Научная статья на тему 'Формирование психологической культуры будущих педагогов-психологов и социальных педагогов'

Формирование психологической культуры будущих педагогов-психологов и социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
745
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / PSYCHOLOGICAL CULTURE / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / FORMATION / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / SELF-REGULATION / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PROFESSIONAL CULTURE / STRESS RESISTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова И. П.

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования психологической культуры будущих психологов и социальных педагогов. Термин «психологическая культура» является относительно новым понятием, и следует заметить, что в современной педагогической и психологической литературе не дается четкого определения этого термина. Психологическая культура играет важную роль в профессиональной деятельности любого специалиста. Но для психолога и социального педагога она особенно значима, так как они должны демонстрировать эталон профессионального поведения и помогать людям в решении различных проблем. Поэтому очень важна подготовка высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем психологической культуры. Важным моментом формирования психологической культуры являются эффективное использование учебных занятий и практики, психолого-педагогическое сопровождение формирования психологической культуры и систематическая диагностика психологической культуры. В статье определены компоненты психологической культуры и уровень ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS AND SOCIAL TEACHERS

The article deals with some aspects of the formation of psychological culture of future psychologists and social teachers. The term "psychological culture" is a relatively new concept, and it should be noted that the modern pedagogical and psychological literature does not give a clear definition of this term. Psychological culture plays an important role in the professional activity of any specialist. But for the psychologist and social pedagogue it is especially important, as they should demonstrate the standard of professional behavior and help people in solving various problems. Therefore, it is very important to train highly qualified specialists with a high level of psychological culture. An important point in the formation of psychological culture is the effective use of training and practice, psychological and pedagogical support of the formation of psychological culture and systematic diagnosis of psychological culture. The article defines the components of psychological culture and the level of development.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической культуры будущих педагогов-психологов и социальных педагогов»

УДК 159.99

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ

ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

И.П. Иванова

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования психологической культуры будущих психологов и социальных педагогов. Термин «психологическая культура» является относительно новым понятием, и следует заметить, что в современной педагогической и психологической литературе не дается четкого определения этого термина. Психологическая культура играет важную роль в профессиональной деятельности любого специалиста. Но для психолога и социального педагога она особенно значима, так как они должны демонстрировать эталон профессионального поведения и помогать людям в решении различных проблем. Поэтому очень важна подготовка высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем психологической культуры. Важным моментом формирования психологической культуры являются эффективное использование учебных занятий и практики, психолого-педагогическое сопровождение формирования психологической культуры и систематическая диагностика психологической культуры. В статье определены компоненты психологической культуры и уровень ее развития.

Ключевые слова: психологическая культура; психологическая компетентность, формирование, профессионально-важные качества; саморегуляция, профессиональная культура; психологическое здоровье, стрессоустойчивость.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF FUTURE

TEACHERS-PSYCHOLOGISTS AND SOCIAL TEACHERS

I. Ivanova

Abstract. The article deals with some aspects of the formation of psychological culture of future psychologists and social teachers. The term "psychological culture" is a relatively new concept, and it should be noted that the modern pedagogical and psychological literature does not give a clear definition of this term. Psychological culture plays an important role in the professional activity of any specialist. But for the psychologist and social pedagogue it is especially important, as they should demonstrate the standard of professional behavior and help people in solving various problems. Therefore, it is very important to train highly qualified specialists with a high level of psychological culture. An important point in the formation of psychological culture is the effective use of training and practice, psychological and pedagogical support of the formation of psychological culture and systematic diagnosis of psychological culture. The article defines the components of psychological culture and the level of development.

Keywords: psychological culture; psychological competence, formation, professionally important qualities; self-regulation, professional culture; psychological health, stress resistance.

Актуальность исследуемой проблемы. В соответствии с требованиями ФГОС современная образовательная система ориентирована на развитие личности, что требует сближения педагогики и психологии. Психологическая культура в любой сфере деятельности очень важна, но в деятельности педагога она особенно значима. Педагогическая деятельность очень ответственная и сложная деятельность. От деятельности педагога зависит будущее нашей страны. Это профессия предъявляет большие требования к личности педагога. Современные педагоги, какое бы образование они не имели, должны обладать психологической компетенцией и психологической культурой. Особенно это важно для людей, которые организуют деятельность социально-педагогической и психологической службы.

