Научная статья на тему 'Формирование психологической компетентности преподавателей вуза на этапе послевузовского образования'

Формирование психологической компетентности преподавателей вуза на этапе послевузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плугина М. И.

В статье подчеркивается важность включения психологических знаний в процесс образования взрослого человека на этапе послевузовского обучения, особенно при осуществлении им педагогической деятельности. Утверждается, что повышение психологической компетентности преподавателей можно реализовать в условиях повышения квалификации. Автором приводятся экспериментальные данные, полученные в результате исследования группы преподавателей вуза, обучающихся на ФПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regarding the Formation of Psychological Competence of Higher School Professors During Post Graduate Studies

The article underlines the significance of integrating psychological knowledge in the education process of adults at the postgraduate stage studying, especially during the realization of pedagogical activity. Special attention is given to psychological knowledge, psychological competence and psychological culture. The improvement of psychological competence of teachers can be realized in improvement skills conditions. In this article the experiment of the instructors of higher institutes of learning, who had been studying at the improvement of skill faculty, is described.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической компетентности преподавателей вуза на этапе послевузовского образования»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА НА ЭТАПЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. И. Плугина, доцент кафедры психологии Северо-Кавказского государственного технического университета (г. Ставрополь)

В статье подчеркивается важность включения психологических знаний в процесс образования взрослого человека на этапе послевузовского обучения, особенно при осуществлении им педагогической деятельности. Утверждается, что повышение психологической компетентности преподавателей можно реализовать в условиях повышения квалификации. Автором приводятся экспериментальные данные, полученные в результате исследования группы преподавателей вуза, обучающихся на ФПК.

Образование, которое понимается как процесс и результат, по своей сути есть движение от целей к результату Причем результатом становятся не просто конкретные знания, а грамотность, образованность, компетентность, культура, менталитет. Сегодня сформировалось однозначное представление о том, что процесс образования должен осуществляться на протяжении всей жизни. Иначе говоря, человек на любом возрастном этапе может и должен осваивать новые знания, повышать свою образованность, профессиональную компетентность, общую культуру и т. д.

В сложившейся ситуации актуальными становятся вопросы, связанные с образовательной деятельностью человека на этапе взрослости. Современные образовательные системы располагают достаточным количеством условий, необходимых для организации эффективной образовательной деятельности специалистов различных областей, с применением различных видов и форм обучения. Особую актуальность приобретают вопросы, касающиеся образовательной деятельности специалистов в сфере педагогической деятельности. Сегодня, в век информационного бума, преподаватель перестает быть единственным источником знания. А те знания, которые он приобрел в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности, со временем требуют обновления и дополнения новой информацией. Вот почему таким значимым в современных условиях

является вопрос организации образовательной деятельности преподавателей.

Главное назначение образовательной деятельности специалиста на этапе послевузовского обучения — повышение уровня личностно-профессионального развития, оптимизация жизненной концепции. А основной эффект развития взрослых в процессе обучения заключается в том, что усваиваемые знания позволяют им на разных этапах жизнедеятельности обогащать свою концепцию жизни, свое видение окружающего мира. По мнению 10, Н. Кулюткина, это дает право назвать развитие взрослого концептуальным1. Важно помнить, что учебная деятельность для взрослого, при всей своей значимости, выступает как вспомогательная деятельность по отношению к основной — трудовой, а потому необходимо создавать специальные условия для ее организации.

