Научная статья на тему 'Анализ и оценка законодательства в сфере регулирования инновационной деятельности в регионах'

Анализ и оценка законодательства в сфере регулирования инновационной деятельности в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
891
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационная деятельность / инновационная сфера / инновационная инфраструктура / объекты инновационной деятельности / субъекты инновационной деятельности / инновационная политика / институциональная среда / innovation / innovation / innovation / innovation infrastructure / innovation objects / the subjects of innovation / innovation policy / institutional environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурлуткин Т. В.

В статье анализируются основные положения государственной политики и институциональная среда в инновационной сфере на федеральном и региональном уровне. Дана оценка накопленного опыта законотворческой деятельности регионов в области регулирования инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND EVALUATION OF LEGISLATION IN INNOVATION ACTIVITY IN REGIONS

The paper analyzes the main points of public policy and institutional environment in the innovation sector at the federal and regional levels. The evaluation of the experience gained legislative activity regions in the field of innovation.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка законодательства в сфере регулирования инновационной деятельности в регионах»

№ 2(25), 2012 г.

В 2011 г. первое место по уровню «демографической» активности предприятий, и, следовательно, по степени благоприятности условий ведения бизнеса принадлежит Свердловской области, за ней следуют Пензенская область и Татарстан. Республика Калмыкия занимает 72-ое место. При этом по сумме значений индикатора за 7 лет Калмыкия находится на последнем месте среди субъектов РФ.

Как свидетельствуют данные таблицы 5, отдельные регионы стабильно присутствуют в верхней части рейтинга, это: Московская, Свердловская, Челябинская области, Республика Татарстан и др. С другой стороны, Республика Алтай, Псковская область, Республика Калмыкия, как правило, имеют низкие значения индикатора динамики предпринимательского сектора, что соответствует оценкам социально-экономического развития указанных регионов.

1. Структура и основные показатели деятельности хозяйствующих субъектов (без субъектов малого предпринимательства). 2011 /Стат. бюллетень/ Росстат. - http://www.gks.ru/

2. Социально-экономическое положение России / доклад/ Росстат. - http://www.gks.ru/

БУРЛУТКИН Т. В.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ

Аннотация: В статье анализируются основные положения государственной политики и институциональная среда в инновационной сфере на федеральном и региональном уровне. Дана оценка накопленного опыта законотворческой деятельности регионов в области регулирования инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная сфера, инновационная инфраструктура, объекты инновационной деятельности, субъекты инновационной деятельности, инновационная политика, институциональная среда.

Согласно положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, переход к инновационному социально ориентированному типу развития невозможен без формирования в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека. Такая институциональная среда характеризуется:

• высоким уровнем личной безопасности человека (безопасная среда обитания, низкий уровень преступности, эффективная система правоприменения);

• развитыми институтами демократии, функционированием эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественным контролем за деятельностью государства и бизнеса, низким уровнем коррупции и высоким доверием к институтам власти и проводимой политике;

• развитой конкурентной средой;

• благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики;

• защищенностью прав собственности (включая интеллектуальную), контрактных обязательств независимой судебной системой;

• эффективным функционированием развитых рынков земли и иной недвижимости, системы финансовых институтов, адаптированной к потребностям инновационной экономики;

• эффективностью государственного управления и местного самоуправления [1].

При этом первостепенная роль отводится именно законодательству - важнейшей составляющей инновационного развития как отдельно взятого региона, так и государства в целом. Адекватное правовое поле в области инноваций не только формирует институциональную среду инновационного развития региона, но и прямо влияет на проводимую инновационную политику в регионе.

27

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Так, в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года подчеркивается, что реализация инновационной политики, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, - важная предпосылка повышения эффективности инновационной деятельности. Регионам целесообразно адаптировать опыт успешных инновационно активных субъектов Российской Федерации и наукоградов для совершенствования институциональной среды и механизмов использования инновационной инфраструктуры.

При этом в качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне предполагается реализовывать следующие меры:

• регулярная разработка и реализация программ развития конкуренции субъектов РФ;

• финансовая поддержка организаций малого и среднего бизнеса для выполнения прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оказания инжиниринговых услуг, проведения маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции и выхода на внешние рынки, субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса;

• предоставление финансовой и имущественной поддержки создания и развития объектов инновационной инфраструктуры;

• поддержка и развитие инфраструктуры широкополосного доступа к сети Интернет и ликвидация неравенства субъектов РФ в возможностях использования информационно-коммуникационных технологий;

• стимулирование создания дистанционных образовательных программ различного уровня сложности и культурно-познавательного контента, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• развитие возможностей для совместной удаленной работы, основанной на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;

• обеспечение условий для получения гражданами и организациями государственных услуг в электронном виде;

• стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;

• реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием субъектов РФ и муниципальных образований, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий;

• реализация программ и проектов инновационного развития наукоградов РФ и территорий с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала;

• предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций;

• поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий;

• содействие формированию культуры инноваций в обществе и повышению престижа инновационной деятельности [2].

