Научная статья на тему 'Формирование региональных программ импортозамещения на основе потенциала инфраструктурных ресурсов и условий развития'

Формирование региональных программ импортозамещения на основе потенциала инфраструктурных ресурсов и условий развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / САНКЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / LIMITED SANCTIONS / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекмурзаева Р. Х.

В статье проанализированы результаты и возможности развития торгового сотрудничества российских регионов в области высокотехнологичного производства, охарактеризовано оптимально возможное соотношение между стоимостью трудовых ресурсов, основных фондов и финансовых оборотных средств, для реализации программ регионального импортозамещения на стратегической основе. Представлена необходимость учета направлений рыночно эффективного природопользования и формирования региональных программ импортозамещения на основе потенциала инфраструктурных ресурсов и условий развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the results and the possibility of development of trade cooperation between Russian regions in the field of high-tech manufacturing, characterized optimally possible relationship between the value of human resources, fixed assets, working capital and financial, to implement programs of regional import substitution on a strategic basis, shows the need to address areas of market efficiency of natural resources and the formation of regional programs based on import substitution potential infrastructural resources and development conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование региональных программ импортозамещения на основе потенциала инфраструктурных ресурсов и условий развития»

Р. Х. Бекмурзаева

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОТЕНЦИАЛА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ РЕСУРСОВ

И УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье проанализированы результаты и возможности развития торгового сотрудничества российских регионов в области высокотехнологичного производства, охарактеризовано оптимально возможное соотношение между стоимостью трудовых ресурсов, основных фондов и финансовых оборотных средств, для реализации программ регионального импортозамещения на стратегической основе. Представлена необходимость учета направлений рыночно эффективного природопользования и формирования региональных программ импортозамещения на основе потенциала инфраструктурных ресурсов и условий развития.

Ключевые слова

Региональное развитие, импортозамещение, санкционные ограничения, рациональное природопользование.

R. H. Bekmurzaeva

FORMATION OF REGIONAL PROGRAMS BASED ON IMPORT SUBSTITUTION POTENTIAL OF INFRASTRUCTURAL RESOURCES AND DEVELOPMENT

CONDITIONS

Annotation

The article analyzes the results and the possibility of development of trade cooperation between Russian regions in the field of high-tech manufacturing, characterized optimally possible relationship between the value of human resources, fixed assets, working capital and financial, to implement programs of regional import substitution on a strategic basis, shows the need to address areas of market efficiency of natural resources and the formation of regional programs based on import substitution potential infrastructural resources and development conditions.

Keywords

Regional development; import substitution, limited sanctions, environmental management.

Региональные комплексы нашей страны, функционируя в рамках хозяйственного механизма, синтезируют в своем организационно-функциональном содержании множество возможностей и проблем, характерных для развития социально-экономических систем в период усложнения рыночного поля. Так, в условиях действия санкционных ограничений, согласование и решение большинства региональных проблем

сводится именно к возможностям технологического содержания производственных процессов, перспектив и показателей активного спроса, для того, чтобы решить что, для кого и в каком количестве производить.

На частных или государственных предприятиях, интегрированных в рамках региональных территорий, в условиях развития программ импортозаме-щения должны быть активизированы

экономические усилия относительно производственных процессов востребованной части импортозамещения и распределения продукции между разными индивидами и домохозяйствами. Ориентация на возможности развития программ импортозамещения в рамках моделирования перспективных направлений регионального развития на основе потенциала инфраструктурных ресурсов и условий, предусматривает реализацию экономических усилий.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы [2].

Следует отметить, что в различных по охвату и организации экономических системах используют разные способы стимулирования роста, в зависимости от перспектив, тенденций и факторов, учитывающих экономические ресурсы государства и частной собственности, в расчете на активизацию инновационных возможностей развития. В рамках моделирования возможностей импортозамещения на основе

потенциала инфраструктурных ресурсов и условий развития. Каждый регион старается стимулировать рост показателя индекса инновационных возможностей. Представим данный показатель более обстоятельно. Так, показатель индекса инновационных возможностей определяется путем сложения индексов человеческого капитала и технологического развития территории. Эта проблематика остро востребована в условиях стратегического развития Российской Федерации в период действия торгово-экономических ограничений и санкций, поэтому для примера приведем результаты исследовательского анализа.

