Роль вуза
в развитии сервисной | , , , ,,
венчурной индустрии региона
Г.П. Старкова,
д. т. н., профессор, проректор по научной работе
И.П. Черная,
д. э. н., проректор по учебной работе
тпа.сЬетауа @ vvsu.ru
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
В статье обозначены основные подходы к определению современных тенденций развития сервисного бизнеса как необходимого элемента инновационной экономики. На примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса показаны приоритетные направления деятельности вуза для решения проблем подготовки кадров для сервисной инфраструктуры венчурной индустрии региона.
Ключевые слова: венчурный бизнес, инновационная экономика, сервисная экономика.
Долгосрочной целью развития современного общества нередко называют становление сервисной экономики, традиционно включающей услуги здравоохранения, образования, индустрии отдыха и развлечений, телекоммуникаций и других отраслей подобного рода. Развитие наукоемких производств, эффективных технологий и процессов информатизации позволяет значительно расширить представления о сервисном секторе как сфере, обеспечивающей не только качество жизни населения, но и качество инфраструктуры для организации и развития инновационного бизнеса. Неслучайно среди отличительных особенностей современной сервисной экономики выделяют: стремление предприятий повысить эффект полезности путем более полного удовлетворения специфических потребностей клиента; появление на рынке сервисного продукта — самостоятельной услуги или системы, объединяющей материальный продукт и соответствующие услуги; борьбу за клиента путем улучшения качества продукта на основе установления интерактивных и постоянно отслеживаемых отношений с потребителем; развитие сервисного менеджмента как нового гибкого типа управления, ориентированного на максимизацию степени удовлетворенности потребителей [1].
Развитие сферы услуг для бизнеса в сервисной экономике развитых стран привело к выделению в ее рамках третичного, четвертичного и даже пятеричного секторов. Новое понимание позволяет выделить существующие ограничения в заданном и довольно однобоком формировании сервисной экономики
в России по схеме «сверху вниз»: то есть при доминирующем условии, что только государство способно создать условия для работы и жизни граждан страны. Как справедливо отмечает А. Ищенко, в нашей стране на данный момент полностью отсутствуют механизмы работы другой вертикали — «снизу вверх»: условий, при которых предприниматели выдвигают инициативы для изменения условий хозяйствования [2]. Достаточно показательны в этом плане экспертные оценки выделения только двух основных центра сервисных экономик в традиционном понимании — Москвы и Санкт-Петербурга. В последние годы активно обсуждался вопрос о доминировании сервисного сектора в Приморском крае, где к началу мирового финансового кризиса основную долю (65%) экономического дохода территории давали такие отрасли, как транспорт, торговля, связь и прочие услуги. Однако качественное содержание российской традиционной сервисной экономики остается низким, что противоречит вызовам инновационного развития, когда основой сервисного бизнеса становится аутсорсинг —вынесенные во внешнюю среду специфические функции обслуживания основного производства компании. Это определяет необходимость смены вектора развития отечественной сервисной экономики с реактивного (ожидающего проявление потребностей населения) на проактивный (опережающий существующие потребности населения и бизнеса и формирующий инновационный спрос на сервисный продукт). Такая смена необходима для многих областей экономики, но чрезвычайно остра для сферы инноваций, где при-
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010
16857521
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010
ВГУЭС — площадка Приморской венчурной ярмарки
оритеты и возможности государства обозначены, а потребности непосредственных субъектов хозяйствования в сервисных услугах по многим объективным и субъективным причинам не реализованы. В этом плане особый интерес представляет венчурный бизнес, называемый часто двигателем инноваций для России и представляющий собой особую область организации услуг и форм обслуживания потребителей коммерческого консалтинга, которая продвигает в производство рискованные научные разработки.