Реализация региональной инновационной стратегии должна быть направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры - научно-исследовательскими и образовательными центрами, инфраструктурой финансирования инноваций и инновационными компаниями.

Как справедливо отмечает О. В. Гутников, на сегодняшний день формирование инновационной политики Российской Федерации происходит в условиях незавершенности законодательной базы в инновационной сфере, федеральной и особенно региональной.

В. Н. Ткачёв также подчеркивает, что правовое регулирование в России отношений в области инноваций на сегодняшний день характеризуется как пробельное и противоречивое, отсутствуют необходимые полнота и гармонизация их регламентации. Это касается прежде всего вопросов интеллектуальных активов, инновационного капитала, инновационной продукции, услуг по поддержке инновационной деятельности. Данное замечание относится и к нормативному определению понятий «инновационная деятельность», «инновационный продукт», «инновационная компания» [3].

28

№ 2(25), 2012 г.

Только поверхностный обзор отечественного нормативно-правового массива свидетельствует о том, что более 800 правовых актов федерального уровня содержат в себе инновационную тематику. Детальный анализ показывает, что формирование законодательства в этой сфере не было подчинено единой цели, его наполнение шло фрагментарно и непоследовательно. Такое количество нормативных документов, в которых упоминаются инновация, инновационный продукт, инновационная деятельность и т.д., значительно затрудняет их практическую реализацию. В современном российском законодательстве отсутствует комплексный системный подход к определению правового положения (статуса) субъектов, осуществляющих научную деятельность, - научных организаций и физических лиц, ведущих научную инновационную деятельность на профессиональной основе. Остается много пробелов в системе прав и обязанностей указанных субъектов, сами права имеют во многом декларативный характер, отсутствуют механизмы и гарантии их реализации.

Основной проблемой, лишающей хозяйствующих субъектов стимулов к созданию и внедрению в производство научно-технических результатов, является недостаточная проработка в законодательстве вопросов косвенного финансирования научно-технической и инновационной деятельности, в первую очередь, за счет предоставления различных налоговых льгот и преференций. Данный недостаток может быть устранен путем разработки и принятия ряда специальных законов, вносящих изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ в части совершенствования налогообложения субъектов научно-технической и инновационной деятельности.

В законодательстве нет эффективных механизмов коммерциализации и внедрения в производство результатов научно-технической деятельности, полученных за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Данный пробел должен быть восполнен разработкой и принятием специального закона о правах на технологии, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, либо включением соответствующих норм в часть четвертую Гражданского кодекса РФ [4].

Проблема заключается и в том, что общественные потребности, формируемые в обществе в сфере инноваций, неясны, опыта организации и развития таких отношений всегда объективно недостаточно, и сами эти отношения имеют ярко выраженную тенденцию к изменениям и структурированию. В такой ситуации важнейшими методами организации этих отношений становятся моделирование, прогнозирование и планирование. По этой причине правовое регулирование в инновационной сфере больше основывается на моделировании будущих общественных отношений и правоотношений, чем на закреплении уже сложившихся, а государственная инновационная политика по своему содержанию в значительной степени состоит из планов, прогнозов и модельных конструкций.

В настоящее время среди основных нормативных правовых актов федерального уровня следует выделить следующие:

1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. ,№127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации;

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;

5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года;

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

7. Концепция федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»;

8. Федеральный закон от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

9. Федеральный закон от 2 августа 2009 года №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»;

10. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. №70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»;

11. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №220-ФЗ «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт»;

12. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. №82-ФЗ «О банке развития»;

13. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»;

29

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» и др.

Таким образом, современное федеральное законодательство развивается по пути принятия стратегических и программных документов, в правовой форме определяющих направления и перспективы инновационного развития российского государства, таких как Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и др. Эти концептуальные правовые документы создают правовой фундамент инновационного развития, определяя основы государственной инновационной политики. На них ложится нагрузка по обеспечению организационных, правовых и экономических условий и гарантий инновационной деятельности и формирования инновационной системы в отсутствие основополагающих федеральных законов об инновациях, инновационной деятельности и государственной инновационной политике.

