Научная статья на тему 'Телевизионные выпуски новостей Оренбуржья: к роли в формировании информационного пространства региона'

Телевизионные выпуски новостей Оренбуржья: к роли в формировании информационного пространства региона Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
650
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шаманова Людмила Юрьевна

В работе рассмотрена роль региональных новостных телевизионных программ в формировании информационной повестки дня; с учетом нарастающих процессов дерегионализации и коммерциализации обозначены современные тенденции развития регионального новостного вещания, а также предложены рекомендации по повышению эффективности региональных теленовостей в конструировании единого информационного пространства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телевизионные выпуски новостей Оренбуржья: к роли в формировании информационного пространства региона»

Л. Ю. Шаманова

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ВЫПУСКИ НОВОСТЕЙ ОРЕНБУРЖЬЯ: К РОЛИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА

В работе рассмотрена роль региональных новостных телевизионных программ в формировании информационной повестки дня; с учетом нарастающих процессов дерегионализации и коммерциализации обозначены современные тенденции развития регионального новостного вещания, а также предложены рекомендации по повышению эффективности региональных теленовостей в конструировании единого информационного пространства региона.

Основу информационного пространства любого уровня (в том числе и регионального) составляют разнонаправленные информационные потоки, производимые и распределяемые системой массовой коммуникации. Вполне очевидно, что информационное пространство региона (в данном случае -Оренбургской области) должно рассматриваться как результат деятельности и взаимодействия множества функционирующих на территории средств массовой информации, которые и обеспечивают единство информационного пространства через разнообразие подходов к отражению и оценку жизни региона.

Впервые словосочетание «информационное пространство» было

использовано во Всеобщей декларации прав человека (1948 год), которая провозгласила право человека «искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»1. В России термин «информационное пространство» в официальный обиход вошел в 1993 году, благодаря Указу Президента РФ «Вопросы формирования единого информационно-правового пространства СНГ »2.

В современной науке существует несколько подходов к определению понятия «информационное пространство». Геополитический подход (его придерживаются Т. В. Закупень, Е. П. Прохоров) трактует информационное пространство как территорию, покрытую информационными ресурсами и инфраструктурой, в рамках которой все субъекты имеют одинаковые возможности получения, передачи и других манипуляций с информацией в любой точке этого пространства. Исследователи, определяющие понятие «информационное пространство» с точки зрения социологического подхода, считают, что это поле информационных отношений, создаваемое взаимодействиями по поводу информации субъектами, но вместе с тем имеющее особое (системное) качество, отсутствующее в самих субъектах. Информационный подход к определению рассматриваемого понятия изложен в Концепции формирования единого информационного пространства России. Информационного подхода придерживается и Н. С. Андреев3, который определяет информационное пространство как «совокупность разнонаправленных информационных потоков, регулируемых средствами массовой информации и напрямую зависящих от средств получения, передачи, обработки и хранения информации».

Разработки в рамках названных подходов позволяют очертить содержание понятия «информационное пространство», которое представляет собой открытую самоорганизующуюся и одновременно управляемую систему, включающую в

себя огромное многообразие информационных потоков, процессов; сложное социальное явление, имеющее пространственное измерение, характеризующееся тем, что в каждой его точке постоянно генерируется социально значимая информация, которая в целях сохранения и развития данного социума распространяется по его сегментам с помощью исторически сложившихся или специально создаваемых механизмов.

Термин «информационное пространство» в большинстве случаев

используется с определением «единое». Ряд исследователей считает, что сущность единого информационного пространства до сих пор не раскрыта. По мнению И. Дзялошинского, «хотя словосочетание “единое информационное пространство” применяется чрезвычайно широко, его содержание как научное понятие почти не разработано. Без риска ошибиться можно сделать вывод о том, что данное понятие употребляется в своем общем смысле скорее как метафора, чем как строгий научный термин» .

