Научная статья на тему 'Формирование речевой компетентности в процессе профессиональной подготовки актеров театра и кино'

Формирование речевой компетентности в процессе профессиональной подготовки актеров театра и кино Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование речевой компетентности в процессе профессиональной подготовки актеров театра и кино»

Упражнения этого курса призваны поставить обучаемого в такие условия, при которых он обязательно делает для себя цветовые открытия, осуществляет самостоятельные поиски, которые ведут его к усвоению основ колористической культуры.

Проведенное исследование и педагогические эксперименты позволяют нам в заключении сделать следующие выводы.

1, Формирование колористической культуры студентов инженерно-архитектурных специальностей является важнейшей компонентой профессиональной культуры специалиста и возможно лишь при создании и реализации следующих педагогических условий:

а) обеспечение перманентного характера педагогического сопровождения учебной и учеб-но-творческой проектной деятельности студентов в части их колористической компетентности в течении всего периода обучения;

б) применения активных методов и форм обучения студентов профессиональному цветовос-приятию и цветовоспроизведению;

в) ориентации содержания аудиторных и фа-

культативных занятий по цветов еден ию и коло-ристике на творческое применение полученных знаний в проектировании и реализации продуктов проектной деятельности;

г) эффективного использования индивидуальных и коллективных форм учебной и учебнотворческой работы студентов, как в рамках аудиторных занятий, так и в общественной работе.

2. В результате проведенного исследования и экспериментальной работы получила полное подтверждение гипотеза о сущностной необходимости применения педагогической технологии формирования колористической культуры студентов, которая должна стать неотъемлемой органичной частью всего процесса обучения и развития будущего инженера-архитектора.

3. Апробация автором исследования, а так же педагогами других вузов технологии, направленной на формирование основ колористической культуры у студентов инженерно-архитектурных специальностей показала достаточно высокую эффективность ее и значимость в подготовке профессионалов высшей квалификации.

Е.В. Ласкавая

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АКТЕРОВ ТЕАТРА И КИНО

Обучение технике речи студентов театральных вузов и института кинематографии решает многосторонние задачи их речевой компетентности и является существенным компонентом системы профессионального образования.

Драматический театр - это синтетическое искусство. Огромное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, русский театр, развивающий традиции М. Щепкина и К.С. Станиславского, прежде всего, ориентирован на вербальное творчество на основе драматургии. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль-действие, раскрываемое через слово.

Начиная с Карамзина, Пушкина и Грибоедова наши классики отбирали из речевого многообразия наиболее точные, яркие слова и создавали «великий прекрасный язык». Сегодня сохранение языка в его чистоте и красоте является одной из важных задач российских педагогов театральных школ. Появился целый ряд педагогических разработок по

сценической речи. Они содержат заслуживающую внимания информацию и направлены на развитие творческих способностей студентов.

Существует несколько речевых школ: восточная, европейская и русская. Педагогический опыт восточной школы основан на принципе медитаций — духовного сосредоточения. Он рассчитан на протяженный во времени процесс. Актеры в театрах Китая, Кореи и Японии, как правило, являются представителями династий, и поэтому сценической речи там обучают с самого раннего детства. Это обучение основано на знаниях, хранящихся в глубокой тайне. Восточная школа уже в силу ее ментальности не близка русской культуре, хотя мы с большим вниманием относимся к их педагогическому опыту, и, безусловно используем элементы их практик в своих речевых тренингах (именно этим словом мы будем называть свои практические занятия).

Педагогический опыт западных речевых школ, как европейской, так и американской, направлен

© Е.В Ласкавая, 2008

87

скорее на освобождение от природы данного голоса, чем на воспитание и становление стабильного, профессионального речевого аппарата. Достоинством западных школ является умение студентов получать удовольствие от своего голоса. Мы же, используя их упражнения в своей практике, ставим точные смысловые задачи, которые позволяют добиться конкретного смыслового действия. Такой подход нам представляется целесообразным и необходимым на самом начальном этапе работы со студентами, поэтому мы учитываем опыт педагогов западных школ и выборочно используем их упражнения в своей программе.

Самого пристального внимания заслуживают педагогические программы сценической речи, разработанные на основе традиций русского театра И. П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой [1], В.Н. Галендеева [2], Ю.А. Васильева [3], А.И. Пи-люс [4] и другими педагогами, развивающими речевые технологии. Их программы обобщают живой опыт работы в сценическом пространстве и используют новые открытия в лингвистике, литературоведении, психологии, медицине.

