось в решении ее фортификационных сооружений. Крепость считалась самой мощной и крупной на юге России [22, с. 58; 23, с. 45]. Тенальное начертание ее укреплений явилось новшеством в фортификационном искусстве XVIII в. [24, с. 90].

Город-крепость св. Димитрия Ростовского (годы строительства 1761-1763) представлял собой целостное, единовременно запроектированное поселение, структура которого состояла из двух основных элементов - крепости и прилегающих к ней форштадтов с регулярной планировкой (рис. 1).

Процесс освоения новых территорий имел спланированную и последовательно осуществляемую стратегию. Одновременно на базе военных поселений происходило экономическое освоение новых земель. В результате проводившейся политики не только укреплялась граница государства, но и заселялись и осваивались степные края. Под защитой крепостей различной мощности, отступая вглубь страны, «возникали и развивались на новых землях экономические и административные центры» [4, с. 99].

Рис. 1. План крепости Св. Димитрия Ростовского. 1768 г. (Ребайн Я.А. Ростов-на-Дону.

М., 1950)

По мере расширения государственных границ и ослабления стратегического фактора осуществлялась изначально предусмотренная функциональная переориентация городов-крепостей из военных поселений в торговые, промышленные, административные центры, что в конечном счете способствовало экономическому освоению всего региона [2, с. 29, 284, 286, 296; 23, с. 216]. И сама планировочная структура городов-крепостей создавалась с расчетом на перспективное развитие [25, с. 23; 26, с. 78].

Направленный процесс развития пространства государства, как и последующая функциональная переориентация приграничных городов, получали четкую реализацию в их пространственно-планировочной структуре.

Планировочная структура Ростовской крепости формировалась на основе общих для рассматриваемого периода градостроительных принципов, а также имела ярко выраженную особенность. Вся застройка крепости и ее форштадтов функционально и композиционно связана с главным проспектом, соответствующим ведущему стратегическому направлению - север-юг (рис. 1). Значение проспекта было подчеркнуто и тем, что он связывал в систему площади крепости - северную, центральную и южную, образуя протяженный центр. Кроме того, композиционно ось усиливалась двумя параллельными ей проспектами. Ориентация основных магистралей крепости имела объективную функциональную обусловленность - главная опасность находилась на юге от крепости, чему соответствовала и система укреплений, максимально развитая в прибрежной части. Направление развития пространства государства находило четкую реализацию в структуре приграничного города.

Город, находящийся на границе государства между внутренним и внешним пространством, закономерно фиксирует в своей планировочной структуре направление развития его пространства. При этом каждый элемент структуры города, вплоть до пространственного уровня отдельных зданий, от-

ражает свойства целого. Структура объекта любого пространственного уровня регулярного города XVIII в., намеренно поставленного на границе между внутренним и внешним, имеет направленное обращение во внешнее пространство. Подобные семантические особенности характерны и для других регулярных городов. Так, Ю.М. Лотман отмечает, что в Петербурге вектором пространственной ориентации города являлось направление восток-запад [27, с. 13].

Такая же особенность характерна для Оренбурга, построенного с 1743 по 1760 г. на юго-восточной границе. Из всех городов, заложенных в первой половине XVIII в., Оренбург наиболее точно соответствовал понятию «регулярного» города [2, с. 286]. Его план служил образцом градостроительства не только для всего осваиваемого юго-восточного края, но и для других новоземельных районов [25, с. 23; 28, с. 159]. В планировочной структуре Оренбурга выделяется главная композиционная ось - Губернская улица, пронизывающая весь город строго в направлении на юго-восток [25, с. 16].

Так и в Ростовской крепости и ее форштадтах все элементы планировочной структуры функционально и композиционно подчинены главному проспекту, соответствующему ведущему стратегическому направлению. Продольная композиционная ось (восток-запад) имеет подчиненное значение - функционально связать прилегающие форштадты с крепостью. Соответственно, в Солдатском и Казачьем форштадтах доминирующим является не поперечное, а продольное направление. Кварталы вытянуты вдоль реки, в направлении крепости, что обеспечивает с ней кратчайшую связь из любой точки форштадта. Размещение домов в кварталах форштадтов по красной линии, с устройством дворов на участке за домом, было правилом и также отвечало главной задаче -кратчайшей связи с главным (внешним пространством) [29, с. 139].

Принцип пространственной организации города-крепости обеспечивал скорейшее продвижение гарнизонов по кратчайшим расстояниям из форштад-тов на главную площадь и от нее к крепостным укреплениям.