Специфика обучения взрослого человека на этапе послевузовского образования обусловлена необходимостью постоянного обновления знаний, умений, навыков не только в профессиональной сфере, но и в социальных областях. Это связано с тем, что профессионал сегодня может быть конкурентоспособным лишь в том случае, если обладает высоким уровнем профессиональной и социально-психологической компетентности. Под социально-психологической компетентностью подразумевается наличие определенных знаний, умений, навыков и характеристик, в том числе умений грамот-

© М. И. Плугина, 2005

но осуществлять руководство людьми, конструктивно разрешать проблемные ситуации, прогнозировать дальнейшее выполнение совместной деятельности и принимать ответственные решения, стимулировать себя и других на выполнение конкретных задач, учитывать индивидуальные особенности тех, кто выполняет совместную деятельность, и т. д. Необходимость владения названными умениями подтверждается тем, что практически во всех учебных заведениях для взрослых на этапе послевузовского образования (ФПК, аспирантура, краткосрочные курсы и т. д.) кроме повышения, совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков осуществляется и формирование психологической компетентности.

Исследователи отмечают, что непрерывное повышение профессиональной и социально-психологической компетентности на этапе последипломного образования вызвано следующими обстоятельствами:

— появлением в жизни взрослого человека проблем, решение которых требует от него дополнительного приобретения знаний, умений, навыков, опыта деятельности, смены установок, объективно становящихся источником мотивации к обучению;

— наличием у людей любого возраста своих информационных запросов;

— способностью человека к обучению независимо от возраста, в силу природной динамики структур, отвечающих в организме за процессы обновления информации и позволяющих компенсировать последствия возрастного ослабевания, затухания ряда познавательных функций;

— накоплением каждым из нас в ходе жизнедеятельности опыта, способного становиться содержательной основой образования для других и для себя (при условии его осмысления)2.

Из перечисленного выше видно, что огромное значение для решения задач профессионально-личностного развития

специалиста, его обучения в системах повышения квалификации имеет способность человека анализировать собственные потенциалы (интеллектуальные, физические, нравственные и пр.). Осуществление личностной рефлексии возможно при наличии определенных знаний в области психологии человека (психологической и аутопсихологической компетентности).

Необходимо отметить тот факт, что психологические знания нужны современному специалисту в любой профессиональной сфере, но особое значение они приобретают в педагогической деятельности. Это обусловлено тем, что психологическая компетентность является неотъемлемой составляющей педагогического мастерства, а психологическая культура — важной составляющей общей культуры преподавателя.

Анализ личности и деятельности преподавателя обнаруживает, что его обращение к психологическим знаниям определяется прежде всего осознанием того, что психологическая компетентность — составная часть профессиональной педагогической компетентности. Кроме того, включение психологического знания в систему повышения профессиональной компетентности показывает, что психологические знания позволяют оптимизировать профессиональную деятельность и сформировать аутопсихологическую компетентность. Здесь также важен и тот факт, что педагогическая деятельность способствует формированию стереотипа: педагог должен уметь строить эффективные отношения не только в профессиональной, но и в других сферах жизнедеятельности, и т. д. Все это делает необходимым постоянное обновление и академических, и социально-психологических знаний. В данном случае речь идет о преподавателях высшей школы, которые не только в силу собственной потребности, но и в силу различных обстоятельств чаще, чем специалисты других профессий, включаются в различные виды и формы обучения.

В исследованиях И. А. Колесниковой высказывается сожаление относительно того, что в нашем обществе по-прежнему существует социальный стереотип восприятия образования как чего-то для других, для внешнего предъявления (на уровне аттестата, свидетельства или иного документа), тогда как на самом деле оно необходимо для создания собственного неповторимого образа3.

При создании своего неповторимого образа взрослый ориентируется прежде всего на собственную самооценку, на имеющиеся интеллектуальный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный потенциалы. Но для этого человек должен обладать достаточным уровнем не только житейских, но и научных психологических знаний, что, в свою очередь, способствует формированию аутопсихологической компетентности и развитию потребности в познании других. Вот почему сегодня все больше актуализируются вопросы, связанные с осуществлением психологизации образовательной деятельности взрослых на этапе послевузовского обучения (в первую очередь речь идет о преподавателях вузов).