В последнее время внимание политиков, предпринимателей и ученых к развитию венчурного бизнеса в России, возрастает по многим причинам, в том числе в связи со слабым развитием этого сегмента финансового рынка, который избежал сильного падения в условиях мирового кризиса, а, следовательно, имеет большой потенциал роста. Это подтверждается динамикой развития и прогнозными оценками: в 2008 году объем рынка венчурного инвестирования в России вырос на 25%, достигнув почти 1,3 млрд. долл. В 2009 году по предварительным данным рост составил около 20%. К 2010-2012 годам объем российского венчурного рынка может увеличиться до 5 млрд. долл. [3]. Однако венчурные инвестиции, представляющие собой высокодоходный и актуальный для российской экономики финансовый инструмент, в силу своего недостаточного объема пока не могут способствовать активному внедрению инноваций. Как отмечается в докладе известного аналитического центра МсЮшеу, инновации на базе новых технологий проходят через три стадии: разработка и внедрение нового продукта, его распространение и масштабирование. Практика показывает, что в России основные трудности возникают на второй и третьей стадиях. Иными словами, проблема состоит не в нехватке новых идей, а в медленном распространении более эффективных и производительных инноваций среди российских компаний [4]. Как представляется, основная проблема развития венчурного бизнеса в России — это отсутствие необходимой сер-
висной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия развития венчурного предпринимательства. Приведем лишь некоторые факты. В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет более 2 трлн. долл. Из этой суммы 39% приходится на продукцию США и только 0,3% — Россию. При этом в нашей стране работает примерно 12% всех ученых и ин-женеров-разработчиков мира, а в США — 25%. В России, по данным Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), зарегистрировано 92 венчурных фонда, среди них реально работающих — лишь пятая часть. Для сравнения, в Силиконовой долине насчитывается порядка 600 фондов рискованных инвестиций [5]. По экспертным оценкам объем венчурных инвестиций в высокотехнологичный сектор развитых стран составляет порядка 30%, в российской экономике — только 5%. При этом внедрением инноваций занимается лишь 4-5% отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии — от 70 до 82% [6]. Даже такое формальное сопоставление показывает наличие в России больших ресурсов и их слабое использование. Учитывая, что 70-85% прироста ВВП в развитых странах приходится на долю усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, следует однозначно говорить о том, что именно рост венчурного капитала является источником успешного развития технологически ориентированных стран. Именно в этом направлении финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности, осуществляемых малыми высокотехнологичными фирмами, должна развиваться российская экономика.
Основные проблемы развития венчурного бизнеса, в том числе его сервисной инфраструктуры, в общем виде были обозначены еще в разработанной в 2002 г. «Концепции развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций)». Они включают:
неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей появление в научно-технической сфере России новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих высокотехнологичных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования;
отсутствие в венчурной индустрии России одного из основных факторов привлекательности страны для зарубежных инвесторов — российского капитала;
низкую ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленную недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода
венчурных фондов из проинвестированных предприятий;
— отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;
— низкий престиж предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса;
— недостаточную информационную поддержку венчурной индустрии в России,
— недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей;
— правовую и налоговую среду, не стимулирующую создание венчурных фондов [7].
Как показывает мировой опыт, решение большинства этих проблем, связано с развитием государственно-частного партнерства в научно-инновационной сфере, где особую роль играют высшие учебные заведения, при определенных условиях способствующие трансферту знаний и коммерциализации технологий. Уместно напомнить, что история знаменитой Силиконовой долины началась с активных организующих действий Стэндфордского университета в 1971 г. В настоящее время ее развитие во многом определяется одноименным государственно-частным партнерством. При этом Силиконовая долина — это не только самое большое в мире скопление крупных и малых, опытных и начинающих хайтек-компаний, но это масштабная сервисная инфраструктура, работающая исключительно на поддержку инноваций. Она включает юридические фирмы, инвестиционные банки, офисы лицензирования технологий при университетах, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, сеть «бизнес-ангелов» и т. д. С учетом успехов этого инновационного региона вполне закономерна заинтересованность российского государства в создании отечественных аналогов. Однако повторить путь Силиконовой долины в нашей стране невозможно не только потому, что за почти сорок лет изменились условия и приоритеты развития. Проблема заключается в том, что Силиконовая долина до сих пор действует по инициативе «снизу» как сервисный комплекс венчурной индустрии, тогда как российские инновационные зоны, такие как Сколково, повторяя общую уже отмеченную выше закономерность функционирования сервисной экономики страны, формируются «сверху» как научно-технологические комплексы по разработке и коммерциализации новых технологий. В существующих условиях развития российской экономики, где сохраняются и ментальные проблемы как факторы ограничения создания и развития нового бизнеса, такой подход во многом оправдан. (Для иллюстрации используем данные экспресс-исследования Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), согласно которым 77% представи-
телей инновационного сообщества не испытывают доверия к венчурным фондам и их деятельности, 60% участников исследования указывают на необходимость усиления роли государства и общественных организаций в формировании инновационной инфраструктуры для получения инноваторами гарантий в их взаимодействии с фондами (в плане защиты интеллектуальной собственности, корректности оценки проектов, возможности получения венчурных инвестиций малыми и средними инновационными компаниями и т. д.) [8]. Однако такая логика развития инновационной экономики, не имеющая механизмов поддержки и адаптации непосредственными субъектами хозяйственной деятельности, обостряет существующие проблемы сервисной экономики.