Профессия педагога-психолога, социального педагога предполагает деятельность в сложных и нестандартных ситуациях. Социальные педагоги работают с трудными детьми, помогают семьям в решении проблем в воспитании детей, помогают людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Психологи помогают решить различные проблемы всем участникам образовательного процесса. Поэтому эта деятельность сопряжена с большой эмоциональной нагрузкой и стрессами, которые влияют на психическое, психологическое и физическое здоровье человека.

Будущие специалисты должны обладать комплексом знаний и умений по психологии и педагогике. Чему на занятиях и во время практик учат будущих психологов и социальных педагогов. Подготовка бакалавров по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-

педагогическое образование профиль Психология и социальная педагогика и специалистов 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения предполагает обязательное формирование и развитие психологической культуры будущего специалиста. Для каждой специальности разработан свой комплекс психологических и социально-педагогических знаний, который развивает психологическую компетентность будущих специалистов. Молодому специалисту после окончания вуза приходится самому искать работу, самому себя представлять, и от того насколько он знает свои слабые и сильные стороны, свои возможности, которые ему помогут или будут мешать в дальнейшей работе, будет зависеть успех в профессиональной деятельности. Подготовка психологов и социальных педагогов предполагает не только знание педагогики и психологии, но и высокий уровень развития психологической культуры.

Целью нашего исследования является выявление основных компонентов

психологической культуры, призванных обеспечить успех в профессиональной деятельности и выявление уровня сформированности психологической культуры у будущих педагогов-психологов и социальных педагогов.

Требования ФГОС таковы, что каждый педагог должен обладать психологическими знаниями. В современном обществе многие стремятся овладеть этими знаниями. Но проблема развития психологической культуры социального педагога и педагога психолога очень актуальна. Эти специалисты работают с трудными детьми, родителями, им приходится сталкиваться с различными конфликтными ситуациями, поэтому повышение психологической культуры является важным моментом для их социально-профессиональной адаптации и психологического здоровья [6].

Формировать психологическую культуру надо начинать с детства. Психологическая культура, в первую очередь, важна для каждого человека; благодаря ей сохраняется эмоциональная стабильность, и повышается качество жизни. Социальный педагог наравне с педагогом-психологом должен своим примером, своим поступком, своим поведением, своим отношением к людям демонстрировать эталон психологической культуры.

Актуальность проблемы определяется и тем, что изменения в обществе, ускорение темпов жизни откладывают отпечаток и на взаимоотношения между людьми, не все люди легко адаптируются к таким условиям жизни.

Низкий недостаточный уровень психологической культуры приводит к возникновению конфликтных ситуаций, к росту агрессии, к снижению продуктивности деятельности. Социальный педагог и педагог-психолог часто сталкиваются с психологической

непросвещенностью и безграмотностью родителей, семьи и даже педагогов [4].

Требования к современному молодому специалисту повышаются; он должен уметь эффективно взаимодействовать в

образовательном процессе, вести конструктивный диалог как с детьми, их родителями, так и с педагогами. Социальный педагог и педагог-психолог должны владеть профессиональными компетенциями, также должны быть готовы к сотрудничеству, учитывая интересы других людей.

Материал и методика исследований. ФГОС в психолого-педагогическом сопровождении

важным моментом считает формирование психологической культуры педагогов.

Психологическая культура является частью общей культуры и проникает в разные сферы современной жизни, конечно же, она является одним из важнейших условий эффективности организации педагогического процесса.

Категория «культура» - общенаучное понятие; оно рассматривается в философии, педагогике, психологии, социологии. Культура помогает человеку достичь определенных высот в процессе жизнедеятельности, она создается самим человеком, благодаря ей человек развивается. Понятие психологическая культура изучается довольно давно, и в разных ракурсах, оно многогранно [2].

Психологическая культура тоже

многогранное понятие. Конечно же, педагогическая деятельность предполагает развитую культуру.

Проблема формирования, взаимосвязи психологической культуры с профессиональной культурой; структура психологической культуры рассматриваются многими учеными

(Бондаревская Е.В., Исаев И.Ф., Сластенин В.А., Абросимова З.Ф., Гершунский Б.С., Асмолов А.Г., Деркач A.A., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Петровский В.А., Гришина E.H., Егорова Т.Е., Колмогорова Л.С., Мотков О.И., Мухаметзянова Ф.Ш., Обозов H.H., Селезнева Т.Н. и др.).

Благодаря психологической культуре происходит эффективное взаимодействие психологов и социальных педагогов при решении сложных жизненных проблем, поэтому изучением этого феномена занимаются ученые разных направлений. Понятие «психологическая

культура» связывается с такими понятиями, как «профессиональная культура», «педагогическая культура», «психологическая компетентность», но это нетождественные понятия.

