Научная статья на тему 'Теоретико-методический фундамент управления экономической привлекательностью региона'

Теоретико-методический фундамент управления экономической привлекательностью региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / REGIONAL ECONOMY / POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT / POLITICIAN OF IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Даудов М.Х.

В статье раскрываются особенности и характерные черты внешних и внутренних драйверов социально-экономического роста и управления экономической привлекательностью региона, представлены научно обоснованные доводы в отношении неэффективности политики санкционного воздействия, представлен перечень потенциальных преимуществ Чеченской Республики и возможности развития региональной политики импортозамещения на основе экономики знаний.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article features and characteristic features of external and internal drivers of social and economic growth and management of economic appeal of the region are revealed, evidence-based arguments concerning inefficiency of policy of sanctions impact are adduced, the list of potential benefits of Chechen Republic and a possibility of development of regional policy of import substitution on the basis of the economy of knowledge is provided.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методический фундамент управления экономической привлекательностью региона»

М. Х. Даудов

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА

Аннотация

В статье раскрываются особенности и характерные черты внешних и внутренних драйверов социально-экономического роста и управления экономической привлекательностью региона, представлены научно обоснованные доводы в отношении неэффективности политики санкционного воздействия, представлен перечень потенциальных преимуществ Чеченской Республики и возможности развития региональной политики импортозамещения на основе экономики знаний.

Ключевые слова

Региональная экономика, возможности развития, политика импортозамещения.

M. Ch. Daudov

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT OF ECONOMIC ATTRACTIVENESS OF THE REGION

Annotation

In article features and characteristic features of external and internal drivers of social and economic growth and management of economic appeal of the region are revealed, evidence-based arguments concerning inefficiency of policy of sanctions impact are adduced, the list of potential benefits of Chechen Republic and a possibility of development of regional policy of import substitution on the basis of the economy of knowledge is provided.

Keywords

Regional economy, possibilities of development, politician of import substitution.

Согласно данным регионального фонда статистики, в Чеченской Республике наблюдается положительный результат разумного управления социально-экономической системой региона на основе взвешенного инструментария современного менеджмента, роста показателей адекватной адаптации к изменениям рынка. Даже в сложный период трансформации внешних и внутренних драйверов социально-экономического роста Республика сумела достойно удерживать внутрисистемные отраслевые традиции надежного функционировании, покоряя рубежи значительного

экономического эффекта и фондоотдачи. Средний рост за 2015 г. в разрезе отраслей специализации составил более 5 %.

Динамично растущая экономика исследуемого региона нуждается в значительных финансовых инвестициях, которые по сути дотационный территориальный субъект получает не только в рамках целевых федеральных средств, но и внутренних и иностранных капиталовложений, показавших внушительный рост именно с развитием программ им-портозамещения в регионе. Рост реального сектора экономики региона, несмотря на кризисный дисбаланс, позво-

2016 № 3 (55) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

лил существенно уменьшить общий уровень безработицы, инициируя развитие трудового, научно-интеллектуального потенциала. В рамках программ самообеспечения регион стремится к независимости, развивая собственный производственный комплекс, показывая успехи в сельском хозяйстве и равномерное увеличение потребления.

В регионе проводится комплекс мероприятий, направленных на развитие сельского хозяйства и туристско-рекреационного комплекса, реализуются долгосрочные стратегические проекты, которые послужат значительными драйверами социально-экономического роста, детерминирующими развитие региональной системы и повышающими ее устойчивость. Следует отметить, что наряду с реализацией комплексных федеральных программ стратегического развития территории равномерно растет показатель налоговых поступлений из Чеченской Республики в общестрано-вой бюджет, показывая в общем объеме рост около 5 % в год.