В целом в развитии современного рынка венчурного капитала в России можно выделить две группы проблем, связанных собственно с инновационными разработками и их сервисным обслуживанием. Необходимость участия вузов как базы подготовки необходимых кадров для решения этих проблем достаточна очевидна. Тем более, что определенные наработки в образовательных учреждениях высшего профессионального образования России уже есть.
Как показывают исследования Каширина А. и Семенова А., на территории практически каждого российского вуза функционирует хотя бы несколько предприятий в области науки и научного обслуживания, причем часть из них — преуспевающие. Многие из них располагаются в вузовских технопарках, бизнес-инкубаторах, инновационно-технологических центрах. Инновационные стартапы попадают в официальную классификацию категории ОКВЭД «Наука и научное обслуживание». В РФ существует порядка 18-20 тыс. малых предприятий этой категории, следовательно, какая-то часть из них может получать инвестиции по венчурной схеме [9]. Государственная поддержка этого направления деятельности направлена на стимулирование увеличения количества перспективных разработок. Его развитие является объ-
В бизнес-инкубаторе ВГУЭС. Справа — А.В. Шаров, директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития России. Слева — Г.И. Лазарев, ректор ВГУЭС, д. экон. н., профессор
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010
ективным условием активизации деятельности вузов как базы для подготовки инновационных кадров. Однако существующие проблемы инновационного образования не могут быть сведены только к подготовке инженеров-менеджеров в рамках основной образовательной программы специальности 220061 «Управление инновациями», реализация которой в качестве эксперимента начата с 2003 г. Требуется решение комплекса задач подготовки специалистов для оказания всего спектра консалтинговых услуг, сопутствующих венчурному бизнесу. Часть этих проблем снимается в результате деятельности коучинг-центров по венчурному предпринимательству в федеральных округах, обучающих ограниченный контингент государственных служащих, предпринимателей, будущих специалистов венчурных фондов и ученых по подготовке инновационных проектов к венчурному финансированию.
Необходимость развития четвертичного и пятеричного секторов инновационной экономики ставит особую задачу перед вузами сервиса по обеспечению условий непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров для создания и обслуживания сервисной инфраструктуры. Направления сервисного обслуживания рынка венчурных инвестиций разнообразны и с учетом уровня поставленных задач могут быть разделены, по крайней мере, на две условные группы:
глобальные (обеспечение присутствия российского инновационного сектора на мировом рынке инновационных разработок (например, Силиконовой долине);создание транснациональной компании для оказания услуг по выведению российских технологий на мировой рынок; импорт интеллектуальной собственности в Россию; создание частных исследовательских центров — научных лабораторий с привлечением «бывших» российских ученых, получивших соответствующий опыт за рубежом и др.); локальные (обеспечение создания и/или совершенствования инновационной инфраструктуры; разработка программ обучения венчурному предпринимательству, проведение научно-практических конференций, мастер-классов с привлечением представителей власти, науки, венчурного капитала для обмена опытом; внедрение в венчурную индустрию принципов корпоративной социальной ответственности и т. д.).
Безусловно, решение глобальных проблем инновационной экономики возможно только объединенными усилиями вузов сервиса, объединенных в настоящее время в Национальный научно-образовательный технологический консорциум в сфере сервиса, при непосредственном участии государства с привлечением работодателей, в том числе действующих акторов рынка венчурных инвестиций, имеющими практический опыт создания и продвижения сервисного продукта. Локальные проблемы необходимо решать в текущей
деятельности сервисных вузов. При этом особое внимание следует обратить на изменение самой парадигмы образования в области сервиса: его стержнем должна стать концепция сервисного менеджмента, основанная на переходе от массовости в производстве к кастомизации (индивидуализации продукции), удовлетворяющего индивидуальные потребности клиента. Венчурный бизнес никогда не будет связан с поточным производством продукции массового потребления, поэтому для его активного развития и обеспечения результативности необходима особые механизмы академической политики вузов сервиса, направленные на подготовку кадров, способных удовлетворять специфические потребности в услугах сервиса, сопутствующего венчурной индустрии.
