ISSN 2221-7347
Экономика и право
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 338.436.33 (470.13)
А.А. Юдин
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В АПК РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Представлены результаты формирования региональной инновационной системы в АПК Республики Коми. На основе базовых принципов автором разработана структура государственного управления инновациями в АПК Республики Коми. Важным направлением в реализации предложенных мероприятий является отражение их в специальном законе «Об инновационной деятельности в Республике Коми».
Ключевые слова: Инновация, технология, экономика, рентабельность, инновационный процесс, агропромышленный комплекс, государственное управление.
Постановка проблемы. В современных условиях формирования высокотехнологичной экономики инновации становятся принципиальным условием долгосрочного и устойчивого повышения эффективности подотраслей и производств агропромышленного комплекса. Инновационная активность в АПК развитых государств в настоящее время осуществляется в направлениях комплексной автоматизации и компьютеризации сельскохозяйственного производства, системного внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, ускоренного обновления парка сельскохозяйственной техники, что позволяет снизить себестоимость производства сельскохозяйственной продукции, увеличить производительность труда и улучшить его условия и, в конечном итоге, повысить уровень конкурентоспособности и социальноэкономической эффективности сельскохозяйственного производства в целом.
В Российской Федерации необходимость инновационной модернизации сельскохозяйственного производства признавалась в рамках национального проекта «Развитие АПК», федеральных и региональных программ развития сельскохозяйственных производств; достаточно высокую активность в сфере льготного кредитования обновления парка техники сельхозпроизводителей осуществляет ОАО «Россельхозбанк». Вместе с тем, необходимо отметить, что существующих объемов финансирования и кредитования потребности в инновационной модернизации АПК явно недостаточно - инновационная активность подавляющего большинства сельхозпроизводителей продолжает оставаться крайне низкой или вовсе нулевой [1, с. 125].
© Юдин А.А., 2014.
DOI: 10.15350/2221-7347.2014.5-6.00047
7
Новый университет. 2014. № 5-6(39-40)
ISSN 2221-7347
Степень изученности вопроса. В специальной литературе проблемам формирования инновационных систем посвящены труды В.М. Баутина, Г.А. Вейсмана, В.Г. Закшевского,
В.В. Козлова, Е.Ю. Козловой и других ученых.
Научная новизна исследования проявляется в следующем, на основе полученных лично автором научных результатах разработана концепция региональной инновационной системы развития АПК Республики Коми, объединяющая процесс государственного управления инновациями, институты рынка труда, кредитной системы, инновационной инфраструктуры. Региональная инновационная система развития АПК должна базироваться на принципах приоритета прямых методов государственной поддержки инноваций, открытости распределения бюджетных ресурсов на цели инновационного развития, общественного контроля над реализацией отраслевого инновационного процесса [2, с. 8].
С целью стимулирования повышения уровня инновационной активности сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности автором предлагается сформировать в агропромышленном комплексе Республики Коми региональную инновационную систему, т.е. систему связей и отношений, органично связывающих государственное управление инновациями со смежными рынками и институтами.
Региональная инновационная система развития АПК Республики Коми, по мнению автора, должна соответствовать следующим базовым принципам:
1. Приоритет прямых методов регулирования инновационной сферы над косвенными методами экономического стимулирования.
2. Максимальная открытость, достигаемая наличием конкурентных, «прозрачных» механизмов доступа к бюджетным источникам финансирования инновационной деятельности и подкрепляемая наличием реального общественного контроля за государственным управлением инновациями.
3. Интегративность региональной инновационной системы развития АПК Республики Коми, под которой целесообразно понимать высокую степень эффективной взаимосвязи государственного управления инновациями, с одной стороны, и важнейших рынков и сфер социально-экономического развития (рынок труда, кредитная система, сфера экологии, образование и фундаментальная наука), - с другой.
С учетом выделенных автором принципов формирования и функционирования региональной инновационной системы структура государственного управления инновациями в АПК Республики Коми графически приведена на рис. 1.
Общественный совет по управлению инновациями в АПК Республики Коми должен определять общую стратегию инновационной деятельности, осуществлять периодический контроль нижестоящих иерархических звеньев (рис. 1). Одновременно к решению Общественного совета может апеллировать любой субъект инновационной деятельности, столкнувшийся на местах с фактами необоснованной бюрократии при осуществлении инновационной деятельности, необъективного распределения финансовых ресурсов и т.п.
Деятельность общественного совета должна быть аналогична деятельности Совета директоров частной корпорации: периодические собрания не реже одного-двух раз в год с решением вопросов стратегического плана плюс внеплановые собрания по мере необходимости или по требованию субъектов инновационной деятельности.
