Научная статья на тему 'Формирование регионального информационного поля (на материалах телекомпаний г. Рязани)'

Формирование регионального информационного поля (на материалах телекомпаний г. Рязани) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
223
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / REGIONAL TELEVISION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / INFORMATION AREA / РЯЗАНСКИЙ ЗРИТЕЛЬ / RYAZANSKIJ VIEWER / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / LOCAL NEWS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хоменко И.Г.

Статья рассматривает информационное поле рязанского региона. Автор анализирует ежедневные новостные программы, выявляя тематические предпочтения, типы героев, тональность материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information area of the region

This article describes the information area of the Ryazan region. The author analyses everyday local news, popular topic, the types of heroes and correlation positive, negative and neutral information.

Текст научной работы на тему «Формирование регионального информационного поля (на материалах телекомпаний г. Рязани)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 4

И.Г. Хоменко, аспирантка кафедры телевидения и радиовещания

факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО

ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ

(НА МАТЕРИАЛАХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ г. РЯЗАНИ)

Статья рассматривает информационное поле рязанского региона. Автор анализирует ежедневные новостные программы, выявляя тематические предпочтения, типы героев, тональность материалов.

Ключевые слова: региональное телевидение, информационное поле, рязанский зритель, информационные программы.

This article describes the information area of the Ryazan région. The author analyses everyday local news, popular topic, the types of heroes and correlation positive, negative and neutral information.

Key words: regional television, information area, ryazanskij viewer, local news.

Информационное поле и его характеристики. В середине 90-х гг. XX в. социологи Фонда Общественного мнения отметили уникальную черту, примету времени: в российских регионах идет процесс «перетекания» телевизионной аудитории от центральных телеканалов к местным1. На сегодняшний день совершенно очевидно, что регионализация является одной из ключевых особенностей, характеризующих современное состояние телевещания.

По мнению Е.Я. Дугина, В.В. Егорова, Н.В. Зверевой, А.Г. Кач-каевой, В.Л. Цвика и других ученых, именно региональное телевидение способно более точно учитывать социальные, возрастные, национальные особенности аудитории, местная информация более убедительна и соответствует реальным потребностям зрителей. Интерес к региональной тематике искупает многие недостатки в работе местных студий. Несмотря на отсутствие серьезных материальных ресурсов для подготовки про-

1 По данным опроса, проведенного в 22 российских городах в марте-апреле 1995 года, около 70% опрошенных из 8 тысяч человек не хотели бы расставаться хотя бы с одним из местных каналов / Фонд Общественное мнение // http://bd.fom.ru

грамм, они нередко конкурируют с федеральными телеканалами (в Екатеринбурге, например, «Четвертый канал» занимает 3-ю позицию в рейтинге после первого и России) и в первую очередь благодаря локальным выпускам новостей.

«Стратегию долгосрочного развития обсуждали сегодня и в Рязани» («Рен-ТВ Рязань», «Наши новости», 9 апреля 2008 г.) — эта новость служит примером того, как может быть «спроецировано» общероссийское событие на местную реальность. События федерального уровня не оказывают определяющего влияния на информационное пространство региональных СМИ. Как правило, из общего потока событий местные телестудии отбирают ту информацию, которая касается жителей определенной местности, проблемные ситуации раскрываются журналистами через судьбы конкретных людей. Фактически региональные СМИ создают собственное информационное пространство, имеющее свои границы и развивающееся по своим законам: «оно, с одной стороны, саморазвивается и генерирует собственные темы, отличные от центральных, а с другой стороны, «блокирует» и нейтрализует воздействие центральных информационных потоков»2. В настоящей статье под информационным полем мы подразумеваем «сложное социальное явление, имеющее пространственное измерение, характеризующееся тем, что в каждой его точке постоянно генерируется социально зна -чимая информация, которая в целях сохранения и развития дан -ного социума распространяется по его сегментам с помощью естественных или специально созданных механизмов 3».

Информационное поле можно понимать как всю совокупность циркулирующей в регионе информации, но, с другой стороны, — это еще и та информация, которую редакции СМИ выбирают для освещения. Среди существенных факторов, которые следует учитывать региональным СМИ при создании своих программ, отметим географические, политико-экономические, культурные особенности конкретного региона, социально-демографические характеристики населения.

Каждый житель региона самостоятельно формирует свою информационную среду, просматривая общенациональные и местные газеты, интернет-источники, слушая радиостанции различной направленности, «сверстывая» свой день из событий нескольких телеканалов. Оптимальным, на наш взгляд,

2 Мониторинг информационных программ независимых региональных телекомпаний / Фонд Общественное мнение. М., 1999.С. 5.

3 Региональное информационное вещание и пути его совершенствования. Ч. 1. М., 2000. С. 66.

будет такое информационное пространство, которое создает максимально полную, объемную, всестороннюю картину действительности и дает человеку возможность постоянно расширять свою информированность.

Тенденции развития рязанского информационного поля. В настоящее время на территории Рязанской области проживает более 1 миллиона 200 тысяч человек, в областном центре — около 511 тысяч4. В рамках исследования «Общественная экспертиза» уровень медийной насыщенности рязанского информационного пространства был оценен как средний, при этом в регионе чрезвычайно высока доля независимых от государства газет и журналов5. По подписке жители области имеют возможность получать более 8 тысяч печатных изданий, еженедельный тираж только местных газет и журналов (включая районные газеты) составляет более полумиллиона экземпляров. В регионе также работает 13 каналов эфирного телевидения, 15 радиостанций, развивается кабельное и спутниковое телевидение. Информационное поле создают также интернет-издания, центральные и региональные информационные агентства. Как показал наш опрос, проведенный в начале 2009 г. совместно с газетой «Родной город», на первом месте среди местных СМИ стоит телевидение, с помощью которого жители воссоздают картину действительности, «проект дня» в своем регионе.