Такой подход к реализации инновационной академической политики осуществляет в своей деятельности Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС). Инновационная политика единственного в ДВФО вуза сервиса учитывает две особенности формирования российского и дальневосточного рынка венчурных инвестиций: во-первых, усиление противоречий между деятельностью фондов прямых инвестиций стартапов, инвестирующих нетехнологические компании поздних стадий, и предпринимательских команд, предлагающих продукты высокой степени новизны, не представляющих коммерческого интереса для крупных инвестиционных фондов, и, во-вторых, обострение региональной дифференциации по многим социально-экономическим показателям, включая инновационную активность, т. к. на рынке венчурных разработок доля Дальневосточного федерального округа около 1%. Соответственно ВГУЭС целенаправленно проводит ряд различных по масштабу мероприятий, направленных на популяризацию идей инновационного, включая венчурное, предпринимательства, повышение инновационной активности студентов и преподавателей, наработки практики сервисного обслуживания формирующейся индустрии региона.
Организационно эта работа сосредоточена в рамках инновационного научно-практического объединения студентов (ИНПОСТ), где под руководством преподавателей кафедр, представителей дирекций институтов и департамента науки университета студенты проводят исследования, участвуют в олимпиадах, конкурсах, выставках, фестивалях. Результаты работы обсуждаются на традиционной Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР», которая проводится ежегодно с 1999 г. В рамках конференции с 2008 г. работает секция «У.М.Н.И.К.», где происходит отбор лучших работ для их последующего участия в заключительном региональном этапе конкурса по одноименной программе фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Для решения проблемы создания и продвижения инноваций в университете реализуется проект развития предпринимательских компетенций студентов и преподавателей, предназначенный не для усиления специальной профессиональной подготовки будущих предпринимателей, а для формирования их оптимального поведения в условиях неопределенности и риска российского венчурного рынка. В этом смысле содержание предпринимательской компетентности выпускника определяется нами как способность принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, потребность к обновлению знаний и использованию технологий из других профессий, готовность к переменам видов инновационной деятельности, творческое и одновременно рациональное отношение к работе.
В рамках реализации проекта развития предпринимательских компетенций студентов и преподавателей, необходимых для развития венчурного предпринимательства, во ВГУЭС можно выделить два основных направления деятельности: создание Центра предпринимательских инициатив и Инновационного бизнес-инкубатора.
Основной целью деятельности Центра предпринимательских инициатив является расширение образовательного поля университета, развитие взаимодействия с предпринимательской средой и предпринимательскими структурами. Для реализации данной цели планировалось решение следующих задач:
• установление связей университета с предпринимательской средой;
• коммерциализация дополнительных образовательных услуг;
• разработка содержания и методического обеспечения новых образовательных программ;
• внедрение нового программного обеспечения в учебный процесс;
• помощь в организации новых бизнес-структур;
• создание структурных подразделений по передаче знаний и инновационных технологий;
• развитие информационной и материально-технической базы консультирования.
В рамках создания Центра предпринимательских инициатив создана соответствующая материальнотехническая база. Еще в 2005-2006 уч.г. на площади свыше 400 кв. м оборудованы 54 рабочих места для преподавателей, активно занимающихся научноисследовательскими проектами и инновационными разработками. В настоящее время собственные ресурсы вуза выделяются, главным образом, на материально-техническое обеспечение научно-инновационного процесса (предоставление и оборудование помещений для преподавателей, ведущих активную научную работу, создание и оснащение специализированных учебно-научно-производственных лабораторий и т. д.), развитие отвечающей требованиям времени структуры, занимающейся юридическим оформле-
нием результатов интеллектуальной деятельности в виде патентов, заявок на изобретения, зарегистрированных баз данных и программ для ЭВМ, финансирование работ, результатами которых с большой вероятностью должны стать разработки с высоким потенциалом коммерциализации. В целях привлечения внешнего финансирования в университете постоянно ведется работа с региональными и муниципальными органами власти, предпринимательскими структурами. Существенных результатов вузу удалось достичь в направлении взаимодействия с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Ежегодно ВГУЭС направляет на конкурс по программе «СТАРТ» этого фонда около 10 проектов сотрудников университета, которым на стадии подготовки заявок оказывается всемерная консультационная поддержка со стороны сотрудников департамента науки. В результате этой работы за последние 4 года сотрудниками вуза были созданы 11 малых инновационных предприятий, с которыми фондом были заключены государственные контракты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как с победителями конкурсов по программе «СТАРТ». Таким образом, можно сделать вывод, что ВГУЭС успешно продвигается по пути создания собственного инновационного пояса, что является стержневой идеей принятого в 2009 году Федерального закона №217ФЗ.
