ЭКОНОМИКА
УДК 338.436.33(470.13)
Особенности инновационного развития сельского хозяйства северного региона (на примере АПК Республики Коми)
Юдин Андрей Алексеевич1, кандидат экон. наук, ст. научный сотрудник, Облизов Алексей Валерьевич2, кандидат экон. наук, доцент
1 ФГБНУ НИИСХ Республики Коми, г. Сыктывкар, Россия
2 ГОУ ВО КРАГСиУ, г. Сыктывкар, Россия
E-mail: audin@rambler.ru; E-mail: oblizov_a@mail.ru
Сельское хозяйство Республики Коми является весьма контрастным. Оно территориально различается: по уровню технологического развития, объемам производства и готовности к инновациям. Процесс инновационного развития сельского хозяйства северного региона Республики Коми характеризуется низким уровнем инновационной активности при значительном научном потенциале. Об объективной необходимости активизации инновационны/х процессов свидетельствует тот факт, что за 2013-2015 гг. активизировались темпы снижения физического объема техники и оборудования, энергетическая мощность снизилась на 5%, в сельском хозяйстве преобладают примитивные методы и технологии, применяются устаревшие сорта и породы скота, несовершенные формы организации и управления. Для развития инноваций в АПК республики не урегулирована до конца нормативно-правовая база, отсутствуют научно-производственное объединение, инновационные центры и агротех-нопарки Научно-производственное объединение в аграрном секторе целесообразно организовать на базе НИИСХ Республики Коми. Для инновационного развития Республики Коми необходима реализация стратегии инновационного развития АПК. Во-первыш, используемая информационно-аналитическая система должна строиться на основе геоинформационных технологий с применением покомпонентных цифровых карт: геоморфологических, климатических, почвенных сельхозугодий и производныгх от них. Также, необходим комплекс цифровы/х карт, характеризующих социальные условия сельскохозяйственного производства и потребления сельхозпродукции, инфраструктуру, мощности перерабатывающей промышленности. Данная информационно-аналитическая система должна обеспечивать возможность выполнения сценарныгх прогнозов и обновление данным из различные источников. Во-вторыш, Стратегией экономического и социального развития Республики Коми до 2020 года сельское хозяйство рассматривается как отрасль, от развития которой зависит экономическое и социальное благополучие региона в целом. При этом одной из важнейших задач развития отрасли является резкое увеличение объемов производств, что возможно путем расширения площади обрабатываемым земель и параллельного введения более прогрессивным технологий. В-третьих, необходимо учитывать потребности в инновациях зоны основного расселения и периферийным районов Республики Коми.
Ключевые слова: инновационное развитие, инновационный потенциал, агропромышленный комплекс
В современном мире развитие агропромышленного комплекса, и в том числе сельского хозяйства, возможно исключительно на основе совершенствования техники, технологии и менеджмента. В этой связи развитие отрасли на основе использования инноваций становится одним из ключевых принципов стратегического развития. Это подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования - изучение особенностей инновационного развития сельского хозяйства северного региона (на примере АПК Республики Коми).
Для наилучшего понимания проблем, связанных с развитием АПК на территории северного региона, следует дать характеристику состояния сельского хозяйства Республики Коми.
Первое, что следует отметить - это контрастность сельского хозяйства республики, которая, прежде всего, складывается из-за аг-
роклиматических условий. Так, если в северовосточной части республики преобладают тундровые почвы и продолжительность лета составляет 30-40 дней, а в любой из летних месяцев могут случиться заморозки, то в южной и центральной частях число дней летнего периода увеличивается до 100, а агроклиматические условия относительно благоприятны (достаточное количество влаги, тепла, а также длинный световой день в период вегетации). Такие условия позволяют эффективно выращивать различные овощные и кормовые культуры. В этой части республики при внедрении инновационных технологий, можно с одного гектара земли получать 20-30 т картофеля, 3040 т овощей, 2-3 т озимой ржи, ячменя и овса, а также 4-5 т сена многолетних трав [1].
