ЭКОНОМИКА
УДК 338.436.33(470.13)
Управление инновационным развитием аграрного сектора России в региональном спектре
Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экон. наук, ст. научный сотрудник ФГБНУ НИИСХ Республики Коми, г. Сыктывкар, Россия
E-mail: [email protected]
Республика Коми обладает достаточно высоким инновационным потенциалом, который, тем не менее, имеет значительные препятствия к своей реализации (особенно в периферийных районах) из-за слабого развития инфраструктуры. Основной объем реализуемых инновационных проектов связан с пригородными хозяйствами крупных центров расселения, хотя в последние годы инновационные инвестиционные проекты начали реализовы-ваться и в периферийных районах. Основными факторами, препятствующими осуществлению инновационных проектов, являются неразвитость транспортной и энергетической инфраструктур в регионе, а также недостаток собственных средств для инвестирования у предприятий-заказчиков. Кроме того, население в периферийных районах зачастую не заинтересовано во введении инноваций в сельское хозяйство, поскольку производство здесь находится на достаточном для местного населения уровне. До общего уровня инвестиций в 110 млрд руб. в год сельское хозяйство поддерживается, прежде всего, как социально значимая отрасль, обеспечивающая занятость на местах. При уровне инвестиций в 110-170 млрд руб. в год на местах образуется достаточная занятость, при которой социальная роль сельского хозяйства снижается. Для повышения эффективности инновационной деятельности в АПК Республики Коми предложен территориально ориентированный подход к поддержке инноваций, позволяющий обосновывать формы и объемы государственной поддержки инноваций для сельского хозяйства конкретных территорий Республики Коми, предложены направления решения проблем АПК Республики Коми, обусловленных его особенностями как системы. Экономическая эффективность предложенных мер заключается в оптимизации государственного регулирования направлений и интенсивности инновационных процессов в сельском хозяйстве республики на основе территориально-ориентированного подхода, а также применения новых организационных инструментов такого регулирования.
Ключевые слова: инновационное развитие, инновационный потенциал, агропромышленный комплекс
Устойчивое развитие российского АПК в условиях усиления конкурентной борьбы, глобализации и экономической нестабильности может быть обеспечено за счет реализации его инновационного потенциала, реализации эффективной стратегии государственно-рыночного регулирования взаимоотношений субъектов агробизнеса [1, 2, 3].
Проблема развития инновационной деятельности на принципах использования достижений научно-технического прогресса на предприятиях агропромышленного комплекса является сложной и многогранной, определяется как перспективное направление развития, которое создает благоприятную среду для эффективного использования ресурсного потенциала и формирования конкурентоспособности отрасли [4].
Повышение уровня монополизации рынка сельскохозяйственной продукции и конкурентной напряженности за счет диверсификации бизнеса и агропромышленной интеграции, актуализация инновационной составляющей развития экономики подтверждают необходимость исследования инновационного процесса
в аграрном секторе, механизма его осуществления, оценки эффективности, влияния на национальную экономику, инновационно-инвестиционной и социально-экономической направленности развития сельского хозяйства в регионах и его государственного регулирования [5].
Региональные АПК являются сложными и крупными формированиями с множеством связей, характеризуются разнообразием социально-экономических, природно-климатических, географических, биологических и технологических условий производства и другими особенностями. Все это обуславливает необходимость решения проблемы повышения уровня инновационного развития сельского хозяйства на региональном уровне, ведь во многих странах агропромышленное производство преобразовано в высокоэффективную отрасль на индустриальной основе.
Цель исследования - разработка стратегии управления инновационным развитием аграрного производства в региональном спектре (на примере Республики Коми).
Материал и методы. В качестве объекта исследования выступают процессы ин-
новационного развития в аграрном секторе экономики.
Предметом исследования является организационно-экономический механизм управления инновационным потенциалом аграрного производства и его эффективность.
В процессе исследования автором были использованы следующие основные методы: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, моделирование, корреляционно-регрессионный анализ, «портфельный» подход.
Результаты и их обсуждение. Сельское хозяйство является особенной экономической отраслью, которую невозможно регулировать исключительно рыночными категориями спроса и предложения [6].
Основой устойчивого экономического развития АПК является развитие и динамизм инновационной сферы, а именно: науки, новейших технологий, а также сельхозпредприя-
тий, которые активно внедряют нововведения. Именно научно-технический прогресс способен изменить структуру производства в сельском хозяйстве, поменять его масштабы, а также оказать существенное влияние на состояние развития социальной сферы современного российского села [7, 8].