За последние годы много сделано в изучении механизмов речи, слуха, в теории голосообразо-вания. Современная педагогика нашла новые пути совершенствования методики работы над дыханием, слухом, голосом. В основу методических приемов лети работы врачей-ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Их разработки способствовали освоению правильного полного дыхания, снятию мышечных зажимов, которые мешают работе над речью, умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата.

Расширяя рамки исключительно театральной педагогики, и выводя проблему важности техники речи за пределы узкой специфики театрального и кино пространства, анализируя природу речевых технологий, необходимо обратить внимание на взаимодействие всех средств, используемых в речевом акте. Речь теснейшим образом связана со свободой тела. Следовательно, в нашей педагогической практике встал вопрос о междисциплинарных связях, а именно, о связи речевого процесса со смежными предметами «пластикой», «ритмикой», «сценическим движением» и «мастерством актера».

«Пластика» - сложнейшая синтетическая дисциплина. Она определяется не только трениров-

кой человеческого тела, но и развитостью эмоциональной сферы человека. О значении пластического образа писали все виднейшие деятели театра, в том числе, К.С. Станиславский [5], М. Чехов [6], М.О. Кнебель [7] и др. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на достижение гармоничного взаимодействия тела, разума и эмоций каждого отдельного человека и гармоничного взаимодействия его с миром. Поскольку гармоничная выразительная речь человека (звуковой образ) воздействует не меньше, а зачастую и больше, чем образ визуальный, мы стремимся к совмещению звучания с пластической выразительностью.

Основной задачей предмета «Сценическое движение» является достижение абсолютной мышечной свободы, легкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавление от неуверенности и страха. Поскольку человек, как правило, совмещает речь с движением, то и обучение речеголосовому акту необходимо соединить с движением, которое будет помогать речевому процессу.

Также совершенно очевидна связь предмета «Сценическая речь» с дисциплинами «Ритмика)) и «Танец», которые учат мгновенному включению, концентрации внимания, вырабатывают навыки коллективного существования.

И, наконец, «Сценическая речь» и «Мастерство актера». Безусловным является тот факт, что речь дана человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи - психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, чтобы подчинить все элементы техники речи действию. Умение конкретно действовать в предлагаемых обстоятельствах - является основной задачей обучения актерскому мастерству.

Говоря о предмете «Сценическая речь», о его значимости в процессе профессиональной подготовки актеров театра и кино, о развитии их речевой компетентности, необходимо с первых же уроков вырабатывать у студентов острый слух, способный примечать ошибки, отклонения от нормы произношения. Важно, чтобы студенты научились отличать органичное, естественное течение русской речи от «нарочитого», деланного и воспитали в себе «чувство веры и правды».

Урок должен строиться не только как увлекательная игра, но и как абсолютно свободный твор-

88

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

ческий процесс, в котором студент ощущает свой потенциал и сознательно стремиться к самосовершенствованию не только в области сценической речи, но и в развитии таких личностных качеств, как внимание, дисциплина, ответственность, партнерство и умение гармонично существовать в коллективе.

Исходя из этих требований, подбираются педагогические методы, которые приемлемы для всех дисциплин театрального воспитания, а именно:

1. Метод непрерывного процесса формирования речи. Он превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений, разбитых на комплексы, между которыми существует четкая логическая связь.

2. Метод ступенчатого усложнения. Этот метод предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения студентом технологических составляющих техники сценической речи.

3. Метод игрового существования. Это очень важный аспект работы. Только апеллируя к воображению студента, можно добиться положительных результатов.

4. Метод импровизации. Он дает возможность выявить у студента нереализованный творческий потенциал, а также помогает провоцировать студентов на контактность, открытость, позитивное отношение к себе, друг к другу и к окружающему миру.

5. Метод партнерского взаимодействия. Этот метод направлен на максимальное внимание к партнерам.

Система обучения технике речи - педагогическая система со всеми присущими ей свойствами. особенностями и закономерностями, соответственно, все компоненты системы (цели, методы, формы, содержание и средства) взаимосвязаны и находятся в постоянной взаимозависимости (большое внимание системному подходу в педагогике уделяли В.П. Беспалько [8], Т.А. Ильина [9}, Ю.А. Кусов [10]).

В театральных вузах, как правило, студенты мотивированны и с большим вниманием относятся к изучению предмета «Сценическая речь». Этот предмет напрямую связан с родным языком, высокой литературой, культурным наследием. Следовательно, обучение технике речи оказывает на студентов большое воспитательное воздействие.

Во-первых, знакомство с лучшими традициями культурного наследия народа - носителя язы-

ка, побуждает к чувству патриотизма и гордости за свое Отечество.