Изучением психологической культуры занимались многие ученые К.А. Абульханова-Славская, В.Е. Давидович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Л.С. Колмогорова, А.Н. Леонтьев, О.И. Мотков, Н.Н. Обозов, А.Б. Орлов, Н.Ю. Певзнер, С.Л. Рубинштейн, М.К. Тутушкина и многие другие.

Существует множество подходов к определению психологической культуры, которые взаимодополняют друг друга.

И.В. Дубровина считает, что психологическая культура включает в себя психологические знания и общую культуру человека. И говорит о необходимости формирования зрелой психологической культуры [1].

М.К. Тутушкина считает, что психологическая культура - это беспокойство о своем психологическом здоровье, способность своевременно преодолевать психологические кризисы и помогать другим людям, и она выделяет следующие базисные компоненты: самопознание и познание других, самооценку и умение контролировать свои эмоции, поведение, общение [9].

Кузьмина А.Б. выделяет следующие компоненты психологической культуры: когнитивный, аффективный, мотивационный, поведенческий (деятельностный), ценностно-смысловой, рефлексивно-перцептивный,

творческий компоненты. Психологическая культура определяется гуманистическими ценностями, позитивными личностными и духовно-нравственными установками,

способностями к эффективной самоорганизации профессиональной деятельности [8].

Выделение в понятии психологическая культура Н.Н. Обозовым следующих компонентов: понимание и знание себя и других людей; способность к адекватной самооценке и оценке других людей, саморегулированию личных психологических состояний,

уравновешивание взаимоотношений с другими людьми, тоже подтверждает взаимосвязь психологической культуры и жизнеспособности личности.

Анализ результатов исследований, посвященных психологической культуре, позволяет выделить большое множество ее компонентов: когнитивный, конструктивный, организационный, коммуникативный, волевой и т.д. [3].

На наш взгляд, психологическая культура во многом будет способствовать развитию жизнеспособности человека, это такое качество личности, которое помогает сохранять, поддерживать свою жизнь, существовать, развиваться, приспосабливаться к условиям среды и делать человека успешным. Конечно же, психологическая культура постоянно развивается, благодаря ей личность противостоит переживаниям, обладает саморегуляцией и самоконтролем [5].

Таким образом, психологическая культура призвана помочь человеку организовать свою деятельность с творческим подходом, преодолеть стрессы, самореализоваться, реалистично оценивать себя и других. Повышение психологической культуры поможет избежать внутренних конфликтов, находить

конструктивные способы взаимодействия с другими людьми. Психологическая культура является одним из основных компонентов в личностной структуре педагога-психолога и социального педагога.

Анализ различных подходов позволил нам определить основные компоненты

психологической культуры, которые важны в профессиональной деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов: способность к адекватной самооценке, мотивация обучения, эмоционально-волевая сфера, саморегуляция, поведение личности. На наш взгляд, благодаря развитию этих показателей студенты могут быть успешными в профессиональной деятельности.

Для выявления уровня сформированности психологической культуры наших студентов, мы выбрали следующие методы: «Шкала самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусалем); методика «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина); опросник стиля саморегуляции поведения В.И. Моросановой; исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн.

Со студентами проведена психодиагностика с целью изучения уровня сформированности психологической культуры; в исследовании участвовали 50 студентов (1 курс - 25 студентов, 4 курс - 25 студентов). Это будущие социальные педагоги и педагоги-психологи.

Самоэффективность влияет на поведение личности. Проведя диагностику с помощью методики «Шкала самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусалем), мы выявили, что у студентов 1 курса следующие показатели: низкая самоэффективность - у 3 (12%) студентов; ниже среднего - у 2 (8%) студентов; средняя самоэффективность у 10 (40%) студентов; выше среднего у 6 (24%) студентов; высокая

самоэффективность у 4 (16%) студентов. А у студентов 4 курса следующие данные: 16 (64%) студентов показали высокую самоэффективность; 4 (16%) выше среднего; 5 (20%) средняя самоэффективность.

Методика «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильиной) была проведена с теми же студентами и получились следующие данные: 1 курс у большинства студентов преобладает мотивация «Получение диплома» - 15 (60%), «Овладение профессией» - 6 (24%); «Приобретение знаний» -

4 (16%). У студентов 4 курса преобладает мотивация «Овладение профессией» - 20 (80%); «Приобретение знаний» - 5 (20%).