На сегодняшний день рязанские телеканалы функционируют достаточно стабильно, процесс концентрации как государственных, так и частных СМИ фактически завершился. Появление новых компаний, особенно в условиях настоящего кризиса, представляется маловероятным. На наш взгляд, рязанский регион является довольно типичным примером развития регионального телевещания (в областном центре работает филиал ВГТРК, сетевые партнеры Рен-ТВ и СТС, коммерческие телекомпании, занимающиеся собственным программированием).

Взяв за основу принципы классификации российских телекомпаний, предложенной в 1990-х гг. профессором МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором филологических наук В.Л. Цви-ком6, мы дополнили ее некоторыми существенными, на наш взгляд, признаками. С учетом всех характеристик телеком-

4 Данные официального сайта администрации г. Рязани // http://www.admrzn.ru

5 Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова. М, 2000.

6 См.: Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика / Уч. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2004. С. 100—102.

пании, действующие в рязанском регионе, можно классифицировать:

— по зоне охвата (областные // городские // районные);

— по форме собственности (государственные (федерального или регионального подчинения) // коммерческие);

— по способу финансирования (бюджетные // самофинансируемые // со смешанным типом финансирования, включающим государственный бюджет и доходы от рекламы);

— по способу программирования эфира (сетевые — для сетевых партнеров федеральных телеканалов // независимые — для компаний, самостоятельно занимающихся программированием своего эфира // со смешанным типом программирования — эфирные окна для региональных программ определяет сетевой партнер, а расстановкой программ внутри эфирного окна телекомпания занимается самостоятельно).

Таким образом, «местное поле» информационного пространства Рязани создают:

1) ГТРК «Ока» — областная государственная телекомпания со смешанным типом финансирования и сетевым программированием (эфирные «окна» определяет ВГТРК).

2) ОГТРК «Край Рязанский» (эфирное название «Рен-ТВ Рязань») — областная государственная телекомпания со смешанным типом финансирования и смешанным типом программирования (учредитель — правительство Рязанской области).

3) «СТС-Рязань» (эфирное название «Либурна ТВ») — городская коммерческая (самофинансируемая) телекомпания с сетевым программированием.

4) «9 канал» — городская коммерческая (самофинансируемая) телекомпания с независимым программированием.

5) НТРК «Эхо» — городская коммерческая (самофинансируемая) телекомпания с независимым программированием (имеет лицензию на круглосуточное вещание).

6) «35 канал» («Гарнизон») — городская государственная телекомпания связи с бюджетным финансированием и независимым программированием (подчинение руководству Рязанского Высшего Военного командного училища связи им. маршала Советского Союза М.В. Захарова).

По данным исследования, проведенного в феврале 2006 г. Институтом социологии РГУ им. С.А. Есенина, большая часть рязанцев доверяет «Первому каналу» (40% опрошенных) и «России» (15%), на третьем, четвертом и пятом местах — региональный партнер «Рен-ТВ» — ОГТРК «Край Рязанский» (12%), филиал ВГТРК — ГТРК «Ока» (9%) и НТРК «Эхо» (7%).

Собственное вещание большинства телекомпаний г. Рязани составляет в среднем 2—3 часа в день. Как правило, это выпуски новостей, криминальные сводки, спортивная информация, программы по православной тематике, развлекательные и игровые шоу. Любопытно, что из рязанского эфира практически исчезли художественные зарисовки и очерковые материалы. Социологи полагают, что это связано с динамикой общественной жизни: «Информационный поток становится более насыщенным, жестким и довольно агрессивным. Однако подобные трансформации ТВ могут оттолкнуть от просмотра программ часть аудитории — например, такую социальную группу, как пенсионеры7».

Как показал анализ, новостные программы в регионе стали более динамичными и информационно насыщенными, чем прежде: заметно увеличился темп и ритм, возросло количество сообщений (в некоторых случаях — в два-три раза), расширился диапазон освящаемых событий. Главными субъектами общественной жизни для большинства телекомпаний являются представители местной власти, а приоритетной тематикой — социальная сфера. В выпусках вырос процент криминальных сообщений. Нередко эта информация идет отдельным информационным блоком и в целях привлечения внимания телезрителей подается в агрессивном, «жестком стиле» криминальных программ НТВ.

Как правило, статус телекомпаний предполагает ориентацию на определенные политические и коммерческие структуры. Информационные программы ГТРК являются по сути пропагандистскими, региональные события нередко становятся информационным поводом для позиционирования первых лиц города и области, городских чиновников. В журналистских материалах, лишенных негативной оценки и тем более критики, целенаправленно создается образ региона как передового, реформаторского, инвестиционно выгодного. Наибольший процент критических материалов у коммерческих телекомпаний, однако, и они, несмотря на большую свободу в интерпретации и анализе событий, не лишены политически ангажированной информации.

Информационное поле региона не свободно от влияния федеральных телеканалов. В некоторых случаях наблюдаем полную ассимиляцию форматов центральных программ («Другие

7 Из интервью автора с В.А. Горновым, директором Института социологии РГУ им. С. Есенина, от 7.02.2007 г.

детали», «Наши хроники»), попытку подражать стилю «инфо-тейнмента» (проект «Большая вода» и др.) Увеличение проектов развлекательной направленности говорит о том, что они востребованы рязанскими зрителями. Однако, на наш взгляд, региональным телекомпаниям не всегда следует копировать идеи и стиль подачи, принятые на федеральных телеканалах. Оптимальными будут программы, сохраняющие национальный колорит и специфику, доступный стиль изложения и доверительные отношения со своими зрителями.

Поступила в редакцию 22.06.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.