Инновационный бизнес-инкубатор при ВГУЭС образован в 2006 году решением Федерального агентства по образованию при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации с целью поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности путем предоставления им помещений и оказания им консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг. Бизнес-инкубатор ВГУЭС, площадью свыше 3000 кв. м., является первым региональным инновационным бизнес-инкубатором на Дальнем Востоке России, созданным на средства федерального бюджета Российской Федерации и ВГУЭС. В настоящее время, несмотря на существующие сложности, в бизнес-инкубаторе начали реализовываться программы школьного и студенческого предпринимательства. Перспективы развития бизнес-инкубатора ВГУЭС связаны с развитием малых инновационных компаний, реализующих оригинальные научно-технические идеи. При этом разрабатываются механизмы предоставления этим предприятиям на льготных условиях материальных ресурсов, информационных, консультационных, юридических и других необходимых услуг, необходимость для активизации венчурного бизнеса. Особое внимание уделяется проектам победителей федеральных конкурсов по программам «У.М.Н.И.К.» и «СТАРТ».
Определенный вклад в развитие предпринимательских компетенций студентов университета вно-
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010
сят и работодатели. Особого внимания заслуживает проект «Малая финансовая академия», который ВГУЭС в течение четырех лет осуществляет совместно с Внешторгбанком (ВТБ). Специалисты ВТБ сформулировали список наиболее важных компетенций, которыми должен обладать будущий специалист, среди них — высокая мотивация к обучению, активность, креативность, инициатива, нацеленность на результат, высокий уровень знания по экономике, финансам, бухгалтерскому учету. Три года действует проект «Школа операционного консалтинга», организованный консалтинговой фирмой «Инженерные классы» и направленный на ознакомление студентов с практическим опытом промышленного и сервисного консалтинга компании, успешно действующей на региональном рынке. Подготовленные в рамках этих проектов студенты направляются в ведущие компании города на стажировки, а по их результатам получают рекомендации на работу. С 2009 г. в университете действует проект «Приглашенные спикеры», разработанный Центром стратегического партнерства ВГУЭС совместно с Попечительским Советом университета, в рамках которого лекционные и практические занятия по отдельным темам учебных дисциплин ведут успешные бизнесмены и политики. В 2010 г. с участием членов Попечительского Совета в вузе при поддержке Администрации Приморского края и мэрии г. Владивостока начал реализовываться пилотный практикоориентированный проект «Бизнес-старт», развивающийся как дискуссионная площадка между всеми заинтересованными в инновациях сторонами: органами власти, университетом и бизнесом. Предполагается, что обсуждаемые с позиций теории и практики проблемы развития инновационного бизнеса найдут продолжение в курсовых и дипломных работах студентов, научных исследованиях магистров и соискателей. Среди активных участников этих проектов вуза следует отметить ОАО «Первомайский судоремонтный завод», ЗАО «Владивостокский морской порт», группа компаний
RANTEC, ООО «Партнер Лоджистик», ООО «Лидер», Приморский Филиал «Восточного Экспресс Банка», компания «Евросеть-Ритейл» и др.
Особое внимание во Владивостокском государственном университете уделяется вопросам сервисного сопровождения инноваций. Вуз предоставил свои площади для организации Делового клуба предпринимателей города, активно участвует в работе Ассоциации молодых предпринимателей Приморского края. В ноябре 2009 г. ВГУЭС стал местом проведения очередной Приморской венчурной ярмарки, на которой было представлено около 160 инновационных проектов, включая и собственные проекты вуза.