Результаты торговли России высокотехнологичной продукцией со странами NAFTA (Международная Интеграционная Группировка NAFTA — North American Free Trade Area, образованная США, Канадой и Мексикой) в рамках последнего десятилетия можно представить в виде следующих выводов. Следует отметить, что результаты конца 2014 г. в данных характеристиках не учтены, из чего следует, что мы рассматриваем результаты прошлого сотрудничества, в чем заключается особая актуальность исследования, подчеркивающая необходимость дальнейшего развития [3]:

- скромная доля высокотехнологичного экспорта в суммарном его объеме демонстрирует сырьевую ориентацию российской экономики и низкую конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке наукоемкой продукции, при этом за последние 10 лет не наблюдается никаких положительных качественных изменений в структуре экспорта высокотехнологичной продукции. Причиной такого положения является устаревшая техническая и материальная база российских предприятий. Для того чтобы лидировать на мировых рынках, необходима глубокая модернизация всей экономики страны и развитие человеческого капитала;

- НАФТА — крупная региональная группировка, каждая из стран которой способна предоставить необходимые факторы производства для этапов воспроизводственного цикла в рамках самой группировки, и для того, чтобы выйти на рынки стран НАФТА, России необходимо иметь высококонкурентоспособные продукты, предприятия, отрасли. Однако узок ряд товаров, которые страны НАФТА покупают у российских предприятий;

- изменение структуры товаропо-токов России со странами НАФТА особенно важно сейчас, когда наша страна стремится развивать стратегические, фундаментальные перспективы экономического роста;

- перспективными для России рынками могут стать тонкие химические технологии, наноматериалы, легкая гражданская авиация, ядерные реакторы на быстрых нейтронах, военные технологии и др. Наиболее конкурентоспособным направлением экспорта высокотехнологичных товаров в России остаются неэлектрические машины, и в частности оборудование для АЭС и ГЭС. Данная группа товаров характеризуется не только высокой долей российского экспорта в мировом товарообороте, но и самой высокой стабильностью этой доли и самым большим торговым сальдо. К перспективным экспортным направлениям для России можно также отнести химические продукты и материалы, а также авиакосмическую технику. Здесь американская заинтересованность в сотрудничестве с Россией носила стабильный характер, поскольку диктуется интересами национальной безопасности государств и менее зависит от политической и экономической ситуации. Более того, в перспективе сотрудничество в этой области (особенно по ракетно-космической технике и в космических исследованиях) может возрасти, так как в ближайшие 10-15 лет эти отрасли станут одним из крупных и вы-

сокодоходных сегментов мирового хозяйства. В более широком плане для развития жизнедеятельности человечества в XXI в. все, что связано с космосом, приобретает решающее значение [3].

Сочетая инновационный научно-исследовательский потенциал и технологические возможности России на данном витке экономического развития необходимо сделать акцент на новую высокотехнологичную экономику, постепенно уменьшая уровень сырьевого энергетического экспорта.

В данном направлении представленные ранее страны выступают как стратегические партнеры, а государства Азиатско-Тихоокеанского региона за несколько последних лет активизировали сотрудничество с Россией в области торгового и научно-исследовательского сотрудничества, сфере высоких технологий и авиационно-космической индустрии.

В условиях сохранения устойчивых позиций российских регионов по ряду видов экспорта высокотехнологичных товаров, необходимо создание условий для реализации взаимных инвестиций, технико-технологической модернизации и формирования программ импортозамещения, с целью минимизации воздействия торгово-экономических ограничений в торговле и в сфере технологического обмена, учитывая баланс текущего и будущего природопользования.

Охарактеризуем оптимально возможное соотношение между стоимостью трудовых ресурсов, основных фондов, включающих технологические ресурсы и финансовые оборотные средства, обеспечивающее эффективное использование производственного капитала, которое составляет показатель 3035/20-25/50-55, но в зависимости от внешних и внутренних условий реализации производственного цикла показатели могут варьироваться. В период

воздействия кризиса, переходной формы приспособления к новым условиям в процессе адаптации к санкционным ограничениям, представленное выше соотношение деформируется, завышая первый и последний показатели.

Допустим, доля заработной платы в издержках производства в зависимости от разновидности производственных циклов составляет в настоящее время 10-15 %, затраты на амортизацию основных фондов приблизительно в таких же параметрах. Дополнительную сложность создает формат характеристики динамики, которая при таком соотношении не подтверждает рост, адекватный для эффективного использования основных фондов. В данный момент ситуация усложняется стагниру-ющими финансовыми возможностями большинства региональных предприятий (речь не идет о градообразующих объектах).