Нефтедобыча и нефтепереработка, как основные отрасли, сырьевые артерии, получившие наибольшее развитие в рамках исследуемого региона, должны быть дополнены как статьи регионального стратегического развития иными сферами, которые позволят проявить наиболее значимые конкурентные преимущества, обеспечить долгосрочное устойчивое функционирование. Промышленность нефтедобычи, как и иные сырьевые отрасли экономики нашей огромной страны, в рамках дальнейшего фундаментального развития предполагают постепенное отстранение от нефтегазовой направленности, и это общероссийская тенденция. Чеченская Республика обладает массой потенциальных преимуществ, среди которых: развитие аграрной инфраструктуры, позволяющей обеспечить наибольшую урожайность сельскохозяйственных операций; развитие трудового потенциала и экономики знаний; развитие обрабатывающих производств; экологическая стабильность; развитие энергосберегающих технологий (рис. 1).

Потенциальные преимущества Чеченской Республики

Л

Он

О Н

И

^

е

и 5 И и и 35

О X о и

Г) О

Он

и

/ V / -Л. 4

, развитие трудового потен- \ , развитие аграрной инфра-

циала и экономики знаний

развитие обрабатывающих производств

развитие энергосберегающих технологий

развитие самообеспечения региона

развитие межрегионального товарообмена

К

структуры, позволяющей обеспечить наибольшую урожайность сельскохозяйственных операций

экологическая стабильность

развитие экономики знаний

рост оборачиваемости воспроизводственных процессов

Рисунок 1 — Потенциальные преимущества Чеченской Республики в развитии программ импортозамещения

Развитие инфраструктуры обеспечит не только технико-технологическую часть экономического роста, но и оптимизацию процессов производства и доставки продукции. Конкурентоспособная продукция не может существенно наращивать стоимость по пути доведения до конечного потребителя, поэтому залогом результативности продукции аграрного комплекса должно служить не только исключительно высокое качество.

Политика санкционного воздействия не может быть эффективной, причем в любой ситуации можно найти положительные решения или, как происходит сейчас, реализовать уже давно научно обоснованные и теоретико-эмпирически выверенные исследовательские решения. Ведь сырьевая направленность экономики не имеет стратегических перспектив, лишь истощая ресурсы и корректируя природные условия, но таким образом невозможно добиться долгосрочного эффекта и результативности развития. Действительно, необходимо восстанавливать потенциал импортоориентированных отраслей. При этом отметим, что Чеченская Республика еще во время советской власти входила в ряд субъектов Федерации, которые имеют стратегическое значение, то есть в данном случае обладают значительным с экономической точки зрения нефтегазовым потенциалом, который с течением времени был значительно разрушен вследствие военных действий. Восстановительные работы позволили ввести в эксплуатацию более половины объектов нефтеперерабатывающего комплекса, но до сих пор определенные мощности необходимо обеспечивать финансовыми дотациями для того, чтобы использовать их, развивая нефтегазовую отрасль.

Санкционные методы, примененные против нашей страны, заставили все регионы бороться, чтобы народное хозяйство огромного государства не дрогнуло под воздействием кризиса,

ведь экономические войны несут именно разрушительную цель. Поэтому направить финансирование именно на реализацию энергоемких технологий, позволяющих существенно повысить эффективность производственных процессов, — достаточно трудная задача, но таким образом, возможно развивать региональную политику, реализуя научно обоснованные и результативные программные решения, необходимые относительно не только самообеспечения, но и востребованные на внешнем рынке продукты и технологии.

Полноценное обеспечение потребности в квалифицированных трудовых ресурсах подтверждает необходимость в методически выверенном и практикоориентированном инструментарии, выступающем в качестве основы систем обучения и повышения квалификации персонала, что создаст значительные преимущества для сбалансированного развития социально-экономической системы региона в условиях импортозамещения.

Перечень действий или организационно-функциональных мероприятий по исследованию перспектив развития региональной политики импортозаме-щения и ее воздействия на социально-экономическую систему с позиции инициации и развития экономики знаний можно определить следующим образом.

1. Системно-аналитическое исследование востребованности рынка труда в определенных специальностях и профессиональных стандартах, по выпуску кадров, способных принимать эффективные управленческие решения в процессе развития пространственных социально-экономических систем.

2. Развитие институтов повышения квалификации на основе трансляции знаний в рамках интеграционных объединений с использованием зарекомендовавших себя эффективных программ партнерства государства и бизнеса.

