Научная статья на тему 'Формирование региональной инновационной системы: опыт и перспективы'

Формирование региональной инновационной системы: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / STRATEGIC PRIORITIES / INNOVATIONAL ACTIVITY / INNOVATION / PUBLIC INNOVATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Топилин Ярослав Николаевич, Хабаров Александр Михайлович

Рассмотрены основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий. Проанализирована нормативно-правовая база инновационной деятельности Волгоградской области. Обозначены мероприятия по развитию инновационной деятельности региона. Даны рекомендации по оптимизации государственного управления инновационными процессами на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of the Russian Federation policy in the field of science and technologies development are considered in the article. The legal base of innovative activity of the Volgograd region is analyzed. Some measures of the region innovative activity development are designated. Recommendations for optimizing the government management of innovative processes at the regional level are put forward.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной инновационной системы: опыт и перспективы»

© Я.Н. Топилин, А.М. Хабаров, 2009

ш

УДК 368.2 ББК 65.011.151

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Я.Н. Топилин, А.М. Хабаров

Рассмотрены основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий. Проанализирована нормативно-правовая база инновационной деятельности Волгоградской области. Обозначены мероприятия по развитию инновационной деятельности региона. Даны рекомендации по оптимизации государственного управления инновационными процессами на региональном уровне.

Ключевые слова: стратегические приоритеты, инновационная деятельность, инновация, государственная инновационная политика.

Решения, направленные на создание инновационной и социально ориентированной региональной экономики, являются стабилизирующими регуляторами эффективной деятельности предприятий, организаций, региона и как следствие - залогом благополучия граждан.

Волгоградская область обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется, в первую очередь, высокой концентрацией образовательных и научно-исследовательских учреждений (12 государственных вузов и 6 филиалов вузов, 5 лицензированных негосударственных вузов и 11 филиалов, 6 академических НИИ и отделов РАН, РАМН, РАСХН, а также 35 отраслевых НИИ и научно-исследовательских центров). Начинает формироваться инфраструктура инновационной деятельности. В области созданы:

- система венчурного финансирования и коммерциализации высокоэффективных технологий (венчурный фонд - 280 млн

руб.);

- система поддержки инновационных проектов (НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области», НП «Центр трансферта технологий»);

- банк данных инновационных проектов

Волгоградской области, и др.

Вместе с тем эффективность практического использования научно-технического и образовательного потенциала области явно недостаточна, а формирование инновационной инфраструктуры находится на начальной стадии. Действительно, в современных условиях небольшое количество предприятий использует разработки региональных вузов и НИИ. Данные инновационной активности, приведенные в таблице, показывают недостаточный уровень реализации инновационного потенциала предприятий области. Доля малых предприятий, связанных с научно-производственной деятельностью, составляет только 8 % от общей численности малых предприятий, что явно недостаточно [6, с. 283].

Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предполагает повышение конкурентоспособности российской экономики, тесно связанной с активизацией инновационных процессов - внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширение выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке.

Анализ инновационной активности предприятий *

Таблица

Показатели Год

2003 2004 2005

Число обследованных организаций, ед. 383 322 379

В том числе: - инновационно активные, ед. 66 51 54

- инновационно неактивные, ед. 317 271 325

Обрабатывающие производства:

- отгружавшие инновационные товары, ед. 48 32 33

- имели готовые инновации, ед. 68 56 58

- осуществляли затраты на технологические инновации всего, ед. 66 51 54

из них: общие затраты (капитальные и текущие), млн руб. 2 094 3 111 5 190

- осуществляли затраты на технологические инновации в промышленных производствах, ед. 60 47 50

из них: общие затраты (капитальные и текущие), млн руб. 1 444 2 536 4 435

- осуществляли затраты, направленные на разработку и внедрение процессных инноваций, % 66 82,5 90

- осуществляли затраты, направленные на разработку и внедрение продукт-инноваций, % 34 17,5 10

* Составлено авторами по: Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025 гг.) / авт. коллектив: О. В. Иншаков (рук. авт. коллектива) [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф.