Во-вторых, обучение данной дисциплине, базирующейся на большой сосредоточенности, концентрации внимания, «волевом акте», помогает в воспитании таких качеств характера, как трудолюбие, настойчивость и внимательность. Следовательно, средствами техники речи осуществляется трудовое, нравственное и эстетическое воспитание.

Кроме того, очень важным является общеобразовательное воздействие обучения технике речи: студенты приобретают многосторонние знания в технологическом процессе речи. А именно: они овладевают правильным фонационным дыханием, приобретают красивые и гармоничные голоса, становятся точны в дикционном произнесении (а мы знаем, что хорошая дикция - это «вежливость» актера), подробно изучают правила нормативного произношения (орфоэпия) и, наконец, овладевают логикой речи. Все эти знания позволяют расширить их культурный кругозор и положительно сказываются на понимании своего родного языка. В ходе процесса обучения, знания перерастают в навыки, а затем в стабильные умения. Именно благодаря этому предмету, студенты приобретают навыки грамотного общения, коммуникативные способности, расширяют свои возможности в сфере социальной адаптации.

Так как речевая компетентность является одним из проявлений личности, то формируется и развивается она в деятельности личности. (В психологии основы личностно-деятельностного подхода были заложены работами Л.С. Выготского [11], A.A. Леонтьева [12], С Л. Рубинштейна [13]).

В центре обучения находится сам студент, со своим неповторимым психологическим складом, своими мотивами и целями. То есть - студент, как личность.

Несколько поколений назад, преимущественное большинство студентов театральных вузов изучали технику речи, исходя из узких личных мотивов (речевая деятельность в пределах сценического и кино пространства). Сегодня ситуация изменилась. В обществе с невероятной скоростью развиваются информационные технологии. Следовательно, возрастает потребность в специалистах, способных самостоятельно устанавливать социальные и культурные контакты, активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

89

Изменилась мотивация к овладению техникой речи. Речевая деятельность рассматривается не только как средство улучшения своих профессиональных навыков, но и как средство коммуникации.

Кроме того, изменилась схема взаимодействия преподавателя и студента. Вместо широко распространенной схемы, где преподаватель -субъект педагогического воздействия, а студент -объект этого воздействия, возникла схема субъектно-субъектного, равнопартнерского взаимодействия преподавателя и студента. Обучающийся пропускает информацию через свой человеческий опыт, и она становится его индивидуальным знанием. Но и преподаватель, делясь информацией, обозначает свое отношение к ее содержанию, исходя из своего человеческого опыта. Следовательно, происходит взаимодействие двух носителей знаний - студента и педагога.

Возвращаясь к сути предмета «Сценическая речь», главная цель которого - формирование речевой компетентности будущего актера, мы обязаны обратить внимание на факт стремительного разрушения великой русской речи. На каждом шагу мы слышим как замечательная русская интонация, с ее певучестью, с ее протяжными объемными гласными звуками все больше и больше вытесняется вульгарной речью с рваным и резким звучанием. Кроме того, что в речь вливается бесконечный поток бытовой и сленговой лексики, мы наблюдаем и так называемую «американизацию» языка. Причем, «американизация» выражается не только в замещении русских слов и значений на английские, но и в изменении самой интонации речи.

Ситуация выглядит критической, но остается надежда сохранить русский язык в его значениях благодаря искусству, которое воздействуя на человека эмоционально и подсознательно, направляет его в сторону образования.

Поэтому мы находим чрезвычайно важным тот факт, что за время обучения в театральном вузе, по мере накопления культурного багажа, у студента формируется чувство речи, вырабатывается навык правильного произношения, развивается логика речи и накапливается огромный арсенал технических приемов, позволяющих сделать речь «орудием художественной выразительности».

Библиографический список

1. Козляпинова И,П., Промптова И.Ю. Сценическая речь: Учебник.-М., 1995.

2. Галендеев В.Н. Не только о сценической речи: Монография. - СПб., 2006.

3. Васильев Ю.А. Сценическая речь: Вариации для тренинга. - СПб., 2005.

4. Пилюс А.И. Техника сценической речи: Произношение и произнесение. - М., 2007.

5. Станиславский К. С. Работа актера над со-бой.-М., 1983.

6. Чехо М. Литературное наследие: В 2-х т. -М., 1995.

7. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. -М., 1954.

8. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.-М., 1989.—192 с.

9. Ильина ТА. Структурно системный подход в организации обучения. - М., 1972. - 98 с.

10. Кустов Ю.А. Взаимосвязь профессионального образования и производства. - Тольятти, 1996.-158 с.

11. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное: собрание трудов. - М.: Изд-во «Лабиринт», 2001. - 368 с.

12. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность.-М., 1969.-214с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М., 1989. - 48 8 с.

90

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.