Длительный период процессы инвестирования сельхозпредприятий Республики Коми имели склонность к недофинансированию,
в результате чего за 2013-2015 гг. активизировались темпы снижения физического объема техники и оборудования: тракторов всех марок на 10,9%; тракторных прицепов - 12,3; машин для посева - 9,1; машин для внесения твердых органических удобрений - на 8,1% [2]. Количество зерноуборочных комбайнов сократилось на 30%, разбрасывателей твердых минеральных удобрений на 23,1%, картофелеуборочных комбайнов - на 16,7%. Энергетическая мощность в отраслях сельского хозяйства снизилась на 5%. Результатом сокращения количества техники является снижение обеспеченности основными видами сельскохозяйственных машин, что свидетельствует о наличии проблем при организации полевых работ и может отрицательно повлиять на размер валового сбора [3].
В течение 2013-2015 гг. наблюдается увеличение размера посевных площадей кормовых культур на 8,6%; сократились площади, занимаемые картофелем и овощами открытого грунта на 6,7 и 14,3% соответственно; размер посевных площадей зерновых культур на протяжении трех лет остается неизменным. Урожайность зерновых культур и кормовых корнеплодов снизилась на 16,7 и 64,4% соответственно в результате уменьшения использования минеральных удобрений на 24,1%, а органических на 5,4%. За исследуемый период увеличилась урожайность картофеля, овощей открытого грунта, силосных культур [4].
Инновационному процессу в агропродо-вольственном секторе Республики Коми присущ низкий уровень инновационной активности при значительном научном потенциале. В большинстве аграрных предприятий и фермерских хозяйств преобладают примитивные методы и технологии, применяются устаревшие сорта и породы скота, несовершенные формы организации и управления. Самое плохое состояние инновационных процессов - в сельскохозяйственных организациях периферийных районов.
Основными задачами региональных органов управления развитием инновационной системы являются [5, 6, 7, 8, 9, 10]:
- разработка и реализация государственной инновационной полстратегии, направленной на прогрессивные технологические уклады;
- единство государственной аграрной, научно-технической и инновационной полити-
ки с целью роста спроса агропродовольствен-ных предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств на научно-технические разработки и привлечение капитала в развитие инновационных технологий;
- совершенствование нормативно-правового регулирования инновационных процессов. Необходимо разработать и принять закон Республики Коми «Об инновационной системе в аграрной сфере», в котором обозначить стратегические направления развития инновационных процессов, определить единый орган, отвечающий за инновационную политику, координирующий инновационную деятельность министерств и ведомств, механизмы стимулирования инноваций;
- формирование условий для активизации деятельности аграрной науки, совершенствование системы подготовки кадров в сфере инновационной деятельности, обеспечивающих рост инновационной активности предприятий и коммерциализацию результатов научных исследований [11].
Особую актуальность приобретает формирование региональной инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура аграрного сектора должна включать: республиканский центр и межмуниципальные центры сельскохозяйственного консультирования; опытно-производственное хозяйство НИИСХ Республики Коми, Выльгортскую научно-экспериментальную биологическую станцию Коми научного центра УрО РАН; научно-производственное объединение; инновационные центры, агротехнопарки; финансово-кредитные учреждения.
В настоящее время в республике нет научно-производственного объединения в сельском хозяйстве, отсутствуют инновационные центры и агротехнопарки. Научно-производственное объединение в аграрном секторе целесообразно организовать на базе НИИСХ Республики Коми.
Ключевая роль в региональной инновационной инфраструктуре принадлежит системе сельскохозяйственного консультирования [12]. В Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 г. среди приоритетных направлений развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России определено развитие инновационно-консультационной деятельности в АПК.
Для осуществления инновационного развития Республики Коми необходима реализация стратегии инновационного развития АПК.