Возможно, что в настоящее время имеются достаточные основания для такого утверждения. В Оренбуржье есть населенные пункты, жителям которых доступны программы только Первого канала (поселок Комарово Ясненского района). В пользу позиции И. Дзялошинского и данные о приеме телесигнала на территории областного центра - Оренбурга. Здесь устойчивый прием программ телеканала «Россия» (ГТРК «Оренбург») имеют 96 % населения, Первого канала -94 %, Рен-ТВ (Орен-ТВ) - 91 %, НТВ - 88 %, ТК «Регион» - 81 %, ТВЦ «Планета» - 79 %. Эти данные указывают на то, что даже в рамках областного центра нельзя с полным основанием говорить о едином информационном пространстве - не только в собственно его информационном понимании, но и в техническом отношении.

Тем не менее, на наш взгляд, понятие «единое информационное пространство» значительно шире, чем представление о нем исключительно как о технологической сети, которая обеспечивает возможность приема информации в любой точке территории. Учитывая различные мнения на этот счет, мы считаем применимой в практической плоскости гипотезу, согласно которой единое информационное пространство в Оренбуржье - пока только формирующаяся система, которая в идеале должна основываться на взаимодействии информационных полей отдельных территорий (районов) с учетом принципов их формирования.

Говоря о степени изученности регионального информационного телевещания, следует, прежде всего, назвать труды Э. Г. Багирова, Р. А. Борецкого, А. С. Вартанова, В. В. Гаспаряна, В. В. Егорова, Я. Н. Засурского, Г. В. Кузнецова, С. А. Муратова, Р. П. Овсепяна, В. С. Саппака, В. А. Саруханова и др.5 Проблемы отечественного информационного вещания в новых социальнополитических условиях России детально исследованы в работе В. Л. Цвика и Я. В. Назаровой «Телевизионные новости России»6. В последнее время появилось несколько новых работ, посвященных проблемам регионального телевидения: «Формирование информационного пространства региона (на примере республики Саха Якутия)» И. И. Шабалиной, «Информационное вещание в Красноярском крае» Л. Г. Кротова, «Основные тенденции и особенности процессов

трансформации региональных СМИ» Н. И. Григоренко, «Региональное

телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности»

Н. И. Дворецкой, «Специфика деятельности регионального тележурналиста»

Н. В. Зверевой, «Местное телевидение: типология, факторы и условия

формирования программ» Е. Я. Дугина, «Современные тенденции отечественного информационного вещания» Ю. В. Рагулиной и др.7

Чтобы получить понятие о структуре информационного пространства Оренбуржья, проследим, каким образом оно сегментируется. По последним данным, в информационном пространстве Оренбургской области функционируют 165 электронных и 298 печатных СМИ. В их числе - 43 телеканала. Самые крупные - ТК «Регион», ТВЦ «Планета», «Орен-ТВ» - своим вещанием охватывают г. Оренбург и часть близлежащих районов. На территории всей области вещает только ГТРК «Оренбург» (ее программы принимают в 90 процентах населенных пунктов области). Первые шаги в этом направлении делает «Областное телевидение», которое формируется на базе телеканала «Домашний». Совершенно новое для региона явление - вещание ГТРК «Оренбург» на «Российском информационном канале» («Вести 24»), который появился на экранах горожан 1 января 2007 года. Местному вещанию в эфире канала «Вести 24» отдано 4 часа в сутки. Один раз в неделю - по субботам в 11.10 - выпуск «Вестей Оренбуржья» транслируется на всю Россию. Объем собственного вещания ГТРК «Оренбург» - 65 часов в неделю, ТК «Регион» - 50 часов в неделю.

В Оренбуржье нет ни одного канала с полностью собственным вещанием. Каждая телекомпания строит отношения на договорной основе, ретранслируя программы сетевого партнера с выделением «окон» для местных вещателей. Суточный объем информационного вещания в Оренбурге составляет в среднем 4 часа 10 минут (учитывалось эфирное время выпусков новостей ГТРК «Оренбург», «Орен-ТВ», «Планета» и ТК «Регион). Для сравнения: объем информационного вещания на центральных телеканалах составляет почти 48 часов (эфир выпусков новостей Первого канала, РТР, НТВ, РЕН-ТВ и Пятого канала). Выпуски программы «Вести Оренбуржья» за сутки выходят в эфир десять раз. Для сравнения: на других местных телеканалах - «Орен-ТВ», «Регион» и «Планета» -выпуски новостей выходят по 2-3 раза в сутки.

