УДК 372.08
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
© 2013 „ _ _
Павлова О.В.
Дагестанский государственный педагогический университет
На основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассматриваются содержание и механизм формирования рефлексивной компетентности будущего учителя, где особое внимание уделяется его профессиональной подготовке в свете компетентностного подхода.
On the basis of the analysis of the psychological, pedagogical and the special literature the author of the article discusses the content and mechanism of forming the future teachers’ reflective competence, where the special attention is paid to their professional training in the light of the competence approach.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, профессиональная компетентность, рефлексивные умения.
Keywords: competence approach, competence, professional competence, reflexive skills.
Переход российского высшего образования на европейскую модель актуализирует необходимость изменения образовательной системы в целом, поскольку социальная среда, рассматривает специалиста не как личность, обладающую знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но как субъект, способный эффективно действовать в нестандартных ситуациях. В этих условиях всё большую значимость приобретает компетентностный подход, важность применения которого подчеркивается в концепции модернизации российского образования.
Следует отметить, что формирование компетентностного в какой-либо профессиональной деятельности специалиста не обходится без использования теоретических основ, обозначенных в многочисленных исследованиях психологов, педагогов и специалистов-практиков.
По мнению А. А. Деркач, профессиональную компетентность следует определить как способность человека решать определенный круг профессиональных задач, а Л. К. Гребенкина определяет профессиональную компетентность как элемент педагогического профессионализма наряду с профессиональной культурой и потребностью в профессиональном росте.
В свою очередь, В. И. Байденко определяет профессиональную компетентность как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности.
На наш взгляд, интегрирующим компонентом в структуре профессиональной компетентности педагога выступает рефлексивная компетенция, поскольку ее включение в образовательный процесс обусловливается тем, что компетентность приобретается самим обучающимся в ходе учебной деятельности, организованной как мыследеятельностный процесс осознания своей деятельности.
Следует отметить, что проблема формирования готовности к профессиональной рефлексии в сфере образования рассмотрена в работах А. П. Гуреева (формирование рефлексии профессиональной деятельности педагога), Н. Б. Крашенинникова (развитие педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности), О. Ю. Шаврина (роль педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя), Ю. В. Кушеверской (особенности формирования
рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа) и т. д.
В образовательном процессе рефлексия является одним из основных компонентов деятельности, а следовательно, рефлексивная компетенция выступает как необходимая составляющая профессионального педагогического образования, что позволяет сделать вывод о необходимости развития у студентов рефлексивных умений как основы успешной профессиональной деятельности будущих специалистов.
Обобщая различные позиции, следует выделить ряд качеств личности, которыми должен владеть современный специалист для оптимальных межкультурных, социальных, общественно-политических и межличностных коммуникаций, среди которых ответственность, способность принимать самостоятельные решения, толерантность, готовность к диалогу, самоактуализация, самообразование и т. д., то есть качества, вырабатывающиеся в результате рефлексии.
В процессе обучения в университете студент должен владеть приведенными качествами, что характеризует готовность к успешной профессиональной деятельности, в связи с чем, возникает проблема развития у студентов рефлексивной компетенции.
На основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы нами выявлено, что наиболее эффективное развитие рефлексивной компетенции достигается при использовании методик проблемного обучения, создании акмеологических условий, соотнесении, профессионального опыта участников и заданного проблемного поля, организации деятельности, направленной на повышение рефлексивности. Кроме этого, важна личностная включенность участников в процесс осмысления, что существенно повышает эффективность обучения и профессионального становления. При этом кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме конкретных умений и навыков в области профессии, достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта. Акмеологическое значение рефлексивной компетентности для профессионала состоит в том, что способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяет формировать собственные ценности и принципы, определять стратегию развития, побуждает к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессиональной деятельности [4].
Следует отметить, что рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности называется социальной, поскольку обеспечивается выход в позицию «над» и «вне», позволяющую партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение. Данный вид рефлексии связан с имитационным моделированием и организационно-деятельностными играми, с выработкой групповых решений, с исследованием проблем взаимоотношений в организации и т. д. [3].
Современное состояние профессионального обучения и подготовки квалифицированных специалистов требует от теории и практики образования методологического и прикладного обоснования механизмов формирования компетентности личности, способной к анализу существующей ситуации, видению себя как активного субъекта к самостоятельному и ответственному принятию решения, что достигается с помощью системы проблемных заданий и вопросов, создания проблемно-рефлексив-ного пространства.
По мнению С. А. Пеняевой, возможно стимулирование студентов познавательной и рефлексивной активности способствующей формированию компонентов профессиональной компетентности, через создание благоприятных условий для реализации рефлексивного и личностного потенциала обучающихся с помощью учебного, профессионального и духовно-нравствен-ного диалога, освоения способов продуктивного общения, построения партнерских образовательных отношений. Этим достигается рефлексивная поддержка познавательной деятельности и учебного взаимодействия [2].
Таким образом, вышеизложенное подтверждает предположение о том, что на современном этапе развития отечественной системы высшего образования
приоритетным является формирование рефлексивной компетентности будущего учителя, в связи с чем на первый план выходит наличие у будущих специалистов должного уровня сформированности рефлексивных умений.
Примечания
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель // Педагогика. 2003. 2. Багдай Е. В.
Формирование рефлексивной позиции студента в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Киров, 2007. 184 с. 3. Зинченко В. П. Рефлексивный подход: от методологии к практике. М. : «Когито-Центр», 2009. С. 133-147 4. Карпов А. В., Пономарева В.
В. Психология рефлексивных механизмов управления. Москва - Ярославль : Диа-пресс, 2000. 5.
Пеняева С. А. Познавательная активность в креативной педагогике высшей школы. М. : Компания Спутник+, 2003.
Статья поступила в редакцию 04.01.2013 г.