Включение психологического знания в систему непрерывного образования, признание его значимости и важности для самого человека, выделение психологического образования как необходимого спутника становления личности на этапах зрелости позволят усилить потребность взрослой личности в самосовершенствовании, сформировать более высокую и устойчивую мотивацию к учебной деятельности на протяжении всей жизни. Использование психологических знаний в процессе обучения взрослых может способствовать обогащению жизненной концепции, формированию собственного видения окружающего мира. Влияние обучения на деятельность взрослого проявляется не только в том, что взрослый ученик применяет на практике (в частности, в профессиональной деятельности) те или иные конкретные знания, но и в том, что у него развивает-

ся умственная самостоятельность. В результате повышается профессиональная компетентность, формируется активная жизненная позиция личности: соответствующее отношение к труду, стремление к познанию людей и установлению взаимоотношений с ними.

В контексте обозначенной проблемы были проведены экспериментальные исследования с целью вывить отношение преподавателей высшей школы к психологическим знаниям, определить их важность для осуществления профессиональной деятельности. Испытуемыми стали преподаватели, включенные в обучение на ФПК.

Всем слушателям ФПК, которые выбрали для повышения квалификации такое направление, как «Психология», был задан ряд вопросов.

На вопрос «Каковы мотивы изучения психологической науки?» ответы респондентов распределились таким образом (%):

— повышение профессионального мастерства — 45,2;

— познание других — 27,8;

— построение эффективных отношений в семье — 27,8;

— улучшение межличностных отношений — 18,2 и т. д.

На второй вопрос «Что мне может дать наука психология?» были получены следующие ответы (%):

— знания, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности — 36,5;

— умение строить взаимоотношения с другими людьми — 27,2;

— умение разобраться в себе, в собственных проблемах — 20,4;

— навыки эффективного общения с окружающими людьми — 15,9;

— пути выхода из конфликтных ситуаций — 8,4 и т. д.

Как видно, наибольшую значимость для слушателей ФПК психология имеет в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Отвечая на вопрос «Как Вы оцениваете свои знания в области психологи-

ческой науки (оцените по 5-бальной системе)?», 5 баллов поставили себе 9,3 % испытуемых; 4 — 27,8; 3 — 17,7; 2 балла — 45,2 %. Анализ полученных результатов дает возможность сделать выводы о том, что педагогическая деятельность, предъявляя к преподавателям высокие требования, позволила сформироваться определенному уровню психо-лого-педагогической компетентности: третья часть испытуемых (37,1 %) поставили себе положительные оценки (4 и 5 баллов). Но наблюдения и беседы с преподавателями показывают, что это относится прежде всего к житейскому уровню психологической компетентности и опыту, выработанному в процессе осуществления профессиональной деятельности методом «проб и ошибок». Данный вывод подтверждается тем, что почти половина испытуемых (45,2 %) оценили свои знания в области психологии на 2 балла.

Следующий вопрос «Каковы ваши прогнозы относительно изучения и дальнейшего использования психологических знаний?» был нацелен на выявление потребностей преподавателей в дальнейшем изучении психологии. Ответы испытуемых распределились следующим образом:

— 45,2 % отметили необходимость дальнейшего совершенствования психологической компетентности как составляющей профессиональной компетентности, не выражая четкой собственной позиции;

— 32,6 — затруднились в выборе ответа;

— 22,2 % готовы и дальше совершенствоваться в этой области, чтобы более глубоко знать психологию человека (изъявили готовность участвовать в научных конференциях, семинарах, заниматься научно-исследовательской деятельностью и пр.).