Во-первых, используемая информационно-аналитическая система должна строиться на основе геоинформационных технологий с широким применением покомпонентных цифровых карт: геоморфологических, климатических, почвенных, сельхозугодий и производных от них (агроландшафтов, нарушенности сельскохозяйственных земель, эрозионной опасности, тепло- и влагообеспеченности различных сельхозкультур и т.д.). Также необходим комплекс цифровых карт, характеризующих социальные условия сельскохозяйственного производства, потребления сельхозпродукции, инфраструктуру, мощности перерабатывающей промышленности. Данная информационно-аналитическая система должна обладать способностью к выполнению сценарных прогнозов и возможностью обновления данных из различных источников. Применение информационно-аналитической системы будет способствовать обоснованной территориальной локализации поддержки инноваций, определению инновационных проектов, наиболее соответствующим долговременным тенденциям развития сельского хозяйства на конкретной территории [13, 14].
Во-вторых, Стратегией экономического и социального развития Республики Коми до 2020 года сельское хозяйство рассматривается как отрасль, от развития которой во многом зависит экономическое и социальное благополучие региона в целом. При этом одной из важнейших задач развития отрасли является резкое увеличение объемов производства в ней, что теоретически может производиться двумя путями: экстенсивным - увеличением площадей под соответствующими культурами, поголовья скота и птицы; и интенсивным - увеличением продуктивности соответствующих отраслей сельскохозяйственного производства.
При экстенсивном пути достижения указанных показателей потребуется соответствующим образом увеличить и площади обрабатываемых земель и количество мест на животноводческих фермах, а также объем машинно-тракторного парка. Здесь следует учитывать демографическую ситуацию, в настоящее время численность сельского населения республики составляет 75% от численности
2000 года и продолжает сокращаться. Это означает, что даже при оптимистическом сценарии, в котором численность сельского населения остается на прежнем уровне, при экстенсивном пути увеличения производства в сельском хозяйстве производительность труда в нем должна возрасти, как минимум, на четверть.
Интенсивный путь развития, предполагающий увеличение отдачи от существующих земельных угодий и продуктивного стада без увеличения обрабатываемых площадей и поголовья животных, потребует увеличения продуктивности сельскохозяйственных угодий практически втрое, а продуктивности различных видов животноводства от полутора до двух раз. Это в природных условиях региона вряд ли достижимо.
Единственным путем развития сельского хозяйства до уровня производства, предполагаемого Стратегией, является рост обрабатываемых площадей и количества мест на животноводческих фермах практически до уровня 2000 года с введением в хозяйственную практику более производительной сельхозтехники, более урожайных и холодоустойчивых сортов растений и продуктивных пород животных. Для повышения объемов производства картофеля, овощей и молока важную роль играет работа с населением: предоставление ему более эффективных сортов культурных растений, средств малой механизации и т.п. Однако внедрение новшеств в хозяйственную практику личных подсобных хозяйств - сложный вид инновационной деятельности в силу инерционности личного сельскохозяйственного производства, ориентированного, в первую очередь, на удовлетворение собственных потребностей. Для преодоления инерционности можно заключить большое количество контрактов с личными подсобными хозяйствами на выращивание картофеля и овощей новых сортов или разведение более продуктивных пород домашних животных в научных целях. Для этого домохозяйст-вам, выбранным на конкурсной основе, безвозмездно предоставляется посадочный материал (племенные животные), а средства малой механизации передаются во временное пользование с возможностью выкупа.
Таким образом, в современной демографической ситуации в сельской местности Республики Коми увеличение объемов сельскохозяйственного производства до уровня, предусмотренного Стратегией экономического и социального развития республики, возможно
только путем расширения площади обрабаты- В-третьих, необходимо учитывать по-
ваемых земель и параллельного введения в требности в инновациях зоны основного рас-практику хозяйствования более прогрессив- селения и периферийных районов Республики ных технологий. Коми (табл.).
