СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
ных условий для инвесторов в экономически менее развитых регионах.
Важную роль играют различия в экономической структуре регионов России и Казахстана. В России для большинства регионов, имеющих высокий инвестиционный потенциал, характерен заметный уровень развития «верхних» этажей экономики — обрабатывающей промышленности, сферы обслуживания, научно-технического комплекса. В Казахстане «по российскому типу» инвестиционный климат формируется лишь в Алматы. Для Казахстана более характерным является сосредоточение инвестиционного потенциала в регионах с добывающей и тяжелой промышленностью. Общеизвестно, что такая структура экономики, как правило, сопровождается повышенным экологическим, социальным, криминальным и другими видами риска.
Наличие энергетических ресурсов и емких рынков соседних стран делают Казахстан выгодной и удобной базой для развития экспортоориентированных производств. Потребительские рынки Центральной Азии и граничащих с Казахстаном, России и Западного Китая могут охватывать более половины миллиарда человек.
Для стимулирования развития конкурентоспособных производств в настоящее время все более активно используются такие оправдавшие себя в мировой практике инструменты, как специальные экономические и индустриальные зоны. На сегодняшний день в Казахстане создано шесть специальных экономических зон. Перед СЭЗ поставлены масштабные и конкретные задачи, их решение будет способствовать реализации экономического потенциала регионов, улучшению инвестиционного и бизнес-климата. Также предполагается создание 2 новых СЭЗ: Хоргос — Восточные ворота, Достык. На территории зон действует режим свободной таможенной зоны, а также предусмотрены значительные налоговые льготы (по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость).
Еще одним эффективным инструментом диверсификации экономики являются социально-предпринимательские корпорации. Главная их задача — обеспечение прорывного развития регионов путем создания перерабатывающих производств, внедрения эффективной системы корпоративного управления,
консолидации государственных активов и предпринимательской инициативы для решения социально-экономических задач.
Завершено создание сети этих региональных институтов развития, состоящей из 7 социально-предпринимательских корпораций, что позволило охватить их деятельностью всю территорию Казахстана, тем самым создать равные условия для развития предпринимательства во всех уголках страны. Участие в их проектах предоставляет бизнесу как отечественному, так и иностранному, доступ к финансовым, земельным и технологическим ресурсам.
Основные проблемы в сфере привлечения инвестиций в Казахстан:
— недостаточная инвестиционная привлекательность несырьевого сектора экономики (административные барьеры, неразвитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, недостаток квалифицированной рабочей силы, низкая емкость казахстанского рынка);
— недостаточная развитость механизма поддержки и защиты отечественных инвесторов в зарубежных странах;
— отсутствие достаточной информации о потенциальных рынках вложения инвестиций и способах выхода на эти рынки для казахстанских компаний.
-слабое развитие рынка ценных бумаг.
— непривлекательность и неактивность выхода на IP0 казахстанских компаний.
В Казахстане также существуют и негативные факторы, такие как условия лицензирования и уплаты налогов, коррупция, рейдерство, недостаток квалифицированной рабочей силы, неудовлетворительное состояние инфраструктуры. Но, несмотря на негативные факторы, инвестиционная привлекательность Казахстана растет и в будущем ожидаются большие приоритеты, как для отечественных, так и иностранных инвесторов. Таким образом, инвестиционную привлекательность казахстанского рынка обеспечивают совокупность доступа к природным ресурсам, величина рынка, стратегическое расположение Казахстана, а также стабильная внутриполитическая обстановка и наличие соответствующей законодательной базы. Все вышеперечисленные факторы могут благоприятно сказаться на активизации выхода на IP0 казахстанских компаний и развитии рынка ценных бумаг Казахстана.
Литература
1. Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.
2. Официальный сайт Инвестиционного фонда Казахстана // www.ifk.kz
3. Финансы. — 2010. — № 2, 3.
4. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Казахстана // Рейтинговое агентство «Эксперт РА», 2008.
экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов
формирование региональной инновационной стратегии: проблемы и решения
С.И. Морозов,
Губернатор, Председатель Правительства Ульяновской области,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье раскрыты проблемы разработки и реализации инновационной стратегии региона и показаны пути их решения.
Ключевые слова: инновации, стратегия, регион, инновационная инфраструктура
УДК 338.26 ББК 65.9
В современных условиях экономическое развитие региона в значительной степени зависит от инновационной активности, масштабов инвестиций в научные исследования и разработки, качества образования и квалификации кадров. Инновации лежат в основе экономического прогресса, в то же время эффективность инновационных процессов зависит от механизмов взаимодействия их участников, что предопределяет необходимость управления этими процессами в регионе, формирования региональной инновационной стратегии.
Министерством экономического развития России разработан проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая должна стать ориентиром для разработки концепций и программ социально-экономического развития России и регионов. Этот документ содержит раздел, посвященный инновационной политике государства на региональном уровне, в котором отмечаются основные меры по ее реализации [5,с.80]:
— предоставление субсидий организациям малого и среднего бизнеса на цели активизации инновационной деятельности, в т.ч. оплату прикладных НИОКР, инжиниринговых услуг, проведение маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции, выхода на внешние рынки, субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса; наращивание доли расходов таких программ, направляемых на поддержку инновационного малого бизнеса, до 40-50% в течение ближайших трех лет;
— предоставление финансовой и имущественной поддержки созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, центры коллективного пользования оборудованием, центры прототипирования и дизайна, региональные венчурные фонды, технологические музеи, ориентированные на молодежь и стимулирующие интерес к техническому образованию;
— стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;
— реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий;
— предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на недвижимое имущество организаций;
— поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;
— поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий;
— содействие формированию культуры инноваций в обществе и повышению престижа инновационной деятельности.
Документом предусматривается, что комплексный подход к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечен путем содействия разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития. Таким образом, и государством, и научным сообществом признана высокая актуальность и практическая значимость разработки региональной инновационной стратегии.
Российскими и зарубежными учеными разработаны различные методологические подходы к решению проблемы стратегического планирования регионального развития [1,6]. Наиболее распространен следующий подход: формирование целей развития и согласование с ключевыми силами в регионе; разработка стратегии с привлечением внешних консультантов; контроль реализации стратегии и корректировка ее целей (при необходимости).
При реализации такого подхода на практике возникает ряд проблем:
— на стадии формирования стратегии бывает очень трудно четко определить цели на долгосрочную перспективу, что приводит к их невнятным формулировкам;
— процесс согласования стратегии по всем позициям и со всеми участниками ее разработки и реализации занимает много времени и часто «буксует» на мелочах в силу отсутствия системного видения пути развития;
— длительный срок реализации стратегии требует точности прогнозирования возможных отклонений от намеченного
пути развития, учета рисков, что не всегда можно выполнить с высокой точностью в силу недостатков научной базы и практического опыта;
— зависимость от внешних консультантов, которые часто привлекаются к разработке стратегии, может вызвать проблемы, связанные с недостаточным пониманием ими особенностей региона, с другой стороны, консультанты часто не вовлечены в процесс реализации стратегии и не могут контролировать, насколько корректно реализуется разработанная с их участием стратегия.
Что касается инновационной стратегии региона, то здесь практического опыта применения методологической базы стратегического планирования еще меньше, а проблем больше. Фундаментальной проблемой в данной области является отсутствие системы управления инновационными процессами, из которой вытекает ряд других проблем:
отсутствие в России апробированных моделей национальной и региональных инновационных систем;
отсутствие четкого разделения функций между федеральной и региональной властями относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем;
отсутствие развитой инновационной инфраструктуры, ясных долгосрочных целей инновационного развития [4].
Очень важной методологической проблемой является проблема постановки целей в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, стратегическими установками регионального развития. Это ключевой момент в разработке региональной инновационной стратегии.