Анализ, проведенный В.И.Еременко, также выявил недостаточность государственных мер по стимулированию инновационной деятельности в нашей стране. Особенно это касается изобретательства-центрального звена научно-технического прогресса. Термин «изобретательство» даже «изгнан» из НК РФ. Вполне очевидно, что без должного внимания государства к нуждам изобретателей, авторов и предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью, невозможна новая индустриализация России. К сожалению, норма статьи 1355 ГК РФ о государственном стимулировании создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов остается по сути декларативной. Стимулирование создания и использования результатов интеллектуальной деятельности в принципе затерялось среди положений о льготах и преференциях в отношении научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Возможность предоставления налоговых льгот на НИОКР, не обладающих новизной, которые осуществляются за счет бюджетов различных уровней, существенно снижает заинтересованность хозяйствующих субъектов в разработке передовых технологий, зачастую превращается в удобную лазейку для легкого «освоения» бюджетных денег. Не вызывает сомнения, что без масштабного стимулирования инновационной деятельности в стране, прежде всего изобретательства, ни о каком технологическом рывке в экономике России, удвоении ВВП не может быть и речи. Следует признать: модернизация российской экономики возможна только путем эффективного стимулирования прежде всего изобретательской деятельности [5].

Несмотря на то, что на федеральном уровне закладываются основные правовые основы инновационного развития, именно на региональном уровне могут быть закреплены конкретные механизмы стимулирования инновационной активности.

Что касается Республики Калмыкия, то в целом региональный пакет нормативно-правовых актов в этой сфере находится на стадии формирования. Так, практически единственным нормативным правовым актом, прямо относящимся к инновационной сфере, является только Постановление Правительства Республики Калмыкия от 6 сентября 2011 г. №291 «О Координационном совете по развитию научной и инновационной деятельности при Правительстве Республики Калмыкия». Данный документ раскрывает Положение о Координационном совете по развитию научной и инновационной деятельности при Правительстве Республики Калмыкия (далее по тексту - Положение) и определяет состав Координационного совета. Согласно Положению целью деятельности Совета является осуществление функций по реализации региональной государственной политики в сфере научной и инновационной деятельности, включая деятельность научных организаций, находящихся на территории Республики Калмыкия. Среди основных задач деятельности Совета выделены:

• взаимодействие научных организаций и органов государственной власти Республики Калмыкия в вопросах научного обеспечения социально-экономического развития Республики Калмыкия;

• реализация региональной государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;

• скоординированные действия, направленные на сохранение и развитие научного потенциала региональной науки;

• разработка нормативной правовой базы в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности Республики Калмыкия;

• содействие развитию системы высшего профессионального образования на территории Республики Калмыкия.

30

№ 2(25), 2012 г.

В свою очередь, к основным направлениям деятельности Совета относятся:

• совершенствование основных концептуальных положений региональной научной и инновационной политики республики в соответствии с основами политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и инноваций;

• поддержка системы подготовки специалистов по организации и управлению в научной и инновационной сфере;

• совершенствование системы проведения экспертизы конкурсов региональных научных и инновационных программ и проектов, предлагаемых к финансированию;

• выработка рекомендаций по эффективному использованию научного и инновационного потенциала научных организаций для формирования условий устойчивого развития региона;

• разработка основных положений развития научного и инновационного комплекса и форм поддержки научных школ, ведущих научных коллективов Республики Калмыкия;

• обобщение и распространение опыта ведущих научных и инновационных коллективов по разработке и внедрению приоритетных для Республики Калмыкия программ и проектов социальноэкономического и научно-технического развития;

• экспертиза проектов создания и организации научно-технической и инновационной инфраструктуры Республики Калмыкия - технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-производственных комплексов;

• сотрудничество и взаимодействие с общественными организациями в научной и инновационной сфере;

• участие в организации и проведении научно-практических конференций, научно-методических семинаров, симпозиумов, деловых встреч, «круглых столов»;

• сотрудничество с территориальными органами федеральных и международных фондов по развитию научной и инновационной деятельности;

• стимулирование инновационной активности учебных заведений, научных организаций, всех секторов экономики;

• привлечение научного и инновационного потенциала к разработкам и внедрению приоритетных для Республики Калмыкия программ и проектов социально-экономического развития;

• содействие участию научно-инженерных кадров в реализации региональных, федеральных и международных программ и проектов в интересах экономики Республики Калмыкия;

• содействие формированию и развитию региональной системы подготовки высококвалифицированных кадров;

• мониторинг и анализ деятельности и проблем в сфере воспроизводства кадрового потенциала в науке Республики Калмыкия;

• участие в подготовке нормативно-правовой базы научной и инновационной сферы [6].