Таблица
Потребности в инновациях зоны основного расселения и периферийных районов Республики Коми
Тип инноваций Территории
основного расселения периферийные
Селекционно-генетические Более урожайные, районированные для северных территорий сорта сельскохозяйственных растений и более продуктивные породы животных и кроссы птицы. Более устойчивые к неблагоприятным климатическим факторам, вредителям и болезням сорта растений и породы животных. Новые виды сельскохозяйственных растений и животных.
Технико-технологические и производственные Более производительная техника, технологии, резко повышающие производительность труда. Энергосберегающие технологии и технологии применения альтернативной энергетики. Сельскохозяйственная техника повышенной надежности. Средства малой механизации для индивидуальных сельхозпроизводителей.
Организацио нно -управленческие и экономические Новые формы сотрудничества с властными структурами и предприятиями из других сфер деятельности. Организация систем коллективного пользования сложным и уникальным оборудованием. Модернизация системы технического обслуживания сельхозтехники. Выработка новых форм участия инвесторов в проектах в отрасли. Новые формы реализации сельхозпродукции. Реорганизация системы материало- и энергоснабжения, переработки, хранения и вывоза готовой продукции. Выработка новых форм привлечения инвестиций и поиск потенциальных инвесторов.
Социально-экологические Обеспечение сохранения и восстановления продуктивности сельскохозяйственных земель. Ввод новых земель в хозяйственный оборот. Обеспечение надежного доступа сельских жителей к современным социальным благам. Обеспечение сохранения и восстановления продуктивности сельскохозяйственных земель. Обеспечение доступности основных социальных благ, а также транспортной доступности.
Выводы. Сельское хозяйство Республики Коми в настоящее время носит преимущественно социальную направленность, что побуждает органы государственной власти региона осуществлять его поддержку, которая должна оказываться так, чтобы затраты государства являлись более эффективными и в пересчете на единицу продукции имели тенденцию к снижению. Один из путей к этому - инновационное развитие сельского хозяйства, которое должно реализовываться в форме стратегии, призванной решать три основные проблемы: снижение различий в экономической эффективности между центром и периферией региона, повышение объемов производства основных видов сельхозпродукции до уровня, необходимого для самоообеспечения, рост эффективности отдачи от внешних вложений.
Ведущая роль в переводе сельского хозяйства Республики на инновационные рельсы должна принадлежать государству, но это не означает отказа от привлечения средств бизне-
са в форме государственно-частного партнерства, а также средств самого сельского населения региона.
Кроме того, региону необходимо изменять структуру господдержки отрасли, переходя от прямых методов к непрямым, улучшающим экономическую и социальную среду функционирования сельского хозяйства, сельскую инфраструктуру.
Список литературы
1. Иванов В.А., Терентьев В.В. Территориально-отраслевая и организационная структура аграрного сектора Республики Коми // Известия Коми научного центра УрО РАН: Общественные науки. Вып. 2. 2012. С. 107-112.
2. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mshp.rkomi.ru (дата обращения 13.06.2016 г.)
3. Палев А.И. Оценка микроэкономической динамики в аграрном секторе Республики Коми // АПК: Экономика, управление. 2015. № 11. С. 64-67.
4. Палев А.И. Тенденции микроэкономической динамики в аграрном секторе Республики Коми // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 3. С. 11-12.
5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. URL: http://www.mcx.ru/ nav-igation/docfeeder/show/342.htm (дата обращения 12.04.2016 г.)
6. О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. (ред. от 02.11.2013) // Российская газета. № 167. 03.09.1996.
7. О внесении изменений в Закон Республики Коми «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми»: закон Республики Коми от 29.03.2010 г. № 20-РЗ // Республика. №56. 03.04.2010.
8. О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2011 году: Постановление Правительства Республики Коми от 30.12.2010 г. № 502 // Ведомости нормативных актов органов государственной службы Республики Коми. № 51(3). 31.12.2010. С. 1535.
