Научная статья на тему 'К вопросу региональной поддержки инновационной деятельности на примере г. Иркутска'

К вопросу региональной поддержки инновационной деятельности на примере г. Иркутска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / REGIONAL SUPPORT FOR INNOVATION / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATION DEVELOPMENT / REGIONAL PROGRAM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грудинин Григорий Владимирович

Обозначена актуальность проблемы региональной поддержки инновационной деятельности на примере г.Иркутска и Иркутской области. Приведены основные элементы инфраструктуры муниципальной поддержки инновационного развития. Выявлены недостатки инновационной политики. Обоснована необходимость синхронизации действий областной и муниципальной властей на пути к инновационному развитию региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO REGIONAL INNOVATION SUPPORT BY EXAMPLE OF IRKUTSK. CITY

The article marks the relevance of regional innovation support by the example of Irkutsk and the Irkutsk region. It presents the key infrastructural elements of the municipal support for innovation development, identifies the shortcomings of innovation policy, and justifies the necessity to synchronize the activities of regional and municipal authorities on the way to the innovative development of the region.

Текст научной работы на тему «К вопросу региональной поддержки инновационной деятельности на примере г. Иркутска»

будут способствовать развитию девелопмента на территории Иркутской области. Fee development при этом получит широкое развитие, так как инвесторам эффективнее работать с местным девелопером, знаю-

щим строительный рынок своего региона, юридические особенности создания и функционирования недвижимости, конъюнктурную и конкурентную среду.

Библиографический список

1. Салунский А.И., Орлов А.К., Куракова О.А. Девелопмент в 4. Максимов С.Н. Управление недвижимостью. М.: Изд-во

коммерческой недвижимости: учебное пособие. М.: МГСУ, 2010. 72 с.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерочче Н.Г. Девелопмент. М.: Экономика, 2004. 530 с.

3. Грабовый П.Г. Экономика недвижимости. М.: Проспект, 2012. 848 с.

"Дело" АНХ, 2008. 432 с.

5. Пейзер Ричард Б., Фрей Анне Б. Профессиональный девелопмент недвижимости: руководство ULI по ведению бизнеса. Urban Development Publishing (UDP). 2-е изд. 2004. С. 3.

УДК 332.146.2

К ВОПРОСУ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ Г. ИРКУТСКА

Л

© Г.В. Грудинин1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Обозначена актуальность проблемы региональной поддержки инновационной деятельности на примере г.Иркутска и Иркутской области. Приведены основные элементы инфраструктуры муниципальной поддержки инновационного развития. Выявлены недостатки инновационной политики. Обоснована необходимость синхронизации действий областной и муниципальной властей на пути к инновационному развитию региона. Ил. 1. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: региональная поддержка инновационной деятельности; инновационная инфраструктура; инновационное развитие; региональная программа инновационного развития.

TO REGIONAL INNOVATION SUPPORT BY EXAMPLE OF IRKUTSK. CITY G.V. Grudinin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The article marks the relevance of regional innovation support by the example of Irkutsk and the Irkutsk region. It presents the key infrastructural elements of the municipal support for innovation development, identifies the shortcomings of innovation policy, and justifies the necessity to synchronize the activities of regional and municipal authorities on the way to the innovative development of the region. 1 figure. 8 sources.

Key words: regional support for innovation; innovation infrastructure; innovation development; regional program of innovative development.

В связи с переходом России на инновационный путь развития все более актуальным становится вопрос поддержки инновационной деятельности со стороны региональных властей. Именно этот инструмент по праву называют важнейшим в странах, успешно развивающих инновации. Структуру региональной поддержки следует рассмотреть сквозь призму федеральных институтов развития.

Государство активно поддерживает инновационно-технологический бизнес. Важным инструментом этой деятельности являются институты развития, привлекающие инвестиции в сферу инноваций.

К основным институтам развития принято относить: Российскую венчурную компанию, Роснано, инновационный центр Сколково, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической

сфере, Внешэкономбанк, РИИ ММВБ. Каждая организация поддерживает и развивает свой сегмент инновационной экономики: инвестиции в посевную стадию и стартапы, венчурные инвестиции, масштабирование бизнеса, инвестиции в крупные инновационные проекты (рисунок).