Как видно, на Совет возлагаются важные функции в области инновационного развития региона, однако документ имеет декларативный характер и не в полной мере раскрывает механизм реализации этих функций.

К прочим законодательным актам, опосредованно формирующим правовое поле в области инноваций в регионе, можно отнести следующие:

1. Закон Республики Калмыкия от 18 декабря 2008 г. №65-IV-3 «О государственной молодежной политике в Республике Калмыкия»;

2. Указ Главы Республики Калмыкия от 30 декабря 2009 г. №526 «О Совете молодых ученых и специалистов при Главе Республики Калмыкия»;

3. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 22 ноября 2011 г. №410 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Калмыкия на 2012-2016 годы»;

4. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 9 ноября 2011 г. №397 «Об уточненном прогнозе социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»;

5. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 16 сентября 2011 г. № 320 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 года»;

6. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 18 июля 2011 г. №225 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие мясного животноводства Республики Калмыкия на 2011-

31

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

2020 годы»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 24 июня 2011 г. №184 «О прогнозе социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»;

8. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 г. №465 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года»;

9. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 2 ноября 2007 г. №395 «О Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2008-2012 годы»;

10. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 г. №152 «О Концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года»;

11. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 15 апреля 2010 г. №93 «О создании республиканского государственного унитарного предприятия «Центр информационных ресурсов и технологий Республики Калмыкия» и др.

Как видим, нормативная правовая база инновационной сферы в Республике Калмыкия еще не сложилась. Между тем, в других регионах уже приняты и работают законы об инновационной деятельности и соответствующие подзаконные акты, например:

• Закон Ульяновской области от 15 марта 2005 года №019-ЗО «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области»;

• Закон Воронежской области от 06 октября 2011 г. №133-ОЗ «Об инновационной политике Воронежской области»;

• Закон Санкт-Петербурга от 20 октября 2000 ода №489-58 «О науке и научно-технической политике Санкт-Петербурга»;

• Закон Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2004 ода 132-3 №267-Ш «О науке и государственной научно-технической политике»;

• Закон Архангельской области от 25 февраля 1998 ода №60-14-ОЗ «О региональной научнотехнической политике Архангельской области»;

• Закон Республики Тыва от 10 июня 2005 года № 1303-ВХ-1 «О научной и научно-технической деятельности в Республике Тыва»;

• Закон Волгоградской области от 6 ноября 1998 года №219-ОД «О научной деятельности и региональной научно-технической политике»;

• Закон Республики Адыгея от 28 декабря 2007 ода № 145 «Об инновационной деятельности в Республике Адыгея»;

• Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2006 ода №400 «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан»;

• Закон Волгоградской области от 22 июня 2004 года №925-ОД «Об инновационной деятельности в Волгоградской области»;

• Закон Краснодарского края от 5 апреля 2010 года №1946-КЗ «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае»;

• Закон Красноярского края от 10 июля 2008 года №6-2000 «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края»;

• Закон Белгородской области от 1 октября 2009 года №296 «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области».

По мнению Д. В. Грибанова, строго следуя букве существующего законодательства, субъекты федерации должны ограничиваться рамками научно-технической сферы, в том числе и в понятийном аппарате, применяемом в законах. Однако если субъекты Российской Федерации должны активно содействовать структурной перестройке экономики, развитию наукоемких отраслей промышленности своих регионов и на этой основе преодолению многих социально-экономических проблем, то современные экономические реалии подталкивают их к тому, чтобы пользоваться более широкими правотворческими возможностями [7].

Таким образом, поскольку Конституция Российской Федерации позволяет субъектам федерации, пусть и в усеченном виде, самостоятельно заниматься правотворчеством в названной сфере, органы региональной законодательной власти по собственной инициативе принимают различные законы, касающиеся инновационной деятельности, научно-технической политики и т.д. В одних субъектах это законы о науке и научно-технической политике, о научной и научно-технической деятельности, в других

32

№ 2(25), 2012 г.