3. Приоритетный выбор в отношении развития баз данных и расширения информационного доступа к знаниям.

4. Стажировка персонала предприятий на базе ведущих учебных и научно-исследовательских учреждений в области приобретения знаний и рабочих навыков.

5. Формирование программ привлечения молодежи к содействию развития информационной среды, трудоустройство высококвалифицированных сотрудников в рамках организационно-функциональной системы управления интеграционных образований.

6. Содействие межрегиональной и отраслевой трансляции знаний, использование опыта бенчмаркинга процессов, технико-технологического обеспечения.

7. Рост результативности учебного процесса на основе практического обеспечения теоретико-инструментарных навыков.

8. Мониторинг сбалансированного развития региона в условиях им-портозамещения.

На наш взгляд, опосредуя к реалиям сегодняшнего дня интеграционные преобразования в экономике, можно говорить об особой роли и значимости регионального мезоуровня для решения сложных многофакторных задач развития пространственных социально-экономических систем. В отношении конкретно Чеченской Республики сбалансированное развитие представляется нам как комплекс мероприятий, управленческих воздействий, направленный на создание максимально открытого пользовательского доступа к новейшим прогрессивным технологиям, ресурсам, и основное — это доступ к ознакомлению с опытом уже реализованных ранее наиболее успешных проектов.

В целом можно отметить, что перспективы развития экономики знаний и конкурентной привлекательности региона, его конкурентоспособности являются значимыми и действенными меха-

низмами интеграции государства и бизнеса в рамках как отдельного региона, так и с целью наращивания межрегиональных и межстрановых связей. В определенной части исследований практической реализации интеграционных преобразований в экономике Чеченской Республики вместе с инструментарием прогнозирования и планирования применяется мониторинг отраслевой обеспеченности региона в условиях им-портозамещения.

Мы в рамках проводимых исследований подразумеваем, что сбалансированное развитие социально-экономической системы региона в условиях импортозамещения должно быть ориентировано на целевые программы, предназначенные для комплексного обеспечения ресурсами, научно-исследовательского обеспечения, позволяющие результативно функционировать и развиваться, используя исходные и приобретенные преимущества государственно-федеративного финансирования, результаты исследования перспектив развития пространственных социально-экономических систем Республики на основе экономики знаний. Основной особенностью реализации сбалансированного развития экономики выступает обоснование не только экономической, но и социальной приоритетности внедрения элементов в соответствии с механизмом их реализации или алгоритмом управленческих решений, учитывая конкурентный потенциал и инвестиционную привлекательность.

Исследование условий и ресурсного обеспечения экономики анализируемой территории отчетливо демонстрирует зависимость эффективности реализации программ импортозамеще-ния от технико-технологического оснащения и информационного доступа. Поэтому в сложных условиях санкци-онных ограничений использование реальных преимуществ в виде уникальной

территории позволяет реализовать потребность не только местного, но и в целом российского и иностранного населения в организации туризма и отдыха.

В целом сбалансированность процессов говорит о планомерности осуществления интеграционных преобразований, поэтому в симбиозе с развитием туристической отрасли необходимо отметить необходимость развития обеспечивающих отраслей. Обучение по соответствующим специальностям также необходимо и обусловлено, с одной стороны, усложнением ситуации с выездным туризмом, а с другой стороны, комплексностью задач для достижения целей.

Сбалансированное развитие туристической отрасли региона в условиях импортозамещения предусматривает взаимозависимую необходимость отраслей, обеспечивающих стабильность работы туризма и рекреации, социальной сферы, в совершенствовании в соответствии с общими целями хозяйственного комплекса.

Отдельные производственные и, допустим, инфраструктурные элементы социально-экономической системы региона обеспечивают эффективность итогов деятельности не в полной мере, поэтому именно в интеграции, самообеспечении и сокращении циклов воспроизводства кроется наиболее привлекательная альтернатива развития экономики территориального образования.