Еще Аристотель уделял проблеме целеполагания серьезное внимание, определяя цель как «то, ради чего» нечто существует [2]. Материалистическая диалектика утверждает, что природа цели имеет материальную основу — действие объективных законов, т.е. цели человека порождены объективным миром и предполагают его. В экономической кибернетике под целью подразумевается желаемое состояние выходов системы (конечное состояние) в результате управляемого процесса ее развития. Цель определяет структуру системы, характер ее построения и функционирования. Цель — двигатель развития, основа динамики социально-экономических процессов. История общественного развития показывает зависимость уровня жизни людей от избранных целей развития общества.
Основная характеристика цели в контексте рассматриваемой проблемы состоит в том, что она должна отражать реальные (достижимые) результаты. Поставить цель — это значит предсказать, спрогнозировать результат. А для этого постановке целей должно предшествовать выявление закономерностей и проблем социально-экономического развития региона, решение которых требует инновационного подхода. Только в этом случае цели будут реальны и, следовательно, достижимы.
Реальность целей в значительной степени определяется наличием трех основных элементов:
1) качественная характеристика цели (описание);
2) количественные характеристики цели — целевые показатели;
3) целевые нормативы — значение целевых показателей, соответствующее требуемому уровню желаемого состояния объекта.
В развитие этих положений сформулируем основные требования, которые должны быть соблюдены в процессе формирования целей региональной инновационной стратегии (РИС).
Прежде всего, инновационная стратегия должна соответствовать главному вектору социально-экономического развития региона, направленному на повышение качества жизни в регионе.
Повышение инновационной активности — не самоцель, а средство, с помощью которого достигаются социально значимые цели. Целью собственно региональной инновационной стратегии, очевидно, должно стать создание в регионе среды, стимулирующей инновационный подход во всех сферах жизнедеятельности.
Цели должны отражать значимые для развития региона результаты, которые могут быть достигнуты с использованием имеющихся и достоверно прогнозируемых ресурсов, т.е. цели необходимо сознательно ограничивать по критерию реальной достижимости с учетом факторов развития региона и его экономического потенциала.
Для этого необходима комплексная оценка внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социальноэкономическое развитие региона. К числу внутренних факторов можно отнести: природно-ресурсный потенциал региона, демографическую ситуацию и человеческий потенциал, инфраструктурную обеспеченность территории региона, сложившуюся структуру, уровень и динамику развития экономики и др. К внешним факторам относятся: макроэкономическая ситуация, действия федеральных властей, оказывающие влияние на развитие региона, экономико-географическое положение региона в федеральном округе, стране и мире, степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов. При этом цели следует устанавливать таким образом, чтобы оставалась возможность их корректировки в зависимости от изменений внешних и внутренних факторов, оказывающих наибольшее влияние на социально-экономический климат в регионе.
Цели должны обладать необходимой степенью конкретности, позволяющей однозначно определить, в каком направлении должны осуществляться действия по их достижению. Чем более конкретна цель, тем легче выстроить процесс ее достижения. Конкретной цель становится тогда, когда она соответствует реально существующей проблеме. При этом определение цели, что очень важно, зависит не только от желания (субъективная характеристика), но и от реальных возможностей (объективная характеристика) решения проблемы. Иными словами, в основе целеполагания лежит диалектическое единство объективного и субъективного.
При управлении развитием сложных систем, как правило, устанавливается иерархия целей, причем достижение более конкретных из них (подцелей) служит средством реализации общих. Критерии подцелей показывают ту степень, в которой соответствующие действия способствуют достижению общих целей.
В процессе формирования целей необходимо устанавливать приоритеты. Так, приоритет долгосрочных целей придаст стратегический характер планированию инновационной деятельности в регионе и позволит обеспечить согласованность мер по управлению инновационными процессами с перспективами развития региона.