Развитие торгового города в прилегающих форштадтах Ростовской крепости имело закономерный характер. По мере поэтапного перемещения пограничных линий осуществлялась функциональная переориентация города-крепости, что находило прямое отражение в его пространственно-планировочной структуре. В этом процессе выделяются три этапа.

1. На начальном этапе существования города-крепости доминирующей являлась стратегическая функция. Находясь на самой «кромке» государственной границы, военное поселение являлось своеобразным «бастионом», вынесенным в иноземное пространство. Соответственно функциональной значимости в градостроительном отношении отмечается преобладание размеров крепости над застройкой форштадтов. Причем функциональная подчиненность форштадтов находила отражение и в планировочном решении поселения [2, с. 300]. Иллюстрацией этого этапа развития Ростовской крепости могут служить планы 1768 и 1781 гг. [30, 31, 32].

2. По мере перемещения государственной границы и ослабления военной опасности, функция города как экономического и общественного центра приобретала все большее значение. На этом этапе отмечается параллельное существование двух типов городов, их все большая градостроительная неза-

висимость друг от друга [2, с. 290]. Отражением этого этапа в развитии Ростова является учрежденный в 1811 г. план города, включивший в себя форштад-ты крепости [33; 31, с. 65; 34, с. 44] (рис. 2).

3. Наконец, на 3 этапе, по мере дальнейшего смещения пограничных линий, стратегическая функция полностью утрачивала свое значение. Город, оказавшись в глубине территории государства, превращался в торговый, промышленный или административный центр либо совмещал эти функции [17, с. 63; 2, с. 25, 277, 380; 4, с. 99, 153]. При этом территория крепости нередко поглощалась разросшимся городом [2, с. 301]. Для Ростова иллюстрацией этого этапа развития служит утвержденный в 1845 г. план, по которому территория упраздненной в 1835 г. крепости включалась в территорию увеличивающегося города [35].

Рис. 2. План Ростова-на-Дону 1811 г. (Записки Ростовского-на-Дону Общества Истории, Древностей и Природы. Т. 1. Ростов-на-Дону, 1912)

Приведенный механизм эволюции города-крепости являлся своеобразной идеальной моделью, на деле осуществляемой далеко не всегда, что зависело от конкретных обстоятельств. В этом процессе первостепенное значение имело расположение поселения в системе расселения государства.

Сама крепость могла быть основой, композиционным ядром будущего города, как, например, в случае с Оренбургом, или органично сливаться с застройкой форштадта. Особенность этого процесса в Ростове заключалась в том, что развитие города происходило в прилегающих форштадтах. При этом принципы пространственно-планировочной структуры крепости находили отражение в структуре форштадтов и утвержденного в 1811 г. плана Ростова (рис. 2).

Уже в планировочной структуре крепости св. Димитрия Ростовского (план 1768 г.) отчетливо видны принципы города русского классицизма конца

XVIII - первой трети XIX в. - две взаимно пересекающиеся на центральной площади оси, одна из которых образует протяженный центр. Этот же принцип органично лег и в основу плана Ростова 1811 г. Причем главный проспект (Таганрогская дорога), являющийся не только композиционной осью города, но и главной «магистралью» государства на этом участке, также имел пространственную ориентацию север-юг.

После утверждения плана Ростова 1811 г. отмечается параллельное существование двух градостроительных образований - крепости и сформировавшегося в ее форштадтах города. Показательно, что «далеко не все поселения, получившие в конце XVIII в. статус города и соответствующий генеральный план, в дальнейшем оправдали свое новое положение: не имея импульсов к экономическому развитию, они превращались в заштатные города» [2, с. 110]. Предусматривавшееся заранее развитие военного поселения в торговый центр в Ростове осуществлялось благодаря его уникальному местоположению, предопределившему всю дальнейшую судьбу города. «Находясь на территории огромного юго-восточного земледельческого района, Ростов в то же время представлял собой центр важных торговых путей» [36]. Быстрый экономический рост Ростова в первой половине XIX в. был также связан с его участием во внешней торговле России [37, с. 15].

Е.И. Кириченко, характеризуя градостроительное развитие юга России в середине XIX - начале XX в., делает вывод, что «ориентация на юг, вовне, к морю чрезвычайно характерна для региона» [38, с. 137]. Так же и Ростов, находясь в глубине территории государства, системой внешних и внутренних торговых коммуникаций был связан с «внешним» пространством. Благодаря своему уникальному географическому положению весь Ростов устремлен, «обращен вовне».