- законы об инновационной деятельности, законы о государственной поддержке инновационной деятельности, законы об инновационной политике и другие законы. Несмотря на различия в названиях, по своему содержанию эти законы направлены на регулирование небольшого круга одних и тех же вопросов. В этих нормативных правовых актах предметом правового регулирования чаще всего являются организационные, правовые и экономические условия и гарантии инновационной деятельности, а также отношения между субъектами инновационной деятельности и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как видится, законодатели на региональном уровне пытаются заполнить соответствующий пробел в федеральном законодательстве. Так, в феврале 2012 г. на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации». Необходимость принятия данного закона разработчики объясняли отсутствием должной регламентации отношений участников инновационной деятельности. Тем не менее правоприменителям до сих пор весьма затруднительно определить, какой именно вид деятельности считать инновационным.

В целом, законы субъектов Российской Федерации в рассматриваемой области содержат понятийный аппарат, определяют цели и задачи государственной инновационной политики, устанавливают полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области инновационной деятельности.

Интересна попытка законодательного закрепления терминологического аппарата в анализируемой сфере общественных отношений. Региональные законы оперируют такими терминами, как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная сфера», «инновационная система», «инновационная инфраструктура», «объекты инновационной деятельности», «субъекты инновационной деятельности», «инновационная политика», и другими. Несмотря на то, что субъекты Российской Федерации превысили полномочия, взяв на себя решение вопросов, которые однозначно должны быть определены на федеральном уровне, такие понятия между тем выступают основой для развития регионального законодательства.

Изучение накопленного законодательного опыта субъектов Российской Федерации в области правового регулирования инновационной сферы общественных отношений позволило сделать вывод, что, несмотря на сложность предмета правового регулирования, множество спорных и неоднозначных вопросов, в региональном законодательстве можно встретить немало весьма интересных законодательных положений, которые следует учесть и использовать при совершенствовании как федерального законодательства, так и законодательства отдельных субъектов Российской Федерации. Положительный опыт регулирования научно-технической и инновационной деятельности в различных регионах Российской Федерации выражается в следующих основных тенденциях развития регионального законодательства:

1) разработаны многочисленные формы прямого и косвенного финансирования и стимулирования субъектов научной и инновационной деятельности, включая налоговые льготы, региональные конкурсы и гранты, региональные венчурные и инвестиционные фонды;

2) совершенствуется региональное законодательство в сфере науки (наибольший интерес представляют целевые региональные программы, способствующие именно научному развитию);

3) создаются новые формы организаций, центров с целью развития научно-технической деятельности по конкретным отраслевым направлениям региона (наукограды, технопарки и т.д.);

4) особое внимание субъекты Российской Федерации начинают уделять информационному обеспечению научной деятельности, что повышает коммуникативные возможности науки, бизнеса и органов государственной власти;

5) совершенствуется структура управления научной деятельностью в аппаратах администраций и правительств субъектов Российской Федерации. Уточняется правотворческая и правоисполнительская компетенция соответствующих органов;

6) создаются правовые условия для развития системы равноправного и взаимовыгодного государственно-частного партнерства в инновационной сфере, направленного на объединение усилий и ресурсов субъекта Российской Федерации и предпринимательского сектора экономики.

Представляется, что если для всех указанных шести направлений разработать методические рекомендации и предложить каждому субъекту Российской Федерации осуществить модернизацию в каждом направлении, то мы получим большое количество положительных правовых и управленческих решений на уровне регионов, которые в целом будут активно способствовать модернизации российской экономики. Но прежде всего необходимо создать единый терминологический аппарат, установить основополагающие принципы государственной инновационной политики и закрепить это в базовом

33

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

федеральном законе.

И в этом контексте Республике Калмыкия необходимо произвести большой объем работ по созданию региональной правовой базы как важнейшей институциональной составляющей инновационного развития региона.

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р).

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №2227-р).

3. Ткачёв В. Н. К вопросу о нормативно-правовом регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации. [Электронный ресурс] // Законодательство. №5. 2011. // СПС «Гарант».

4. Гутников О. В. Сопоставительный анализ и оценка законодательных моделей регулирования инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Законодательство и экономика. N 10. 2006. // СПС «Гарант».

5. Еременко В. И. О налоговом законодательстве России в сфере инновационной деятельности. [Электронный ресурс] // Законодательство и экономика. №10. 2011. // СПС «Гарант».

6. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 6 сентября 2011 г. №291 «О Координационном совете по развитию научной и инновационной деятельности при Правительстве Республики Калмыкия» (с изменениями и дополнениями).

7. Грибанов Д. В. Совершенствование законодательства об инновационном развитии в свете принятия Федерального закона от 21 июля 2011 года «О науке и государственной научнотехнической политике» [Электронный ресурс] // Имущественные отношения в Российской Федерации. № 12. 2011. // СПС «Гарант».

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.