Характерная черта информационного пространства Оренбуржья - так называемая «медиаинтеракция» (активный способ взаимовыгодного

сотрудничества разных видов СМК)8. Это одно из условий формирования уравновешенного информационного пространства региона. Примерами медиаинтеракции в Оренбуржье может служить обмен информацией в пределах одного холдинга между телеканалом «Планета», радиостанцией «Русское радио в Оренбурге» и оренбургской вкладкой газеты «Труд».

Существует так называемый «закон аудитории»: местные новостные выпуски собирают больше зрителей, чем национальные, федеральные. Но эта аксиома не отменяет необходимости детального изучения информационных потребностей реципиентов. Известно, что важнейшей характеристикой текста, влияющей на его оценку, является его «нужность» аудитории.

Чтобы определить запросы и потребности аудитории оренбургских теленовостей, автор данной статьи в декабре 2006 года провел собственное исследование, в ходе которого было опрошено 150 зрителей оренбургского телевидения9. Анализ полученных данных показал: в выпусках новостей

оренбуржцы больше всего желают видеть материалы, посвященные экономической ситуации в регионе, деятельности представителей региональной власти, проблемам строительства и работы общественного транспорта, коррупции в органах власти, а также вопросам экологии и культуры.

Таблица 1

Темы, которые больше всего интересуют аудиторию оренбургских

телеканалов

№ Тема %

1 Экономическая ситуация в регионе 70,68

2 Деятельность представителей региональной власти 68,92

3 Культурная жизнь региона 69,76

4 Экология и охрана окружающей среды 60,45

5 Коррупция в местных органах власти 58,13

6 Проблемы строительства и общественного транспорта в регионе 59,26

7 Проблемы здравоохранения 55,81

8 Выплата зарплат, пенсий, социальных пособий 44,18

9 Коммунальное хозяйство 41,86

10 Происшествия и криминальная хроника 34,88

11 Ситуация в армии, призыв 33,74

12 Акции протеста (пикеты, митинги) 30,23

13 Юбилеи, знаменательные даты в жизни региона 23,25

14 Сбор налогов 4,65

По данным того же опроса, большинство респондентов считает, что местные телеканалы в своих программах отражают интересы, прежде всего, властных структур (так считают более половины респондентов - 55,81 %), а также коммерческих организаций (37,2 %). И только 23,25 % участников опроса выразили мнение, что в региональных выпусках новостей, прежде всего, учитываются интересы средних слоев населения. Кроме того, респонденты предложили журналистам уделять больше внимания освещению деятельности молодежных организаций и развития спорта на областном уровне.

Не довольны тематическим однообразием выпусков новостей на оренбургских телеканалах 48,83 % респондентов, а подачей информации всего 44,18 % (из них 38,25 % - чрезмерным использованием архивных

видеоматериалов, 41,45 % - подменой «свежей» картинки архивным видео, 15,91 % - неоправданной инверсией, 68,72 % - орфоэпическими ошибками, 70,36 % - скучной подачей информации и 48,72 % - несоответствием видеоряда тексту).

Появление и развитие многопрограммного вещания во многом привело к «потерянности» аудитории в информационном пространстве. «Информационный шум» - так назвал И. Дзялошинский сообщения, не несущие ценной для аудитории информации, а лишь заполняющие информационное пространство.

Эффективность взаимодействия журналистского произведения с аудиторией во многом зависит от особенностей построения журналистского

текста. С одной стороны, необходимо решить проблему информационной насыщенности текста, то есть наличия в нем большого объема потенциальной информации и, соответственно, высокой предполагаемой потенциальной эффективности. С другой стороны, возникает проблема высокой информативности текста, то есть максимальной реализации его возможностей при столкновении с аудиторией, что соответственно означает его высокую реальную эффективность. Создание текста произведения в расчете на повышение информированности аудитории - основа деятельности журналиста. Добиться прагматической адекватности, ценности журналистского произведения для аудитории, по мнению Е. П. Прохорова, можно лишь при соблюдении трех необходимых условий эффективности:

1. небанальность (франц. banal - «избитый») - оригинальность сведений, сообщаемых аудитории, новизна, наличие в материале сведений, которыми еще не располагает зритель;

2. декодируемость (франц. code - «система записи») - доступность сообщения, возможность понимания его аудиторией в соответствии с замыслом журналиста, извлечение из текста смысла, адекватного заложенному в него значению;

2. релевантность (англ. relevant - «уместный, относящийся к делу») - ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений, соответствие их потребностям и интересам зрителя10.