Несмотря на общее активное развитие государственных программ по финансированию инновационной деятельности, актуальнейшим остаётся вопрос поддержки инноваций в регионах со стороны местных органов власти, которые в связи с близостью к субъектам хозяйствования, расположенным на соответствующей территории, способны наиболее эффективно управлять, проводить текущий мониторинг, контролировать их деятельность и оценивать вклад в социально-экономическое развитие региона.

1 Грудинин Григорий Владимирович, аспирант, тел.: 89041119473, e-mail: grgr14@mail.ru Grudinin Grigory, Postgraduate, tel.: 89041119473, e-mail: grgr14@mail.ru

Зависимость вида государственной поддержки от этапа жизненного цикла инновационного проекта [1, С.2]

Опыт развитых стран Европы (Германия, Англия, Франция, Финляндия, страны Скандинавии) подтверждает общую тенденцию к децентрализации финансирования инновационных проектов, усилению роли местных органов власти в формировании научно-технической политики, выработке региональной политики. При этом различают два экономико-финансовых механизма. Первый - федеральный (Германия), при котором развитие науки, образования, культуры по конституции передано в ведение земель, а федеральные органы власти вырабатывают национальную научно-техническую политику с учетом предложений земель и помогают им в выравнивании условий научно-технического развития, финансировании крупных инновационных проектов. Второй механизм - унитарный (Англия, Франция и др.), при котором финансирование научно-технического прогресса проводит в основном государство, а местные органы (провинции, города, графства) лишь вносят свои предложения и изыскивают дополнительные источники.

Для Российской Федерации, состоящей из множества субъектов, наиболее приемлем опыт Германии, тем более что в ЕС его начинают учитывать и страны с унитарной системой. Так, Испания, Бельгия, Италия стали склоняться к федеральному принципу управления научно-техническим прогрессом [2].

Подобной практики самостоятельного развития инновационной деятельности стараются придерживаться на территории г.Иркутска. Работа в развитие инновационной среды ведется в городе сравнительно недавно, но активно поддерживается правительством Иркутской области и мэрией: Виктор Кондрашов, мэр Иркутска, заявил, что одним из приоритетных направлений работы администрации города Иркутска является создание условий для социально-экономического развития города за счет коммерциализации наукоемких технологий [3].

Инфраструктура муниципальной поддержки инно-

вационного развития состоит из следующих компонентов:

1. Управление по стратегическому развитию и инновационной политике Администрации г. Иркутска.

2. Региональный центр развития инновационной деятельности ИрГТУ.

Основные виды деятельности Центра:

• поддержка создания и развития региональной инновационной системы;

• содействие в разработке инновационных проектов, бизнес-планов;

• трансфер технологий;

• консалтинговые услуги;

• мониторинг инновационной активности региона;

• содействие в привлечении финансовых ресурсов для реализации инновационных программ и проектов;

• проведение маркетинговых исследований;

• организация и проведение выставок, конференций, семинаров в сфере инновационного бизнеса;

• координация инновационной деятельности вузов и научных организаций региона.

3. Байкальский центр трансфера технологий.

Основные виды деятельности Центра:

• отбор и экспертиза инновационных проектов, обладающих коммерческим потенциалом;

• проведение технологического и патентного аудита инновационных разработок;

• содействие в осуществлении охраны различных видов интеллектуальной собственности научных организаций (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программных продуктов, баз данных, новых технологий и ноу-хау);

• подготовка лицензионных соглашений, контрактов, договоров по управлению интеллектуальной собственностью, оказание инженерно-консультационных услуг, содействие в научно-техническом и производственном содружестве и т.п.;

• проведение оценки интеллектуального вклада в

создаваемые совместные предприятия;

• правовая помощь в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции;

• услуга менеджмента создаваемым фирмам для коммерциализации результатов научных исследований и разработок;

• разработка и анализ эффективности программно-методического материала по коммерциализации инновационных проектов;

• содействие в оценке интеллектуальной собственности.

4. Байкальский коучинг-центр по венчурному пред принимател ьству.

Байкальский коучинг-центр по венчурному предпринимательству - сегмент Российской коучинг-сети по венчурному предпринимательству, организованной Российской Ассоциацией прямого и венчурного инвестирования (РАВИ) с целью создания условий для привлечения венчурных инвестиций в российские инновационные компании.