При этом в плане Ростова 1811 г. имеются все признаки иерархии, свойственной регулярному городу. В этой иерархии городских пространств внешнее пространство неизменно остается главным. Соответственно, отмечается тяготение главных элементов в структуре любого фрагмента города к внешнему пространству.

Так, главный проспект Ростова одновременно являлся важнейшей коммуникацией системы расселения государства, взаимосвязанной к тому же с рекой - другой важнейшей коммуникацией. Являясь «главным», проспект одновременно являлся и «внешним» пространством в структуре города. Проспекту, как «внешнему», закономерно принадлежит главная площадь в структуре города, на которой сосредоточены главные градоформирующие здания административного, торгового и культового назначения.

На уровне отдельного квартала характерная для регулярного градостроительства периметральная застройка предусматривала постановку зданий (главного в структуре квартала) по красной линии - т. е. по его внешней границе. Таким образом, «главное» в структуре города всегда связано с «внешним» пространством. Отсюда размещение «главного» на границе с «внешним».

Несмотря на то, что Ростов к середине XIX в. еще находился на стадии формирования и не сложился как единый ансамбль, его планировочная структура, заложенная регулярным планом 1811 г., обладала всеми основными ха-

рактеристиками регулярного города. И именно в рамках заложенной схемы на регулярных принципах шло дальнейшее развитие города.

Возникновение г. Ростова-на-Дону находилось в тесной связи с ходом общеисторических процессов, происходивших в государстве и русском градостроительстве XVIII - первой трети XIX в. Формирование Ростова происходило в период активной реализации в русском градостроительстве регулярных принципов, что отразилось на пространственно-планировочной структуре нового приграничного города.

Основанное в середине XVIII в. военное поселение - крепость св. Димитрия Ростовского, пройдя три этапа эволюции, превратилась к середине XIX в. в торговый город Ростов-на-Дону.

Библиографический список

1. Сытина, Т.М. Русское архитектурное законодательство первой четверти XVIII в. / Т.М. Сытина // Архитектурное наследство. - 1969. - № 18. - С. 67-73.

2. Русское градостроительное искусство: Петербург и другие российские города XVIII -первой половины XIX веков. - М. : Стройиздат, 1995. - 404 с.

3. Гуляницкий, Н.Ф. XVIII век в русской архитектуре (эпоха, стиль, градостроительный метод) / Н.Ф. Гуляницкий // Архитектурное наследство. - 1995. - № 38. - С. 61-83.

4. Саваренская, Т.Ф. История градостроительного искусства. Т. II / Т.Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А. Петров. - М., 1989. - 391 с.

5. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов / Е.И. Кириченко. - М. : Искусство, 1978. - 399 с.

6. Кириченко, Е.И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (к вопросу о двух фазах развития эклектики) / Е.И. Кириченко // Архитектурное наследство. -1988. - № 36. - С. 130-143.

7. Гуляницкий, Н.Ф. Градостроительные особенности Петербурга и черты русской архитектуры XVIII в. / Н.Ф. Гуляницкий // Архитектурное наследство. - 1979. - № 27. -С. 12-22.

8. Шквариков, В.А. Очерк истории планировки и застройки русских городов / В.А. Шква-риков. - М., 1954. - 204 с.

9. Шквариков, В.А. Планировка городов России XVIII и начала XIX века / В.А. Шквариков. - М., 1939. - 256 с.

10. Кириченко, Е.И. Архитектурные ансамбли Москвы 1830-1860-х годов / Е.И. Кириченко // Архитектурное наследство. - 1976. - № 24. - С. 3-19.

11. Гольденберг, П. Планировка жилого квартала Москвы XVII, XVIII и XIX вв. / П. Голь-денберг, Б. Гольденберг. - М., 1935. - 181 с.

12. Гуляницкий, Н.Ф. Русский регулярный город на традиционной основе / Н.Ф. Гуляниц-кий // Архитектурное наследство. - 1985. - № 33. - С. 3-13.

13. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIX вв. / Е.А. Белецкая [и др.]. - М., 1961. - 206 с.

14. Кириченко, Е.И. О закономерностях развития архитектуры (опыт системного анализа эклектики и модерна) / Е.И. Кириченко // Архитектура СССР. - 1973. - № 12. - С. 42-50.