9. О долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми на 2010-2012 годы»: Постановление Правительства Республики
Коми № 460 от 26.09.2009 г. // Республика. 11.12.2010. № 228 (4385). С. 5.
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собрание законодательства РФ. 02.01.2012. № 1. С. 216.
11. Стыров М.М., Колечков Д.В. Инновационная активность промышленности северных регионов России // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 12(387). С. 34-46.
12. Иванова Е.В. Формирование региональной информационно-консультационной службы в АПК / Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. Шр://кое15уЙзи. ги^Ш1к/2011/2011-4/9/9.Йт (дата обращения 08.08.2016 г.)
13. Рунов Б.А., Пильникова Н.В. Новейшие технологии - основа эффективного развития сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства. 2012. № 2. С. 25-34.
14. Рыков Н.И. Информационно-аналитическая подсистема прогнозирования развития в сельском хозяйстве с использованием нейронных сетей: дис. ... канд. техн. наук. Курск, 2004. 167 с.
Features of innovative development of agriculture in the northern region (on the example of agrarian-and-industrial complex of the Komi Republic) Yudin A. A.1, PhD in economics, senior researcher, Oblizov A.V.2, PhD in economics, associated professor
1 Agricultural research institute of Republic of Komi, Syktyvkar, Russia 2Komi republic academy of civil service and management, Syktyvkar, Russia
Agriculture of the Republic of Komi is quite a contrast. It varies geographically: in terms of technological development, the volume of production and willingness to innovate. The innovative development of agriculture of the Northern region of Komi Republic is characterized by low level of innovative activity at significant scientific potential. The objective necessity of intensification of innovation processes is evidenced by the fact that for 20132015 the pace of decline in physical volume of machinery and equipment intensified; energy consumption decreased by 5%; primitive methods and technologies is dominated in agriculture; outdated varieties and breeds of cattle, imperfect forms of organization and management are used. The regulatory framework is not resolved until the end for innovation in agriculture of the Republic; there are no scientific-production association, innovation centers and agrotechnopark. Scientific-production association in the agricultural sector should be organized on the basis of Agricultural research institute of Republic of Komi. For innovative development of the Republic of Komi it is necessary to implement the strategy of innovative development of agribusiness. Firstly, used information-analytical system should be built on the basis of GIS technologies and digital maps componentwise: geomorphological, climatic, soil, farmland and derivatives thereof. Also, the set of digital maps is necessary that characterize the social conditions of agricultural production and consumption of agricultural products, infrastructure, power, process industry. This information-analytical system should provide the ability to perform scenario forecasts, and update data from different sources. Secondly, in the Strategy of economic and social development of Republic of Komi till 2020 agriculture is considered as an industry, development of which governs the economic and social welfare of the region as a whole. One of the most important tasks of development of the industry is the sharp increase in the volumes of production, which is possible through the expansion of cultivated land and parallel introduction of more advanced technologies. Thirdly, it is necessary to take into account the need for innovation of the area of main settlement and peripheral regions of the Republic of Komi.
Key words: innovative development, innovative potential, agro-industrial complex
ArpapHaa HayKa EBp0-CeBep0-B0CT0Ka, № 6 (55), 2016 r.
References
1. Ivanov V.A., Terent'ev V.V. Territorial'no-otraslevaya i organizatsionnaya struktura agrarnogo sektora Respubliki Komi. [Territorial-sectoral and organizational structure of the agricultural sector of Republic of Komi]. Izvestiya Komi nauchnogo tsentra UrO RAN: Obshchestvennye nauki. Iss.2. 2012. pp. 107-112.
2. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva sel'skogo khozyaystva i prodovol'stviya Respubliki Komi. [Official website of the Ministry of agriculture and food of the Republic of Komi]. Available at: http://mshp.rkomi.ru (accessed 13.06.2016)
3. Palev A.I. Otsenka mikroekonomicheskoy dinamiki v agrarnom sektore Respubliki Komi. [Estimation of the microeconomic dynamics in the agricultural sector of the Republic of Komi]. APK: Ekonomika, upravlenie. 2015. no. 11. pp.64-67.