Большое значение имеют общеэкономические параметры, такие как изменение курса валюты, что связано с сокращением собственных оборотных средств у предприятий в результате финансовых перемен, и на данном этапе потребности производственных отраслей удовлетворяется за счет государственных кредитов.

В рамках развития межрегиональной интеграции и стратегического развития страны и ее федеральных структур можно сохранить окружающую природную среду и поддерживать ее в постоянно нормализованном состоянии в процессе социально-экономического развития и промышленной модернизации. Моделирование возможностей им-портозамещения на основе потенциала инфраструктурных ресурсов и условий развития предполагает выявлять, изучать и использовать механизмы взаимодействия системы «природа — социум — экономика», распространяя и внедряя энергоемкое производство и экономические механизмы природопользования.

В рамках формирования возможностей импортозамещения на основе потенциала инфраструктурных ресурсов и условий развития регионов представим и проанализируем показатель индекса глобальной конкурентоспособности экономики, характеризующий экономическую оценку среднесрочных перспектив экономического роста территории во временном диапазоне 5-8 лет.

Мощная исследовательская база российской научной школы концентрируется повсеместно в рамках территории Российской Федерации, образуя научные центры и инновационные производственные технопарки.

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант — использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей — оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному [1, c. 13].

В рамках формирования возможностей импортозамещения эмпирическая оценка институционально-рыночных особенностей современного развития должна преодолеть разрывы в толковании взаимосвязей и взаимозависимостей экономических и экологических факторов развития общества, обеспечивая развитие зеленой экономики.

Итак, для реализации рациональной программы регионального им-портозамещения на стратегической ос-

нове необходимо учитывать направления по рыночному эффективному природопользованию:

во-первых, направленность на снижение материалоемкости и энергоемкости основных отраслей производственного комплекса российских регионов;

во-вторых, формирование научно обоснованной системы стандартов использования природных ресурсов в рамках региональных программ им-портозамещения;

в-третьих, развитие системы организационно-правовых мер по реализации системы разных форм компенсаций за ущерб, нанесенный объектам окружающей среды в случае возникновения аварий, аварийных ситуаций, необратимых изменений окружающей среды;

в-четвертых, образование современной нормативно-законодательной базы в рамках условного экологического кодекса, аккумулирующего все механизмы рационального природопользования и охраны окружающей среды, сочетаемые с международными и общепринятыми правилами.

Воспроизводственный подход экономической оценки природных ресурсов основан на установлении определенного стандарта состояния природных ресурсов. Этот подход используется, как правило, в отношении биологических и земельных ресурсов. Например, стоимость биологического ресурса целесообразно определять как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства потерянного или деградировавшего вида ресурсов (например, биологического вида) на определенной территории. Это может быть совокупность стоимости восстановления конкретного вида животных и стоимости мероприятий по поддержанию воспроизводства данного вида. Учитывается также стоимость восстановления и поддержания среды обитания этого вида. Экономическая оценка отдельных видов природных ресурсов имеет самостоятельное практическое

значение. Показатели таких оценок представляют интерес для всех участников хозяйственной деятельности. Они также служат основой для составления кадастров природных ресурсов [3].

Подводя итог, следует провести параллель между эффективным использованием производственного капитала и экономической политикой государства, в первую очередь в области развития промышленности, с учетом рационального использования ресурсов.

Библиографический список

1. Дрогомирецкий, И. И., Кантор, Е. Л., Чикатуева, Л. А. Экономика и управление в использовании и охране природных ресурсов : учебник. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 536 с.

2. Об охране окружающей среды : [Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 (с изм. и доп.)] [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. — Режим доступа : http://base.garant.ru/ 57747666/#ixzz3n41JBjIy.

3. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://mon. gov.ru/files/materials/ 5053/prog.ntr.pdf.

Bibliographic list

1. Drogomiretsky, I. I., Cantor, E. L., Chikatueva, L. A. Economy and management of use and protection of natural resources. — Rostov-on-Don : Phoenix, 2011. — 536 p.

2. On Environmental Protection : [Federal Law of 10.01.2002 № 7-FZ] [Electronic resource] // System GARANT. — Mode of access : http://base.garant.ru/ 57747666/#ixzz3n41JBjIy.

3. Forecast of Scientific and Technological Development of the Russian Federation for the long term [Electronic resources]. — Mode of access : http://mon. gov.ru/files/materials/5053/prog.ntr.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.