15. Кириченко, Е.И. О принципах организации пространственной среды интерьеров особняков Ф.О. Шехтеля (рубеж XIX-XX вв.) / Е.И. Кириченко // Архитектурное наследство. -1986. - № 34. - С. 246-254.

16. Проскурякова, Т.С. О регулярности в русском градостроительстве XV[I-XVIII вв. / Т.С. Проскурякова // Архитектурное наследство. - № 28. - 1980. - С. 37-46.

17. Проскурякова, Т.С. Старое и новое в градостроительстве Сибири (вторая половина XVII-XVIII вв.) / Т.С. Проскурякова // Архитектурное наследство. - 1978. - № 26. -С. 53-66.

18. Кириллов, В.В. Русское градостроительство на переходе от средневековья к новому времени / В.В. Кириллов // Русский город: исследования и материалы. Вып. 8. - М. : МГУ, 1986. - С. 3-33.

19. Рындзюнский, П.Г. Основные факторы городообразования в России второй половины XVIII в. / П.Г. Рындзюнский // Русский город (историко-методологический сборник). Вып. 1. - М. : МГУ, 1976. - С. 105-127.

20. Записки Ростовского-на-Дону Общества Истории, Древностей и Природы. Т. 1. - Ростов-на-Дону, 1912. - 295 с.

21. Ильин, А.М. История города Ростова-на-Дону / А.М. Ильин. - Ростов-на-Дону : Книжное издательство, 1991. - 111 с.

22. Чеботарев, Б.В. Новые картографические материалы по истории Ростова-на-Дону и окрестных селений второй половины XVIII века / Б.В. Чеботарев // Известия Ростовского областного музея краеведения. - 1959. - № 1(3). - С. 50-64.

23. Тимофеенко, В.И. Города Северного Причерноморья во второй половине XVIII века / В.И. Тимофеенко. - Киев, 1984. - 219 с.

24. Яковлев, В.В. Эволюция долговременной фортификации / В.В. Яковлев. - М., 1931. -288 с.

25. Крашенинникова, Н.Л. Принципы регулярной планировки городов-крепостей России XVIII в. на примере Оренбурга / Н.Л. Крашенинникова // Архитектурное наследство. -1973. - № 21. - С. 14-23.

26. Крашенинникова, Н.Л. Строительство русских крепостей XVIII в. по «образцовым проектам» / Н.Л. Крашенинникова // Архитектурное наследство. - 1976. - № 25. - С. 72-78.

27. Лотман, Ю.М. Архитектура в контексте культуры / Ю.М. Лотман // Архитектура и общество. - 1987. - № 6. - С. 8-15.

28. Кириллов, В.В. Русский город эпохи Барокко: культурный и эстетический аспект /

B.В. Кириллов // Русский город: исследования и материалы. Вып. 6. - М., 1983. -

C. 127-162.

29. Сытина, Т.М. Архитектура русской провинции первой половины XVIII века / Т.М. Сытина // Ежегодник института истории искусств, 1957. - М., 1958. - С. 138-164.

30. РГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Д. 543. Л. 34.

31. Халпахчьян, О.Х. Планировка и благоустройство Нахичевани-на-Дону / О.Х. Халпахчь-ян // Архитектурное наследство. - 1986. - № 34. - С. 31-64.

32. ЦГВИА. Ф. ВУА, ед. хр. 22214.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. ГАРО. Ф. - 697. Оп. 2. Д. 997.

34. Захарьянц, Г.Н. Ростов-на-Дону (к 200-летию со дня основания) / Г.Н. Захарьянц, Г.А. Иноземцев, П.В. Семернин. - Ростов-на-Дону, 1949. - 378 с.

35. ГАРО. Ф. Р. - 2613. Оп. 1. Д. 135. Л. 2.

36. Перцик, Е.Н. Экономико-географическое положение Ростова-на-Дону / Е.Н. Перцик // Проблемы расселения: история и современность. - М., 1997. - С. 96-101.

37. Ростов-на-Дону: Исторические очерки. - Ростов-на-Дону, 1984. - 272 с.

38. Кириченко, Е.И. Градостроительное развитие юга России в середине XIX - начале XX вв. / Е. И. Кириченко // Архитектура России: Региональное своеобразие: доклады и выступления на V Всероссийской научно-практической конференции в г. Ростове-на-Дону, 3-7 октября 1994 г. / Минстрой России. - М. : ГП ЦПП, 1995. - С. 128-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.