Говоря о декодируемости новостного текста, следует отметить негативное в данном контексте нарушение концепта «время». В частности, это выражается в неоправданном использовании архивных видеоматериалов (напрмер, в выпуске «Службы новостей “Орен-ТВ”» от 20.03.2007 репортаж о подготовке к паводку сопровождается видеорядом от 2006 года без ссылки на архив. Использование видеодосье в качестве «свежей» картинки в данном случае может оцениваться как дезинформация аудитории).

Некоторые исследователи считают всякий подлог «картинки» безусловной ложью. С. Кара-Мурза отмечает: «Разновидностью лжи в прессе является “конструирование” сообщения из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, из тех же слов создается совершенно иной смысл. Отдельные “крупицы” сообщения вроде бы ложью не являются, но то целое, что слепил из них репортер или редактор, может не иметь с действительностью ничего общего»11.

Вопрос соответствия, синхронизации текста и видеоряда - из области той же проблематики. Из нескольких вариантов взаимоотношения текста и «картинки» (отношения дополнения, возникновения новой информации на стыке текста и видеоряда, дублирования, противоречия) в региональных выпусках, как правило, присутствует последний. В частности, материалы о реализации нацпроектов, ряда областных законов в выпусках новостей, как правило, сопровождаются архивными видеокадрами Дома Советов, заседаний Правительства Оренбургской области и т. д. Примером более острого несоответствия является использование архивного видеоряда с показательных военных учений в Тоцком гарнизоне для подготовки новостного материала о самоубийстве призывника, служившего в Тоцком («Служба новостей “Орен-ТВ”», 3.04.2007).

Информация о чрезвычайных происшествиях, как правило, зачитывается ведущим в кадре. Если видеоряд все же присутствует, он чаще всего тематически далек от события (адресные планы зданий МЧС, прокуратуры, УВД и т. д.)

В текстах региональных выпусков новостей зачастую не соблюдается принцип декодируемости. Например, использование в сюжете о работе неврологического центра (ГТРК «Оренбург», 4.11.2006) таких речевых

конструкций, как «качественный бикарбонатный диализ», «кровь проходит через диализатор», создает сложности при восприятии информации зрителем. Текст информационно перенасыщен, перегружен тяжелыми грамматическими конструкциями и терминами. Такая информация не воспринимается и тем более не усваивается аудиторией, то есть результат журналистской деятельности в данном случае практически сводится к нулю.

Текстам выпусков новостей оренбургских телеканалов в целом свойственно нарушение нормы в информационном стиле (недочеты стилистико-текстового уровня): плеонастичность выражения факта, невыраженность факта,

плеонастичность комментария, неуместность лексических средств (например, устаревшая лексика), неуместные тропы и фигуры, неоправданная инверсия.

Главное условие для проведения эффективной информационной политики -профессиональная адекватная адаптация контента к зрителю. Один из инструментов реализации этого условия - режим «обратной связи» - за два последних десятилетия был фактически утерян. Как следствие - практически полное разрушение коммуникативного контента на региональном телевидении, которое сегодня, в основном, является односторонним потоком информации. Примером возрождения «обратной связи» может служить функционирование так называемой горячей линии в редакции программы «Вести Оренбуржья» ГТРК «Оренбург» (журналисты получают информацию напрямую от зрителей), а также взаимодействие редакции телеканала «Орен-ТВ» с аудиторией посредством рубрики «Обратная связь» на интернет-сайте orentv.ru. Оставляемые там сообщения нередко становятся поводом для появления новых телесюжетов. Эти пока немногочисленные примеры только подтверждают все возрастающую актуальность проблемы соответствия реальности массовой коммуникации потребностям аудитории.