Диагностика развития индивидуальной саморегуляции и её индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности. По результатам опросника стиля саморегуляции поведения В.И. Моросановой, у студентов 1 курса почти по всем шкалам преобладает низкий уровень саморегуляции. А у студентов 4 курса преобладает высокий уровень саморегуляции по всем шкалам. В принципе, это показатель того, что у студентов психологическая культура сформирована.

Данные методики Дембо-Рубинштейна показали, что самооценка студентов 1 курса такова: у 10 (40%) - заниженная самооценка, у 10(40%) - адекватная самооценка, у 5 (20%) студентов завышенная самооценка.

Студенты 4 курса с завышенной самооценкой

5 (20%); с адекватной самооценкой - 20 (80%).

Сравнительный анализ показывает то, что студенты 4 курса показали по всем компонентам психологической культуры самые лучшие результаты.

Результаты исследований и их обсуждение. При подготовке будущих социальных педагогов и психологов мы уделяем большое внимание формированию психологической культуры. С этой целью эффективно используются потенциальные возможности учебных занятий. На практических и лекционных занятиях у студентов развивается практическое мышление, умение применять психолого-педагогические технологии при решении трудных случаев в работе со школьниками, их родителями. Студент знакомится с закономерностями развития личности, со способами регуляции социального поведения, методиками и технологиями социально-педагогической деятельности,

приемами саморегуляции.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования психологической культуры у будущих социальных педагогов и психологов является развитие интереса к психологическим знаниям, умениям и желание их использовать на практике. Развитие психолого-педагогической компетентности, которая предполагает применение психолого-педагогических

технологий, направленных на целенаправленно организованное психолого-педагогическое

сопровождение. Благодаря психологической культуре студент учится выстраивать отношения со школьниками, родителями и педагогами в различных жизненных ситуациях.

Итак, эффективным при формировании психологической культуры является

формирование психологической грамотности. Усвоенная система научных психологических знаний способствует развитию социального интеллекта, креативности. Поэтому в рамках изучения дисциплин студенты учатся составлять психолого-педагогические заключения,

составляют характеристики личности, разрабатывают рекомендации для детей, родителей и педагогов. Этому помогает сотрудничество с центрами психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, с реабилитационными центрами.

Во-вторых, формирование психологической компетентности, которая обеспечивает эффективность деятельности социальных педагогов и психологов. Развитие у студентов наблюдательности, внимательности, эмпатии (способность поставить себя на место другого человека и понять его чувства и эмоции), психологической чуткости и проницательности. Психолог и социальный педагог должны быть общительными, уметь видеть внутренние проблемы другого человека (педагогическая интуиция). Все эти качества развиваются в ходе занятий и педагогических практик. Для этого с первого курса в учебный план включены такие дисциплины, как «Введение в специальность», «Психолого-педагогическая этика»,

«Психологическая служба».

Важным моментом в формировании психологической культуры является развитие личностной саморегуляции, благодаря которой возможно обеспечить эффективное, гуманное взаимодействие с людьми. Тип профессии «человек-человек» требует от специалиста большого эмоционального напряжения и умение противостоять внешнему давлению, развитые самоконтроль и стрессоустойчивость являются важными показателями психологической культуры. В рамках изучения дисциплины

«Психология стресса» студенты осваивают методы развития стрессоустойчивости.

Любая профессия требует от человека культурного поведения, вежливости,

дипломатичности, ответственности,

нравственности и самоуважения, поэтому важную роль в формировании психологической культуры играют профессионально-важные качества психолога и социального педагога, профессионально-этические нормы и принципы [10].

Еще одним важным моментом в психолого-педагогическом сопровождении формирования психологической культуры большую роль играет развитие положительного отношения к будущей профессии социального педагога и психолога. Для развития мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии нами организуются встречи с выпускниками факультета, проводятся совместные научно-практические конференции, где студенты видят все стороны разнообразной работы социального педагога и психолога.

Трудоустройство выпускников факультета всегда высокое - 98 процентов, почти все студенты идут работать по специальности, но, к сожалению, в течение 3 лет многие уходят из садиков, школ и реабилитационных центров. Причины самые разные: очень сложная работа, конфликты, кто-то не справляется, кто-то, только поработав, понимает, что выбор был неверным, часто причиной является низкая заработная плата. Видимо, с этими студентами мало работали над формированием мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии, которое способствует формированию профессионально-важных качеств. А еще страшнее, когда у человека не развиты профессионально-важные качества, не сформирована психологическая культура, а он остается в профессии. Сколько судеб он может искалечить?