4. Palev A.I. Tendentsii mikroekonomicheskoy dinamiki v agrar-nom sektore Respubliki Komi. [Trends in the microeconomic dynamics in agrarian sector of the Republic of Komi]. Mezhdunarodnyy sel'skokhozyaystvennyy zhurnal. 2016. no. 3. pp.11-12.
5. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'sko-khozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gg. [The state program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020]. Available at: http://www.mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/ 342.htm (accessed 12.04.2016)
6. O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tekhni-cheskoy politike: federal'nyy zakon № 127-FZ ot 23.08.1996 g. (red. ot 02.11.2013). [On science and state scientific-technical policy: the Federal law № 127-FZ, 23.08.1996 (as amended on 02.11.2013)]. Rossiyskaya gazeta. no. 167. 03.09.1996.
7. O vnesenii izmeneniy v Zakon Respubliki Komi «O gosudarstvennoy podderzhke v sfere razvitiya sel'skogo khozyaystva v Respublike Komi»: zakon Respubliki Komi ot 29.03.2010 g. № 20-RZ. [On amendments to the Law of the Republic of Komi "On state support in the sphere of development of agriculture in the Republic of Komi ": the law of the Republic of Komi on 29.03.2010 No. 20-RZ]. Respublika. no. 56. 03.04.2010.
8. O gosudarstvennoy podderzhke v sfere razvitiya sel'skogo khozyaystva v Respublike Komi v 2011 godu: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Komi ot 30.12.2010 g. № 502. [On state support in the sphere of development of agriculture in the Republic of Komi in 2011: the decree of the Government of the Republic
of Komi 30.12.2010 No. 502]. Vedomosti norma-tivnykh aktov organov gosudarstvennoy sluzhby Respubliki Komi. no. 51(3). 31.12.2010. p. 1535.
9. O dolgosrochnoy respublikanskoy tselevoy programme «Razvitie nauchnoy i innovatsionnoy deyatel'nosti v Respublike Komi na 2010-2012 gody»: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Komi № 460 ot 26.09.2009 g. [About long-term Republican target program "Development of scientific and innovation activities in the Republic of Komi for 2010-2012": decree of the Government of the Republic of Komi No. 460 dated 26.09.2009]. Respublika. 11.12.2010. no. 228 (4385). p. 5.
10. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiy-skoy Federatsii na period do 2020 goda: Raspo-ryazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r. [The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020: Decree of the RF Government from 08.12.2011 № 2227-p]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 02.01.2012. no. 1. p. 216.
11. Styrov M.M., Kolechkov, D.V. Innova-tsionnaya aktivnost' promyshlennosti severnykh regionnov Rossii. [Innovation activity of industry in Northern regions of Russia]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2015. no. 12 (387). pp. 34-46.
12. Ivanova E.V. Formirovanie regional'noy in-formatsionno-konsul'tatsionnoy sluzhby v APK. Korpo-rativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekono-miki Severa. [Formation of the regional information-advisory services in agribusiness. Corporate governance and innovative development of economy of the North]. Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta. [The Vestnik of the research center of corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state University]. Available at: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-4/9/9.htm (accessed 08.08.2016)
13. Runov B., Pil'nikova N. Noveyshie techno-logii - osnova effektivnogo razvitiya sel'skogo khozyaystva. [Latest technology - the basis for efficient development of agriculture]. Ekonomika sel'skogo khozyaystva. 2012. no. 2. pp. 25-34.
14. Rykov N.I. Informatsionno-analiticheskaya podsistema prognozirovaniya razvitiya v sel'skom khozyaystve s ispol'zovaniem neyronnykh setey: dis. ... kand. tekhn. nauk. [Information-analytical subsystem of prognostication of development in agriculture with the use of neural of networks: PhD Thesis]. Kursk, 2004. 167 p.