По данным, полученным автором в результате исследования (его объектом выступили выпуски программы «Вести Оренбуржья» (ГТРК «Оренбург») за период с 20 июля по 20 августа 2006 года), почти четвертую часть (24,2 %) всего информационного эфира выпусков программы «Вести Оренбуржья» занимают сообщения о событиях в сфере местной культуры, искусства, рассказы об исторических событиях, религиозных праздниках. По данному показателю выпуски «Вестей Оренбуржья» вполне соответствуют потребностям телезрителей (наряду с экономикой и деятельностью местной власти культура вошла в тройку наиболее интересующих оренбургскую аудиторию тем). 13,8 % материалов рассказывают о работе местных представителей власти, в то время как зритель хочет знать об этом значительно больше. Освещение вопросов экономики, работы промышленных предприятий области, которые зрители считают наиболее важными, в общем объеме эфира местных «Вестей» занимают только 12,2 % (четвертое место). 22,6 % материалов посвящены криминальной тематике (второе место), в то время как по важности зрители ставят подобную информацию на десятое место. Итак, в региональном телевещании существенным образом игнорируются ожидания аудитории - вопреки общепризнанной необходимости построения программ исходя из аудиторного признака.

При отборе фактов главная задача - максимально полно и достоверно «нарисовать» (представить) информационную картину дня, при их интерпретации

и оценке журналист обязан учитывать интересы обслуживаемой им аудитории. Каждый информационный материал в новостной программе должен дополнить и расширить картину актуальных событий дня, создать его полноценную минипроекцию. При этом следует помнить, что, оказавшись рядом, информационные материалы способны изменять свои семантические оттенки, а нередко даже обретать другой смысл. Верстка информационной программы - самый важный и решающий этап ее создания. Целесообразное использование приемов верстки может заставить «заиграть» ту или иную информацию. В противном случае, сюжет может затеряться среди других материалов. Верстка - процесс, состоящий из отбора материалов и структурирования выпуска, то есть расстановки экранных сообщений в определенной последовательности. Это «действенный инструмент информационной политики, политического влияния, воздействия на аудиторию, на массовое сознание, опосредованно - через предлагаемую структуру выпуска -управляющий (и направляющий) общественным мнением»12.

Сравним верстку выпусков новостей одного дня - 22 ноября 2006 года -телекомпаний ГТРК «Оренбург», «Регион», «Орен-ТВ» и «Планета».

Таблица 2

Сравнительный тематический анализ выпусков новостей на телеканалах ГТРК «Оренбург», «Регион», «Планета» и «Орен-ТВ» за 22 ноября 2006 года

«Вести Оренбуржья», «Наше время», «Служба «Будни»,

№ ГТРК «Оренбург» ТК «Регион» новостей», «Планета»

(20.45) (23.25) «Орен-ТВ» (19.30) (00.00)

1 Открытие ТК «Метро» Проблемы с Законодательное Незаконные

отоплением собрание пристройки -рейд

2 Суд обязал Пенсионный Нецелевое Министр

«Волгателеком» фонд завершает расходование соцразвития

компенсировать рассылку писем федеральных принимает

расходы абонента средств звонки

3 Главный федеральный Суд по черным Открытие ТК Призыв в

инспектор принимает риэлторам «Метро» армию

граждан

4 Угоны машин Управляющие Суд черные Экологическая

компании - риэлторы безопасность

выбор «Оренбурггаз- пром»

5 Украинский театр Московский Слушания по День рождения

в Оренбурге ресторатор в Оренбурге Уставу города В. И. Даля

6 Хоккей с мячом День семьи Украинский театр в Оренбурге

7 Министр соцразвития

принимает звонки

8 Хоккеисты едут в Самару

9 Соревнования карате по

Как видно из таблицы, темы в выпусках четырех разных телекомпаний варьируются. И это несмотря на то, что они освещали события одного и того же дня. В среднем, в выпусках четырех телекомпаний только около 15,3 % тем являются общими. Это открытие ТК «Метро» (ГТРК «Оренбург» и «Орен-ТВ»), ответ на звонки населения министра социального развития Оренбургской области («Орен-ТВ» и ТВЦ «Планета») и гастроли украинского театра в Оренбурге (ГТРК «Оренбург» и ТВЦ «Планета»). Стоит отметить, что наполнение выпуска «Нашего времени» (ТК «Регион») полностью отличается от того, что в этот день показали коллеги.