Республика Коми имеет достаточно высокий инновационный потенциал, который, тем не менее, имеет значительные препятствия к своей реализации (особенно в периферийных районах) из-за слабого развития инфраструктуры. Поскольку сельское хозяйство Республики Коми ориентировано на обеспечение внутриреспубли-канского спроса на продовольствие, логичным будет предположить, что на объемы инвестиций в отрасль оказывают влияние, прежде всего, внутренние факторы, такие, как уровень среднедушевых доходов населения и общий уровень инвестиций в хозяйство региона (рис. 1, 2).
Рис. 1. Зависимость инвестиций в сельское хозяйство Республики Коми от среднедушевых доходов населения в регионе (2006-2016 гг.)
Инвестиции в основной капитал (млрд руб.)
Рис. 2. Зависимость инвестиций в сельское хозяйство Республики Коми от общего объема инвестиций в основной капитал в регионе (2006-2016 гг.)
В первом приближении зависимость от этих факторов выглядит прямой: повышение доходов населения и общих объемов инвестиционных вложений должно вести и к росту инвестиций в сельское хозяйство (на рисунках характер этой зависимости отражают пунктирные прямые).
Зависимость между инвестициями в сельское хозяйство и общим объемом инвестиций в регионе выглядит как периодическая с величиной периода в 120 млрд руб. Указанные колебания, по сути, показывают изменение качественной роли сельского хозяйства в экономике региона. До общего уровня инвестиций в 110 млрд руб. в год сельское хозяйство поддерживалось, прежде всего, как социально значимая отрасль, обеспечивающая занятость на местах. При уровне инвестиций в 110-170 млрд руб. в год на местах образуется достаточная занятость, при которой социальная роль сельского хозяйства (и, соответственно, объемы инвестиций в него) снижается.
С целью стимулирования повышения уровня инновационной активности сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности в рамках формирования стратегии управления инновационным развитием аграрного производства в региональном спектре необходима региональная инновационная система, т.е. система связей и отношений, органично связывающих государственное управление инновациями со смежными рынками и институтами [9].
Региональная инновационная система сельского хозяйства Республики Коми, по мнению автора, должна соответствовать следующим базовым принципам: 1. Приоритет прямых методов регулирования инновационной сферы над косвенными методами экономического стимулирования. 2. Максимальная открытость, достигаемая наличием конкурентных, «прозрачных» механизмов доступа к бюджетным источникам финансирования инновационной деятельности и подкрепляемая наличием реального общественного контроля за государственным управлением инновациями. 3. Интегративность региональной инновационной системы развития сельского хозяйства Республики Коми, под которой целесообразно понимать высокую степень эффективной взаимосвязи государственного управления инновациями, с одной стороны, и важнейших рынков и сфер социально-экономического развития, с другой [10].
Высшим органом государственного управления инновациями в сельском хозяйстве Республики Коми должен быть общественный совет, сформированный из представителей как
министерств и ведомств, так и товаропроизводителей. Режим формирования общественного совета по инновациям в сельском хозяйстве Республики Коми должен носить максимально открытый и гласный характер - в противном случае велика вероятность его превращения в еще один сугубо формальный орган.
Как показано на рисунке 3, региональная инновационная система развития сельского хозяйства Республики Коми должна быть тесно взаимосвязана с рынком труда и кредитной системой региона. Так, в результате масштабных инноваций технологического типа, как правило, имеет место высвобождение трудовых ресурсов [11, 12], и республиканский рынок труда должен быть к этому готов.
Интеграция инновационной системы развития сельского хозяйства и кредитной системы может быть осуществлена в направлениях кредитования или совместного финансирования инновационных проектов. Государство должно регулярно исследовать потребность в специалистах инновационного профиля сельскохозяйственными предприятиями РК и формировать на основании такого рода объективной потребности специальные образовательные программы подготовки и переподготовки кадров [13].
Таким образом, региональная инновационная система развития сельского хозяйства, которую предлагается создать в Республике Коми, представляет собой сложную систему интегрированных отношений инновационного сектора и рынка труда, кредитной системы, а также экологической и научно-образовательных сфер.
Отнесение конкретных инновационных проектов к той или иной категории должно определяться специалистами управления инноваций Министерства сельского хозяйства, Академии наук и иных субъектов предложенного ранее Общественного Совета по инновациям в сельском хозяйстве Республики Коми.