Уже на 1 курсе мы проводим диагностику мотивации выбора профессии, проводим методику «Незаконченные предложения», чтобы выяснить представления о выбранной профессии и о психологической культуре. Анализ результатов свидетельствует о том, что студенты выбирают профессию осознанно, имея четкие представления о ней около 78,6 процента, но около 14 - 16 процентов приходят на факультет решить свои проблемы, а остальные не могут объяснить свой выбор, случайный выбор. К сожалению, не все студенты, выучившись, могут решить свои проблемы, но это и не является целью обучения в вузе [7].

Психодиагностическая программа изучения профессиональной компетентности и

психологической культуры будущих социальных педагогов и психологов, которая включает в себя: методику изучения мотивов учебной деятельности (А.А. Реана, В.А. Якунина); методику диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева; экспрессдиагностика эмпатии И.М. Юсупова; опросник креативности Джонсона; самоактуализационный тест (САТ), методику «Шкала самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусалем).

Диагностика проводится в течение всего периода обучения. Какие проблемы выявляются в ходе проведения психодиагностики:

профессиональные знания, умения и навыки слабо развиты, низкая личная инициатива, многие студенты не умеют решать психолого-педагогические проблемы. К 4 курсу эти проблемы преодолеваются.

Анализ результатов помогает в психолого-педагогическом сопровождении формирования психологической культуры студентов. Для решения проблем организуются психологические консультации, проводятся тренинги

профессионального роста.

В развитии психологической культуры будущих психологов и социальных педагогов большую роль играет умение студентов анализировать свою психологическую культуру. С этой целью проводятся тренинги, творческие работы, где студент проводит рефлексию своей психологической культуры. Необходимым условием является целенаправленная

организованная работа по психолого-педагогическому сопровождению формирования компонентов психологической культуры.

Резюме. Таким образом, для формирования психологической культуры необходимо эффективно использовать потенциал учебных дисциплин, использовать методы активного социально-педагогического обучения, социально-психологические тренинги, внедрять в учебный процесс проектную деятельность, решать практические задачи, с которыми столкнётся будущий специалист в профессиональной деятельности. Психологическая культура будет способствовать развитию успешного

профессионала, способного разрешать внутренние конфликты и противоречия, выстраивать конструктивное взаимодействие с собой и окружающими.

Литература:

1. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учебное пособие / И.В. Дубровина. - 4-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2004.

2. Ермаченко Н.А. Подходы к исследованию феномена психологической культуры / Н.А. Ермаченко // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 155-158.

3. Шилова Т.В. Эмоциональная устойчивость как фактор эффективного педагогического общения / Т.В. Шипова, И.П. Иванова // Педагогическая деятельность как творческий процесс / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет. - 2016. - С. 433-439.

4. Иванова И.П. Подготовка будущих психологов к работе с агрессивными подростками / И.П. Иванова, О.В. Патеева // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях / Материалы VI Международной учебно-методической конференции; под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. -Чебоксары, 2014. - С. 281-285.

5. Иванова И.П. Психологическая устойчивость в контексте саморегуляции человека: сборник научных

трудов / И.П. Иванова // Актуальные вопросы воспитания детей и учащейся молодежи. - Чебоксары. - 2010. - С. 52-55.

6. Иванова И.П. О некоторых проблемах профессионального обучения студентов-психологов / И.П. Иванова // Воспитательная работа в вузе: теория и практика. - Чебоксары. - 2009. - С. 47-51.

7. Иванова И.П. Об организации работы по обучению здоровью студентов психолого-педагогического факультета / И.П. Иванова // Актуальные проблемы воспитания студенческой молодежи. - Чебоксары. - 2006. - С. 66-69.

8. Кузьмина А.Б. Формирование психологической культуры у будущих педагогов: автореф. дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / А.Б. Кузьмина. - Пятигорск, 2015. - 21 с.

9. Тутушкина М.К. Практическая психология / М.К. Тутушкина. Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2001. - 368 с.

10. Шубникова Е.Г. Подготовка студентов педагогического вуза к профилактике зависимого поведения в детской и молодежной среде: монография / Е.Г. Шубникова. - Москва: Современное образование, 2014. - 160 с.

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иванова Ираида Павловна (г. Чебоксары, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, e-mail: [email protected]

Data about the author:

I. Ivanova (Cheboksary, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogics, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovleva, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.