Основные направления деятельности:

• Поиск проектов для финансирования фондами прямых и венчурных инвестиций;

• Размещение информации о технологических запросах;

• Услуги по мониторингу и управлению инновационными проектами;

• Выставочные услуги;

• Консалтинговые услуги.

5. Иркутский инновационный бизнес-инкубатор.

Иркутский инновационный бизнес-инкубатор - это

объект инфраструктуры, осуществляющий поддержку субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности.

Иркутский инновационный бизнес-инкубатор обеспечивает:

• предоставление в пользование нежилых помещений Иркутского инновационного бизнес-инкубатора по договору аренды (в первый год аренды - не более 40% от минимальной ставки арендной платы, установленной администрацией Иркутской области для аренды нежилых помещений, находящихся в областной государственной собственности) и оборудования по договору безвозмездного пользования;

• осуществление технической эксплуатации нежилых помещений в Иркутском инновационном бизнес-инкубаторе;

• оказание офисных, консультационных и информационных услуг, повышение квалификации и обучение персонала субъектов малого предпринимательства.

6. Технопарк ИрГТУ.

Основные направления деятельности:

• Создание условий для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

• Содействие реализации инновационного потенциала предприятий различных форм собственности путем предоставления научно-технического оборудования, офисных и производственных помещений по льготным тарифам.

• Содействие передаче разработок на рынок в ви-

де инновационных продуктов, технологий и услуг для удовлетворения потребностей региона (страны, общества);

• Создание конкурентоспособных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих технологий, товаров и услуг и доведение их до потребителя на коммерческой основе;

• Осуществление подготовки кадров для инновационной деятельности.

7. Региональная школа инновационного менеджмента ИрГТУ.

Основные направления деятельности:

• Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров по программе «Инновационный менеджмент».

• Разработка учебно-методической документации и научной литературы в области инновационного менеджмента.

• Обеспечение взаимодействия субъектов инновационной деятельности региона с целью поэтапной подготовки высококвалифицированных специалистов в области инновационного менеджмента.

• Предоставление консалтинговых услуг субъектам инновационной деятельности в финансовой, производственно-технологической, научно-технической и иных сферах.

• Оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке инновационных проектов, бизнес-планов, проведении маркетинговых исследований.

• Экспертиза экономических программ и бизнес-планов научно-технических и технологических разработок, инновационных проектов.

8. Инновационная инфраструктура Иркутского научного центра СО РАН.

Элементы инновационной инфраструктуры:

• Отдел международных связей и патентно-лицензионной работы Института химии СО РАН. Основная функция: поддержка патентно-лицензионной деятельности научных учреждений ИНЦ СО РАН.

• Суперкомпьютерный центр коллективного пользования Института динамики систем и теории управления СО РАН. Основная функция: обеспечение вычислительными ресурсами научных исследований, проводимых институтами ИНЦ СО РАН.

• Опытный участок Института геохимии СО РАН. Основная функция: производственно-техническое обеспечение экспериментальной деятельности.

• Опытный завод ИНЦ СО РАН. Площадь участка - 7000 кв.м. Основная функция: организация опытных производств [4].

Данные элементы инфраструктуры на уровне города составляют 90% от инфраструктуры на уровне области, что говорит об исключительной централизации развития инновационной деятельности в регионе.

В городе в 2008 году разработана одна из первых в стране «Концепция инновационной деятельности в городе Иркутске на 2008-2020 годы». С 2009 года действует Муниципальная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в г. Иркутске на

2009-2012гг.». Ее финансирование выросло с 2008 года в 38 раз и в 2012 году будет более 24 млн рублей - из бюджета города, и еще 40 млн 630 тыс. рублей -из внебюджетных источников [5].

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами:

- комплексность, под которой понимается максимальная широта охвата и согласованность использования муниципальной поддержки инновационного процесса. В рамках Программы обеспечиваются поддержка перспективных исследований и разработок на всех стадиях инновационного процесса, а также формирование дополнительных стимулов к проведению собственных прикладных разработок и внедрению передовых технологий во всех секторах муниципального хозяйства, созданию и развитию наиболее важных элементов инновационной инфраструктуры;

- концентрация ресурсов на приоритетных для реализации инноваций отраслях городского хозяйства, включая реализацию значимых для экономики города инновационных проектов и обеспечение демонстрационного эффекта от их реализации для бизнес-сообщества, ускоренное создание и достройку тех элементов инновационной системы, отсутствие которых определяет недостаточную эффективность функционирования муниципальной инновационной системы в целом;

- софинансирование и привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность;

- распределение бюджетных средств на конкурсной основе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структурообразующими функциональными элементами Программы являются следующие блоки мероприятий:

• блок «Экспертное обеспечение инновационной деятельности»;

• блок «Организационно-просветительские мероприятия»;

• блок «Оказание содействия инновационной инфраструктуре города Иркутска»;

• блок «Выставочно-ярмарочные мероприятия»;

• блок «Стимулирование развития инновационной деятельности на территории города Иркутска» [6, С.13].