Из ответов видно, что почти половина опрошенных (45,2 %) считают необходимым и важным совершенствование психологических знаний для повышения

профессионального мастерства. Но беседы с испытуемыми показали, что в ближайшее время они не намечают конкретной цели, связанной с решением данного вопроса, и не готовы к дальнейшей образовательной деятельности в этом направлении. Третья часть испытуемых (32,6 %) затруднились в выборе ответа. В процессе беседы с ними было выявлено, что, несмотря на имеющийся интерес к психологии, понимание ее значимости для профессиональной деятельности и личной жизни, преподаватели не считают возможным для себя совершенствоваться в данной области. И только 22,2 % респондентов готовы и дальше совершенствовать психологическую компетентность. Из бесед с испытуемыми обнаружилось, что некоторые из них занимаются изучением научных проблем в области психологии и педагогики и собираются писать диссертационные работы. Другие являются активными участниками научных семинаров и конференций по психолого-педагогическим проблемам и проблемам, связанным с образованием в высшей школе. Интерес к психологии ряд слушателей объясняют потребностью не только в профессиональном, но и в личностном самосовершенствовании.

Вопрос «На каких проблемах при изучении психологии необходимо остановиться более подробно?» позволил скорректировать образовательный процесс в системе ФПК по направлению «Психология». Были получены такие ответы: психология профессиональной деятельности; психология личности преподавателя и студента; психология возрастного развития; психология общения и конфликтов; психология и физическое здоровье; самоконтроль и саморегуляция; мотивация деятельности; психология творчества и т. д. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что для тех, кто определился с системой и направлением повышения квалификации, более предпочтительными являются вопросы, связанные с психологией профес-

сиональнои педагогической деятельности. Отсюда интерес к проблемам субъектов образовательной деятельности: личность преподавателя и студента, мотивация познавательной деятельности, регуляция психических состояний, психология юношеского возраста и пр.

Проведенные исследования дают возможность говорить о том, что в педагогической деятельности знания о мире психических явлений человека позволяют преподавателю оптимизировать образовательный процесс, решить зада-

чи личностно ориентированного обучения, выработать индивидуальный стиль деятельности, построить более эффективные отношения в системе «преподаватель — студент», наметить перспективы профессионально-личностного роста и т. д.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М., 1985.

1 Там же ; Колесникова И. А. Основы андрого-гнки / И. А. Колесникова. М., 2003.

3 См.: Колесникова И. А. Указ. соч.

Поступила 18.05.05.

ФОРМИРОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Ж. Р. Хайруллов, проректор по жизнеобеспечению Толъяттинской государственной академии сервиса, доцент

В статье рассматриваются педагогические основы формирования самоактуализации личности в профессиональной направленности. Автором анализируются различные подходы к феномену самоактуализации: с позиций мотивационной и процессуальной готовности личности.

На современном этапе развития общества центр тяжести в преподавании постепенно перемещается от функции передачи знаний к управлению познавательной деятельностью. Это предполагает широкое использование современных форм и методов учебной работы, стимулирующих формирование у учащейся молодежи творческих качеств и воспитывающих у них потребности в непрерывном самообразовании.

Образовательная цель подготовки творческих личностей, уточненная понятием «самоактуализация», требует обращения к механизму перевода внешних по отношению к субъектам образовательного процесса знаний в сферу их потребностей. Однако на сегодняшний день эта проблема в педагогической теории и практике недостаточно разработана.

В последнее время появились исследования, посвященные проблемам выявления и профессиональной актуализации устойчивых интегральных личностных

особенностей учителя, которые регулируют педагогическую деятельность (В. А. Сластенин, А. К. Маркова, Г. С. Пьянкова, В. П. Саврасов). Раскрыты общие механизмы регулирующего воздействия индивидуальных особенностей личности на ее деятельность (В. С. Мерлин, В. И. Секун, Е. В. Андриенко, Е. А. Ларина). В некоторых из этих исследований феномен самоактуализации рассматривается с позиции мотивационной готовности учителя (самоактуализация в широком смысле), в других — с позиции процессуальной готовности (самоактуализация в узком смысле). Выявление двух разноуровневых направлений изучения самоактуализации является условным, поскольку охватывает обе стороны одного феномена, которые, следовательно, нужно изучать в диалектическом единстве. Поэтому мы считаем возможным оперировать понятием «профессиональная самоактуализация», которое включает в себя самоак-

© Ж. Р. Хайруллов, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.