Научная статья на тему 'Региональные факторы формирования предпринимательской экономики инновационного типа'

Региональные факторы формирования предпринимательской экономики инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИИ В РЕГИОНЕ / ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / REGION / INNOVATION IN THE REGION / FACTORS / CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колмакова Ирина Дмитриевна

Анализируются условия и факторы развития региональных секторов национальной инновационной системы: ресурсы инновационного развития, поддержка региональными и муниципальными органами власти субъектов инновационного развития, развитие малого и среднего предпринимательства как основы инновацион ных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional factors of formation of business economy of innovative type

In the article the author analyzes the conditions and factors of development of regional sectors of the national innovative system: innovative development resources, support for regional and municipal authorities of subjects of innovative development, development of small and medium enterprises as the basis of innovative processes.

Текст научной работы на тему «Региональные факторы формирования предпринимательской экономики инновационного типа»

УДК 332.142.02

ББК У049(2)6-55+У9(2)-45-50

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

И.Д. Колмакова

Анализируются условия и факторы развития региональных секторов национальной инновационной системы: ресурсы инновационного развития, поддержка региональными и муниципальными органами власти субъектов инновационного развития, развитие малого и среднего предпринимательства как основы инновацион ных процессов.

Ключевые слова: регион, инновации в регионе, факторы, условия развития региональной инновационной системы.

Инновационная экономика - это приоритет государственного развития в современных условиях. Для ее формирования Правительством РФ предпринят ряд мер. В частности, создана президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики, а также правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Приняты законодательные меры, направленные на стимулирование инновационных процессов.

Экономисты выделяют пять приоритетов программы инновационного развития:

1) общее экономическое законодательство;

2) региональная политика;

3) технологические приоритеты;

4) инструменты механизма государственной инновационной политики;

5) преобразование науки [4, с. 124].

Понятия «инновации» и «модернизация» тесно связаны между собой. Неправильно, на наш взгляд, противопоставлять эти понятия. Задача модернизации промышленности в целом вряд ли выполнима без применения инновационной стратегии.

По мнению А.И. Татаркина и Д. А. Татаркина, «модернизация всегда и при всех условиях характеризуется сочетанием двух взаимопроникающих процессов. Именно взаимопроникающих, а не взаимоисключающих процессов. С одной стороны, модернизация основана на разрушении старого способа производства и ликвидации неэффективных методов (механизмов, форм, факторов, производств, институтов, кадров) хозяйствования, замене (или обновлении) их на более современные и прогрессивные. С другой стороны, модернизация привносит в социально-экономическое и общественное развитие новые, более прогрессивные способы производства и методы хозяйствования и ведения бизнеса, более конкурентную структуру производства. Она подключает к общественному развитию эффективные институты и источники развития: макроэкономические, региональные,

муниципальные, микроэкономические, общест-

венные (коллективистские), индивидуально-личностные (новаторство, предприимчивость, творчество, инициативность) и международные [3, с. 1617].

Эффективное развитие национальной инновационной системы невозможно без развития региональных секторов национальной инновационной системы. Это обусловлено следующим.

1. Неравномерным распределением ресурсов для инновационного развития; условия и факторы развития региональных секторов национальной инновационной системы приобретают существенные особенности, которые необходимо анализировать с целью разработки соответствующих инструментов региональной инновационной политики.

В экономической литературе проводится классификация регионов России по набору сходных институциональных характеристик региональных инновационных систем. Названия, присвоенные каждой группе, отражают состояние параметров развития инновационных систем:

1) регионы, ориентированные на импорт технологий (Липецкая область, Краснодарский край, Ленинградская область);

2) стабильно развивающиеся регионы (Тюменская, Томская области, Красноярский край, Иркутская область, Республика Саха (Якутия), Кемеровская, Белгородская, Архангельская, Вологодская области, Республика Хакасия, Оренбургская, Костромская области, Удмуртская республика, Ивановская область и др.);

3) регионы, ориентированные на социальное развитие (Чукотский автономный округ, Псковская, Кировская и Магаданская области);