Есть в выпусках и эксклюзивные материалы. В «Вестях Оренбуржья» это материал об иске абонента «Волгателеком» в компании, а также репортаж о преступных группировках, занимающихся угонами. В выпуске «Службы новостей “Орен-ТВ”» - информация о нецелевом расходовании федеральных средств в рамках реализации нацпроектов, а также репортаж с выездного заседания Законодательного Собрания (стоит отметить оперативность телеканала -

конкуренты осветят тему в следующих выпусках). Специфику выбора тех или иных тем нередко определяют учредители телеканала либо взаимоотношения с рекламодателями. Различные точки зрения по поводу открытия в центре города торгового комплекса «Метро» в эфир выдали только два телеканала - ГТРК «Оренбург» и «Орен-ТВ». Первые сделали акцент на земельном конфликте с ОГУ. Вторые - подняли вопрос о законности самого строительства.

Оперативность материалов в большинстве случаев определяется категорией «сегодня».

На примере выпусков новостей на местных телеканалах попробуем

проследить особенности верстки региональных информационных программ. То, что сюжеты об итогах работы Управления Министерства по налогам и сборам, Управления образования присутствуют в выпусках «Вестей Оренбуржья»,

«Нашего времени» и «Будней», но отсутствуют на «Орен-ТВ», говорит о том, что последняя телекомпания стремится в какой-то мере противопоставить себя официальной власти. В верстке программ «Вести Оренбуржья» и «Служба новостей «Орен-ТВ» ориентация на социальную тематику заметна больше, чем в выпусках других каналов. Актуальная для аудитории информация о проблемах с отоплением заняла первую позицию в выпуске «Нашего времени».

Из всего ранее отмеченного делаем вывод: соблюдение принципа полноты информационной картины дня не всегда является руководством в работе редакций региональных новостей, а место материала в программе и его хронометраж зачастую не соответствуют объективной значимости новости, ее «весу».

Рассмотрим контент региональных выпусков теленовостей в аспекте их географической сбалансированности. Из новостных программ пяти телеканалов Оренбургской области географическая сбалансированность в наибольшей степени характерна для «Вестей Оренбуржья» (ГТРК «Оренбург») в силу охвата аудитории практически во всех районах области. Другие местные телеканалы -«Орен-ТВ», «Регион», «Планета» - вещают только в Оренбурге и Оренбургском районе.

Из проанализированных 520 устных и видеоматериалов программы «Вести Оренбуржья» (или 40 выпусков за июль и август 2006 года) только 23 % посвящены событиям и проблемам городов и районов области. В выпусках новостей ГТРК «Оренбург» чаще всего говорилось о событиях в Орске (7,5 % от

общего количества материалов в выпусках), Бузулуке (2 %), Светлом (2 %) и Абдулинском районе (1,5 %). Для сравнения, на «Орен-ТВ» проблемам районов посвящено всего 2,9 % материалов. В основном, это репортажи о переделе власти на уровне муниципалитетов (например, Пономаревский район), акции протеста (например, в Ясном - против строительства полигона по утилизации твердотопливных зарядов ракет), чрезвычайные происшествия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования подтверждают: в целом информационный

потенциал региона неравномерен, основные силы сосредоточены в его областном центре - Оренбурге. «Зоны молчания» и «информационные провалы» между районами области - скорее, не редкость, а закономерность. Следует отметить, что проблема информационных разрывов сегодня носит системный характер: она актуальна для взаимоотношений не только областного центра и районов, но и федерального центра и регионов. На общероссийском уровне информационные разрывы еще более заметны.

Такое явление как разрывы информационного пространства Оренбургской области носит многоуровневый характер. Это и отсутствие информационной и географической сбалансированности выпусков, и содержательные разрывы текста и видеоряда, и так называемые «тематические запреты» (такие проблемы, как коррупция в органах власти, нарушения в реализации нацпроектов, на региональном уровне практически не освещаются).

Характерное отличие региональных выпусков новостей сегодня - их монотония (отсутствие событий или их несущественность). Распространенным явлениям является дублирование новостей на разных каналах. «Контентный голод» - именно так можно охарактеризовать информационное телепространство Оренбургской области. Несмотря на кажущееся многообразие телевизионного продукта, унификация в подаче информации фактически лишает аудиторию право выбора.