В процессе формирования целей РИС необходимо учитывать интересы региона, которые могут заключаться, например, в следующем:
— снижение зависимости от ввоза продукции и интеллектуальных услуг из других регионов;
— обеспечение развития за счет мобилизации собственных интеллектуальных, производственных и сырьевых ресурсов;
— обеспечение развития за счет имеющихся в регионе исключительных ресурсов, особенностей развития его производственной и научной базы, географического положения;
— повышение инновационного уровня посредством осуществления совместных проектов с другими регионами;
— стремление превратить регион в экспортера инновационных продуктов и технологий.
С учетом особенностей и интересов региона формируется инновационная политика властей и соответствующая ей стратегия инновационного развития. Компонентами инновационной политики, на наш взгляд, должны быть:
— пропаганда инновационного стиля мышления, значимости инноваций в различных сферах деятельности, их роли в развитии региона;
— обеспечение доступа к информации о существующих инновациях внутри и за пределами региона, механизмах и путях их использования;
— привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры инноваций и реализацию инновационных проектов;
— позиционирование региона как инновационно активного.
Инновационная политика предполагает формирование региональной инновационной системы, под которой обычно подразумевается совокупность организаций, участвующих в инновационной деятельности, тесно взаимодействующих друг с другом в процессе создания, распространения и использования инноваций. Полагаем, что региональную инновационную систему следует рассматривать как подсистему региона, способную инициировать его развитие за счет передовых методов, технологий, продуктов, создаваемых на его территории. Основная
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
функция региональной инновационной системы заключается в модернизации экономики региона на основе нововведений. Для выполнения своей функции инновационная система тесно взаимодействует с другими подсистемами региональной экономики, такими как рынок капитала, труда, система образования, наука и т.д.
Функционирование региональной инновационной системы связано, во-первых, с разработкой инноваций, во-вторых, с их внедрением. Инновационные продукты зачастую не доведены до уровня практического применения или попросту заимствованы из зарубежной практики без адаптации к отечественным условиям. Потребителям инновационных продуктов не всегда ясны цель и ожидаемые результаты нововведений, организационные и финансовые механизмы их внедрения, непонятно, окупятся ли вкладываемые в это средства.
Исходным пунктом инновационной деятельности являются фундаментальные научные исследования и разработки, конечным — внедрение и использование инновационных продуктов. Следовательно, основным ресурсом являются научные знания, а движущей силой — рыночный спрос. Это предполагает коммерциализацию результатов инновационной деятельности и стимулирование спроса на инновационные продукты.
Для обеспечения коммерческой привлекательности инноваций необходимо повысить качество инновационных продуктов, обеспечить их продвижение и сопровождение. Большую роль в этом играет инфраструктура поддержки инновационной деятельности, составной частью которой являются технопарки. Основное назначение технопарков — поддержка малого инновационного предпринимательства, которое в развитых зарубежных странах стало одной из наиболее эффективных форм инновационной деятельности. Технопарк позволяет наладить взаимосвязи между научными организациями, университетами и потребителями инноваций, создать благоприятные условия для перехода от идеи к конечному инновационному продукту. В создании технопарков должны участвовать органы власти, научные и общественные организации, финансовые структуры, чтобы технопарки имели необходимые ресурсы для создания качественных инновационных продуктов.
Для стимулирования спроса на инновации необходимо широкое распространение информации о созданных инновационных продуктах, их достоинствах и возможностях. Необходимо также обеспечить сопровождение инновационных проектов.
Это требует создания в регионе развитой инновационной инфраструктуры, стимулирования инновационного предпринимательства, улучшения взаимодействия региональных администраций с существующими элементами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, финансовыми учреждениями, инновационными компаниями [4].
В регионе необходимо определить механизмы партнерства власти, бизнеса и общества для проведения эффективной инновационной политики, усовершенствовать организационную и управленческую инфраструктуру инновационного развития, выработать стратегические приоритеты и механизмы инновационного развития.[3]
Предприятия, действующие в регионе, объективно заинтересованы в его развитии, поскольку от этого зависят результаты их деятельности. Однако зачастую в регионах не создаются стимулы для усиления такой заинтересованности, особенно в части поддержки инновационно активных предприятий, развития научно-технической инфраструктуры региона, поддержки образовательных и научных учреждений, выполняющих исследования для предприятий региона. Зарубежный опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния власти на региональное экономическое развитие.