В рамках программы на безвозмездной и безвозвратной основе на возмещение затрат по выполнению работ (оказанию услуг) при осуществлении деятельности предоставляются субсидии на реализацию инновационных проектов, приоритетных для города Иркутска. Кроме того, действуют субсидии на возмещение затрат инновационной инфраструктуре в связи с оказанием консультационных и организационных услуг.

По итогам конкурсного отбора на предоставление

субсидий в 2012г. самый высокий балл набрал проект «Создание инновационной технологии оценки сейсмической опасности в режиме реального времени и информационной системы оповещения населения». Разработчики - сотрудники ООО «Инновационно-внедренческий центр института земной коры». В основу проекта положен ряд разработок, позволяющих на новой концептуальной основе осуществлять средний и краткосрочный прогноз землетрясений по результатам мониторинга на геодинамических полигонах. Проект получил 960 тыс. рублей.

Второе место получил проект «Производство отдельных строительных материалов на основе местных отходов». Разработчики - ООО «ЭкоСтройИнно-вации». Предприятие разработало технологию получения нового типа огнестойкого строительного материала «ВИНИЗОЛ», изготовленного из золошлаковых отходов и отходов полимеров. Бюджетная субсидия -720 тыс. рублей.

Третья позиция у проекта «Платежное приложение для мобильного телефона «Keeper Mobil» ООО «СУЛС». Бюджетная субсидия - 1 млн 215 тыс. рублей.

Четвертое предприятие - ООО «Сибирский Союз предпринимателей» с проектом создания столярной мастерской для производства ульев, бортей, колод новой патентованной конструкции. Бюджетная субсидия - 500 тыс. рублей.

Пятый проект ООО «Фоампласт» связан с созданием оборудования и организацией производства изделий из теплоизоляционного композита «Поропласт CF». Субсидия - 1 млн 605 тыс. рублей. Как подчеркнули члены экспертной комиссии - все проекты актуальные и сильные. Предприятия-участники разные: первые два созданы при поддержке государственных учреждений, остальные полностью на основе частных инвестиций [7].

Стоит заметить, что все проекты-победители нацелены на улучшение непосредственно бытовой, повседневной жизни горожан. С небольшими оговорками, непосредственно итоговыми инвесторами таких проектов и должны выступать как раз муниципалитеты. Внедрение научных разработок, основанных по принципу «инновации должны быть рядом», - важнейший шаг на пути к инновационной восприимчивости в регионе, а значит, и в стране. Факт признания именно разработок, созданных в регионе, а не закупка внедренных 15 лет назад за рубежом ноу-хау, даст столь нужный стимул к действию и созиданию у молодого поколения ученых.

К сожалению, наличие проработанной и действующей программы на уровне г.Иркутска не обеспечивает необходимый уровень развития инноваций из-за отсутствия соответствующего внимания и поддержки на областном уровне. Есть целевая программа по выделению субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением инновационной деятельности, а также деятельности, способствующей инновационной деятельности, но ее бюджет составляет всего 5 млн руб., столько же, сколько и на муниципальном уровне. На сегодняшний

день поддержка инновационной деятельности осуществляется лишь в рамках долгосрочной целевой программы Иркутской области «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2011-2012 годы, хотя механизмы и инфраструктура поддержки инновационной деятельности специфичны и отличаются от поддержки традиционных видов малого и среднего предпринимательства. Общее финансирование по итогам 2011г. составило лишь 69 340 тыс. руб., что крайне недостаточно для области, ставящей перед собой амбициозные цели в своём социально-экономическом развитии. Для сравнения: по линии финансирования инновационной деятельности правительством Томской области в 2011 году было выделено 1,82 млрд рублей. В Новосибирске освоили 1,59 млрд рублей, в Красноярском крае -329,28 млн рублей.