О. В. Иншакова ; РАН, Отд-ние обществ. наук, Юж. секция содействия развитию экономики ; ВолГУ Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. 356 с.

Российская статистика свидетельствует о том, что развитие научной и инновационной деятельности в последние десятилетия характеризуется в основном негативными тенденциями: сокращением масштабов научных исследований, снижением кадрового потенциала науки. Экономический рост последних шести лет, по оценкам экспертов, достигнут в основном за счет наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других изделий с низкой степенью переработки в условиях роста мировых цен на эти виды ресурсов.

Такой тип экономического развития не может быть устойчивым, о чем свидетельствует современная действительность. Российская экономика нуждается в новых технологиях. В связи с этим стратегическими приоритетами являются технологии обеспечения безопасности и противодействия терроризму, технологии живых систем, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы, перспективные вооружения, военная и специальная техника, рациональное природопользование, транспорт-

ные, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбережение.

Мировой опыт показывает, что ключевым моментом в формировании инфраструктуры поддержки предпринимательства является создание сети центров малого предпринимательства (инновационных, производственных, научно-технических, инвестиционных, учебно-методических), позволяющих комплексно использовать имеющиеся местные ресурсы, выстраивать из наработанного организационного материала и отдельных блоков системы поддержки малого бизнеса механизмы его расширения и воспроизводства.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года [5].

К числу важнейших позиций этого документа следует отнести следующие положения:

- Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути раз-

вития страны на основе избранных приоритетов.

- Формирование национальной инновационной системы предусматривает создание благоприятной экономической и правовой среды; построение инновационной инфраструктуры; совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

- Стимулирование развития малого научнотехнического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научнотехнических и инновационных проектов. Основы политики в области развития науки и технологий задали вектор развития правовой базы инновационных процессов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (20082020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе является целью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Экономика лидерства и инноваций выделена в качестве одного из целевых ориентиров Концепции. Россия не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 г. страна может занять значимое место (5-10 %) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, в первую очередь, в сфере экономики знаний [1].

Руководство Волгоградской области приняло актуальные решения по разработке и совершенствованию стратегии развития области, ос-

нованной на инновационной и социально ориентированной региональной экономике, которая позволяет жителям области легче, относительно других регионов, пережить экономический кризис.

Организационные, правовые и экономические условия и гарантии инновационной деятельности в Волгоградской области определены Законом Волгоградской области от 22 июня 2004 г. N° 925-ОД «Об инновационной деятельности в Волгоградской области» (с изменениями от 3 мая, 8 ноября 2007 г., 10 ноября 2008 г.) [2], который регулирует отношения между субъектами инновационной деятельности и органами государственной власти в Волгоградской области. Указанный закон направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере инновационной деятельности и создание условий развития и функционирования субъектов инновационной деятельности в Волгоградской области. В законе также определены такие ключевые понятия, как государственная инновационная политика, инновация (нововведение), инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационный проект, долгосрочная областная целевая программа инновационной деятельности, инновационная сфера, государственная поддержка инновационной деятельности, приоритетный инновационный проект Волгоградской области, инновационный фонд, венчурные инновационные фонды.

В целях активизации инновационной деятельности и формирования региональной инновационной инфраструктуры как составляющей национальной инновационной системы в области реализуются следующие мероприятия по развитию инновационной деятельности на период до 2010 г., утвержденные постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 4 мая 2008 г. № 549 [3]: развивается законодательная база, регулирующая развитие инновационной деятельности региона; совершенствуются промышленная политика и стратегия инновационного развития Волгоградской области; проводятся научно-практические конференции, областные конкурсы; исследуются и разрабатываются новые перспективные материалы (в том числе наноматериалы) и технологии получения конструкционных материалов, композитных материалов, биологических и лекарственных средств; проводятся экспер-

тизы наиболее перспективных инновационных проектов; формируются системы подготовки (переподготовки) специалистов в области реализации инновационных проектов; организован выпуск справочной и методической литературы по вопросам развития инновационной деятельности в Волгоградской области.