Автором разработаны предложения по организации государственных дотаций сельскохозяйственному предприятию в размере суммарного годового экономического эффекта, полученного в результате ранее успешно реализованных инновационных проектов. Имеет место сочетание косвенных и прямых методов поддержки реализации инновационных проектов сельскохозяйственными предприятиями Республики Коми.
На начальном этапе любое сельскохозяйственное предприятие представляет в уполномоченный государственный орган (например, предлагаемый к созданию Фонд прямых инвестиций
оо
§ ю Рч Л О
н
а
о а
и* н
Л <о я ее И
5! § Л Н О о
и Л
Ч
К <о
и н
ее
Ю <о
со
и <о к 3
<о о 2
о о §
Рч В5
^ о
О <о а
о о о
Сфера образования и фундаментальной науки
Усиление процессов кооперации аграрной науки и производства
II
Кредитование и финансирование инновационных проектов в АПК
л р-
'г-
й V
о К
л Е
к
т
Государственные гарантии по кредитам, гарантии выкупа проекта в случае негативных изменений макроэкономической ситуации т.д.
Система государственного управления инновациями в с.-х. Республики Коми
Система прямых и косвенных методов
государственной поддержки инноваций
8
Я
го
м
о
я
я
я
го
Я
го
о
о
а
я
о
о
Я
я
о
ч
м
«
о
а
С
Эффективное
кадровое обеспечение инновационных процессов
> "С
я я
м и "С
о
О
п> и п> "С
о
и
о о н о
я р
% ЦП
ю
ы о
►п
Министерство экономического развития Республики Коми
Рис. 3. Предлагаемая структура региональной инновационной системы развития сельского хозяйства Республики Коми
финансирования инноваций в сельском хозяйстве) бизнес-план реализации инновационного проекта.
Преимущества данной схемы стимулирования внедрения технологических инноваций в деятельность сельскохозяйственных предприятий, по-нашему мнению, заключаются: 1. Сочетаются прямые и косвенные методы стимулирования внедрения инновационной техники и технологии в деятельность сельскохозяйственных предприятий. 2. Прямую финансовую государственную поддержку получают только те субъекты хозяйствования, которые уже продемонстрировали опыт успешной реализации инновационных проектов. 3. Прямая государственная поддержка инновационных проектов в отрасли имеет кумулятивный (накапливающийся) характер.
В предлагаемой организационно-экономической схеме в полной мере реализуется достаточно актуальный на сегодняшний день принцип государственно-частного партнерства в сфере управления инновациями вообще и стимулирования инновационной активности в агропромышленном комплексе в частности.
Выводы. Таким образом, ведущая роль (по крайней мере, в ближайшие годы) в переводе сельского хозяйства Республики Коми на инновационные рельсы должна принадлежать государству, что, однако, не означает отказа от привлечения средств бизнеса в форме государственно-частного партнерства, а также средств самого сельского населения региона. В последующем роль государства в обеспечении инновационных процессов в сельском хозяйстве региона должна постепенно снижаться.
Предложено сформировать региональную инновационную систему развития сельского хозяйства Республики Коми, объединяющую процесс государственного управления инновациями, институты рынка труда, кредитной системы и т.п. В рамках государственного управления инновациями в сельском хозяйстве РК предлагается создать высший координирующий стратегический орган - Общественный Совет по управлению инновациями в сельском хозяйстве, состоящий из представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия РК, товаропроизводителей, Академии наук и ведущих вузов. Данный Совет должен обладать реальными полномочиями по разработке, реализации и контролю над эффективностью осуществления инновационной политики в сельском хозяйстве Республики Коми.
В рамках инновационной системы развития сельского хозяйства Республики Коми предлагается создать Фонд прямых инвестиций в инновации сельского хозяйства и Залого-
во-страховой фонд, финансируемые из средств республиканского бюджета. Указанные фонды будут оказывать дифференцированную поддержку развития инноваций в сельском хозяйстве в зависимости от стратегической значимости конкретных инновационных проектов.
Список литературы
1. Аскеров И.Ю., Меликова Л.И. Значение и эффективность инноваций в АПК // Стратегия устойчивого развития экономики регионов: теория и практика: Материалы междун. научн.-практ. конфер. Экономический факультет. Брянск: Брянский ГАУ, 2015. С. 154-158.