В мировой практике выработан и апробирован целый ряд организационно-экономических мер, способствующих активизации инновационной деятельности. В числе этих мер:
целевые программы на общегосударственном, региональном и местном уровнях; государственные субсидии и целевые ассигнования региональных (местных) органов власти;
местные налоговые льготы, направленные на стимулирование инноваций; формирование научных парков и региональных центров передовой технологии; создание инкубаторов малого бизнеса;
привлечение венчурного капитала;
мобилизация ресурсов частного сектора на решение задач регионального научно-технического развития;
совершенствование информационной, коммуникационной, финансовой инфраструктуры;
организация управленческого консультирования предпринимателей и др. Перечисленные инструменты используются с учетом экономических условий в регионе. Каждый регион подходит к решению задач инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций, имеющихся ресурсов и потребностей. Например, инновационное развитие Ульяновской области предусматривает использование возможностей, которые предоставляют атомные станции, в связи с чем, в регионе создается ядерно-инновационный кластер как высокотехнологичный экоценоз — единство образа жизни и среды обитания, сконструированных вокруг атомных станций, Государственного научного центра — Научно-исследовательского института атомных реакторов (НИИАР).
В настоящее время НИИАР принимает участие в трех крупных проектах федерального уровня [7]:
— совместно с Федеральным медико-биологическим агентством России ведется работа по расширению перечня производимых радионуклидов, в том числе очень востребованного на мировом рынке радиофармацевтических препаратов Молибдена 99, что позволит удовлетворить потребности региональных центров ядерной медицины и строящихся федеральных высокотехнологичных центров медицинской радиологии;
— создание производства тепловыделяющих сборок со смешанным оксидным топливом для всех реакторных установок на быстрых нейтронах замкнутого цикла в России;
— производство радиоизотопов для создания радиофрамп-репаратов с целью использования в работе строящегося в рамках государственной программы «Создание федеральных центров медицинских радиологических технологий» Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии.
В перспективе предусмотрено строительство и ввод в действие до 2020 г. многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах, строительство быстрых реакторов нового поколения (свинцово-висмутового быстрого реактора и быстрого реактора со свинцовым теплоносителем). Диапазон применения таких реакторов очень широк и включает, в том числе, создание региональных источников электроэнергии различного назначения и мощности.
В регионе необходимо строительство технопарков для коммерциализации имеющихся разработок, Центра обучения и переподготовки кадров по ядерным технологиям и медицине с целью обеспечения профессиональными кадрами предприятий инновационного сектора региона, реализация программ переподготовки кадров.
Важным элементом создания кластера является строительство в Димитровграде Федерального центра медицинской радиологии, который будет обслуживать пациентов в масштабах всей страны, поэтому строительство центра включено в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Впервые в России на площади около 100 000 кв.м. будут совмещены сразу два терапевтических отделения — протонной и радионуклидной терапии лечения раковых больных. Ввод в действие Центра медицинской радиологии позволит [7]:
— на 25% снизить смертность россиян от злокачественных заболеваний;
— увеличить число вновь выявленных злокачественных новообразований на 15-20%;
— качественно улучшить диагностику сердечно-сосудистых заболеваний на 30-40%;
— добиться снижения числа рецидивов злокачественных новообразований в 5-8 раз;
— снизить показатели онкологической запущенности на 15-20%.
В целях поддержки ядерно-инновационного кластера разработана программа «Развитие инженерной инфраструктуры Западного района города Димитровграда на 2010-2012 г.г.», принят новый Генеральный план города. Создание в регионе ядерно-инновационного кластера соответствует основным стратегическим векторам экономической модернизации России и позволит стране занять передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовремен-
ных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечнососудистых, онкологических и неврологических заболеваний.