Администрацией Волгоградской области (постановление от 8 мая 2008 г. № 569) утвержден Порядок расходования и учета в 2008 г. субсидий, выделяемых из областного бюджета на внедрение инновационных образовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях Волгоградской области [4].

В современных условиях инновационный путь развития в полной мере отвечает высшим приоритетам Российской Федерации, и Волгоградская область должна занять достойное место в этом процессе, чтобы достичь цели социально-экономического развития - превращения области в динамично развивающийся, конкурентоспособный регион с инновационной экономикой устойчивого развития и высоким уровнем качества жизни всех жителей области.

Основными проблемами повышения инновационной активности в регионе являются высокая стоимость и длительные сроки окупаемости нововведений, недостаток собственных денежных средств и недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, а также низкий инновационный потенциал организаций и невосприимчивость большинства предприятий к инновациям. Большинство собственников не заинтересованы в развитии и использовании инноваций в деятельности предприятий, поддержании инновационных процессов в регионе. В большинстве случаев новая продукция выпускается за счет приобретения предприятиями иностранного оборудования, а не с помощью использования собственных разработок.

Тем не менее в целом в Волгоградской области создан благоприятный климат для инновационного развития региона. В целях оптимизации государственного управления инновационными процессами на региональном уровне необходимо:

1) совершенствовать деятельность по выявлению закономерностей и предложению методических подходов к управлению инновационным климатом в регионе, которые позволят повысить эффективность принимаемых

решений по управлению инновационной деятельностью и актуализировать научно-технический потенциал;

2) развивать инновационный маркетинг и инструментарий его проведения, направленный на оптимизацию формирования компонентов инновационной системы;

3) совершенствовать методику выбора приоритетов инновационного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. №9 1662-р. - Доступ из справ.-прав. системы «Г арант». Версия 7.02.1.085 / ООО НІ III «Г арант-Сервис». - 1990-2008.

2. Об инновационной деятельности в Волгоградской области : закон Волгогр. обл. от 22 июня 2004 г. № 925-ОД (с изм. от 3 мая, 8 нояб. 2007 г., 10 нояб. 2008 г.). - Доступ из справ.-прав. системы «Г арант». Версия 7.02.1.085 / ООО НІ III «Г арант-Сервис». - 1990-2008.

3. Об утверждении Іеречня мероприятий Администрации Волгоградской области по развитию инновационной деятельности в Волгоградской области на 2008 год и на период до 2010 года : постановление Главы Администрации Волгоградской области от 4 мая 2008 г. №9 549. - Доступ из справ.-прав. системы «Гарант». Версия 7.02.1.085 / ООО НІ III «Гарант-Сервис». - 1990-2008.

4. Об утверждении Грядка расходования и учета в 2008 году субсидий, выделяемых из областного бюджета на внедрение инновационных образовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях Волгоградской области : постановление Главы Администрации Волгоградской области от 8 мая 2008 г. №9 569. - Доступ из справ.-прав. системы «Гарант». Версия 7.02.1.085 / ООО НІ III «Г арант-Сервис». - 1990-2008.

5. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу : утв. Іре-зидентом РФ 30 марта 2002 г. №9 Ір-576. - Доступ из справ.-прав. системы «Гарант». Версия 7.02.1.085 / ООО НІ III «Г арант-Сервис». - 1990-2008.

6. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008-2025 гг.) / авт. коллектив: О. В. Иншаков (рук. авт. коллектива) [и др.] ; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. В. Инша-кова ; РАН, Отд-ние обществ. наук, Юж. секция содействия развитию экономики ; ВолГУ. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2008. - 356 с.

INNOVATIVE REGIONAL SYSTEM DEVELOPMENT: EXPERIENCE AND PROSPECTS

Yа.N. Topilin, A.M. Khabarov

Fundamentals of the Russian Federation policy in the field of science and technologies development are considered in the article. The legal base of innovative activity of the Volgograd region is analyzed. Some measures of the region innovative activity development are designated. Recommendations for optimizing the government management of innovative processes at the regional level are put forward.

Key words: strategic priorities, innovational activity, innovation, public innovation policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.