4) регионы-инноваторы (Ростовская, Ярославская области, Алтайский край, Республика Башкортостан, Челябинская, Свердловская, Ульяновская, Новгородская, Новосибирская, Самарская, Нижегородская области и др.). В эту группу входят 34 региона, для которых характерна активная региональная инновационная политика, поддержка инициатив наукоемких компаний, развитие инновационной инфраструктуры;

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

5) регионы с развитым институциональным и исследовательским потенциалом (г. Москва, Санкт-Петербург). Данная группа лидирует по таким показателям, как экспорт технологий, патентная активность, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, и имеет самую низкую долю убыточных предприятий среди выделенных групп регионов;

6) регионы-аутсайдеры (Карачаево-Черкесская Республика, Камчатская область, Республика Адыгея и др.) [1, с. 184-186].

Сегодня 70 субъектов РФ из 83 (т. е. 84 %) вот уже более 10 лет являются хронически убыточными. В них проживает 74,2 % населения страны, они охватывают 87 % территории России. По итогам 2010 г. в экономике России появились и полностью дотационные федеральные округа. Все регионы Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают дотации из федерального бюджета. В 2010 г. структура распределения дотаций по федеральным округам выглядела следующим образом: ЦФО -13,3 %; СЗФО -

4.5 %; ЮФО - 26,2 %; ПрФО - 10,1 %; УрФО -

2.6 %; СФО - 18,2 %; ДФО - 25,1 % [3, с. 12]. Понятно, что хроническая убыточность 85 % регионов, 90 % муниципалитетов и 3 из 8 федеральных округов не может рассматриваться как нормальное явление. Существенны проблемы в развитии макроэкономической и общественной среды, сложившаяся ситуация продолжает сдерживать инновационное развитие.

2. Поддержка государством различных субъектов инновационной деятельности предполагает активное участие в ней и органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Существуют разные точки зрения по поводу участия государства в формировании инновационной экономики: от экономического дирижизма до ультралиберальной концепции, оставляющей государству минимум функций. По нашему мнению, роль государственных и муниципальных органов власти в формировании региональных и муниципальных инновационных систем заключается в реализации таких функций как: разработка стратегии инновационного развития экономики регионов и муниципальных образований; формирование благоприятных условий для развития инновационного бизнеса; организация процесса прогнозирования технологического развития и определение на этой базе научно-технических приоритетов; развитие инфраструктуры инновационной деятельности в регионе и муниципальном образовании; разработка мер по стимулированию инновационной деятельности; участие в развитии сферы исследований и разработок, главным образом, в области фундаментальных исследований.

Региональные и муниципальные власти в плане инновационного развития не могут существенно изменить ситуацию, поскольку выстроенная

вертикаль власти сконцентрировала большую часть полномочий (более 65 %) на федеральном уровне. Более того, обладая возможностью в рамках ограниченных полномочий влиять на социальные процессы, они не имеют финансовых возможностей сделать это, поскольку бюджетный процесс законодательно и организационно выстроен в пользу федерального центра. По расчетам специалистов, от 64 до 67 % всех поступлений в бюджеты всех уровней приходится на федеральный бюджет [3, с. 12].

Инновационные производства могут рассматриваться в перспективе как главный источник устойчивого социально-экономического развития территории. Изменения во внешней среде и усиливающаяся конкурентная борьба приводит к необходимости вводить инновации в коммерческую деятельность организаций региона и муниципальных образований, принимать меры по совершенствованию продуктов и услуг, производимых в регионе и муниципальных образованиях.

Инновационное развитие региона включает процессы:

• освоения новых продуктов или качественное изменение в существующих продуктах;

• освоения новых методов производства и реализации продукции и услуг;

• освоения новых рынков сбыта;

• внедрения новых методов управления;

• реализации новых методов учета и использования финансовых ресурсов и др.

Система целей инновационного типа развития региона представляется следующая:

• обеспечение высокого уровня жизни населения региона;

• поддержание репутации региона;

• укрепление позиций на отечественном и внешнем рынках; выпуск продукции, соответствующей мировому уровню;

• сохранение и развитие трудового потенциала территории;

• повышение стоимости активов территории.