Возможно, эту проблему решит новое для Оренбургской области явление -вещание в структуре ВГТРК телеканала «Вести», наполненного, в первую очередь, региональной информацией, в том числе, информационными выпусками местных студий. Таким образом, во-первых, федеральный центр получает возможность отслеживать и корректировать информационную ситуацию в регионах, во-вторых, эфира федеральных телеканалов сегодня остро недостает для того, чтобы передать всю информацию из центра в регионы.

«Реорганизация» ВГТРК фактически разрушила систему регионального государственного телевидения. Повсеместно и кардинально измененная сетка вещания практически вывела из эфира местные программы, оставив лишь малоформатные информационные врезки на канале «Россия». Сегодня в условиях сокращения эфирного времени в региональном сетевом вещании, в условиях тенденции к дерегионализации вещания (постепенному уменьшению доли программ местного производства в увеличивающемся совокупном объеме регионального телевидения), остро встает вопрос о создании принципиально новой формы телевещания на уровне регионов. Все это в совокупности стало поводом для создания в ряде регионов так называемых «областных телеканалов». Возможно, именно «Областное телевидение» приблизится к цели полного удовлетворения потребностей жителей Оренбуржья в телевизионной информации, обеспечит непрерывный процесс формирования полноценной картины дня. На основе результатов проведенных исследований и анализа более сотни выпусков теленовостей Оренбургской области был сформулирован ряд

рекомендаций по повышению эффективности региональных информационных программ и активному включению их в процесс формирования регионального и общероссийского информационного пространства:

1. Существующая информационная структура телевещания Оренбуржья дезинтегрирована, многие из ее компонентов выработали свой ресурс и находятся на грани остановки. В регионе активно идут процессы смыкания интересов СМИ и политических и властных элит. В этих условиях крайне важно, чтобы при отборе информации для эфира главным руководством стала практическая ценность сведений для зрителя.

2. К существенным недостаткам в формировании оренбургской сетки

вещания можно отнести: пассивность в изучении интересов зрительской

аудитории конкретного города, дублирование программ центральных телевизионных каналов, чрезмерное насыщение эфира интервью с местными чиновниками. Одним из главных принципов функционирования службы новостей должно быть активное использование обратной связи с аудиторией, а также постоянный мониторинг ее интересов и предпочтений (телеканалы Оренбуржья проводят подобные исследования, как правило, не чаще раза в год).

3. Необходимое условие создания целостного регионального информационного поля - организация четко отлаженной работы службы сбора информации, а также широкой корреспондентской сети (либо партнерства с районными телестудиями), гарантирующей освещение событий, которые происходят на всей территории вещания.

4. Оренбургское телевидение, как правило, ограничивается локальной

местной информацией. Отсутствует комментарий к общемировым,

общероссийским и даже окружным значимым событиям, представляющим интерес для аудитории. Происходит искусственно созданная ситуация

информационной оторванности Оренбуржья от событий в стране и мире. Так возникает своего рода «консервация» мышления телезрителей, что затрудняет процесс создания единого информационного пространства региона. Во избежание этого необходимо освещать в местном эфире событий всероссийского масштаба либо масштаба Приволжского федерального округа, анализируя их значимость для Оренбуржья.

5. Увеличение эфирного времени для оренбургских программ (в условиях

вещания региональных и федеральных телекомпаний «на одной кнопке»)

является одним из необходимых условий формирования полноценного информационного поля Оренбургской области.

6. Для эффективного участия региональных выпусков новостей в формировании общероссийского информационного пространства необходима четко налаженная связь с телеканалами соседних регионов, федеральными телеканалами, а также мобильное распространение актуальной в масштабах страны информации (например, дублирование информационного контента на интернет-сайтах телеканалов).

Определяющая роль в конструировании регионального информационного пространства принадлежит местным телевизионным выпускам новостей как главному информационному продукту в рамках региона, призванному объединять фрагментированный мир. Насколько региональное информационное пространство будет единым, зависит от профессионализма взаимодействия информационных полей различных СМИ друг с другом и с аудиторией.

1 Всеобщая декларация прав человека (Международный билль о правах человека). Цит. по: Международные акты по правам человека : сб. документов / сост. д-р юрид. наук, проф. В. А. Карташкин, д-р юрид. наук, проф. Е. К. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М., 2002.