Новым направлением подготовки студентов и слушателей дополнительных образовательных программ к деятельности в рамках развития сервисной инфраструктуры венчурного бизнеса станет Тренинговый центр ВГУЭС, разрабатываемый сейчас как инновационный объект для осуществления мониторинга, отбора и инкубирования идей и разработок, выявления и обучения талантливой молодежи и преподавателей, проявляющих способность к инновационной деятельности, содействия трансферу (передаче) инноваций с целью коммерциализации в другие структуры, прежде всего предприятия региона. Развитие тренингового центра планируется как школа молодежного предпринимательства, целью которой станет обучение студентов и слушателей основам теоретических знаний с формированием у них базового уровня экономической грамотности и выработкой конкретных практических предпринимательских навыков по созданию и открытию собственного дела, в том числе в венчурной индустрии. Отметим, что в решении проблем подготовки кадров ВГУЭС активно использует опят других вузов. Анализ лучшей практики происходит с использованием образовательных инноваций: в последнее время наиболее популярной формой обучения являются видеоконференции, позволяющие в режиме реального времени обсуждать проблемы предпринимательства с коллегами из других российских или даже вузов зарубежных вузов.
Таким образом, несмотря на существующие проблемы инновационного развития, вузы сервиса уже сейчас могут занять особую нишу в подготовке кадров для венчурной индустрии. Становясь одновременно субъектами и объектами сервисной инфраструктуры венчурного бизнеса, сервисные университеты, как показывает практика ВГУЭС, могут сыграть особую роль в формировании предпринимательской инновационной культуры в регионе на основе создания условий для активизации инновационной деятельности школьников, студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей вуза, слушателей дополнительных программ, заинтересованных стратегиче-
Обучение в режиме видеоконференций
ских партнеров. Взаимодействие органов власти, бизнеса и университета в процессах обучения наукоемкому предпринимательству в производстве и сфере услуг поможет достичь нового качества подготовки кадров, способных действовать и принимать оптимальные решения в инновационных условиях.
Литература
1. Чернышев Б. Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание//Проблемы теории и практики управления. 2004. №1. С. 107-113.
2. Ищенко А. Новая Россия: а есть ли инновационная стратегия? // Власть. 2008. № 8. С. 3-8.
3. Анализ отрасли венчурных инвестиций в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://research-techart.ru/report/ Russian-Venture-Capital-Investment-market.htm; Россия — на пороге бума венчурных инвестиций. [Электронный ресурс]. http://www. investoteka.ru/?p=67.
4. Бакатина Д. и др. Эффективная Россия: производительность как фундамент роста: McKinsey Global Institute. М., 2009. С. 19.
5. Гришняев И.Н. Венчурное финансирование инновационных проектов. [Электронный ресурс]. http://www.ptechnology.ru/ Innovac/Innovac4.html; Левашов А. Венчурный закат. [Электронный ресурс]. http://www.finansmag.ru/94563.
6. Модернизация и конкурентоспособность российской экономки/ Пор ред. И.Р. Курнышевой и И.А. Погосова СПб.: Алитейя, 2010. С. 229; Участие государства в развитии венчурного инвестирования в России. Информационно-аналитический бюллетень. 2003. № 45. [Электронный ресурс]. http://www.beafnd.org/
7. Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций). [Электронный ресурс]. http://www.csr.ru/document/ original_194.stm.
8. Россия: инноваторы не доверяют венчурным фондам. [Электронный ресурс]. http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/ rossiya-innovatory-ne-doveryayut-venchurnym-fondam
9. Каширин А., Семенов А. Венчурное инвестирование в России. М.: Вершина, 2007. С. 64.
Role of the university in the development of service infrastructure venture capital industry in the region
G.P. Starkova, Dr. Technical Sciences, professor, Vice rector of Research I.P. Chernaya, Dr. Economical Sciences, Vice rector of Academic Affairs
The article introduces the main approaches to defining the modern trends in developing of the service business as a necessary element of an innovative economy. On example of Vladivostok state university of the economy and service it also shows the priorities of the high school to address the training of the personnel for service infrastructure of regional venture industry.
Keywords: venture business, innovative economy, service economy.
ЖУРНАЛ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИННОВАЦИИ
в Интернете
Редакция журнала «Инновации» предлагает своим читателям электронную версию журнала в сети Internet по адресам:
http://innov.eltech.ru
http://www.mag.innov.ru
ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010