2. Блюм Ю.Д., Демина М.С. Инновации: понятие и состояние в Республике Коми // СЕВЕРГЕОЭКОТЕХ-2015: Материалы XVI Междун. молодежной научн. конфер. В 6 частях. Ухта: Ухтинский ГТУ, 2015. С. 149-152.
3. Казиханов А.М. Теоретические аспекты использования инноваций в АПК // Экономика и предпринимательство. 2016. №2-2 (67-2). С. 283-287.
4. Провидонова Н.В., Кудряшова Е.В. Особенности инновационного развития АПК России. В сб.: Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы. М.: Колос, 2016. С. 88-94.
5. Никулина О.В., Гукасова А.В. Формирование инфраструктурного обеспечения агропромышленного комплекса в качестве основы инновационного развития отрасли // Экономика и предпринимательство. 2015. №2(55). С. 686-693.
6. Курдюмов А.В., Бушина Ю.О. Инновации в агропромышленном комплексе России: проблемы и пути решения // Современные научные исследования и инновации. 2015. №7-3(51). С. 69-74.
7. Стукач В.Ф. Аграрные инновации в системе стратегического развития региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2856 (дата обращения: 15.03.2017).
8. Конькова М.А. Центр инновационного развития как элемент системы управления инновациями в региональном АПК // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агро-инженерный университет имени В.П. Горячкина». 2010. № 3. С. 40-43
9. Юдин А.А. Оценка особенностей инновационной деятельности на микроуровне агропромышленного комплекса Республики Коми // Проблемы и пути развития сельскохозяйственной науки Севера XXI века. К 100-летию сельскохозяйственной науки в Республике Коми: Сб. научн. тр. Сыктывкар, 2011. С. 315-318.
10. Юдин А.А. Методические подходы к оценке эффективности технологической инновационной деятельности агропромышленного комплекса (на примере Республики Коми) // Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе: материалы V Международной научно-практической конференции (21 апреля 2011 г., Сыктывкар): в 2 томах. Т. 2. Сыктывкар: СФ СПбГУСЭ, 2011. С. 62-65.
11. Методологические подходы развития инновационно-инвестиционной деятельности в АПК /И.Г. Ушаков [и др.]. М.: Науч. консультант, 2016. 109 с.
12. Володина Н.Г., Акканина Н.В., Макаров И.В. Анализ неформальных институтов инновационной деятельности в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2015. №12. С. 77-81.
Management of innovative development of agrarian sector of Russia in regional spectrum
Yudin A.A., PhD in economics, senior researcher FGBN NIISKH of the Republic of Komi, Syktyvkar, Russia
The Republic of Komi has a fairly high innovative potential, which, however, has significant obstacles to its implementation (especially in the peripheral areas) due to weak infrastructure development. The main volume of the implemented innovative projects linked with local farms to major centers of settlement, although in recent years innovative investment projects began to be implemented in peripheral areas. The main barriers to implementation of innovative projects are underdeveloped transport and energy infrastructure in the region, as well as the lack of own funds for investment from enterprises-customers. Furthermore, the population in the peripheral areas often is not interested in the introduction of innovations in agriculture, because the production here is sufficient for the local population level. To the General level of investment of 110 billion roubles per year an agriculture was supported primarily as a socially significant industry, providing employment in the field. When the level of investment in 110 - 170 billion on the ground that there is ample employment, in which the social role of agriculture is declining. For increase of efficiency of innovative activity in agriculture of the Republic of Komi proposed geographically focused approach to supporting innovation provide forms and volumes of state support of innovations for agriculture in particular regions of the Komi Republic, directions of decision of problems of agrarian and industrial complex of the Komi Republic, due to its characteristics as a system. The economic efficiency of the proposed measures is to optimize the state regulation of the directions and intensity of innovative processes in agriculture of the Republic on the basis of the territorially-oriented approach, and the use of new organizational instruments of such regulation.
Key words: innovative development, innovative potential, agro-industrial complex
References
1. Askerov I.Yu., Melikova L.I. Znachenie i effektiv-nost' innovatsiy v APK. [Importance and effectiveness of innovations in AIC]. V sb.: Strategiya ustoychivogo razvitiya ekonomiki regionov: teoriya i praktika. Materialy mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ekonomicheskiy fakul'tet. [Strategy for sustainable development of regional economy: theory and practice. proceedings of the international scientific-practical conference. The faculty of Economics]. Bryansk: Bryanskiy GAU, 2015. pp. 154-158.