2 См.: Вопросы формирования единого информационно-правового пространства СНГ [Электронный документ]. - Режим доступа : http://www.mosreestr.ru/118/ Norm Doc.NSF/71 36dce64117615f85256ac30064117b/a18b68cc6598f6 c985256ac 400 52847b.

3 См.: Андреев, Н. С. Единое информационное пространство Российского государства : дис. ... канд. полит. наук / Н. С. Андреев. - СПб., 2005. - С. 11.

4 Дзялошинский, И. М. Информационное пространство : политическая метафора или научное понятие / И. М. Дзялошинский // Право знать : история, теория, практика. - 2001. - № 7-8 (56-57), июль-август.

5 См.: Багиров, Э. Г. Очерки теории телевидения / Э. Г. Багиров. - М., 1978; Борецкий, Р. А. Осторожно, телевидение! / Р. А. Борецкий. - М., 2002; Егоров,

B. В. На пути к информационному обществу / В. В. Егоров. - М., 2006; Засурский, Я. Н. Глобальное информационное пространство в условиях мобильной коммуникации / Я. Н. Засурский // Медиаскоп. - 2006; Муратов, С. А. Телевидение в поисках телевидения : хроника авторских наблюдений /

C. А. Муратов. - М., 2001; Саппак, В. Телевидение и мы : четыре беседы /

В. Саппак. - М., 1988; Саруханов, В. А. Азбука телевидения / В. А. Саруханов. -М., 2002; Телевизионная журналистика. - 5-е изд. / редкол.: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. - М., 2005; Телерадиоэфир : история и

современность / под ред. Я. Н. Засурского. - М., 2005; Прохоров, Е. П. Журналистика и демократия : учеб. пособие / Е. П. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004; Цвик, В. Л. Телевидение : история, теория, практика / В. Л. Цвик. - М., 2004; Попов, В. Д. Информациология и информационная политика / В. Д. Попов. - М., 2001 и мн. др.

6 Телевизионные новости России : учеб. пособие / Цвик В. Л., Назарова Я. В. -7М., 2002.

7 См.: Шабалина, И. И. Формирование информационного пространства региона

(на примере республики Саха Якутия) : дис. ... канд. филол. наук /

И. И. Шабалина. - М., 2001; Кротова, Л. Г. Информационное вещание в Красноярском крае : дис. ... канд. филол. наук / Л. Г. Кротова. - М., 2005; Григоренко, Н. И. Основные тенденции и особенности процессов трансформации региональных СМИ : автореф. дис. . канд. соц. наук / Н. И. Григоренко. -Барнаул, 2003; Дворецкая, Н. И. Региональное телевидение как фактор духовнонравственного воспитания личности : дис. ... канд. филол. наук / Н. И. Дворецкая. - М., 2004; Зверева, Н. В. Специфика деятельности регионального

тележурналиста : дис. ... канд. филол. наук / Н. В. Зверева. - М., 2002; Дугин, Е. Я. Местное телевидение : типология, факторы и условия формирования программ / Е. Я. Дугин ; Моск. гос. ун-т. - М., 1982; Рагулина, Ю. В. Современные тенденции отечественного информационного вещания : дис. . канд. филол. наук / Ю. В. Рагулина. - М., 2006 и др.

8 Андреев, Н. С. Единое информационное пространство. С. 37.

9 При проведении исследования была использована пропорциональная модель выборки респондентов. В опросе приняли участие 69 мужчин (46 %) и 81

женщина (54 %). 39 из них в возрасте от 20 до 30 лет (26 % выборочной совокупности), 51 - в возрасте от 30 до 40 лет (34 %), 36 - в возрасте от 40 до 50 лет (24 %) и 24 человек в возрасте более 50 лет (16 %). В опросе были задействованы 24 студента (16 % выборочной совокупности), 30 пенсионеров (20 %), 36 работников бюджетной сферы (24 %) и 60 сотрудников частных предприятий (40 % респондентов). 48 опрошенных (32 %) - люди с высшим образованием, 42 человек (28 %) - с незаконченным высшим, 36 опрошенных (24 %) имеют среднее образование и 24 (16 %) - среднее специальное.

10 Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М., 2002. - С. 34.

11 Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - М., 2000. - С. 244.

12 Телевизионные новости России... С. 142-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.