На региональном и муниципальном уровнях

принимаются законодательные меры по стимулированию инновационного развития экономики. Например, в Челябинской области принята областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2011-2012 годы», действует Закон «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области», в котором названа основная цель государственной инновационной политики в регионе: устойчивое экономическое развитие Челябинской области на основе использования ее инновационного потенциала и повышение качества жизни населения Челябинской области. Проведение инновационной политики должно обеспечить увеличение валового регионального продукта за счет освоения производства принципиально новых

для Челябинской области видов продукции и технологий.

Региональная политика стимулирования инновационной деятельности осуществляется органами государственной власти Челябинской области в следующих формах:

> разработка и реализация областных целевых программ развития инновационной деятельности в Челябинской области, инновационных проектов;

> предоставление субъектам инновационной деятельности, инновационным бизнес-инкубаторам, аккредитованным инновационным технопаркам налоговых льгот; отсрочек, рассрочек по уплате региональных налогов и федеральных налогов в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет; предоставление субсидий за счет средств областного бюджета, предоставление субъектам инновационной деятельности, имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, в аренду на льготных условиях.

В регионе регулярно проводятся салоны инноваций и инвестиций, ярмарки венчурных инновационных проектов, научно-практические конференции, «круглые столы», семинары-практикумы, конкурсы «Изобретатель Южного Урала» и «Лидеры инновационного бизнеса Челябинской области». Результатом этих мероприятий можно считать постепенное увеличение доли инновационной продукции в валовом региональном продукте.

Цель, которая была поставлена на первом этапе развития инноваций в регионе, выполнена. Создана инфраструктура поддержки инноваций на областном уровне. На втором этапе, как предусмотрено программой, необходимо сформировать инфраструктуру поддержки инноваций на муниципальном уровне и запустить механизм частногосударственного партнерства по финансированию и привлечению инвестиций в крупные инновационные проекты.

3. Современные инновационные процессы во многом опираются на среду малого и среднего предпринимательства, сосредоточенную в основном на региональном уровне. Например, в США малые и средние предприятия не только обеспечивают 75 % новых рабочих мест, но и создают 70 % всех инноваций (открытий и изобретений). Малое предпринимательство инновационно по своей природе, чему способствуют такие черты организаций малого бизнеса, как адаптивность, гибкость, мобильность в быстро меняющейся ситуации, ориентация на достижение максимально возможного результата, возможность рисковать, высокая отдача на единицу финансовых вложений в НИОКР. Преимуществом малого бизнеса является ярко выраженная творческая инициативность, способность к быстрым переменам, самостоятельность в принятии важных решений, что способствует созданию и внедрению инноваций. Для открытия малых инновационных предприятий требуется

меньше затрат, они обладают большими возможностями в сжатый срок перепрофилировать производство на новой технической основе. Кроме выпуска инновационной продукции эти предприятия не имеют других средств для выхода на рынок и сохранения своих позиций на нём, поэтому они и идут на риск внедрения новшеств.

Перспективным направлением развития бизнеса сегодня является инновационное венчурное финансирование. Однако доля этого рискового сектора предпринимательства в России пока невелика. Сравнение с другими странами в развитии венчурных проектов показывает, что доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет сегодня менее 1 %, в то время как в развитых странах мира - более 30 % [6].

Поэтому поддержка малого и среднего бизнеса становится приоритетным направлением деятельности региональных и муниципальных органов власти.

В Челябинской области сегодня реализуется пятая областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства (Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 20122014 годы). В 2010 году на реализацию программы направлено 398,5 млн рублей, в том числе из областного бюджета - 90,1 млн рублей и 308,4 млн рублей привлечено из федерального бюджета на приоритетные мероприятия программы. Объем финансирования программы представлен на рис. 1 [5].

397 174,0* 398 492,2*

федеральный бюджет областной бюджет

318 087,3 308 366,0

99 926,3*

51 707,1

69 294,0*

28 966,6

26 816,8 “42 477

_____20 9з|>,7 79 086.7 '-:'0 126,2_

2006

2007

200$

2009

2010

Рис. 1. Объем финансирования Программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, тыс. руб.

Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых в экономике Челябинской области имеет положительную тенденцию (рис. 2).

Таким образом, сфера малого и среднего предпринимательства в регионе - одна из наиболее динамично развивающихся сфер. В 2010 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 146,4 тысячи. Однако существуют факторы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса в регионе.

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

Результаты мониторинга и анкетирования субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимых общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области совместно с информационно-консультационными центрами

муниципальных образований Челябинской области, выявили ряд сдерживающих факторов:

1) территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных образований Челябинской области, недостаточное финансовое обеспечение за счет местных бюджетов муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) недостаток «коротких» и дешевых кредитных ресурсов, недостаточное развитие системы микрофинансирования в муниципальных образованиях Челябинской области;

3) высокий износ основных средств в сфере малого и среднего предпринимательства;

4) низкий уровень инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал;

5) высокий уровень конкуренции, особенно в крупных городах;

6) увеличение тарифной нагрузки на энергоресурсы при низкой энергетической эффективности;

7) дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень их профессиональной подготовки;

8) недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства в различных вопросах предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях

Челябинской области, отдаленных от областного центра;

9) низкий уровень социальной ответственности работодателей [2].

Основными факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий региона, являются экономические (такие, как отсутствие собственных средств на инновации; недостаточность или отсутствие финансовой помощи со стороны государства, высокая стоимость новых разработок, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений).

Негативную роль играют также производственные факторы (такие, как низкий инновационный потенциал организации; недостаток персонала, имеющего соответствующую квалификацию; имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности; недостаток возможностей для кооперирования с другими организациями, предприятиями и научными организациями; недостаток информации о рынках сбыта и о новых технологиях; отсутствует кластерный подход к формированию инновационной инфраструктуры, с помощью которой осуществляется взаимодействие между образовательными учреждениями и предприятиями).

Существенную роль играют правовые факторы - недостаточность законодательных и нормативно-правовых актов и правовых документов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.

Можно выделить также «прочие» факторы -низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию, неразвитость рынка технологий и всей инновационной инфраструктуры.

Основными задачами развития инновационной деятельности в регионе, на наш взгляд, являются:

1) разработка и совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих инновационную деятельность;

2) развитие инновационной инфраструктуры;

3) информационная поддержка инновационной деятельности, повышение уровня инновационной культуры;

4) финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности;

5) развитие кадрового потенциала в инновационной сфере;

6) продвижение инноваций на международные, межрегиональные и региональные рынки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация этих направлений позволит сформировать в регионе основы экономики инновационного типа, в которой основной прирост ВВП формируется за счет создания и освоения технологических новшеств и производства постоянно обновляемой наукоемкой продукции.

Литература

1. Инновационная система в регионах России: оценка состояния и развития / Ю.С. Сердюкова, О.В. Валиева, Д.В. Суслов, А.В. Старков // Регион. Экономика и социология. - 2010. - № 1.

2. Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 годы. Утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 г. № 394-П.

3. Татаркин, А.И. Инновационная миссия модернизации общественного уклада - потребность устойчивого развития России / А.И. Татаркин, Д.А. Татаркин // Экономическая наука современной России. - 2011. - № 2.

4. Чубайс, А. Инновационная экономика в России: что делать? / А. Чубайс // Вопросы экономики. - 2011. - № 1.

5. http://www.econom-chelreg.ru/news?news=

151

6. http://www.innovbusiness.ru/content/document _r_4AE83C23-BE2A-47C3-AE93-01DB203C9B 72. html

Поступила в редакцию 19 декабря 2011 г.

Колмакова Ирина Дмитриевна. Доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой государственного и муниципального управления, Челябинский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - эффективность регулирования социально-трудовых отношений в регионе. Контактный телефон: 8 (351) 799-70-92, 89085768772. E-mail: kolmakova@csu.ru

Irina Dmitrievna Kolmakova is Doctor of Science (Economics), an associate professor, Head of the State and Municipal Management Department, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk. Research interests: effectiveness of regulation of social and labor relations in the region. Tel: 8 (351) 799-70-92, 89085768772. E-mail: kolmakova@csu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.