Необходимо, однако, отметить, что целенаправленное развитие производственных фондов, обслуживающих, к примеру, туризм и рекреацию в регионе, непосредственно отразится на внутриотраслевых процессах положительно, но по причине высокой стоимости инноваций таким преображениям не реализоваться без соответствующей государственной поддержки и инвестиционного участия.

Системно-аналитическое исследование перспектив развития на основе экономики знаний пространственных социально-экономических систем подтвердило необходимость дотационного развития исследуемой территории на определенном этапе. С привлечением финансовых средств на принципах долевого участия можно наиболее эффективно регулировать развитие процессов импортозамещения в региональной экономике.

В современном общемировом развитии инновационное развитие территории рассматривается как один из основных способов отказа от сырьевой направленности экспорта, перехода к стабильному развитию, на основе программ самообеспечения регионального рынка наряду с реализацией государственной контрактной системы, на принципах устойчивого развития социально-экономических систем.

В качестве основной перспективы эффективного роста экономики нами предусмотрено развитие высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса региона и инновационной трансформации всего хозяйственного комплекса с ориентацией доли производства на обеспечение внутренних нужд туристско-рекреационного комплекса.

На наш взгляд, инструментарий программно-целевого планирования и экономического прогнозирования наиболее применим в сложившихся условиях и позволяет хозяйствующим субъектам своевременно реагировать на изменение заложенных параметров. В упомянутом выше методе кроется возможность увеличить результативность сотрудничества государства и бизнеса в процессе организационно-функционального совершенствования производственного комплекса и обслуживающей инфраструктуры социально-экономических систем.

Действительно, данный регион получает дотации, реализуются программы федерального развития, но государственные ассигнования могут быть неэффективными в том случае, если бизнес не результативен в определенных приоритетных отраслях, обеспечивающих сбалансированное развитие. Участие государства значительно, но управление в локализованных зонах также должно быть максимально результативным.

Рассматривая регионы как часть федеративной системы Российской Федерации, учитывая институциональный исследовательский каркас современных знаний в области региональной экономики, следует опосредованно представить части системообразующего многоотраслевого механизма, поэтому необходимы методы экспертного прогнозирования, формирования дорожных карт развития экономики региона и проектов устойчивого роста внедрения высокоэффективных технологий в производственные процессы.

Организатором реализации региональных программ импортозамещения является государство, обеспечивающее информационную и управленческую функцию в качестве системного развития экономики СКФО. Присутствие в регионе высококультурных ценностей обеспечит преодоление экономической централизации и территориальной разобщённости в области детерминированного развития региональной системы, повышая ее устойчивость к внешним вызовам.

В отношении муниципальных образований механизм развития инфраструктурного обеспечения экономических отраслей в рамках интеграционных объединений, использования ресурсов в программном управлении реализованы территориальные интересы.

Элементы Федерации выступают как часть системы регионального управления аграрной инфраструктурой, позволяющей обеспечить наибольшую урожайность сельского хозяйства, прирост в отрасли животноводства, развитие трудового потенциала и формирование новых рабочих мест. В этой части необходимо отметить, что программа по минимизации энергоемкости производства и энергоэффективности предусматривает рациональное использование ресурсов, экономию потребления, ограничение воспроизводственного цикла потребностями систем распределения. Учитывая необходимость вспомогательных отраслей и инфраструктурных объектов функционировать рентабельнее, метод программно-целевого планирования выступает не единственным возможным решением, необходимо рассматривать систему экологической стабильности и энергосберегающих технологий.

Библиографический список

1. Шипилова, Т. В. Актуальные вопросы институциональной поддержки инновационного развития региона // Финансовые исследования. — 2015. — № 1 (46). — С. 198-203.

2. Шеховцева, А. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 4. — С. 11-15.

Bibliographic list

1. Shipilova, T. V. Topical issues of institutional support of innovative development of region // Financial studies. — 2015. — № 1 (46). — P. 198-203.

2. Shekhovtseva, A. Region competitiveness: factors and a method of creation // Marketing in Russia and behind a boundary. — 2001. — № 4. — P. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.