Сдерживающим фактором развития также является то, что менее чем за 7 лет в области сменился уже пятый губернатор, а соответственно и пятый состав правительства области. Это не дает сформироваться четкому курсу реальной поддержки инновационного развития региона.

Еще одним недостатком инновационной инфраструктуры Иркутска можно назвать отсутствие организации-партнера ОАО «Российская венчурная компания», что не позволяет Фонду посевных инвестиций, функционирующему при РВК, вести свою деятельность на территории региона. Что, в свою очередь, не позволяет развивающимся компаниям получать необходимые инвестиции и инфраструктурную поддержку от важнейшего на федеральном уровне института. Причиной этому является отсутствие финансирования

проекта со стороны областных властей. Ситуацию по финансированию регионов, на территории которых действуют организации-партнеры, иллюстрирует директор департамента инфраструктурного и регионального развития ОАО «РВК» Андрей Введенский: «Сибирский федеральный округ - один из самых инвестиционно-активных регионов с точки зрения генерации идей, попадающих в сферу интересов РВК и фондов с ее участием. При этом на текущий момент общая сумма инвестиций фондов РВК в инвестиционные проекты СФО превысила 520 млн рублей». Как сообщил господин Введенский, комментируя финансовое присутствие ОАО «РВК» по регионам СФО, «в Томской области было профинансировано 13 проектов на 205 млн рублей, в Новосибирской области - четыре проекта на 240 млн рублей и в Красноярском крае -четыре проекта на сумму 80 млн рублей» [8].

Для региона, муниципалитета основной целью на перспективу является, прежде всего, социальное и инфраструктурное развитие территории, создание высокотехнологичных производств, сохранение и привлечение квалифицированной рабочей силы. Единственным решением в данной ситуации является создание среды, в которой комфортно будет заниматься исследованиями, успешно и быстро внедрять их, но также и жить, а не существовать. Развитие такой среды должно сказаться на облике города в целом, ведь имиджевая внешняя составляющая Иркутска как часто посещаемого туристами города важна уже не только для региона, но и для всей страны. Поэтому слаженная работа по инновационному развитию региона со стороны муниципальной и областной власти - залог будущего роста Прибайкалья.

Библиографический список

1. Поляков С.Г. Государственные программы финансирования инновационной деятельности // Финансирование start-up в России: мат. программы ВШЭ «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании», Москва, 26 мая 2012 г. М., 2012. 43 с.

2. Семенова Т.Ю. Инновационные программы и проекты в системе регионального развития [электронный ресурс] // Проблемы современной экономики [сайт] URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1601 (дата обращения 10.11.2012).

3. Пресс-служба администрации города Иркутска. Мэр Иркутска Виктор Кондрашов посетил Технопарк НИ ИрГТУ [электронный ресурс] // сайт органов местного самоуправления Иркутск [сайт] URL: http://www.admirkutsk.ru/?doc=17496 (дата обращения 01.11.2012).

4. Нормативно-методический справочник для субъектов инновационной деятельности г.Иркутска и Иркутской области. Составители: Корняков М.В., Рупосов В.Л., Звездин А.В., Легусова Д.Н. / под общ. ред. Корнякова М.В. Иркутск: Консалтинговый центр трансфера технологий ИрГТУ, 2011.

123 с.

5. Пресс-служба администрации города Иркутска: Иркутск наращивает возможности поддержки инновационных предприятий [электронный ресурс] // сайт органов местного самоуправления Иркутск [сайт] URL: http://www.admirkutsk.ru/ ?doc=17496 (дата обращения 03.11.2012).

6. О концепции инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008 - 2020 годы: Решение Думы города Иркутска от 28 апреля 2008 г. N 004-20-490796/8 // Ведомости органов местного самоуправления г. Иркутска , II квартал 2008 г. (часть 1).

7. Пресс-служба администрации города Иркутска. Субсидии бюджета города Иркутска получили 5 инновационных компаний [электронный ресурс] // сайт органов местного самоуправления Иркутск [сайт] URL: http://www.admirkutsk.ru/ ?doc=17779 (дата обращения 05.11.2012).

8. Евдокимова А. Трудности инноваций [электронный ресурс]// www.ksonline.ru, [сайт] URL: http://www.ksonline.ru/ stats/-/id/1345 (дата обращения 07.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.