Текущее управление, финансирование и контроль инновационных процессов в АПК Республики Коми, в соответствии с предлагаемым подходом, должны осуществлять следующие органы:
1. Общую координацию процесса государственного управления инновациями в АПК Республики Коми должно осуществлять специальное управление инноваций Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми;
2. Фонд прямых инвестиций в инновации АПК предлагается формировать напрямую из регионального бюджета РК;
3. Предлагается также сформировать за счет средств бюджета Республики Коми отдельный Залогово-Страховой фонд;
8
ISSN 2221-7347
Экономика и право
4. В рамках технопарка представители сельскохозяйственных предприятий, инженеры, технологи, ученые и т.п. смогут воспользоваться бесплатными площадями, оборудованием, информационно-коммуникационными технологиями, консультациями экспертов по созданию собственной, республиканской инновационной техники и технологии для нужд АПК.
Рис. 1. Предлагаемая структура государственного управления инновациями
в АПК Республики Коми
Кроме того, как показано на рис. 1, в рамках системы государственного управления инновациями целесообразно создавать специализированный исследовательские группы - как на постоянной, так и на временной основе. Основная цель их деятельности - постоянное развитие и совершенствование методических и организационных основ функционирования региональной инновационной системы развития АПК.
Как показано на рис. 2, региональная инновационная система развития АПК Республики Коми должна быть тесно взаимосвязана с рынком труда и кредитной системой региона. Так, в результате масштабных инноваций технологического типа, как правило, имеет место высвобождение трудовых ресурсов - и республиканский рынок труда должен быть к этому готов.
Не менее важен экологический аспект. Игнорирование экологических параметров в процессе оценки приемлемости инновационных проектов может повлечь очень серьезные негативные последствия социального плана [3, с. 34]. В этой связи целесообразно активное взаимодей-
9
Новый университет. 2014. № 5-6(39-40)
ISSN 2221-7347
ствие государственных органов управления инновациями с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Интеграция инновационной системы развития АПК и кредитной системы может быть осуществлена в направлениях кредитования или совместного финансирования инновационных проектов. Кроме того, республиканское правительство, посредством реализации налоговых механизмов, должно стимулировать инвестиции в инновации в АПК со стороны крупных региональных инвесторов - например, предприятий нефтегазового комплекса или торговых сетей.
Принципиальное значение имеет интеграция системы государственного управления инновациями и систем образования и фундаментальной науки. Общеизвестно, что Республика Коми обладает уникальным образовательным и научным потенциалом, в том числе в сфере технологии и экономики сельскохозяйственного производства, который далеко не в полной мере используется на нужды инновационного развития экономики.
Рис. 2. Предлагаемая структура региональной инновационной системы развития
АПК Республики Коми
Таким образом, региональная инновационная система развития АПК, которую мы предлагаем создать в Республике Коми, представляет собой сложную систему интегрированных отношений инновационного сектора и рынка труда, кредитной системы, а также экологической и образовательно-научной сфер.
Разумеется, все без исключения инновационные проекты развития АПК Республики Коми не могут получить государственную поддержку в полном объеме. В этой связи предлагается дифференцировать меры финансовой и иной поддержки инноваций АПК в зависимости от значимости инноваций для регионального сельскохозяйственного комплекса и экономики Республики Коми в целом (таблица 1).
В целом, предлагаемая схема дифференциации форм государственной поддержки в зависимости от значимости инноваций позволит, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы республиканского бюджета, так и будет стимулировать предприятия АПК
10
ISSN 2221-7347
Экономика и право
РК к внедрению именно принципиальных, вызывающих существенный экономический эффект, а не к приобретению новой техники, лишь незначительно отличающейся от старой.
Таблица 1
Предлагаемая дифференциация инструментов государственной поддержки инновационной деятельности в АПК в зависимости от видов инноваций
Формы государственной поддержки Наиболее стратегически значимые инновации (фундаментальные НИР и НИОКР в АПК, инновации, оказывающие существенный эффект на развитие АПК в целом, инновации, осуществляемые государственными и муниципальными сельскохозяйственными организациями и т.п.) Принципиальные технологические инновации (масштабные инновации, связанные с создани- ем/приобретением техники и технологии, способной существенно повысить эффективность АПК, которые могут быть использованы многими предприятиями АПК РК, комплексное техническое перевооружение АПК, ресурсо- и энергосбережение) Классические инновации (инновации, связанные с изменениями отдельных аспектов технологии, экономики и управления АПК, существенные, но не масштабируемые инновации) Локальные инновации (инновации, вызывающие относительно небольшой эффект - приобретение техники и технологии с незначительными усовершенствования-ми)
1. Прямое, 100%-ое государственное финансирование +
2. Финансирование по принципу “50/50” +
3. Компенсация лизинговых платежей вплоть до достижения безубыточности инновационного проекта + +
4. Схема дотации в сумме годового экономического эффекта при успешной реализации инновационного проекта (постфактум). +
5. Компенсация части процентной ставки проектного кредита коммерческого банка на цели инновационного развития + +
6. Государственные гарантии компенсации инвестору в случае неблагоприятного изменения макроэкономической ситуации + +
7. “Налоговые каникулы” для инвесторов в инновации. +
8. Дополнительные преференции для участия в госу-дарственнных программах для частных инвесторов + + +
9. Программа подготовки и переподготовки инновационных кадров для АПК + + + +
11
Новый университет. 2014. № 5-6(39-40)
ISSN 2221-7347
Автором разработаны предложения по организации государственных дотаций предприятию АПК в размере суммарного годового экономического эффекта, полученного в результате ранее успешно реализованных инновационных проектов. Имеет место сочетание косвенных и прямых методов поддержки реализации инновационных проектов предприятиями АПК Республики Коми.