2. Blyum Yu.D., Demina M.S. Innovatsii: ponyat-ie i sostoyanie v Respublike Komi. [Innovation: the concept and status in the Republic of Komi]. V sb.: SEVERGEOE-KOTEKh-2015. Materialy XVI Mezhdunarodnoy molodezh-noy nauchnoy konferentsii: v 6 chastyakh. [The book of SEV-ERGEOTEH-2015 proceedings of XVI International youth scientific conference: in 6 parts]. Ukhta: Ukhtinskiy GTU,
2015. pp. 149-152.
3. Kazikhanov A.M. Teoreticheskie aspekty ispol'zo-vaniya innovatsiy v APK. [Theoretical aspects of the use of innovation in agriculture]. Ekonomika i predprinimatel'stvo.
2016. no.2-2 (67-2). pp. 283-287.
4. Providonova N.V, Kudryashova E.V Osobennos-ti innovatsionnogo razvitiya APK Rossii. V sb.: Sovremennaya ekonomika: problemy, puti resheniya, perspektivy. [Features of innovative development of agrarian and industrial complex of Russia. Modern Economics: problems, solutions, prospects: collection of scientific papers]. Moscow: Kolos, 2016. pp. 88-94.
5. Nikulina O.V., Gukasova A.V. Formirovanie infra-strukturnogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa v kachestve osnovy innovatsionnogo razvitiya otrasli. [Formation of infrastructure of support of the agricultural complex as a basis of innovative development of industry]. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. no. 2(55). pp. 686-693.
6. Kurdyumov A.V., Bushina Yu.O. Innovatsii v agro-promyshlennom komplekse Rossii: problemy i puti resheniya. [Innovations in agro-industrial complex of Russia: problems and solutions]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2015. no. 7-3(51). pp. 69-74.
7. Stukach V.F. Agrarnye innovatsii v sisteme stra-tegicheskogo razvitiya regiona. [Agricultural innovations in the system of strategic development of the region]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy. 2013. no. 7.
Available at: http://ekonomika.snauka.ru/2013/07/2856 (accessed 15.03.2017).
8. Kon'kova M.A. Tsentr innovatsionnogo razviti-ya kak element sistemy upravleniya innovatsiyami v region-al'nom APK. [Innovation development center as a part of the system of innovation management in the regional agro-industrial complex]. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Moskovskiy gosudarstvennyy agroinzhenernyy universitet imeni V.P. Goryachkina». 2010. no. 3. pp. 40-43
9. Yudin A.A. Otsenka osobennostey innovatsionnoy deyatel'nosti na mikrourovne agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Komi. [Evaluation of innovation activities at the micro level of agro-industrial complex of the Republic of Komi]. Problemy i puti razvitiya sel'skokhozyaystvennoy nauki Severa XXI veka. K 100-letiyu sel'skokhozyaystvennoy nauki v Respublike Komi: Sb. nauchn. tr. [Problems and ways of development of agricultural science of North in twenty-first century. The 100th anniversary of agricultural science in the Republic of Komi: Collection of scientific works]. Syktyvkar. 2011. pp. 315-318.
10. Yudin A.A. Metodicheskie podkhody k otsenke effektivnosti tekhnologicheskoy innovatsionnoy deyatel'nosti agropromyshlennogo kompleksa (na primere Respubliki Komi). [Methodological approaches to assessment of efficiency of technological innovation of agro-industrial complex (on example of Komi Republic)]. Problemy razvitiya ekonomiki i sfery servisa v regione: materialy VMezhdunarodnoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii (21 aprelya 2011 g., Syktyvkar): v 2 tomakh. [Problems of development of economy and the sphere of services in region: materials of V International scientific-practical conference ( April 21, 2011, Syktyvkar): in 2 volumes]. V. 2. Syktyvkar: SFSPbGUSE, 2011. pp. 62-65.
11. Metodologicheskie podkhody razvitiya innovat-sionno-investitsionnoy deyatel'nosti v APK. [Methodological approaches for the development of innovative and investment activities in agriculture]. FANO, FGBNU VNIIESKh. Moscow: Nauch. konsul'tant, 2016. 109 p.
12. Volodina N.G., Akkanina N.V., Makarov I.V. Analiz neformal'nykh institutov innovatsionnoy deyatel'nosti v APK. [Analysis of informal institutions for innovation activities in agriculture]. Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. 2015. no. 12. pp. 77-81.