Выше уже отмечалось, что инновационное развитие предполагает наличие соответствующей инфраструктуры. Формирование в регионах России базовой инновационной инфраструктуры, включающей венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, центры коммерциализации технологий, инжиниринговые центры и т.п. будет осуществляться, согласно разработанному проекту Стратегии инновационного развития РФ, при поддержке, осуществляемой путем выделения на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета на условиях софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации. В регионах с развитой инновационной инфраструктурой будут реализованы проекты инновационных центров, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской Федерации объекты федеральной и
региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры. Концентрация усилий и координация вложений в отдельные компоненты подобных проектов инновационных центров позволят учитывать успехи регионов в повышении инновационной активности при реализации федеральных мер поддержки образования, науки и инноваций. Наряду с реализацией крупных федеральных проектов, включая Сколково, это позволит сформировать в России сеть мощных центров интенсивного инновационного роста [5].
Подчеркнем в завершение, что наличие региональной инновационной стратегии позволит региону более эффективно работать с экономическими и финансовыми партнерами (программами, фондами, инвесторами, министерствами и т.д.), создаст благоприятные предпосылки для расширения взаимодействия региона с федеральными органами власти и другими регионами.
Литература
1. Выбор стратегических приоритетов регионального развития: новые теоретико-методические подходы: Сборник матер. Меж-дунар. науч.-практ. конф. 25-26 октября 2007 г. Санкт-Петербург. — СПб.: ИРЭ РАН, 2007.
2. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. — М.: АСТ, 2003.
3. Калашников А.А., Ловянников Д.Г. Формы и структура управления инновационной деятельностью // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — № 37(172).
4. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. Изд. 2-е. — М.:Инфра-М, 2010.
5. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016
6. Шинсток Г. Механика и логика региональных инновационных систем // Тор-Мападег. — 2007. — № 6.
7. Ядерно-инновационный кластер Ульяновской области. http://ulgov.ru/about/nuclear/
теоретические подходы к определению дефиниций региональной экономической интеграции
Р.Ш. Камилова,
доцент Дагестанского государственного университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук [email protected]
В статье рассматриваются теоретические подходы к понятию интеграция. Определены возможности интеграции применительно к исследованию национально хозяйственных отношений региона. Дана характеристика особенностей развития региональной структуры национальной экономики на основе интеграционных процессов.
Ключевые слова: интеграция, интернационализация хозяйственной жизни, регион, инвестиции, эффективная пространственная организация, экономическое развитие регионов.
УДК 332.142
Разрабатывая проблему интеграции регионов России, необходимо уточнить содержание самого понятия интеграции. Понятие «интеграция» происходит от латинского integratio — обеспечение целостности, восстановление целостности, от корневого integer — целостный. Поэтому в самом общем смысле интеграция — это объединение в целостность, систематизация каких-либо частей, элементов. Л.И. Абалкин рассматривает понятие интеграции именно в данной плоскости: «интеграция — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними» [1].
Под более широким углом зрения рассматривает интеграцию Г.С. Вечканов, как понятие теории систем, означающее состояние связанности дифференцированных частей в целое, а так же процесс, ведущий к такому состоянию [2].
Отталкиваясь от трактовки Г.С. Вечканова, можно сделать вывод о том, что необходимо различать два взаимосвязанных аспекта интеграции:
— состояние взаимозависимости элементов (необходимое условие для сохранения системы);
— процесс объединения, взаимопроникновения, переплетения и сращивания отдельных элементов в единую систему.
А.А. Керашев трактует интеграцию как экономический процесс. В узком смысле слова по его трактовке интеграция представляет собой форму интернационализации хозяйственной жизни, которая возникла после второй мировой воины и по своему содержанию сводится к процессу переплетения национальных хозяйств, предполагающему проведение согласованной межгосударственной экономической политики. Широкий смысл слова интеграция представляет собой процесс, в котором участвуют хозяйствующие субъекты всех уровней организации экономических отношений, позиционированные в глобальном рыночном пространстве. Соответственно, содержание данного процесса сводится к сближению, функциональному переплетению и структурному сращиванию прежде обособленных хозяйс-