На начальном этапе любое сельскохозяйственное предприятие представляет в уполномоченный государственный орган бизнес-план реализации инновационного проекта.
Преимущества данной схемы стимулирования внедрения технологических инноваций в деятельность предприятий АПК, по мнению автора, заключаются в следующем:
1. Сочетаются прямые и косвенные методы стимулирования внедрения инновационной техники и технологии в деятельность сельскохозяйственных предприятий.
2. Прямую финансовую государственную поддержку получают только те субъекты хозяйствования, которые уже продемонстрировали опыт успешной реализации инновационных проектов.
3. Прямая государственная поддержка инновационных проектов в АПК имеет кумулятивный (накапливающийся) характер.
Другим предлагаемым мероприятием в рамках региональной инновационной системы развития АПК Республики Коми является государственное гарантирование инвестиций в инновации от негативного изменения макроэкономических и отраслевых параметров.
Предлагается заключать договор между инвестором в инновационный проект развития АПК РК и государственным органом (например, предлагаемым Залогово-Страховым фондом развития АПК), при котором государство обязуется выкупить у инвестора (соинветоров) их долю (доли) в проекте в случае наступления заранее оговоренных крайне неблагоприятных макроэкономических условий по заранее оговоренной стоимости (справедливой стоимости, примерно тождественной остаточной восстановительной стоимости доли в инновационном проекте).
Таким образом, механизм государственных гарантий выкупа доли частного инвестора в проекте позволит существенно снизить уровень общеэкономической неопределенности инвестирования в проекты инновационной модернизации развития АПК Республики Коми.
Для обеспечения фактической реализуемости всех предложенных в настоящем параграфе диссертационного исследования мероприятий по формированию региональной инновационной системы в АПК РК мы предлагаем расходовать на цели ее формирования не менее 2,5% регионального бюджета (отношение суммарной потребности в инновациях предприятиями АПК на 2014 г. к планируемым суммарным расходам регионального бюджета). Причем данная пропорция должна быть закреплена в специальном Законе «Об инновационной деятельности в Республике Коми» и не должна подлежать секвестированию в случае негативного изменения бюджетной ситуации. Общественный совет по управлению инновациями в АПК должен на открытой основе ежегодно распределять указанные бюджетные средства между Фондом прямых инвестиций в инновации в АПК, Залогово - страховым фондом и Программой подготовки инновационных кадров для сельского хозяйства, а в рамках указанных структур выделенные средства под жестким контролем должны расходоваться на финансирование инновационной деятельности.
Итогом проведенного исследования является то, что в рамках инновационной системы развития АПК Республики Коми предлагается создать Фонд прямых инвестиций в инновации АПК и Залогово-страховой фонд, финансируемые из средств республиканского бюджета. Указанные фонды будут оказывать дифференцированную поддержку развития инноваций в АПК в зависимости от стратегической значимости конкретных инновационных проектов. Для обеспечения фактической реализуемости всех предложенных мероприятий по формированию региональной инновационной системы в АПК РК автор предлагает расходовать на цели ее формирования не менее 2,5% регионального бюджета, причем данная пропорция должна быть четко закреплена в специальном Законе « Об инновационной деятельности в Республике Коми ».
12
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Библиографический список
1. Закшевский В.Г. Инновационная деятельность в сельскохозяйственных предприятиях. - Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР РФ, 2009. - 249 с.
2. Вейсман Г.А. Проблемы ресурсосбережения в АПК // Энергетическая стратегия. - 2009. -№ 4. - С. 7-9.
3. Баутин В.М., Козлов В.В., Козлова Е.Ю. Инновационная деятельность в сельскохозяйственном консультировании региона. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. - 132 с.
Статья поступила в редакцию 15.06.2014.
ЮДИН Андрей Алексеевич - кандидат экономических наук, Современная гуманитарная академия (Сыктывкарский филиал).
kkk
UDC 338.436.33 (470.13)
A.A. Yudin
FORMATION OF REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL
COMPLEX OF THE KOMI REPUBLIC
Results of formation of regional innovative system are presented to agrarian and industrial complex of the Komi Republic. On the basis of the basic principles the author developed structure ofpublic administration by innovations in agrarian and industrial complex of the Komi Republic. The important direction in realization of the offered actions is their reflection in the special law «About Innovative Activity in the Komi Republic».
Keywords: innovation, technology, economy, profitability, innovative process, agro-industrial complex, public administration.
13